Правила игры в шахматы за 5 минут

История

В ранних санскритских шахматах (около 500–700 гг.) Король мог быть и на этом игра закончилась. Персы (ок. 700–800) представили идею предупреждения о том, что царь подвергся нападению (объявляя проверять в современной терминологии). Это было сделано, чтобы избежать раннего и случайного окончания игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя поставить под шах или оставить под шахом. В результате царь не попал в плен (:22).

В этом случае слова «чек» и «шахматы» пришли через арабский из персидского. ша, что означает «король» или «монарх» (:159).

Вопросы и ответы о короле в шахматах

Что делает король в шахматах?

Король привносит смысл в игровой процесс. Он является ключевой фигурой и главной целью игрока. Все стратегии сводятся к тому, чтобы окружить его и заключить в ловушку.

Что касается передвижения, то король большую часть времени находится под защитой стоящих рядом фигур. В случае опасности он может провести контратаку, если угрожающая фигура не защищена.

Какова позиция короля в шахматах?

Эта игровая единица начинает с центрального поля прямо рядом с ферзем. Начальная клетка должна быть противоположного цвета по отношению к самому королю.

Например, если он из команды белых, то стартует с черного поля и наоборот.

Силен ли король в шахматах?

Король не считается сильной боевой единицей, его ходы ограничены короткой дистанцией. Кроме того, ему нельзя ходить под шах.

Тем не менее это крайне влиятельная фигура. Его расположение на доске направляет действия противника и формирует его стратегический подход.

Может ли король двигаться под шахом?

Находясь под шахом, монарх может ходить, но только если его перемещение спасает от атаки. Финальная позиция должна быть свободна от угроз.

И помните, это не единственный способ избежать шаха. Вы также можете заблокировать атакующую фигуру своей или захватить ее.

Какая самая сильная фигура в шахматах?

Ферзь обладает большей силой, чем любая другая фигура. Он двигается во всех направлениях и на любое расстояние. Поэтому игроку следует его особенно беречь.

С другой стороны, существует известный тактический маневр, где ферзь приносится в жертву. Такой подход славится своей агрессивностью и высокими рисками. В то же время, он часто приводит к успеху.

Что такое пулевые шахматы?

Bullet шахматы относится к играм с контролем времени, который короче 3 минут на игрока. Самыми популярными формами пулевых шахмат являются 1 | 0 (одна минута без приращения на игрока) или 2 | 1 (две минуты с приращением в одну секунду на игрока).

Сколько длится игра в шахматы? Bullet chess относится к играм, в которые играют с контролем времени быстрее, чем 3 минуты на игрока. Самые популярные формы буллет-шахмат: 1|0 (одна минута без приращения на игрока) или 2|1 (две минуты с добавлением одной секунды на каждого игрока).

Как вы попадаете на чемпионат мира по шахматам? Игроки проходят квалификацию на чемпионат мира по следующим путям: I. Действующий чемпион мира. II. Победитель, занявший второе место и еще два (2) полуфиналиста чемпионата мира ФИДЕ 2019. – четыре (4) игрока.

Насколько быстр блиц? Контроль времени в скоростных шахматах

Контроль времени в блице на Chess.com от 5 до XNUMX минут на игрока. Блиц — самая популярная игра с контролем времени на Chess.com, в которой ежедневно проводится более 3.5 миллионов блиц-партий. Самый популярный контроль времени для блица — 5|0 и 3|0, хотя 3|2 также очень популярен.

Что значит «поставить шах» в шахматах

Дам подсказку: начинающие шахматисты любят говорить «Шах и мат!» в конце партии. Появились идеи, к какой фигуре может относиться это слово? Конечно, шах в шахматах относится к королю.

Шах — это нападение на короля. То есть ситуация в шахматах, когда король находится под ударом какой-либо фигуры. В шахматной нотации ход с шахом обозначается знаком «+».

Посмотрите на картинку и попробуйте ответить на вопрос: какая фигура поставила шах в этой позиции? Если ваш ответ — ладья, вы большие молодцы!

Поставить шах могут все фигуры, кроме самого короля.

Практикующий детский психолог Екатерина МурашоваБесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Пешка в шахматах ходит прямо, но бьет по-диагонали

Ход пешки в шахматах интересен тем, что в начале игры она может пройти два поля или одно (как решит игрок), но все последующие передвижения пешки ограничены одной клеткой. Также пешка отличается тем, что по-разному ходит на пустые поля и при атаке, когда бьет.

В мирное время ей позволено ходить исключительно вперед. А чтобы срубить вражескую фигуру, пешке необходимо сходить по диагонали, причем тоже только вперед.

Кроме того, пешка вовлечена в целых две разновидности специальных ходов, которые мы рассмотрим дальше. Поэтому, несмотря на то, что это самая слабая фигура, она может сыграть важную роль. В игре конфигурация пешек на поле влияет на многие факторы.

Например, контроль за центральной областью доски, который является основополагающим принципом.

Первые ходы в шахматах, как правило, принадлежат пешкам

Это важно для дальнейшего развития фигур, стоящих позади. Все распространенные дебюты (открывающий этап игры) начинаются именно так

Виды шахов

Тут вы можете спросить: как же шах может быть вечным? Неужели закончить шахматную партию в таком случае будет невозможно? Не переживайте: убегать от такого шаха до старости не придется.

Вечный шах — это шах, от которого король не может скрыться. Если один из соперников ставит вечный шах, партия заканчивается вничью.

  • Фc8+ Крa7
  • Фc7+ Крa8
  • Фс8+ Крa7

В этом примере позиция Фc8+ Крa8 повторилась три раза. А в шахматах есть правило троекратного повторения позиции: если одна и та же позиция повторилась трижды, получается ничья.

Но кто же захочет играть вничью, когда можно выиграть? Конечно, не стоит ставить вечный шах, если у вас есть лишние фигуры. И наоборот: когда фигур не хватает, спасти партию вам поможет именно этот прием.

Потренируйтесь ставить вечный шах самостоятельно, играя за черных. Но для начала определите: зачем вам нужен вечный шах? Каких фигур не хватает?

Вскрытый шах

Этот шах делают сразу две фигуры, и у каждой есть своя роль:

  • фигура в засаде притаилась на одной линии с вражеским королем, но пока что не нанесла ему удар;
  • фигура-заборчик закрывает фигуру в засаде.

Когда фигура-заборчик отходит, получается вскрытый шах.

Как думаете, какие шахматные фигуры подходят для роли фигуры в засаде и фигуры-заборчика?

Только линейные фигуры могут находиться в засаде, так как мы открываем линию их атаки на короля. А вот фигура-заборчик может быть любой — даже королем.

Давайте немного потренируемся.

Ход белых. Найдите фигуру в засаде, а потом фигуру-заборчик и попробуйте поставить вскрытый шах.

Двойной шах

Двойной шах — это шах от двух фигур сразу. Как же это возможно? Вспоминаем роли: фигуру- заборчик и фигуру в засаде из прошлого примера. Так вот, двойной шах получается в том случае, когда фигура-заборчик отходит и ставит шах королю.

Посмотрите внимательно на эту позицию: может ли белая ладья съесть коня? А можно ли поставить фигуру-щит между черной ладьей и белым королем? Правильно, нельзя!

От двойного шаха может быть только одна защита — убежать королем на безопасную клетку.

Давайте потренируемся ставить двойной шах.

Ход черных. Найдите фигуру в засаде, а потом фигуру-заборчик и попробуйте поставить двойной шах.

Шах — двойной удар

Шах можно использовать как оружие для выигрыша фигур. Для этого нужно поставить шах королю и напасть на фигуру соперника одновременно, одним ходом.

Какую фигуру должны будут спасти белые в этой позиции — ладью или короля? Конечно короля, так как от шаха мы обязаны защищаться. Как только белый король уйдет от нападения, черные смогут съесть ладью.

Вот вам маленькое задание для практики.

Ход белых. Найдите двойное нападение на черного короля и черного ферзя.

Перекрестный шах

Перекрестный шах получается, когда наша фигура-щит закрывает собой короля и ставит ответный шах королю соперника. Скрестить шпаги, так сказать

Шах, от которого нет защиты

Раскрою вам небольшой секрет: шах, от которого нет защиты, называется мат. Мат — это конец шахматной партии, так как король пойман раз и навсегда! Особо внимательные читатели заметили, что в примерах вскрытого и двойного шаха не во всех позициях король может спастись, там получается мат. Проверьте себя и найдите задания, в которых можно поставить не просто вскрытый или двойной шах, а даже мат.

Но при том, что король является самой важной фигурой, ход у него вовсе не самый сильный. Шахматного короля можно сравнить с царем, который отправляет свое войско в битву, а сам в это время наблюдает за сражением из безопасного места в замке

Мы можем представить шахматного короля в виде настоящего царя, в тяжелой мантии и с большой короной. Конечно, сложно представить, чтобы в таком виде король бегал и летал по всему полю, как ферзь, слон или ладья, или прыгал через все препятствия, как конь.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Расположение фигур на доске

С описанием и характеристиками фигур мы разобрались, однако на этом правила игры в шахматы не заканчиваются. Ещё один важный момент — это правильное их расположение на доске, которая представляет собой квадрат. Его вертикаль и горизонталь — по восемь клеточек, а площадь составляет 64 зоны, которые поочерёдно закрашены в белый и чёрный цвета. Горизонтальные зоны пронумерованы от 1 до 8, а у вертикальных полей есть буквенное описание от a до h. Соответственно, каждая клеточка доски номинально имеет свою собственную координату. Например, b6.

Перед стартом каждой партии все фигуры должны быть расположены на своих законных местах. Алгоритм их расстановки распишем ниже:

1. Первыми по краям доски ставятся ладьи, служащие сторожевыми башнями. У белых они имеют координаты a1 и h1, а у чёрных — a8 и h8.

2. Вслед за ладьями необходимо расположить шахматный зоопарк. Вблизи каждой ладьи необходимо поставить по коню: белые кони располагаются в клеточках b1 и g1, а чёрные — в b8 и g8.

3. Соседями коней, разумеется, являются слоны. Они стоят ближе к центу. Слоны белого цвета находят своё место в ячейках c1 и f1, а черные — в c8 и f8.

4. Центральные места в первых рядах занимают король и ферзь, являющиеся главными фигурами на доске. Бывают случаи, когда игроки путают, куда именно их нужно выставлять, однако достаточно выучить один нюанс: король позволяет ферзю расположиться на своём цвете. Получается, что белый ферзь занимает клетку d1, а его черный противник — d8. Королям же остаются столбцы под буквой «е»: белый стоит на e1, а черный — на e8.

5. Самое простое — расположение пешек. Их в коллекции каждого игрока по восемь штук, каждая из которых выстраивается непосредственно перед фигурами первого ряда. Все пешки белого цвета занимают ячейки с a2 по h2, а чёрные — с a7 по h7.

Король в шахматной партии[]

В начале партии белый король занимает поле е1, чёрный — е8 (т.е. короли должны стоять на полях, противоположных своему цвету). В дебюте королями обычно не ходят. Исключение — рокировка, осуществляемая для лучшей защиты самого короля и развертывания других фигур. В миттельшпиле король нередко бывает объектом атак, результатом которых может стать победа одной из сторон. В эндшпиле короли обычно принимают активное участие в игре, помогая продвижению своих пешек в ферзи или препятствуя продвижению чужих пешек.

Из-за особой роли короля в игре его редко сравнивают по силе с другими фигурами.

Основные правила игры в шахматы

Шахматы — весьма специфическая игра, имеющая множество особенностей и нюансов. Рассказать в правилах о всех ситуациях, которые возможны во время игрового процесса, невозможно, однако ряд ключевых моментов непременно стоит запомнить. Например, существует сразу несколько пунктов, которые фиксируют ход в матче совершенным:

· если шахматист опустил фигуру на свободное поле;

· если шахматист «срубил» фигуру соперника, поставив на её место свою;

· после сделанной рокировки.

Кроме того, игрок обязан совершить ход фигурой, если он взял её в руку. В случае, когда появляется необходимость поправить что-либо на доске, об этом заранее нужно оповестить соперника, чтобы это касание не засчиталось в качестве хода.

Помимо классических шахматных действий у игроков есть возможность совершить два специальных хода. Рокировка — единственная возможность в игре задействовать сразу две фигуры за один шаг: король сдвигается на две клетки в сторону ладьи, а та передвигается в поле, находящееся между первоначальной и текущей позициями короля. Взятие на проходе — возможность собственной пешкой «срубить» сделавшую двойной прыжок пешку соперника, будто та сделала шаг только на одно поле.

Разумеется, все эти детали — это уже относительно сложные вещи, а правила шахмат для начинающих дают понять, что играют друг против друга два человека, они соперничают на шахматной доске, куда выстраиваются по 16 фигур с каждой стороны в определённом стандартизированном и общепринятом порядке, а целью противостояния является мат — отсутствие возможности у соперника спасти короля. Возможны случаи, когда по ходу партии мат не ставится:

1. Если один из игроков видит своё тяжелое положение, он может добровольно сдаться.

2. Пат — игровая ситуация, когда ни один из шахматистов не может довести дело до победы, приводит к ничейному исходу.

Как ходит король в шахматах

Король — важный, серьезный и немного неповоротливый. Он умеет ходить в любую сторону, но только на одну клетку!

Есть только одно исключение — рокировка. Когда между королем и ладьей нет других фигур, они еще не ходили и королю нет шаха, король может собрать все свои силы и один раз за партию прыгнуть через клетку к своей ладье, а ладья перепрыгивает через короля. Рокировка позволяет спрятать короля в надежное укрытие и ввести в бой ладью.

Как бьет король в шахматах

Рубит король в шахматах так же, как ходит — на одну клетку вокруг себя. Если рядом с королем окажется незащищенная фигура противника, он может ее срубить. А вот если у этой фигуры будет защитник, съесть ее король не сможет, потому что тогда он окажется под боем.

Расписание партий за звание чемпиона мира по шахматам 2021

Первая партия стартует 26 ноября, в пятницу, в 15:30 по московскому времени. Все партии в любой день будут начинаться именно в это время.

После двух или трех игровых дней подряд шахматисты будут получать дни отдыха. Последний – перед заключительной классической партией – 13 декабря.

Если победитель будет выявлен без тай-брейка, то 15 декабря пройдет церемония закрытия, если нет – то 15 декабря состоятся решающие быстрые битвы, а церемония закрытия состоится 16 декабря.

  • 24 ноября: церемония открытия;
  • 26 ноября: партия 1;
  • 27 ноября: партия 2;
  • 28 ноября: партия 3;
  • 30 ноября: партия 4;
  • 1 декабря: партия 5;
  • 3 декабря: партия 6;
  • 4 декабря: партия 7;
  • 5 декабря: партия 8;
  • 7 декабря: партия 9;
  • 8 декабря: партия 10;
  • 10 декабря: партия 11;
  • 11 декабря: партия 12;
  • 12 декабря: партия 13;
  • 14 декабря: партия 14;
  • 15 декабря: тай-брейк (при необходимости) или церемония закрытия.

Лучшие бонусы букмекеры для ставок на спортСм. все

Промокод:бонус10к

До окончания 307 дней

Эксклюзив

Pari повышает приветственный бонус до 10000 рублей

ЭксклюзивыЗа депозит

Подробнее

Получить промокод

До окончания 32 дня

«Бетсити» увеличивает приветственный бонус до 100 000 рублей

ПриветственныеЗа депозит

Подробнее

Получить бонус

Винлайн дарит фрибет до 10000 рублей без депозита за установку приложения

ПриветственныеБездепозитные

Подробнее

Получить бонус

Промокод:3ХNEWBONUS

До окончания 1 день

БК «Марафон» возвращает до 30000 рублей новым клиентам

ПриветственныеБез отыгрыша

Подробнее

Получить промокод

До окончания 1 день

«Лига ставок» дарит фрибет до 10000 рублей новым клиентам

ПриветственныеБездепозитные

Подробнее

Получить бонус

До окончания 307 дней

«Леон» предлагает получить до 25000 рублей фрибетами за регистрацию

ПриветственныеЗа депозит

Подробнее

Получить бонус

Больше бонусов

Рокировка[]

Основная статья: Рокировка

Рокировка представляет собой одновременный ход короля и ладьи с перемещением короля на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).

Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:

  • король и данная ладья находятся на первой горизонтали и ещё не сделали ни одного хода;
  • между королём и данной ладьёй нет фигур;
  • король не находится под шахом, не проходит через атакуемые поля и не попадает на атакуемое поле (под шах).

1. Выход из шаха

По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха, что может быть сделано одним из трёх способов:

  • пойти королём на поле, не находящееся под боем;
  • прикрыть короля, поставив на пути угрожающей ему фигуры свою (данный способ нельзя применить, если король атакован конём, если дающая шах фигура стоит вплотную к королю или если поставлен двойной шах);
  • взять фигуру противника, угрожающую королю, если при этом король опять не окажется под шахом (соответственно, данный способ нельзя применить, если король атакован одновременно двумя фигурами).

Никакие другие ходы в такой позиции не допускаются. Уход из-под шаха с помощью рокировки запрещён. Если уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, проигрывает.

ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)

Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.

  • Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два  двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
  • Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.

    ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции

    8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K    Ход белых- они выигрывают

    Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-

    8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K  , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь  —  https://chessiki.ru/chessboard

    ———————————————————————————————————-

    r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1  Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры

    _________________________________________

  • 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.____________________________________________
  • 8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1    1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1  Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3   Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4  1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1   1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R   1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________ 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3   Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар_______________________________________

    5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1   Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья

    __________________________________

    В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.

    _____________________________________________

Как ходят пешки

Теперь, когда мы знаем, как ходят фигуры, мы подошли к пешкам. У этих маленьких воинов на самом деле самые сложные правила, но не волнуйтесь — не такие уж и сложные! Пешки могут двигаться только на одно поле вперед, если только это не их первый ход: тогда они могут ходить на два поля (или на одно поле, если это все, что вам нужно!).

Из начальной позиции пешка может сходить сразу на два поля вперед

Пешки также являются единственной частью вашей армии, которая не может двигаться назад, что является довольно важной особенностью игры. Каждый раз, когда вы двигаете пешку, вы делаете то, что нельзя отменить!. Пешки также могут трансформироваться

Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек»

Пешки также могут трансформироваться. Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек».

Возможно, самое странное в пешках то, как они бьют другие фигуры. Обычно, чтобы взять фигуру противника, вы просто перемещаете свою фигуру на поле, где находится фигура противника, заменяя ее своей. Пешки делают то же самое, но только по диагонали . Таким образом, пешки могут двигаться только на одно поле вперед (или на два на первом ходу) и могут брать фигуры только по диагонали.

Итак, что произойдет, если пешка встретится лицом к лицу с другой пешкой или фигурой? Ничего такого! Они просто бодаются головами, не в силах добиться какого-либо прогресса. В то время как фигура может захватить пешку движением вперед, пешка не может сделать то же самое. По этой причине, когда две пешки встречаются лицом к лицу, они блокируются, например:

Пешки заблокировали друг друга. Взятие невозможно, так как пешки бьют по диагонали (красные стрелки)А вот теперь белая пешка может взять черную или пройти мимо

О пешках мы уже сказали больше, чем о любой другой фигуре. Это еще не все. Обязательно изучите, что такое взятие на проходе.

Проверка тактики и стратегии

Иногда чек оппонента не приносит пользы чекящему игроку. Это называется «бесполезный шах», и он может даже дать проверенному оппоненту темп (возможность хода), чтобы переместить короля в более безопасную позицию (: 437). Например, 1.e4 e6 2.d4 Bb4 +? ничего не делает для черных и фактически заставляет их терять темп после 3.c3! Шах, сделанный с единственной целью отсрочить неизбежное поражение одним ходом, называется «досадный шах» и может считаться несколько неспортивным (:65).

Однако есть много случаев, когда чек короля противника может быть полезной тактикой или частью тактики как при атаке, так и в защите. Проверка часто используется в комбинации со многими другими тактиками или просто для того, чтобы заставить оппонента занять позицию, в которой противостоящему королю может быть поставлен мат, иначе он может воспользоваться преимуществами или иным образом будет хуже для оппонента. Некоторые атаки включают в себя многочисленные проверки, чтобы заставить противника оказаться в проигрышной позиции, особенно когда король открыт. Неожиданный чек в принудительной комбинации или пропущенный перекрестный чек в запланированной серии чеков может служить своего рода проверкой. Zwischenzug, срывая план.

Некоторые варианты использования проверки:

  • Повторные проверки, чтобы предотвратить неудачное завершение игры (т.е. привлечь игра от вечный чек ).
  • Королевский вилка (рыцарь вилка короля и королевы) или другие вилки с участием короля.
  • Проверяет, чтобы обмен.
  • Двойной чек может быть особенно плохим для оппонента, поскольку, вероятно, будет меньше возможностей выйти из-под чека. Двойная проверка часто с большей вероятностью приведет к мату или потере материала.
  • Шах может заставить короля пойти так, что он не сможет замок позже.
  • Перемещение фигуры для проверки иногда может открыть линию атаки на другую фигуру. Соперник должен избежать шаха и, следовательно, не может (как правило) предотвратить взятие другой фигуры (обнаруженная атака ).
  • Точно так же фигура, перемещенная для создания обнаруженного шаха, может атаковать другую фигуру противника, что приведет к тому же сценарию.
  • Король может также, будучи вынужденным уйти из-под шаха, позволяет проверяющей фигуре взять другую фигуру (абсолютное вертел ).
  • Проверка может вынудить какую-то фигуру заблокировать ее и, следовательно, поставить абсолютную штырь на этом куске.
  • Шах может отвлечь короля от защиты другой фигуры (особенно в эндшпиль, для взятия пешек соперника).
  • Иногда можно использовать проверку, чтобы сорвать ловушку противника, что в противном случае привело бы к потере материала. Например, если противник разветвляет две фигуры игрока, атакующий игрок может иметь возможность переместить одну из разветвленных фигур, чтобы проверить короля оппонента, требуя, чтобы противник сохранял ее при следующем ходу, что позволяет игроку затем переместите другую раздвоенную часть, чтобы также спасти ее от атаки.

Комбинация СВЯЗКА

Когда одна наша нападающая фигура и две фигуры соперника находятся на одной линии (Вертикали, горизонтали или диагонали) и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) собой другую, более сильную (к примеру ферзя) или уязвимую (короля). Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Поэтому говорят, что она СВЯЗАНА, а комбинация называется СВЯЗКА.  Подробнее описано здесь.  Читайте.

Ещё о комбинации- СВЯЗКА

СВЯЗКА

Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника.

Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.

Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.

Бывают. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура- Король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура- любая фигура) 3.Связка поля, клетки (когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура)

если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной.

Использовать связку можно тремя способами:

1.увеличив нападение на связанную фигуру («правило связки»)

2. съесть фигуру, находящуюся под «защитой» связанной фигуры

3

занять важное поле, находящееся под «защитой» связанной фигуры

Типичный пример связки в дебюте.

Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.

Конь на F6 ходить может, но тогда проигрывается ферзь на D8.

_______________________________________________________

4b3/3kp3/3pn3/6p1/1p1P4/rN5P/P1P1B3/1K6

Чем хороша связка. Тем, что раз связанная фигура ходить не может, то на неё можно нападать и нападать, если есть чем.

Главное , чтобы фигуры, защищающие связанную, были в меньшинстве.

То есть нападать должны больше фигур, чем защищать.

Впрочем это общее правило шахмат.

________________________________________________

К  примеру- белые, используя комбинацию СВЯЗКА, сводят игру к ничейной, хотя у них сейчас на фигуру меньше.

r3r2k/1pp3p1/p7/8/P4p1b/1PP5/2KR1PP1/3R4

________________________________________________

А ВОТ ЭТО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!

Любую комбинацию можно найти, учуять, проинтуичить, почувствовав, что где-то в крепости соперника есть дырка, её не может не быть, нужно только её найти.

Найти и использовав в какой-либо комбинации.

Пока шахматисты слабые, она КАЖДОЙ партии проходят мимо ДЕСЯТКОВ различных шахматных комбинаций. Слабые шахматисты НЕ ВИДЯТ ИХ.

Вот вам и отличие сильного от слабого. Сильный видит и использует, слабый не видит и проигрывает.   Вот посмотрите- кусок реальной парти

r1b1r1k1/ppp2ppp/4q1n1/3p4/5b2/5P2/PPPB1QPP/2K1RBNR

Чёрные начинают и дают мат в два хода, пользуясь тем ,что слон на D2 связан.

ФЕ1-ФЕ1.

ЛЕ1 Х .  Мат

И всё. и не надо ничего выдумывать.

Комбинация- это самый простой и быстрый путь к победе.

А мальчик, играющий чёрными, увидел эту связку и этот мат только после тоо ,как мы с ним разобрали проанализировали эту партию. И мучился ещё 15 ходов. и проиграл в итоге.

_______________________________________

К примеру здесь белые сами себе создали комбинацию СВЯЗКА.

k7/4n3/pp4p1/4p3/P5P1/1BP1r3/1PK4R/8

Ладья Н8 шах королю и следующим ходом ладья связала фигуру по 7 горизонтали. всё просто.

_

__________________________________________

7r/k4p2/p2bp1pp/P7/2Qrq3/1R2B2P/1P3PP1/R5K1

Избавиться от связки можно.

Или прогнав или уничтожив связывающую фигуру.

Вот к примеру так… Ферзь берёт слона на Е3

_______________________

Или поставив между двумя своими фигурами третью, не такую важную.

Обычно так избавляются от связки С g5- К f6- Ф d8

______________________________________________________

1rr5/3kppbp/p2p2p1/P1p5/1NP1P3/1R2BP1P/6P1/3R1K2

ИЛИ ВОТ ТАК. Уход из-под связки с помощью каскада комбинаций.

Ход белых.Да, конь связан и должен потеряться, но благодаря связке пешки D6

эта история лихо закручивается .

________________________________________

Вот ещё пример связки. Ход чёрных.

1kr3r1/1pp1q2p/p7/2b5/P7/1P1B3P/K1PQ1N2/1R5R

(относительная связка)

Дальше…

Примеры для решения

3. Вскрытый шах

Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит ей открывается большой простор для следующего хода.

Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: