Как развить усидчивость у непоседы

Шахматная тактика для начинающих

ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.   Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7. 

Скачать приложение для Android. Скачать для iOS.   

Второе занятие

Попросите ребёнка расставить шахматы и, если он ошибается, расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный — на чёрное.

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой и объясните, как он ходит. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребёнку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую — пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребёнку, что означает «шах» (в переводе с персидского – «угроза королю»), и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Наглядно объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например).

Затем расскажите, что означает слово «мат» (в переводе с арабского – «смерть»). Мат — это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Покажите ребёнку, как можно объявить простейший мат: «Видишь, королю шах, а защиты никакой нет»

Малыш должен понять: не важно у кого сколько фигур – гораздо важнее удачный ход

Основные понятия

На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:

  • горизонталь;
  • вертикаль;
  • белая и чёрная диагональ;
  • центр (состоит из четырёх полей);
  • большой центр (16 полей).

Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.

Расположение фигур

Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера). Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету. Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.

Особенности нападений

Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.

Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.

Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут. Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории. Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.

Необычный ход пешкой

У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.

Практика – лучший способ повысить мастерство в шахматах

Ни один путь не проходит мимо практики. Регулярно играйте против столь же сильного противника, при этом ваша доходность по очкам должна составлять около 35%. Вы узнаете больше в конкурентных поединках с немного лучшими игроками, чем когда вы постоянно будете выигрывать у более слабых противников. Однако со слишком сильным по отношению к вам противником тоже нельзя играть, так как с обеих сторон скука гарантирована. В таких случаях спортивный характер вряд ли проявится ка бы сильно вы того не желали, а эффект обучения значительно уменьшается. Возможно, у вас уже есть подходящий партнер по игре в виде знакомого или родственника. Если нет, то нет проблем! Вы можете вступить в шахматную группу и участвовать во внутренних турнирах или же отлично можно попрактиковаться через компьютерную игру, но желательно начать свой путь в шахматный мир, играя с живым человеком, чем тренироваться с запрограммированным роботом.

Многие читатели этого текста, вероятно (пока) не развиваются в шахматных клубах. Для этого есть несколько причин, таких как нехватка времени, семья или же существует страх быть слишком слабым, но данные причины не должны быть аргументом. В шахматном клубе можно найти игроков всех уровней, и таких желающих учиться как вы большое количество. В качестве альтернативы шахматному клубу, предлагаются также онлайн шахматные серверы. Если 20 лет назад было все еще сложно найти друга в шахматах, сегодня это несложно и большинство платформ обучающих шахматы бесплатны. Создайте учетную запись, и примерно через пять минут вы уже будете бороться за победу против реальных людей, это очень легко.

Многие игроки любители почти каждый день проводят час в Интернете, удивляясь тому, что прогресса не видно. Для этого есть две основные причины:

  • Во-первых, играется со слишком коротким временем обдумывания каждый ход. Особенно популярны игровые режимы, такие как 3.0, 3.2 или 5.0. Хотя это действие происходит на 64 полях, пяти минут недостаточно, чтобы серьезно погрузиться в игру! Поэтому мы рекомендуем искать платформу, где уделяется не менее 10 минут на игрока.
  • Во-вторых, нужно учесть, что робот в виртуальной игре всегда совершает одни и те же ошибки. Партия проиграна? Ничего не поделаешь новая партия! Это совершенно нормально, если имеет значение только удовольствие.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Приложения для обучения игре онлайн

Если найти учителя или шахматного партнера сложно, то можно воспользоваться интернетом. В нем есть курсы онлайн по обучению игре в шахматы для начинающих, уроки для повышения уровня мастерства для имеющих игровые навыки. На больших сайтах в свободном доступе много упражнений, которые можно решать с любого гаджета.

Для игры онлайн нужно зарегистрироваться на соответствующем сайте, например популярном Chess.com, или зайти на любой шахматный портал в качестве гостя. Выбирать противника рекомендуется чуть сильнее себя. В этом случае у него можно учиться, а он не потеряет интерес к дальнейшей игре. Не стоит сразу играть в блиц, лучше взять партию с контролем времени в полчаса. Партии записываются автоматически, поэтому после игры проводится ее анализ.

Для игры в интернете можно воспользоваться сайтом Chess.com.

Также можно сыграть в шахматы с компьютером. Но для самосовершенствования и развития шахматных навыков такая игра не подходит: при высоком уровне компьютер легко обыграет человека, при низком – постоянно будет поддаваться и проигрывать различные фигуры.

Кажется, что так сложно научиться играть в шахматы, но на самом деле достаточно запомнить движение фигур и дальше уже дело техники. Если вас действительно заинтересует игра, вы будете с удовольствием смотреть и анализировать чужие игры, читать тематическую литературу и тренироваться в онлайн сражениях по сети. А с таким подходом вы обязательно достигните успеха.

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход — этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью — если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях — формулированием общих планов и соображений.

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы — спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Как же её развить

Игра — ведущая деятельность детей от 3-х до 7-ми лет. Это значит, что проще всего заинтересовать ребёнка какой-либо деятельностью — это включить в нее элементы игры.Поэтому с дошкольниками плохо работают методы: «Сиди за столом и не вставай, пока не напишешь все буквы алфавита» или «Ты понимаешь, что чтобы добиться чего-то в жизни, нужно упорно трудиться». Чаще всего после строгих нравоучений и принуждений ребенок сделает то, что родитель попросил, но это действие не принесет глубинных, настоящих результатов — ребенок не полюбит учиться и трудиться.

Есть популярные методы, которые учат ребенка концентрироваться на одной задаче:

  • собрать пазл,
  • решить логическую задачу,
  • собрать конструктор,
  • пройти нарисованный лабиринт,
  • или сортировать мелкие предметы по цвету.

Но, если ваш ребёнок непоседа, в начале пути, а, может, и дольше, вам нужно играть с ним. Вот, например, взялись вы собирать пазл.

Вы купили пазл с красной «Феррари» — должна же картинка увлечь ребенка. Вечером зовете его собирать: ребенок с радостью смотрит на картинку, берет одну детальку, вторую, складывает — получилось! Третьей не найти, ведь деталей куча и все похожие. Вы стараетесь его похвалить и помочь. В стараниях тратите 10 минут, но ребенок теряет интерес. И убегает играть в мяч.

Поэтому, кроме самого формата игры, важно постоянно поддерживать непоседу и держать его фокус внимания на игре, а это сложная задача. Такая задача, которая требует времени и внимания взрослого

В одиночку ребенок не справится.

Если у вас все же получилось увлечь ребенка пазлом и он собирал его с вами 20 минут — это победа

С первым шагом вы справились, теперь дело за малым: натренировать концентрацию, внимание и терпение. Если собирать пазл раз в две недели по полчаса, то ребенку и вам придется каждый раз начинать сначала — усидчивость, как и другие навыки, нужно тренировать системно

Выходит, что любой родитель может помочь ребёнку стать усидчивее, если:

Родитель придумает игру, где нужно в течение 20 минут заниматься одним делом.
Будет совместно с ребенком играть в эту игру.
Поддерживать чадо, следить и отмечать каждый его успех.
Играть стабильно: минимум 2 раза в неделю.
Устраивать маленькие перерывы и снова привлекать внимание.
Будет строгим и мягким наставником одновременно.

Оцените, получится ли у вас выкроить время на такие игры или может лучше пойти погулять в парк с ребенком, а развивать усидчивость через шахматы.

Анализ ошибок и успехов

Любой шахматист анализирует выигранные и проигранные партии. Разбирать неудачи нужно обязательно – раз проиграл, значит, ошибся, и нужно понять, где именно

Но не менее важно анализировать свои победы – ведь иногда можно выиграть не из-за своего мастерства, а по стечению обстоятельств. Приучая себя к ежедневному анализу своих поступков и действий, мы снижаем случайные риски и становимся сильнее

Одно время я вел дневник, где фиксировал свое поведение и поведение соперников во время игры

В бизнесе тоже важно наблюдать, запоминать и анализировать все действия. Если проделывать это постоянно, результаты деятельности резко улучшатся

Обучающие YouTube каналы по шахматам

YouTube – это еще одно место, где взрослый человек может научиться играть в шахматы. Список каналов с которых можно начать:

  • Шахматные уроки для новичков (RUS), Дмитрий Соседов – название канала говорит само за себя.
  • Обучение шахматам, Олег Кислицын – наглядно, практично, разбирается техника на виртуальной шахматной доске.
  • Игорь Немцев мастер ФИДЕ тренер высшей категории.
  • Школа Шахмат ChessMaster – обзоры новостей, техник, стратегий, фатальных ошибок и матчей чемпионов, все из мира шахмат (270 тыс. подписчиков).

На самом деле YouTube каналов про шахматы огромное множество, как и отдельных видео. Будет полезно посмотреть матчи чемпионов, чтобы понять уровень игры профессионалов.

Комбинация- Промежуточный ход

Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.

  • Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
  • Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.

По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.

Пример- 

И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.

Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.

Ещё пример промежуточного хода.  Ход белых. Если белые берут слона на И5, то чёрные так же хватают слона, это неинтересно. Но если сначала увести свою фигуру с линии огня… Сн5 шах королю и сделать это с темпом. с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, то чёрным нужно от этой угрозы избавляться, и пока они это делают, вторым ходом белые забирают слона. Выигрыш.

Ну и две позиции для самостоятельного решения. В обеих ход белых.

Обе решаются с помощью

    промежуточного хода.

Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.

Дебютный репертуар шахматиста

   Друзья мои,  сейчас я Вам расскажу, как правильно нужно относиться к дебюту и как правильно выстроить свой дебютный репертуар. Начиная где то со второго разряда Вам просто необходимо начать его выстраивать, так как этот процесс длиться не один год. 

   Поверьте моему горькому опыту, без дебютного репертуара никуда. Тем более, большинство шахматистов, для подготовки используют современные, мощные компьютеры.

   На самом деле все начинается гораздо раньше. Начиная со второго разряда Вы должны выбрать для себя путь, по которому будете идти не один год! Процесс наработки своего репертуара может длиться годами, так как дебютных вариантов и схем очень много.

   Для их запоминания, использования на практике требуется время. Нужно фильтровать варианты, оставив тем самым только действительно важные и нужные для себя варианты и схемы, которые будут приносит Вам результаты не один год.

Неумение жертвовать

Иногда для того, чтобы поставить форсированный (то есть неизбежный — когда у противника нет других ходов) мат, необходимо пожертвовать ферзем — самую сильную фигуру на доске

Чтобы выиграть в финале, необходимо отдать что-то очень важное сейчас

Пример из шахмат

Шахматы. Михаил Таль ЖЕРТВУЕТ и ставит МАТ двумя оставшимися фигурами!

Партия Михаила Таля и финского шахматиста Юрьё Рантанена, в которой Таль жертвует ладью в процессе реализации своего плана.

Как это работает в жизни? Для того, чтобы выиграть, часто необходимо чем-то жертвовать. Свободным временем, силами, отношениями.

Например, для того, чтобы выучить испанский на разговорном уровне, человеку необходимо пожертвовать своим временем. Чтобы учиться эффективнее, необходимо перестать листать ленту и научиться делать над собой усилие, чтобы не отвлекаться. Эти жертвы связаны с самодисциплиной.

Уничтожение противника

Для уничтожения флотилии соперника тоже существуют несколько тактик. Некоторые из них перекликаются с тактиками расстановки кораблей.

«Диагонали»

Многие люди хотя бы одно судно, но поставят на этой периферии. Поэтому вооружаемся терпением и методично простреливаем диагонали, чередуя для разнообразия направления стрельбы.

Игрок на картинке пренебрег тактикой правильного расположения и поплатился за это потерей линкора и катера.

Когда диагонали прострелены, можно продолжить стрельбу в шахматном порядке.

«Шахматы»

Из названия ясно, каким образом нужно «зачищать» поле противника. Тактика хороша тем, что позволяет достаточно быстро найти линкоры, эсминцы и крейсера. Однако, с поиском катеров придется попотеть.

«Локатор»

Тактика немного похожа на «Шахматы», однако, со своей изюминкой. Чтобы воспользоваться этой тактикой в углах поля мысленно или прямо ручкой обозначить четыре квадрата размером 4 на 4 клетки.

Нужно обстрелять их по диагонали. Поле в результате будет разделено белым крестом. Учитывая количество судов, которые уже удалось потопить, найти остальные не составит труда. На картинке игрок обнаружил шесть кораблей благодаря тактике «Локатор».

«Гусиные лапки»

Уничтожение линкора дает игроку преимущество в том, что ему останется обстреливать куда меньшее количество клеток, чем если он подобьет, например, эсминец. Потопив линкор, вокруг него будет от 6 до 14 клеток, которые игроку обстреливать уже не нужно.

Итак, чтобы найти линкор, можно воспользоваться тактикой «Гусиные лапки». Для этого мысленно поделить поле на квадраты размером 4 на 4 клетки и в каждом квадрате сделать по четыре залпа.

В первом верхнем квадрате игрок дает залп по А3, Б4, В2, Г1. Далее остается повторить узор и в других квадратах. Линкор будет найден максимум за 24 выстрела.

После того как линкор найден и потоплен, можно перейти к наступлению на трехпалубные крейсера. Для этого в каждом квадрате нужно сделать всего по два выстрела.

В первом квадрате выстрелить по Б1 и Г3, с остальными миниполями поступить точно также. Одиннадцатый выстрел гарантированно подобьет крейсер.

Чтобы подбить двухпалубный эсминец в каждом квадрате нужно сделать по три выстрела. В первом квадрате палить по А2, Б3 и В4. Повторить тройной ход в остальных квадратах. В конце концов, останется самое сложное – поиск катеров. К сожалению тактики для их поиска нет. Игроку придется полагаться на свою интуицию или психологию противника.

Есть еще несколько правил для быстрого уничтожения флота соперника:

  • Правилами «Морской бой» не предписывается обязательно добивать корабль после первого «Ранен!». Однако, дело лучше довести до победного «Убит!», потому что так игрок сможет выяснить по каким клеткам можно не стрелять. Ведь суда не могут стоять вплотную друг к другу.
  • Обстреливая поле противника, не нужно топтаться на одном месте. Выстрелы должны охватить как можно большую площадь. Держа в голове понравившуюся тактику, игрок может «ходить» по полю, вместо того, чтобы продолжать обстреливать неудачный участок.
  • Если соперник использует какую-то тактику, а не бессистемно палит по случайным клеткам, нужно включить голову. Иногда, присмотревшись к ходам противника, можно догадаться, как он расставил свои корабли.
  • Часто играя с одним соперником, игрок может запоминать его тактику расстановки и обстрела, используя полученный опыт для улучшения собственной стратегии.

Для отработки навыков игры в «Морской бой» и проверки тактик можно воспользоваться онлайн-сервисами. Плюсы игровых сайтов в высокой скорости и низкой затрате ресурсов. А выработав и улучшив свою стратегию, игрок сможет блеснуть своими знаниями в партии с живым соперником.

Стопроцентного способа выиграть в «Морской бой» не существует, в конечном счете все зависит от стратегии противника и самого игрока. Именно по этой причине, «Морской бой» остается нескучным способом провести время.

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.

  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: