Игра догоном по сетам
Менее требовательная стратегия игры – ставки догоном по отдельным сетам. В данном случае оценкой статистики можно вообще пренебречь, так как стратегия основана на особенностях банк-менеджмента. Беттору необходимо постоянно заключать пари на победу аутсайдера: в первом сете – в режиме Прематч, во втором – в LIVE. Третий сет игнорируется, так как вероятность победы фаворита крайне высока. Если ставка проигрывает, следует заключить пари на удвоенную сумму, и так до тех пор, пока произойдет выигрыш. Примечательно, что победы аутсайдеров случаются в 25% случаев, значит, нужно быть готовым сделать 4-5 удвоенных ставок. Если начинать с 1000 рублей, пятое пари будет уже на 16000, поэтому следует располагать внушительным стартовым банком.
Статья 4: Выполнение ходов
4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.
4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например,
сказав «j’adoube» или “поправляю”).
4.3. В других случаях, кроме приведенных в Статье 4.2, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске
(а) одной или более своих фигур, он должен или сделать ход первой тронутой фигурой, если такой ход возможен, или
(b) одной или более фигур партнера, он должен первой взять первую тронутую фигуру партнера, взятие которой возможно.
(с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, то сделать ход или выполнить
взятие той фигуры, которой он коснулся первой, для которой ход или взятие возможны. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой,
считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.
4.4. (а) Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.
(b) Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, но рокировка невозможна, то к ситуации должна быть применена Статья 4.3(а).
(с) Если игрок, намеревающийся рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна,
игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход.
(d) Если игрок превращает пешку в фигуру, то выбор фигуры считается сделанным, когда фигура коснулась поля превращения.
4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.
4.6. Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле.
Ход считается сделанным, когда все требования Статьи 3 полностью выполнены.
(a) в случая взятия, когда взятая фигура удаляется с доски и игрок, поместив свою фигуру на освободившееся поле, убрал взятую фигуру своей рукой;
(b) в случае рокировки, когда игрок опустил ладью на поле, ранее пересеченное королем. Когда игрок отпустил короля, ход не считается сделанным,
но игрок теперь не имеет право сделать иной ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно;
(c) в случае продвижения пешки, когда пешка уже была убрана с доски, и игрок отпустил новую фигуру после помещения ее на поле «превращения».
Если игрок отпустил пешку, достигшую поля «превращения», ход не считается сделанным, но игрок уже не имеет права сходить пешкой
на другое поле
4.7. Игрок утрачивает его право на заявление о нарушении его противником Статьи 4, как только он преднамеренно касается фигуры
Ходы в шахматах — частые вопросы начинающих игроков
Каковы 3 особых хода в шахматах?
Три специальных хода в игре — это превращение пешки, взятие ее на проходе и рокировка. Некоторые из этих правил более распространены, а какие-то совсем неизвестны тем, кто особо не играет.
Какой лучший начальный ход в шахматах?
Наиболее удачными открывающими ходами в шахматах считаются e4 и d4. Максимально перспективные фланговые варианты — это Кf3 и c4. Данные ходы составляют самые популярные из существующих дебютов, которые используются в игре на сегодняшний день.
Как называются шахматные ходы?
Сочетание нескольких последовательных ходов в шахматах называется комбинацией. Наиболее выигрышные из них в начале игры зафиксированы в шахматной литературе и зовутся дебютами (началами). Игрокам рекомендуется знать их наизусть, хотя бы самые известные.
Какой самый редкий ход в шахматах?
Существует множество редких ходов. Но если говорить именно об открывающем ходе, то можно привести в качестве примера g4. Он нечасто встречается среди игроков, при этом не являясь провальным. У него есть определенные преимущества.
Кроме того, он может привести к такому развитию игры, которое мало изучено. А значит, партия становится интереснее.
Можно ли поставить мат в 2 хода?
Можно, и это называется “дурацкий мат”. Суть его в том, игрок по невнимательности открывает диагональ, ведущую к его королю. Для этого нужно всего лишь сдвинуть пару пешек. Противник нападает ферзем.
Если вам удалось завершить игру таким матом, то, скорее всего, ваш соперник — новичок.
Король
Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону.
Расположенный
в середине доски, король держит под ударом
8 полей.
В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.
Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.
На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.
Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.
Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.
В этом случае партия заканчивается вничью.
По принятой
системе подсчета за победу насчитывается
1 очко,
з
а ничью 0,5 очка,
з
а поражение 0.
Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.
А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии
– шахматным пешкам . Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры . На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения
по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.
Начало
Перед тем как приступить к игре, следует установить доску таким образом, чтобы в нижнем правом углу у обоих соперников была расположена светлая клетка. Далее, расставляются фигуры по рядам:
- Ладьи по углам, рядом кони, затем слоны. В центре находятся ферзь (на клетке такого же цвета, как и сама фигура) и рядом на пустой клетке ставится король.
- Следующий ряд полностью состоит из пешек.
Первым должен ходить игрок, который выбрал фигуры светлого цвета. Если же возникает спор по поводу того, кто какими шахматами будет играть, можно подкинуть монету («орел или решка») или же вслепую выбрать ту или иную фигуру (какого цвета она окажется, такого и будут все остальные).
Теперь необходимо разобраться с тем, как ходят фигуры в шахматах. Для новичков это сперва может показаться сложным, хотя на самом деле ничего особенного тут нет.
ТЕННИСНЫЙ МАРАФОН
В среднем теннисные поединки длятся около 2-3 часов. В исключительных случаях — до 4-5 часов. Иногда арбитры прерывают встречи и переносят их на следующий день из-за дождя, сильного ветра, жары. Но в 2010 году матч первого круга Уимблдонского турнира у мужчин между американцем Джоном Иснером и французом Николя Маю прервали организаторы из-за того, что… игроки едва стояли на ногах от усталости.
Соперники сыграли самый длинный матч в истории мирового тенниса. Интересно, что в пятом решающем сете при счете 47:47 на корте погасло табло, так как это был максимальный счет, на который запрограммирована техника. Через шесть геймов по той же причине «подвисла» статистика на официальном сайте турнира. Итог этого матча — 6:4, 3:6, 6:7 (7:9), 7:6 (7:3), 70:68 в пользу американца. Всего поединок продолжался три дня, а чистое время, проведенное игроками на корте, составило более 11 часов. Француз был настолько потрясен этой игрой, что впоследствии написал о ней книгу «Матч моей жизни».
Ценность шахматных фигур
Мы уже знаем, что самой ценной фигурой на доске является Король. Если вы потеряли Короля, вы проиграли, и партия на этом завершается. Как измерять ценность остальных фигур и зачем это нужно?
Затем, что, продвигаясь в «тыл» соперника и «забирая» его фигуры, вы ставите под удар и свои фигуры. Задача игрока состоит в том, чтобы «захватить» как можно больше ценных фигур соперника, не рискуя своими ценными фигурами и жертвуя, если это необходимо, только малоценными.
Как измерять ценность фигур в шахматах? Одинаковые фигуры противников равны по ценности, т.е. белый Ферзь равен черному Ферзю, белый Конь равен черному Коню и т.д. Как сопоставлять разные фигуры?
За единицу измерения принято брать Пешку. Само собой, что одна черная Пешка равна по ценности одной белой Пешке, а вот дальше начинается самое интересное. Различают так называемые «легкие» и «тяжелые» фигуры. К «легким» фигурам условно относят Коня и Слона. Их ценность условно составляет три Пешки.
К «тяжелым» фигурам относится Ферзь и Ладья. Ценность Ладьи условно равна пяти Пешкам, ценность Ферзя – десяти Пешкам. Почему мы везде употребляем слово «условно»? Потому что очень многое будет зависеть от конкретной конфигурации фигур в партии.
Гипотетически, «легкая» фигура Конь может иметь большую ценность в конкретной партии, чем Ладья, если Конь занял намного более выгодное положение, а Ладья оказалась «запертой» и не способной использовать свои преимущества. Тем не менее, общие ориентиры в плане ценности фигур могут очень выручить в игре в шахматы для начинающих.
Как минимум, вы будете понимать, что вам следует беречь Короля и Ферзя в первую очередь, а видя возможность «взять» Пешку соперника, сначала оценить, не поставите ли вы под удар своего Коня или Слона так, что размен получится неравноценным. Больше наглядности в видеоуроке №8, который посвящен ценности шахматных фигур:
Тема ценности шахматных фигур напрямую связана с тем, как лучше начать партию. Этот вопрос актуален для новичков. На самом деле, классический ход Е2-Е4 потому и стал классическим, что полностью отражает суть оптимальной стратегии. Первыми должны «выдвигаться» легкие фигуры, а игрок должен стремиться взять под контроль центр доски.
Далее нужно обязательно защитить «тяжелые» фигуры. Короля нужно рокировать с Ладьей, как только «легкие» фигуры ушил вперед и Король остался без такой надежной защиты, как в начале партии. По этой же причине следует как можно дольше держать на стартовой позиции крайние Пешки. И не стоит слишком рано вводить в игру Ферзя, чтобы лишний раз не рисковать такой ценной фигурой.
Итак, шахматы для начинающих – обучение вы вкратце прошли. Теперь самое время опробовать полученные знания на практике. Даже если у вас нет соперника, можно в шахматы играть с компьютером: начинающие могут делать это совершенно бесплатно!
Что такое правило 50 ходов
Приблизительная формулировка данного правила звучит так:
Также действует этот принцип и в ситуации, если пешки не двигались, то есть, не было ходов именно ими. Но тут нужно учитывать, что игрок вправе потребовать исполнить правило, но не обязан это делать.
В кодексе ФИДЕ тоже прописаны подобные ситуации. Так, если в последние пятьдесят ходов не было взятия фигур и движения хотя бы одной пешки, партию можно считать сыгранной вничью. Также партию можно признать сыгранной вничью в соответствии с заявлением того игрока, за которым очередь хода. Здесь действует две ситуации:
- он должен записать на бланке ход, а потом заявить о своем намерении сделать ход, приведший к тому, что последние 50 ходов не позволили бы взять фигуры и переместить пешки;
- за последние 50 ходов оба игрока обошлись без взятия фигур и передвижения пешек на поле.
Что такое правило 50 ходов
Приблизительная формулировка данного правила звучит так:
Также действует этот принцип и в ситуации, если пешки не двигались, то есть, не было ходов именно ими. Но тут нужно учитывать, что игрок вправе потребовать исполнить правило, но не обязан это делать.
В кодексе ФИДЕ тоже прописаны подобные ситуации. Так, если в последние пятьдесят ходов не было взятия фигур и движения хотя бы одной пешки, партию можно считать сыгранной вничью. Также партию можно признать сыгранной вничью в соответствии с заявлением того игрока, за которым очередь хода. Здесь действует две ситуации:
- он должен записать на бланке ход, а потом заявить о своем намерении сделать ход, приведший к тому, что последние 50 ходов не позволили бы взять фигуры и переместить пешки;
- за последние 50 ходов оба игрока обошлись без взятия фигур и передвижения пешек на поле.
Что такое пулевые шахматы?
Bullet шахматы относится к играм с контролем времени, который короче 3 минут на игрока. Самыми популярными формами пулевых шахмат являются 1 | 0 (одна минута без приращения на игрока) или 2 | 1 (две минуты с приращением в одну секунду на игрока).
Сколько длится игра в шахматы? Bullet chess относится к играм, в которые играют с контролем времени быстрее, чем 3 минуты на игрока. Самые популярные формы буллет-шахмат: 1|0 (одна минута без приращения на игрока) или 2|1 (две минуты с добавлением одной секунды на каждого игрока).
Как вы попадаете на чемпионат мира по шахматам? Игроки проходят квалификацию на чемпионат мира по следующим путям: I. Действующий чемпион мира. II. Победитель, занявший второе место и еще два (2) полуфиналиста чемпионата мира ФИДЕ 2019. – четыре (4) игрока.
Насколько быстр блиц? Контроль времени в скоростных шахматах
Контроль времени в блице на Chess.com от 5 до XNUMX минут на игрока. Блиц — самая популярная игра с контролем времени на Chess.com, в которой ежедневно проводится более 3.5 миллионов блиц-партий. Самый популярный контроль времени для блица — 5|0 и 3|0, хотя 3|2 также очень популярен.
Как сделать ничью в шахматах
Когда ваша позиция хуже, то важно знать, как сделать ничью, чтобы добыть хотя бы половину очка. Прежде всего, надо знать эндшпильные позиции и уметь их правильно оценивать
Описывать все ситуации нет смысла, их довольно много. Для начала советуем почитать наши статьи для начинающих про ладейные эндшпили и пешечные окончания.
Иногда по турнирной ситуации шахматиста вполне устраивает ничья и он начинает откровенно доводить партию до этого результат. Это очень рискованный процесс. Можно стать заложником стратегии и начать менять фигуры, пытаясь упростить позицию без должных оснований. Не следует так поступать. Лучше всегда играть по требования позиции и делать лучшие ходы, даже если они приводят к сложной борьбе.
Нельзя считать, что партия, окончившаяся ничьей, неинтересна. Иногда получается, что красивая ничья ценится больше, чем выигрыш в вялой, без острых моментов, игре. Вот одна из самых красивейших партий, окончившихся вничью:
Освоение азов шахмат детьми или взрослыми начинается с изучения роли короля. Задача любого игрока — защита этой фигуры от посягательств соперника. Выясним, насколько важен король для обороны и нападения во время шахматной партии.
3 Ходы фигур
3.1. Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно пунктам 3.2-3.8:
3.2. Слон может ходить на любое поле по диагоналям, на которых он стоит.
3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.
3.4. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.
3.5. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.
3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.
3.7. (а) Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
(b) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты, или
(с) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.
(d) Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе».
(e) Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу.
3.8. (а) Король может перемещаться двумя различными путями:
(i) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.
(ii) «рокируясь». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.
короткая рокировка(королевский фланг) |
длинная рокировка(ферзевый фланг) |
Рокировка становится невозможной:
- если король уже ходил
- с ладьей, если она уже ходила
Рокировка временно невозможна:
- если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера
- если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.
(b) Считается, что король находится «под шахом», если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.
3.9. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.
12 Поведение игроков
12.1. Игроки не должны допускать никаких действий, которые наносят ущерб шахматам.
12.2. В ходе партии игрокам запрещается использовать любые заметки, источники информации, советы, или анализировать на другой доске. Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей и обоснованных заявлений.
12.3.Игроки, которые закончили свои партии, должны рассматриваться как зрители.
12.4. Игрокам не разрешается покидать игровую зону без разрешения арбитра. В игровую зону входят игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курения, а также все другие места, определенные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения арбитра.
12.5. Запрещается любым способом отвлекать или беспокоить партнера, что включает неоправданные заявления или настойчивые предложения ничьей.
12.6. Нарушение любой части пп. 12.2-12.5 должно наказываться в соответствии с пп. 13.4.
12.7. Игроку, отказывающемуся соблюдать Правила Шахмат, засчитывается поражение. Результат, который будет засчитан партнеру, определяется арбитром.
12.8. Если оба игрока признаются виновными согласно п. 12.7, партия должна быть объявлена проигранной обоими.
Ладья и слон против слона и коня (слоны разноцветные)
Это самый распространенный эндшпиль из знаменитой группы беспешечных эндшпилей «ладья и легкая фигура против ладьи и легкой фигуры». К этой группе относится шестифигурный рекордсмен по количеству ходов до мата «ладья и конь против двух коней» (243 хода) и «ладья и конь против слона и коня» (190 ходов).
В группу входят семь эндшпилей: «ладья и конь против двух коней», «ладья и конь против слона и коня», «ладья и конь против двух слонов», «ладья и слон против слона и коня» (слоны одноцветные), «ладья и слон против двух слонов», «ладья и слон против двух коней» и «ладья и слон против слона и коня» (слоны разноцветные).
Первые пять эндшпилей, как правило, ничейные. Исключениями являются безумные выигрыши в 200 ходов и более, а также ситуации, когда легкие фигуры слабейшей стороны разбросаны на разных частях доски. Ладья и слон почти всегда выигрывает против двух коней, но выигрыш обычно занимает больше 150 ходов. Также выигрывает ладья и слон против слона и коня (если слоны разноцветные), и на выигрыш в среднем требуется всего 70-80 ходов.
Более подробно эти эндшпили разобраны у Нанна в книге «Secrets of Pawnless Endings» (2002). Для практика интересны два факта:
- В беспешечных эндшпилях разноцветные слоны повышают шансы сильнейшей стороны на победу. Обычно беспешечные разноцветы при материальном преимуществе одной из сторон выигрываются, по крайней мере, теоретически;
- Ни один из этих эндшпилей невозможно выиграть за 50 ходов, если у стороны с недостатком материала нет слабости, которую можно немедленно использовать (неорганизованность фигур, уязвимое положение короля и т.п.). Здесь нет никаких тонкостей с ходами пешкой или взятиями, просто такой эндшпиль нельзя выиграть, и все!
Типичные позиции без легального выигрыша
Слабейшая сторона в безопасности, если все фигуры находятся поблизости друг от друга, и у ладьи нет возможности отрезать одну из легких фигур.
№20
5k2/6bR/6n1/1B6/8/8/4K3/8 b — — 0 50
Мат в умеренные по меркам таких эндшпилей 69 ходов с нарушением. Черные в итоге получили свою ничью.
№21
8/3N4/k5b1/6B1/5K2/8/3r4/8 w — — 0 57
Мат в 81 ход, ничья.
№22
3k4/3b4/3Bn3/7R/8/8/8/4K3 b — — 0 47
Мат в 70 ходов после 47…Kc8. В этой партии белые проверяли соперника все отведенные правилами 50 ходов.
Типичные позиции с легальным выигрышем
Обычно сильнейшая сторона может добиться победы менее чем за 50 ходов, если ей удается быстро изолировать коня от короля соперника.
№23
8/7N/7b/r3k3/6K1/8/8/1B6 b — — 0 62
Мат в 38 ходов при ходе черных. Причиной проблем белых является конь.
№24
2k5/8/8/BR2K3/8/5b2/5n2/8 b — — 0 49
И в этой партии конь не может вернуться к королю и занять стабильную позицию. Белые дают мат в 37 ходов.
Книги
- Троицкий «Сборник шахматных этюдов» (1935);
- Авербах, Чеховер «Шахматные окончания» (1956);
- Nunn «Secrets of Minor-Piece Endings» (1995);
- Nunn «Secrets of Pawnless Endings» (2002).
Статьи
- Haworth «Strategies for Constrained Optimisation» (2000)
- Muller «The Damned Pawn» Part 1 (2003)
- Muller «The Damned Pawn» Part 2 (2003)
- Bourzutschky, Tamplin, Haworth «Chess endgames: 6-man data and strategy» (2005)
Здесь можно посмотреть результат любого пятифигурного эндшпиля и большинства шестифигурных эндшпилей в метриках DTM, DTC, DTZ и DTZ50: http://chess.jaet.org/endings/
История правила 50 ходов: http://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_50_ходов
Отдельное спасибо Phenom II за помощь в анализе примеров 4 и 17.
PS С 1 января 2014 года ИКЧФ отменяет
Рекомендации
- ФИДЕ (1944 г.), Правила шахмат — Официальный кодекс, Саттон Колдфилд
- ФИДЕ (1989), Официальные законы шахмат, Макмиллан, ISBN 0-02-028540-X
- Гиддинс, Стив (2012), Величайшие шахматные эндшпили, Обычные шахматы, ISBN 978-1-85744-694-4
- Харкнесс, Кеннет (1970), Официальная книга правил игры в шахматы, Маккей, ISBN 0-679-13028-4
- Хупер, Дэвид; Уилд, Кеннет (1992), «Закон пятидесяти ходов», Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-866164-9
- Каспаров, Гарри (2010), Современные шахматы: Часть 4, Каспаров vs Карпов 1988-2009, Обычные шахматы, ISBN 978-1-85744-652-4
- Казич, Божидар; Кин, Раймонд; Лим, Кок Энн (1985), Официальные законы шахмат, Бэтсфорд, ISBN 0-7134-4802-4
- Лутц, Кристофер (1999), Секреты эндшпиля: как планировать в эндшпиле в шахматах, Бэтсфорд, ISBN 978-0-7134-8165-5
- МакКрари, Джон (2004), «Эволюция специальных правил жеребьевки», Шахматная жизнь (Ноябрь): 26–27
- Моррисон, Мартин (1975), Официальные правила шахмат, Маккей, ISBN 0-679-14039-5
- Моррисон, Мартин (1978), (2-е изд.), Маккей, ISBN 0-679-14043-3
- Нанн, Джон (2010), Шахматные окончания Нанна, том 1, Публикации Гамбита, ISBN 978-1-906454-21-0
- Шиллер, Эрик (2003), Официальные правила шахмат (2-е изд.), Кардоза, ISBN 978-1-58042-092-1
- Спилман, Джон; Тисдалл, Джон; Уэйд, Боб (1993), Бэтсфордские шахматные окончания, Б. Т. Бэтсфорд, ISBN 0-7134-4420-7
- Стиллер, Льюис (1996), «О числах и эндшпиле: комбинаторная теория игры в шахматных эндшпилях», в Новаковски, Ричард (ред.), , Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-57411-0
- Троицкий Алексей (2006) , Сборник шахматных этюдов, Ishi Press, ISBN 0-923891-10-2
- Уитакер, Норман; Хартлеб, Гленн (1960), 365 Избранных концовок
Цель игры в шахматах
Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.
Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.
Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:
- Шах
- Мат
- Пат
- Ничья
Формулировка
Правило 50 ходов сформулировано в пункте 9.3 правил ФИДЕ.
Партия признаётся закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если:
- а) он записывает ход на бланке и заявляет о своём намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны игроками без перемещения пешек и взятия фигур;
- б) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.
Игроки не обязаны требовать применения этого правила при первой возможности (то есть когда сыграно ровно 50 ходов без взятий и движений пешек): требовать ничью можно в любое время, если последние 50 ходов удовлетворяют правилу.
В случае требования ничьей согласно подпункту а) ход, записанный игроком, не должен быть взятием или ходом пешки.
Если ни один из игроков не требует ничьей по правилу 50 ходов, партия может продолжаться (теоретически — до бесконечности; однако в 2014 году в правила ФИДЕ было введено правило 75 ходов (пункт 9.6.2), согласно которому после 75 последовательных ходов без взятий и ходов пешками партия автоматически признается ничьей, если только последним ходом не был поставлен мат – таким образом, бесконечная игра теперь полностью исключена). На практике при равной позиции игроки согласятся на ничью раньше, а при неравной правило работает в пользу слабейшего, который, скорее всего, постарается им воспользоваться. Реальные случаи применения этого правила обычно относятся к эндшпилю, но партия Филипович — Смедеревац (Поляница-Здруй, 1966) закончилась вничью на 70-м ходу без единого размена, а последний ход пешек был сделан на 20-м ходу.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.