Детский мат в шахматах

Защита от детского мата

Как избежать мата в партии? Необходимо внимательно следить за ходами противника – и в случае угроз – немедленно предпринимать меры по защите. Расскажите ребенку, что ферзь очень сильная фигура и выводить его в начале партии ошибочно, ведь он сразу подвергнется атаке со стороны других фигур. Если соперник рано вывел ферзя, чтобы поставить вам мат, необходимо этим воспользоваться – можно напасть на него и заодно предотвратить мат.

Кроме хода ферзь f6, черным могут сходить пешкой g6 с нападением на ферзя белых. Такой вариант подойдет, если черная пешка e5 под защитой (конь стоит на c6 либо пешка на d6). Белые хотели поставить мат, а в итоге им придется спешно убегать, чтобы не лишиться ферзя. Позиция у черных стала лучше, чем у белых. Существуют и другие способы защититься.

Мат в 2 и в 3 хода

Мат в 3 хода очень сильно напоминает дурацкий, который ставится в два хода. Но есть отличие. Если дурацкий мат могут поставить только черные фигуры, то на мат в 3 хода способны и белые. Для этого
им
необходимо совершить ход пешкой, которая находится возле короля
,
на два шага, а черные должны сделать ход пешкой при черном слоне. Второй ход белых может быть любым, но не должен перекрыть королеве путь к полю Н5. Классический второй ход черных предполагает шаг пешки на
G
5. После этого белая королева может захватит поле Н5. Вот и все, на этом игра заканчивается. Предотвратить подобный исход поединка очень легко. Достаточно не делать один из двух описанных выше шагов черных фигур.

Мат Легаля

Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.

Мат Легаля по ходам

  • 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
  • Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
  • Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.

Противники сделали по  четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле,  ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого  ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!

Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым.  Всего  семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь  — Кd5×.

Идея детского мата

Шахматного короля в игре защищают различные фигуры. Если мы посмотрим на доску, то убедимся, что в начальной позиции король стоит в окружении своих помощников – ферзя, слона, пешек. И каждая клетка доски около него (шахматисты называют их полями) так же под их неусыпным надзором. Но если вы немного знакомы с правилами, заметите, что одно из полей рядом с королями– f2 (у белых) и f7 (у черных) защищает только король. Шахматисты называют эти поля слабыми, ведь в случае нападения защитники могут не успеть на подмогу.

Идея детского мата заключается в том, чтобы напасть на слабый пункт. Если играть неправильно, партия очень быстро закончится. Классический детский мат ставится в 4 хода. Атакующая сторона нападает быстроходными ферзем и слоном. Последовательность ходов при детском мате отражена в шахматной нотации:

e4 e5 – означает, что белая пешка пошла на поле e4, а черная на e5.

Фh5 Кc6 – белый ферзь пошел на поле h5, черный конь – на поле c6.

Сc4 Кf6?? – белый слон пошел на поле c4, черный конь – на поле f6. Два вопросительных знака при записи партии означают, что это очень плохой ход.

Ф:f7x Белые съедают пешку на f7 и ставят мат.

Второй и третий ход белых можно поменять местами, это не имеет значения, главное – и слон и ферзь атакуют поле f7. Некоторые игроки считают, что детский мат ставится в 3 хода, т.к. черные не сделали четвертый ход. Но все-таки правильней называть его матом в 4 хода.

Черными мат ставится в такой же позиции, только в зеркальном ее отображении.

Существует еще один вариант детского мата (его еще часто называют дурацким матом):

1.f3 (либо f4) e6 – белая пешка пошла на f4, черная на e6.

2.g4?? Фh4x – белая пешка пошла на g4 – это очень плохой ход. Черные ставят мат ферзем на h4.

Получился мат в 2 хода.

Шахматист так быстро проиграл, потому что открыл слабое поле f7, которые, наоборот, необходимо максимально оберегать.

Что такое детский мат?

Детский мат — одна из самых частых комбинаций в шахматах. Партия завершается всего за четыре хода после нападения ферзем и слоном на слабую пешку «f». Эта пешка считается слабой, потому что ее защищает только король. По этой причине она попадает под удар во многих дебютах.

Как и в случае дурацкого мата, белые могут быстро дать мат своему противнику. Мат возникает после 1.e4 e5 2.Сc4 (с нападением на f7) Кc6 3.Фh5 (снова нападая на пешку f7) Кf6?? 4.Фxf7#.

Детский мат часто встречается в партиях начинающих. Большинству шахматистов доводилось его получать. Опытные или сильные шахматисты нечасто создают такие угрозы, потому что от них легко защититься, получая более выгодную позицию.

Иногда даже профессиональные шахматисты, играют на детский мат, особенно, с быстрым контролем времени. В 2017 году международный мастер создал угрозу детского мата в партии против чемпиона мира Магнуса Карлсена во время титульного вторника на Chess.com.

Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода

А именно:

Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные

Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.

На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.

Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:

А вот посмотрите на детский мат интерактивно:

К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.

А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:

Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.

Итак давайте к делу.

1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.

2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.

3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.

Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.

Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.

Второй вариант детского мата

В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.

1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))

Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.

2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.

Вот вам и мат в 2 хода.

Как защититься от детского мата?

На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.

Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.

Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.

И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.

И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.

А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.

Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.

Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:

ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.

Варианты и комбинации

Вариантов постановки так называемого «дурацкого» мата существует всего 8. По этой причине запомнить их несложно. Черные могут осуществить такое окончание партии за 2 хода, белые – за 3. В процессе задействуются пешки и ферзь (в иных вариантах слон).

Предлагаем рассмотреть наиболее употребляемые 3 варианта:

  1. Черную пешку нужно передвинуть на e7, второй ход черных выполняется ферзем (королевой) с перемещением фигуры на e1 (в ином варианте на e8) по диагонали h4 (h5).
  2. Играя белыми, пешкой с поля d2 нужно пойти на d3, на втором ходу пешка от короля идет вперед на 2 клетки, на е4. Тем самым решается задача открытия диагонали, по которой можно двинуть королеву. Конечный результат будет достигнут в том случае, если пешка соперника будет передвинута на g5. Третий завершающий ход белых выполняется ферзем на h5. Все, матовая ситуация!
  3. Играя белыми, можно поставить быстрый мат в 3 хода, сопровождающийся захватом пешки. Первым ходом е4 белые открывают королевскую защиту, вторым захватывается пешка е4xf5. Если король соперника открыт, можно завершить игру перемещением королевы на h5.

Подобные маты ставятся невнимательному противнику, внимание которого тем или иным приемом отвлекается. Постановка их более менее профессиональному игроку практически невозможна. Быстрый мат – удар по репутации начинающего шахматиста, побуждающий его вникать в шахматную теорию

Быстрый мат – удар по репутации начинающего шахматиста, побуждающий его вникать в шахматную теорию.

(86198)

Урок тринадцатый. Основные законы дебюта. Ловушки. Детский мат.

crash чтв, 06/18/2015 — 14:45

Сегодня мы опять вернёмся к началу шахматной партии. С каждым днём ты становишься всё более опытным шахматистом, но всё же совершаешь ещё много ошибок. Одна из них – «детский» мат. Многим его показали родители или друзья. Конечно, хочется побыстрей победить своего друга-соперника.

1. e2 – e4 e7 – e52. Фd1 – h5 Kb8 – c63. Cf1 – c4 Kg8 – f64. Фh5 : f7X.

Иногда это удаётся. Но начиная партию таким образом, ты нарушаешь многие дебютные принципы. Если против тебя будет играть сильный шахматист, то наказание последует страшное и суровое. Он сразу заметит основные недостатки твоего дебюта: в бой рано выходит ферзь, не развиваются остальные шахматные фигуры, застрял в центре король.

А так как «детский» мат поставить опытному бойцу тебе вряд ли удастся, то готовься к тому, что предстоит много попутешествовать ферзём.

Введём новые обозначения:? – плохой ход, ! – сильный ход.

Посмотрим партию, где чёрными играет шахматист, который знает защиту от «детского» мата.1. e2 – e4 e7 – e5 2. Фd1 – h5? Kb8 – c6Чёрные выводят коня и защищают пешку е5.3. Cf1 – c4 g7 – g6Легко отражается угроза белого ферзя.4. Фh5 – f3 Kg8 – f6Выводится фигура и перекрывается линия «f».5. Фf3 – b3? . . . Белые во что бы то ни стало хотят добраться до поля f7. Целых три хода прыгал ферзь. А теперь в атаку переходят чёрные кони.5. . . . Kc6 – d4! 6. Cc4 : f7+ Kpe8 – e7 7. Фb3 – c4 b7 – b5! 8. Фс4 – с5+ Kpe7 : f7 9. Фс5 – с3 Kf6 : e4 10. Фc3–d3 d7–d5!

Давай подведём итоги дебютного сражения. Белый ферзь сделал семь (!) ходов в дебюте из десяти. За это время чёрные «оседлали» своими конями центр, мобилизовали все силы и остались с лишней фигурой – куда-то делся белый слон.

Преимущество чёрных!

Более того, они готовы продолжать наступление. Грозит ход 11. . . . Сс8–f5 и страшный отскок коня е4. Думается, что эта партия несколько охладит пыл любителей «детского» мата.

Дети, особенно девочки, очень любят повторять ходы своего противника. Правда, это довольно часто сходит с рук. Но всё же для «повторюшек» есть одна маленькая партия, которая должна стать хорошим лекарством от попугайства.

1. е2 – е4 е7 – е5 2. Kg1 – f3 Kg8 – f6 3. Kf3 : e5 Kf6 : e4? 4. Фd1 – e2 . . .

Чёрные сейчас не могут пойти 4. . . . Фd8–е7, так как белые съедят чёрного коня, а вот чёрный ферзь ответить взятием коня не сможет – сам погибнет.Приходится коню с е4 уходить. Тогда белые конь и ферзь наносят по войску чёрных целый залп ударов. 4. . . . Ke4 – f6 5. Ke5 – c6+!

Конь пошёл под три нападения чёрных фигур, но совсем этого не боится! На доске – вскрытый шах – ходил конь, а удар нанёс белый ферзь. Надо спасать чёрного короля, но тогда гибнет чёрный генерал-ферзь. Либо на е7, либо на d8.

В партиях, которые мы разобрали, много ловушек. Что это такое? Допустим, ты заметил, что твой противник оставил незащищённой на шахматной доске фигуру или пешку. Не спеши их хватать! Может быть, противник что-то задумал? Съешь пешку, а сам получишь мат.

Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы:

1.    Стремись к быстрейшему развитию фигур;

2.    Не ходи несколько раз одной фигурой;

3.    Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;

4.    Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии;

5.    Постарайся понять значение каждого хода;

6.    Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.

7.    Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии.

8.    Старайся установить контроль над центром.

9.    Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку.

Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.

Мат в три хода с захватыванием фигур соперника

Белые фигуры могут поставить мат, для которого понадобится три хода, при этом захватив несколько черных фигур. Для начала надо открыть ферзя, а оппонент должен открыть своего короля пешкой, которая находится возле слона. В таком случае ваша пешка может взять пешку соперника, заняв поле
F
5. Вы сможете быстро закончить партию только в том случае, когда ваш противник сделает ход пешкой на
G
5, чтобы она стала рядом с вашей пешкой. Такой ход сделает невозможной защиту короля. Ход королевой по диагонали на клетку Н5 завершит игру в три хода.

Такой исход поединка встречается очень редко. Дурацкий или детский мат встречаются еще реже. Чтобы заверить игру таким образом, ваш противник должен плохо играть в шахматы. Однако это основы шахматной грамоты, и их нужно освоить для понимания более сложных расстановок.

сложность: ★

Детский мат — один из примитивнейших способов выиграть партию белыми. Своё популярное название он получил от того, что часто встречается в детских турнирах. Но разумеется, в шахматы невозможно выиграть простыми методами у более-менее искушённого противника. Тем не менее, многие задаются вопросом, как поставить детский мат. Посмотрим, в чём же он заключается и как от него защититься.

1. e4 e5

Обе стороны начинают игру самыми популярными ходами. Ходом е4 белые занимают центр пешкой, открывают диагонали для слона и ферзя. Те же цели преследуют и чёрные, играя е5.

Но уже следующим своим ходом белые обозначают агрессивные намерения. Вводится в игру ферзь, при этом создаётся нападение на пешку е5. Но эта угроза слишком прозрачна, а белые нарушают один из важнейших принципов разыгрывания дебюта: не вводить ферзя в игру слишком рано. Лучше сыграть 2. Кf3, после чего игра может перейти, например, в , или . Ход 2. Кс3 ведёт к . Существует и острая жертва пешки 2. f4 — .

2. … Кc6

Чёрные развивают коня, защищая пешку.

Белые развивают слона, создавая угрозу самому слабому пункту в лагере соперника — пешке f7. Если чёрные теперь сделают беспечный ход, например 3. … Кf6, то последует 4. Фf7# — тот самый детский мат! На эту простенькую ловушку и рассчитывают белые. Но чёрные не обязаны в неё попадаться…

3. … g6

Вот и простая защита от детского мата. Чёрные отражают угрозу «с темпом». Так на шахматном языке называются ходы, время. Белые теперь вынуждены тратить ход на то, чтобы отступить ферзём, вместо того, чтобы, например, продолжить развитие других фигур. Потому и не рекомендуется вводить в игру самую ценную фигуру слишком рано.

Белые тоже пытаются отступить «с темпом». Вновь грозит Ф:f7#.

4. … Кf6

Но чёрные продолжают успешно сочетать защиту с развитием собственных сил. Конь сейчас защищён ферзём d8 и белым невыгодно его брать.

Лучше было начинать наконец развивать другие фигуры, сыграв, например, 5. Ке2. Но белые упорствуют в своём намерении съесть пешку f7. Правда, теперь на острие атаки слон и мат не грозит.

5. … Кd4!

Чёрные переходят в контратаку. Под ударом ферзь, пешка с2, пешка е4… Но разве белые не могут взять пешку f7?

6. С:f7+

Если белые сыграют 6. Фd3, пытаясь защитить все свои слабости, то последует 6. … d5! 7. еd Cf5 с последующим 8. … K:c2+ и выигрышем ладьи а1 с помощью .

6. … Крe7

Выясняется, что теперь ферзь должен отступить от атаки коня так, чтобы сохранить защиту слона f7.

7. Фc4 b5!

Несмотря на то, что детский мат и может принести несколько очков в турнирах начинающих, привыкших делать ходы е5, Кc6, Кf6 вне зависимости от того, что делает соперник, играть так белыми вредно для собственного совершенствования. Ведь на вопрос «как поставить детский мат» ответ — никак, если противник знает что делает. Надо учиться переигрывать соперника, а не стремиться поймать его в дешёвую ловушку, нарушая .

Как помочь ребенку запомнить детский мат

  • Объясните ему, что значит термин — слабые поля в шахматах, приведите примеры таких полей. Почему f2 и f7 называют слабыми? Какие фигуры их защищают?
  • Покажите на шахматной доске, как можно сделать детский мат белыми и черными фигурами (следуя советам из статьи)
  • Начните отрабатывать технику — пусть ребенок поставит вам детский мат белыми, а потом и черными фигурами. Делайте слабые ходы, пусть несколько раз обыграет вас без сопротивления. Главное – чтобы понял идею и примерную последовательность вывода фигур.
  • . Пусть ребенок ставит вам мат белыми, а вы сопротивляйтесь, делайте защитные ходы. Малышу очень полезно искать варианты в новых позициях. Не забудь сменить цвет фигур – теперь пусть атакует черным цветом.
  • Поменяйтесь ролями – вы ставите мат, а ребенок защищается. Так же отработайте эту технику и белым, и черным цветом.

Не ругайте ребенка, если у него не получается сразу мат или не выходит эффективно защититься. Будьте терпеливы, даже если малыш постоянно делает ошибки. Как только он поймет идею и освоит новый навык – все проблемы исчезнут, а в шахматы он станет играть намного сильнее.

То, как сделать детский мат, показано в следующем видео.

Варианты и комбинации

Вариантов постановки так называемого «дурацкого» мата существует всего 8. По этой причине запомнить их несложно. Черные могут осуществить такое окончание партии за 2 хода, белые – за 3. В процессе задействуются пешки и ферзь (в иных вариантах слон).

Предлагаем рассмотреть наиболее употребляемые 3 варианта:

  1. Черную пешку нужно передвинуть на e7, второй ход черных выполняется ферзем (королевой) с перемещением фигуры на e1 (в ином варианте на e8) по диагонали h4 (h5).
  2. Играя белыми, пешкой с поля d2 нужно пойти на d3, на втором ходу пешка от короля идет вперед на 2 клетки, на е4. Тем самым решается задача открытия диагонали, по которой можно двинуть королеву. Конечный результат будет достигнут в том случае, если пешка соперника будет передвинута на g5. Третий завершающий ход белых выполняется ферзем на h5. Все, матовая ситуация!
  3. Играя белыми, можно поставить быстрый мат в 3 хода, сопровождающийся захватом пешки. Первым ходом е4 белые открывают королевскую защиту, вторым захватывается пешка е4xf5. Если король соперника открыт, можно завершить игру перемещением королевы на h5.

Подобные маты ставятся невнимательному противнику, внимание которого тем или иным приемом отвлекается. Постановка их более менее профессиональному игроку практически невозможна

Быстрый мат – удар по репутации начинающего шахматиста, побуждающий его вникать в шахматную теорию.

Детский мат в шахматах имеет такое название, потому что получают его преимущественно дети. А даже если и проигрывает взрослый, то делает это совсем «как ребенок» — т.е. сдает партию быстро и без сопротивления.

Чтобы освоить детский мат, для начала давайте разберемся, что такое вообще мат в шахматах.

Обычно мат ставится в самом конце игры, когда на доске уже минимум фигур. Но проиграть можно и в начале, если делать ошибочные ходы. Детский мат как раз можно получить в дебюте партии. Опытному шахматисту никогда не поставят детский мат, у новичков же еще слишком мало знаний, поэтому они и совершают роковые ошибки.

В действительности, детский мат легко избежать, если играть правильно.

Ничья. Пат

Отметим, что по правилам ходы королём на «битые» противником поля считаются невозможными.

Пример патовой позиции:

(Подразумевается, что других фигур на доске нет)

Не смотря на огромный материальный перевес такая позиция, при ходе белых — ничья.

Новички нередко, имея ферзя против голого короля, загоняют его в пат.

Далее упражнения не столько на пат, сколько на умение видеть ситуацию на доске.

Так как здесь к цели могут вести несколько ходов, рекомендую сразу после загрузки каждой позиции переключаться в режим тренировки с компьютером:

Ход белых, пат

ХБ; ХБ; ХБ; 004 ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ; ХБ;

Ход чёрных, пат

ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ; ХЧ;

Возникает двойной шах в случае ухода какой-либо фигуры с линии действия линейной фигуры, в результате чего открывается шах, и при этом сходившая фигура так же нападает на короля.

От двойного шаха единственный способ защиты — убрать короля, так как закрыться от двух фигур, или их обе одновременно забрать невозможно.

r1bk1b1r/ppp2ppp/2p5/8/4n1q1/8/PPPB2PP/2KR1B1R w KQkq — 0 1
Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

[FEN «r1bk1b1r/ppp2ppp/2p5/8/4n1q1/8/PPPB2PP/2KR1B1R w — — 0 1»]
1. Bg5+ Ke8 2. Rd8#
*
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

Мат Легаля

Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.

Мат Легаля по ходам

  • 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
  • Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
  • Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.

Противники сделали по  четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле,  ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого  ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!

Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым.  Всего  семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь  — Кd5×.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: