Примеры вечного шаха
Наиболее часто встречающаяся ситуация: вечный шах объявляет ферзь.
Вернемся к нашему примеру. В данной позиции черным нет смысла продолжать борьбу – есть шансы только проиграть, но не выиграть. Поэтому ничья вечным шахом.
С точки зрения ситуационной – очень часто вечный шах становится палочкой-выручалочкой. Способом спасения и достижения ничьей в трудной позиции.
Например:
Черным дорог добрый совет. Они без пешки, к тому же у белых сильная проходная. Да и ферзь пока под боем.
Что делать? Убирать ферзя? Нет!!
1….Kc4:е3!! Только так!
2.Лс1:с2 А что делать? Бить коня пешкой конечно нельзя – черный ферзь побьет ладью и черные даже выигрывают.
2…Ла4-а1+ 3.Крg1-h2 Ke3-f1+
Механизм вечного шаха запущен.
4.Крg1(h1) Kg3+
Ничья.
Начало
Перед тем как приступить к игре, следует установить доску таким образом, чтобы в нижнем правом углу у обоих соперников была расположена светлая клетка. Далее, расставляются фигуры по рядам:
- Ладьи по углам, рядом кони, затем слоны. В центре находятся ферзь (на клетке такого же цвета, как и сама фигура) и рядом на пустой клетке ставится король.
- Следующий ряд полностью состоит из пешек.
Первым должен ходить игрок, который выбрал фигуры светлого цвета. Если же возникает спор по поводу того, кто какими шахматами будет играть, можно подкинуть монету («орел или решка») или же вслепую выбрать ту или иную фигуру (какого цвета она окажется, такого и будут все остальные).
Теперь необходимо разобраться с тем, как ходят фигуры в шахматах. Для новичков это сперва может показаться сложным, хотя на самом деле ничего особенного тут нет.
Как выиграть в шахматы
Приемы шахматных тактик помогают быстро подняться на некий уровень игры, чтобы обыгрывать новичков. С гроссмейстерами будет несколько сложнее, здесь уже понадобится творческая жилка и умение просчитывать ситуацию на десятки ходов вперед. Можно также избрать обучение в шахматных клубах. Предпочтение отдается тактике, а не стратегии в шахматах.
Наиболее распространенные тактические приемы:
- вилка: одна из фигур создает одновременно угрозу для нескольких фигур противника;
- подтип вилки: коневая вилка, чье преимущество в том, что ее не так легко распознать и избежать ее;
- жертва: за легкостью взятия одной из фигур может скрываться хитроумная комбинация, которая позволит противнику нанести намного больший урон, «жертвуя пешкой» или другой менее ценной фигурой;
- относительная связка: если одна из фигур сдвинется с места, то сделает доступной для нападения одну из более сильных фигур, стоящих за ней;
- абсолютная связка: здесь за одной из фигур стоит король, и передвинуть ее, не подвергнув риску главную фигуру, не удастся;
- отвлечение: здесь в ход могут идти разнообразные приманки и любые ходы, которые могут помешать сопернику сделать ценный ход;
- завлечение: соперника приманивают к определенной позиции, которую представляют как выгодную для него, но на самом деле в будущем здесь будет разыграно сочетание ходов, ведущее к мату;
- извлечение короля: короля соперника вынуждают сделать ход в место, в котором его будет легко атаковать;
- греческий дар: частный случай извлечения короля, в котором его атакуют с края доски после жертвы слона.
https://youtube.com/watch?v=GjCcsACsxg0
Вечный шах[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
После хода 1.Фc8+ белые сводят игру к ничьей.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход 1…Фc1+! нейтрализует преимущество белых.
«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:
- один из игроков объявляет шах королю противника;
- после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
- последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.
Хотя в настоящее время «вечный» шах, согласно правилам классических шахмат, не является сам по себе основанием для объявления ничьей (соответствующее положение было исключено из свода официальных правил), на практике ситуация «вечного шаха» почти всегда приводит к ничьей по договоренности, т.к. через некоторое время случится троекратное повторение позиции либо же будут сделаны 50 ходов без взятия фигур и продвижения пешек, что позволит любому игроку затребовать ничью независимо от желания оппонента. По этой причине «вечный» шах или его угроза позволяют игроку спасти даже уже практически проигранную партию.
В ситуации, показанной на первой диаграмме, чёрные обладают существенным материальным преимуществом и угрожают белому королю. Однако после 1.Фc8+ Kph7 2.Фf5+ Kpg8 (или 2…Крh8) 3.Фc8+ Kph7 4.Фf5+ g6 5.Ф:f7+ Kph8 белые добиваются ничьей с помощью «вечного» шаха (6.Фf8+ Kph7 7.Фf7+ …).
Во втором примере ход чёрных, и вместо немедленного взятия 1…Ф:d3? или 1…Ф:g2?, приводящего к невыгодному размену ферзей, следует шах 1…Фc1+! Развитие 2.Кра2 Фс2+ приводит либо к «вечному» шаху (3.Кра1 Фс1+ 4.Кра2 Фс2+ 5.Кра1 …), либо к потере белыми критического преимущества в две пешки: 3.Кра3 Ф:d3+ 4.Кра4 (Крb4, Крa2, Крb2 не лучше) Фс2+ 5.Крb5 Ф:g2. Шаблон:Ничья (шахматы)
Слепой вариант
Из многих вариантов сёги и шахмат один из самых интересных — это слепые сёги и слепые шахматы (последние известны под своим немецким именем, кригшпиль, нем. «игра в войну»). В обеих играх у каждого из игроков есть своя доска, закрытая от взора противника, на которой расположены лишь свои фигуры (в слепых сёги на каждой доске вдобавок расположен король противника). Ходы делаются так, что противнику они не видны! Посредник, который видит обе доски (и, возможно, дублирует обе армии на специальной портативной доске), говорит игрокам, чья очередь ходить, и является ли сделанный ход законным, а также озвучивает шахи. Каждый законный ход, который игрок пытался сделать, считается сыгранным.
Мат ферзем
Один из двух первых этюдов для начинающих. Умеем ходить, выучили, как вести запись партий. Самое время поставить первый мат в тепличных условиях. А что, тренировка необходима. Тяжело в учении, легко в бою.
Внимательно рассматриваем композицию. Отличная комбинация для новичков. Решается элементарно, где бы фигуры не находились. Белый король стоит на А1, и следующим ходом черный ферзь атакует его, передвигаясь на А3. Можно закрыться или побить нападающего? А сбежать от удара? Сложная ситуация. Игра закончена, а проигравшему стоит разобрать партию по записи и проанализировать допущенные ошибки.
Редкие фотографии иранского шаха Насера аль-Дина шаха Каджара и его гарема
По словам ученых и историков, первым фотографом в Иране был француз Жюль Ричард, который, как указано в его дневниках, прибыл в Тегеран в 1844 году. Он служил репетитором французского языка в семье Гульсаз и сделал дагерротипы Мухаммед-шаха, правящего с 1834 по 1848) и его сына, наследного принца Насир аль-Дин Мирза. На сегодняшний день ни одно из этих ранних изображений не найдено.
На этом официальном портрете Насир ад-Дин Шах (около 1848-96) одет в костюм европейского стиля и брюки с персидской мантией. Фотография подчеркивает как его культурную утонченность, так и военное мастерство. Практика фотографии была взята на вооружение в Иране вскоре после ее изобретения в Европе.
Свою первую камеру Насир ад-Дин получил в дар от английской королевы, когда ему было 11 лет. Впоследствии фотография стала серьезным времяпрепровождением для Насир ад-Дина Шаха после его коронации в 1848 году.
Насир ад-Дин Шах становится заядлым фотографом и в середине 1860-х годов начинает фотографировать своих женщин и придворных евнухов — и даже своего кота. В это же время при дворе создается официальная должность «придворный фотограф», и открывается первая фотостудия при дворце Гулистана.
Увлеченный новым предметом и его потенциалом, Насир ад-Дин Шах в 1863 году поручает одному из своих любимых придворных помощников, Ака Ризу Икбал аль-Салтана, изучать технику фотографии. Предположительно, и шах, и его придворный фотограф обучались искусству фотографии у французского фотографа Фрэнсиса Карлиана (1818–1870).
Склонность шаха к автопортретам вдохновила его научить искусству фотографии помощника суда, известного как Мучул-хан. Так как он помогал Насир ад-Дину Шаху разрабатывать и печатать свои негативы в королевской темной комнате, Мучул-Хан стал доверенным сотрудником и ему даже разрешили фотографировать женщин гарема.
Женщины играли важную роль в жизни монархов Каджара и Надир ад-Дин Шах (Насир ад-Дин Шах) содержал большой гарем.
В эпоху Каджар эталоном женской красоты были густые пейсы, срастающиеся густые брови и усы. Например, некоторые женщины императорского гарема Насир ад-Дина Шаха использовали грим, чтобы рисовать усы и соединять брови, если они еще не обладали этими поразительными чертами красоты.
К 1870-м годам у Насир ад-Дина Шаха было по крайней мере три официальных фотографа, которые сопровождали его во время путешествий как внутри столицы, так и за ее пределами. Им было разрешено фотографировать самого шаха, его близких, евнухов и куртизанок, но фотографировать женщин гарема Насир предпочитал сам.
Сразу отмечу, что никакого подтверждения текста написанного под фотографией я не нашла. Но идеалы красоты того времени отличались от сегодняшних.
Я решила поискать другие фотографии. И нашла несколько фотографий, на которых якобы изображена жена Насера аль-Дина Шаха!
Тогда сразу возникает вопрос. А кто мог сфотографировать гарем шаха? Только шах имел право видеть лица своих жен. Утверждается, что он сам и сфотографировал!
Лично я не знаю, мне сложно представить правителя Ирана с камерой. Поэтому подлинность этих фотографий сомнительна.
Есть кадры, где вроде бы присутствует и шах.
Видимо, эта фотография была сделана с использованием большого зеркала, и вы можете видеть, что Шах держит крышку от объектива.
Существует теория, что на некоторых картинах мы видим не жен Насера аль-Дина Шаха, а одетых в женские костюмы актеров театра. Потому что женщинам тогда было запрещено выходить на сцену, а женские роли исполняли мужчины!
Это вполне может быть.
Но есть еще одна фотография, в которой Анис Аль Шарес в возрасте, и за ней явно стоит девушка довольно приятной внешности. Можно, конечно, сказать, что это замаскированный юноша, но его руки слишком женственны.
Ничего не могу сказать Подделка или нет, актеры на снимках или нет, я не знаю, я не присутствовала при съемке этих портретов, и утверждать что-либо не могу.
http://xn--b1advjcbct.xn--p1ai/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%B0http://bigpicture.ru/?p=620441http://chessmatenok.ru/chto-takoe-shah-v-shahmatah/http://inosmi.ru/history/20180304/241620093.htmlhttp://bigpicture.ru/?p=620441
голоса
Рейтинг статьи
История и использование
Открытие берет свое название от швейцарского международного мастера Анри Гроба (1904–1974), который тщательно проанализировал его и сыграл с ним сотни заочных игр . В газетной колонке, посвященной анализу этого открытия, он назвал его « Шиповое отверстие», имя, которое время от времени используется до сих пор. В других ранних упоминаниях использовалось название « Дебют Альхаузена» в честь Карла Альхаузена (1835–1892) из Берлина , одного из первых, кто сыграл 1.g4. Савилли Тартаковер иногда играл это открытие в сеансах одновременной игры и называл его Genoa или San Pier D’Arena Opening , в честь города и пригорода Генуи, где он впервые использовал его. В Чехии и Словакии , 1.g4 называется Открытие Фрич в , так и в других частях мира это называется Открытие Колибри в .
Наряду с несколькими другими необычными первыми ходами белых, Гроб классифицируется под кодом A00 (« нестандартные дебюты » или «необычные дебюты») в Энциклопедии шахматных дебютов . У белых три основных плана: поддержать пешку g4 с помощью h3; давление на d5 или на диагональ h1 – a8, не позволяющее черным сыграть … Bxg4 (например, 1.g4 d5 2.Bg2 Bxg4 3.c4, используя связку против пешки b7); или продвижение пешки h в атаке на .
Grob обычно считается второстепенным и редко используется в серьезных соревнованиях. Международный мастер Джон Ватсон пишет: «Насколько я могу судить, 1 g4 конкурирует с 1 h4 за честь быть худшим первым ходом белых. Против информированного или опытного оппонента это просто мазохизм». Однако в 1978 году Майкл Басман победил с его помощью гроссмейстера и известного теоретика Джона Нанна . Гроб был сыгран в суперфинале 12-го сезона чемпионата Top Chess Engine Championship (апрель – июль 2018). Оба финалиста, Штокфиш и Комодо , оценили позицию после 1.g4 как явное преимущество черных, и оба не смогли защитить позицию белых.
Что такое вечный шах?
Для начала можно успокоиться: ничего страшного или дискомфортного вечный шах не несет. Давайте разберемся подробнее:
Вечный шах — последовательность шахов, уклониться от которой сторона, которой даются шахи, — не в состоянии.
Например:
Ферзь черных дает шахи белому королю с полей g3 и h3. Белый король никуда убежать не может и защититься от шахов белые также не в состоянии. Так может продолжаться бесконечно.
Каков результат? При вечном шахе партия заканчивается вничью. Де юре в результате троекратного повторения позиции или правила 50 ходов.
Как правило, соперники просто соглашаются на ничью.
На практике происходит обычно так: Один из соперников, инициатор этой серии бесконечных шахов, — произносить «Ничья» и притягивает руку сопернику в знак мирного соглашения.
Поскольку уклониться от бесконечных шахов невозможно, соперник молча пожимает руку. Ситуация, когда шахматист, которому объявляется вечный шах, сказал бы «Я не согласен на ничью», противоречит здравому смыслу.
Другое дело, если шахматист, дающий шахи, решает продолжить игру
Это его право и это важно запомнить начинающему шахматисту
То есть, бесконечно шаховать и соответственно соглашаться на ничью, шахующая сторона не обязана.
Движение пешки
Французский шахматист Филидор (1726-95) сделал знаменитое утверждение: «Пешки являются душой игры» (‘Les pions sont l’ame du jeu’) в его весьма влиятельной книге L’analyse du jeu des Echecs, впервые напечатанной в Лондоне в 1749 году.
Простейшие ходы пешки показаны на (38):
Каждая пешка в шахматах первым ходом может пойти на одно или на два поля прямо вперёд, или взять вражескую фигуру вперёд по диагонали в любую сторону, как показано на позиции в левом нижнем углу. Каждым следующим ходом пешка может ходить лишь на одно поле прямо вперёд или же вновь брать фигуру противника вперёд по диагонали в любую сторону, как показано на позиции в левом верхнем углу. Пешки не умеют отступать, поэтому стоящие друг против друга пешки не могут двинуться — если только им не посчастливиться кого-нибудь съесть (или если кто-нибудь не съест одну из них, а затем уйдёт, давая другой возможность хода), как показано на позиции в правом верхнем углу.
Правило возможности первого хода пешкой на два поля было введено в XIII веке, чтобы ускорить дебютную фазу игры. В XV веке появилось специальное правило en passant (французское «на проходе») взятия пешкой, дающее противнику возможность выбора, показанную в правом нижнем углу на (38): если пешка первым ходом пошла на два поля, и при этом проскочила поле взятия вражеской пешкой (стоящей на соседней вертикали и на пятой, считая от противника, горизонтали), то у противника есть возможность выбрать следующим ходом взятие этой пешки (как если бы она походила только на одно поле).
Пешка в шахматах — единственная фигура, которая может изменить свой статус. Достигая самой дальней горизонтали (для белых — восьмой, а для чёрных — первой), пешка обязана быть замещена — ферзём, но также законно заменить её конём, слоном или ладьёй
Теоретически, у каждой стороны может оказаться по девять ферзей! В эндшпиле в шахматах внимание обычно сосредотачивается на пешечной гонке к перевороту, поскольку первое же «превращение в ферзя» очень часто (но не всегда) приносит несомненную победу
В сёги неперевёрнутая пешка может ходить или есть только на одно поле прямо вперёд (без отступления), и переворачивается в золотого генерала, получая имя токин (см. предыдущую главу).
Поэтому пешечная структура в сёги гораздо гибче, чем в западных шахматах; не только пешки, стоящие друг против друга, угрожают друг другу взятием (в противоположность взаимной блокировке в шахматах), но ещё взятая пешка может быть сброшена на доску вновь, восстанавливая пешечные ряды — если только при этом не создаётся двух неперевёрнутых пешек на одной и той же вертикали, что запрещено и ведёт к проигрышу (см. предыдущую главу). В шахматах двойная пешка, хотя она и возможна, часто бывает тормозящей, или (в терминах сёги) «плохой формой».
И в шахматах и в сёги пешки начинают игру как самые слабые фигуры; но в обеих играх они играют ключевую роль, являясь «душой игры».
Расписание партий за звание чемпиона мира по шахматам 2021
Первая партия стартует 26 ноября, в пятницу, в 15:30 по московскому времени. Все партии в любой день будут начинаться именно в это время.
После двух или трех игровых дней подряд шахматисты будут получать дни отдыха. Последний – перед заключительной классической партией – 13 декабря.
Если победитель будет выявлен без тай-брейка, то 15 декабря пройдет церемония закрытия, если нет – то 15 декабря состоятся решающие быстрые битвы, а церемония закрытия состоится 16 декабря.
- 24 ноября: церемония открытия;
- 26 ноября: партия 1;
- 27 ноября: партия 2;
- 28 ноября: партия 3;
- 30 ноября: партия 4;
- 1 декабря: партия 5;
- 3 декабря: партия 6;
- 4 декабря: партия 7;
- 5 декабря: партия 8;
- 7 декабря: партия 9;
- 8 декабря: партия 10;
- 10 декабря: партия 11;
- 11 декабря: партия 12;
- 12 декабря: партия 13;
- 14 декабря: партия 14;
- 15 декабря: тай-брейк (при необходимости) или церемония закрытия.
Лучшие бонусы букмекеры для ставок на спортСм. все
Промокод:бонус10к
До окончания 307 дней
Эксклюзив
Pari повышает приветственный бонус до 10000 рублей
ЭксклюзивыЗа депозит
Подробнее
Получить промокод
До окончания 32 дня
«Бетсити» увеличивает приветственный бонус до 100 000 рублей
ПриветственныеЗа депозит
Подробнее
Получить бонус
Винлайн дарит фрибет до 10000 рублей без депозита за установку приложения
ПриветственныеБездепозитные
Подробнее
Получить бонус
Промокод:3ХNEWBONUS
До окончания 1 день
БК «Марафон» возвращает до 30000 рублей новым клиентам
ПриветственныеБез отыгрыша
Подробнее
Получить промокод
До окончания 1 день
«Лига ставок» дарит фрибет до 10000 рублей новым клиентам
ПриветственныеБездепозитные
Подробнее
Получить бонус
До окончания 307 дней
«Леон» предлагает получить до 25000 рублей фрибетами за регистрацию
ПриветственныеЗа депозит
Подробнее
Получить бонус
Больше бонусов
Ограничение времени
Часы в шахматах впервые появились на Лондонском турнире в 1862 году и были в целом приняты около 1880 года. Нажатие (остановка) своих шахматных часов одновременно запускает шахматные часы противника. Превышение отведённого времени приводит к немедленному поражению.
Ограничение времени в современных шахматных турнирах и матчах обычно составляет по 4 часа на игру (у каждого игрока есть по 2 часа, чтобы сделать 40 ходов), а если на то возникает необходимость, то добавляется двухчасовая сессия (каждому игроку добавляется по 1 часу на следующие 20 ходов). Если же все 60 ходов проходят безрезультатно, то происходит дальнейшее добавление к остающемуся у игроков времени — по часу или по полчаса каждому, и если какой-нибудь из игроков не укладывается в это время, то он немедленно проигрывает.
Как уже упоминалось (в предыдущей главе), большинство игр в сёги продолжаются один день, и каждому игроку выдаётся по 6 часов, после чего следует добавочное время — максимум по одной минуте на каждый ход, причём в титульных матчах в профессиональных сёги игра продолжается по 2 дня, и каждому из игроков выделяется по 9 часов, после чего добавочное время составляет максимум одну минуту на каждый ход.
В шахматах каждый игрок обязан вести запись партии и нажимать свои часы. В то же время в сёги за это ответственен профессионал, рангом ниже, чем игроки (обычно новичок). В противоположность шахматам, в профессиональных сёги игры практически всегда играются без публики, хотя телевидение часто транслирует ход игры для аудитории с помощью камеры, расположенной высоко вверху, прямо над доской.
Правила шахмат
Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.
Ход считается сделанным в следующих случаях:
- рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
- при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
- при рокировке;
- при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.
Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:
- Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
- Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.
Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.
Выигрыш в шахматах
Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:
- отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
- взять фигуру, которая угрожает королю;
- поставить другую свою фигуру под удар.
Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.
Партия считается выигранной если:
- один из игроков дал мат королю соперника;
- один из игроков признал поражение;
- у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
- техническая победа.
Ничья в шахматах
Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.
Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:
- никакая последовательность ходов не приводит к мату;
- троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
- оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
- обоюдное согласие на ничью;
- один из игроков просрочил время.
Контроль времени в шахматах
Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.
Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:
- на доске стоит мат;
- на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
- флажки упали у обоих игроков;
- у оппонента нет возможности поставить мат.
Шахматные соревнования
Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:
- швейцарская система;
- круговая система;
- нокаут-система;
- схевенингенская система.
К популярным международным шахматным турнирам относятся:
- чемпионат мира по шахматам;
- чемпионат Европы по шахматам;
- кубок мира;
- национальные чемпионаты;
- FIDE Grand Prix Series.
Шахматные структуры
Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) – организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.
Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).
Р[]
- Рапид — см. Быстрые шахматы.
- Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
- Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
- Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
- Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
- Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
- Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых могут «полакомиться» пешками.
Ничьи
Игра в сёги практически всегда имеет решающий исход; ничьи в них редки — лишь около 2% профессиональных игр заканчиваются вничью (отношение количества побед к поражениям у лучших игроков составляет примерно 2:1). В шахматах же много игр (примерно половина игр гроссмейстерского уровня) заканчиваются вничью в результате упрощающего эффекта взятия и/или положения обоих игроков. Игра в шахматы может закончиться вничью одним из пяти следующих способов:
1. Пат: когда сторона, у которой очерёдность хода, не может сделать хода по правилам, и королю этой стороне при этом не угрожает шах.
2. Повторение ходов: достижение одной и той же позиции в третий раз подряд (включая «вечный шах»).
3. Недостаток материала: когда нет возможных перспектив заматовать.
4. Правило пятидесяти ходов: если игроки сделали 50 ходов без взятия фигуры или без движения пешки, то любой игрок вместо своего хода может объявить ничью.
5. Соглашение между игроками. Одним из основных недостатков и разочарований в шахматах (для беспристрастного наблюдателя) является то, что игроки могут согласиться на ничью без серьёзных попыток победить (хотя для этого, конечно же, и требуется согласие на ничью обеих сторон).
Отметим, что корректная процедура предложения ничьи в шахматах состоит в том, что игрок сначала делает свой ход на доске, затем спрашивает противника: «Хотите согласиться на ничью?», а затем нажимает на часы.
Сёги же, напротив, требуют позитивной вовлечённости каждого игрока в каждой игре. В сёги пат практически невозможен, вечный шах запрещён, а ничья по соглашению незаконна (и потому является неслыханным делом)! Тем не менее, ничья в сёги может состояться двумя путями (см. предыдущую главу):
1. Сэннититэ: четырёхкратное повторение одной и той же позиции (исключая «вечный шах»).
2. Недостаток материала: отсутствие перспектив заматовать и, одновременно, наличие достаточного для ничьи количества материала.
Однако в профессиональных сёги ничейные партии в реальности считаются «безрезультатными», и (обычно, немедленно) переигрываются с переменой цветов. При этом каждому игроку отводится оставшееся у него время (обычно, как минимум, по одному часу у каждого).
Персидско-арабская версия
Если заглянуть в этимологические словари, то почти все из них скажут, что слово шахматы произошло из арабского языка. В нем слова «шах» и «мат» буквально означают «король погиб».
Но эта версия подвергается сомнениям, если перейти от русскоязычных словарей к арабским или персидским. В них слова «мат» в значении «смерть, умер» не существует. Оно переводится как «владыка». Соответственно сочетания «шах мат» тоже нет, ведь это два практические аналогичных слова в персидском и арабском наречиях.
В арабском языке слово «шах» означает титул. Его можно сравнить с русскоязычными «царь», «государь» или словами из иных языков — «мандарин», «император», «хан». Если изучить нормы арабского языка, то выяснится, что фраза «владыка (шах) умер» будет звучать как «матааш шах», а не «шах мат». Соответственно, в русский язык слово шахматы не могло прийти из персидского или арабского языка, поскольку в тех регионах словосочетание «шах мат» просто никогда не употреблялось.
К тому же, сама игра в шахматы на арабском и персидском наречиях называется «чатранг». Но и оно не является производным этих языков. Это заимствование из санскрита. В Индии созвучное слово «чатуранга» означает «4 рода войск».
О[]
- «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
- Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
- Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
- Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
- Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.
9 Ничья
9.1. (а) Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после того, как ход сделан на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но нарушает п. 12.5. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или не отклонит устно, отклонит его, коснувшись фигуры с намерением сделать ход или взятие, или партия завершится некоторым другим путем.
(b) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на их бланках
(с) Заявление о ничьей в соответствии с пп. 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.
9.2. Партия признается закончившейся вничью по заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не меньше трех раз (не обязательно повторением ходов). Позиции считаются одинаковыми, если за тем же самым игроком очередь хода, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков те же самые. Позиции не считаются одинаковыми, если в новой позиции пешка потеряла возможность взятия на проходе или если право на рокировку в данный момент или в будущем утрачено.
9.3. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если
(a) он записывает ход на бланке и заявляет о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны без перемещения пешек и взятия фигур;
(b) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.
9.4. Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью, согласно пп. 9.2 и 9.3.
9.5. Если игрок заявляет о ничьей согласно пп. 9.2 или 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.
(а) если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью;
(b) если оно окажется неправильным, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не больше трех минут, и добавить три минуты к оставшемуся времени партнеру, пока заявитель имеет более двух минут на его часах;
(c) если игрок имеет больше одной минуты, но меньше двух, его остающееся время должно быть — одна минута;
(d) если заявитель имеет меньше одной минуты, арбитр должен добавить только три минуты на часах партнера. Затем партия должна быть продолжена и должен быть сделан объявленный ход.
9.6. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат никак не может быть поставлен любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной игре. Это немедленно заканчивает партию.
Заключение
Лучшие ходы в шахматах, как правило, связаны общей стратегией и планируются заранее. Также важен гибкий подход на случай разных вариантов поведения противника. И стратегические навыки, и умение адаптироваться можно натренировать. Для этого нужно регулярно практиковаться и анализировать как можно больше партий. Но в начале необходимо твердо усвоить основы.
Довольно просто найти интересные способы играть в шахматы и ходы онлайн. Сейчас есть много платформ, в том числе бесплатных, где удобно проводить анализ игр. Они записываются и сохраняются в базе. После изучения базовых правил можно смело переходить к этим методам. Существует масса возможностей добиться хорошего результата. Главное, чтобы было желание.
Также рекомендуем прочесть: