Мат слоном и конём. метод twix

Способы защиты от детского мата

Защищаемся чёрными

Итак, белое войско уже разместило слона на с4 и ферзя на h5. Угроза проигрыша уже чётко различима, и у чёрных есть только один шанс исправить ситуацию. Как же это сделать наилучшим образом?

Ответ прост: нужно сходить ферзём на поле f6. Почему именно так? Дело в том, что так обеспечивается надёжная защита слабого поля на f7, к тому же ферзь нападает на пешку f2. Если белые не примут защитные меры, то чёрные переместят слона на с5 и нацелятся на матование короля на поле f2. Другой вариант состоит в ходе на g6 со стороны пешки, одновременно нападая на ферзя и вынуждая его спасаться бегством. Ферзь может отойти на поле f3 и оттуда продолжать давить на f7

Решается эта проблема легко и непринуждённо, и сразу же при этом достигается две цели, а именно: перемещаем коня на f6, защищаясь от матования, и развиваем фигуру, что очень важно в дебюте игры. Итогом попыток белого воинства с наскока завершить игру стало лишь то, что ферзь в начале игры сделал слишком много ходов, а чёрные в это же время элегантно и без особых усилий отбили угрозу и развили часть своих фигур, в результате улучшив и укрепив свою позицию, что даёт им небольшой перевес перед переходом в середину игры или миттельшпиль

Итогом попыток белого воинства с наскока завершить игру стало лишь то, что ферзь в начале игры сделал слишком много ходов, а чёрные в это же время элегантно и без особых усилий отбили угрозу и развили часть своих фигур, в результате улучшив и укрепив свою позицию, что даёт им небольшой перевес перед переходом в середину игры или миттельшпиль.

Защищаемся белыми

Здесь защита не потребует от вас особого напряжения. Нужно всего лишь запомнить, что в начале игры не надо перемещать свои пешки на g4 и f4. Этого достаточно, чтобы избежать детского мата в шахматах.

Больше пешек

Файн и Бенко, диаграмма 201

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает за 96 ходов

Отлично, ECE № 1778

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает за 87 ходов

Ломоносовские столы

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных побеждает за 146 ходов

Два коня могут выиграть в некоторых случаях, когда у защитника больше одной пешки. Сначала кони блокируют пешки, а затем захватывать все кроме одного. Рыцари не могут создать эффективную блокаду против четырех связанные пешки, поэтому позиция обычно заканчивается ничьей. Пять и более пешек обычно побеждают двух коней (:101).

Пример из игры

Мотвани против И. Гуревича

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 72-го хода черных

В этой игре 1991 года между Полом Мотвани и Илья Гуревич Черные заблокировали белые пешки. За десять ходов черные выиграли пешку d4. С обеих сторон были неточности, но белые подал в отставку на 99 ходу (:114).

История

Рыцарь вместе с король и ладья, имеет самое старое определенное движение среди всех шахматных фигур, его движение не изменилось с момента изобретения чатуранга в Индии около 6 века. Подобные фигуры встречаются практически во всех играх шахматной семьи. В ма из сянци и Джангги немного более ограничены; концептуально считается, что фигура проходит через соседний ортогональный квадрат, который должен быть незанятым, а не «прыгать». Еще одна связанная часть — это Keima из сёги, который движется как конь, но может двигаться только на два квадрата вперед, а затем на одно поле в сторону, ограничивая его движение двумя возможными квадратами.

Имена

Рыцарь в просторечии иногда упоминается как «лошадь», что также является переводом названия пьесы на несколько языков. Некоторые языки называют его «прыгуном», что отражает способность коня передвигаться по фигурам на своем пути: польский Skoczek, Датский / норвежский спрингер, Шведский Springare, Немецкий Springer, Люксембургский Sprénger, Словенский скакач. В Сицилийский это называется Sceccu, жаргонный термин для осел, происходит от арабского шейх, кто во время ездили из деревни в деревню на ослах, собирая налоги.

Больше пешек

Файн и Бенко, диаграмма 201

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает за 96 ходов

Отлично, ECE № 1778

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает за 87 ходов

Ломоносовские столы

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных побеждает за 146 ходов

Два коня могут выиграть в некоторых случаях, когда у защитника больше одной пешки. Сначала кони блокируют пешки, а затем захватывать все кроме одного. Рыцари не могут создать эффективную блокаду против четырех связанные пешки, поэтому позиция обычно заканчивается ничьей. Пять и более пешек обычно побеждают двух коней (:101).

Пример из игры

Мотвани против И. Гуревича

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 72-го хода черных

В этой игре 1991 года между Полом Мотвани и Илья Гуревич Черные заблокировали белые пешки. За десять ходов черные выиграли пешку d4. С обеих сторон были неточности, но белые подал в отставку на 99 ходу (:114).

Мат в задачах

Возможный мат на краю доски — основа некоторых составленных шахматные задачи, а также варианты мата двумя конями против пешки.

Ангос, 2005

Ангос, 2005

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых и мат в четыре

В задаче Алекса Ангоса белые ставят мат за четыре хода:

1. Кe6! Кd8
2. Кf6 + Kh8
3. Кg5 Слюбой (Черный в цугцванг и любой ход конем должен лишить защиты поля f7)
4. Кf7 # (:46).
Бергер, 1890 г.

Бергер, 1890 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых и мат четверкой

Аналогичная задача была составлена Иоганн Бергер в 1890 году. Решение:

1. Nf7! Кd6
2. Nh6 + Kh8
3. Кg5

с последующим

4. Кgf7 # (:492–93).
де Мюссе, 1849 г.

Альфред де Мюссе, 1849 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых и мат втроем

В этой композиции автор Альфред де Мюссе, Белые ставят мат на краю доски за три хода:

1. Rd7 Nxd7
2. Nc6 Nлюбой
3. Кf6 # ( ).
Соболевский, 1951 г.

П. Соболевский, Шахматы — СССР, 1951

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят и выигрывают

В этом изучать Составленный Соболевским, белые выигрывают матом двумя конями:

1. Nh8 + Kg8
2. Крxg2 Сf4
3. Ng6 Bh6!
4. Ng5 Bg7!
5. Ne7 + Kh8
6. Кf7 + Kh7
7. Сh4! Сf6!
8. Кg5 + Крh6
9. Кg8 + Крh5
10. Nxf6 +! Крxh4
11. Кf3 # (:6).
Наданян, 2009 г.

Ашот Наданян, ChessBase, 2009

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят и выигрывают

В этом исследовании, составленном Ашот Наданян, Белые выигрывают матом двумя конями:

1. Rg8 !! Лxg8

Если 1 … Re7, то 2.N6f5! Re1 3.Rxg6 + Kxh5 4.Rxh6 + Kg5 5.Nf3 + и белые побеждают.

2. Ne4 + Kxh5
3. Кe6

и мат на следующем ходу из-за цугцванг; два белых коня ставят четыре разных мата:

  • 3 … Rлюбой 4. Кg7 #
  • 3 … Ndлюбой 4. Кf6 #
  • 3 … нглюбой 4. Кf4 #
  • 3 … f3 4. Кg3 #

История

Первая известная композиция, в которой два коня побеждают одну пешку, по словам Лафоры, принадлежит Джоачино Греко в 1620 г. В 1780 году Шапе провел частичный анализ трех позиций с пешкой на f4 или h4 (: 200). В 1851 г. Хорвиц и Kling опубликовали три позиции, где кони выигрывают у одной пешки, и две позиции, где они выигрывают у двух пешек (: 64–68). Анализ Chapais был отредактирован Гурецким-Корницем и другими и включен Иоганн Бергер в Теория и практика эндшпиля, впервые опубликовано в 1891 году. Однако анализ Гурецкого-Корница был неверным, а первоначальный анализ Шапа в принципе был правильным (: 200). Троицкий начал изучать эндшпиль в начале ХХ века и опубликовал свой обширный анализ в 1937 году (: 43). Современный компьютерный анализ показал, что он очень точный (:265).

Мастерские партии с таким окончанием встречаются редко — Троицкий знал только о шести, когда опубликовал свой анализ в 1937 году. В первых четырех (с 1890 по 1913 год) более слабая сторона дала финал, чтобы получить результат. рисовать от соперника, который не знал, как побеждать. Первая мастер-игра с победой была в 1931 году, когда Адольф Зейтц бить Евгений Зноско-Боровский (:197–99).

Хорвиц и Клинг, 1851 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые делают мат за шесть ходов: 1.Ne2 Ka1 2.Nb4 Kb1 (2 … d3 3.Nc3 d2 4.Nc2 #) 3.Nc2 d3 4.Na3 + Ka1 5.Nc3 d2 6.Nc2 #

Хорвиц и Клинг, 1851 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых выигрывает, устанавливая Товарищ стэммы: 1.Ngh4 + Kg1 2.Nf3 + Kh1 3.Ke1 Kg2 4.Nxh2 !! Kxh2 5.Kf1! Kh1 6.Kf2 Kh2 7.Ne3 Kh1 8.Nf1 h2 9.Ng3 # 1-0

Поллок против. Шоуолтер, c. 1890 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых. Поллок отказался продолжать и согласился на ничью шесть ходов спустя, но у белых выигрышная позиция (:197).

Больше пешек

Файн и Бенко, диаграмма 201

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает за 96 ходов

Отлично, ECE № 1778

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает за 87 ходов

Ломоносовские столы

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных побеждает за 146 ходов

Два коня могут выиграть в некоторых случаях, когда у защитника больше одной пешки. Сначала кони блокируют пешки, а затем захватывать все кроме одного. Рыцари не могут создать эффективную блокаду против четырех связанные пешки, поэтому позиция обычно заканчивается ничьей. Пять и более пешек обычно побеждают двух коней (:101).

Пример из игры

Мотвани против И. Гуревича

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 72-го хода черных

В этой игре 1991 года между Полом Мотвани и Илья Гуревич Черные заблокировали белые пешки. За десять ходов черные выиграли пешку d4. С обеих сторон были неточности, но белые подал в отставку на 99 ходу (:114).

Быстрый детский мат или блицкриг

Это самый быстрый и дурацкий мат в шахматах который возможен. Он случается всего за 2 хода. Новички часто получают его.  Обычно это дети. Потому, что только они могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода.

Левая картинка: Первый ход делают белые — g2-g4. Черные — e7-e5. Правая картинка: Белые — f2-f3. Черные ходят ферзем — d8-h4.Мат. Интересно, но белые в 2 хода мат поставить не могут.

 В русской шахматной нотации (система условных обозначений), мат обозначается символом «×» после хода фигуры. В международной нотации и в шахматной композиции — символом «#» после хода.

 Кстати говоря, первым ходом белых на g4 начинается дебют Гроба. Поэтому этот ход имеет смысл. Второй же ход белых, это конец.

Защита от детского мата

Как избежать мата в партии? Необходимо внимательно следить за ходами противника – и в случае угроз – немедленно предпринимать меры по защите. Расскажите ребенку, что ферзь очень сильная фигура и выводить его в начале партии ошибочно, ведь он сразу подвергнется атаке со стороны других фигур. Если соперник рано вывел ферзя, чтобы поставить вам мат, необходимо этим воспользоваться – можно напасть на него и заодно предотвратить мат.

Кроме хода ферзь f6, черным могут сходить пешкой g6 с нападением на ферзя белых. Такой вариант подойдет, если черная пешка e5 под защитой (конь стоит на c6 либо пешка на d6). Белые хотели поставить мат, а в итоге им придется спешно убегать, чтобы не лишиться ферзя. Позиция у черных стала лучше, чем у белых. Существуют и другие способы защититься.

Матовые возможности

В общем, два коня не могут форсировать мат, но могут форсировать пат. Три коня могут форсировать мат ( : 5–6), даже если защищающийся король также имеет коня ( : 283) или слона ( : 403).

Эдмар Меднис заявил, что эта неспособность заставить мат является «одной из величайших несправедливостей в шахматах» ( : 40).

В отличие от некоторых других теоретически нарисованных эндшпилей, таких как ладья и слон против ладьи, у защитника во всех концовках простая задача — два коня против одинокого короля. Игроки просто должны избегать перехода в позицию, в которой королю может быть поставлен мат следующим ходом, и в таких ситуациях всегда есть другой ход ( : 11).

Два рыцаря

На углу

Керес

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Два коня не могут заставить мат

Игрок с одиноким королем должен сделать грубую ошибку, чтобы получить мат в этой позиции, 1.Ne7 или 1.Nh6 немедленно ставят черных в тупик . Вместо этого белые могут попробовать:

1. Кf8 Крg8
2. Nd7 Kh8
3. Кd6 Крg8
4. Кf6 +

а теперь, если черные пойдут 4 … Kh8 ?? то 5.Nf7 # мат, но если черные пойдут

4 … Kf8

тогда белые не добились прогресса ( : 2–3).

Бергер

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Нарисуйте любой стороной, чтобы двигаться

Иоганн Бергер отдал эту позицию, ничья с ходом. Ходом белых:

1. Nf5 Kh8
2. Кg5 Крg8
3. Ne7 + Kf8! (Черные просто избегают 3 … Kh8?, Что приводит к мат на следующем ходу ходом 4.Nf7 #)
4. Kf6 Ke8

а белые не добились прогресса. Ход черными:

1 … Х8
2. Кf7 + Крg8
3. Nh6 + Kh8
4. Кg5

дает пат ( : 74).

На краю

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые также могут попытаться получить мат на краю доски.

Также есть матовые позиции с королем низшей стороны на краю доски (вместо угла), но опять же их нельзя форсировать ( + ). В позиции справа белые могут попробовать 1. Nb6 +, надеясь на 1 … Kd8 ?? 2.Ne6 #. Черные легко могут избежать этого, например, 1 … Kc7 . Этот возможный мат является основой некоторых проблем (см. Ниже).

Примеры из игр

Бенко против Бронштейна, 1949 год

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

В этой позиции из игры 1949 года между Палом Бенко и Давидом Бронштейном черные превратились в коня. Черные не продвинулись в ферзя или какую-либо другую фигуру, потому что белые могли раскошелиться на черного короля и его недавно продвинутую фигуру (например, 104 … f1 = Q 105.Ne3 +) сразу после превращения.

104 … f1 = N +
105. Kc3 Kf3 .

Белые сделали юмористический ход

106. Кh2 +

разветвляя короля и коня черных, но жертвуя конем. Черный ответил

106 … Кxh2

и была согласована ничья ( : 133). (Ничья при трехкратном повторении могла быть заявлена ​​на 78-м ходу и в другое время.)

Карпов против Корчного, 1981

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 80. Nf5

Другой пример — восьмая партия матча на первенство мира 1981 года между Анатолием Карповым и Виктором Корчным . Черные принуждают к ничьей

  • 80 … Nf7!
  • 81. h7 Ng5!
  • 82. Ne7 + Kb7
  • 83. Кxg6 Кxh7
  • 84. Кxh7 ничья ( : 41)

Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (если защищающийся король не может выиграть одного из коней) ( : 5–6). Кроме того, полный вычислительный ретроградный анализ показал, что они могут форсировать мат только на краю доски.

Матовые возможности

Два коня не могут заставить мат, а три коня могут.

Хотя есть матовые позиции с двумя конями против короля, их нельзя форсировать. Эдмар Меднис заявил, что эта неспособность принудительно поставить мат является «одной из величайших несправедливостей в шахматах» (:40).

В отличие от некоторых других теоретически нарисованный эндшпиль, такой как ладья и слон против ладьи, у защитника во всех концовках простая задача — два коня против одинокого короля. Игрок просто должен избегать перехода в позицию, в которой ему или ей может быть поставлен мат следующим ходом, и в таких ситуациях всегда доступен другой ход (:11).

Два рыцаря

В углу

Керес

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Два коня не могут заставить мат

Игрок с одиноким королем должен сделать грубая ошибка быть матом. В этой позиции сразу 1.Ne7 или 1.Nh6. тупики Чернить. Вместо этого белые могут попробовать:

1. Кf8 Крg8
2. Nd7 Kh8
3. Кd6 Крg8
4. Кf6 +

а теперь, если черные пойдут 4 … Kh8 ?? то 5.Nf7 # мат, но если черные пойдут

4 … Kf8

то белые не продвинулись (:2–3).

Бергер

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Нарисуйте любой стороной, чтобы двигаться

Иоганн Бергер дали эту позицию, ничья с любой стороны, чтобы двигаться. Ходом белых:

1. Nf5 Kh8
2. Кg5 Крg8
3. Ne7 Kf8! (Черные просто избегают 3 … Kh8?, Что приводит к мат на следующем ходу ходом 4.Nf7 #)
4. Kf6 Ke8

и белые не добились прогресса. Ход черными:

1 … Х8
2. Кf7 Кg8
3. Nh6 Kh8
4. Кg5

дает пат (:74).

На краю

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые также могут попытаться получить мат на краю доски.

Также есть позиции для мата, когда король подчиненной стороны находится на краю доски (вместо угла), но опять же их нельзя форсировать ( + ). В позиции справа белые могут попробовать 1. Nb6 +, надеясь на 1 … Kd8 ?? 2.Ne6 #. Черные легко могут избежать этого, например, 1 … Kc7. Этот возможный мат является основой некоторых проблем (см. Ниже).

Примеры из игр

Бенко против Бронштейна, 1949 год

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

В этой позиции из игры 1949 года между Пал Бенко и Давид Бронштейн, Чернить недостаточно продвинутый рыцарю. Черный не продвигать ферзю или любой другой фигуре, потому что белые могли вилка Король черных и его недавно продвинутая фигура (например, 104 … f1 = Q 105.Ne3 +) сразу после превращения.

104 … f1 = N +
105. Kc3 Kf3.

Белый сделал юмористический ход

106. Кh2 +

разветвляя короля и коня черных, но жертвовать рыцарь. Черный ответил

106 … Кxh2

и ничья была согласована (: 133). (Ничья тройное повторение мог быть заявлен на 78-м ходу и в другое время.)

Карпов против Корчного, 1981

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 80. Nf5

Другой пример — восьмая игра 1981 года. Чемпионат мира по шахматам матч между Анатолий Карпов и Виктор Корчной.Черные добиваются ничьей

  • 80 … Nf7!
  • 81. h7 Ng5!
  • 82. Ne7 + Kb7
  • 83. Кxg6 Кxh7
  • 84. Nxh7 ничья (:41)

Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (если защищающийся король не может выиграть одного из коней) (: 5–6). Также полный вычислительный ретроградный анализ выяснилось, что форсировать мат они могут только на краю доски.

Шахматная фигура конь

Ход коня необычен, потому что он перемещается не по одной линии (как ладья, слон или ферзь, которых поэтому называют линейными фигурами). Есть два способа запомнить прыжок коня:

Скок, скок и вбок! (Две клетки по прямой и клетка в сторону).

Скок и наискосок! (Клетка по прямой и клетка наискосок).

На диаграмме представлены оба варианта.

Конь, стоящий в центре доски, контролирует 8 клеток. А вот если конь будет стоять на краю доски или в углу, ему будут доступны только 2 или 4 клетки. Делаем вывод: лучше всего ставить своего коня ближе к центру, где он будет более активен.

У коня есть еще одна особенность, которая делает его самой необычной фигурой: конь — единственная шахматная фигура, которая умеет перепрыгивать через свои фигуры и фигуры соперника!

Например, в начальной позиции конь со всех сторон окружен своими фигурами и пешками. Тем не менее, он может сделать ход уже на первом ходу — первый «скок» он делает прямо по клетке с пешкой, а затем перелетает на клеточку наискосок. Конь, стоящий на поле g1, может в начале партии выйти на поле f3 или h3. Как мы уже запомнили, коня нужно ставить не на край, а ближе к центру, поэтому лучше выбрать поле f3.

Точно так же конь может перепрыгивать фигуры соперника

Обратите внимание: конь не съедает ту фигуру, которую он перепрыгнул — съесть он может только ту фигуру, которая находится на клетке, где конь завершает ход. В позиции на диаграмме конь, стоящий на поле е5, может перелететь через вражеские пешки и съесть ферзя на поле f7

А вот остановиться на поле, где находится своя фигура, конь, конечно, не может: свою фигуру можно только перепрыгнуть.

Тактические приемы

Необычный ход коня и умение перепрыгивать через препятствие позволяет ему делать особенные хитрости, которые называются тактическими приемами.

Вилка

Первый тактический прием, который умеет делать конь, называется вилка. Вилка — это нападение конем сразу на две или более фигуры соперника.

Конь может атаковать сразу в разные стороны, поэтому ему часто удается поймать фигуры соперника в вилку. Интересное название приема связано с тем, что нападения коня немного похожи на вилку для тортика (когда он атакует две фигуры, как на диаграмме ниже), или даже на трезубец (если он нападает сразу на три фигуры).

Спертый мат

Еще один прием, который умеет ставить только конь, называется спертый мат. Спертый мат — это конструкция, в которой конь ставит мат королю соперника, который полностью окружен своими фигурами и пешками.

Обратим внимание на диаграмму: черный король думал, что надежно спрятался, окружив себя защитниками со всех сторон, но белый конь прыгает с клетки c5 на клетку d7, атакуя черного короля через все препятствия. И на доске мат: собственные фигуры загородили черному королю все пути отступления

Идея спёртого мата была изучена еще очень давно: в трактате Луиса Рамиреса Лусены XV века (1497 год) можно найти позицию, иллюстрирующую эту идею. На диаграмме — задача Лусены, тот самый пример, который был известен более пятисот лет назад. Белые начинают и ставят мат в 4 хода:

Kh6++ (двойной шах!) Kph8

Фg8+!! (жертва ферзя, с помощью которой белые вынуждают соперника заблокировать своей ладьей своего короля) Л:g8

Рассмотрим еще один пример, когда конь ставит спертый мат в самом начале партии. Чтобы не получить мат в начале игры, нужно изучить правила игры в дебюте и соблюдать их. Партия начиналась так:

e4 c6 (защита Каро-Канн)

Фе2 (хитрый ловушечный ход, ферзь оказывается на одной линии с черным королем) Кbd7??

Ужасная ошибка. В позиции на диаграмме после пятого хода черных белые ставят спертый мат в один ход.

Конечно, белые завершают партию ходом 6. Кd6!! Конь атакует окруженного своими фигурами черного короля, а пешка не может съесть коня из-за связки, которую ставит ферзь (пешка не может покинуть линию е, так как в таком случае открылся бы шах на короля от белого ферзя).

Подведем итог: конь — особенная фигура с необычным ходом, который позволяет коню проводить идеи, которые не умеют делать другие фигуры. Сила коня примерно равна силе слона (3 пешки), но конь особенно силен:

в закрытых позициях — потому что умеет перепрыгивать через пешки и хорошо маневрирует в ситуациях, где слоны оказываются ограниченными;

когда находится на укрепленном своими пешками поле в центре доски или лагере соперника (такое положение коня называется форпост).

Отточить тактические приемы на основе хода коня можно на занятиях по шахматам в онлайн-школе Skysmart. Ученики играют с тренером на интерактивной доске, могут смотреть историю ходов и отменять неудачные ходы, а тренер помогает самостоятельно прийти к лучшему решению. Запишитесь и получите до 3 уроков в подарок!

Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода

А именно:

Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные

Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.

На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.

Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:

А вот посмотрите на детский мат интерактивно:

К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.

А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:

Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.

Итак давайте к делу.

1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.

2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.

3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.

Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.

Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.

Второй вариант детского мата

В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.

1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))

Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.

2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.

Вот вам и мат в 2 хода.

Как защититься от детского мата?

На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.

Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.

Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.

И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.

И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.

А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.

Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.

Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:

ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.

Движение

По сравнению с другими шахматными фигурами, движение коня уникально: он может перемещать два квадрата по вертикали и один квадрат по горизонтали или два квадрата по горизонтали и один квадрат по вертикали (при этом оба квадрата образуют форму L). Во время движения рыцарь может перепрыгивать фигуры, чтобы добраться до места назначения. Кони захватывают таким же образом, заменяя фигуру противника на поле и убирая ее с доски. Рыцари и пешки — единственные части, которые можно перемещать в исходное положение.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Исходная позиция в шахматах с точками, обозначающими возможные ходы коня.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Рыцари на разных клетках, точки обозначают возможные ходы коня

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Числа, представляющие минимально возможные ходы для атаки на квадрат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: