Ничьи в играх на время
В играх с Контроль времени, есть и другие способы ничьей (:29), ( ).
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Возможные матовые позиции черных. Если у белых не хватает времени с одной из этих комбинаций материала, черные выигрывают из-за возможного мата. Однако при внезапной смерти контроля времени, если белые могут убедить арбитра до того, как время истечет, что черные просто задерживаются, чтобы выиграть вовремя, партия, тем не менее, объявляется ничьей.
- В контроль времени (у игроков есть ограниченное время, чтобы сделать все свои ходы), если обнаруживается, что оба игрока превысили отведенное им время, игра считается ничьей. (Игра продолжается, если это не контроль времени внезапной смерти.)
- Если только один игрок превысил ограничение по времени, но другой игрок не имеет (теоретически) достаточного матчевого материала, игра все равно заканчивается вничью. Закон 6.9 Правила шахмат ФИДЕ гласит, что: «Если игрок не завершает предписанное количество ходов в отведенное время, игра проигрывается игроком. Однако игра считается ничьей, если позиция такова, что противник не может поставить мат королю игрока любым возможным способом. серия легальных ходов, даже с самой неквалифицированной встречной игрой ». Например, игрок, у которого заканчивается время с единственным королем против короля и слона, не проигрывает. Еще можно проиграть вовремя в позициях, где мат крайне маловероятен, но не теоретически невозможен, как, например, в случае с королем и слоном против короля и коня. (Под USCF правила, король и слон, король и рыцарь, или король и 2 рыцаря без пешек на доске не считается достаточным матовым материалом, если только у соперника нет форсированной победы, даже если мат теоретически возможен (но крайне маловероятно) в таких ситуациях, как K + B против K + N).
- Из-за этой последней возможности статья 10 законов ФИДЕ о шахматах гласит, что, когда у игрока на часах остается менее двух минут во время быстрого завершения игры (конец игры, когда все оставшиеся ходы должны быть выполнены в ограниченном количестве времени), они могут потребовать ничью, если их противник не пытается выиграть игру «обычными средствами» или не может выиграть игру «обычными способами». «Нормальные средства» могут означать поставку мата или выигрыш материала. Другими словами, ничья может быть заявлена, если противник просто пытается выиграть вовремя или не может выиграть иначе, как вовремя. Арбитр должен решить, будет ли удовлетворен такой иск или нет.
Возможное влияние отмены пата
К чему приведет введение нового правила? С одной стороны, есть ситуации, в которых игрок, имеющий преимущество, может поставить пат, но не может добиться мата. С другой стороны, для проигрывающего игра на пат — это шанс на ничью. В обеих ситуациях вместо ничьей будет победа одной из сторон, т.е. общий процент результативных партий от этого повысится.
- Эндшпили король против короля и пешки будут всегда выиграны.
- Король и два коня могут поставить пат королю – вместо ничьей в этом окончании также будет победа.
- Эндшпиль с ладейной пешкой и слоном, не владеющим полем превращения, станет выигранным благодаря возможности пата.
- Окончание король и ладья против короля и слона станет победным для стороны с ладьей.
- В некоторых случаях возможен пат одним слоном или конем, если король противника задан в угол.
- Ничейная тактика в эндшпиле король плюс ладейная или слоновая пешка на седьмой (второй) линии против ферзя перестанет работать, поскольку основана на возможности получить пат.
- Дальнейший анализ (в т.ч. компьютерный) наверняка выявит другие варианты.
В случае принятия правила «пат – это победа патующего», поменяется вся теория эндшпиля. Это приведет к тому, что шахматисты, ей владеющие, потеряют свой козырь. Несмотря на снижение количества ничьих, содержание партий может стать более скучным: поскольку ценность материала резко повысится, снизится количество позиционных жертв. Риск остаться в худшем положении в эндшпиле компенсируется широкой ничейной зоной. Если этой лазейки не будет – не будет смысла рисковать в неясной позиции. Сторонники же нового правила говорят о том, что наоборот, шахматы станут более атакующими: полученное преимущество будет легче реализовать.
Миттельшпиль «держится» на эндшпильной теории, если та изменится – изменится и стратегия ведения середины партии. Некоторые дебютные варианты могут также оказаться заведомо проигрышными. На пате построено множество красивых этюдов и комбинаций, которые потеряют смысл. Партия, в которой защищающаяся сторона добивается пата и ничьей, несмотря на большое преимущество соперника, зрелищна и интересна.
Как чаще всего возникает пат
Чаще всего пат фиксируется в тех ситуациях, когда у защищающегося игрока практически не остается фигур. Например, на клетках шахматиста стоит только один король. Бывают и другие случаи. Часто встречается ситуация, в которой у участника остается король и несколько пешек, при этом у игрока попросту нет возможности пойти из-за того, что они упираются в неприятельские фигуры, а кроме того, все клетки возле короля защищающегося игрока тоже заняты различными фигурами или пешками, находящимися под контролем противника, из-за чего возможность совершить ход отсутствует.
Как правило, опытный шахматист ставит своего соперника в непростое положение, если проигрывает в плане сил на шахматном поле. Зная о том, что такое пат, грамотный игрок сумеет спастись от поражения именно таким способом.
В партиях с участием высококлассных шахматистов с классическим учетом времени такое положение встречается чрезвычайно редко. А вот игроки блицтурниров и быстрых партий, а также участники, обладающие средним уровнем подготовки, довольно-таки часто прибегают к подобному трюку. Шахматистам, хорошо знающим, что такое пат, чрезвычайно легко повернуть дуэль в нужное положение и добиться присуждения ничьей.
Политическая арена
Патовая ситуация может проявиться в некоторых событиях, касающихся целого государства, хорошим примером будет митинг на Украине. Майдан помнит весь мир, ведь из-за агрессии погибло много людей, еще большее число получило ранения. Митингующие не могли покинуть это место лишь потому, что их мнение перестали уважать, продолжились бы преследования со стороны милиции при повторных массовых выражениях мыслей. Власти также не могли выполнить требования народа, касающееся отставки чиновника, что привело к наступлению «Беркута» и многочисленным потасовкам.
В жизни людей патовая ситуация значит немного больше чем на шахматной доске, эксперты отмечают, что во многих случаях это приводит к плохому исходу, а не к ничьей. Поэтому каждый гражданин должен стараться не допускать подобных эксцессов и сохранять моральное состояние, которое при неудачном подходе к решению проблемы может перерасти в затяжную депрессию.
М[]
- Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
- Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
- Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
- Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
- Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
- Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
- Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
- Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
- Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.
Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.
- Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно «мельница» в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
- Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
- Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
- Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.
Мат в два хода
Мат в два хода с помощью двойного шаха
Возникает двойной шах в случае ухода какой-либо фигуры с линии действия линейной фигуры, в результате чего открывается шах, и при этом сходившая фигура так же нападает на короля.
От двойного шаха единственный способ защиты — убрать короля, так как закрыться от двух фигур, или их обе одновременно забрать невозможно.
r1bk1b1r/ppp2ppp/2p5/8/4n1q1/8/PPPB2PP/2KR1B1R w KQkq — 0 1
Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.
[FEN «r1bk1b1r/ppp2ppp/2p5/8/4n1q1/8/PPPB2PP/2KR1B1R w — — 0 1»]
1. Bg5+ Ke8 2. Rd8#
*
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Примеры проявлений в личной жизни людей
Не только в игре может случиться «патовая ситуация», этот термин довольно часто применяется к семье, особенно если отношения двух любящих людей зашли в тупик. Зачастую найти решение проблемы не получается и муж с женой приходят к выводу, что им следует расстаться. Пример довольно трагичен, но его стоит рассмотреть, классика жанра славянских народов, когда жена занимается домом и растит детей, а муж выпивает, при этом принося деньги в семью. Отношения держатся на сыне или дочери, но искусственно поддерживать совместное пребывание долго не получится, поколение постепенно растет и начинает понимать суть проблемы главы семьи. Женщины всегда считают ситуацию патовой, ведь люди редко кардинально меняются, для этого необходимо приложить массу усилий и терпения. От безысходности жена решает уйти от мужа.
Есть и менее трагические примеры из личной жизни людей, заключается он в том, что на стадии знакомства у девушки может появиться два ухажера. Один из них обладает такими положительными сторонами как:
- Стабильность.
- Перспективность.
- Трудолюбие.
- Надежность.
Второй претендент на сердце женщины имеет большее расположение, ведь она в него искренне влюблена. Мужчина, к превеликому сожалению, не может дать кроме чувств привязанности ничего большего, надежны на дальнейший успех и процветание семьи у девушки нет. Налицо проявление патовой ситуации, ведь на любовь с препятствиями, зная об этом заведомо слабый пол редко соглашается. Сделать выбор становится невозможно, как и в момент шахматной игры произвести последующий ход.
Почему нет победителей и проигравших?
Как возникает патовая ситуация в шахматах? В результате предыдущих ходов (в частности, хода, сделанного противоположным игроком) игрок, имеющий право ходить, не может воспользоваться данной возможностью, так как отсутствуют варианты передвижения фигур, не нарушающие правил игры. При этом королю не поставлен шах, а значит, никто не побеждает. В результате и возникает безвыходное положение, нет проигравших и победивших, но и ходов тоже нет.
Данная ситуация была разрешена и обозначена в 19 веке как ничья, что вполне справедливо. Именно такое толкование патовой ситуации закреплено во всемирном своде шахматных правил (ФИДЕ). Однако ранее в разных странах мира предлагались другие варианты толкования возникшего тупика. Рассмотрим некоторые из них.
Статья 10. Быстрая игра до конца партии
- Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами, тогда он должен засчитать, что партия закончилась вничью. В противном случае, он должен отложить свое решение или отклонить требование.
- Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия должна быть продолжена в присутствии арбитра, если это возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат после падения флажка.
- Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две минуты на обдумывание.
- Решение арбитра, принятое на основании Статей 10.2 а, b, с, должно быть окончательным.
История влияния “пата” на результат шахматной партии
Всегда ли в шахматах пат считался ничьей? Насколько такой подход нов? Ничейный результат партии при постановке пата был окончательно введен лишь в 19 веке. До этого были возможны варианты: победа игрока, поставившего пат, ничья либо проигрыш, либо в случае пата соперник просто пропускал ход, либо такой ход вообще был запрещен.
Пат считался победой:
- в правилах шатранжа;
- в 10 веке на Ближнем Востоке;
- в средние века во многих странах Европы;
- в 15-18 веках в Испании пат также считался разновидностью выигрыша, однако при игре на деньги игрок, поставивший пат, получал лишь половину ставки;
Пат считался поражением:
- в 9-м веке в Индии;
- в 17-18 веках в Англии;
- в 17 веке в России;
Пат считался ничьей:
- во Франции и Италии, и после 1800г под влиянием этих правил – и в Англии;
- с 19 века – общепринятое правило.
Пат был запрещен:
в Восточной Азии до начала 20 века.
Противник пропускал ход:
в одном из вариантов правил в средневековой Франции.
Время от времени появлялись предложения снова сделать пат выигрышем патующей стороны: сторонниками этой идеи были Ласкер и Шпильман, Тэйлор в 1940-м вызвал бурные обсуждения этой проблемы в своей статье.
А. Отложенные партии
- Если партия не закончена по истечении отведенного для игры времени, арбитр должен потребовать, чтобы игрок, за которым очередь хода, записал ход как «секретный». Игрок обязан записать недвусмысленной нотацией свой ход на бланке записи ходов, положить свой бланк и бланк партнера в конверт, запечатать конверт и только затем остановить свои часы, не пуская часы партнера. Пока игрок не остановит часы, он сохраняет право изменить секретный ход. Если после того, как арбитр предложил записать секретный ход, игрок делает ход на доске, он должен записать этот ход на своем бланке как секретный ход.
- Игрок, за которым очередь хода и который откладывает партию до окончания игровой сессии, рассматривается как записавший секретный ход в обусловленное для окончания сессии время, и оставшееся у него время так и должно быть записано.
- фамилии игроков,
- позиция непосредственно до секретного хода,
- время, использованное каждым игроком,
- фамилия игрока, который записал ход как «секретный»,
- номер записанного как «секретный» хода,
- предложение ничьей, если это предложение остается в силе,
- дата, время и место возобновления игры.
- двусмысленная,
- записанная таким образом, что ее истинное значение невозможно установить,
- обозначает невозможный ход.
- игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный, присутствует, то конверт вскрывается, записанный ход делается на доске и его часы пускаются.
- игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный, отсутствует, то его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и подозвать арбитра. Конверт затем вскрывается и записанный ход делается на шахматной доске. После этого его часы пускаются снова.
- игрок, который записал ход как секретный, отсутствует, то его партнер имеет право записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в чистый конверт и пустить часы отсутствующего игрока вместо того, чтобы сделать свой ответный ход обычным образом. В этом случае конверт вручается арбитру на хранение и вскрывается после прибытия отсутствовавшего игрока.
- отсутствующий игрок выиграл партию в результате того, что записанным как секретный ходом он поставил мат или
- отсутствующий игрок сделал ничью в результате того, что записанный как секретный ход привел к пату или на шахматной доске возникла позиция, указанная в ст. 9.6, или
- игрок, присутствующий за шахматной доской, проиграл партию в соответствии со ст. 6.10.
- Если конверт, содержащий записанный как секретный ход, потерян, партия должна продолжаться с позиции и с показаниями часов, записанными во время откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, арбитр должен установить часы. Игрок, который записал ход как секретный, делает на шахматной доске тот ход, который, по его утверждению, он записал.
- Если невозможно восстановить позицию, партия аннулируется, и должна быть сыграна новая партия.
НазадОглавлениеВперед
Что такое пат в шахматной партии?
Добрый вам день, дорогой друг!
По поводу пата у начинающих шахматистов нередко возникают вопросы. Что означает пат? Это проигрыш или ничья? Надо ли стремиться к пату? И так далее. В этой статье вы узнаете, что такое пат в шахматах и получите ответы на все вопросы.
Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…
Если вы не любите читать, то смотрите видео:
Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).
Определение: пат – это позиция на доске, в которой игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил.
Проще говоря, ему «некуда ходить».
При этом, что важно, — король не атакован, то есть не находится под шахом. Пример:
Пример:
Все поля, куда может сходить черный король, — бьются белыми фигурами. А по правилам, король не может находиться под боем. Пешки черных также не могут двигаться. При этом король черных не атакован. На доске пат.
Что означает пат в партии?
Патовая позиция на доске означает, что партия закончилась вничью. Обычно в такой ситуации споров у игроков не возникает.
Однако бывают и всплески эмоций. Особенность пата в том, что одна из сторон на момент пата обычно имеет большой перевес и уже предвкушает победу. Пат для такого игрока является неожиданностью, что иногда приводит к эмоциональным реакциям.
Рекомендую относиться к этому с пониманием. В самых «тяжелых» случаях, – пригласите судью, он зафиксирует ничью.
Типичные позиции
Самый типичный случай – пат по невнимательности. Например:
Белые дали шах ферзем на с7, черный король ушел в угол.
Белые сыграли Крс5-в6 ??, потирая руки и намереваясь следующим ходом поставить мат ферзем. Однако… у черного короля нет ходов! Что это означает, вы уже знаете. Как не прискорбно для белых, — на доске ничья.
«Вынужденный» пат
Очень частое окончание – король и пешка против короля. Финальная позиция:
У белых выбор невелик – отойти, теряя пешку, или сыграть Крe6-d6 с патом.
Прием «Бешеная ладья»
Что означает столь угрожающая характеристика, проще показать на примере:
У белых на целую ладью больше. Ход черных. Что делать? Дать шах на h5 и выиграть пешку h5? Это не спасет партию. С лишней ладьей белые легко выиграют.
К счастью, ситуация такова, что у черных кроме ладьи, — нечем ходить.
Включаем логику и…. Правильно! Ладью следует пожертвовать!
1… Лg4-g2+!!
Теперь если 2.Крh3:g2 – на доске пат.
А что делать? Если 2.Крh3-h2, то 2…Лg2-g1+!. Или 2.Крh3-h4 Лg2-g3+!
И ладью бить нельзя, — пат, и вырваться к центру доски белый король не может. Ничья.
Прием «бешеная ладья» является типичным, хотя и встречается не так часто на практике.
Однако его нужно знать и помнить. Дабы не допустить превращение ладьи в «бешеную», имея перевес или воспользоваться этой возможностью в худшей позиции, как черные в нашем примере.
Этюдные паты
Изредка в шахматах встречаются паты, к которым можно прийти этюдным путем. Этюды- отдельная тема и мы их будем обсуждать в других статьях. Решение этюдов весьма полезно, в том числе для детей.
Кстати, пример с бешенной ладьей также несет в себе комбинационные этюдные мотивы.
Как залезть в пат?
Специально играть на пат в худшей позиции я бы не советовал. Возможность пата возникает в шахматах не так часто. По моему опыту, может получиться так: вы намеренно ухудшаете свою позицию в надежде на пат, но добиться пата не получается. Так бывает чаще всего.
Просто рекомендую изучить типичные патовые позиции и приемы (например та же «бешеная ладья»). С опытом вы научитесь загодя замечать, когда патовые возможности можно использовать.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Удачного вам дня!
Что такое пат в шахматах?
Пат в шахматах — это положение, при котором у одной из сторон при ее ходе заканчиваются какие-либо возможные по правилам ходы.
Важно!
В ситуации пата король в безопасности, то есть не находится под шахом.
А вот и первый пример, чтобы разобраться, что такое патовая ситуация в шахматах. Здесь белый король зажат в тиски тремя черными фигурами: они отбирают у него поля для отступления. Ни одна из этих фигур шах королю не ставит, а других фигур для хода у белых просто нет, поэтому получается пат.
Закрепим, что означает пат в шахматах, на еще одном примере
Обращаем внимание сначала на положение белого короля: шаха нет, возможных по правилам ходов также нет. Но в этом примере у белых есть две пешки и конь
Ни одна из этих фигур не может сделать ход по правилам, так как пешкам мешают черные фигуры, а коню — свои собственные пешки. Положение на шахматной доске патовое.
А что же будет, если в шахматной партии получится пат? Неужели нужно сдаваться? Или в этой ситуации соперник может сделать два хода подряд? Не переживайте, сейчас все подробно расскажу.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Что такое пат в шахматной партии?
Добрый вам день, дорогой друг!
По поводу пата у начинающих шахматистов нередко возникают вопросы. Что означает пат? Это проигрыш или ничья? Надо ли стремиться к пату? И так далее. В этой статье вы узнаете, что такое пат в шахматах и получите ответы на все вопросы.
Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…
Если вы не любите читать, то смотрите видео:
Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).
Определение: пат – это позиция на доске, в которой игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил.
Проще говоря, ему «некуда ходить».
При этом, что важно, — король не атакован, то есть не находится под шахом. Пример:. Пример:
Пример:
Все поля, куда может сходить черный король, — бьются белыми фигурами. А по правилам, король не может находиться под боем. Пешки черных также не могут двигаться. При этом король черных не атакован. На доске пат.
Что означает пат в партии?
Патовая позиция на доске означает, что партия закончилась вничью. Обычно в такой ситуации споров у игроков не возникает.
Однако бывают и всплески эмоций. Особенность пата в том, что одна из сторон на момент пата обычно имеет большой перевес и уже предвкушает победу. Пат для такого игрока является неожиданностью, что иногда приводит к эмоциональным реакциям.
Рекомендую относиться к этому с пониманием. В самых «тяжелых» случаях, – пригласите судью, он зафиксирует ничью.
Типичные позиции
Самый типичный случай – пат по невнимательности. Например:
Белые дали шах ферзем на с7, черный король ушел в угол.
Белые сыграли Крс5-в6 ??, потирая руки и намереваясь следующим ходом поставить мат ферзем. Однако… у черного короля нет ходов! Что это означает, вы уже знаете. Как не прискорбно для белых, — на доске ничья.
«Вынужденный» пат
Очень частое окончание – король и пешка против короля. Финальная позиция:
У белых выбор невелик – отойти, теряя пешку, или сыграть Крe6-d6 с патом.
Прием «Бешеная ладья»
Что означает столь угрожающая характеристика, проще показать на примере:
У белых на целую ладью больше. Ход черных. Что делать? Дать шах на h5 и выиграть пешку h5? Это не спасет партию. С лишней ладьей белые легко выиграют.
К счастью, ситуация такова, что у черных кроме ладьи, — нечем ходить.
Включаем логику и…. Правильно! Ладью следует пожертвовать!
1… Лg4-g2+!!
Теперь если 2.Крh3:g2 – на доске пат.
А что делать? Если 2.Крh3-h2, то 2…Лg2-g1+!. Или 2.Крh3-h4 Лg2-g3+!
И ладью бить нельзя, — пат, и вырваться к центру доски белый король не может. Ничья.
Прием «бешеная ладья» является типичным, хотя и встречается не так часто на практике.
Однако его нужно знать и помнить. Дабы не допустить превращение ладьи в «бешеную», имея перевес или воспользоваться этой возможностью в худшей позиции, как черные в нашем примере.
Этюдные паты
Изредка в шахматах встречаются паты, к которым можно прийти этюдным путем. Этюды- отдельная тема и мы их будем обсуждать в других статьях. Решение этюдов весьма полезно, в том числе для детей.
Кстати, пример с бешенной ладьей также несет в себе комбинационные этюдные мотивы.
Как залезть в пат?
Специально играть на пат в худшей позиции я бы не советовал. Возможность пата возникает в шахматах не так часто. По моему опыту, может получиться так: вы намеренно ухудшаете свою позицию в надежде на пат, но добиться пата не получается. Так бывает чаще всего.
Просто рекомендую изучить типичные патовые позиции и приемы (например та же «бешеная ладья»). С опытом вы научитесь загодя замечать, когда патовые возможности можно использовать.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Удачного вам дня!
Статья 6. Шахматные часы
- При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать какое-то минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть определено заранее.
- Время, сэкономленное игроком в течение одного периода, добавляется ко времени, отведенному ему для следующего периода, за исключением режима «задержки времени».
-
В течение партии каждый игрок, сделав на шахматной доске свой ход, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игроку всегда должна быть предоставлена возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не сделал так, если только выполненный ход не заканчивает игру. (Смотри Статьи 5.1 и 5.2.)
Время между выполнением на шахматной доске хода и остановкой своих часов и пуском часов партнера считается как часть времени, отведенного игроку.
- Игрок должен останавливать свои часы той же самой рукой, которой он сделал свой ход. Игроку запрещается задерживать свой палец на кнопке или над ней.
- Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.
- Если игрок не в состоянии обращаться с часами, то игроку может быть предоставлен помощник, допущенный арбитром, чтобы выполнять эту операцию. Показания часов должны быть поправлены арбитром справедливым образом.
- Если игру необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.
- Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью арбитра, например, когда при «превращении» нет в наличии требуемой фигуры.
- В каждом случае арбитр должен решить, когда игру надо возобновить.
- Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться за помощью арбитра, арбитр должен определить, имел ли игрок какую-либо обоснованную причину, чтобы так поступить. Если очевидно, что игрок не имел обоснованной причины для остановки часов, игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.
какое-либо
Мат в 2 хода
Двойной шах. Ход белых
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
Двойной шах. Ход чёрных
ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ;
Далее упражнения, в которых мат достигается путём жертвы той или иной фигуры
Мат в 2 хода путём жертвы ферзя
Жертва ферзя. Ход белых
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
Жертва ферзя. Ход чёрных
ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ;
Мат в 2 хода путём жертвы ладьи
Ход белых. Жертва ладьи
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;
Ход чёрных. Жертва ладьи
ХЧ; ХЧ;
Ход белых. Жертва слона
ХБ; ХБ; ХБ;
Ход чёрных. Жертва слона
ХЧ; ХЧ;
Статья 8. Запись ходов
- Если в соответствии со Статьей 8.4 ни один из игроков не обязан вести запись, то арбитр или помощник должен стараться присутствовать и вести запись. В этом случае, сразу же после падения одного из флажков, арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока обязаны восстановить запись на своих бланках, используя бланк арбитра или партнера.
- Если в соответствии со Статьей 8.4 только от одного игрока не требуется вести запись, то он должен, как только любой из флажков упадет, полностью восстановить запись на своем бланке, прежде чем передвинуть фигуру на шахматной доске. Если при этом ход игрока, то он может воспользоваться бланком партнера, но должен возвратить его перед выполнением хода.
- Если ни один из бланков не заполнен, игроки должны восстановить партию на другой шахматной доске под контролем арбитра или помощника, который должен сначала записать возникшую в партии позицию, показания часов и число сделанных ходов, если эта информация имеется, прежде чем начнется восстановление.
Частота розыгрышей
В шахматных партиях, играемых на высшем уровне, ничья является наиболее частым результатом игры: из около 22000 партий, опубликованных в Неделя в шахматах в период с 1999 по 2002 год играли игроки с ФИДЕ Рейтинг Эло из 2500 и выше, 55 процентов составили ничьи. По мнению шахматного аналитика Джефф Сонас, хотя с начала 20-го века в общей игре на уровне мастеров наблюдается тенденция к увеличению скорости вытягивания, в настоящее время она «держится довольно стабильно на уровне около 50% и только растет очень медленно». Тем не менее, процент ничьих у элитных гроссмейстеров с рейтингом выше 2750 Эло значительно выше, превышая 70% в 2017 и 2018 годах.
На верхнем уровне заочные шахматы, процент ничьих намного выше, чем в настольных шахматах: из 1512 партий, сыгранных в финале чемпионата мира и в разделах претендентов в период с 2010 по 2013 год, 82,3% закончились ничьей. С тех пор процент ничьих в заочной игре на высшем уровне неуклонно растет, достигнув 97% в 2019 году.
Другие виды комбинации
Пат – это не все виды ничьи. Стоит рассказать и о других возможностях достижения «ничейной» победы.
«Вечное нападение»
Нападающая сторона атакует, а принимающая атаку избегает поражения посредством убегания. Если такое случается на протяжении длительного времени, то такая ситуация объявляется ничьей.
Нападение бывает как с одной стороны на другую, так и попеременным. Иногда проигрывающая сторона вынуждает атакующую тоже атаковать ее, угрожая матом или ничьей.
«Гроссмейстерская ничья»
Не существующая в теории позиция, да и не позиция, вовсе. Встречается только в играх профессиональных шахматистов, гроссмейстеров. Иногда случается так, что примерно равные по силе шахматисты по истечении пары десятков ходов, когда позиция еще не склоняется однозначно в пользу того или другого, сами принимают решение объявить ничью по обоюдному согласию.