Death Stranding посвящена важности связей между людьми.
Это отражено и в истории, и в механиках игры. Об этом говорят все персонажи, а несогласные в итоге обязательно меняют свое мнение. Кодзима, как и обещал, сделал игру не про палки, а про веревки. Тема серьезная, поэтому он хотел, чтобы к игре приобщились вообще все — не только геймеры. И мощная пиар-машина, поднявшая хайп вокруг Death Stranding к облакам, в этом, кажется, помогла. В итоге выход игры за пределы геймерской среды может только навредить индустрии.
Я лично знаю несколько далеких от игр людей, которые твердо намерены купить Death Stranding. Кто-то играет раз в год во что-то вроде «Человека-паука», кто-то не ходил дальше «Фифы», кто-то хочет приобрести игру в офис на всех, а кто-то ради «игры гения» собрался купить PS4. Некоторые ждут абстрактного откровения, некоторые фантастики в духе Stranger Things для взрослых. Никто не ждет симулятор курьера, хотя Кодзима как раз его и обещал.
Death Stranding явно не из тех игр, которые стоит показывать новичкам, решившим узнать, как далеко шагнула игровая индустрия. Вернее, показывать-то можно, но очень избирательно. Потрясающая картинка, налет таинственности, фотореализм и лица знакомых актеров их впечатлят. А дальше что?
Гений или предсказатель?
После релиза на PS4 мы все смеялись над «симулятором ходьбы» и не понимали философских концепций игры. До тех пор, пока всего спустя несколько месяцев мир не поразила пандемия COVID-19. Сейчас же, такие вещи, как изоляция, воссоединение Америки, «вернуть все, как было», Black Lives Matter и наручники «свободы» — добавили игре новых красок и изменили ее восприятие. Совпадение или Кодзима все это предвидел?
Внезапный продакт-плейсмент — без энергетика постапокалиптическому курьеру явно не обойтись.
В интернете ходило много слухов, согласно которым «гения» называли чуть ли не великим провидцем, списывая его предсказания из игры на талант и высшие силы. Но, как говорится, сколько людей — столько и мнений. Во время разработки Death Stranding Хидео объездил весь земной шар, общался с сотнями специалистов, искал вдохновение, пристально наблюдал за происходящем на нашей планете. Неудивительно, что он проанализировал все полученные данные и написал максимально приближенный к нашей возможной реальности сюжет. Ведь мировые бедствия появились не за один день — они стали лишь последствиями многолетних проблем и конфликтов, которые и изучал Кодзима. Да, не обошлось без его таланта и врожденной прозорливости, но большая часть увиденного нами в Death Stranding — плоды многолетней кропотливой работы.
Все та же игра
Теперь о геймплее. Мы играли на уровне «Очень сложно», которого на консолях раньше не было. И… тут все странно. Иногда казалось, что игра стала как будто проще, причем дело даже не в использовании новых устройств и примочек – они появляются далеко не сразу. Такое ощущение, что в игре подкрутили управление, сделав его более отзывчивым и комфортным. Особенно это касается транспорта, который в стандартной версии Death Stranding вел себя довольно непредсказуемо – в особенности грузовики. Теперь же кататься по ухабам одно удовольствие.
Поддержка DualSence реализована довольно добротно. Теперь вы тактильно лучше ощущаете происходящее вокруг вас. Взвалили на себя слишком тяжелый груз – молоточки в геймпаде дадут вам об этом знать. Заехали на труднопроходимый участок – то же самое. То есть это не только обогащает впечатления от игры, но и дает очень полезную информацию. Впрочем, как и всегда в таких случаях, все это не более чем приятное дополнение, и играть вполне можно и без этого.
В остальном это все та же игра, так что не ждите откровений. Все эти новые постройки и девайсы просто вносят разнообразие, но коренным образом ничего не меняют.
Я вам посылку принёс, только я вам её не отдам
Иными словами, опыт Metal Gear Solid V: The Phantom Pain ничему Кодзиму не научил. Да, там открытый мир служил лишь плацдармом для скрытных операций и предоставлял игроку возможность экспериментировать, подходить к одним и тем же целям с разных углов. Но даже в пустом Афганистане всё равно были всполохи жизни: из-за поворота выруливает патруль — нужно вовремя успеть свеситься с лошади, чтобы не спалить контору. Хотел пройти мимо блокпоста, но у одного из вражеских солдат прокачана какая-то характеристика — теперь нужно менять планы, чтобы утащить перспективного рекрута на базу. Геймплей был органичным, не стеснялся награждать игрока за самодеятельность, а, наоборот, поощрял выход из зоны комфорта.
В подобные моменты возникает желание просто остановиться и слушать журчание воды. Контраст дикой природы и редких следов человеческого вмешательства всегда выглядит эффектно
Death Stranding же вообще не знакома с этими понятиями, особенно с термином «награда». Курьеры «Бриджеса» не получают за свою работу никакой финансовой или материальной компенсации — вместо этого клиенты ставят им «лайки». На итоговую оценку влияет куча факторов, от состояния посылки и времени доставки до сложности проделанного маршрута. Набрав достаточно лайков, вы повышаете уровень, что даёт Сэму едва заметные бонусы к выносливости или грузоподъёмности, и… на этом всё. Никакой видимой и осязаемой пользы — а значит, никакого стимула стараться. А зачем, ради чего? Ради вежливого «спасибо» по голографической связи и хорошего отзыва в местном приложении доставки?
Ладно, я слегка преувеличиваю: польза всё же есть, просто на то, чтобы до неё добраться, нужно потратить неприлично много времени. У каждого убежища есть «уровень связи» с главным героем — проще говоря, репутация. Причём повышается она только одним способом — доставкой посылок в конкретное убежище. Показав его хозяину, что вы замечательный курьер, можно раздобыть предметы разной степени полезности: от брелоков для рюкзака до реально незаменимых вещей, вроде экзоскелетов для ног.
Некоторые сцены будто нарочно поставлены так, чтоб игра быстро разлетелась на мемы. Так и просится подпись в духе «что видит полторашка пива перед смертью»
Но идея вновь проваливается
Всё самое важное и нужное вы и так получите по сюжету, а опциональные награды абсолютно не стоят сил, потраченных на монотонные рейсы в одну и ту же точку. Дополнительные задания, или «стандартные заказы», как их называет сама игра, ничем не отличаются от основных миссий, так что к ним быстро пропадает интерес.
С одной стороны, справедливо: Сэм не легендарный избранный герой, а простой курьер
Он работает, причём работа его — совсем не сахар. С другой стороны, мы играем в видеоигры, чтобы развлекаться, а не работать: рутины всем и в реальной жизни хватает.
Всем, кроме Хидео Кодзимы, очевидно.
Сюжет
Невиданные Твари из Death Stranding.
В недалеком будущем планета содрогнулсь от чудовищного катаклизма — «Выхода смерти» (русская локализация Death Stranding). Загробный мир стал просачиваться в нашу реальность, а вместе с ним пришли и Твари, способные уничножать целые города, оставляю за ними только кратеры, и темпоральный дождь, старящий всё, чего коснется. От США остались лишь руини, а оставшиеся людские общины теснятся в подземных убежищах и никогда не выбираются наружу. Нужды этих людей обслуживает корпорация «Бриджес»: она поставляет в убежища припасы, еду и жизненно важные медикаменты. Главный герой Death Stranding — Сэм Портер Бриджес (Норман Ридус) работает в курьерская служба «Бриджес» и лично президент Соединенных Городов Америки Бриджет Стрэнд (Линдси Вагнер) поручила ему важную миссию — пройти от Восточного побережья до Западного, попутно восстановив особую хиральную сеть и вернув целостность раздробленному государству.
Геймплей
Death Stranding дарит целый спектр необычных впечатлений. Можно сказать, что это игра про эстетику, где нужно не спеша ходить по локациям, наслаждаться местными видами и музыкой. Геймплей здесь не призван развлекать казуальными механиками. Напротив, он заставляет превозмогать трудности и делает это настолько хорошо, что после каждой доставки груза чувствуешь физическую усталость, словно таскал десятки контейнеров на собственной спине. При этом, негативных эмоций нет — игра притягивает и в нее хочется возвращаться, справляясь со все новыми трудностями.
Слезы, пот и кровь — ингредиенты настоящего успеха в мире Death Stranding
При этом, одними исследованиями локаций и попытками пройти по пересеченной местности, не опрокинув груз, игровой процесс не ограничивается. Все-таки, мир игры захвачен потусторонними существами. И они способны держать в страхе. Это не DOOM, где можно схватить двустволку и нафаршировать демонов свинцом. Нет, в Death Stranding вы будете ползать на карачках, закрыв рукой рот, чтобы не дышать. До момента, когда в ваших руках появится оружие и вы сможете давать отпор противникам, пройдет очень много времени. Так было на PS4, так осталось и на ПК. Что удивительно, более привыкшая к шутерам аудитория «пекарей» отнеслась к такому геймплею более благосклонно, чем любители геймпадов. Полагаю, навеянный рекламной кампанией саспенс рассеялся и геймеры смогли трезво взглянуть на игру и оценить ее потенциал.
Управление
Играть на клавиатуре проще, чем на геймпаде. Но есть один большой минус — пропал эффект полного погружения. Например, в сцене, где нужно было успокаивать ББ (младенца), в ПК версии предложили просто закликивать клавишу. В случае с контроллером нужно было покачивать его, словно укачиваешь настоящего ребенка. Но винить разработчиков сложно, реализовать эту концепцию на ПК без утраты основных ее фишек невозможно.
Малыш теперь укачивается намного проще
Поэтому я подключил контроллер от Steam и к своему разочарованию понял, что играть на нем неудобно. Поворот экрана при помощи встроенного тачпада оказался дерганным. Хотя в том же The Witcher 3 все было отлично.
Куда смотрите? Листайте дальше. Человек после тяжелой смены вернулся, а вы его смущаете.
Пришлось прибегнуть к самому логичному варианту — контроллеру от Xbox One. Не зря его называют одним из лучших. Прохождение с его использованием получилось самым впечатляющим. Управление было отзывчивым, придираться не к чему. Плюс, этот контроллер дополнял атмосферу игры, вибрируя в руках в такт с геймплеем — просто кайф.
Однажды произошел взрыв, он породил пространство и время…
Игроки вовлекаются в странную, почти сюрреалистическую действительность, в которую человечество ввергла серия мощных взрывов – так называемых выплесков пустоты. Границы между нашим миром и зеркальными берегами мертвых размылись и оттуда пожаловали проблемные гости. Всю эту цепь катастрофических событий принято называть Выходом Смерти.
Одинокие, изолированные остатки человечества страдают от нехватки окситоцина и вызывающего стресс хирального загрязнения. Люди разбросаны по убежищам, наружу носа не кажут и остро нуждаются в материалах, медикаментах и провизии. Транспортную сеть, невозможную в нынешних обстоятельствах, заменяют доставщики, наш протагонист, Сэм Бриджес, как раз один из них, и на его долю выпадает великая миссия.
Стоит заметить, что доставка увесистых поклаж по сложной местности, поиск маршрутов или создание таковых при помощи подручных инструментов — далеко не все, чем может похвастаться проект Kojima Productions. Но даже эта часть геймплея сделана с характерным для студии нестандартным подходом, пусть и не все получилось гладко.
Я многое слышал про неудачно реализованное управление транспортом, но честно сказать, был все равно неприятно удивлен. Кроме того, Сэм не очень дружит с крупными препонами, вроде здоровых насыпей или каменистых выступов. То есть он их преодолевает, но с неуклюжей анимацией, что как бы подталкивает игроков подыскать более подходящие маршруты.
Погружение в процесс, что неочевидно для сторонних наблюдателей, обеспечено тысячей мелочей, разнообразных анимаций и качественно проработанного взаимодействия героя с поверхностями. Вы следите за тем, куда ступаете, балансируете на склонах, пыхтя преодолеваете быстрины и радуетесь пунктам с личной комнатой, где можно наконец сменить обувь, принять душ и выспаться.
Присутствуют в игре и экшен и стелс элементы, причем ИИ МУЛов (враждебно настроенных доставщиков) неожиданно хорош, а присутствие Тварей (теней из загробного мира) нагоняет недетской жути. Кроме того, ваш балансирующий на грани жизни и смерти ББ (недоношенный ребенок в капсуле, имитирующей утробу матери), также нуждается во внимании и отдыхе, и может начать капризничать в самый неподходящий момент.
Кроме прочего, игра выделяется действительно сильным сюжетом. Подается он порционно и размеренно, разбавлен качественно оцифрованными актерами, расколот на интуитивно понятный паззл из записей, мыслей, образов и даже звуков, к осмыслению которых вы приходите в нужное время.
А еще периодически у руля встает невидимый оператор, выхватывает неожиданные, захватывающие дух ракурсы, ставит на фон атмосферные треки. Death Stranding играет с вашими ощущениями, располагает к неспешному, немного меланхоличному и безгранично одинокому странствию. Это очень личный и особенный опыт, прочувствовать его можно лишь взявшись за дело самостоятельно.
В Death Stranding есть камео Хидэо Кодзимы. Это настоящий скример
Когда вы берете заказ, вам предлагают скрафтить экипировку – какую считаете необходимой, хоть полностью пропустите этот шаг. Сперва гаджетов мало: раскладная лестница, 30-метровая веревка с колышком, ремонтный спрей и другие мелочи. Этого достаточно, чтобы привыкнуть мыслить как постапокалиптический курьер, планировать, правильно считывать местность по карте и, главное, не брать ненужные вещи.
Ведь как только вы закончите с крафтом, каждый предмет в контейнере определенного веса и размера придется разместить на Сэме – так, чтобы его не кренило в какую-то сторону, а груз держался крепко. Под это отведена целая система, но предусмотрена и волшебная функция автоматического распределения груза – без нее Death Stranding была бы невыносима.
Дальше вы отправитесь в путь и поймете, что здесь не получится просто зажать левый стик и расслабленно листать твиттер на телефоне в другой руке. Death Stranding требует постоянного внимания. Здесь почти нет ровных участков местности, так что поначалу придется пользоваться сканером, который не только покажет предметы поблизости, но и покроет маркерами-точками ближайшие поверхности: синие точки показывают безопасность, на желтых персонаж может потерять равновесие, а красные зоны стоит избегать. Вскоре вы научитесь считывать окружение самостоятельно, сканер пригодится лишь для измерения глубины рек.
Первая опасность в разрушенном мире – темпоральные дожди, которые крадут время всего, на что попадают. Поскольку Сэм ходит в закрытой униформе и автоматически надевает капюшон при необходимости, придется заботиться только о сохранности груза. Из-за непогоды контейнеры подвергаются коррозии – их можно починить ремонтным спреем или побыстрее дойти до сухой области (а лучше и то, и другое). Дожди также сигнализируют о приближении более серьезной угрозы – Тварей.
Столкновения с этими чудовищами поначалу похожи на настоящий хоррор. Об опасности Сэма извещает тот же сканер на плече (активация прибора в слоу-мо – единственная катсцена, которую нельзя пропустить). Тут стоит пригнуться и перемещаться медленно – как и герой, Твари ориентируются по звуку. Их можно увидеть только при сканировании, будучи неподвижным, в движении на их местоположение указывает сам прибор, поворачиваясь в сторону ближайшего врага и меняя интенсивность анимации в зависимости от дальности. Сэм может задержать дыхание отдельной кнопкой, чтобы прокрасться мимо, но нужно следить за шкалой выносливости, чтобы не потерять сознание.
Актеры, подарившие свою внешность главным героям, и философский посыл
Судя по видео, Мэддисону понравился актерский состав, собранный Кодзимой для Death Stranding.
«Все это сыграно лучшими голливудскими актерами, которых только можно было заставить участвовать в игре. Тут и Норман Ридус, и режиссер-художник Гильермо дель Торо, который показал себя замечательным актером, и Мадс Миккельсен, известный нам по рекламе пива «Карлсберг», и даже Маргарет Куэлли, знаменитая дочь Энди Макдауэлл из «Дня сурка». С ней есть, момент, где она сжимает свою грудь и показывает материнскую сущность».
Отдельно Илья отметил, что Кодзима оставил в игре много отсылок на философские произведения:
«Тут есть отсылки к Рабле, Гюго, Хемингуэю, Паланику, Понасенкову. К кому угодно, к любым гениям здесь есть отсылки, потому что это игра самого гения, понимаете? И когда я вижу сцену, например, где один из персонажей – Ферджайл, кажется, ее зовут – поглощает очередную личинку, я понимаю, к чему это. Но вы можете не понять, для вас это может быть сложно. «Просто баба жрет личинки, лол». Нет. Задумайтесь, почему она это делает. Задумайтесь, что означает эта личинка. Где вы могли, в каком произведении искусства видеть это раньше. И тогда, возможно, вы поймете больше, чем остальные могут понять, просто смотря в мониторы. Или в телевизор. Глупо пялясь вот этими своими пустыми зенками, сидят как дешевки и не втыкают абсолютно. Это меня раздражает, потому что такие вещи, их понимать надо, их знать надо, понимаете?»
Люди со стороны увидят очень странную игру, которая не умеет развлекать и раз в пять часов показывает крутые ролики.
В Death Stranding абсолютно пустой опенворлд. Мох и камни красивые, конечно, но со временем хочется увидеть что-то еще, а в игре даже деревьев почти нет. Зато есть одинаковые города-бункеры. Два типа заданий на всю игру: отнеси груз или сбегай подбери груз. Невменяемая физика транспорта. Перегруженный интерфейс.
Я подбиваю все сказанное выше, чтобы подчеркнуть: Death Stranding — для своих. Это не какая-нибудь Heavy Rain, в которой можно разобраться за минуту. Это произведение для тех, кто играет постоянно и готов терпеть условности и изъяны. Для тех, кто на освоение Death Stranding готов тратить десятки часов. Очень жаль, что рекламная кампания не донесла это до аудитории (хотя и намекала).
Да и странный юмор Кодзимы стороннему человеку будет сложно объяснить. В Death Stranding можно купаться в горячих источниках с голым младенцем. Что? Да! Можно делать селфи в зеркале и пить энергетик Monster Energy. Или напялить дурацкие розовые очки, нажраться в хлам, раскидать по комнате вещи и получить по морде от Нормана Ридуса. Можно обоссать палатку террористов. И мое любимое: можно наделать гранат из мочи и говна, чтобы отгонять ими Тварей — или придумать применение повеселее. Я не шучу. Ну ка, объясните, как это всё (а это даже не всё) вяжется с серьезным тоном игры и драматичными трейлерами?
Сила дружбы
И все-таки мощнейшее качество геймплея и Death Stranding в целом в том, что он раскрывает ключевой посыл игры лучше, чем сюжетные ролики. Кодзима обещал нам «игру не про палки, а про веревки», подразумевая, что игроки будут не воевать, а образовывать связи, узлы. Не соврал! Я не чувствовал себя настолько единым с другими игроками ни в одной онлайн-игре. А в Death Stranding вы даже не видите других Сэмов!
Здесь мультиплеер вплетен в каждую механику, но реализован косвенно, асинхронно, и, действительно, революционно. Помните, как в Dark Souls игроки могли оставлять послания в чужих мирах? Death Stranding в сравнении с ней – такой же скачок вперед, как двухмерная Contra и ребут Doom.
Оптимизация
С серьезными проблемами не столкнулся. Кадры не проседали, зависаний не было. В целом, это очень хороший порт. Да, были небольшие артефакты в кат-сценах, но они не критичны. Рейтрейсинг не завезли — некоторые посчитают это минусом, но учитывая прожорливость этой технологии и ее низкий потенциал в условиях игровых пустошей, я не расстроился.
Графика в Death Stranding не напрягает и это главное — все равно львиная доля впечатлений зависит не от нее.
Если вы любите рассматривать каждую травинку, листочек и текстурки на камнях, избавить себя от разочарования сможете только на телевизоре, где недостатки графики будут практически незаметны. Хотя и на мониторе вы получите удовольствие, ведь атмосфера и геймплей здесь намного важнее прогрессивного «графония».
А что здесь «режиссерского»?
Начнем с того, что, собственно, такое – «режиссерская версия». Обычно этот термин относится к проектам, которые сперва вышли в том виде, в котором хотел издатель, а позже появляется новая их версия – то, как задумывал их сам создатель.
И, конечно, Death Stranding Director’s Cut на самом деле является не режиссерской версией, а, скорее, расширенной. Со вполне конкретной целью – еще раз заработать денег. Апдейт для обладателей стандартной версии игры до «режиссерской» на PS5 обойдется в 700 рублей – не так уж и дешево.
Стоит ли оно эти денег? На наш взгляд да. При условии, что у вас есть PS5 и вам понравилась прежняя Death Stranding.
Каких-либо кардинальных изменений не произошло. Это все та же DS, но по мере прохождения тебя все время не покидает ощущение, что ты вот-вот наткнешься на какую-то «плюшку». И это действительно происходит, причем уже с самого начала игры.
Изменения коснулись и роликов – некоторые из них стали длиннее и содержат новые подробности. Причем оживили самую рутинную часть игры – отдых в убежище. Теперь во время сна или пробуждения Сэма ждут сюрпризы. То он оказывается на дне океана. То у него в душе сидит какая-то страхолюдина. В общем заскучать не дают.
Вообще если эта версия и заслуживает звания «режиссерской», то только потому, что Кодзима действительно расширил подачу истории с художественной точки зрения – она стала понятнее и подробнее, что, конечно же, пошло на пользу.
Например, потому что Death Stranding — это лучшая сценарная работа Кодзимы.
Сюжет склеивает все элементы игры воедино. Он помогает погружению, помогает верить, отвлекает от недостатков игры и придает смысл рутине. Сюжет протащил меня до финала, даже когда я окончательно задолбался с геймплеем — это же о чем-то говорит?
История долго раскачивается, но терпение того стоит — Кодзима придумал очень самобытный мир, живущий по странной, но удивительно понятной логике. По трейлерам Death Stranding могло показаться, что это абсолютная фантасмагория, которую придется расшифровывать всем интернетом. На деле же игра медленно, но верно все разжевывает и объясняет. В финале почти все будет предельно понятно. Зачем нужны дети в колбах и откуда они взялись. Почему Мадс Миккельсен появляется из нефти на полях сражений первой мировой. Почему Дэдмен в исполнении Гильермо дель Торо проходит сквозь предметы и почему Фрэджайл ест летающих жуков.
Death Stranding — отличная фантастика. Ее история основана на мистике, но подход к ней Кодзима выбрал научный. В этом мире все объяснимо — даже вернувшиеся с того света покойники, способные взорвать половину континента. Все можно расшифровать и использовать. Примеров можно привести много, но спойлерить не позволяют ни эмбарго, ни совесть.
Заключение
Death Stranding — игра невероятной эмерджентности, а это значит, что из суммы ее отдельных компонентов никак не складывается итоговое цельное впечатление. Полностью оценить произошедшее можно лишь собрав воедино музыку, геймплей, постановку катсцен, истории персонажей и безупречной графики.
Взяв, к примеру, пустой мир без достопримечательностей, к которому предъявляют основную претензию во множестве игр с открытым миром. Если вдуматься, то в этом заключилось самое правдоподобное изображение постапокалипсиса, поскольку мир Death Stranding постоянно страдает от темпоральных дождей, ускоряющих течение времени для всего. Было бы странно наблюдать при таких условиях многочисленные остовы небоскребов. Стоит немного вдуматься в происходящее — и многое в игре обретает смысл.
Выводы
Вы считаете себя геймером? Тогда вам стоит поиграть в Death Stranding хотя бы для собственного развития. Не исключаю, что первые полтора часа придется «терпеть», пока игровой процесс вас не зацепит и вы не проникнетесь атмосферой. Эта игра угрюмая, заставляет призадуматься о жизни, побыть с самим собой наедине, чем-то напоминает сериал «Черное зеркало». Очень приятная пауза после безудержного хардкора в том же Doom Eternal.
Игра тестировалась на нашей белой сборке CorsairИгра тестировалась на нашей белой сборке Corsair
Процессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | Corsair Hydro Series H60 (2018) | |
RAM память | Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4 | |
SSD Диск | SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600 | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | NVIDIA GeForce RTX 2060 | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | Corsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB |