Польза от игры в шахматы
На уровне интуитивном, в полезности шахмат мало кто сомневается. Для большинства этогодостаточно. Однако не все же доверят интуиции. Многие хотят доказательств, так сказать,добытых эмпирическим путем.
Вероятно, с подачи таких «Фом неверующих» были организованы различные наблюдения, тесты,эксперименты. В разное время и в разных странах.
Мы видели только позитивные итоги.
Например, в Бельгии, в 2015 году провели эксперимент по включению шахмат в школьнуюпрограмму в некоторых школах. Итог эксперимента с участием приблизительно 3 тысяч ребят:Почти 25% ускорили умственное развитие, улучшили успеваемость.
Какие конкретно качества развивают шахматы? Давайте пройдемся.
Ответственность. Шахматы – игра индивидуальная. Буквально все зависит от самого игрока. Как подготовился, в том числе психологически. Как играл, выдерживал нагрузку, насколько был внимателен. То есть полная самостоятельность. А она воспитывает ответственность.
Самостоятельность. Кстати о самостоятельности. За шахматной доской вы один на один со всеми вызовами, проблемами, выборами. Все зависит только от вас, от ваших решений. Подсказку не спросишь, в Гугл не заглянешь. Результат партии – результат собственных решений.
Приятие решений. То, что проделывает даже совсем юный шахматист во время игры – процесс постоянного выбора лучшего решения. В теории процесс принятия решения – это уже программа высшей школы. А в шахматах – пожалуйста, тренировка этого важнейшего в жизни навыка уже в детстве. Постепенно процесс принятия решений становится навыком
Думается, мало кто будет оспаривать важность научиться быстро и правильно принимать решения.
Творческий потенциал. Этот самый потенциал есть у каждого
Конечно, он разный и вероятно разнонаправленный, но он есть. До поры до времени, он может никак не проявляться, а может и вовсе не проснуться. Работающие во время игры и занятий оба полушария мозга, приводят последний в оптимальный режим работы. Задача шахмат – «выдать на гора» способности, разбудить творческое начало. Многие ведущие шахматисты разных времен, чемпионы мира, проявляли таланты в различных творческих сферах. Например, Василий Смыслов настолько хорошо пел, что давал концерты. А Марк Тайманов даже на пике шахматной карьеры был известным не только в нашей стране музыкантом.
Управление эмоциями. Это то, что принято называть эмоциональным интеллектом. Точнее, важная его составляющая. Понимать и управлять своими эмоциями, умение «считывать» эмоциональное состояние партнера, — архиважное качество человека. Именно эмоции – спусковой механизм в принятии решений, что бы там не говорили о взвешенности, логике и т.п. Эмоции управляют человеком сильнее, чем разум. Во время игры, особенно в важных партиях, эмоциональный накал очень высок. Со временем накапливается «опыт» в управлении своими эмоциями, что имеет огромное значение в повседневной жизни. Также развивается умение наблюдать за партнером, понимать его эмоции. Это дает возможность предугадывать его решения, сверять свои решения с состоянием партнера. Развитие эмоционального интеллекта во время игры в шахматы происходит самопроизвольно и со временем становится навыком.
Как и где начать заниматься скалолазанием?
Поищите в интернете скалодромы в вашем городе.
Почти на всех коммерческих скалодромах есть услуга «пробное занятие». Лучше всего дать ребёнку возможность сходить на серию пробных занятий, 3-4 тренировки
Важно, чтобы с ним занимались индивидуально, или в маленькой группе таких же новичков. В первый раз много стресса, плюс незнакомое место, и делать выводы по одному посещению — поспешное решение.
Если сразу «закинуть» ребёнка в группу, где занимаются дети, уже долго посещающие тренировки, ему может не понравиться. Просто потому, что тренер уделяет недостаточно внимания в тот момент, когда оно больше всего требуется. Плюс, на фоне детей, у которых получается лучше, он может почувствовать себя аутсайдером.
Так может случиться в бюджетных, государственных секциях, особенно если придти не в начале года, не в новый набор. Я слышал, что процент отсеивания новичков здесь выше, чем в коммерческих клубах, где скалодрому и персоналу важнее удержать маленького клиента.
У нас есть около-скалолазная программа, Детский Скалолазный Кэмп в Крыму. Это хороший способ приобщить маленького человека к природе, к высоте, к спортивной активности, в том числе и к скалолазанию.
В чём польза для детей
Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей
Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:
- эта игра заставляет думать;
- чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
- с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
- желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
- игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.
Разновидности шахмат
Сейчас есть больше 20 разновидностей игры в шахматы. О кое-каких из них поведаем в этой статье.
Традиционный вид. В переводе с Персидского языка шахматы обозначают — «властитель умер». Это один из распространённых подвидов в шахматах. Тут применяется доска в 64 клеточки и 32 фигуры, 16 из которых темные и 16 — белые. Выиграет тот игрок, который поставит мат королю конкурента.
Следующий вид — шахматы Фишера. Модификация Роберта Фишера была создана в 1996 году. Правила очень схожи, как и в традиционных шахматах, но есть и отличия в самом начале игры, а именно — расстановка фигур и рокировка. Пешки присутствуют на доске так же, как в традиционных шахматах. Слоны — на клеточках различных цветов, а король — меж ладьями. Другие фигурки устанавливают в случайном порядке. Темные располагают в зеркальном отблеске к белоснежным.
Ещё один вид — русский. Так играли на Руси в IX-Х веках. Позднее их запретили, а затем они были заменены традиционными. Смогли возродиться они лишь в 1997 году, в это время была организована Межнациональная федерация по русскому виду шахмат. В данном виде фигурки именуются таврелями. Постановка фигур, рокировка и критерии перемещения, как в традиционном виде шахмат. Есть здесь и особенная фигура — Хелга.
Следующий вид — Шведские шахматы. В них играют 2 команды, по 2 игрока с каждой стороны. Федерация Шведских шахмат была замечена в 2007 году. Эта игра происходит на двух досках. Сберегаются критерии традиционных шахмат.
Ещё один из подвидов — Мини-шахматы. Выдумал их математик из Великобритании Мартин Гарднер. Игра протекает на малехонькой доске объемом 5х5. Применяются все традиционные фигуры, но лишь в одиночном экземпляре.
Что стоит знать?
Шахматы – невероятно увлекательная, интересная и достаточно сложная настольная игра. Она способствует развитию у взрослых и детей логики, пространственно-образного мышления и интеллекта. Кроме того, в процессе игры формируется сосредоточенность, внимательность и усидчивость, чего очень часто не достает малышам в раннем возрасте.
Учим с нуля
Итак, учим ребенка играть в шахматы. С чего начать? В первую очередь, подберите красивые сувенирные шахматы, которые смогут заинтересовать кроху. Покажите малышу все фигуры, в шутливой форме объясните, какие функции выполняет каждая из них, после чего продемонстрируйте ему поле битвы – шахматную доску.
Если ребенок категорически не хочет использовать доску, но ему нравится просто играть с фигурами, лучше уберите их подальше и достаньте попозже, когда кроха немного подрастет. Далее, используя доску, нужно продемонстрировать малышу, как ходят пешки и другие фигуры, и как правильно «есть».
Для начинающих детей играть в шахматы можно одними пешками. Уберите все остальные фигуры и предложите ребенку довести его пешки до вашей стороны поля. Ваша задача, соответственно, — переправить свои фигуры на сторону малыша. Естественно, вначале лучше поддаться карапузу, чтобы он не расстраивался.В противном случае после одного-двух проигрышей у крохи отпадет всякое желание играть.
Через некоторое время, когда малыш освоит эту игру, добавьте ладьи и повторите партию с двумя разными фигурами. Так, постепенно, добавляйте на поле и другие элементы. Наконец, когда вы введете в игру короля, следует объяснить ребенку, в чем заключается истинный смысл игры в шахматы.
Учимся просчитывать на ход вперед
На начальных этапах тренировки в детских шахматных секциях больше направлены на изучение и запоминание правил игры. Главная задача – научится сопоставлять фигуру и ее возможности
Закреплению каждого периода обучения должно уделяться особое внимание, только тогда, когда один этап прочно усвоен, можно приступать к следующему
После того, как ученики освоили азы шахматного искусства, нагрузка на них возрастает. Дети начинают выполнять упражнения, решать задачи, сложность которых со временем растет. Плавный переход от простого к сложному – это основа обучения шахматам
Важно не перегружать ученика во время занятий, чтобы не отбить у него интерес к этому прекрасному виду спорта
Впоследствии подобное внимание к процессу обучения вознаградится высокими результатами тренировок
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек
Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
Интеллектуальные навыки
Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление
Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.
Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.
Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.
При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению
Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться. Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е
умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы
Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.
Научные исследования
В нескольких странах провели исследования, в результате которых было доказано, что введение в общеобразовательный курс обучения шахматам повышает интеллектуальный уровень. Показатели учебы могут стать значительно выше, если ученики в начальной школе начнут заниматься шахматами. В Нью-Йорке провели эксперимент, в ходе которого дети, которые занимались игрой в шахматы, показывали лучшие результаты по таким предметам, как иностранный язык, математика.
Исследование, которое проводили канадцы, доказывает, что в младших классах обучение математики проходит значительно легче, материал усваивается лучше, если в школьную программу включить обучение шахматам.
Вред шахмат для детей и взрослых
Теперь пару слов о недостатках. Слово «вред» употреблять как-то не хочется. Не очень оно уместно.
Скорее, правильно говорить о некоторых проблемах, которые могут возникать при занятиях шахматами. Даже не проблемы, а минусы, которые можно сгладить.
Отсутствие физической активности
Шахматы, конечно, малоподвижная игра.
Однако, затраты энергии достаточно высоки. Серьезные, ответственные партии могут отнимать сил не меньше, чем полновесный кросс. Известны случаи, когда шахматист терял полтора-два кило за партию.
Впрочем, малоподвижность не такая уж и проблема, откровенно говоря
Важно только следить за осанкой. Особенно это важно для детей
И ничего не мешает сделать пробежку до игры или поиграть в футбол.
Да и во время игры не возбраняется встать из-за столика и пройтись по турнирному залу.
Чрезмерная вовлеченность
Чувство меры важно в любом деле. Шахматы не являются исключением
Увлечение шахматами не должно стать самоцелью. Стремление во что бы то ни стало стать чемпионом, может привести к перегрузкам и разочарованиям.
Неудачи, а без них не обойтись никак, — становятся фатальными, мир рушится. Результат — нервный стресс и может пропасть желание заниматься шахматами вообще. Такое приходилось наблюдать и довольно часто
Важно понять, что шахматы правильнее воспринимать как игру, способствующую развитию личности, нежели как способ самоутверждения в жизни
* * *
Для того, чтобы на чаше весов польза от занятий шахматами безоговорочно перевешивала недостатки, важно принять правильные установки и рационально организовать процесс занятий. Еще раз повторим:
Еще раз повторим:
Ещё порция полезных советов для родителей
Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.
Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка
После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его
Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры, да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.
Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.
При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.
Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.
Методики обучения
Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями
Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:
Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»)
Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.
Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.
Улучшает концентрацию
Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.
Учит планированию и предусмотрительности
Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Тренировка памяти и концентрации внимания
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе
Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее
Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы)
Шаг 4. Следим за режимом
У юных спортсменов обычно нет проблем с дисциплиной. Но иногда усталость и подростковая лень берут верх.
Не стоит запрещать тренировки из-за плохих оценок. Такое наказание может убить тягу к знаниям. Напротив, старайтесь подогревать мотивацию ребёнка — хвалите его даже за незначительные успехи в учёбе.
Когда ребёнок начинает забывать об уроках, и начинает казаться, что спорт мешает учёбе, хорошо работают истории прославленных спортсменов.
Великий советский гимнаст Николай Андрианов чуть не бросил спорт через месяц после начала занятий. Было трудно совмещать со школой, мама болела, а во дворе ждали мальчишки. Если бы не тренер Николай Ткачев, не видать нам семикратного олимпийского чемпиона. Тренер не просто поддерживал своего подопечного, а даже делал с ним уроки.
Виды шахмат
Сегодня существует более 20 вариантов игры в шахматы. О некоторых из них расскажем подробнее.
- Классические шахматы. С персидского шахматы переводятся как «властитель умер». Самый распространенный вид шахмат. Здесь используется доска в 64 клетки и 32 фигуры: 16 черного и 16 белого цвета. Победу одерживает игрок, поставивший мат королю соперника.
- Шахматы Фишера. Модификация Роберта Фишера появилась в 1996 году. В целом правила как у классических шахмат, но существуют свои особенности в начальной расстановке фигур и рокировки. Пешки находятся на доске как в классических шахматах. Слоны — на клетках разных цветов, а фигура короля — между ладьями. Остальные фигуры ставят в случайном порядке. Черные располагают в зеркальном отражении к белым.
- Русские шахматы. В них играли на Руси в 9-10 веках. Позже были запрещены, а потом замещены классическими шахматами. Возродились в 1997 году, тогда появилась Международная федерация по русским шахматам. В этом варианте фигуры называются таврелями. Постановка фигур, рокировка и правила передвижения как в классических шахматах. Здесь имеется особая фигура — Хелга.
- Шведские шахматы. В них играют две команды, по два игрока в каждой. Федерация Шведских шахмат появилась в 2007 году. Игра происходит сразу на двух досках. Сохраняются правила классических шахмат.
- Мини-шахматы. Придумал математик из Англии Мартин Гарднер. Игра проходит на маленькой доске размером 5×5. Используются все классические фигуры, но только в единичном экземпляре.
Ушу для детей, что это за вид спорта
Ушу – это общее название ряда боевых дисциплин, родом из Китая. Занятия ушу включают в себя спортивные упражнения, дыхательную гимнастику, разучивание приемов самообороны и основы духовного развития. Этот вид спорта оказывает положительное влияние на физическое, психическое и умственное развитие, именно поэтому в секцию можно отдавать детей в совсем юном возрасте.
В целом можно сказать, что ушу – это отшлифованная веками комплексная система саморазвития и самосовершенствования. На занятиях детей учат владеть своим телом, самообороне, навыкам работы с оружием, навыкам ментального самоконтроля и основам восточной философии.
С какого возраста можно учить играть
Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года
Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.
Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.
Польза игры – подтверждение исследованиями
Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.
Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.
В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.
Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.
Виды, стили ушу для детей
Ушу бывает двух видов – оздоровительное и спортивное.
Оздоровительное ушу – это комплекс упражнений, нацеленный на укрепление здоровья. Этот вид рекомендуется детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, заболеваниями сердца и аутоиммунными болезнями. Гимнастика ушу доступна в любом возрасте.
Спортивное ушу – это полноценный вид спорта, который включает в себя более 100 стилей, самые популярные из них:
- Шаолиньцюань – стиль шаолиньских монахов, особенность стиля – зрелищные акробатические трюки и мощные молниеносные удары;
- Танланцюань – второе название «Стиль богомола». Был создан шаолиньским монахом Ван Лан после наблюдения схватки богомола с противником;
- Тайцзицюань – стиль отличается мягкостью и плавностью движений и применяется в качестве оздоровительной гимнастики;
- Багуачжан – в этом стиле удары наносятся ладонью, а каждое движение плавно вытекает из предыдущего;
- Цайлифо – стиль отличается преобладанием ударов ногами и ребром ладони в прыжке;
- Хунгар – отличается высокой боевой эффективностью, что определяет его эффективность в западных странах.
Также ушу можно разделить на боевые контактные виды саньда и бесконтактные ушу-таолу. Для начинающих детей лучше отдать предпочтение менее агрессивному стилю с наименьшим риском травматизма.