The Elder Scrolls: Morrowind / Oblivion / Skyrim
Сотни, а то и тысячи часов провели фанаты The Elder Scrolls в головокружительных открытых мирах, карты которых усеяны активностями. В этих самых длинных RPG от первого лица крайне трудно не свернуть с сюжетной тропы, ведь около нее вас ждет масса побочных квестов, запутанные пещеры с порталами в иные миры, вражда тайных сообществ и еще много чего другого, а стать вы можете хоть воином, хоть магом, хоть некромантом и любым другим героем благодаря гибкой прокачке.
Из-за простой интеграции с модами базовый контент можно умножать в несколько раз – именно поэтому Skyrim спустя более 10 лет после выхода постоянно переиздается и улучшается.
Darkest Dungeon
Жанр roguelike – отличная лазейка для разработчиков, которые хотят делать самые долгие по прохождению на ПК игры. Правда, безумие, когда игрок точно повторяет одно и то же действие раз за разом в надежде на изменение, не всегда работает.
С Darkest Dungeon же незаметно могут улететь , а то и больше часов, прежде чем вы доберетесь до финального босса. Этот мрачный рогалик подкупает хоррор-атмосферой, отсылающей к произведениям Говарда Лавкрафта, и тем фактом, что под вашим контролем окажется группа не героев, подверженных стрессу и психическим отклонениям, из-за чего каждая битва по-своему уникальна.
Игорь Ларионов – нашел баланс в своей подборке
Вспоминать лучшие игры десятилетия по календарным годам всегда очень трудно. Хочется включить в список десятку лучших, но в итоге в одном сезоне ты выбираешь из пяти шедевров, а в другом – с трудом выискиваешь хоть что-то достойное. Из-за этого я выбирал игру года, основываясь исключительно на личных эмоциях, отбрасывая вообще все объективные критерии.
К примеру, в 2012 году я натурально прошел вообще все важные релизы и кайфанул от многих из них. Эпичнейший, даже несмотря на спорную концовку, Mass Effect 3. Один из лучших экшенов от третьего лица Max Payne 3. Сюжетно прекрасный Spec Ops: The Line. Экшен с великолепным стелсом Dishonored. Тем не менее игрой года я все равно выбрал The Walking Dead – просто из-за эмоций, запоминающейся истории и милейшей Клементины.
В посредственные годы выбирать еще сложнее. Вот как выделить лучшую игру 2017-го, если все новинки этого сезона показались мне достаточно скучными? Приходится брать проекты, которые хоть немного выделялись – у меня это Divinity: Original Sin 2.
В целом список достаточно разноплановый и неплохо отражает мои игровые вкусы: любовь к сюжетным экшенам и RPG, а также к играм с открытым миром. Жаль, что на какой-нибудь гоночный симулятор не хватило места.
Григорий Коржов – обожает игры-фильмы и статистику
Сразу договоримся: я играю мало, большую часть классики десятых годов не проходил и на экспертность не претендую.
Из платформ у меня есть только PC, мобильный гейминг не воспринимаю. Плюс я не люблю RPG как жанр, обожаю детективы, квесты и интерактивное кино, а также не фанатею от шутеров (за исключением «Макса Пэйна», «Вульфа», RDR и GTA).
Поэтому мой топ – это список рекомендаций к прохождению, а не экспертная оценка формата «вот топ-1, все остальное хуже». Просто подборка игр, которые мне запомнились и понравились.
Dota 2 и CS: GO я включил по очевидной причине – без них не было бы рейтингов Sports.ru, а «Свояк» – любимая игра нашего раздела, поэтому без нее тоже никуда.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, 2007 год
Вспоминать об этой игре больно, а не вспоминать нельзя. Ведь это, пожалуй, первый проект от русскоязычных разработчиков, получивший такую международную известность. Правда, разрабатывали его так долго, что игра из «Сталкера» превратилась в «Ждалкера», а вырезанных фишек в итоге оказалось больше, чем оставшихся. Видимо, единственным подразделением GSC Game World, работавшим на полную катушку, был отдел маркетинга, обещаний которого хватило бы ещё на пару полноценных игр. Но немудрёных шутерных механик и суровой постсоветской эстетики достало, чтобы сделать S.T.A.L.K.E.R. самой популярной игрой к востоку от Днепра.
Unreal, 1998 год
Современному игроку, избалованному сверхчёткими текстурами, рейтрейсингом и миллионами полигонов, наверное, тяжело будет поверить, что каких-то двадцать лет назад эту мутноватую картинку считали чуть ли не графическим эталоном для домашних ПК. Unreal была не просто отличным шутером — она устроила настоящую визуальную революцию. Правда, несмотря на красоты движка, однозначным хитом игра так и не стала: в плане популярности куда больше повезло её сетевому продолжению с заголовком Tournament. Тем не менее первая по-настоящему большая работа Epic MegaGames всё-таки сорвала заслуженные овации. А движок Unreal Engine — в четвёртой итерации — прекрасно чувствует себя и сегодня.
Артем Диченко – включил в список FIFA
2011 год – абсолютно великий для игр. Portal 2 и Deus Ex: Human Revolution – совершенно особенные релизы, каждый вспоминаю с теплотой и мечтаю перепройти в отпуске. Со Skyrim вообще сравнятся мало проектов, погружение в мир и лор игры – незабываемо и неописуемо. Лишь характерные для Bethesda косяки мешают назвать «Скайрим» лучшей RPG десятилетия.
Таким получился «Ведьмак 3», которого нет в списке. Это замечательная игра без видимых сходу недостатков, в ней я провел часов 350 и наверняка когда-нибудь вернусь. Казалось бы, очевидная игра года, вот только в декабре 2015-го вышла «Радуга» – удар мне под дых. Я играл в нее как умалишенный, каждый вечер на протяжении долгих месяцев. Небольшой перерыв – и по новой. До Siege игры-сервисы вообще меня не интересовали, а после я осознал и их преимущества, и безусловные недостатки…
В 2017-м я, видимо, играл как раз в Rainbow Six и пропустил все громкие релизы года. Консолей Nintendo у меня никогда не было, поэтому не удалось поиграть в их нашумевшие тогда эксклюзивы. Так я включил в список FIFA, поскольку рублюсь в нее еще с 2004 года, практически без перерывов. Грустно видеть стагнацию серии, но виноваты в этом сами игроки, обеспечивающие столь жирные продажи, а после релиза еще и регулярно донатящие. Мне всегда претили подобные механизмы прокачки – я спокойно развиваю свою команду и улучшаю состав с помощью трансферного рынка. В первую очередь мне интересно поиграть лучшими игроками современности и теми, кто проявил себя по ходу сезона, а не душить онлайн-соперника скоростями и ударами с одних и тех же позиций.
Лучшей игрой прошлого консольного поколения я считаю шедевральную Red Dead Redemption 2, а в поколении до него это The Last of Us с, пожалуй, лучшей историей из всех игр, в которые мне довелось сыграть.
Топ-10
1. Super Mario Galaxy 2 – 97 из 100
Сиквел самой успешной трехмерной игры про водопроводчика Марио оказался образцовым во всем: авторы перенесли все идеи оригинальной игры и добавили к ним огромное количество новых, не менее веселых и интересных. Здесь Марио перемещается по маленьким планетам целой галактики, решает головоломки и преодолевает препятствия, а также объединяет усилия с динозавром Йоши. Безупречные игровые механики и дизайн уровней в сочетании с запоминающимся и ярким стилем планет сделали Super Mario Galaxy 2 лучшим современным 3D-платформером.
2. The Legend of Zelda: Breath of the Wild – 97 из 100
Самая революционная «Зельда» со времен The Legend of Zelda: Ocarina of Time 1998 года. Впервые во франшизе появился огромный полностью открытый мир, масштаб которого сравним с The Elder Scrolls: Skyrim. Помимо этого авторы приумножили все то, чем славится серия: простую, но динамичную боевую систему, десятки головоломок, апгрейды персонажа, множество видов оружия, эпичных боссов и разнообразные локации. Также большую ставку сделали на реалистичную физику: главный герой Линк получил возможность поджигать траву, давить врагов валунами и творить необычные вещи с помощью магнита.
Словом, идеальная песочница, соблюдающая все каноны серии – а ведь The Legend of Zelda исторически считается чуть ли не таким же важным брендом для Nintendo, как «Марио». Именно успех The Legend of Zelda: Breath of the Wild во многом обеспечил мощный старт продаж Nintendo Switch.
3. Red Dead Redemption 2 – 97 из 100
Новейший блокбастер в сеттинге вестерна от создателей Grand Theft Auto из Rockstar – настолько же успешная игра, насколько и спорная. В то время как критики расхвалили RDR 2 за невероятное техническое исполнение, мощный драматический сюжет и полный мельчайших деталей геймплей, некоторым игрокам она показалась слишком медленной, линейной и даже скучной.
Стас Погорский – разрывается между яркими инди и AAA-блокбастерами
Для меня выбрать одну «игру года» – зачастую практически невозможная задача. Во-первых, потому что я всегда забываю, когда и что именно я прошел. Во-вторых, ежегодно выходит как минимум один главный AAA-блокбастер и не менее выдающаяся инди-игра, которые нереально сравнивать в лоб даже исключительно по субъективным впечатлениям. С другой стороны, благодаря этому у меня не бывает проходных годов – если киты индустрии перенесли все релизы, значит, у меня больше времени на поиск скрытых бриллиантов.
Пожалуй, с претензией на условную объективность я могу назвать игрой десятилетия Minecraft – это современный эквивалент «Тетриса», такая же вещь на все времена, объединяющая разные поколения геймеров и увлекающая простотой идеи. Я провел в «Майнкрафте» много лет, сейчас забросил, но время от времени хочу вернуться – для синглплеерной игры это большой комплимент. Кстати, в список мог бы попасть Fortnite, но только в параллельной вселенной – там, где разработчики продолжили развивать оригинальный кооперативный режим (в который я и залипал), а не превратили игру в баттл-рояль. При этом я восхищаюсь тем, как Epic Games переизобрела игры-сервисы: в Fortnite проходят не просто тематические ивенты, а целые кроссмедийные культурные мероприятия.
Не люблю быть олицетворением мейнстрима, но деваться некуда: моей любимой серией прошедшего десятилетия стала The Last of Us. Величайшие произведения, за которые я буду биться до старости – мало какие игры заставляли меня испытывать столько мощнейших и конфликтующих эмоций, а ради них я и живу.
Тем не менее при всем уважении к Naughty Dog, еще более любимой студией для меня стала Supergiant Games. В их произведениях уникальное крещендо фирменного визуального стиля и музыки от Даррена Корба и Эшли Барретт – уже только из-за этого я жду каждую игру команды. Что круто, они не засиживаются в одном жанре и постоянно мотивируют меня проникаться все новыми механиками: так было с Pyre (фэнтезийная спортивная аркада!) и Hades (изометрический рогалик). И каждый релиз студии – стабильно личная «десять из десяти». В список включил именно киберпанковую Transistor, потому что после нее и полюбил студию.
15 — Batman: Arkham City
- Жанр: Action-adventure, стелс-экшен
- Год выпуска: 2011
Одна из лучших видеоигр по комиксам из когда-либо созданных. Бэтмен оказывается в ловушке в родном городе Готэме, захваченном обезумевшими заключенными и бандитами. Игрокам предстоит не только разобраться с сотней-другой преступников с помощью кулаков и фирменных гаджетов, но проводить настоящие детективные расследования и решать головоломки. Кроме того, по мере прохождения Бэтмен столкнется с различными боссами-суперзлодеями, которые прекрасно знакомы многим игрокам: Джокер, Пингвин, Рас ал Гул, Мистер Фриз, Джокер и многие другие.
Михаил Ложков – до сих пор не может отойти от Spec Ops: The Line
Выбирать было сложно, но решения, которые многим показались бы тяжелыми, я принимал очень легко. В 2011-м я не взял «Скайрим», потому что на релизе не мог в него играть – уж слишком пресным он показался мне после привычного «Обливиона». Втянулся в Skyrim я только спустя 10 лет, когда в очередной раз слышкупил его со всеми дополнениями. «Майнкрафт» все же ближе к сердцу.
Дубайский трип в Spec Ops я пробежал за пару дней, но его смысл и ужас вспоминаю до сих пор. Конечно, хотелось проголосовать за Mass Effect 3 или Far Cry 3, но сюжеты с трагедией уровня The Line до сих пор можно пересчитать по пальцам.
Про «Ведьмака» нет смысла говорить, а вот Stardew Valley покорила меня дважды: первый раз в книге Шрайера «Кровь, пот и пиксели», а второй – когда я провел в ней все новогодние выходные.
Конечно, самым сложным был 2018 год. Это RDR 2, «Паук» и «Детройт». Все игры одинаково достойны звания GOTY, но я просто обязан отдать голос God of War. Кори Барлог – гений, передавать историю Кратоса и Атрея словами бессмысленно, нужно испытать это самостоятельно.
16 — L.A. Noire
- Жанр: Action-adventure, симулятор детектива
- Год выпуска: 2011
Уникальная игра, предоставляющая пользователям возможность вжиться в роль самого настоящего американского детектива 40-50-х годов. Игрокам предстоит колесить по городу на автомобиле и расследовать запутанные преступления, связанные с серийными убийствами, угоном машин, передозировке наркотиками, поджогами, подрывами и т.д. К слову, разработчики реализовали в игре потрясающую анимацию лиц и движений персонажей, чтобы было проще определять, когда подозреваемый или свидетель лжет, а когда – говорит правду.
4 — Mass Effect 2
- Жанр: Ролевой боевик, шутер от третьего лица
- Год выпуска: 2010
Первая часть серии познакомила игроков с этой масштабной фантастической вселенной. Mass Effect 2 предлагала игрокам затягивающий геймплей с улучшенными аспектами первой игры (например, было видоизменено меню навигации инвентаря и проработаны высадки бронемашины «Мако» на поверхности планет). Вдобавок, во второй части мир стал более открытым и насыщенным на детали, а количество напарников, которых можно взять с собой в путешествие, значительно увеличилось. Mass Effect 2 считается поклонниками лучшей частью в серии.
Grand Theft Auto, 1997 год
Это не единственная Grand Theft Auto, которая получила от Игромании полновесную «десятку» (была ещё GTA IV), но самая значимая в историческом плане. По сути своей, первая GTA была обычной аркадой с видом сверху, но если сводить всё до жанра, то можно сказать, что и Doom был обычным шутером от первого лица, а Fallout 2 — обычной изометрической RPG. Такой свободы, такого разнообразия и таких возможностей, как в Grand Theft Auto, на момент её выхода не было ни в одной другой игре. Здесь идеально сочетались и стрельба, и гонки, и огромный открытый мир, и просто возможность устроить максимальный беспредел. А главное, всё это реализовали безо всякой 3D-графики и онлайновых режимов.
Grim Fandango, 1998 год
В 1998 году Day of the Tentacle, серия Monkey Island, Sam & Max Hit the Road и Full Throttle уже стали живой классикой, а их создатели из студии LucasArts заслуженно купались в лучах славы. Но разработчики не пали жертвами звёздной болезни, а продолжали двигаться вперёд — и благодаря их трудолюбию на свет появился один из лучших квестов в истории и заодно первая игра студии в полноценном 3D. Хотя, конечно, приключения Мэнни Калаверы всем запомнились вовсе не благодаря переходу в три измерения. Благодарить стоит оригинальный сеттинг, чёрный юмор и остросюжетную нуарную историю. Желающим приобщиться к классике советуем изучить ремастер: управление там получше, а все достоинства оригинала остались нетронутыми.
N7 Day – официальный праздник Mass Effect. Эта серия навсегда в наших сердцах
К сожалению, после столь невероятного успеха EA слишком надавила на канадскую студию, ускорив разработку Dragon Age 2 и Mass Effect 3 ради красивых цифр в финансовых отчетах. Но конкретно Mass Effect 2 все равно запомнится нам как одна из лучших игр прошлого поколения.
7. The Elder Scrolls V: Skyrim – 96 из 100
Судя по среднему баллу от критиков, продажам и количеству переизданий, Skyrim – главное достижение Bethesda в этом десятилетии. Впрочем, причины успеха тут очевидны: авторы выпустили продолжение и без того культовой TES с гиганстким миром, тонной контента и возможностей для отыгрыша чего угодно. Здесь так много необязательных занятий, что центральную сюжетную линию можно игнорировать месяцами.
«Скайрим» – одна из самых популярных игр среди мододелов. Для нее выпустили тысячи модификаций, полностью меняющих графику, механики и даже добавляющих совершенно новые сюжетные линии.
Ачивки – рак индустрии. Я отказался от них и снова полюбил игры
33. Celeste – 92 из 100
Довольно классический, но в то же время сложный инди-платформер от крошечной команды разработчиков. В центре сюжета Мэделин – канадка, решающая взобраться на гору Целесту, чтобы справиться со своими душевными переживаниями и расстройствами. Игру очень хвалят за геймплей и музыку, но на церемонии награждения The Game Awards 2018 Celeste также получила награду «Лучшая социально-значимая игра».
36. Undertale – 92 из 100
Эта инди-RPG с крайне минималистической пиксельной графикой стала не то что успешной – вокруг нее вырос целый культ. Все благодаря колоритным персонажам, отличной музыке и крайне вариативной истории – например, Undertale можно пройти путем геноцида или, напротив, не убивать никого.
Модели Бэтмена и Женщины-кошки в Batman: Arkham Knight поменяли местами. Получилось сексуально и смешно
22. Mass Effect 3 – 93 из 100
Средний балл этой игры может показаться парадоксальным – ведь недоделанная концовка Mass Effect 3 в 2012 году вызвала один из самых масштабных скандалов в игровой индустрии. Возможно, финал трилогии во многом «выехал» благодаря своим более успешным предшественницам.
25. Rock Band 3 – 93 из 100
Одна из последних ритм-игр, где игрок использовал уникальные контроллеры, имитирующие музыкальные инструменты – гитару или ударную установку.
28. INSIDE – 93 из 100
Мрачный инди-платформер от авторов хитовой Limbo рассказывает историю мальчика, оказавшегося в центре некоего зловещего проекта. Игра минималистична, но в ней хвалили все: геймплей, историю и, конечно, крайне депрессивную атмосферу.
The Witcher 3: Wild Hunt
Эта игра стала прорывом своего жанра. В данный момент, пожалуй, в жанре Action RPG именно The Witcher 3: Wild Hunt Является самой лучшей. Ну, и самой популярной. Огромный, красивый открытый мир подарил игрокам огромное количество радости и незабываемых впечатлений от игрового опыта. Запоминающиеся персонажи и разные высказывания того же Геральта (главного героя) порой заставляет улыбнуться или впасть в истерику от смеха. Очень большой и серьёзный проект, определенно достойный вашего внимания. Моя оценка — 9/10. Metacritic — 93 оценка критиков, 9.4 — оценка игроков.Так же советую посмотреть DLC для игры (дополнительный контент) — Каменные сердца— Кровь и вино
«Кровь и вино»
«Каменные сердца»
«Кровь и вино»
Dying Light. Пожалуй, лучшая игра в зомби сеттинге вообще.
Толпы зомби, куча оружия и паркур — соедини это, получишь великолепную игру — Dying Light.Не было еще игры про зомби, которая затягивала меня настолько же надолго, как это сделала Dying Light. Крайне динамичный геймплей с разнообразием оружия, методов передвижения и способов уничтожения врагов. Достаточно тривиальный сюжет со злодеем, но подан под соусом хорошей проработки персонажей. Они банально не скучные, но в память не врежутся надолго, тут точно. Так же само соединения сеттинга зомби с паркуром сделала проект просто шедевром. Играя в те же Dead Island (которая, кстати, тоже вышла с помощью сил Techland) или прочие подобные проекты я задавался вопросом: Тут есть забор, за мной бежит толпа зомби. Перемахнув его, я бы запросто снял с себя этот гнилой шлейф из мертвецов. Но, как понимаете, меня банально убивали по причине того, что деваться банально не куда. В Dying Light такой проблемы нет. Куда бы ты не хотел забраться — везде есть такая возможность. Но нужно помнить, что не один главный герой обладает возможностью передвигаться паркуром — некоторые зомби так же могут это делать, что сильно разнообразит ваш геймплей. Так же советую пройти дополнение для Dying Light под названием The Following. В случае если основной сюжет вы прошли, а делать больше нечего, то именно это дополнение даст вам возможность еще порадоваться игре.
Игра — 10/10, великолепный проект. Оценка на Metacritic — 87 оценка критиков, 8.4 — от пользователей.
Bloodborne — не сломай контроллер об стенку
А вот и один из самых горячо любимых эксклюзивов Sony — Bloodborne.
Эту игру любят фанаты серии игр Тёмных душ. То и понятно — разработчик то один и тот же. Но эта игра несколько отличается от DS: Тут нет щита, но зато есть крутой пистолет, который может оглушить противника. Во всём остальном игра сильна схожа с DS. Сложные боссы, тёмный и жуткий мир. Берегите нервы)
Uncharted 4: A Thief’s End. Мыло это сила!
Искать сокровища на затерянных землях, разгадывая кучу тайн и отстреливаясь от наёмников? Что может быть более захватывающим? Именно это и даёт нам Uncharted 4: Путь Вора. Интересный сюжет и геймплей, насквозь прошитый кучей мелочей, не оставит вас равнодушными. Разработчик игры постарался сделать игру просто великолепной, сделав её хорошей не только с сюжетной точки зрения, но и с технической стороны. Naughty Dog всегда старались над своими проектами, а Uncharted — это их прямой показатель качества.
Моя оценка 8/10. Оценка на Metacritic: 93 от критиков, 8.8 от пользователей
Doom 2016. Старый добрый Doom в новом теле.
Doom — зачистить планету от разных тварей? ДААА!
А эта игра является продолжением великой серии. Doom 2016 показалась игрокам одной из самых лучших игр за всё время существования шутеров. Да и в целом, это действительно так. Огромная динамика, куча разрушительных пушек и жестокости — всё то, что так любят фанаты Doom.
Моя оценка — 9/10. Крутой мясной шутер. Оценка на Metacritic: 85 из 100 — от критиков, 8.5 — от пользователей.
Battlefield 1. Шутер в сеттинге 1 Мировой Войны
Один из моих самых любимых шутеров за всё время их существования. Огромное количество больших карт с разнообразной интересной техникой первой мировой войны, куча интересных сражений за разные страны воюющие в те времена, большой арсенал хорошо проработанного оружия и красиво проработанная графика оставила красиво выжженное боевое поле в моём сердце. Крайне круто было проводить вечера играя в эту игру вместе с компанией друзей, веселясь на поле боя. А приятная графика с хорошей разрушаемостью карт давала разнообразие тактическим действиям просто на ура.
Отличный проект, моё мнение — 9/10. Оценка Metacritic — 89 от критиков, 7.9 оценка пользователей
Полина Романова — предпочитает хорошей графике и геймплею цепляющий сюжет
Я люблю три вещи: легкие и непринужденные хорроры, которые пугают атмосферой, закрученным сюжетом и ожиданием чего-то неизвестного, маленькие инди-студии, которые выпускают игру с шикарной промокампанией, а потом забивают на первую часть, обещая выпустить вторую несколько лет подряд, и серию BioShock. Поэтому в начале у меня подборка не-совсем-но-хорроров с прекрасной историей во главе, которую прерывает BioShock Infinite, а после 2015-го происходит скачок в мультиплеерные игры. В то время мне как раз начала надоедать Дота и я стала задумываться о том, что не ей единой существовать, вдруг еще где-то повезет. Не повезло мне, в итоге, с разработчиками игр, но это уже совсем другая история.
Хорошей графике я в ста процентах случаев предпочту хороший сюжет – хотя бы из-за того, что долгое время могла играть только на низких настройках, – а геймплей меня, чаще всего, совсем не волнует.
Самым сложным годом для меня стал 2013-й, но предать «Биошок» я не смогла, и для меня он вытеснил шедевр от Quantic Dream. Самым скучным годом оказался 2019-й, но это из-за того, что я тогда почти ни во что так толком и не поиграла. Вообще в последние годы с играми, которые могли бы мне понравиться, очень тяжко, поэтому сейчас жду второй «Сталкер» и внеочередную часть FNAF`а. А там, глядишь, через лет 5 и Blizzard раздуплятся на второй Overwatch.
* * *
Сложнейшим годом для выбора GOTY редакция посчитала 2011-й – так много тогда вышло великих игр. Два человека высказались против шутеров, а вот RPG на нашем сайте любят практически все: во многих списках есть какие-нибудь части Mass Effect, «Ведьмака» или, конечно, Skyrim. Также выяснилось, что большинство жалует не только проекты AAA-класса, но и инди-игры – они попали в списки 11 из 13 участников флэшмоба.
Так мы выяснили, что в редакции больше всего любят «Ведьмака 3» (за него аж 6 голосов) – впрочем, едва ли кто-то удивлен. За ним следуют высокооцененные Red Dead Redemption 2 и The Last of Us Part II (по 5 голосов), а также нашумевшая Death Stranding Хидэо Кодзимы и GTA 5 (по 4 голоса).
Согласны ли вы с нашим выбором? Какие топовые игры мы незаслуженно оставили без наград?
Star Wars: Knights of the Old Republic, 2003 год
Полноценная ролевая игра от BioWare по «Звёздным войнам»? С большим бюджетом, классной историей и толковым геймплеем? В начале нулевых было возможно и не такое. Конечно, у «далёкой-далёкой галактики» к тому времени уже хватало удачных игровых адаптаций (да и неудачных тоже), но Knights of the Old Republic просто порвала всем шаблон: другой игры такого уровня, сделанной «по лицензии», наверное, не найти. Здесь можно было побывать в колоритных местах вроде Академии ситхов на Коррибане или «Звёздной кузницы», завести дружбу с болтливым дроидом-убийцей, а в перерывах между подвигами сыграть партейку в пазаак. Но главное, что выбор между тёмной и светлой стороной нужно было делать постоянно. Финал не сводился к выбору одной из трёх концовок в последней сцене, а отыгрывать и ситха, и джедая было одинаково интересно. Словом, из KotOR вышел куда лучший приквел к оригинальной кинотрилогии, чем вялые «Скрытая угроза» и «Атака клонов».
Jurassic Park: Trespasser, 1998 год
Вторая половина 90-х — золотой век классических шутеров. В год выхода Trespasser весь мир рубился в Half-Life, Unreal, Duke Nukem 3D, Quake, нестареющую Doom и десятки тайтлов поменьше. Выпускать с видом от первого лица что-либо кроме FPS было чертовски рискованно: такое могли себе позволить разве только DreamWorks Interactive во главе со Спилбергом. Их трёхмерное приключение с физическими головоломками, странным управлением и татуированным бюстом главной героини в нижней части кадра было обречено на восторженные отзывы критиков и полное непонимание со стороны игроков. Для 1998 года очень смелая игра, опередившая своё время и несправедливо забытая.
«King’s Bounty: Легенда о рыцаре», 2008 год
Чуть ли не единственный пример отечественного проекта, что был именно качественной игрой, а не интерактивной философской притчей, мобильным кликером или кустарной любительской поделкой. Katauri Interactive, авторы незабвенных «Космических рейнджеров», смогли и осовременить идейную предшественницу Heroes of Might and Magic, и при этом не навредить её классическим механикам. От той же HoMM «Легенда» отличалась ненавязчивым юмором и лёгкой «сказочной» атмосферой, хотя за простодушной внешностью скрывалась вполне серьёзная пошаговая стратегия.
Почти у каждого существа были особые навыки, с которыми нужно умело комбинировать магию и способности героя. А неправильная прокачка уже на среднем уровне сложности могла серьёзно помешать прохождению: даже обычные монстры порой давали прикурить — что уж говорить про гигантских боссов вроде Кракена или гигантской черепахи? Здесь позволяли даже завести семью и получать от жены и детей бонусы. А потом передумать, развестись — и отдать пятую часть накопленного золота в качестве алиментов.
Кирилл Новокщенов – думает об игровом наследии
Выбирать лучшую игру каждого года оказалось проще, чем я ожидал. По-настоящему задумался я только дважды.
2011-й стал годом двух великих игр, которые прожили намного дольше большинства и проживут еще десятилетия. Minecraft и Skyrim по-разному привлекают геймеров, и в обоих случаях это как геймдизайнерский, так и грандиозный маркетинговый успех. Любой из двух выборов будет и правильным, и неправильным одновременно – у меня это Skyrim, просто потому что его результат удивляет сильнее, а каждая новость про релиз на тостере кажется последней, но не тут-то было.
В 2014-м ситуация другая: много крепких игр, которые попали в списки моих коллег, но ни одной супертоповой. Поэтому я выбрал Alien: Isolation за прорывной концепт и уникальность, благодаря которым игру помнят сейчас. А еще это чуть ли не единственная адекватная игра по фильму.
Стоит сказать пару слов про 2018-й. На релизе God of War казался мне наболее важным проектом, но после многих часов, проведенный в ней и в Red Dead Redemption 2, я изменил мнение
GoW – классная игра, но без RDR 2 игровой мир потерял бы что-то очень, очень важное
Pathfinder: Kingmaker
Вдохновленная классическими RPG, Pathfinder: Kingmaker стала одним из ярких представителей жанра в прошлом десятилетии. Мало того, что в игре и так много квестов, диалогов и интересных мест для изучения, российские разработчики умудрились поместить сюда и механики глобальной стратегии, которые предлагают управлять своим фэнтезийным королевством, плетя интриги и занимаясь другими управленческими делами. А еще игра отличилась сложной боевой системой, несправедливо растягивающей хронометраж.
По подсчетам Pathfinder: Kingmaker украдет не менее часов, а на полное прохождение уйдет 189 часов.
Portal, 2007 год
Редкий случай, когда представительница нишевого в общем-то жанра головоломок получила всенародную любовь и признание. Может, дело было в едва ли не идеальной механике, простой и богатой одновременно; может, в остроумных загадках. А может, в GLaDOS, самой харизматичной видеоигровой злодейке со времён SHODAN из System Shock. Так или иначе, Portal умудрилась угодить всем: её с одинаковым рвением проходили и заядлые геймеры, и те, кто до этого не открывал ничего сложнее «Сапёра». А мем «торт — это ложь» и вовсе стал достоянием индустрии: его легко узнают даже те, кто игру в глаза не видел.
Batman: Arkham Asylum, 2009 год
Бэтмену всегда везло на видеоигры «по мотивам» больше, чем его коллегам по супергеройскому цеху. Приличные проекты о Тёмном рыцаре можно было найти ещё на 8-битных консолях, чем не могут похвастать, например, Спайди или Супермен. А в 2009 году Rocksteady Studios доказали, что игра про мстителя в плаще может быть не просто «приличной», но блестящей. Умные загадки, затягивающая история, простой, но зрелищный экшен, компактный и насыщенный открытый мир, шикарные битвы с боссами, встроенная энциклопедия — здесь было всё или почти всё, что должно быть в игре про Бэтмена. А чего не было, то появилось в Arkham City — это редкий пример идеального продолжения, что оказалось лучше оригинала почти во всём.
The Longing
Начнем с игры, разработчики которой хитрым способом сделали ее самой длинной по прохождению – от начала до финальных титров вас отделяют 400 (!) дней (!) реального времени.
Думаете, в игре настолько много контента? Нет. Это point-and-click адвенчура, в которой вы управляете милым существом по имени Тень. Он находится на службе короля, но тот проснется лишь через 400 дней – все это время слуге предстоит ждать, изучая помещения подземного замка, находя ресурсы для обустройства своего жилища и читая литературу в библиотеке. The Longing, справедливости ради, не обязывает все это время находиться у ПК – счетчик не останавливается, если геймер выключит компьютер, а время ожидания можно сократить путем выполнения некоторых действий.
Виктория Косарева – против насилия, за чилл
Очередной топ за прошедшее десятилетие? Очередной топ за прошедшее десятилетие!
Что здесь имеется? Максимум казуальщины и меты, любимой прекрасной меты. Чего нет и не будет? Хорроров, шутеров и консольщины. У нас тут владения ПК-бояр. Консольные игры, несомненно, тоже заслужили за десятилетие свою любовь и популярность, но в этом списке их нет – автор принципиален, как Activision Blizzard стоек в своей скандальности.
Все игры в списке соответствуют одному из двух критериев: или они западают в сердце и душу глубоко, надолго и задевают самые нервы, или они в свое время наделали того еще шуму и хайпа на весь год или дольше, и, будучи в центе внимания, вызвали интересные обсуждения и вопросы.
Николай Львов – восстанавливает отношения с видеоиграми
Следить за трендами – не мой конек, и с хорошим железом мне всегда не везло. Поэтому и получается, что мои GOTY обычно, мягко говоря, неактуальные. Однако мои любимые игры, как мне кажется, не стареют.
Долгое время я почти не играл. К любимому хобби вернулся из-за тяжелых обстоятельств, в том числе потери близких людей. В один из худших периодов моей жизни меня спас «Ведьмак 3». Я откладывал его почти 5 лет, но, как и все великие произведения искусства, он появился как раз вовремя.
В 2021-м я открыл для себя игры Хидетаки Миядзаки. Прошел на одном дыхании Bloodborne, Dark Souls: Remastered и почти дошел до Иритилла в Dark Souls 3. Я в полном восторге от каждой, хотя настоящим шедевром считаю именно первую часть.
Примерно так и составляются мои рейтинги. Да, в этом году я поиграл и в Battlefield 2042, и в Resident Evil Village, и в, господи прости, GTA: Definitive Edition, заценил кучу прекрасного инди, но именно Dark Souls останется со мной навсегда.