Урок шестнадцатый. линейный мат двумя ладьями

Линейный мат в шахматах

Линейный мат двумя ладьями одинокому королю можно назвать самым простым матом в шахматах. Принцип его в том, чтобы одной из ладей отсечь короля соперника на край доски, ограничивая его передвижения одной линией, для того, чтобы вторая ладья могла объявить мат. Посмотрите видео выше, чтобы во всем разобраться, либо продолжите чтение данной статьи.

Начальная позиция для линейного мата представлена на диаграмме.

Короля черных можно «загнать» на любой из четырех краев доски. В данном случае быстрее поставить мат получится на 8-й горизонтали. Задача состоит в том, чтобы отнять у короля 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю горизонтали.

1.Лa4 Крe5 2.Лc5+ Крd6

Одна ладья отнимает у короля 4-ю линию, другая объявляет шах по 5-й и вынуждает отступить короля на 6-ю горизонталь. При этом король нападает на ладью. Белым просто нужно отвести ладью подальше, сохраняя под контролем 5-ю горизонталь:

3.Л h 5 Кр c 6

Отнимая у короля уже 6-ю линию, король снова нападает. Снова отступаем подальше. И отступаем так, чтобы не только сохранить контроль горизонтали, но и не мешать второй ладье следующим ходом объявить шах и продолжить механизм отсечения:

4.Л a 6+ Кр b 7 5.Л g 6 Кр c 7 6.Л h 7+ Кр d 8

Белые добились своей цели – король черных на 8-й горизонтали. Теперь они с легкостью ставят мат:

7.Л g 8#

Для того, чтобы король имел меньше возможностей напасть на ладьи, можно сразу отвести ладью c 3 на h 3:

1.Лh3 Крe4

И дальше по аналогии с уже приведенным вариантом:

2.Лa4+ Крf5 3.Лh5+ Крg6 4.Лb5 Крf6 5.Лa6+ Крe7 6.Лb7+ Крd8 7.Лa8#

Справедливости ради стоит отметить, что в изначальной позиции быстрее мат можно поставить, подключив своего короля:

1.Л a 5+ Кр d 4 2.Л ac 5 Кр e 4 3.Кр g 2 Кр d 4 4.Л3 c 4+ Кр e 3 5.Л d 5 Кр e 2 6.Л e 4#

Такой мат уже не будет называться линейным.

Как вы знаете, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона, поэтому соорудить линейный мат можно также ладьей и ферзем или двумя ферзями.

Источник

Примеры мата пешкой

Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.

Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:

1.b6-b7 мат

Просто, и со вкусом.

Мат со взятием

Это уже с небольшим выкрутасом.

Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат

Мат через битое поле

Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:

Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!

 1…g7-g5??

К сожалению для черных, их план оказывается утопией.

1.h5:g6 мат.

Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.

Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.

Мат одновременно с превращением

Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!

1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.

Три в одном

Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.

1…g7:а8ФХ

Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!

Довольно просто, красиво и эффективно.

Спертый мат пешкой

Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.

Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:

1.h6-h7X

Орден посмертно

«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.

В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.

1.g4-g5+!

1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат

Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.

Упражнение

В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.

И в заключение:

Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.

Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.

Как взрослому человеку научиться играть в шахматы

Как начать, какого преподавателя выбрать, какие книги читать и фильмы смотреть, если в одно прекрасное утро вы проснулись с желанием превратить свою пешку в ферзя.

Если вам предложат играть в шахматы — никогда не говорите: «Не умею». Скажите: «Умею, но не хочу».

Мое желание научиться играть в шахматы появилось именно после такой ситуации. Правда, сказать «умею» я смогла, а вот продолжить «но не хочу» не получилось. Пришлось играть. Несколько оглушительных поражений после коротких партий дали понять: знания правил игры недостаточно, чтобы выиграть. Было ещё что-то, о чём знали только шахматисты. То, что помогало им видеть доску под другим углом, словно заглядывать в будущее и разочарованно комментировать: «Ну что же ты наделала!». Захотелось узнать этот секрет, и я решила понять…

Виды математических методов исследования: таблица

К математическим методам исследования относят разные типы методологических приёмов. В таблице мы собрали наиболее популярные и разделили их на три группы:

Эмпирические методы Логические методы Специальные методы
метод наблюдения метод сравнения метод регистрации
метод экспериментального опыта метод описания метод ранжирования
  метод анализа метод шкалирования
  метод синтеза метод математического моделирования
  метод обобщения метод уравнений и неравенств
  метод специализации метод геометрических преобразований
  метод абстрагирования метод дифференциальных и интегральных исчислений
  метод конкретизации метод статистических испытаний
    метод линейного программирования
    метод теории игр

Общенаучные логические методы в математике

Логические методы используются в математических работах, чтобы обосновать основные теоретические тезисы и практические результаты.

Метод сравнения

Данный метод помогает сравнивать по чётким параметрам математические объекты, между которыми существуют какие-либо связи. Благодаря этому подходу можно выявлять различия и схожесть.

Метод описания

Метод описания часто применяют совместно с другими. С его помощью описывают вычисления, происходящие процессы и теоретические обоснования.

Метод анализа и синтеза

Эти два метода стоит рассматривать вместе. Исследователи применяют анализ, чтобы разбирать целое на части, а синтез — чтобы из отдельных частей получать целое. Такой подход помогает проникнуть в суть изучаемых явлений и приходить к новым результатам.

Метод обобщения и специализации

Данный метод является способом находить общее свойство, присущее разным математическим явлениям. А метод специализации действует наоборот — с его помощью выделяют одно определённое свойство из большого множества, которые присущи объекту.

Метод абстрагирования и конкретизации

Эти два исследовательских метода можно спутать с предыдущими. Однако они имеют свою специфику:

  • метод абстрагирования помогает мысленно сосредотачиваться на существенных свойствах изучаемого объекта;
  • метод конкретизации — фиксирует конкретную сторону объекта, который изучается.

И абстрагирование, и конкретизацию, как правило, применяют вместе.

Напарник ласточкин хвост (товарищ Козио)

Типичный помощник ласточкин хвост
а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

После 1.Qh6 + черные вынуждены играть 1 … Kg3.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Затем белые ставят мат 2.Qh2 #.

Мат « ласточкин хвост» — распространенный метод мата, также известный как мат Козио, названный в честь исследования Карло Козио, опубликованного в 1766 году. Он включает в себя ловушку черного короля по показанной схеме. Не имеет значения, как поддерживается ферзь, и не имеет значения, какие две другие фигуры у черных длинные, если ни один из них не является незакрепленным конем. См. Также .

Г[]

  • Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
  • Гарде́ (Шаблон:Lang-fr «берегите(сь)») — нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).
  • Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разного уровня мастерства, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
  • Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Мат по последней горизонтали

Один из самых часто встречающихся матов в шахматах — мат по последней горизонтали. Обычно его ставит именно ладья, в ситуации, когда у рокированного короля соперника нет форточки и его линейные фигуры покинули последнюю горизонталь.

Что такое форточка?
Форточкой называется продвижение одной из пешек перед рокированным королем, чаще всего пешки h, на одну клеточку, чтобы дать королю путь отступления от шаха по последней горизонтали.

В позиции на диаграмме одна из ладей все же прикрывает своего короля, но этого недостаточно: у белых на открытой линии сдвоены две ладьи. Белые ставят мат в 2 хода:

  1. Ле8 Ле8

  2. Ле8 мат.

Отметим, что если бы на поле е2 стоял ферзь, то белые провели бы ту же идею, на первом ходу пожертвовав ферзем.

Как защититься от детского мата?

Чтобы защититься от детского мата, достаточно совершить1 действие, которое будет нестандартным в данной ситуации. Любое смещение позиций приведет к тому, что поставить такой шах и мат так быстро не удастся.

Можно разобрать пример, когда вы все-таки допустили постановку ферзя на позицию h5. В этом случае просто переместите своего ферзя на позицию f6. Это позволит заблокировать следующие шаги противника. Да, данный способ не будет идеальным, и лучше даже не доводить до этой ситуации. Но из него можно выжать для себя быстрый положительный исход. Отталкиваясь от следующего хода, вам необходимо поставить слона на позицию c5, чтобы самому создать аналогичную ситуацию, которая может привести к ответному мату.

Если вы действуете от обороны, то всегда можно поставить и пешку на g6, чтобы атаковать белого ферзя. В любом случае, такие действия приведут к тому, что позиции соперника будут заметно слабее ваших и ему придется отступать. При этом, защита пешкой на g6 возможна только в случае, если с самого начала партии ваш конь стоит на позиции c6.

Есть и другие варианты защиты. Вы можете нестандартно сыграть на первом ходу. Не обязательно отвечать белой пешкой e2-e4, движением своей пешки. Всегда можно начать с других фигур. Вариативность шахмат достаточно высокая, чтобы при правильной защите сделать шахматную партию более интересной и разнообразной.

Так что такой ситуации очень легко избежать, если правильно анализировать позиции соперника и создаваемые им комбинации.

Обратите внимание на видеоурок, в котором мы разбираем эту разновидность постановки мата

Слайд 9D. Мы оставили два поля чёрному королю, Теперь пата

больше опасаться не нужно, и белые приступают к последней части

плана.

E. Приблизить своего короля. Пока чёрный король бегает по двум клеткам, белые приближают к нему своего короля и ставят напротив коллеги.7. Kpe1 – e2 Kph8 – g8 (вдох)8. Kpe2 – e3 Kpg8 – h8 (выдох)9. Kpe3 – e4 Kph8 – g8 (вдох)10. Kpe4 – f5 Kpg8 – h8 (выдох)11. Kpf5 – g6 Kph8 – g8 (вдох)Теперь у белого ферзя есть выбор. Какой же мат поставить? Вероятно, лучшим будет мат, где ферзь окажется между королями. Ферзь нападает на короля чёрных, отнимает все поля для отступления, а король белых защищает своего ферзя.12. Фe7 – g7# (d8, e8).

Мат ладьей

В отличие от коня или слона, одна ладья при помощи короля способна заматовать короля соперника. Есть два способа поставить мат ладьей, и оба связаны с оттеснением короля на последнюю горизонталь или в угол. Рассмотрим окончание мата ладьей в двух вариантах.

Первый способ связан с тем, что ладья ставит шах издалека королю соперника, когда короли расположены в оппозиции (напротив друг друга), таким образом оттесняя его на линию назад. Когда король соперника окажется на восьмой горизонтали, такое нападение уже станет матом.

Пример мата первым способом:

  1. Лh7 Крс8

  2. Крd6! (ограничиваем короля соперника, ставя своего короля на расстоянии хода коня от вражеского короля) Крb8

  3. Крс6! (король убегает — король догоняет) Кра8

  4. Крb6 Крb8

  5. Лh8 мат.

Второй способ связан с постепенным ограничением короля соперника для того, чтобы загнать его в угол. Ладья ограничивает короля, располагаясь от него наискосок под защитой своего короля. Вражескому королю приходится отступать, и если после этого мы можем сократить клетку ладьей, то делаем это, а если не можем — то подводим ближе короля.

Пример мата вторым способом:

  1. Лf6 Крh7

  2. Лg6 Крh8

  3. Крf6 Крh7

  4. Крf7 Крh8

  5. Лh6 мат.

О[]

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

Ф[]

  • Фаланга — пешечная цепь.
  • Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
  • Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
  • Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
    • Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
    • Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и чёрных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
  • Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
  • Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
  • «Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Детский мат чёрными в два хода

Вы, возможно, не поверите, но стоит белым сделать в начале партии два глупых хода, и игра может закончиться для них катастрофой, поскольку чёрные с лёгкостью поставят мат.

Белые начинают и ставят пешку на поле f4. Слабость этого хода в том, что в лагере белой армии ослабляется одно из ключевых полей — f2, которое не следует открывать без особой надобности начинающему в шахматах. Чёрные отвечают на этот ход, передвигая свою пешку на е6 и открывая дорогу своему ферзю.

На втором ходу белые, не замечая угрозы потенциального мата со стороны чёрного ферзя, передвигают свою пешку на поле g4. Этот ход уничтожает любую возможность защиты от разящего удара, который придёт уже на следующем ходу. Чёрный ферзь перемещается на поле h4 и объявляет мат беззащитному белому монарху.

Приятель Мэйет

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Архетипическая подруга Майе

Мат Майе предполагает использование ладьи, атакующей черного короля при поддержке слона. Это часто происходит после того, как черный король замки на своем королевском фланге в позиции фианкетто . Обычно белые приходят в эту позицию после серии жертв по вертикали «h». Это своего рода очень похожий на . Мат «h-образный» — подходящее описание, но этот образец правильно называется «матом Майета» в честь немецкого игрока C / Karl Mayet (родился 11 августа 1810 г., умер 18 мая 1868 г., 57 лет). См. Описание варианта у товарища Андерсена, приведенное выше. См. Главу 10, стр. 107 из «Искусства матов» Жоржа Рено и Виктора Кана (чемпионы Франции 1923 и 1934 годов). ISBN  0-486-20106-6 .

Урок 53 Мат двумя ладьями

Для многих шахматистов мат двумя ладьями становится серьезной проблемой так как не все знают основных приемов линейного мата. В этом уроке рассмотрим основной прием мата двумя ладьями. Начнем с того, что рассмотрим финальную позицию (диаграмма 1), которая должна получится для того чтобы поставить мат королю

Первое на что надо обратить внимание что мат можно поставить только на краю доски! Второе, одна ладья «держит» короля, а вторая объявляет шах и мат

Разберем позицию на диаграмме 1. Черный король находится на краю доски, белая ладья с поля b7 «держит» короля, не давая ему пойти на 7 горизонталь. Белым осталось сделать один ход второй ладьей с поля а6 – а8 и поставить шах и мат. Все достаточно просто если знать, как создать такую позицию на доске.

1.Лa4 ставя перед черным королем «забор» из битых полей который не позволяет ему пойти на горизонталь ниже 1

Kрd5 2.Лb5+ обратите внимание и запомните – одна ладья ставит «забор», а вторая объявляет шах 2. Kрc6 3.Лh5 как можно дальше от короля 3

Kрb6 4.Лg4 чтобы ладьи не мешали друг другу 4. Kрc6 5.Лg6+ Kрd7 6.Лh7+ Kрe8 7.Лg8х Из рассмотренного примера нетрудно сделать вывод, что мат достигается без участия короля сильнейшей стороны.

Источник

Ж[]

  • Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
    • Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
    • Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
    • Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.

Погон мат

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Полгар, № 127: мат в один, ход белых. Решение, 1. Qe7 #, мат на погон.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Полгар, № 193: мат в один, ход белых. Решение, 1. Qg6 #, — еще один мат на погон.

Мате плечики есть в самом широком смысле, в мат, где два параллельных отступления квадратов для проверяемого короля заняты своими собственными частями, предотвращая его побег. Чаще всего мат в эполете включает в себя короля на линии, зажатого между двумя ладьями. Воспринимаемое визуальное сходство между ладьями и погонами, декоративными погонами, которые носят на военной форме, дает мату название. В сборнике задач Ласло Полгара были даны две элементарные задачи напарник-в-одном, решениями которых были напарники с эполетами.

Пример игры

Карлсен-Эрнст, Вейк-ан-Зее, 2004 ; Тринадцатилетний Магнус Карлсен добивается необычного «бокового» напарника по Эполету против Сипке Эрнста на его пути к победе в группе C на шахматном турнире Corus в 2004 году.

Рокировка

Как уже было сказано, в одном случае ладья имеет право перепрыгнуть через свою фигуру. Это происходит при рокировке. Рокировку можно делать, когда между королем и ладьей нет других фигур и они еще не ходили. При рокировке король прыгает через клетку, а ладья перепрыгивает через короля. В случае рокировки с дальней ладьей (длинной рокировке) король все равно перепрыгивает через одну клетку, а ладья перелетает через две клетки и встает рядом с королем. Рокировка помогает не только спрятать короля в укрытие, но и ввести в бой ладью.

Подробнее о том, как правильно делать рокировку, можно узнать в другой нашей статье.

Многие начинающие шахматисты в начале партии выводят ладью в бой через край доски: ходят крайней пешкой (например, h4) и потом выводят ладью через h3. Это противоречит одному из принципов игры в дебюте: не ходить крайними пешками и фигурами на край доски, и может подвести ладью под удар от вражеского слона.

В начале партии мы выводим центральные пешки, а ладья вступает в игру после рокировки. Вторая ладья также обычно выходит в игру через центр первой горизонтали, когда шахматист выведет загораживающих ее коня и слона. А вот после завершения развития ладья может совершить маневр для перевода в атаку, чаще всего — через третью горизонталь линий d, e или f.

Второй вариант в 2 хода

Данный вариант мата за черных получается очень нечасто. В начале партии оппонент должен допустить ошибки и сделать по-настоящему глупые ходы

Если белые поставили пешку на f4, то вам важно ответить своей пешкой на e6

Очень важно понимать, что поля f2 и f7 в начале партии всегда должны быть закрыты от соперника. Второй шаг белых пешка на g4. Если случилась такая ситуация, то можно вас поздравить, это победа

Достаточно поставить ферзя на h4

Если случилась такая ситуация, то можно вас поздравить, это победа. Достаточно поставить ферзя на h4.

Глупые ходы пешек соперника позволят вам поставить мат в 2 хода, который считается одним из самых простых в шахматах. Его допускают исключительно новички, опыт которых насчитывает максимум пару игр. После первого же подобного проигрыша никто не попадет в такую хитрую ловушку.

Выиграть партию таким способом против сильного или игрока среднего уровня не получится, поэтому стоит искать более разнообразные методы игры. Хоть это и самый короткий способ одержать победу, но в то же время самый недейственный.

Слепой помощник свиньи

Белые маты за 3 хода

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция перед слепым помощником свиньи

Типичный слепой помощник свиньи

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Конечная позиция после 3 ходов

Название модели слепой свиной мат приписывается польскому мастеру Давиду Яновскому, который называл на 7-м игрока «свиньями». На первой диаграмме, когда играют белые, белые могут форсировать мат следующим образом:

1. Rxg7 + Kh8
2. Лxh7 + Крg8
3. Rbg7 #

Для этого типа мата ладьи на 7-й горизонтали белых могут начинаться на любых двух вертикалях от A до e, и хотя черные пешки обычно присутствуют, как показано, они не являются необходимыми для доставки мата. На второй диаграмме показана финальная позиция после мата. (В книге « Моя система» Нимцович называет этот тип партнера «седьмым рангом, абсолютным».)

П

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».

План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).

Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество. «Слабое» поле — поле, доступное для вторжения вражеских сил.

Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля). Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).

Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.

Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).

Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временм и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.

Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Как помочь ребенку запомнить детский мат

  • Объясните ему, что значит термин – слабые поля в шахматах, приведите примеры таких полей. Почему f2 и f7 называют слабыми? Какие фигуры их защищают?
  • Покажите на шахматной доске, как можно сделать детский мат белыми и черными фигурами (следуя советам из статьи)
  • Начните отрабатывать технику – пусть ребенок поставит вам детский мат белыми, а потом и черными фигурами. Делайте слабые ходы, пусть несколько раз обыграет вас без сопротивления. Главное – чтобы понял идею и примерную последовательность вывода фигур.
  • . Пусть ребенок ставит вам мат белыми, а вы сопротивляйтесь, делайте защитные ходы. Малышу очень полезно искать варианты в новых позициях. Не забудь сменить цвет фигур – теперь пусть атакует черным цветом.
  • Поменяйтесь ролями – вы ставите мат, а ребенок защищается. Так же отработайте эту технику и белым, и черным цветом.

Не ругайте ребенка, если у него не получается сразу мат или не выходит эффективно защититься. Будьте терпеливы, даже если малыш постоянно делает ошибки. Как только он поймет идею и освоит новый навык – все проблемы исчезнут, а в шахматы он станет играть намного сильнее.

То, как сделать детский мат, показано в следующем видео.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: