К
«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.
Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию,
при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив)за неё лёгкую фигуру.
Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде
присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер).
Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры
на доску.
«Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника.
Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии
большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).
Пешка в шахматах ходит прямо, но бьет по-диагонали
Ход пешки в шахматах интересен тем, что в начале игры она может пройти два поля или одно (как решит игрок), но все последующие передвижения пешки ограничены одной клеткой. Также пешка отличается тем, что по-разному ходит на пустые поля и при атаке, когда бьет.
В мирное время ей позволено ходить исключительно вперед. А чтобы срубить вражескую фигуру, пешке необходимо сходить по диагонали, причем тоже только вперед.
Кроме того, пешка вовлечена в целых две разновидности специальных ходов, которые мы рассмотрим дальше. Поэтому, несмотря на то, что это самая слабая фигура, она может сыграть важную роль. В игре конфигурация пешек на поле влияет на многие факторы.
Например, контроль за центральной областью доски, который является основополагающим принципом.
Первые ходы в шахматах, как правило, принадлежат пешкам
Это важно для дальнейшего развития фигур, стоящих позади. Все распространенные дебюты (открывающий этап игры) начинаются именно так
Полифазный сон: выход из ситуации или самообман?
Для человека, который имеет обычную потребность во сне, но хочет выспаться за 4 часа, есть единственный способ реализовать свою задумку – это перейти на полифазный сон.
Конечно, можно просто ограничить свой ночной сон 4-мя часами, но практика показывает, что спать столько времени можно, а вот высыпаться – вряд ли. Несколько суток — и дело закончится засыпанием в самый неожиданный момент – например, сном на рабочем месте с обильным пусканием слюны на клавиатуру компьютера. Или «отключкой» за обедом и ожогами лица от супа – кто знает, где вы поддадитесь чарам сна!
А полифазный сон – это пусть и не панацея, но, по крайней мере, надежда на сохранность работоспособности и умственных процессов. Официальных исследований полифазного сна не проводилось (и сомнологи не рекомендуют его применять!), однако есть люди, которые ведут такую практику. Было даже предложено несколько режимов полифазного сна.
Режим Dymaxion: человек каждые 6 часов спит по полчаса.
Режим Uberman: сон каждые 4 часа по 20 минут. Примерно такой прием использовал в свое время Леонардо да Винчи – правда, считается, что он спал чаще и по 15 минут.
Режим Everyman: ночью сон по 1,5-3 часа, днем – 3 раза через равные промежутки времени по 20 минут.
Режим Tesla: 2 часа ночью, 20 минут днем.
Режим Siesta: 5 часов ночью и 1,5 часа днем.
Многие люди, желающие узнать, как быстро выспаться, выбирают и реализуют на практике полюбившиеся им схемы. В Интернете полно сообществ, групп, сайтов, обсуждений, посвященных полифазному сну и собирающих его последователей, делящихся опытом и успехами.
Удается ли им спать по 4 часа и высыпаться? Зачастую да. Наибольших успехов люди достигают в схеме «один ночной сон и один дневной». Притом они не обязательно следуют поминутному расписанию вышеприведенных режимов, иногда любители техники полифазного сна просто спят по 1,5-2 часа ночью и днем.
Это вполне логично. 1,5-2 часа – это продолжительность одного цикла сна. По истечении этого времени человек находится в фазе поверхностного сна, в момент, когда ему легче всего проснуться и перейти к бодрому состоянию, которое сохранится на несколько часов. Если потом поспать еще такое же время, это помогает получить очередной заряд бодрости. Таким образом, постепенно «перебиваясь» небольшими порциями сна, человек ведет приемлемое существование.
Название шахматных фигур с картинками
Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.
Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.
Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слон
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Конь
Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.
Стратегия
Относительное значение
Ладья стоит примерно 5 пешек . В общем, ладьи сильнее слонов или коней (которые называются второстепенными фигурами ) и считаются более ценными, чем любая из этих фигур почти на две пешки, но менее ценными, чем две второстепенные фигуры примерно на пешку. Обычно считается, что две ладьи стоят немного больше, чем ферзь (см. Относительную ценность шахматной фигуры ). Выигрыш ладьи за слона или коня называется выигрышем в размене . Ладьи и ферзи называются тяжелыми или , в отличие от слонов и коней, меньшими фигурами.
Разработка
В дебюте ладьи блокируются другими фигурами и не могут сразу участвовать в игре, поэтому обычно желательно соединить ладьи на первой путем рокировки с последующей очисткой всех фигур, кроме короля и ладей первой линии. В этом положении, грачи поддерживают друг друга и могут легко перемещаться , чтобы занять и контролировать наиболее благоприятные .
Общей стратегической целью является ладьи на первой горизонтали открытой вертикали (т. Е. Без препятствий для пешек любого из игроков) или на полуоткрытой вертикали (т. Е. Без препятствий для дружеских пешек). С этой позиции ладья относительно не подвержена риску, но может контролировать каждое поле вертикали. Если одна вертикальная линия особенно важна, игрок может продвинуть одну ладью на нее, а затем поставить другую ладью позади, удвоив ладьи.
Ладья на седьмой горизонтали (вторая ступень соперника) обычно очень сильна, так как она угрожает непродвинутым пешкам и подолам противника во вражеском короле. Ладья на седьмой горизонтали часто считается достаточной компенсацией за пешку ( : 586). В позиции, изображенной на диаграмме из партии Льва Полугаевского и Ларри Эванса , ладья на седьмой горизонтали позволяет белым сыграть вничью , несмотря на то, что у них нет пешки ( : 102–3).
Двух ладей на седьмой горизонтали часто бывает достаточно, чтобы добиться победы или, по крайней мере, ничьей путем постоянного шаха .
Белая ладья на 7-й строчке Полугаевский – Эванс, 1970 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход белых, ничья
Соединение черных ладей на 7-й строчке Чигорин – Стейниц, Гавана 1892 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход черных, 32 … Rxh2 +, и белые сдаются, видя, что 33.Kg1 Rdg2
Эндшпиль
Ладьи наиболее сильны в конце игры (то есть в эндшпиле ), когда они могут двигаться без препятствий для пешек и контролировать большое количество полей. Они несколько неуклюжи в удерживании пешек противника от продвижения в продвижение, если только они не могут занять вертикальную линию позади наступающей пешки. Кроме того, ладья лучше всего поддерживает дружескую пешку в направлении ее продвижения из-за ее спины на той же вертикали (см. Правило Тарраша ).
В позиции с ладьей и одной или двумя второстепенными фигурами против двух ладей, как правило, в дополнение к пешкам и, возможно, другим фигурам – Лев Альбурт советует игроку с единственной ладьей избегать обмена ладьи на одну из ладей своего соперника ( : 44).
Ладья – очень мощная фигура для матов . Ниже приведены несколько примеров ладейных матов, которые легко форсировать.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат с двумя ладьями или шах ладдерный мат
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат король и ладья. Король и ладья работают вместе, чтобы подтолкнуть вражеского короля к краю доски, где ему можно поставить мат.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат на заднем ряду
Л
Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны
не обнаруживают до конца своих намерений.
«Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона).
Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего
подобный размен сильнейшей фигуры.
Лёгкая партия — партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).
Ловушка — один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника,
который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
Виды и названия
На шахматной доске располагаются 6 видов фигур. Это ферзь (королева), король, конь, слон (офицер), ладья (тура) и пешка. Каждому начинающему шахматисту нужно знать, как они называются.
Играть следует вдвоем, один соперник управляет черными фигурами, другой белыми. Каждый игрок имеет в своем распоряжении 16 боевых юнитов: 1 ферзь, 1 король, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 8 пешек.
Король
На поле боя король является самой важной среди шахматных фигур, но одновременно самой слабой. Среди других юнитов, эта наиболее высокая и красивая
На вершине располагается нечто вроде короны.
Продумывая стратегию игры, важно всегда держать короля под надежной защитой, так как успешная атака в его сторону приводит к поражению и называется мат
Ферзь
Данную фигуру еще называют королевой. Она самая сильная на поле боя, сочетает в себе умения ладьи и офицера. В устаревшем арабском шатрандже королева считалась наиболее уязвимой и ходила по диагонали всего лишь на одну клетку. В европейских шахматах ферзь трансформировался в сильнейшую единицу. Внешний вид королевы аналогичен королю, но имеет более низкий рост. На вершине расположен небольшой шарик.
Ладья
Согласно правилам игры, с ладьей можно провести рокировку. Каждому игроку дается по две таких единицы, располагаются они на краях поля.
Ладья — это тяжелая фигура, внешне напоминает круглую башню. Европейское название — тура, что означает крепостная башня. В различных вариациях шахматной игры внешний вид и название ладьи сильно отличались. Например, в чатуранге ее именовали колесницей (ратх). В шатрандже ладья носила название — рух и означало птицу рух (это персонаж из фольклора арабов). На Руси данная фигура выполнялась наподобие судна (ладьи), откуда и возникло привычное нам сегодня название.
Слон
Офицер передвигается диагонально. В старых шахматах слон ходил диагонально через одну клетку и перепрыгивал через стоящие рядом юниты. Учитывая геометрию доски, он может двигаться только по клеткам одного цвета. В зависимости от того, на каком поле расставлены фигуры, они могут быть черными или белыми.
Начиная игру, шахматисты имеют в своем распоряжении по два слона, стоящих на разных по цвету клетках. Как и конь, слон считается легкой фигурой. По высоте офицер ниже ферзя, верхушка оформлена в виде капли. Такой внешний вид напоминает головной убор церковнослужителя. Европейское название слона — bishop, что переводится как епископ.
Конь
Конь — это единственный юнит, который не ходит строго по прямой или диагонали. Данная единица перемещается буквой «Г» или «L», при этом она перепрыгивает союзные или вражеские фигуры. Ход коня не изменился со времен первых шахмат. Каждый игрок начинает партию с двумя конями, размещенными между ладьей и слоном. Эту фигуру сложно перепутать с какой-либо другой, так как она имеет вид конской головы на небольшом пьедестале. Европейское название — рыцарь.
Пешка
Это единственная единица, которая по-разному ходит и атакует. Если во время партии пешка достигает последней горизонтали поля, она становится любой фигурой по усмотрению шахматиста, как правило, игроки выбирают ферзя.
Начиная партию, соперники имеют в своем распоряжении 8 пешек, они располагаются по второй горизонтали и прикрывают более ценные шахматные фигуры. Внешне пешка отличается небольшой высотой, верхушка фигуры украшена шаром.
Несмотря на то, что пешка считается одной из самых слабых фигур на доске, не стоит недооценивать ее роль. Именно эти единицы составляют основу обороны шахматиста.
Как ходит пешка в шахматах
Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед
Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!
Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.
Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.
Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.
Т
Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы.
В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют.
Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей.
К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной
игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом.
Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными.
Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой
после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).
Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию
с каждым участником другой команды.
Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице
результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).
Э
Эстетика шахмат — способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры
позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).
«Эксцельсиор» — разновидность шахматной задачи (этюда), в ходе решения которого пешка из первоначального положения ход за ходом движется
в ферзи.
Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный
путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).
Определение комбинации
Вначале, как обычно, — определимся с термином. Википедия предлагает нам такое определение:
Если чуть проще и своими словами: комбинация – последовательность ходов, задуманная с определенной целью: поставить мат, выиграть материал, «залезть» в пат и так далее. Как правило, с применением жертвы.
В той же Википедии имеется довольно громоздкая классификация комбинаций.
Подобное разнообразие классификаций, нам представляется чрезмерным. Это может увести начинающего шахматиста «не в ту степь»: он начнет подробно изучать эти классификации, вместо того, чтобы потренироваться и порешать упражнения.
Сильный игрок во время партии никогда не думает, как классифицируется его задумка. «Я хочу провести комбинацию на завлечение»- такие мысли никогда не возникают. Я просто хочу выиграть посредством комбинации.
Целью комбинации, конечно, не всегда является мат. Он может быть более скромной. Например:
- Достичь материального преимущества
- Добиться ничейной позиции
Сильный шахматист просто проводит комбинацию и пожинает плоды в виде выигрыша партии, материального перевеса и так далее.
А делает он это благодаря развитому комбинационному зрению. Об этом понятии – чуть ниже, а пока разберем примеры комбинаций.
Д
Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём,
либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать
их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску
на две равные половины.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок).
Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные).
Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством
шахматной доски в целом.
Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Что такое пат в шахматной партии?
Добрый вам день, дорогой друг!
По поводу пата у начинающих шахматистов нередко возникают вопросы. Что означает пат? Это проигрыш или ничья? Надо ли стремиться к пату? И так далее. В этой статье вы узнаете, что такое пат в шахматах и получите ответы на все вопросы.
Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…
Если вы не любите читать, то смотрите видео:
Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).
Определение: пат – это позиция на доске, в которой игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил.
Проще говоря, ему «некуда ходить».
При этом, что важно, — король не атакован, то есть не находится под шахом. Пример:
Пример:
Все поля, куда может сходить черный король, — бьются белыми фигурами. А по правилам, король не может находиться под боем. Пешки черных также не могут двигаться. При этом король черных не атакован. На доске пат.
Что означает пат в партии?
Патовая позиция на доске означает, что партия закончилась вничью. Обычно в такой ситуации споров у игроков не возникает.
Однако бывают и всплески эмоций. Особенность пата в том, что одна из сторон на момент пата обычно имеет большой перевес и уже предвкушает победу. Пат для такого игрока является неожиданностью, что иногда приводит к эмоциональным реакциям.
Рекомендую относиться к этому с пониманием. В самых «тяжелых» случаях, – пригласите судью, он зафиксирует ничью.
Типичные позиции
Самый типичный случай – пат по невнимательности. Например:
Белые дали шах ферзем на с7, черный король ушел в угол.
Белые сыграли Крс5-в6 ??, потирая руки и намереваясь следующим ходом поставить мат ферзем. Однако… у черного короля нет ходов! Что это означает, вы уже знаете. Как не прискорбно для белых, — на доске ничья.
«Вынужденный» пат
Очень частое окончание – король и пешка против короля. Финальная позиция:
У белых выбор невелик – отойти, теряя пешку, или сыграть Крe6-d6 с патом.
Прием «Бешеная ладья»
Что означает столь угрожающая характеристика, проще показать на примере:
У белых на целую ладью больше. Ход черных. Что делать? Дать шах на h5 и выиграть пешку h5? Это не спасет партию. С лишней ладьей белые легко выиграют.
К счастью, ситуация такова, что у черных кроме ладьи, — нечем ходить.
Включаем логику и…. Правильно! Ладью следует пожертвовать!
1… Лg4-g2+!!
Теперь если 2.Крh3:g2 – на доске пат.
А что делать? Если 2.Крh3-h2, то 2…Лg2-g1+!. Или 2.Крh3-h4 Лg2-g3+!
И ладью бить нельзя, — пат, и вырваться к центру доски белый король не может. Ничья.
Прием «бешеная ладья» является типичным, хотя и встречается не так часто на практике.
Однако его нужно знать и помнить. Дабы не допустить превращение ладьи в «бешеную», имея перевес или воспользоваться этой возможностью в худшей позиции, как черные в нашем примере.
Этюдные паты
Изредка в шахматах встречаются паты, к которым можно прийти этюдным путем. Этюды- отдельная тема и мы их будем обсуждать в других статьях. Решение этюдов весьма полезно, в том числе для детей.
Кстати, пример с бешенной ладьей также несет в себе комбинационные этюдные мотивы.
Как залезть в пат?
Специально играть на пат в худшей позиции я бы не советовал. Возможность пата возникает в шахматах не так часто. По моему опыту, может получиться так: вы намеренно ухудшаете свою позицию в надежде на пат, но добиться пата не получается. Так бывает чаще всего.
Просто рекомендую изучить типичные патовые позиции и приемы (например та же «бешеная ладья»). С опытом вы научитесь загодя замечать, когда патовые возможности можно использовать.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Удачного вам дня!