Правила
Правил в шахматах не так уж много – главным образом они связаны с тем, как передвигаются фигуры. Если игрок твердо усвоил законы хождения, то половину шахматной науки он уже изучил.
Сама игра делится на три периода, каждый из которых имеет свое название:
- Дебют – самое начало матча, состоящее примерно из 10 ходов
- Миттельшпиль – середина игры, которая начинается сразу после дебюта. Разгар событий, так сказать – на шахматной доске разыгрывается настоящее сражение. Довольно часто миттельшпиль становится по существу конечной стадией игры, если одна из сторон провела какую-то мега-эффективную комбинацию
- Эндшпиль – завершающий этап, когда на доске остается минимум фигур
Итак, правило номер один: белые начинают игру. Всегда. Игрок, которому при жеребьевке досталась светлая фигурка, делает первый ход. Ход – это обычное движение выбранной фигуры в соответствии с ее «полномочиями».
Далее противник передвигает какую-то свою, например, пешку, в ответ. И так – пока не закончится игра.
Во время матча могут возникать ситуации, каждая из которых получила свое название:
Рокировка – перестановка короля и одной ладьи. Короля можно передвинуть на две клетки ближе к ладье. Ладья же занимает место где-то между начальной и конечной позициями короля. Там есть еще множество всяких нюансов – например, рокировку провести нельзя, если между этой парой уже есть другая фигура. Однако существует одно условие, которое должно обязательно соблюдаться: такое передвижение фигур возможно, только если король и ладья с начала игры еще ни разу не переходили на другие клетки.
Есть и еще одно правило: рокировку начинают с передвижения короля.
Взятие на проходе – поединок пешек. Если одна из них передвигается по «битому» полю (есть и такой термин в шахматах) через две клетки, то ее может атаковать вражеская пешка – та самая, под чьим ударом и находится сейчас поле.
Превращение пешки – уже упоминавшаяся комбинация, при которой дошедшую до последней горизонтали противника пешку игрок имеет право заменить на любую другую.
Чем сердце успокоится? Проигрышем, победой или ничьей. В шахматах они имеют собственные названия:
Шах – это когда король на волоске от взятия в плен. Игрок, чей король оказывается «под шахом» обязан сделать все, чтобы вывести свою главную фигуру из-под удара. Если это не удается, тогда – мат.
Мат – поражение одной из сторон, когда короля вывести из-под удара невозможно. Проигравший официально признает свое поражение и утирает слезы отчаяния, а победитель получает причитающиеся ему плюшки
Пат – «зависшая» партия, когда один из игроков и рад бы, да не может сделать свой очередной ход. Причина – отсутствие фигур на его стороне доски или невозможность продолжить передвижение по правилам
Важно: его король не должен быть в это время под шахом – иначе какой же это пат? Это – угроза поражения!
Чаще всего в патовой ситуации объявляют ничью. Ничью также могут объявить, если по результатам партии ни одному из королей невозможно поставить мат. Если игроки пять раз подряд вынужденно повторять одни и те же ходы, то исходом такой партии тоже становится ничья.
Есть еще несколько случаев, когда результат игры признается ничейным, – например, если одним из игроков просрочено время. Существует также интересное «правило 50 ходов»: это когда последние 50 ходов партии игроки выполняют без ходов пешкой и без взятия. С 2014 года партия также считается ничейной, если игроки сделали 75 таких ходов.
Ну и напоследок: чтобы стать чемпионом, вовсе не обязательно блистательно выиграть все или почти все партии. Иногда достаточно иметь дело с противником-раздолбаем – или с каким-нибудь принципиальным скандалистом вроде Бобби Фишера.
Не пришел на игру без уважительной причины, официально отказался играть, покинул зал без разрешения судьи, нарушил правила, пользовался запрещенными ходами – и все, твою возможную победу празднует твой противник. Помните историю с Карповым и Фишером?
Король
Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону.
Расположенный
в середине доски, король держит под ударом
8 полей.
В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.
Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.
На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.
Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.
Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.
В этом случае партия заканчивается вничью.
По принятой
системе подсчета за победу насчитывается
1 очко,
з
а ничью 0,5 очка,
з
а поражение 0.
Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.
А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии
– шахматным пешкам . Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры . На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения
по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.
Как ходят пешки
Теперь, когда мы знаем, как ходят фигуры, мы подошли к пешкам. У этих маленьких воинов на самом деле самые сложные правила, но не волнуйтесь — не такие уж и сложные! Пешки могут двигаться только на одно поле вперед, если только это не их первый ход: тогда они могут ходить на два поля (или на одно поле, если это все, что вам нужно!).
Из начальной позиции пешка может сходить сразу на два поля вперед
Пешки также являются единственной частью вашей армии, которая не может двигаться назад, что является довольно важной особенностью игры. Каждый раз, когда вы двигаете пешку, вы делаете то, что нельзя отменить!. Пешки также могут трансформироваться
Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек»
Пешки также могут трансформироваться. Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек».
Возможно, самое странное в пешках то, как они бьют другие фигуры. Обычно, чтобы взять фигуру противника, вы просто перемещаете свою фигуру на поле, где находится фигура противника, заменяя ее своей. Пешки делают то же самое, но только по диагонали . Таким образом, пешки могут двигаться только на одно поле вперед (или на два на первом ходу) и могут брать фигуры только по диагонали.
Итак, что произойдет, если пешка встретится лицом к лицу с другой пешкой или фигурой? Ничего такого! Они просто бодаются головами, не в силах добиться какого-либо прогресса. В то время как фигура может захватить пешку движением вперед, пешка не может сделать то же самое. По этой причине, когда две пешки встречаются лицом к лицу, они блокируются, например:
Пешки заблокировали друг друга. Взятие невозможно, так как пешки бьют по диагонали (красные стрелки)А вот теперь белая пешка может взять черную или пройти мимо
О пешках мы уже сказали больше, чем о любой другой фигуре. Это еще не все. Обязательно изучите, что такое взятие на проходе.
Как победить в шахматах
Шах — игровая ситуация, когда король одного их шахматистов находится под угрозой удара. Если следующим шагом не спасти ключевую фигуру, игра будет проиграна. Для избежания этого необходимо выполнить одно из следующих действий:
· попытаться уйти королём в свободную ячейку, которая находится без угрозы удара противника;
· выставить под удар любую другую фигуру, чтобы выкрасть время и возможность для перемещения короля в безопасную клеточку;
· ликвидировать угрожающую фигуру соперника, если такая возможность существует.
Если ни один из вышеперечисленных приёмов не удаётся воплотить в жизнь, следующим шагом оппонент выставляет мах, берёт короля, что и означает его победу. Помимо этого, существует ряд других пунктов, позволяющих выиграть матч:
· если соперник добровольно признал поражение и сдался;
· если у соперника закончилось время на ходы, при этом у другого игрока сохраняется возможность сделать мат;
· если противник совершил два невозможных хода;
· если противник опоздал/не явился на турнир вовсе.
Кроме того, существует ряд игровых случаев, при которых возможен ничейный исход противостояния. Ниже рассмотрены некоторые из этих вариантов:
· «мёртвая позиция» — ситуация, при которой оба оппонента не имеют возможности сделать мат;
· если король в текущей момент находится в безопасной позиции, то есть не под матом, при этом у него нет возможности совершить ход;
· по требованию одного из игроков, если совершено 50 ходов без взятия фигур, а также без чьего-либо требования, если таких ходов сделано 75 подряд;
· по обоюдному согласию сторон.
Шахматная доска: клетки и их значение
Будет проще, если мы продолжим аналогию с военными действиями, чтобы объяснить следующее
Фигуры в шахматах (названия и расстановка) – это не самое важное для полководца. Нужно сначала понять, на чем ваши отряды стоят (рельеф местности)
Поверхность доски состоит из 64 квадратов, окрашенных в 2 цвета. Встречаются разные комбинации. Чаще всего выбирают молочно-белый и коричневый (как на картинке выше). Более классический вариант – черно-белый. Квадраты чередуются, так что иногда возникает иллюзия, что доску можно поставить как угодно. При этом разницы не будет никакой. Но это не так.
Как убедиться, что вы используете ее правильно? Левая крайняя клетка на вашей стороне должна быть черной (коричневой, т.е темной). У противника она будет с такой же стороны (если смотреть с его перспективы).
У каждого поля — клетки, есть свои координаты: первой называется буква (a-h), а затем ее цифра (1-8).
Более опытные игроки знают их обозначение и расположение по памяти. Некоторые даже могут прокручивать партии в голове.
Чтобы лучше понимать доску и ее структуру, нужно правильно ее воспринимать. Кроме минимальной единицы – клетки – здесь также есть ряды и столбцы, которые принято называть:
- горизонтали — стоят напротив цифр;
- вертикали — стоят напротив букв
- все вместе они образуют еще одно направление: диагонали — поля одного цвета.
Например: b7 — это означает, что клетка по горизонтали находится в ряду «b», а по вертикали, в 7-м ряду.
Эта информация важна для изучения того, как двигаются сами бойцы. Далее мы углубляемся в шахматы (расстановка фигур на доске и названия).
Как научиться играть в шахматы?
Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.
Как научиться играть хорошо?
Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:
Начните разбираться в нюансах с эндшпиля. В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.
Хорошо изучите дебюты. Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.
Играйте с соперниками сильнее себя. В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.
Анализируйте свою игру. После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.
Не играйте с компьютером. Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.
Решайте задачи и этюды. Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам.Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.
Учитесь у профессионалов. Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих
При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн
Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.
Советы для детей
Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания.
Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию
Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами
Советы начинающим взрослым
Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.
Правда ли боятся мышей
Происхождение мифа о том, что слоны боятся мышей, неизвестно, однако многие полагают, что это именно так. Даже есть теории о том, чем именно маленькая мышь может напугать четырехметрового исполина: звереныш может проникнуть в хобот и нанести вред гиганту.
Теоретически это может произойти, но слону не составит труда немедленно ее оттуда выдуть. При этом опыты, проведенные зоологами, доказывают, что в действительности вид мыши доставляет гиганту неприятные ощущения. Но оказалось, что неприязнь вызывает не сам мышиный вид, а быстрые движения, которые она осуществляет. Те же негативные эмоции исполин испытывает при виде кошки или хорька.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Основные правила игры в шахматы
Шахматы — весьма специфическая игра, имеющая множество особенностей и нюансов. Рассказать в правилах о всех ситуациях, которые возможны во время игрового процесса, невозможно, однако ряд ключевых моментов непременно стоит запомнить. Например, существует сразу несколько пунктов, которые фиксируют ход в матче совершенным:
· если шахматист опустил фигуру на свободное поле;
· если шахматист «срубил» фигуру соперника, поставив на её место свою;
· после сделанной рокировки.
Кроме того, игрок обязан совершить ход фигурой, если он взял её в руку. В случае, когда появляется необходимость поправить что-либо на доске, об этом заранее нужно оповестить соперника, чтобы это касание не засчиталось в качестве хода.
Помимо классических шахматных действий у игроков есть возможность совершить два специальных хода. Рокировка — единственная возможность в игре задействовать сразу две фигуры за один шаг: король сдвигается на две клетки в сторону ладьи, а та передвигается в поле, находящееся между первоначальной и текущей позициями короля. Взятие на проходе — возможность собственной пешкой «срубить» сделавшую двойной прыжок пешку соперника, будто та сделала шаг только на одно поле.
Разумеется, все эти детали — это уже относительно сложные вещи, а правила шахмат для начинающих дают понять, что играют друг против друга два человека, они соперничают на шахматной доске, куда выстраиваются по 16 фигур с каждой стороны в определённом стандартизированном и общепринятом порядке, а целью противостояния является мат — отсутствие возможности у соперника спасти короля. Возможны случаи, когда по ходу партии мат не ставится:
1. Если один из игроков видит своё тяжелое положение, он может добровольно сдаться.
2. Пат — игровая ситуация, когда ни один из шахматистов не может довести дело до победы, приводит к ничейному исходу.
Самые сложные в мире загадки на логику с подвохом и ответами
Как можно поместить два литра молока в литровую бутылку?
Ответ: Налить в бутылку сначала литр, дождаться, пока его выпьют, и налить еще один литр.
Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как такое могло быть?
Ответ: Собака прошла 30 раз круг с десятиметровым радиусом.
Когда рыболовная сеть может вытянуть воду?
Ответ: Когда вода станет льдом.
Чего становится больше, если их поставить вверх ногами?
Ответ: Песок в песочных часах.
Что все люди на Земле делают одновременно?
Ответ: Живут.
Завязать можно, а развязать нельзя.
Ответ: Разговор.
Когда мы смотрим на цифру 22, а говорим 10?
Ответ: Когда произносим время на часах.
Назовите то, что можно взять левой рукой, но нельзя – правой?
Ответ: Правый локоть.
Быстро ест, мелко жует, сама ничего не глотает и другим не дает.
Ответ: Пила.
Какое число должно быть напротив собаки?
- Кошка – 3
- Петух – 8
- Лошадка – 5
- Кукушка – 4
- Лягушка – 3
- Ослик – 2
- Собака — ?
Ответ: 3 (гав), поскольку кошка – мяу (3), ослик – иа (2), лягушка – ква (3) и т.д.
Ну как вам такие загадки с подвохом, дорогие мои? Быстро ли получилось их разгадать?
Загадки – обманки про буквы, цифры и счет
Мы запомнили легко:
Номер первый – буква …
(Неверный ответ – О; Верный ответ – А)
***
Вы поверьте мне, друзья,
Что вторая буква …
(Неверный ответ – Я; Верный ответ – Б)
***
Буква третья, погляди,
Несомненно это …
(Неверный ответ – И; Верный ответ – В)
***
Круглой формы голова,
Той же формы буква …
(Неверный ответ – А; Верный ответ – О)
***
Завершает буквы все
В алфавите буква …
(Неверный ответ – Е; Верный ответ – Я)
***
Объяснял учитель Ире,
Что два больше, чем …
(Неверный ответ – Четыре; Верный ответ – Один)
***
Под деревом четыре льва,
Один ушёл, осталось …
(Неверный ответ – Два; Верный ответ – Три)
***
Ты на птичку посмотри –
Ног у птицы ровно …
(Неверный ответ – Три; Верный ответ – Две)
***
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно …
(Неверный ответ – Пять; Верный ответ – Четыре)
***
Цветов не радуге не счесть,
А всего их ровно …
(Неверный ответ – Шесть; Верный ответ – Семь)
***
Нашёл пять ягодок в траве
И съел одну, осталось …
(Неверный ответ – Две; Верный ответ – Четыре)
***
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего …
(Неверный ответ – Четыре; Верный ответ – Пять)
***
На уроках будешь спать,
За ответ получишь …
(Неверный ответ – Пять; Верный ответ – Два)
5 Попробуйте создать проходную пешку
Во многих случаях, особенно на начальном уровне, способ выиграть финальную игру — это продвинуть пешку, то есть переместить ее на восьмой горизонт (верх доски), где ее можно обменять почти на любую другую фигуру, включая ферзя. . В девяти случаях из десяти тот, кто сделает это первым в эндшпиле, выиграет матч, часто в течение следующих нескольких ходов.
A «Проходная пешка» это именно то, на что это похоже: пешка, которая прошла мимо пешек противника, которые могли помешать ей продвинуться, давая фигуре свободный пробег к верху доски
Поэтому очень важно не дать оппоненту этого добиться, поэтому будьте готовы к драке, пытаясь создать проходную
Есть много разных способов создать проходную, но самый простой из них показан на изображении выше. В игре, в которой остались только короли и пешки, игроки должны попытаться определить тот участок доски, где у них слишком много пешек. Затем проведите пешки до конца доски как единое целое, чтобы любые захваченные пешки можно было немедленно отбить, продолжая атаковать вперед.
Что дают вопросы с подвохом?
Во время общения за столом вопросы с подвохом способны развеселить гостей, прогнать скуку и разрядить обстановку. Когда детишки уже напробовались разных вкусностей, набегались и рассмотрели все подарки, самое время собрать их вместе для настоящей мозговой атаки!
Задавать детям вопросы с подвохом можно не просто так, а в виде конкурса. Победителем объявляется участник, который дал больше всего правильных ответов. Для этих целей нужно назначить человека, который будет подсчитывать их. В конце конкурса он и огласит победителя под громкие фанфары!
Подобные вопросики способны кардинально поменять настроение за столом. С их помощью вы:
прививаете детям интерес к общению;
мотивируете их думать нестандартно;
заставляете работать внимание и логику;
поднимаете всем настроение;
расширяете кругозор;
помогаете раскрепоститься застенчивым участникам;
вносите в праздник разнообразие.
От правил расстановки в шахматах до начала игры
Итак, основная теория изучена, бойцы расставлены. Пора начинать партию. Но кто ходит первым?
Это исключительное право Белых. Если вы уже договорились с соперником, то вопросов о порядке возникать не должно.
Но более честный вариант – это вытянуть жребий. Один из участников или третий человек берет в руки Черную и Белую фигуры. Он перемешивает их за спиной или кладет в мешочек и встряхивает. Игроки выбирают руку или вытаскивают фигуру, тем самым определяя свою сторону.
Цель игры – взять в плен короля противника. Это проще всего сделать, когда у него мало защиты.
Иногда партия заканчивается за несколько ходов. Если все завершилось за 4, то такой мат называется — детским. Смотрите подробнее в шахматах о такой расстановке фигур с картинками и видео здесь.
Шахматы — Детский мат
Королю также можно угрожать, то есть поставить шах. Это ситуация, когда игрок только собирается напасть. Но противник может отвести свою самую ценную единицу или прикрыть ее кем-то из окружения.
Участник имеет право сдаться. Если никто не побеждает, объявляется ничья.
2 Будьте терпеливы
Терпение может показаться очевидным советом в финале, особенно в мире шахмат; хотя это самый важный принцип, о котором нужно помнить, и который часто упускается из виду новичками.
Хотя это может показаться нелогичным, учитывая, как мало фигур осталось на доске, на самом деле эндшпиль имеет наименьшую погрешность. В отличие от дебюта и середины игры, где у игроков есть множество фигур, которые могут защищаться, контратаковать и помогать исправлять ошибки, эндшпиль может быть решен всего одним неточным ходом. Итак, потратьте как можно больше времени на расчет ходов в конце игры, так как удачно расположенный король, отличный толчок пешкой или умная размена фигур могут быть разницей между выигрышем и проигрышем.