Взятие на проходе в шахматах

16 Быстрая игра в отсутствие арбитра

16.1. В случае, если партии играются по правилам п. 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут до падения флажка, тем самым закончив партию.

Он может сделать такое заявление в следующих случаях:

(a) партнер не может выиграть нормальными средствами; или

(b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.

В случае (a) игрок должен записать конечную позицию, а его партнер удостоверить это.

В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого считается окончательным.

Советы для новичков

  • Создавайте цепочки. Расставив пешки по цепочке по диагонали, можно выстроить мощную защиту и поймать в нее вражескую фигуру. Если одна из пешек попадет под удар, другая сразу же побьет фигуру противника.
  • Избегайте расположения пешек друг над другом. Так они не защищают друг друга, поэтому их можно легко потерять.
  • Занимайте с помощью пешек центральную часть поля. Таким образом, можно получить пространство для безопасного движения собственных фигур.
  • Не трогайте пешки, расположенные около короля, как можно дольше. Пешки отлично защищают ключевую фигуру на поле. Если лишить его этой защиты, фигура сразу же становится уязвимой для атак противника.

Пешка в шахматах – довольно слабая фигура, но в этом и заключается ее преимущество. Пешки не тяжело терять, поэтому с их помощью можно вести отличную борьбу, не боясь лишиться более сильных фигур. Благодаря своим особенностям и при правильной игре, пешка может увеличить количество сильных фигур на поле. Не следует переживать, отправляя пешки в бой, но стоит постараться довести максимальное их количество до противоположной стороны поля, чтобы усилить свои позиции в данной партии.

levico.ru

Фигура пешки в шахматах

Пешка – самая многочисленная фигура в шахматах. С каждой стороны их по 8. Пешки располагаются в ряд на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Ходом пешки зачастую начинается партия. К примеру, дебют знаменитой сицилианской защиты выглядит следующим образом: е2-е4, с7-с5. А вот английское начало: с2-с4, с7-с5. А, скажем, пешки, располагающиеся на столбцах d и e редко участвуют в дебютах – оставаясь на местах они обеспечивают защиту короля.

Перечислять варианты начала шахматных партий ходами пешек можно долго. Отметим же ещё раз – от положения самой незначительной, на первый взгляд фигуры, зависит невероятно много.

Лучшие бонусы для ставок на шахматыСм. все

Промокод:бонус10к


До окончания 307 дней


Эксклюзив

Pari повышает приветственный бонус до 10000 рублей

ЭксклюзивыЗа депозит

Подробнее

Получить промокод


До окончания 32 дня

«Бетсити» увеличивает приветственный бонус до 100 000 рублей

ПриветственныеЗа депозит

Подробнее

Получить бонус


Винлайн дарит фрибет до 10000 рублей без депозита за установку приложения

ПриветственныеБездепозитные

Подробнее

Получить бонус

Промокод:3ХNEWBONUS

До окончания 1 день


БК «Марафон» возвращает до 30000 рублей новым клиентам

ПриветственныеБез отыгрыша

Подробнее

Получить промокод


До окончания 1 день

«Лига ставок» дарит фрибет до 10000 рублей новым клиентам

ПриветственныеБездепозитные

Подробнее

Получить бонус

До окончания 307 дней

«Леон» предлагает получить до 25000 рублей фрибетами за регистрацию

ПриветственныеЗа депозит

Подробнее

Получить бонус

Больше бонусов

Некоторые условия и правила, которые необходимо соблюдать

На проходе разрешается бить только пешку. Несмотря на то что по вертикали на два поля ходят и ферзь, и фигуры на проходе бить не разрешено.

Никакая иная фигура, помимо пешки, не может брать на проходе. Это, можно сказать, эксклюзивное право, и принадлежит оно исключительно пешке.

Возможность бить на проходе используется на движение этой самой пешки. Другими словами, следующим ходом. И никак иначе. В ином случае возможность теряется.

Поскольку пешек целых восемь штук, теоретически есть вероятность осуществить взятие на проходе целых восемь раз. Только это относится к разным фигурам.

И совершенно не обязательно бить на проходе. То есть? Встречаются ситуации, когда взятие на проходе оказывается серьезной ошибкой. Что это значит?

Битое поле в шахматах

Как известно со своего начального положения пешка может пойти на одно поле или на два поля вперед по желанию игрока.

Бывает, возникает ситуация, когда, при ходе на два поля вперед, пешка пересекает клетку, атакованную пешкой соперника.

Атакованное поле, через которое переходит пешка, в этом случае называется битое поле
.

Переход через битое поле не запрещен правилами шахмат, однако у противника в этом случае есть право взять эту пешку. При таком взятии бьющая пешка перемещается на битое поле, которое «перепрыгнула» пешка соперника, а «убежавшая вперед» вражеская пешка убирается с доски. Рассмотрим пример:

Белая пешка b2 вправе сделать ход b2-b4. При этом она пересечет поле b3, которое атакует черная пешка с4. b3 — битое поле.

Черная пешка с4 способна осуществить взятие на проходе.

Черная пешка с4 становится на поле b3, белая пешка с b4, перешедшая битое поле, убирается с доски. На диаграмме представлена конечная позиция.

Правом взятия на проходе обладает только пешка и только по отношению к пешке, на другие фигуры это право не распространяется. Шахматные арбитры оштрафуют вас, если вы нарушите данное правило в официальном соревновании.

Тот самый, важный ход

Самое главное. Взятие на проходе в шахматах — это специальный ход одной пешки, самый важный, при котором она может ударить пешку соперника, которая перемещена на два поля. Ведь известно, что свой первый ход в игре пешка может осуществить на два поля вперед. То есть она перепрыгивает через одно поле.

На «линии огня» оказывается совершенно не тот квадрат, остановку на котором сделала вторая пешка, а именно тот, который был ею пересечен. Первая пешка будет завершать свое взятие именно на этом, пересеченном поле так, как в том случае, при котором пешка соперника перемещалась только на одно поле. Об этом уже упоминалось немного выше.

Итак. Наглядно это будет выглядеть таким образом:

Пешка черного цвета ударяет пешку белого цвета, при этом встает на битое поле, а не туда, где была пешка белая (так бывает при обычных ударах). Осуществить взятие на проходе возможно исключительно на следующий ход, потому что позже это право не действует.

Таковы правила

Такая ситуация может возникнуть только тогда, когда пешка находится на определенных горизонталях: для белых — на пятой, для черных — на четвертой. А поле, которое пересекает пешка противника, находится под боем. Забрать пешку у противника возможно только в том случае, если это делать сразу же, как только она оказывается перемещенной на две клетки.

Взятие на проходе в шахматах (правила эти обговорены уже давно) теряется, если оно совершено не ответным ходом. И так будет при каждой новой партии.

Если немного окунуться в историю, можно узнать, что взятие на проходе и битое поле утвердилось в шахматах еще шесть веков назад. И это было одновременно с правилом, согласно которому разрешалось делать первый ход пешкой, причем не на одно, а на два поля вперед. Обоснование такого правила весьма простое: пешка не может перемещаться абсолютно свободно, при условии, что поле прохода находится под полным контролем противника, не боясь быть «съеденной».

Взятие пешки на проходе

Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить. Правило действует только один ход.На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе. 1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки: 1. . . . g7 – g5; 2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную; 3-ая часть – что получилось после взятия: 2. h5 : g6; На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить: 1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

chessknigi.ru

Урок 3. Как ходят фигуры? Пешка, конь.

Итак, начинается самое интересное – надо определить, как же можно совершать ходы фигурами. В данном уроке мы рассмотрим две первые фигуры: пешку и коня.

Пешка

Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.

После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.

Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево

Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает. Ниже приведены две позиции. В позиции «A» белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур. В позиции «B» пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах – правило превращения. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.

Пешка своим ходом шагнула на последнюю вертикаль и превратилась в ферзя

Важно понимать, что такое превращение является одним ходом. То есть после такого превращения очередь хода переходит к сопернику

Ещё одно правило, связанное с пешкой – правило взятия на проходе – является по сути самым сложным и рассмотрено отдельно в уроке 7.

Конь

Конь – самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Номинальная ценность коня – 3 очка.

«Сделать ход конем» — в реальной жизни, как известно, так называют какой-то необычный или особо хитрый шаг.

Конь ходит буквой «Г». Траектория его хода указана ниже на диаграмме:

То есть конь своим ходом передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону, образуя букву «Г». Таким вот образом конь может передвигаться и наносить удары в любую сторону. Находясь в центре доски, он имеет восемь возможных ходов, а в самом углу только два.

В общем и целом это все, что можно сказать о пешках и конях.

Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы Вы запомнили принципы ходов пешки и коня. Если вы прочитали урок полностью проблем возникнуть не должно.

Как ходят слон и ладья мы рассмотрим в следующем уроке.

megachess.net

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Битое поле в шахматах

Как известно со своего начального положения пешка может пойти на одно поле или на два поля вперед по желанию игрока.

Бывает, возникает ситуация, когда, при ходе на два поля вперед, пешка пересекает клетку, атакованную пешкой соперника.

Атакованное поле, через которое переходит пешка, в этом случае называется битое поле
.

Переход через битое поле не запрещен правилами шахмат, однако у противника в этом случае есть право взять эту пешку. При таком взятии бьющая пешка перемещается на битое поле, которое «перепрыгнула» пешка соперника, а «убежавшая вперед» вражеская пешка убирается с доски. Рассмотрим пример:

Белая пешка b2 вправе сделать ход b2-b4. При этом она пересечет поле b3, которое атакует черная пешка с4. b3 — битое поле.

Черная пешка с4 способна осуществить взятие на проходе.

Черная пешка с4 становится на поле b3, белая пешка с b4, перешедшая битое поле, убирается с доски. На диаграмме представлена конечная позиция.

Правом взятия на проходе обладает только пешка и только по отношению к пешке, на другие фигуры это право не распространяется. Шахматные арбитры оштрафуют вас, если вы нарушите данное правило в официальном соревновании.

10 Быстрая игра до конца партии

10.1. «Быстрая игра до конца партии» — это последняя фаза партии, когда все оставшиеся до конца партии ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2. Если у игрока, за которым очередь хода, остается менее двух минут на его часах до контроля времени, он может заявить о ничьей перед падением его флажка. Он должен остановить часы и позвать арбитра.

(а) Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

(b) Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии арбитра, если возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат после падения флажка.

(c) Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание.

10.3. Если упали оба флажка и невозможно установить, какой из них упал первым, партия считается закончившейся вничью.

Тот самый, важный ход

Самое главное. Взятие на проходе в шахматах — это специальный ход одной пешки, самый важный, при котором она может ударить пешку соперника, которая перемещена на два поля. Ведь известно, что свой первый ход в игре пешка может осуществить на два поля вперед. То есть она перепрыгивает через одно поле.

На «линии огня» оказывается совершенно не тот квадрат, остановку на котором сделала вторая пешка, а именно тот, который был ею пересечен. Первая пешка будет завершать свое взятие именно на этом, пересеченном поле так, как в том случае, при котором пешка соперника перемещалась только на одно поле. Об этом уже упоминалось немного выше.

Итак. Наглядно это будет выглядеть таким образом:

Пешка черного цвета ударяет пешку белого цвета, при этом встает на битое поле, а не туда, где была пешка белая (так бывает при обычных ударах). Осуществить взятие на проходе возможно исключительно на следующий ход, потому что позже это право не действует.

6 Шахматные часы

6.1. «Шахматные часы» — часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «Падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.

6.2. (a) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.

(b) Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

6.3. Каждый циферблат имеет «флажок». Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования п. 6.2(а).

6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6. Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.

6.7. Любой игрок проигрывает партию, если он прибывает на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура, кроме случая, когда правила соревнования указывают иначе, или арбитр решит иначе.

6.8. (а) В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. пп. 5.1, 5.2. (а) Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

(b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

(с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или опрокидывать их.

(d) Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда любой из партнеров сделает правильное заявление об этом.

6.10. Если игрок не полностью сделает предусмотренное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются пп. 5.1, 5.2 (a), (b) и (с). Однако партия считается закончившейся вничью, если создалась такая позиция, в которой невозможно заматовать короля партнера любой серией допустимых ходов.

6.11. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен руководствоваться вескими доводами.  6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.

6.13. (а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

(b) Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

(с) В любом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

(d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у него достаточные основания для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет достаточных оснований для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии с п. 13.4.

6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах.

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-разному. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (делать это может только конь), никогда не могут вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако они могут вставать на место фигуры противника, которую они захватывают (берут в плен). Фигуры обычно размещают на такие позиции, откуда они могут захватывать другие фигуры (вставая на место захваченной фигуры и заменяя её на доске), защищать свои собственные фигуры, когда им грозит захват, или контролировать важные клетки в игре.

Как ходить <ins>королём</ins> в шахматах

Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одну клетку в любом направлении — вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может ходить на клетку, которая находится под шахом (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется «шах».

Как ходить <ins>ферзём</ins> в шахматах

Ферзь — самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении — вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число клеток, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается

Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя, вынуждая чёрного короля сделать ход

Как ходить <ins>ладьёй</ins> в шахматах

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Как ходить <ins>слоном</ins> в шахматах

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (светлым или тёмным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

Как ходить <ins>конём</ins> в шахматах

Кони ходят иначе, чем остальные фигуры — на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву «Г». Конь — единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры.

Как ходить <ins>пешкой</ins> в шахматах

Пешка — необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать — лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сходить вперёд и не может взять эту фигуру.

8 Запись ходов

8.1.В процессе игры каждый игрок должен ход за ходом соответствующим образом записывать свои ходы и ходы партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (раздел 17), на бланке, предназначенном для этого соревнования. Игрок может ответить на ход партнера перед тем, как его записать, если он так хочет. Он должен записать предшествующий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке.

Если игрок не в состоянии сам вести запись, то по решению арбитра, у него до начала партии должно быть вычтено определенное время на обдумывание ходов.

8.2. Бланк записи должен быть доступен для обозрения арбитром на всем протяжении партии.

8.3. Бланки являются собственностью организаторов соревнования.

8.4. Если у игрока остается на часах менее пяти минут до контроля и он не имеет дополнительного времени (30 секунд или более), добавляемого после каждого хода, то он не обязан следовать требованиям п. 8.1. Сразу после падения одного флажка игрок должен полностью восстановить свою запись перед следующим ходом на шахматной доске.

8.5. Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии с п. 8.4, арбитр или его помощник должен по возможности присутствовать и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра.

8.6. Если окажется, что записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и поэтому нельзя подтвердить то, что игрок превысил отведенное ему время, партия продолжается и делается очередной ход, который считается первым до следующего контроля, если только не очевидно, что предыдущий контроль пройден.

8.7 По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указывающие результат партии. Даже если он неправильный, этот результат должен стоять, пока арбитр не решит иначе.

Король и пешка

Чтобы добиться успеха в шахматах, надо научиться разыгрывать ситуации, когда кроме королей на поле остается одна пешка.

Может ли пешка поставить шах королю? Пешка может поставить шах королю. Для этого она должна напасть на короля. Существует также вскрытый шах. В этом случае пешка перекрывает нападение ферзя на короля противника. При ее движении вперед король оказывается под боем ферзя.

Бьет ли пешка короля? По правилам игры пешка не может бить короля. Король должен уйти из-под боя пешки. Если он не может уйти, то такая ситуация называется матом.

Рекомендуем к прочтению
Шахматная фигура король

Мат королем и пешкой

Пешкой можно поставить мат, если на шахматной доске есть другие фигуры, перекрывающие королю противника пути отхода.

Если на доске только два короля и пешка, то мат можно поставить, если провести пешку в ферзи.

Ситуация «Король и некрайняя пешка против короля»

Чтобы выиграть в такой ситуации должно быть выполнено два условия:

• король должен располагаться впереди своей пешки;• король после своего хода должен находиться в оппозиции с котором противника.

Если ход белых, то они выигрывают ходом по красной стрелке.

Ситуация «Два короля и пешка»

Белые могут провести свою пешку без помощи короля, если при ходе белых удается поставить пешку так, чтобы черный король находился вне пешечного квадрата.Тогда черный король не может догнать и убить белую пешку. В результате она превратится в ферзи, и белые выиграют.

Тот самый, важный ход

Самое главное. Взятие на проходе в шахматах — это специальный ход одной пешки, самый важный, при котором она может ударить пешку соперника, которая перемещена на два поля. Ведь известно, что свой первый ход в игре пешка может осуществить на два поля вперед. То есть она перепрыгивает через одно поле.

На «линии огня» оказывается совершенно не тот квадрат, остановку на котором сделала вторая пешка, а именно тот, который был ею пересечен. Первая пешка будет завершать свое взятие именно на этом, пересеченном поле так, как в том случае, при котором пешка соперника перемещалась только на одно поле. Об этом уже упоминалось немного выше.

Итак. Наглядно это будет выглядеть таким образом:

Пешка черного цвета ударяет пешку белого цвета, при этом встает на битое поле, а не туда, где была пешка белая (так бывает при обычных ударах). Осуществить взятие на проходе возможно исключительно на следующий ход, потому что позже это право не действует.

Ходы

В шахматной партии противник делают ходы поочередно. Начинают белые. Фигуры могут перемещаться по определенным правилам, которые описаны ниже. Поля, которые очередным ходом могут занять фигуры противника, и некоторые поля, которые могут занять пешки противника, называются битыми полями. Вам запрещены ходы, после которых Ваш король оказывается на битом поле. Ход, во время которого вы снимаете с доски фигуру или пешку противника называется «взятием». В отличие от некоторых игр в шахматах взятие не обязательно.

Пешка

  • Пешка может ходить по вертикали на одну клетку вперед, если эта клетка свободна. Исключение составляет, ход пешки с исходной позиции. С исходной позиции пешка может совершить ход или на две клетки вперед, если обе клетки свободны, или на одну клетку, если она свободна.
  • С любой позиции пешка может совершить ход по диагонали на одну клетку вперед, если на этой клетке находится фигура противника. Фигура противника при этом снимается с доски. Принято называть поля, находящиеся от пешки по диагонали на одну клетку вперед – битыми полями. Если последним ходом противника был ход пешкой на две клетки вперед, и при этом пешка пересекла поле, битое вашей пешкой. То очередным Вашим ходом можно снять пешку противника с доски и передвинуть Вашу пешку, битое поле которой было пересечено, на это поле. Такой ход называется «взятием на проходе».
  • Когда пешка очередным ходом достигает последней от своей позиции горизонтали (самой дальней), она этим же ходом должна быть заменена на одну из фигур своего цвета – ферзя, ладью, слона или коня. При этом не имеет значение, сколько таких фигур уже имеется на доске.

Конь

  • Шахматный конь может переместиться на ближайшую клетку, которая не соединена с клеткой коня ни вертикалью, ни горизонталью, ни диагональю. Если на этой такой клетке находится фигура противника, то она снимается с доски. Говорят, что конь ходит буквой «Г»: он может переместиться на две клетки по вертикали или горизонтали, а потом на одну клетку перпендикулярно начальному перемещению. Конь является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.
  • Конь не может занять клетку, на которой стоит фигура или пешка его цвета.

Слон

  • За один ход шахматный слон может переместиться на любое число клеток по диагонали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а слон занимает освободившуюся клетку.
  • Шахматный слон не может перепрыгивать через фигуры и пешки. В начале партии у каждого игрока имеется по два слона. Один слон может ходить только по белым полям — белопольный слон, второй по черным полям — чернопольный слон.

Ладья

  • За один ход шахматная ладья может переместиться на любое число клеток по горизонтали и вертикали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а ладья занимает освободившуюся клетку.
  • Шахматная ладья не может перепрыгивать через фигуры и пешки. За исключением рокировки короля, которая описана ниже.

Ферзь

  • За один ход шахматный ферзь может переместиться на любое число клеток по горизонтали, вертикали и диагонали, при условии, что все клетки, на пути к конечной свободны. А конечная или свободна, или на ней находится фигура или пешка противника. В последнем случае фигура или пешка снимаются с доски, а ферзь занимает освободившуюся клетку. Можно сказать, что ферзь объединяет в себе возможности ладьи и слона.
  • Шахматный ферзь не может перепрыгивать через фигуры и пешки.

Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах

В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

  • изолированными или блокированными;
  • сдвоенными;
  • отсталыми;
  • проходными
  • связанными;
  • разрозненными.

От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

Некоторые условия и правила, которые необходимо соблюдать

На проходе разрешается бить только пешку. Несмотря на то что по вертикали на два поля ходят и ферзь, и фигуры на проходе бить не разрешено.

Никакая иная фигура, помимо пешки, не может брать на проходе. Это, можно сказать, эксклюзивное право, и принадлежит оно исключительно пешке.

Возможность бить на проходе используется на движение этой самой пешки. Другими словами, следующим ходом. И никак иначе. В ином случае возможность теряется.

Поскольку пешек целых восемь штук, теоретически есть вероятность осуществить взятие на проходе целых восемь раз. Только это относится к разным фигурам.

И совершенно не обязательно бить на проходе. То есть? Встречаются ситуации, когда взятие на проходе оказывается серьезной ошибкой. Что это значит?

Шахматные ходы пешки

Правило 1 (как пешки ходят)

Маленькие шахматные пешки ходят1) по вертикали, 2) вперёд, 3) на одну клетку. Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа. 1. e5 – e6 h4 – h3 2. e6 – e7 h3 – h2

Правило 2 (первый ход)

Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку). 1. b2 – b4 b7 – b5 2. d2 – d4 g7 – g5 3

с2 – с4 с7 – с5 Все пешки могут пойти на две клетки! Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут! Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится

Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

7 Нарушения и неисправности

7.1. (а) Если в ходе партии обнаруживается, что в начальной позиции фигуры были расставлены неправильно, партия отменяется и играется новая.

(b) Если в ходе партии обнаруживается, что только доска была установлена не так, как требует п. 2.1, партия продолжается, но достигнутая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную доску.

7.2. Если партия началась фигурами не того цвета, игра продолжается, если только арбитр не решит иначе.

7.3. Если игрок сдвинет одну или более фигур на доске, он должен за свое время восстановить правильную позицию. Если необходимо, любой игрок или партнер должен остановить часы и обратиться за помощью к арбитру. Арбитр может наказать игрока, сдвинувшего фигуры.

7.4.(а) Если в ходе игры обнаруживается, что был сделан невозможный ход, должна быть восстановлена позиция перед этим. Часы должны быть скорректированы согласно п. 6.14, а в случае невозможного хода применяется п. 4.3 к ходу, заменяющему невозможный. После этого партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.

(b) В случае применения п. 7.4(а) — за первых два невозможных хода, сделанных игроком, арбитр должен добавить его противнику в каждом случае по две минуты на обдумывание; если игрок делает третий невозможный ход, партия должна быть объявлена проигранной этим игроком.

7.5 Если в ходе игры обнаружится, что фигуры были сдвинуты с их полей, должна быть восстановлена позиция перед нарушением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: