Проходная пешка. правила превращения пешек

Неумение жертвовать

Иногда для того, чтобы поставить форсированный (то есть неизбежный — когда у противника нет других ходов) мат, необходимо пожертвовать ферзем — самую сильную фигуру на доске

Чтобы выиграть в финале, необходимо отдать что-то очень важное сейчас

Пример из шахмат

Шахматы. Михаил Таль ЖЕРТВУЕТ и ставит МАТ двумя оставшимися фигурами!

Партия Михаила Таля и финского шахматиста Юрьё Рантанена, в которой Таль жертвует ладью в процессе реализации своего плана.

Как это работает в жизни? Для того, чтобы выиграть, часто необходимо чем-то жертвовать. Свободным временем, силами, отношениями.

Например, для того, чтобы выучить испанский на разговорном уровне, человеку необходимо пожертвовать своим временем. Чтобы учиться эффективнее, необходимо перестать листать ленту и научиться делать над собой усилие, чтобы не отвлекаться. Эти жертвы связаны с самодисциплиной.

Защищенная проходная

Защищенная проходная пешка — это пешка, защищенная пешками того же цвета. Одинокий король не в состоянии справиться с защищенной проходной пешкой противника, ведь для этого необходимо уничтожить пешку, которая защищает проходную пешку. Посмотрите диаграмму ниже и оцените позицию. Ход черных. Белый король находится далеко и не может защитить свои пешки. Может ли черный король уничтожить обе пешки противника?

Чтобы съесть защищенную проходную пешку g6, черный король должен уничтожить пешку f5, но если король побьет на f5, то последует g7 и пешка пройдет в ферзи. Черному королю остается крутиться около пешек, но в это время на подмогу подоспеет белый король и исход партии будет решен.

Примеры мата пешкой

Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.

Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:

1.b6-b7 мат

Просто, и со вкусом.

Мат со взятием

Это уже с небольшим выкрутасом.

Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат

Мат через битое поле

Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:

Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!

 1…g7-g5??

К сожалению для черных, их план оказывается утопией.

1.h5:g6 мат.

Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.

Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.

Мат одновременно с превращением

Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!

1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.

Три в одном

Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.

1…g7:а8ФХ

Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!

Довольно просто, красиво и эффективно.

Спертый мат пешкой

Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.

Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:

1.h6-h7X

Орден посмертно

«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.

В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.

1.g4-g5+!

1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат

Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.

Упражнение

В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.

И в заключение:

Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.

Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.

История

Пешка берет свое начало в древнейшей версии шахмат, чатуранга, и он присутствует во всех других значимых версиях игры. В чатуранге эта фигура двигалась прямо вперед, захватывая стороны (на один квадрат по диагонали вперед влево или вправо).

В средневековых шахматах была предпринята попытка сделать фигуры более интересными: пешке каждой вертикали давалось название профессии простого человека. На доске слева направо были следующие названия:

  • Игрок и другие «подонки», также мессенджеры (в крайнем левом файле, это направление буквально зловещий )
  • Городской стражник или полицейский (перед рыцарем, как они тренируют городских стражей в реальной жизни)
  • Трактирщик (епископ)
  • Доктор (всегда пешка ферзя)
  • Торговец / Менял (всегда перед королем, независимо от того, находится ли он слева или справа от ферзя, в зависимости от цвета фигур)
  • Ткач / Клерк (перед епископом, для которого ткали или чеканили)
  • Кузнец (перед рыцарем, как они ухаживают за лошадьми)
  • Рабочий / Фермер (перед замком, в котором они работали)

Самый известный пример этого находится во второй книге, когда-либо напечатанной на английском языке, Игра и игра Чессена. Якобы эта книга, напечатанная Уильям Кэкстон, рассматривался как политический комментарий общества, как шахматная книга.

Способность перемещать два пространства и связанная с этим способность захватывать мимоходом, были завезены в Европу 15 века (см. Мимоходом § ). Правило продвижения изменилось с течением времени (см. ).

Этимология и словоупотребление

Иллюстрация Питер Ньюэлл. «Шахматные фигуры ходили, два и два!» (В Зазеркалье и что там нашла Алиса от Льюис Кэрролл, 1871). Большинство главных героев в сюжете на шахматную тему представлены в виде шахматных фигур. Алиса, главный герой, представленный в виде пешки.

Хотя происхождение названия большинства других шахматных фигур очевидно, этимология пешка довольно неясно. Оно происходит от старофранцузского слова паон, происходящее от средневекового латинского термина «пехотинец» и родственного слову батрак. В большинстве других языков слово пешка аналогично происходит от паон, его латинский предок или другое слово для обозначения пехотинец. В некоторых языках пешка названа в честь термина «крестьянин» или «фермер», что отражает то, как низшие чины были мобилизованы в качестве пехотинцев в военное время: венгерский парашют, Словенский км, Немецкий Бауэр, Датский / норвежский / шведский связывать, Латышский язык Bandinieks. На ирландском языке термин фичиллин, а миниатюрный из Ficheall («шахматы»), хотя также используется термин «ceithearnach» («пехотинец»). По-тайски пешка называется เบี้ย (бия), что означает каури ракушка или малоценная монета. По-турецки пешка называется пийон, заимствовано из французского слова Пион в 19 ​​веке.

Пешка часто используется для обозначения «того, кем легко манипулировать» или «того, кого приносят в жертву ради большой цели». Поскольку пешка — самая слабая фигура, ее часто используют метафорически, чтобы указать на незначительность или полную несостоятельность; например, «Она всего лишь пешка в их игре».

Краткая история шахмат

На сегодняшний день все еще неизвестно точное происхождение шахмат, хотя существует несколько неплохих версий. Одна из них утверждает, что игра зародилась в Индии более двух тысячелетия назад. Историки, придерживающиеся этой версии, говорят, что шахматы являются результатом развития иных игр, имеющих с ними схожесть. Та игра, которой пользуются сейчас многие люди, стала известна только с XV века, а также она завоевала популярность в Европе.

Даже несмотря на то, что никто не знает, откуда эта игра пришла к нам, правила шахмат, как ходят фигуры и как можно одержать победу обманом, нам известно.

«Пешка — не орешка»

Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:

  • Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
  • Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
  • Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
  • Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается)  другой фигурой

Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.

Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.

Неумение просчитывать ходы и понимать, как наилучшим образом мог бы действовать противник

Зачастую, когда шахматисты только начинают играть, они делают случайные ходы, не имея заранее никакой стратегии и не понимая, что они будут делать после того или иного хода противника. Или же, например, они обдумывают только один ход противника, хотя вариантов может быть гораздо больше.

Понимание намерения противника важно, потому что оно помогает выстраивать защиту и атаку. Если не просчитать все варианты — в том числе и самые худшие — и не продумывать самый сильный ответ, проигрыш весьма вероятен

Пример из шахмат

Слева рис. 1, справа рис. 2

Игрок мог бы поставить мат, сделав ход слоном на клетку b6 (1, синяя стрелка и фигура, обведенная синим), но не заметил и поэтому просто съел пешку (2, направление хода указано чёрной стрелкой на 1 картинке). По сравнению с матом это незначительный выигрыш, который приближает к итоговой цели, но целью не является (напомним, что цель — поставить мат королю).

Как это работает в жизни? Женщина X и мужчина N встречаются около года, им хорошо друг с другом. Недавно между ними произошла ссора, после которой мужчина оскорбил женщину. X, несмотря на то, что она не хочет такого в отношениях, осталась с ним, обозначив, что такое поведение допустимо. Теперь в ссорах мужчина N часто оскорбляет её, а X чувствует себя от этого хуже. Постепенно отношения становятся невыносимыми для обоих.

Ход занятия:

I Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.

1. Черные буквы…

на белых страницах.

2. Черные птицы…

сидят на снегу.

3. Белые аисты…

в черном гнезде.

4. Черные кошки…

на белой трубе.

5. Черный котенок…

сметаны поел.

II Повторение пройденного материала

Ребята, а сейчас давайте с вами ответим на вопросы о шахматах.

Что такое шахматная доска?

Сколько белых клеток, и сколько черных?

На каких полях ничего не растет?

Из каких досок не строят теремок?

В каких клетках не держат зверей?

Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали?

Что делают партнеры, противники за шахматной доской?

Какая фигура похожа на лошадь? На башню?

Какая фигура выше ферзь или король?

Какая фигура ниже слон или пешка?

III Пальчиковая гимнастика.

А сейчас давайте поиграем!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

IV Изучение новой темы

Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура?

Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Давайте их расставим. У каждой пешки есть названия. Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Ребята, посмотрите какие пешки храбрые, умрут за своего короля, но не отстанут ни на шаг. Пешки, как солдаты пехотинцы. Они первые вступают в бой, прорываются до последней линии и тогда наступает счастливое перевоплощение. Пешка имеет право превратиться в любую фигуру? кроме короля. Двух королей одного цвета в одном королевстве не бывает. Ребята, пешек нужно ценить, беречь и не отдавать без нужды противнику.

А сейчас начинается парад. Первыми на параде маршируют белые пешки (на доске выставлены белые пешки)

Мы – опора

Королевского престола

Шагаем лишь вперед,

А не наоборот

По чину нам положен

Один короткий шаг

Зато назад не может

Нас передвинуть враг.

А теперь давайте покомандуем черными пехотинцами. Они тоже хотят принять участие в параде.

Мы шахматные пешки,

В бою не знаем спешки,

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход.

Наискосок, налево и направо

Мы «бить» имеем право.

А коль в конец доски придем,

Фигуру новую берем.

IV Физминутка.

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

VI Закрепление пройденного материала.

Ребята, Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят проверить что нового вы сегодня узнали.

1. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)

2. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле?

3. Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое?

4. Ходит ли пешка по горизонтали?

5. Ходит ли пешка по вертикали?

6. Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали?

7. Бьет ли пешка по диагонали?

8. Может ли белая пешка побить белого коня?

9. Превращается ли пешка в короля?

10. Как ходит пешка? (только вперед)

11. Как бьёт пешка? (наискосок)

VII Домашнее задание.

Нарисуйте пешку.

В какую фигуру можно превратить пешку?

Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.

Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.

На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.

Как правильно превращать?

В практической игре это происходит следующим образом:

Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.

Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например

Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.

Еще несколько важных правил:

  1. Передвигать пешку на поле превращения не обязательно. Допускается просто установка новой фигуры на поле превращения, а пешка снимается.
  2. Если игрок пешку все-же передвинул на поле превращения, но не заменил, такой ход может быть признан невозможным.

Отсюда вывод: Важно иметь под рукой фигуру превращения. Опытные шахматисты, как правило, заранее «запасаются» ферзем

Берут его из взятых фигур или с другого столика.

Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя)  под рукой нет, — следует пригласить судью.

  • Нельзя ставить одну фигуру, а объявлять другую. Также, как и ставить перевернутую ладью, объявляя ее ферзем. Это может быть признано, как невозможный ход.
  • Все это лучше проделывать одной рукой и без лишних слов. Махать руками и издавать звуки без необходимости не следует, это не в правилах хорошего шахматного тона.

Итак, порядок такой:

1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.

2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.

Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.

Какую фигуру выбрать?

По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.

Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.

Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:

а) Избежать пата

Смотрим на диаграмму:

Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.

Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.

б) Способности коня

Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.

Например:

Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.

Однако, превращение в коня решает все проблемы!

На доске мат и белые принимают поздравления.

В заключение:

Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.

Всегда держите под рукой ферзя.

Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.

Стратегия

В пешечная структура, расположение пешек на шахматной доске, в основном определяет стратегический колорит игры. В то время как другие фигуры обычно можно переместить в более выгодные позиции, если они временно плохо расположены, плохо расположенная пешка ограничена в своем движении и часто не может быть перемещена таким образом.

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Закрытые пешечные цепи в Французская защита после 1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5

Поскольку пешки бьют по диагонали и могут быть заблокированы от движения прямо вперед, пешки противника могут заблокироваться по диагонали. из двух или более пешек каждого цвета, где каждый игрок контролирует клетки одного цвета. На диаграмме черные и белые сцепили свои пешки «d» и «е».

Здесь у белых есть долгосрочный преимущество. Белым будет легче, чем черным, найти хорошие поля для своих фигур, особенно с учетом . Черный, напротив, страдает на c8, что мешает черным пешкам найти хорошее поле или помочь на королевском фланге. С другой стороны, центральные пешки белых несколько и уязвимы для нападения. Черные могут подорвать пешечную цепь белых немедленным … c5 и, возможно, более поздним … f6.

Изолированная пешка

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

У черных изолированная пешка на d5.

Пешки на соседних рядах могут поддерживать друг друга в атаке и защите. Пешка, у которой нет дружественных пешек в соседних рядах, называется изолированная пешка. Поле перед изолированной пешкой может стать стойкой слабостью. Любая фигура, поставленная прямо впереди, не только блокирует продвижение этой пешки, но и не может быть отогнана другими пешками.

На диаграмме у черных изолированная пешка на d5. Если убрать все фигуры, кроме королей и пешек, слабость этой пешки может оказаться фатальной для черных на поле боя. эндшпиль. в миттельшпиль Однако у черных немного больше свободы передвижения, чем у белых, и они могут разменять изолированную пешку до того, как последует эндшпиль.

Пройденная пешка

От Fine & Benko

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Белые побеждают любой стороной.

Пешка, которая не может быть заблокирована или взята вражескими пешками при продвижении в переход, является проходная пешка. На диаграмме у белых есть защищенный проходная пешка на c5 и у черных вне проходная пешка на h5. Поскольку в эндшпиле часто выигрывает игрок, который может первым продвинуть пешку, наличие проходной пешки в эндшпиле может иметь решающее значение, особенно защищенная проходная пешка (проходная, защищенная пешкой). В этом ключе пешка большинство, большее количество пешек, принадлежащих одному игроку на одной стороне шахматной доски, является стратегически важным, потому что его часто можно превратить в проходную.

Положение на диаграмме может показаться примерно равным, потому что у каждой стороны есть король и три пешки, а позиции королей примерно равны. По правде говоря, белые выигрывают в этом эндшпиле благодаря защищенной проходной пешке, независимо от того, какой игрок ходит первым. Черный король не может находиться по обе стороны доски одновременно — для защиты изолированной пешки «h» и предотвращения продвижения пешки «c» в превращение. Таким образом, белые могут взять пешку h и выиграть партию (:56).

Сдвоенная пешка

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

У черных сдвоены пешки «c».

После взятия пешкой у игрока могут оказаться две пешки на одном и том же месте. , называется сдвоенные пешки. Сдвоенные пешки значительно слабее, чем пешки, стоящие рядом, потому что они не могут защитить друг друга, их обычно нельзя одновременно защитить соседними пешками, а передняя пешка блокирует продвижение задней. На диаграмме черные играют в невыгодном стратегическом положении из-за сдвоенных пешек c.

Бывают ситуации, когда сдвоенные пешки дают некоторое преимущество, как правило, когда защита последовательных клеток вертикали пешками предотвращает вторжение фигур противника.

Сдвоенные и изолированные пешки обычно являются ощутимой слабостью. Одиночная фигура или пешка перед сдвоенными изолированными пешками блокирует их обоих и не может быть легко выбита. У игрока редко бывает три пешки в ряду, т.е. утроился пешки.

Неправильная ладья пешка

В шахматном эндшпиле со слоном может быть неправильная ладья пешка, в зависимости от цвета квадрата слона. Это приводит к тому, что некоторые позиции рисует в противном случае это было бы победой.

Виды и названия

На шахматной доске располагаются 6 видов фигур. Это ферзь (королева), король, конь, слон (офицер), ладья (тура) и пешка. Каждому начинающему шахматисту нужно знать, как они называются.

Играть следует вдвоем, один соперник управляет черными фигурами, другой белыми. Каждый игрок имеет в своем распоряжении 16 боевых юнитов: 1 ферзь, 1 король, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 8 пешек. 

Король

На поле боя король является самой важной среди шахматных фигур, но одновременно самой слабой. Среди других юнитов, эта наиболее высокая и красивая

На вершине располагается нечто вроде короны.

Продумывая стратегию игры, важно всегда держать короля под надежной защитой, так как успешная атака в его сторону приводит к поражению и называется мат

Ферзь

Данную фигуру еще называют королевой. Она самая сильная на поле боя, сочетает в себе умения ладьи и офицера. В устаревшем арабском шатрандже королева считалась наиболее уязвимой и ходила по диагонали всего лишь на одну клетку. В европейских шахматах ферзь трансформировался в сильнейшую единицу. Внешний вид королевы аналогичен королю, но имеет более низкий рост. На вершине расположен небольшой шарик.

Ладья

Согласно правилам игры, с ладьей можно провести рокировку. Каждому игроку дается по две таких единицы, располагаются они на краях поля.

Ладья — это тяжелая фигура, внешне напоминает круглую башню. Европейское название — тура, что означает крепостная башня. В различных вариациях шахматной игры внешний вид и название ладьи сильно отличались. Например, в чатуранге ее именовали колесницей (ратх). В шатрандже ладья носила название — рух и означало птицу рух (это персонаж из фольклора арабов). На Руси данная фигура выполнялась наподобие судна (ладьи), откуда и возникло привычное нам сегодня название.

Слон

Офицер передвигается диагонально. В старых шахматах слон ходил диагонально через одну клетку и перепрыгивал через стоящие рядом юниты. Учитывая геометрию доски, он может двигаться только по клеткам одного цвета. В зависимости от того, на каком поле расставлены фигуры, они могут быть черными или белыми.

Начиная игру, шахматисты имеют в своем распоряжении по два слона, стоящих на разных по цвету клетках. Как и конь, слон считается легкой фигурой. По высоте офицер ниже ферзя, верхушка оформлена в виде капли. Такой внешний вид напоминает головной убор церковнослужителя. Европейское название слона — bishop, что переводится как епископ.

Конь

Конь — это единственный юнит, который не ходит строго по прямой или диагонали. Данная единица перемещается буквой «Г» или «L», при этом она перепрыгивает союзные или вражеские фигуры. Ход коня не изменился со времен первых шахмат. Каждый игрок начинает партию с двумя конями, размещенными между ладьей и слоном. Эту фигуру сложно перепутать с какой-либо другой, так как она имеет вид конской головы на небольшом пьедестале. Европейское название — рыцарь.

Пешка

Это единственная единица, которая по-разному ходит и атакует. Если во время партии пешка достигает последней горизонтали поля, она становится любой фигурой по усмотрению шахматиста, как правило, игроки выбирают ферзя.

Начиная партию, соперники имеют в своем распоряжении 8 пешек, они располагаются по второй горизонтали и прикрывают более ценные шахматные фигуры. Внешне пешка отличается небольшой высотой, верхушка фигуры украшена шаром.

Несмотря на то, что пешка считается одной из самых слабых фигур на доске, не стоит недооценивать ее роль. Именно эти единицы составляют основу обороны шахматиста.

Неумение использовать ресурсы

Бывает, что начинающий шахматист блокирует фигуры, которыми играет — так, что они никак ему не помогают нападать или защищаться.

У каждого игрока есть 16 фигур, которые необходимо использовать рационально, пользуясь пространством остальных 64 клеток.

Существуют разные виды шахматных партий, все они отличаются по длительности: буллет (1–2 минуты), блиц (3–5 минут), рапид (10–15 минут) и классические шахматы (30 минут). Шахматист, который не уложился во время, автоматически проигрывает.

Пример из шахмат

На доске позиция из партии латвийского шахматиста Михаила Таля (белые) и его соперника из Германии Ханса Хехта (черные). На поле b7 слон чёрных упирается в пешку и никак не помогает остальным фигурам.

Как это работает в жизни? Иногда люди не замечают имеющихся у них ресурсов и неосознанно закрывают доступ к ним, не пытаются использовать свои навыки и умения или не просят о помощи, когда она была бы кстати.

Например, девушка А учится на адвоката и параллельно работает в кафе официанткой. Раньше она рисовала и даже делала своим знакомым логотипы, эскизы и 3D-модели помещений. Она почему-то не ценит это умение и даже не думает, что может им заработать гораздо больше и с меньшими трудозатратами, нежели работой в кафе.

Название шахматных фигур с картинками

Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.

Король

Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

Ферзь

Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

Ладья

Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

Слон

Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

Конь

Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

Пешка

Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Основные правила игры в шахматы

Наверняка, вам знакомы эти два коротких слова – «шах» и «мат». Они и определяют главную цель игры. То есть, поставить шах, а потом и мат – смертельную угрозу королю противника. Обычно короля не «бьют» и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной. Также возможна ничья или «пат». На доске возникает пат, если у игрока, который должен ходить, нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом.

Расположение доски

chess.com

Доску следует расположить так, чтобы в правом нижнем углу перед вами находилось белое поле. Фигуры расставляются всегда одинаковым образом. Второй ряд от вас занимают пешки. Ладьи (туры) стоят по углам, рядом с ними — кони, после коней — слоны, затем ферзь (белый на белую клетку, черный – на черную) и король.

Ходы

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Они не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако, они могут встать на место фигуры противника, то есть – побить ее. Фигуры нужно размещать так, чтобы они угрожали противнику, защищали «своих» или контролировали важные поля на доске.

ffikretow/iStock

Король

Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одну клеточку в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на «опасное» поле (где его может взять фигура соперника). Когда король находится под угрозой фигуры-противника – это «шах».

Ферзь

Это самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении и на любое число клеток, но при этом он не может перепрыгивать через других. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается.

Ладья

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны. То есть, в любо направлении, кроме по диагонали.

Слон

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но только по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (светлым или тёмным).

Конь

Кони ходят на две клетки в одном направлении и еще на одну под углом 90 градусов, то есть, буквой «Г». Конь – единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Пешка

Пешка – необычная фигура. Она ходит только вперёд, а «бьет» — по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может «бить» только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или «бить» назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сделать ход вперёд и взять эту фигуру.

Тонкости игры в шахматы

Nadezhda1906/iStock

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Превращение пешки

У пешки есть одна особенность – если она доходит до противоположной стороны доски, ее можно «превратить» в любую другую фигуру. Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Рокировка

Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил;
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила;
  • между королём и ладьёй не должно быть других фигур;
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, угрожающее ему фигурой противника.

Кто ходит первым?

ffikretow/iStock

Белые фигуры всегда ходят первыми. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым – это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.

Шахматы – очень увлекательная игра, которая развивает стратегическое мышление. Правила игры в шахматы не сложные, главное – больше практики. Думаете, чем заниматься томными зимними вечерами с близкими? Партия в шахматы – отличная идея совместного досуга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: