Правила в других вариантах шахмат
Не все варианты шахмат рассматривают пат как ничью. Многие региональные варианты, а также некоторые варианты западных шахмат приняли свои собственные правила обращения с застрявшим игроком. В чатуранге , которая широко считается общим предком всех вариантов шахмат, тупиковая ситуация была победой для зашедшего в тупик игрока ( : 229,267). Примерно в 7 веке эта игра была принята на Ближнем Востоке как шатрандж с правилами, очень похожими на ее предшественницу; однако правило пата было изменено на его полную противоположность: то есть это была победа для игрока, создавшего пат. Эта игра, в свою очередь, была представлена западному миру, где она в конечном итоге эволюционировала в современные (западные) шахматы , хотя правило тупика для западных шахмат не было стандартизировано как ничья до 19 века (см. ).
Современные азиатские варианты
Чатуранга также превратилась в несколько других игр в различных регионах Азии , каждая из которых имеет разные правила выхода из тупика:
- В макруке ( тайских шахматах) пат приводит к ничьей, как и в западных шахматах.
- В сёги ( японские шахматы) и большинстве его вариантов пат – это победа для игрока, поставившего пат. Это потому, что исторически цель сёги заключалась в том, чтобы захватить короля противника, а не поставить ему мат – таким образом, с точки зрения игроков пат ничем не отличался от мата, поскольку оба исхода приводили к взятию короля на следующем ходу. Официальные правила сёги (но не большинство его вариантов) с тех пор изменили цель игры и поставили мат, однако пат по-прежнему считается формой мата и, следовательно, победой игрока, находящегося в пате. Тем не менее, стоит отметить, что в сёги (да и вообще в любом варианте игры, где есть ) патовые ситуации крайне редки из-за того, что ни одна фигура никогда не выходит из игры полностью.
- Сянци ( китайские шахматы) и чанги ( корейские шахматы), несмотря на то, что они очень похожи друг на друга с точки зрения доски и фигур, приняли разные правила того, что происходит в случае патовой ситуации. В сянци , как и в сёги , это приводит к немедленному проигрышу зашедшего в тупик игрока, и нет явного различия между ним и матом. Джангги , с другой стороны, позволяет игроку, находящемуся в патовой ситуации, передать свой ход, т.е. игрок может (и фактически должен) оставить « » на месте и не делать ходов в случае патовой ситуации.
- В ситтуйине ( мьянманские / бирманские шахматы) патовые ситуации вообще избегаются, так как это считается незаконным ходом. Игрокам не разрешается покидать соперника без разрешенных ходов, не поставив короля под шах.
Варианты западных шахмат
Большинство вариантов западных шахмат не указывают в своих правилах, что происходит, когда игрок заходит в тупик, что означает, что правило такое же, как и в стандартных западных шахматах, то есть ничья. Есть несколько вариантов, однако, когда правило будет указан и отличается от правил стандартных шахматы:
- В проигрышных шахматах правило патовой ситуации меняется в зависимости от используемой версии ( : 107). Согласно «международным» правилам, пат – это просто победа для него. Тем не менее, бесплатный шахматный сервер в Интернете дает игроку победу с меньшим количеством фигур на доске (независимо от того, кто поставил пат); если у обоих игроков одинаковое количество фигур, это ничья. Существует также «совместное» правило FICS / международного сообщества, согласно которому патовая ситуация считается победой только в том случае, если оба источника согласны с тем, что это победа (т. Е. Она засчитывается как победа для зашедшего в тупик игрока, если у этого игрока также оказывается меньше фигур. осталось); во всех остальных случаях – ничья.
- В Глинского пат – это ни ничья, ни полная победа. Вместо этого в турнирных играх игрок, завершивший пат, получает 3 ⁄ 4 очка, а зашедший в патовой игрок – 1 ⁄ 4 очка. Неизвестно, считать ли патовой ничьей ничью или победу в товарищеской игре.
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Ничья во всех играх
В статье 5 Правил игры в шахматы ФИДЕ 2018 года указаны основные способы, при которых игра может закончиться вничью; более сложные способы подробно описаны в статье 9: ( : 26–29).
- Патовая ситуация — если у игрока на ходу нет разрешенного хода, но он не находится под шахом , это патовая ситуация, и игра автоматически заканчивается ничьей.
- Правило троекратного повторения — если идентичная позиция встречалась не менее трех раз в течение игры с одним и тем же игроком, каждый раз совершающим ход, и является текущей позицией на доске или появится после того, как игрок на очереди сделает свой ход, ходящий игрок может потребовать ничью ( ). В таком случае ничья не происходит автоматически — игрок должен заявить об этом, если он хочет ничью. Когда позиция возникает в третий раз после предполагаемого следующего хода игрока, он записывает ход в свой но не делает ход на доске и требует ничью. В статье 9.2 говорится, что позиция считается идентичной другой, если один и тот же игрок делает ход, одинаковые типы фигур одного цвета занимают одни и те же клетки и каждому игроку доступны одни и те же ходы; в частности, каждый игрок имеет одинаковые права на рокировку и взятие на проходе . (Игрок может потерять право на рокировку, а взятие на проходе доступно только при первой возможности.) Если требование не сделано на ходу, в котором происходит повторение, игрок лишается права предъявлять требование. Конечно, возможность может представиться снова.
- Правило пятидесяти ходов — если за предыдущие 50 ходов с каждой стороны ни одна пешка не двигалась и не было , любой из игроков может заявить о ничьей. Опять же, розыгрыш не является автоматическим и должен быть заявлен, если игрок хочет розыгрыша. Если игрок, чья очередь делать ход, сделал только 49 таких ходов, он может записать свой следующий ход в протокол и потребовать ничью. Как и в случае с троекратным повторением, право требовать ничью теряется, если оно не используется на этом ходу, но такая возможность может появиться снова.
- – если одна и та же позиция появляется пять раз в течение игры, игра автоматически считается ничьей (т.е. игрок не обязан ее заявлять).
- ходов. Если за последние 75 ходов (обоими игроками) не было ни взятия, ни хода пешкой, игра автоматически считается ничьей (т. е. игрок не обязан заявлять об этом). Если последним ходом был мат, то мат остается в силе.
-
Невозможность поставить мат — если возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат серией разрешенных ходов, игра считается ничьей. Такая позиция называется . Обычно это происходит из-за того, что осталось недостаточно материала, но это возможно и в других позициях, таких как заблокированный король и пешечное окончание, когда ни один из королей не может взять пешки. Комбинации с недостаточным материалом для мата включают:
- король против короля
- король и слон против короля
- король и рыцарь против короля
- король и слон против короля и слона со слонами одного цвета.
- Взаимное соглашение — игрок может предложить ничью своему противнику на любом этапе игры. Если противник соглашается, игра считается ничьей.
Больше нет правила, определяющего вечный шах — ситуацию, в которой один игрок дает серию шахов, от которых другой игрок не может уйти, — как ничью. Любая ситуация с вечным шахом в конечном итоге может быть истребована или закончится ничьей в соответствии с правилом тройного повторения, правилом пятидесяти ходов или (что наиболее вероятно) по соглашению ( ). К 1965 году в правилах больше не было вечного чека ( ).
Хотя это законы, установленные ФИДЕ, и как таковые они используются почти на всех турнирах высшего уровня, на более низких уровнях могут действовать другие правила, особенно в отношении положений о быстром завершении игры.
Примеры
Корчной против Карпова ,
а | б | с | г | е | ф | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | г | е | ф | грамм | час |
Позиция после 124.Bg7, черные в пате
Фишер против Петросяна ,
а | б | с | г | е | ф | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | г | е | ф | грамм | час |
Позиция после 30.Qe2, после 32.Qe2 и после 34.Qe2 игра сводится к троекратному повтору
Тимман против Лутца , 1995 г.
а | б | с | г | е | ф | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | г | е | ф | грамм | час |
Позиция после 121…Rb5+, партия идет вничью по правилу пятидесяти ходов
Видмар против Мароци , 1932 г.
а | б | с | г | е | ф | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | г | е | ф | грамм | час |
Рисовать недостаточным материалом. Никакая последовательность разрешенных ходов не может привести к мату.
( :43)
а | б | с | г | е | ф | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | г | е | ф | грамм | час |
Рисовать. Никакая последовательность разрешенных ходов не может привести к мату.
Петросян против Фишера,
а | б | с | г | е | ф | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | г | е | ф | грамм | час |
Позиция после 67.f7, договорная ничья
Терминология [ править ]
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 123 … Kg3, только 124.Rf8! рисует
- « Книжная ничья » или «теоретическая ничья» — это позиция, которая, как известно, приводит к ничьей, если обе стороны играют оптимально .
- «Позиционная ничья» — это тупик, отличный от патовой ситуации , когда ничья сохраняется, несмотря на большой материальный ущерб (см. Крепость (шахматы) # Позиционная ничья ).
- « Жеребьевка гроссмейстера » — это игра, в которой игроки быстро соглашаются на ничью, практически не прилагая усилий для победы (см. « Ничья по соглашению # Гроссмейстерская ничья» ).
Энди Солтис обсуждает расплывчатость терминов «рисование», «рисование», «рисование», «книжное рисование», «легкое рисование» и «мертвое рисование». В книгах и теории шахмат позиция считается ничьей, если лучшая игра приводит к ничьей — сложность защиты не учитывается. Солтис называет эти позиции «растягиваемыми». Например, в соответствии с этим критерием ладейный эндшпиль и слон против ладейного эндшпиля обычно является теоретической ничьей или «книжной ничьей», но на практике сторона со слоном часто выигрывает. В этой позиции из реальной партии единственный ход в ничью — 124.Rf8! Фактически белые сыграли 124.Rd8 ?? и проиграл после 124 … Re3 с угрозой победы 125 … Bh3 + 126.Kg1 Re1 # ( Soltis 2010 : 12–13).
Частота розыгрышей [ править ]
В шахматных партиях, играемых на высшем уровне, ничья является наиболее распространенным результатом игры: из около 22 000 партий, опубликованных в «Неделе в шахматах», сыгранных в период с 1999 по 2002 год игроками с рейтингом Эло ФИДЕ 2500 или выше, 55 процентов были сыграны. рисует. По словам шахматного аналитика Джеффа Сонаса , хотя с начала 20 века в общей игре на уровне мастеров наблюдается тенденция к увеличению количества ничьих, в настоящее время он «держится довольно стабильно на уровне около 50% и только растет очень медленными темпами. «. Показатель жеребьевки элитных гроссмейстеров с рейтингом более 2750 Эло, однако, значительно выше, превышая 70% в 2017 и 2018 годах.
В заочных шахматах высшего уровня в рамках ICCF , где разрешена компьютерная помощь, процент ничьих намного выше, чем в заочных шахматах : из 1512 партий, сыгранных в финале чемпионата мира и в разделах претендентов в период с 2010 по 2013 год, 82,3% завершились ничьей. С тех пор процент ничьих в заочной игре на высшем уровне неуклонно растет, достигнув 97% в 2019 году.
Правила розыгрыша
Правила допускают несколько видов ничьей: пат , троекратное или пятикратное повторение позиции, если за последние пятьдесят ходов не было или хода пешки , если мат невозможен или если игроки согласны на ничью . В играх с контролем времени ничья может быть результатом дополнительных условий ( : 26–29). Пат — это автоматическая ничья, как и ничья из-за невозможности поставить мат. На ничью по троекратному повторению или по правилу пятидесяти ходов может претендовать один из игроков с (обычно ), и заявлять об этом необязательно. Ничья по пятикратному повторению или по правилу семидесяти пяти ходов обязательна для арбитра.
Заявление о ничьей сначала считается предложением о ничьей, и противник может принять ничью без рассмотрения заявления арбитром. После подачи заявки или предложения розыгрыша ее нельзя отозвать. Если претензия подтверждена или предложение розыгрыша принято, игра окончена. В противном случае предложение или претензия аннулируются и игра продолжается; предложение розыгрыша больше не действует.
Правильная процедура предложения ничьей состоит в том, чтобы сначала сделать ход, устно предложить ничью, а затем нажать на часы . Другой игрок может отклонить предложение ничьей, сделав ход, и в этом случае предложение ничьей больше не действует, или иным образом указать на согласие. Предложение о ничьей должно быть записано каждым игроком в его с использованием символа (=) в соответствии с Приложением C.12 Правил игры в шахматы ФИДЕ .
Оценка
В ранних турнирах ничьи часто повторялись до тех пор, пока один из игроков не выигрывал, однако это оказалось непрактичным и вызвало организационные трудности. Парижский турнир года даже полностью игнорировал ничьи, фактически рассматривая их как двойные поражения. Турнир в Данди 1867 года положил начало присуждению половины очка за ничью ( : 100), что сейчас является стандартной практикой. В меньшинстве турниров используется другая схема подсчета очков, например, «футбольный подсчет очков», при котором 3 очка присуждаются победителю и по 1 очку каждому в случае ничьей. Для расчета рейтинга Эло эти турниры рассматриваются так, как если бы в них использовалась стандартная система подсчета очков.
Что такое вечный шах?
Для начала можно успокоиться: ничего страшного или дискомфортного вечный шах не несет. Давайте разберемся подробнее:
Вечный шах — последовательность шахов, уклониться от которой сторона, которой даются шахи, — не в состоянии.
Например:
Ферзь черных дает шахи белому королю с полей g3 и h3. Белый король никуда убежать не может и защититься от шахов белые также не в состоянии. Так может продолжаться бесконечно.
Каков результат? При вечном шахе партия заканчивается вничью. Де юре в результате троекратного повторения позиции или правила 50 ходов.
Как правило, соперники просто соглашаются на ничью.
На практике происходит обычно так: Один из соперников, инициатор этой серии бесконечных шахов, — произносить «Ничья» и притягивает руку сопернику в знак мирного соглашения.
Поскольку уклониться от бесконечных шахов невозможно, соперник молча пожимает руку. Ситуация, когда шахматист, которому объявляется вечный шах, сказал бы «Я не согласен на ничью», противоречит здравому смыслу.
Другое дело, если шахматист, дающий шахи, решает продолжить игру
Это его право и это важно запомнить начинающему шахматисту
То есть, бесконечно шаховать и соответственно соглашаться на ничью, шахующая сторона не обязана.
Разница во взятиях
В шахматах взятие вражеской фигуры полностью исключает эту фигуру из игры. Вместе с этим наиболее созидательным отличием сёги является то, что все захватываемые фигуры становятся фигурами захватчика (неперевёрнутыми, но могущими перевернуться), которые могут быть применены против соперника «сбросом» их на доску на любое свободное поле в соответствии с правилами (вместо хода фигурой, уже стоящей на доске). Поэтому в сёги все фигуры остаются в игре до самого конца. Такие взятия весьма усложняют позиции в сёги (сильно увеличивая число возможных ходов и делая практически каждую игру решающей) и упрощают позиции в шахматах (у которых есть свои преимущества и недостатки). Однако необходимой сравнительной компенсацией за это является то, что в целом сила ходов фигур на доске в шахматах гораздо больше, чем в сёги.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Ничьи
Игра в сёги практически всегда имеет решающий исход; ничьи в них редки — лишь около 2% профессиональных игр заканчиваются вничью (отношение количества побед к поражениям у лучших игроков составляет примерно 2:1). В шахматах же много игр (примерно половина игр гроссмейстерского уровня) заканчиваются вничью в результате упрощающего эффекта взятия и/или положения обоих игроков. Игра в шахматы может закончиться вничью одним из пяти следующих способов:
1. Пат: когда сторона, у которой очерёдность хода, не может сделать хода по правилам, и королю этой стороне при этом не угрожает шах.
2. Повторение ходов: достижение одной и той же позиции в третий раз подряд (включая «вечный шах»).
3. Недостаток материала: когда нет возможных перспектив заматовать.
4. Правило пятидесяти ходов: если игроки сделали 50 ходов без взятия фигуры или без движения пешки, то любой игрок вместо своего хода может объявить ничью.
5. Соглашение между игроками. Одним из основных недостатков и разочарований в шахматах (для беспристрастного наблюдателя) является то, что игроки могут согласиться на ничью без серьёзных попыток победить (хотя для этого, конечно же, и требуется согласие на ничью обеих сторон).
Отметим, что корректная процедура предложения ничьи в шахматах состоит в том, что игрок сначала делает свой ход на доске, затем спрашивает противника: «Хотите согласиться на ничью?», а затем нажимает на часы.
Сёги же, напротив, требуют позитивной вовлечённости каждого игрока в каждой игре. В сёги пат практически невозможен, вечный шах запрещён, а ничья по соглашению незаконна (и потому является неслыханным делом)! Тем не менее, ничья в сёги может состояться двумя путями (см. предыдущую главу):
1. Сэннититэ: четырёхкратное повторение одной и той же позиции (исключая «вечный шах»).
2. Недостаток материала: отсутствие перспектив заматовать и, одновременно, наличие достаточного для ничьи количества материала.
Однако в профессиональных сёги ничейные партии в реальности считаются «безрезультатными», и (обычно, немедленно) переигрываются с переменой цветов. При этом каждому игроку отводится оставшееся у него время (обычно, как минимум, по одному часу у каждого).
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ (и двойной шах)
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ, и частный случай вскрытого нападения или вскрытого шаха- Двойной шах. По сути такая комбинация по расположению фигур немного похожа на связку. И там и там участвуют три фигуры, и там и там они работают по линиям- вертикали, горизонтали или диагонали, только если в Связке средняя фигура- это Связанная фигура соперника, то во Вскрытом шахе в середине стоит наша фигура, которая пока перекрывает дальнобойной своей фигуре нападение на Короля соперника.
Но стоит ей отойти с линии выстрела, причём в любую сторону и на любую клетку, как мы объявляем ШАХ королю.
А раз средняя фигура может отскочить куда угодно, то появляется шанс при отскоке напасть на какую- либо фигуру соперника и таким образом её выиграть.
К примеру- в этой позиции конь может, отскочив с шахом, со ВСКРЫТЫМ шахом, напасть на любую фигур, и это конечно большой плюс.
Частным случаем вскрытого шаха является комбинация- ДВОЙНОЙ ШАХ.
Это для соперика может оказаться ещё страшнее, ведь средняя фигура отходит не на любую клетку, а сама тоже делает шах- нападает на Короля.
И тогда нельзя будет забрать атакующую фигуру, так как атакует сразу ДВЕ фигуры, и закрыться невозможно из-за этого же самого. От двух нападений не закроешься. Единственный выход- бежать. Но иногд бежать-то оказывается и некуда…
Здесь конь отскакивает с шахом, и ни закрыться, ни забрать атакующие фигуры невозможно- а бежать некуда, а это значит- на доске красивый МАТ.
Мы не рассмотрели здесь пока довольно часто встречающиеся в шахматных партиях комбинации — ОТВЛЕЧЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАШИТЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ и нескольких других. Возможно, я дополню эту статью примерами. Если Вам она понравится и вы меня попросите об этом)))))))
Надеюсь- я не зря старался.
С уважением- Александр Витальевич Огородников.
Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.
Ж[]
- Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
- Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
- Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
- Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.
Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.
Более сложные примеры
Пат также может возникнуть при большем количестве фигур на доске. Вне относительно простых эндшпильных позиций, таких как вышеприведенные, патовая ситуация возникает редко, обычно когда сторона с превосходящей позицией упускает возможность патовой ситуации ( : 17). Обычно это достигается за счет того, что нижняя сторона жертвует одной или несколькими фигурами для создания патовой ситуации. Фигуру, которую приносят в жертву, чтобы вызвать тупик, иногда называют отчаянным .
Позиция перед 47-м ходом белых |
Позиция после 50.Rxg7 + !, вечная ладья |
Эванс против Решевского
Одним из самых известных примеров отчаяния является игра Ларри Эванса – Сэмюэл Решевски , получившая название « Мошенничество века». На 49-м ходу Эванс пожертвовал ферзя, а на 50-м – ладью. Ладья белых была названа вечной ладьей . Захват его приводит к пату, но в остальном он остается на седьмой и проверяет черного короля до бесконечности (то есть вечный шах ). Игра неизбежно заканчивалась ничьей по соглашению , трехкратным повторением или возможным заявлением по правилу пятидесяти ходов ( : 80–81).
- 47. h4! Re2 + 48. Kh1 Qxg3 ??
После 48 … Qg6! 49.Rf8 Qe6! 50.Rh8 + Kg6, черные остаются на фигуру впереди после 51.Qxe6 Nxe6, либо форсируют после 51.gxf4 Re1 + и 52 … Qa2 +.
- 49. Qg8 +! Kxg8 50. Rxg7 +!
Позиция после 67.Re7 |
Возможный тупик |
Гельфанд против Крамника
Позиция справа произошла в матче претендентов ФИДЕ 1994 года Борис Гельфанд – Владимир Крамник , игра 6, в Санги-Нагаре , Индия. Крамник, лишенный двух пешек и защищающийся, был бы очень доволен ничьей. Гельфанд только что сыграл 67. Re4 – e7 (см. первую диаграмму), очень сильный ход, угрожающий 68.Qxf6, выигравшему третью пешку, или 68.Rc7, еще больше сдерживающий черных. Черные ответили 67 … Qc1 Если белые возьмут незащищенную ладью черных ходом 68.Qxd8, отчаянный ферзь черных вынудит черных сыграть вничью 68 … Qh1 + 69.Kg3 Qh2 + !, что приведет к пату 70.Kxh2 (вторая диаграмма). Если белые избегают патовой ситуации путем 68.Rxg7 + Kxg7 69.Qxd8, черные делают ничью путем вечного шаха 69 … Qh1 + 70.Kg3 Qg1 + 71.Kf4 Qc1 +! 72.Ke4 Qc6 +! 73.Kd3 (73.d5 Qc4 +; 73.Qd5 Qc2 +) Qxf3 +! 74.Kd2 Qg2 +! 75.Kc3 Qc6 + 76.Kb4 Qb5 + 77.Ka3 Qd3 +. Вместо этого Гельфанд сыграл 68. d5 , но все равно ничья.
Белые на ходу ставят ловушку ходом 1.Rd1! |
Позиция после 3 … Qxd1, пат |
Троицкий против Фогта
В пьесе « Троицкий – Фогт» (1896) знаменитый композитор- этюд Алексей Троицкий совершил элегантную аферу в реальной игре. После 1. Rd1! , Черные попали в ловушку с, казалось бы, разгромным ходом 1 … Bh3? , угрожая 2 … Qg2 #. Партия завершилась 2. Rxd8 + Kxd8 3. Qd1 +! Qxd1 Пат . Епископ, рыцарь, и е пешка белых все и не в состоянии двигаться.