Китайские шахматы – Сянци
Доска с одноцветными полями 8*8, посередине разделена горизонтальной полосой – великой (небесной) рекой. Фигуры располагаются на пересечениях линий, т.е. есть 9*10 пересечений. В начальной расстановке фигуры располагаются на первой и последней горизонталях, пешки – на четвертой горизонтали у красных и симметрично – у синих через одно пустое пересечение. Пушки расположены на первой и восьмой вертикалях непосредственно за пешками. Территория, образованная пересечениями первой-третьей горизонталей (у красных, у синих – аналогично) и четвертой-шестой вертикалей, называется дворцом или крепостью. Во дворце прочерчены две диагонали.
Фигуры в Сянци:
- Король: красный – Шуай, синий – Цзян, высший генерал и полководец. Король не может покидать дворец, перемещается на одно поле по вертикали или горизонтали. Согласно правилу открытой вертикали, два короля не могут находиться на одной вертикали, не разделенные другими фигурами, т.е. короли могут атаковать и оттеснять друг друга.
- У генерала есть два телохранителя-советника – Ши, которые тоже всегда находятся во дворце. Ходят они на одно пересечение по диагоналям.
- Слева и справа от крепости дворца стоят слоны – Сян, они ходят по диагонали через одно свободное поле и не могут пересекать реку.
- Дальше располагаются кони – Ма, ход их состоит из двух этапов: один шаг по прямой линии, затем один шаг по диагонали, в результате это похоже на обычный ход коня, но с одним отличием: промежуточное поле должно быть свободно. Если это поле занято, то ход коня в этом направлении блокируется, этим способом можно защитить от шаха генерала. Конь может пересекать реку.
- На флангах располагаются ладьи, повозки-колесницы – Че, двигаются они аналогично классическим шахматам и так же могут пересекать реку.
- Пешек-воинов у красных (Бин) и синих (Цзу) – по пять. До реки пешки движутся только вперед, а после реки – усиливаются и могут перемещаться вбок, но не назад. Превращения пешек в сянци нет.
- Дополнительная фигура – пушка (Пао), изначально располагается позади пешек. Ходит пушка так же, как и колесница, но бить вражескую фигуру может только перепрыгивая через любую фигуру, стоящую на линии удара.
Нотация в игре часто используется западная: вертикали обозначаются от a до i, горизонтали – от 1 до 9, точка отсчета – в левом или правом нижнем углу. Однако Международной федерацией принята классическая китайская нотация. Любой ход записывается четырьмя иероглифами: обозначение фигуры, начальная вертикаль или положение относительно такой же фигуры на одной вертикали, направление движения («+»– вперед , «=» или «.» – по горизонтали, «-» – назад), конечная вертикаль или количество полей, на которое переместилась фигура. Горизонтали не нумеруются и отсчитываются от начальной.Пример: C3+2 – пушка с третьей вертикали на два поля перешла вперед, или: R+=3 – ладья, стоящая впереди (обе ладьи находятся на одной вертикали), перешла на третью вертикаль.
Правила сянци:
- Победа достигается постановкой мата или пата.
- Красные ходят первыми.
- Вечный шах, повторенный четыре раза, гарантирует поражение шахующему.
- Вечная угроза любой другой фигуре также запрещена. В случае четвертого повторения позиции засчитывается ничья.
- Короли соперников не могут одновременно располагаться на одной открытой вертикали.
- Ничья присуждается в случае невозможности создания мата или пата ни одной стороной.
О происхождении сянци нет единого мнения, аналоги шахматных игр существовали в Китае свыше 3500 лет назад, но и влияние Чатуранги сложно отрицать. Вероятнее всего, сянци возникли на основе нескольких игр, сохранив древние традиции. Эта игра очень популярна в Азии, а в последнее время набирает обороты и на Западе. По количеству играющих – это самая популярная разновидность шахмат.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Быстрая игра
14.1. При «Быстрой игре» все ходы должны быть сделаны каждым игроком в течение фиксированного времени между 15 и 60 минутами.
14.2. Игра должна вестись по Правилам Шахмат, кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры.
14.3. Игрокам не обязательно записывать ходы.
14.4. Как только каждый игрок сделал три хода, не может быть сделано заявление относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски или установки часов. В случае неправильной установки короля и ферзя рокировка короля невозможна.
14.5. (а) Арбитр должен принимать решения согласно п. 4 (Неправильные позиции, невозможные ходы) только если заявление сделано одним или обоими партнерами.
(b) Игрок теряет право заявлять о нарушениях Правил в соответствии с пп. 7.2, 7.3 и 7.5 (Неправильные позиции, невозможные ходы), если он уже коснулся фигуры в соответствии с п. 4.3.
14.6. Флажок считается упавшим, когда правильное заявление об этом делается игроком. Арбитр должен воздерживаться от обращения внимания на падение флажка.
14.7. Чтобы заявить о выигрыше по времени, игрок должен остановить часы и уведомить об этом арбитра. Для того, чтобы заявление было удовлетворено, флажок заявителя после остановки часов не должен быть упавшим, а у его партнера, напротив, должен быть упавшим.
14.8. Если оба флажка упали, партия признается ничьей.
Шахматы: обучение с нуля
Научиться играть в шахматы с нуля может и ребенок, и взрослый человек. Для получения результата нужно изучить тонкости игры и регулярно тренироваться на практике.
Первые шаги для взрослых, начинающих обучение игре в шахматы:
- Купить хорошие шахматы – необязательно выбирать самые дорогие. Главное, чтобы фигуры были достаточно тяжелыми, устойчиво держались на доске и их легко было передвигать с клетки на клетку.
- Запомнить названия фигур и основные правила – для этого можно посмотреть обучающие видеоуроки.
Самостоятельное обучение или уроки шахмат для начинающих с тренером: что выбрать
Самостоятельное обучение игре в шахматы с нуля займет много времени. Тренер понятно объяснит правила, поможет научиться основам игры с помощью решения задач. Занятия с наставником позволят получить систематизированные знания от простых навыков к сложным техникам.
Можно выбрать частного тренера или записаться в школу – в образовательных учреждениях больше внимания уделяют квалификации тренерского состава. Для тренировки практических навыков полезны занятия в группах, индивидуальные уроки с преподавателем помогут повысить мастерство и выйти на новый уровень игры.
Нужны ли книги по обучению шахматам для начинающих
Читать тематическую литературу нужно для закрепления знаний. Получить базовую информацию помогут переиздания старых советских книг, по которым училось не одно поколение гроссмейстеров. Также есть современные учебные пособия, где представлена более актуальные данные.
Главное – регулярные занятия и тренировки
Не пропускайте занятия, если вы записались в шахматную школу. При обучении игре в шахматы с нуля большое значение имеет регулярность. Старайтесь не только посещать уроки, но и играть вне школьных стен, в свободное время. Например, решать шахматные задачи или устраивать дружеские соревнования с знакомыми. Также можно тренироваться в компьютерных играх, изучать видеоуроки, смотреть шахматные соревнования и анализировать партии профессионалов. Старайтесь закреплять на практике каждый полученный навык, так вы быстрее достигнете нового уровня мастерства.
Кто выиграл чемпионат мира 2021 года?
Чемпионат мира по пляжному футболу 2021 года
Чемпионат мира по пляжному футболу 2021 года (Чемпионат мира по пляжному футболу 2021 года) | |
---|---|
Чемпионы | РФС (3-е название) |
Финалист | Япония |
Третье место | Швейцария |
Четвертое место | Сенегал |
Почему Хикару не участвует в ЧМ? Ему не хватило рейтинга, чтобы пройти квалификацию по рейтингу. Ему не удалось выйти в финал ЧМ-2019. Он не был победителем или призером турнира на острове Мэн. Он не прошел серию Гран-при ФИДЕ.
Что происходит, когда у вас заканчивается время в быстрых шахматах?
BlueJJayS написал: если у вас не хватило времени, вы проиграли. это так просто. если у вашего оппонента недостаточно матового материала, когда у вас мало времени, игра считается ничьей. В Live Chess действуют другие правила.
Почему шахматные матчи рассчитаны на время? Шахматные часы используются в шахматах и других играх для двух игроков, где игроки ходят по очереди. Цель чтобы отслеживать общее время, которое каждый игрок тратит на свои ходы, и следите за тем, чтобы ни один из игроков не затягивал игру слишком сильно. … Игроки могут тратить больше или меньше времени на каждый отдельный ход.
Почему в шахматах 40 ходов?
В шахматах достижение фиксированного количества ходов может привести к выигрышу фиксированного количества дополнительного времени. Обычно это происходит в длинных партиях после 40-го хода: например, 120 минут на выполнение первых 40 ходов и еще 30 минут добавляются к оставшимся 120 минутам, чтобы завершить оставшуюся часть игры.
Какая самая длинная шахматная партия? Это официально самая длинная партия чемпионата мира по шахматам в истории, обыгравшая 124-ходовую 5-ю партию матча Карпов-Корчной 1978 года! После 136 ходов и 7 часов 45 минут партия закончилась громкой победой Магнуса Карлсена.
Какие существуют три типа шахмат?
Почему в Live Chess три разных рейтинга?
- Bullet rating — для игр до 3 минут.
- Блиц-рейтинг – для партий от 3 до 14 минут.
- Стандартный рейтинг – Для игр от 15 минут и дольше.
Ничья
Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:
- На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом НЕ находится под шахом
- Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
- На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля). Ничья по недостатку фигур!
- Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
- Каждый из игроков сделал 50 ходов подряд без единого взятия или хода пешкой. Это означает, что в игре нет никакого развития!
Начальная расстановка
Фигуры в сёги являются плоскими остроугольными пятиугольниками одного и того же цвета, различающимися по нанесённым на них надписям из японских символов (китайских иероглифов). Западные же шахматы, напротив, различаются по цвету — белые и чёрные — и по трёхмерным формам.
В сёги чёрные (или «сэнтэ») ходят первыми, а белые (или «готэ») первыми отвечают. В западных же шахматах первыми ходят белые, а вторыми — чёрные. Обе стороны в сёги начинают с практически равными шансами на победу; правило первого хода даёт в сёги крайне малое преимущество, даже для профессионалов. Однако в шахматах право первого хода является ценным преимуществом (иногда подобным подаче в теннисе или розыгрыш мяча в футболе). Поэтому объективно в сёги стартовая позиция более сбалансирована, чем в шахматах; хотя и очевидно, что обе игры достаточно сбалансированы с практической точки зрения!
В диаграммах сёги чёрные (или сэнтэ) всегда расположены внизу (и двигаются вверх), а белые (или готэ) — вверху (и двигаются вниз). В шахматных же диаграммах, напротив, белые всегда располагаются внизу (и двигаются вверх), а чёрные — наверху (и двигаются вниз). Отметьте, что в шахматах доска раскрашена так, что ближний правый угол для каждого игрока оказывается полем светлого цвета.
В сёги каждая сторона начинает играть с королём (K), ладьёй (R), слоном (B), двумя золотыми генералами (G), двумя серебряными генералами (S), двумя конями (N), двумя стрелками (L) и девятью пешками (P).
В шахматах каждая сторона начинает играть с королём (K=♔ или ♚), ферзём (Q=♕ или ♛), двумя ладьями (R=♖ или ♜), двумя слонами (B=♗ или ♝), двумя конями (N=♘ или ♞) и восемью пешками (P=♙ или ♟). Короли находятся друг против друга, так же, как и ферзи (каждый ферзь — на поле одного с ней цвета). Таким образом, шахматная доска делится на ферзевый и королевский фланги.
Как научиться шахматной аннотации?
Аннотация в шахматах – это обозначения фигур на доске, этому обязательно нужно научиться начинающим, а также детям, которые собирается заниматься этой игрой всерьез. Чтобы описать шахматную партию, существует своеобразный шахматный язык. Этот язык прост. Каждая клетка шахматного поля обозначается латинской буквой и цифрой. Вертикали обозначаются буквами, горизонтали — цифрами.
Счет всегда ведется от левого углового поля белых фигур. Например: a1, c2, dЗ, h5, f8. При записи фигуры обозначаются сокращенно: король — Кр, королева — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К, пешка — не обозначается.Полная запись ходов включает «пункт отправления» и «пункт прибытия» фигуры.
Например:
1. e2 — e4 цифра показывает порядковый номер хода, е2 — е4 — что на поле е4 с поля е2 стала белая пешка.
Можно записывать ход сокращенно, указывая только «пункт прибытия». Например: 1. e4.