Что (не) тренируют шахматы
Итак, между некоторыми когнитивными способностями и навыками игры в шахматы существует некая взаимосвязь, а в игре гроссмейстеры мыслят лучше
—
и немного иначе. Но влияет ли это на когнитивную деятельность за пределами шахматной доски? Вообще, ученые давно озадачены вопросом, способен ли тот или иной навык влиять на интеллект, и речь не только про шахматы. Можно ли улучшить кратковременную память, играя на виолончели, а занимаясь баскетболом — способность концентрироваться? Причем не только в этих занятиях, а так, чтобы эффект был заметен и в совсем других.
Достаточно много небольших исследований (они обычно проводятся на школьниках) подтверждают, что шахматы такой способностью обладают: повышают IQ, беглость речи и академическую успеваемость, особенно по математике. Но когда такие исследования собрали в крупном обзоре, выяснилось: эффект скромный. Настолько, что авторы предположили, что шахматы не более эффективны для когнитивных способностей, чем другие образовательные занятия. И что в исследованиях об их пользе замешан эффект плацебо: например, результаты могла исказить личная заинтересованность тренера или возбуждение увлеченного новой игрой ребенка. А если вчитаться в исследования о работе мозга гроссмейстеров, окажется, что та отлична именно во время игры. В одном из них профессиональным шахматистам и новичкам показали несложные шахматные партии, параллельно отслеживая скорость реакции по движению глаз и активность мозга с помощью фМРТ. Гроссмейстерский мозг лучше и быстрее распознал фигуры на доске. Но стоило вместо шахматных позиций показать геометрические фигуры, как отличия исчезли.
Возможно, вовсе не шахматы развивают ум, а успешные шахматисты изначально умнее? В нашем фокусе — гроссмейстеры, элита с выдающимися способностями. Шахматисты с более скромными данными — невидимки. Успех первых заставляет думать: шахматы особенно полезны для мозга, но наука пока не может убедительно доказать их уникальный потенциал.
Что вовсе не плохо: если шахматы не нравятся, выбирайте любую игру, и та будет немного, но полезна для мозга. Небольшие исследования (примерно с тем же качеством доказательств, что и о пользе шахмат) показывают, что любые стратегические игры тренируют вычислительное мышление и память, а жесткие шутеры от первого лица
—
визуальное внимание и пространственное мышление. Зацикливаться на играх не обязательно
Универсальный рецепт для тренировки мозга — заниматься спортом или начать делать что-то новое: собирать пазлы, вышивать крестиком, печь кексы — все, что по душе.
Закрытые дебюты
Наконец мы переходим к закрытым дебютам — в которых белые начали партию не с хода 1. е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.
-
Ферзевый гамбит
Начнем с дебюта, который стал известен на весь мир после выхода сериала «Ход королевы» (в оригинале Queen’s gambit, дословно — ферзевый гамбит). Он получается ходами 1. d4 d5 2. c4.
Гамбитные варианты в закрытых дебютах отличаются от открытых: здесь пешка жертвуется не ради атаки на короля, быстро отыгрывается и чаще всего черные вообще отказываются ее съедать (самый частый ответ — 2. …е6, который ведет к отказанному ферзевому гамбиту).
-
Староиндийская защита
Староиндийская защита — популярный закрытый дебют, в котором черные отказываются от занятия пешками пятой горизонтали в начале партии и фианкеттируют слона на поле g7. По некоторым классификациям дебюты, в которых на 1. d4 черные отвечают не 1. …d5, относятся к полузакрытым дебютам.
Ходы староиндийской защиты:
1. d4 Кf6 2. c4 g6 3. Кс3 d6.
В дальнейшем белые будут играть по центру, в некоторых вариантах уходят в длинную рокировку и атакуют на королевском фланге. Черные же после рокировки будут готовить подрыв центра ходом c5 или е5 и использовать дальнобойного чернопольного слона.
-
И, наконец, еще один популярный закрытый (или полузакрытый) дебют — защита Нимцовича. Он получается после ходов
1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. Кс3 Сb4.
Черные связывают белого коня, а их дальнейшие планы могут быть связаны с проведением с5, d5 или же развитием белопольного слона на b7.
Конечно, существует еще множество интересных дебютов. В каждом популярном варианте есть свои преимущества, и выбор основного дебюта зависит от уровня и стиля игрока. Помочь в выборе дебюта, который станет любимым, может изучение шахматной теории, а также партий современных гроссмейстеров.
Отточить популярные шахматные дебюты на практике помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Опытные преподаватели обучают по индивидуальной программе, помогают развить стратегическое мышление, память и навык концентрации. Вводный урок — бесплатно!
Стратегия и тактика тай-брейка
Есть несколько рекомендаций по проведению партии с укороченным временем.
Лучшее — враг хорошего
Все поиски, среди которых и определение сильнейшего хода, и лучшего плана, и прекрасной комбинации лучше оставить для обычной, классической игры. Это лишь будет потерей времени, которого и так немного.
Удивите своего соперника
Мастера шахмат всегда имеют план на любой случай. Поэтому у них в запасе всегда есть дебютная заготовка, которая заставит нервничать соперника. Противнику придется играть точно и быстро, а это может привести к неминуемым ошибкам, которыми можно воспользоваться.
Стратегия быстрой игры в шахматы
Стратегия 1. Заставлять противника чаще совершать “обдуманные” ходы. Если у вас есть конкретный план игры, ни в коем случае не упрощайте позицию, а наоборот, обостряйте ее, создавайте новые угрозы, проходные пешки, захватывайте открытые вертикали и диагонали. Данная стратегия заставит противника постоянно искать план игры и защиты, затрачивая много времени.
Стратегия 2. В своей игре действовать с минимум обдумывания. Этим пунктом я не призываю делать любые ходы ради скорости, ведь такая практика может быстро привести к поражению. Однако, часто бывает, что план собственной игры не очевиден, в этом случает необходимо упрощать позицию, разменивая фигуры и экономя время.
Встречайте Square Off Grand Kingdom Set. Самые умные шахматы для всех
Square Off Grand Kingdom Set – 69 990 руб.
Истинные шахматисты знают, что ничего не сравнится с традиционной доской. И разработчики Square Off это отлично понимают.
Но что, если вы очень хотите сыграть с тем, кого нет рядом? Выход есть.
Square Off Grand Kingdom Set — это «умная» шахматная доска, фигуры на которой двигаются сами по себе. Достаточно подключиться к ней со смартфона, но об этом чуть позже.
Магии здесь и правда нет, только физика.
В корпусе доски из розового дерева скрыт специальная двухосевая механическая рука с магнитной головкой, которая передвигает фигуры одну за другой. В них встроены магниты, так что механизм просто активирует их в нужный момент, чтобы не зацепить другие элементы.
Само устройство очень габаритное и достаточно тяжелое. Смотрите сами:
️ размер доски: 603х484х49 мм ️ вес: 5,4 кг
Так что для установки потребуется устойчивая и довольно широкая поверхность. Стол придётся очистить перед игрой.
Все 34 фигуры (включая две запасные королевы) ручной работы, что ещё больше добавляет к премиальности:
1. Два короля2. Два ферзя (и два запасных)3. Четыре ладьи4. Четыре слона5. Четыре коня6. Шестнадцать пешек
Да и в принципе выглядит девайс солидно, как и подобает качественным шахматах.
Подобную резьбу вы не найдёте нигде, это собственный дизайн фигур
В комплекте есть зарядное устройство для работы от розетки. Однако в доску встроен и аккумулятор, так что переживать за портативность такого решения не стоит. Главное, понять, как его вообще везти.
От одного заряда Square Off Grand Kingdom Set работает очень долго. Вы можете сыграть около 50 партий длительностью 1-1,5 часа.
Недостатки формата
Ускоренный покер обладает рядом минусов, затрагивающих рекреационных игроков и регуляров:
- Риск больших проигрышей. Если покерист не адаптировал стратегию игры под быстрый формат, это приведет к большей потере денег за единицу времени.
- Неудобство при составлении заметок. При быстром фолде покерист не узнает о мотивах действий противников сразу. Доступна история раздач, но не всегда есть время просмотреть, анализировать, составить нотсы.
- Малая информативность по соперникам. В пул входит большое количество участников, за столами встречаются незнакомые противники – отсутствует статистическая информация. Из-за этого сложно определять диапазон разыгрываемых карт противников, успешно прогнозировать дальнейшие решения.
- Отсутствует возможность преследовать «рыбу». При выявлении слабых противников не удастся подсаживаться к ним намеренно. Игроков рассаживают системой автоматически. Самостоятельный выбор столов отсутствует.
- Высокая дисперсия. Случайная посадка участников раздачи приводит к возрастанию математического отклонения от рассчитываемых показателей. Корректировать влияние дисперсии потребуется за обычными столами.
- Ограничения на работу покерных трекеров. Вспомогательные программы для сбора статистики синхронизируется с быстрыми столами в малом количестве онлайн комнат.
Быстрая игра в конце партии
К концу партии уже становится очевидным, кто добивается победы, реализуя преимущество, а кто спасается на ничью и/или играет на время. Если уровень игры соперников отличается не очень значительно, то, как правило, в конце партии меньше времени остается у того, кто побеждает по позиции. Т.е. один из игроков реализует материальный (реже — позиционный) перевес, а другой пытается сбить у противника флаг.
Тактика игрока, реализующего перевес
- Заставлять соперника делать форсированные и защитные ходы. В этом случае вы будете полностью контролировать шахматную доску и сможете быстро атаковать, не задумываясь о позиции собственного короля.
- Если, по вашей оценке, в ближайшие 10 ходов вы можете выиграть матом — играть на мат.
- Когда очевидного мата не видно, необходимо упростить позицию, разменивая фигуры и создавая себе проходные пешки. Чем меньше у противника фигур, тем меньше он окажет сопротивления, а значит тем быстрее вы выиграете. Поэтому лучше потратить несколько ходов на уничтожение неприятельских фигур, а затем быстро играть на мат, чем сразу пытаться выиграть, не имея очевидного плана победы.
- В случаях «дикого цейтнота» (менее 10-15 секунд до конца партии) лучше всего любыми путями (даже невыгодными в шахматном плане) уничтожить остаток фигур противника, гарантируя себе минимум ничью.
- Используйте простую технику матования, не требующую раздумий, например, линейный мат двумя тяжелыми фигурами или мат ферзем и королем.
Тактика игры на время в худшей позиции
Когда позиция в цейтноте намного хуже, необходимо сменить цель: вместо защиты играть на время, пытаясь сбить флаг противника. Обороняясь, вы можете затратить слишком много времени, которое очень дорого в шахматном суперблице.
Можно выделить следующие приемы игры на время в худшей позиции:
- Как можно меньше делать защитных и форсированных ходов.
- Ставить свои фигуры активнее, чтобы они имели большую площадь действия.
- Шаховать, особенно издалека, а также конями. Сопернику придется защищаться, отвлекаясь от атаки на вашего короля. Давая шахи, старайтесь осуществлять это с необычных полей. У противника обязательно должно быть несколько полей защиты (ухода) от шаха, противном случае вы не получите нужного эффекта из-за функции «быстрого хода» по клику, реализованной в большинстве шахматных игровых интернет-зон.
- Активно наступать пешками на флангах, в т.ч. стараясь провести их в ферзи. План движения пешек не нужен и даже вреден. Активные ходы без плана часто сбивают соперника.
- Когда времени у противника совсем мало (менее 10-15 секунд), можно использовать неожиданные жертвы фигур. Корректность жертвы не имеет значения; главное, чтобы противник не был подготовлен к данной жертве. Данный прием является основным в условиях неизбежного мата вашему королю.
Данные приемы позволяют отвлечь внимание соперника на 1-2 секунды (иногда и больше), в то время как, имея четкий план, он способен делать по 5-10 ходов в секунду. В редких случаях в конце игры возникает очевидная ничейная позиция
В этом случае, не имея значительного перевеса по времени, лучше всего стараться повторять ходы, показывая сопернику, что вы согласны на ничью. И, по возможности, предложить эту ничью
В редких случаях в конце игры возникает очевидная ничейная позиция. В этом случае, не имея значительного перевеса по времени, лучше всего стараться повторять ходы, показывая сопернику, что вы согласны на ничью. И, по возможности, предложить эту ничью.
Если же ваш перевес по времени ощутим, можно попробовать игру на время, делая неожиданные ходы, в т.ч. некорректные жертвы (см. тактику игры на время в худшей позиции). Однако, в этом случае будьте готовы к тому, что после партии услышите много неприятных выражений в свой адрес, ведь подобная игра является не совсем «честной».
И запомните: игра в шахматы онлайн – это прежде всего развлечение! Поэтому относитесь к ней соответственно, не переживайте из-за досадных поражений и не конфликтуйте с соперниками. Удачи и хорошего настроения!
Максим Наумов, GAMBITER.RU, август 2009
Как психология относится к ошибкам
Психология может оказать большое влияние на вашу игру в шахматы. Например, интересное наблюдение состоит в том, что среди неопытных игроков часто случаются две или три ошибки подряд. Когда они совершают ошибку, они изо всех сил пытаются оправиться от разочарования и склонны повторять свою ошибку, делая еще одну.
Давид Бронштейн (претендент на первенство мира, двукратный чемпион СССР):
Если вы допустили ошибку или неточность, не нужно раздражаться и думать, что все потеряно. Вы должны быстро переориентироваться и найти новый план в новой ситуации.
— Давид Бронштейн —
Потратьте минуту, чтобы переориентироваться, если вам нужно. Быстро адаптируясь к новой ситуации, вы увеличиваете свои шансы вернуться в игру. (Конечно, это зависит от серьезности допущенной вами ошибки).
Как шахматисту очень важно оставаться объективным и не позволять своим субъективным чувствам влиять на ваше решение. Это нелегко сделать, но это важный навык сам по себе
Александр Котов (чемпион СССР по шахматам, участник турниров претендентов):
Нет никаких сомнений в том, что причиной моей ужасной оплошности была чрезмерная самоуверенность, которая подорвала мое чувство опасности. Так вот где искать причину дурных промахов — в ликующем чувстве самовосхваления.
— Александр Котов —
Как шахматист вы, вероятно, сталкивались с такой ситуацией:
Вы играете против противника с более высоким рейтингом. Ваша позиция прочна. Вы играете хорошо, и уверенность растет. И тогда вы совершаете неловкую ошибку, которая ведет к немедленному проигрышу. Это расстраивает.
Уверенность может вдохновить вас играть лучше, но чрезмерная уверенность — враг объективности. Требуется терпение, чтобы довести игру до конца, оставаясь при этом клинически объективным.
Игроки в шахматы обычно являются успешными людьми
Опрос 2012 года также обнаружил прямую связь между регулярной игрой в шахматы и различными мерами успеха. 78 процентов постоянных игроков в шахматы являются выпускниками высших учебных заведений. В 20 процентах семей, в которых их члены постоянно играют в шахматы, годовой заработок превышает 120 тысяч долларов. Игроки в шахматы имеют в пять раз больше шансов прочитать глубокий анализ или научную публикацию и понять прочитанное. Они также имеют склонность к богатству, 40 процентов постоянных игроков в шахматы приобретают предметы роскоши. Питер Тиль, известный венчурный капиталист, сооснователь сервиса Paypal и крупная фигура в президентских выборах 2016 года в США, также является заядлым шахматистом. И он не одинок: среди известных людей очень многие любят играть в шахматы. Основатели компании Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен постоянно играли между собой в шахматы, и то же самое делали и продолжают делать другие гиганты Силиконовой долины. Легендарные актеры Хамфри Богарт, Лорен Бэколл, Мэрилин Монро и Марлон Брандо на протяжении своих жизней были поклонниками шахмат. Как и Джон Уэйн. Как и гениальный режиссер Стэнли Кубрик. Среди других знаменитостей, которые также увлекаются шахматами, можно увидеть Арнольда Шварценеггера, Николаса Кейджа, Рэя Чарльза, Бена Аффлека, Боно, Уилла Смита и Говарда Стерна.
Как шахматы стали мировым достоянием
Трудно сказать, что в XVII веке шахматы развивались стремительно. В это время появлялись мастера, шахматные кафе, выходили учебные материалы о новых правилах. Но практически по всему свету шахматы распространились в XVIII веке. Все началось с книги «Анализ игры в шахматы» Франсуа-Андре Филидора, которую он опубликовал в 1749 году. В ней мастер шахмат рассказал о новых идеях в дебюте и защите, которую до сих пор так и называют — защита Филидора. В этой книге мир впервые прочел знаменитое «Пешка — душа шахмат».
С этого момента популярность шахмат начала расти. Матчи между мастерами шахмат из разных стран проходили все чаще. Сильнее всего шахматную игру популяризировал знаменитый матч между Луи Лабурдонне и Александром Макдоннеллом в 1831 году. В его рамках состоялось больше 80 партий. Позже, в 1836 году, Лабурдонне начал издавать первый шахматный журнал — Le Palamède. Следом за ним стали выпускать и другие: Chess Player’s Chronicle в Англии и Deutsche Schachzeitung в Германии.
В то же время шахматисты начали объединяться вокруг своего увлечения игрой и создавать клубы. Первой в истории стала «Берлинская плеяда» — шахматный кружок, в который входили семеро шахматистов. В России же первый клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры — открылся через 10 лет после «Берлинской плеяды».
Что нужно для ведения bullet journal
Блокнот
Формат –> А5. Достаточно большой, чтобы уместить все записи, но при этом компактный: такой блокнот будет всегда удобно носить с собой.
Переплет –> твердый. Они долговечнее.
Клетка, линейка или чистые листы –> зависит от выбранного стиля оформления. Если в вашем блокноте будет много рисунков — лучше брать не разлинованный. Если вы любите списки, графики, таблички — подойдёт блокнот в клетку. Если предпочитаете записывать мысли и наблюдения, используйте линейку.
Ручка
Выберите любую ручку, которой вам удобно писать — шариковую, гелевую или перьевую, чёрного, синего или зелёного цвета. Подойдут и грифельные карандаши — чёрно-белые записи и рисунки смотрятся очень стильно.
Понадобятся для выделения важных записей, добавления рисунков, оформления интеллект-карт.
Фотографии, картинки, наклейки, стикеры
Пригодятся, если вы планируете вести красивый ежедневник и показывать его друзьям в Instagram или Twitter. Набор элементов не ограничен и зависит лишь от вашей фантазии.
4 Не рассчитывайте целые строки
Привычка, от которой игроки должны избавиться, когда начинают играть в Bullet, — это подсчет целых линий. Хотя игроки могут просчитать отличный ход, который может выиграть фигуру, это не будет иметь большого значения, если он отнимет слишком много времени, поскольку у них не останется другого выбора, кроме как спешить. остальные их ходы до того, как их время неизбежно истечет.
Расчет является неотъемлемой частью шахмат, и Bullet ничем не отличается, хотя игроки должны следить за тем, чтобы их расчеты никогда не занимали у них больше нескольких секунд, иначе скоро они окажутся в серьезном цейтноте.
Скомпилируйте Bullet и OgreBullet в XCode
После первой загрузки Bullet я использовал CMake для выполнения проекта и могу выполнять только проект Mac OS X. Нет вариант iPhone, поэтому обратитесь к движку Oolong. Для этого нужно скопировать весь каталог Src в свой собственный проект. Похоже, начиная с iPhone, этот «жестокий» метод использование исходного кода популярно. . . . . Можно только сказать, что разработка Apple XCode недостаточно гуманна, поэтому проект построения библиотеки не так удобен, как VS, а неотъемлемое отсутствие поддержки динамических библиотек в iPhone еще больше способствует этому. «насильственный» способ использования исходного кода, фактически, каждый раз, когда вы изменяете файл проекта, компиляция будет намного медленнее. . . . . В форуме Bullet ищите эталон erwinОфициальное решение — скопировать все каталоги. . . . Хан один -_-! В этом случае все просто. . . . . скачатьИсходный код пули , последняя версия — 2,77. Скопируйте каталог Src и удалите ненужные файлы, например некоторые файлы CMake. (Или проще всего скопировать весь каталог Bullet прямо из движка oolong, но сейчас версия 2.73) Затем настройте каталог Include Bullet, скомпилируйте, и все в порядке. Теперь попробуйте встроить OgreBullet, метод заключается в прямом включении исходного кода. Более особенным моментом является то, что OgreBullet должен использовать Bullet’s ConvexDecomposition. Эта библиотека находится в Bullet’s Extra. Перетащите весь исходный код и затем исправьте каталог include. Нет проблем.
Насколько движок сильнее человека?
В недавнем небольшом матче один из лучших гроссмейстеров мира Хикару Накамура играл с одной из сильнейших программ Komodo. Американец получал различные форы: пешку, пешку и ход, качество и четыре хода, не пересекая фигурами середины доски.
Накамура три партии свел вничью и одну проиграл.
А вот обычный гроссмейстер уверенно обыгрывал машину с форой в две пешки. Поэтому, можно сделать грубую оценку. Преимущество лучших программ над ведущими гроссмейстерами где-то между одной и двумя пешками форы.
Последние 5 лет рейтинг компьютера продолжает расти, в то время как у человека остается на одном уровне.
Шахматы: человек против компьютера
Создание компьютерных шахмат началось еще в 1951 году «Бумажной машиной Тьюринга», ход которой необходимо было ждать пол часа. Только в 1958 году появилась первая полноценная программа с сильным алгоритмом. Первый компьютер-шахматист уровня мастер появился в 1983 году ‒ его рейтинг составлял 2250. Самая известная схватка человека и компьютера произошла в 1997 году ‒ матч Каспаров против Deep Blue завершился капитуляцией действующего чемпиона мира, после чего компьютер навсегда захватил шахматную корону.
Казалось, уже ничего не сдвинет ЭВМ с трона. Как сказал Сергей Карякин, в наше время у человека нет шансов в матче против компьютера. Неудивительно, учитывая то, что люди тренируются, используя шахматные движки. В 2017 году самым сильным движком считался Stockfish, но в декабре компьютерная программа капитулировала перед Alpha Zero.
Альфа-Зеро ‒ это самообучаемый продукт нейронных сетей, который обыграл Stockfish без единого поражения. Матч Альфа Зеро ‒ Стокфиш длился 100 партий, в которых искусственный интеллект победил 28 раз и расписал ничью в 72 оставшихся партиях ‒ безоговорочная победа корпорации Google. На обучение у Alpha Zero ушло несколько часов.
Главное отличие искусственного интеллекта от шахматного движка ‒ использование накопленного опыта из каждой сыгранной партии. Стокфиш просто перебирает все возможные варианты (до 70 млн.), в то время как Альфа Зеро рассматривает всего 40 000 позиций, отбрасывая все зевки, провалы и бесперспективные ходы. Главным программистом в разработке AlphaZero стал бывший шахматист Демис Хассабис, который в 90-е профессионально занимался этой игрой.
Виды быстрых шахмат
Формат игры в активные шахматы может быть двух видов в зависимости от контроля времени:
- До победного. Организаторы турнира отводят определённое время на партию (обычно 15 минут). За этот временной отрезок игроки должны уложиться и провести полноценный поединок. Тот игрок, на котором истечёт время, считается проигравшим. Бывают исключения, например, когда невозможно поставить на доске мат.
- Дополнительные секунды. Такой прием называется контролем Фишера. Суть в том, что за каждый совершённый ход шахматист получает еще немного времени. Секунды суммируются, продлевают партию, что помогает победить соперника.
По каким правилам играть, выбирают сами организаторы. Всё чаще стали комбинировать оба приема: отводят четверть часа на партию и добавляют время за каждый ход. Именно так проходят не только региональные и всероссийские соревнования, но и чемпионат первенства мира по быстрым шахматам.
Где играть в быстрые шахматы
Рапид привлекателен для спортсменов в том числе потому, что во время игры выделяется много адреналина. При этом время ограничено, а желание победить невероятно сильное. Всё это побуждает на яркие эмоции и непредвиденные решения. По этой причине играть лучше всего с другими шахматистами, ведь повсеместно устраивается немало турниров не только в крупных масштабах, но и местных (районных, городских).
Однако просто набить руку можно и во время игры в быстрые шахматы на компьютере. Кроме того, существует немало хороших приложений на смартфонах. Таким способом овладеть правилами игры в шахматы гораздо проще, ведь гаджеты всегда под рукой.
Самые умные люди в мире
Нет ничего удивительного в том, что чемпионы мира по шахматам обычно являются одними из самых умных людей в мире. Один из самых известных шахматистов и недавний чемпион мира Гарри Каспаров имел показатель интеллекта (IQ) на уровне 190, в то время как наиболее известная женщина-чемпион мира Юдит Полгар, ставшая гроссмейстером в возрасте 15 лет, имеет показатель интеллекта на уровне 170. Если вас еще нужно убеждать, то вот пять причин того, что эта настольная игра должны найти место в вашей жизни. Каждая из них является вполне обоснованной и логичной, так что если вы хотите стать умнее, улучшить свою память и защитить себя от проблем с головным мозгом в старости, то шахматы станут для вас идеальным хобби. Это очень увлекательная игра, которая заставляет вас думать логически, стратегически планировать, но при этом позволяет получать массу удовольствия от процесса.
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно
«числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит, и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее или слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.