Настольная игра го: квинтэссенция востока — описание, история, правила игры

Сложно ли научиться играть в шашки?

Шашки — игра для всех возрастов

Шашки – это простая игра, основы которой можно постигнуть за считанные часы. Если задача человека – увлекательно провести время, предложить попутчику в поезде интересный вариант времяпровождения – хватит пары часов игры, чтобы все понять и играть самостоятельно без подсказок.

Если речь идет об игре высокого уровня, когда необходимо продумывать сложные ходы на несколько шагов вперед, бороться с опытным противником – здесь уже потребуется практика, выработка своего оригинального подхода к игре. Такой уровень достигается, как и в любом деле, постепенно с течением временем.

Правило взятия

Правило 4.Камень или непосредственно соединенная группа камней одного цвета захвачена и снимается с доски, когда все пересечения линий доски, непосредственно прилегающие к камню (группе), заняты камнями противоположного цвета.

Д.1. Белые камни заняли три из четырех точек соседствующих с камнем черных, т.е. три дамэ этого камня. В таком случае говорят, что камень черных находится в атари.

Д.2. Белые захватывают черный камень, занимая последнее дамэ, и снимают камень с доски.

Д.3. Результат последнего хода белых. Захваченные камни откладывают и хранят до конца партии. Они будут учитываться при подсчете результата.

Камни можно захватывать и у края доски, и в углу, как показано на диаграмме.

Два черных камня соединены. Они тоже в атари. Белые могут захватить их ходом 1.

На этой диаграмме показана соединенная группа из пяти черных камней, которая может быть захвачена.

Запрещены самоубийственные ходы. Нельзя делать ход, закрывающий последнее дамэ своих камней. На диаграмме справа два белых камня имеют по одному дамэ в точке 1-1. Ход белых 1 запрещен, т.к. белые камни теряют последнее дамэ.

Самоубийственный ход, ведущий к захвату камней противника, разрешен. Если белые играют 1 на центральной диаграмме, то дамэ занимается у черных камней справа, и у белого камня нет дамэ. При этом сделавший ход захватывает камни противника. В данном случае белые захватывают два черных камня.

Почему стоит попробовать эту игру

Конечно, можно долго распространяться о древних корнях игры, о том что она зародилась одновременно в Японии, Китае и Корее, приблизительно в 5-ом веке до нашей эре, и посвятить этому целую книгу.

Но давайте будем честны, если вы все еще читаете эту статью, то значит вас заинтересовало что же такое «го», и почему в него стоит поиграть:

  1. Правила го настолько же просты, насколько сложна сама игра.
  2. Нет никаких жестких правил относительно теории игры как в шахматах, лишь общие рекомендации.
  3. Возможность творчески подойти к партии;
  4. Эстетическое удовольствие от игры;
  5. Возможность притронуться к азиатской культуре.
  6. Желание сразиться с игроками всех национальностей.

Ну и пожалуй самая простая причина – Го намного интересней шахмат и уж тем более шашек. Несмотря на более чем 2-х тысячелетнюю историю, теоретическая база и практические вычисления суперкомпьютеров, все еще недостаточны для того чтобы обыграть хотя-бы среднестатистического азиата.

Компьютер просто не может вместить все возможные варианты развития, и просчитать их. А теоретическая база к игре, носит скорее рекомендательный характер.

Фактически каждая партия, является уникальной, и даже если сравнить возможности генератора случайных карт из «герои 3», то количество партий, все же будет больше, чем возможности генератора.

О правилах игры в Го

  1. Каждый камень имеет 4 степени свободы

2. Если занять все 4 свободные клетки, камень съедается, и переходит в виде очков, оппоненту.

3. Нельзя ставить камни для совершения самоубийства

 4. Подсчет очков начинается, когда каждый из игроков, сказал «пасс», и считает что ставить новые камни бессмысленно

Правила партии по го

Ну и самая главная причина полюбить Го – это бесконечные возможности, которые ограничиваются всего несколькими правилами.

Правило 0: камни ставятся на пересечение, а не на клетку, и не могу сдвигаться в процессе игры.

Правило 1: Игроки используют доску размером 9*9, 13*13 или 19*19

Правило 2: игроки всегда ходят по очереди, ставя на доску по 1 камню за ход.

Правило 3: черные начинают первыми

Правило 4: 2 и более камня находящиеся рядом, считаются группой;

Правило 5: Окруженный камень/группа, считаются мертвыми, и принадлежащими сопернику.

Цель игры: Захватить как можно большую территорию(в клетках). Сами ограничивающие камни за территорию не считаются, но пленные камни приносят дополнительные очки сопернику.

Конечно в игре, существует небольшой ряд ситуаций, для которых применяются исключения. Будь то:

  • Правило невозможности осуществить самоубийство, и вытекающее из этого бессмертие групп;
  • Правило «ко».
  • Правило «ни мертв, ни жив» — Секи.

Но их изучением, можно заняться уже даже не на первом месяце игры.

Название игры[править | править код]

В европейских странах и Америке игра носит название «Go», происходящее от японского 囲碁, «иго». В Китае, на исторической родине, игра называется 圍棋, «вэйци», а в Корее — 바둑, «бадук» (падук). В английском языке принято написание с прописной буквы — «Go», чтобы отличать название игры от распространённого английского слова «go». Существует ещё один вариант английского написания — «Goe», — его ввёл Ин Чанци. Это написание мало распространено, оно используется только в материалах, издаваемых фондом Инга и на мероприятиях, проводимых под эгидой этого фонда.

В русском языке используется наименование «го». Некоторые авторы, следуя английскому порядку, пишут его с прописной буквы: «Го», хотя языковых предпосылок к этому нет, поскольку другое слово «го» в русском языке отсутствует, а названия настольных игр традиционно пишутся со строчной буквы (шахматы, шашки, нарды, преферанс). Нередко, особенно в Интернете, можно встретить несистематическое употребление прописной буквы, когда в пределах одного текста употребляются оба варианта. Встречается также, преимущественно в старых непрофильных изданиях (статьях, книгах, не посвящённых именно го, а упоминающих об этой игре вскользь) название «облавные шашки», которое в настоящее время в России не используется.

Го (И-Го) именуется также просто И

Действительно, некоторые авторы считают данные термины взаимозаменяемыми, но это не совсем так. В древнем Китае существовало стратегическое искусство И (в переводе с китайского — «воспитание, обучение»), предназначенное для воспитания наследников императорской династии. Во времена Конфуция иероглиф И применялся для обозначения особой стратегической игры, призванной подготовить полководца высшего ранга. Игра вейцы, которая, попав в Японию, получила название И-Го, несет в себе лишь часть знаний, преподаваемых юному императору посредством искусства И. Следовательно, И-Го соотносится с И, как часть с целым. Кроме того, существует еще одно направление искусства И — Стратегическое го, отличающееся от современных го и вейцы тем, что выводит на первый план не спортивно-соревновательную, а стратегическую составляющую игры.

Этикет Го (Бадук, Вейчи) во время игры:

Есть несколько правил, которым стоит придерживаться во время игры, чтобы не вызвать дискомфорта у оппонента и никак его не обидеть.

Не стоит держать руку в чаше и перебирать камни. Старайтесь не создавать лишнего шума – это отвлекает и может быть воспринято за невежливость.

Не стоит брать камень в руки до того, как вы определились с ходом. Беря камень в руки вы можете случайно совершить необдуманный ход, уронить камень на гобан или начать перекатывать его в пальцах, тем самым отвлекая оппонента от партии.

Если вы видите, что партию невозможно спасти, не тяните резину, признайте поражение. Затягивание партии с надеждой на оплошность оппонента расценивается как неуважение, ведь вы заставляете человека продолжать неинтересную ему партию.

Если ваш оппонент продолжает играть проигрышную для него партию, наберитесь терпения и продолжайте играть. Быть может, он является начинающим игроком и еще не понял, что партия безвозвратно проиграна.

Если вам нужно отлучиться во время игры, обязательно извинитесь перед оппонентом, сказав ему, что вернетесь через несколько минут. Отлучаться стоит лишь тогда, когда вы сделали свой ход, предоставив тем самым оппоненту возможность обдумать следующий.

Не разговаривайте с другими людьми во время игры. Это отвлекает и считается невежливым. Не обсуждайте во время партии с другими людьми вашу позицию, силу оппонента или его ходы. Обсуждать других игроков считается дурным тоном.

Не наклоняйтесь над гобаном, не набирайте камни в руку и не трогайте гобан пальцами – все это считается признаком низкого воспитания.

Старайтесь ставить камни на гобан спокойнее. Постановка камня с силой и стуком является выражением экспрессии и может быть воспринята как обида.

Не трогайте на гобане камни чужого цвета. Вы можете прикоснуться к чужим камням лишь тогда, когда снимаете их с доски.

В го, как и в шахматах есть правило, согласно которому сделанный ход нельзя вернуть. Если вы поставили камень на гобан и отняли от него пальцы, ход считается сделанным и отмене не подлежит. Вы можете отменить ход лишь в учебных партиях, где это само собой подразумевается.

Всегда держите захваченные камни на видном месте.

Наблюдение за игрой:

Если вы наблюдаете за чужой партией, не давайте советов, не комментируйте и не приближайтесь слишком близко к игрокам и гобану. Все это мешает игре. Старайтесь вести себя тихо и быть максимально незаметными.

Не подходите к оппонентам сзади, это невежливо. Не нависайте из-за плеча. Стойте сбоку от гобана таким образом, чтобы избежать загораживание света.

Если вы хотите записать партию, спросите на это разрешение до начала игры. Не отвлекайте игроков во время игры.

Го — симулятор рынков

В Го играют два соперника. Они по очереди размещают черные и белые камни на пересечениях игровых линий так, чтобы занять большую территорию с меньшими потерями игровых ресурсов — камней. В отличие от шахмат, цель которых — разбить войско противника, Го в первую очередь учит выгодному сосуществованию сторон и рациональному распределению ресурсов.

Предполагается, что Го придумали для наследников императора: она помогала развивать ум и обучаться стратегии. Они брали игру с собой на поле боя, чтобы моделировать ход сражения. Сегодня Го может быть не только развлечением. С ее помощью воссоздают реальные ситуации на рынке и проверяют гипотезы без риска потерять тысячи долларов. В реальной жизни последствия тех или иных действий могут разворачиваться годами, а в игре предприниматели быстро получают результат.

Связать Го с бизнес-стратегией помогает учитель. Он моделирует на доске реальные условия, в которых находится ваша компания, и комментирует действия и результаты. Мы, например, работаем с советником Го пятого дана (так называются разряды в Го) Антоном Румянцевым. Он много лет учит Го именно предпринимателей. Клиенты приходят к Антону с разными запросами: повысить маржинальность и прибыль, выстроить работу в команде, выбрать направление для развития.

Нас с Антоном три года назад познакомил инвестор. Сперва мы прошли курс на пять занятий и удивились, как много может дать игра в Го

Она сразу показала нам вариативность возможных бизнес-решений и важность гибкости мышления. 

Теперь наша команда играет в Го каждую неделю и всегда раскладывает партию перед принятием важных решений. Обычно это вопросы, которые не требуют молниеносного реагирования. Го позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон и в итоге принять взвешенное решение.

Сквозь века. Новая история цивилизации — настолка для истинных стратегов

Завоевала множество международных наград, среди которых BGG Golden Geek Award и лучшая стратегия 2015. Признана самой сбалансированной стратегией.

Многие хотя бы раз мечтали примерить на себя роль правителя. Игра предлагает стать лидером народа и провести его сквозь века — от древних времен до появления компьютеров.

Каждый игрок начинает путь в равных условиях. На старте дается немногочисленное племя, умеющее добывать лишь простые ресурсы и пищу; завод, производящий низкокачественную бронзу; и ферма, жители которой обладают поверхностными знаниями о земледелии.

В ходе игры участники проходят 4 эры — от бронзового века до эпохи технологического могущества. Каждый ход тратятся баллы на изучение технологий, увеличение численности жителей, строительство зданий, тренировку армии и т.д. Масштаб действий безграничен. Игрок делает выбор: стать мирным покровителем наук и искусств или воинственным ремесленником, или же совместить все и сразу.

Доля внимания отведена изучению технологий. Здесь не придется строить кучу заводов для повышения производства или обучать полчища архаичных солдат для военного превосходства над соседями. С изучением технологии добычи металла улучшится производительность шахты, а исследование пороха и тактики войска Наполеона превратит древних лучников в современных пехотинцев.

В ходе игры постоянно приходится сталкиваться с непростыми вопросами: не отправить ли ученых на фермы, чтобы прокормить жителей, или не переобучить ли крестьян в воинов, а затем выступить с войной на соседнее государство. Следует помнить — чем больше численность жителей государства, тем больше пищи требуется и тем больше сил придется приложить правителю, чтобы все жили счастливо. Недовольные граждане способны совершить революцию.

Рассчитана на 2-4 игроков старше 13 лет. Партии длятся от 2 до 4 часов.

Плюсы:

  • Свобода выбора и действий;
  • Приближена к реалистичным условиям;
  • Вариативность развития сюжета.

Минусы:

  • Сложные правила;
  • Длинные партии.

Го на Западе

Сегодня Го популярна уже не только в Азии, но также в Европе и Америке, хотя история ее активного проникновения на запад не превышает и сотни лет. Группа немецких математиков узнала о существовании этой игры в начале XX в. Затем Го медленно «пускала корни» в Европе, и только в 1958 г. был проведен первый регулярный европейский чемпионат. Хотя уровень игры в Европе и в Америке заметно уступает стандартам Азии, этот разрыв уменьшается по мере того, как лучшие западные шашисты осваивают традиции Го. По некоторым данным, в Европе насчитывается сегодня около 100 000 мастеров игры в Го, а в США — около 20 000 поклонников этой игры. В ежегодном любительском чемпионате мира по игре в Го принимают участие мастера из 30 с лишним стран. А общее число поклонников Го в мире достигает, по некоторым оценкам, 25 миллионов человек.

Где поиграть в го?

Если вы решили поиграть в го, то лучше сразу отправится на Cgoban KGS. Конечно, это не единственный сервис, позволяющий играть в онлайн режиме. Но стоит отметить, что Cgoban KGS:

  • Является самым крупным Европейско-американским сервером;
  • На нем можно найти игроков любого уровня, от таких же новичков, до профессионалов;
  • Интерфейс предельно прост;
  • Для игры достаточно установить клиент, который весит около 3-х мегабайт, и работает кК под Win, так и под Linux или Mac os.
  • Присутствует чат, позволяющий анализировать партию;
  • Присутствует система рангов, основывающаяся на вашей результативности.

После того, как вы освоите Cgoban KGS, и дорастете хотя бы до 12-13 кю по местной системе, можно будет опробовать и другие сервера, или переходить исключительно на азиатские платформы, где уровень игроков значительно выше.

Но если ваша цель, получать удовольствие от игры, и играть с русскоязычными пользователями, то лучше чем Cgoban KGS сервера вы не найдете.

Аналоги японских шашек

Есть у го и несколько аналогов; некоторые из них кардинально отличаются, другие это лишь ответвление и уточнение партий:

  • Китайский бадук. В подсчете территории, учитываются все камни на доске;
  • Корейское Вейци. Другие правила относительно форы, и количества времени на ход;
  • Русские облавные шашки. Привезенные Петром 1-ым из Европы, слегка упрощенная версия Го, в доске 9*9.
  • Трехмерное ГО. Используется доска 19*19*19, может играться исключительно через ПК;

Ну и пожалуй самая знаменитая – студенческие «точки».

С точками, знаком практически каждый студент, скучающий на парах, и не имеющий ноутбука. Наравне с крестиками и ноликами, а также морским боем, игра завоевала популярность.

И несмотря на отсутствие теоретической базы и сколько бы то ни было серьезных игроков, точки является практически полной копией ГО, за исключением того, что:

  • Игра ведется на листке бумаги. Количество игровых клеток, не ограничено;
  • Точки у края бумаги, считаются бессмертными;
  • Играть может много игроков (зависит только от количества разных цветов ручек).
  • Вместо подсчета территории, используется подсчет окруженных точек.
  • Точки невозможно перезахватить назад.

А самое интересное то, что, несмотря на обилие теоретических приемов, серьезный игрок в го, может проиграть в точки, из-за этих упрощений, так как у него не будет весомого преимущества, перед скучающим студентом!

Правила

В партии принимают участие два человека.

Правила игры в го во многом проще правил шашек или шахмат чисто технически. Но огромное число потенциальных ходов делают партию непредсказуемой, а стратегию сложной.

В партии принимают участие два человека. Начинает тот, у кого черные камни. Если один игрок заведомо слабее другого, то ему дается фора и право выставить несколько камней сразу на «нулевом» ходу.

Соперники поочередно выставляют на поле по одному камню. Фишки размещают на пересечениях линий – пунктах. Задача – отгородить своими камнями большую территорию, чем противник.

Что запрещено

При относительно простых правилах, есть ряд категорических запретов. Нельзя:

  • сдвигать с места фишки и касаться их после совершения хода;
  • выставлять более одного камня за раз;
  • делать ход, из-за которого на доске тут же повториться позиция (правило ко);
  • делать самоубийственный ход, отнимающий последнюю точку свободы у своей группы (кроме случаев одновременно захвата всех дамэ соперника).

Правила завершения партии

Если один из соперников не видит возможности для своего хода, места, куда поставить камень, он может сказать пас. После того как оба игрока пасуют, партию объявляют законченной и приступают к подсчету очков. Также к завершению игры приводит признание поражения одним из участников.

Правила подсчета территории и очков

За каждый пункт, находящийся на территории, окруженной группой, игрок получает одно очко. Кроме того, к его счету плюсуются все камни противника, который он захватил (в других редакциях правил это могут быть свои фишки, сохранившиеся на доске). Для компенсации первого хода белые получают дополнительные очки.

В партии принимают участие два человека.

На доске могут остаться группы фишек, которые еще не захвачены, но очевидно, что если продолжить партию, то это произойдет. В таком случае они считаются пленными (мертвыми), и за них дают очки как за захваченные.

Определение победителя

Победителем объявляется тот, кто набирает большее число очков. Во избежание ничьей за право первого хода, отданное черным, белые получают коми́ некоторое количество очков,обычно неровное – например, 5,5.

Если противник сдался, то баллы не считают, а в турнирной таблице помечают, что победа по сдаче. Любая победа в ходе турнира оценивается в 1 очко, а поражение – в 0.

Ребенок, играющий в го, вырастет интеллектуалом

По мнению специалистов, го действительно оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей — в процессе игры у них лучше выявляются врожденные способности, объемное видение, интуиция, умение концентрироваться, анализировать создавшуюся на доске ситуацию и мысленно моделировать возможные варианты ее дальнейшего развития. Все вышеупомянутые умения и навыки ребенок переносит на повседневную жизнь. По мнению ученых, наиболее целесообразно учить играть в го детей 4-5 лет — именно в этом возрасте процессы мышления отличаются наибольшей гибкостью, следовательно, возможность положительного воздействия на них оптимальна.

Стратегия и психология

Партия в Го — площадка, на которой ярко проявляются характер и поведенческие модели соперников. В процессе можно лучше узнать себя и коллег. Однажды в одной команде играли руководитель продуктовых маркетологов Вера и сооснователь Игорь Винидиктов. 

Они оба очень предусмотрительные, поэтому действовали осторожно и в итоге заняли надежную, но слишком маленькую позицию на поле

Мы поняли, что и в Го, и в реальной жизни, чтобы получить гармоничную команду, ребят важно «уравновешивать» кем-то решительным

По сути, Го работает не хуже сеанса с коучем или психологом. Проработка ходов с учителем помогает заметить, как сильно на выбор влияют личные особенности. Так можно отследить в своих действиях неожиданные закономерности — проявление поведенческих паттернов. 

Тактика и стратегия го[править | править код]

Хотя правила го немногочисленны и просты, стратегия игры невероятно сложна. Го — это детерминированная игра с полной информацией, как шахматы, шашки или реверси, но по количеству возможных позиций и различных партий она далеко превосходит все эти игры. При этом сложность игры не чисто механическая, заключающаяся в большом количестве вариантов: го содержит воистину огромное количество важных стратегических аспектов, некоторые из которых сложно даже понять, не говоря уже о том, чтобы анализировать.

Основой тактики игры является понятие «формы» — порядка расположения близко стоящих камней. «Хорошими» считаются формы, гарантирующие надёжное соединение камней при максимальном охвате территории, «плохими» — слишком разрежённые формы, оставляющие противнику возможность вторжения, либо, наоборот, чрезмерно плотные, при построении которых нерационально расходуются ходы. «Качество» формы не является постоянной величиной; в зависимости от положения одна и та же форма может быть в одних случаях хорошей, в других — плохой.

Отдельный тактический элемент — техника ко-борьбы. Ко-борьба — это достижение локального преимущества путём использования игроком в своих интересах правила ко — запрета на повторение позиции. В определённых позициях оно позволяет захватывать камни противника и пункты территории, не давая возможности противнику дать адекватный ответ. Ко-борьба — весьма сложная область тактики, при неправильном расчёте игрок рискует не приобрести, а потерять в её результате.

Точного аналога шахматной теории дебютов в го нет, поскольку огромное количество вариантов делает невозможным детальный анализ положения на доске даже на протяжении первого десятка ходов. Согласно общим принципам, игрок должен сначала закрепиться в углах, затем распространять своё влияние на стороны, и только потом выходить в центр. Ту же функцию, что и разработанные шахматные дебюты, в го выполняют фусэки — варианты первых ходов в партии, и дзёсеки — типовые позиции розыгрыша в углу. Фусэки гораздо менее детальны, чем шахматные дебюты. Дзёсеки существует очень большое количество, их сборники — важная часть литературы по го. Дзёсеки описывают розыгрыши угла, которые дают приблизительно равные результаты обоим игрокам, но поскольку, в отличие от шахматных дебютов, дзёсеки описывают лишь локальное положение в одном из углов, они на практике могут приводить к существенно разным результатам, в зависимости от общего положения на доске, в частности, от наличия поблизости к разыгрываемому углу камней того или другого цвета. Поэтому применять их механически, надеясь получить какой-то гарантированный «задел» для будущей игры, нельзя. Этим определяется различное отношение к шахматным дебютам и дзёсеки: в то время как начинающим шахматистам невозможно обойтись без изучения курса дебютов, учебники по го рекомендуют не заниматься заучиванием дзёсеки на начальном уровне, а больше играть. Лишь по достижении определённого базового уровня мастерства игрок должен обратиться к дзёсеки как к средству повышения мастерства и изучения опыта предшественников.

В общестратегическом плане считается, что го символизирует важность баланса, «золотой середины». Чтобы надёжно занять территории, нужно размещать камни близко один от другого; но чтобы захватить большую часть доски, нужно играть «шире»

Чтобы не отстать от противника, надо играть агрессивно, но чрезмерно агрессивная игра оставляет слабости в собственной позиции, которые оппонент может использовать. Слишком «низко» (близко к краю доски) расположенные камни дают слишком мало территории, а слишком «высоко» — оставляют противнику шанс на вторжение.

Нотация[править | править код]

Традиционная доска для го не имеет обозначений горизонталей и вертикалей, подобных тем, что используются на досках для шахмат. Если требуется словесно обозначить определённый пункт на доске, могут указываться его координаты в виде пары чисел от 1 до 19. Например, пункт 2-4 находится на пересечении второй вертикали и четвёртой горизонтали, считая от верхнего левого угла.

В последнее время, в особенности при игре с помощью компьютера, используется система обозначения пунктов, аналогичная шахматной: вертикальные линии доски обозначаются латинскими буквами (от A до T, буква I пропускается из-за схожести с J), горизонтальные — числами от 1 до 19, нумерация начинается с левого нижнего угла.

Поскольку камни го не перемещаются по доске, одновременно и удобным, и наиболее наглядным способом фиксации хода партии является графический способ — на листе вычерчивается игровая доска, и в пересечениях пунктов, куда делались ходы, ставятся номера ходов. Отдельно в стороне записываются ходы в пункты, куда уже был сделан ход (ходы в территорию, с которой были сняты камни одного из игроков). При ручном способе записи ходы игроков могут вписываться чернилами разного цвета. В типографских публикациях партий в местах, куда сделаны ходы, изображаются камни соответствующего цвета, и на камнях ставятся номера ходов. В книгах партии нередко изображаются на нескольких последовательных диаграммах: на первой показываются начальные ходы, на следующих — продолжение, при этом номерами отмечаются только те ходы, которые относятся к данной диаграмме (см., например, диаграммы, приведённые в начале этой статьи). Такой способ изображения позволяет легче разобраться в ходе партии, не повторяя её на реальной доске.

Игра го. знаменитые игроки.

Китани Минору вместе с Го Сэйгеном был одним из грандов Го в период с 1930 по 1950 годы. С начала своей карьеры он демонстрировал большие перспективы и скоро приобрел прозвище Kaidomaru – одаренный. Он стал первым данном в 1924 году и к 1935 достиг седьмого дана, беспрецедентный рост в те времена. В 1938 году он выиграл турнир за право играть с Хонинбо Сюсаи (Honinbo Shusai) его последнюю партию. Китани выиграл пять очков, и партия была положена в основу новеллы «Мэйдзин» лауреата нобелевской премии Ясунари Кавабаты (Yasunari Kawabata).

Кроме своих успехов в турнирах Китани, вместе с Го Сэйгеном, улучшил теорию го создав «новую стратегию фусэки». Он так же много сделал для развития теории дзёсэки.

Но самое большое наследство Китани оставил в виде множества своих учеников, которых он тренировал. После второй Мировой Войны Китани основал школу, получившую название «Kitani dojo». Он прочесывал страну в поисках талантливой молодежи и привлекал ее к постоянным занятиям в своей школе. Каждый день эта молодёжь играла в го и анализировала партии под присмотром Китани и его старших учеников.

Эти усилия начали приносить плоды в 1971 году, когда один из его учеников Исида Ёсио (Yoshio Ishida) в возрасте 21 года отвоевал титул Хонинбо у царствовавшего тогда чемпиона Рина Каихо (Rin Kaiho). Рин родился в Китае и учился у Го Сэйгена. Следующие пять лет были годами Исиды. Он завоевывал титул Хонинбо еще четыре раза и, наконец, взял титул Мэйдзин у Рина, став третьим Мэйдзином-Хонинбо современности.

Исида стал первенцем нового типа игроков, которых порождала школа Китани. Он был почти непобедим, выиграв 30 партий подряд в квалификационном турнире, был невозмутим под давлением, хладнокровно просчитывал позиции. За свои способности калькуляции в ёсэ был прозван «Исида Компьютер». У Рина все это тоже было, но Исида был на голову выше.

Выводы

Цифровая интуиция, сформированная нейросетями в процессе обучения с подкреплением, позволила им уверенно обыгрывать людей даже в самые сложные настолки. Это достижение отправило в утиль силовые подходы на основе перебора вариантов, применявшиеся успешными шахматными компьютерами предыдущих поколений.

Приобретая навыки в процессе игры против самих себя, новые системы искусственного интеллекта усвоили неожиданно эффективные способы оценки игровых ситуаций. Теперь у компьютеров есть интуиция, которая работает лучше человеческой.

Наблюдая за действиями машин, профессионалы смогут узнать много нового и интересного о тех играх, которым они посвятили жизнь. Пришло время не только учить ИИ, но и учиться у него.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: