Болезнь
Все планы нарушила болезнь — в начале 60-х годов у шахматиста начала прогрессировать шизофрения, которая ранее появлялась лишь эпизодически. Есть мнение, что этот недуг начал одолевать Пола Мерфи из-за того, что он не чувствовал себя реализовавшимся в профессии — попытки начать адвокатскую практику не увенчались успехом. Кроме того, родители избранницы известного шахматиста отказались от заключения брака с их дочерью.
Знаменитый шахматист умер в возрасте 47-ми лет, причиной смерти называют апоплексию.
Фишер о Морфи
От себя добавлю, что судьба Морфи чем-то напоминает судьбу Роберта Фишера. Впечатляющий взлет на вершину мировых шахмат и последующий отказ от активной игры.
Тем интереснее прочитать мнение о Морфи именно Роберта Фишера:
Пол Морфи оставил глубокий и неизгладимый след в истории шахмат. Его партии отличает глубина замыслов, интуитивное проникновение в суть позиции, творческий накал борьбы и красота комбинирования. На них учились и будут учиться не одно поколение шахматистов
Лучшие партии
Паульсен- Морфи, Нью-Йорк, 1857 г. 0:1
Барнс — Морфи, Лондон, 1958г., 0:1
Морфи — Личтенхейн, Нью-Йорк, 1857 г. 1:0
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Это интересно: 3636,Полет Гагарина в космос: рассмотрим со всех сторон
b2 — b4 в литературе
Немецкий писатель Арно Шмидт (1914–1979) — шахматист-любитель, из которых были записаны только две партии против его жены Алисы, — написал в письме в 1959 году, что он «даже однажды победил вроцлавского мастера Махате — имя, которое джентльмен Шмид будет знаком — с b2 — b4, мое открытие тела ». Под «Махате» подразумевается немецкий шахматист Готлиб Махате , дважды сыгравший в чемпионатах Германии против гроссмейстера Лотара Шмида («Herr Schmid»). Неизвестно , соответствует ли эта победа Арно Шмидта над Махате реальности (возможно, с одновременным выступлением Махате ). Еще одно упоминание об открытии орангутана можно найти в романе Шмидта « Das steinerne Herz» .
Книга Алексея Сокольского « Дебют 1. b2 — b4 » находится в библиотеке его (бывшего) дома в Баргфельде близ Целле.
Выдающиеся женщины в мире шахмат
В отличие от мужчин шахматистов об игроках женского пола сегодня мало что известно. Между тем, в историю этой спортивной дисциплины вошло сразу несколько женских имен.
Вера Менчик – первая женщина, сумевшая завоевать чемпионский титул. В 1927 году, во время международного турнира в Лондоне она набрала максимально возможное количество очков, одержав уверенную победу над фаворитом соревнования – австрийцем Альбертом Беккером. Он в шутку даже предложил создать «Клуб имени Веры Менчик» и принимать туда всех, кто проиграл талантливой шахматистке.
Нона Гаприндашвили – еще одна чемпионка мира. Она носила этот громкий титул в период с 1962 по 1978 гг. Официально является первой женщиной, которая сумела получить звание международного гроссмейстера не только среди представительниц прекрасного, но и сильного пола.
Хоу Ифань – самая молодая чемпионка, ставшая гроссмейстером уже в четырнадцать лет. За период с 2010 по 2021 гг. она четырежды становилась обладателем чемпионского титула.Первый раз ей удалось сделать это в 2010 году — на тот момент Ифань было всего 14 лет. Является обладательницей самого высокого рейтинга ФИДЕ среди женщин.
Как возникли современные шахматы
Правила игры в шахматы
В XV веке шахматы стали такими, какими мы их знаем сейчас. В какой точке мира это произошло, трудно сказать до сих пор. По одной из версий — в Италии. Шахматы приобрели новый вид благодаря двум изменениям в правилах игры:
-
ферзь, который раньше мог ходить только на одну клетку по диагонали, теперь стал перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали. Это сделало его самой сильной фигурой;
-
слон, который до этого мог ходить через одну клетку, теперь двигался на любое их количество по диагональной линии.
Это в корне изменило шахматы. Теперь игра стала быстрее, а провести мощную атаку и даже поставить мат можно было уже на первых ходах. Так начали развиваться дебюты. В то же время изменилась и механика пешки. Если раньше она превращалась в самую слабую фигуру, то теперь, став ферзем, могла принести резкий перевес сил на шахматной доске.
Интересный факт о шахматах ♟️
Раньше правила не запрещали черным ходить первыми. Это дополнение ввели только в XIX веке.
Шахматы с новыми правилами сперва вытеснили предка из Италии и Испании, а после распространились по всей Европе. В XVI веке в современные шахматы играли в Англии, в XVII — в Германии и Франции. Игра по обновленным правилам быстро стала популярной при английских и французских королевских дворах, появились первые знаменитые шахматисты, начали печатать учебники по шахматам. Игра проникла и в искусство: в 1624 году в театре «Глобус» Томас Мидлтон поставил пьесу «Шахматная партия», в которой героями были шахматные фигуры. Так шахматы перестали быть просто игрой и стали чем-то большим для людей всего мира.
Внешний вид шахмат
История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет, и вид фигур за их долгую жизнь много раз менялся. В XIX веке, когда уже стало ясно, что люди воспринимают шахматы как спорт и как развлечение, было решено привести фигуры к единому виду. Если раньше люди могли играть самыми разными фигурами, то теперь все они стали выглядеть одинаково — так, какими мы их видим сейчас.
Первый комплект фигур нового образца выпустила компания Джона Жаке. В создании его дизайна участвовал Говард Стаунтон, один из самых сильных шахматистов того времени. Новый комплект назвали его именем — шахматы «Стаунтон» — и начали считать стандартом фигур по всему миру. Таковым он и остался до нашего времени.
Инвентарь для шахмат
Следом за новыми фигурами в жизни шахматистов появились и специальные шахматные часы. Их задачей стал отсчет времени, которое игрок мог потратить на обдумывание ходов. И если раньше шахматисты могли просидеть за партией все 12 часов, то теперь игры стали гораздо быстрее и не такими утомительными.
Интересный факт о шахматах ♟️
Самая долгая партия в истории шахмат длилась 20 часов 15 минут. За это время шахматисты Иван Николич и Горан Арсович сделали в сумме 269 ходов. Партия закончилась ничьей.
В теории в самую длинную партию может войти 5 949 ходов. Как думаете, сколько времени она заняла бы, отважься кто-нибудь сыграть ее?
Все началось с песочных часов, которые игроки просто переворачивали, когда передавали ход сопернику. Затем, в начале XX века, появились механические (или аналоговые) часы. От обычных они отличались двойными циферблатами с красными флажками, которые одновременно отмеряли время для каждого из соперников. Остановить и запустить время можно было нажатием кнопки.
Современные электронные часы, внешне похожие на аналоговые, появились в начале 90-х. Красного флажка, который падал и этим сообщал об истекшем времени, в них уже не было. Зато появились другие функции: подсчет ходов игрока, отложенный старт и многие другие. Городом, где создали первые часы для шахмат, стал Киев.
Как шахматы распространялись по миру
Шахматы в Персии и арабских странах
Из Индии древний прообраз шахмат перекочевал в Персию, когда индийский народ подарил эту игру персидскому царю в VI веке. Позже, когда Персию завоевали арабы, они переняли и чатурангу. Только называли ее теперь «шатрандж» — так было проще произносить. Это еще один вариант того, как раньше назывались шахматы.
Фигуры в новых шахматах арабов стали более абстрактными. Это было связано с тем, что мусульманство запрещало реалистичные образы животных, т. к. считало это идолопоклонничеством. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а когда достигала последней горизонтали, могла превратиться только в ферзя.
Интересный факт о шахматах ♟️
Прообразом пешек была пехота. А пешие воины всегда сражались с щитами в руках. Чтобы попасть по врагу, пехотинец должен был целиться наискосок — в щель между стеной щитов. Отсюда и появилось правило, по которому пешка съедает фигуры по диагонали.
Шахматы в Азии
В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.
В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.
Шахматы в Европе
После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.
К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.
Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.
Интересный факт о шахматах ♟️
Первую складную доску для шахмат изобрел священник в 1125 году. Тогда церковь запрещала священнослужителям играть в азартные игры. Но играть хотелось, поэтому он пошел на хитрость: придумал доску, которая выглядела бы как корешки книг на полке. Так он и прятал свой шахматный набор.
Шахматы в России
В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении — в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, т. к. их писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы отразили и в «Домострое» протопопа Сильвестра, и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, население запрет игнорировало: о том, как распространена была эта игра, писали многие иностранные путешественники XVI века.
Потомство
Некоторые гроссмейстеры считают, что Морфи — величайший шахматист из когда-либо живших. Другие не согласны, учитывая, что невозможно сравнивать игроков из разных эпох, игра обязательно развивалась с течением времени.
Шахматная задача
в | б | против | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
в | б | против | d | е | ж | грамм | час |
Единственная проблема, приписываемая Морфи. Белые разыгрывают его и в два хода ставят мат.
Есть только одна известная шахматная задача, приписываемая Полу Морфи. Белые разыгрывают его и в два хода ставят мат.
Некоторые замечательные детали
(In) Джон Шультен ок. Пол Морфи, Новый Орлеан 1857, Королевский гамбит, Безумный гамбит, 0-1
- Эта часть против Джона Шультена впервые цитируется Эмануэлем Ласкером в его книге « Здравый смысл в шахматах» (Petite Bibliothèque Payot, 1994, ( ISBN 2-228-88757-9 ) ) в главах (7 и 8), посвященных атаке.
(ru) Луи Полсен против. Пол Морфи, Нью-Йорк 1857, Часть Четырех Всадников, 0-1
- Жертва дамы превращает позиционное давление Морфи в решающую атаку на короля Луи Полсена .
(in) Пол Морфи ок. Герцог Брауншвейгский и граф Изуар, Париж, 1858, Дефанс Филидор, 1-0
- Знаменитая Opera Party, дружеская игра Морфи против неопытных игроков, — одна из самых известных игр; она показывает свой атакующий талант, который раскрывается ясно и красиво. Эта часть часто используется в качестве примера, чтобы продемонстрировать, как использовать время для развития фигур и угроз оппоненту.
(in) Пол Морфи ок. Адольф Андерсен, Париж 1858, Королевский гамбит принят, 1-0
- Морфи нравились открытые позиции. В этой «товарищеской игре» против предыдущего неофициального «чемпиона мира» Морфи демонстрирует свою науку. В этом он возобновляет дебют, который сыграл его предыдущий противник, с перевернутыми цветами, Андерсен не успел изучить дебюты ; но на комбинаторном уровне Андерсен действительно уступает.
С давних времен
Игра не глядя на доску известна уже более тысячи лет. Еще арабский писатель IX века Сафия рассказывал, что Саиб ибн Джубаир, умерший в 714 году, успешно играл в шахматы «вслепую». В 1266 году сарацин Буцека, играя во Флоренции одновременно с тремя шахматистами, в том числе на двух досках «вслепую», выиграл две партии при одной ничьей.
В 1512 году Дамиано в своей книге о шахматах, изданной в Риме, дал несколько указаний о том, как играть, не глядя на доску.
Польский путешественник Лукаш Гурницкий в сочинении «Придворный» (1566 год) отмечал, что на Руси играют в шахматы, и не глядя на доску. Он писал: «Москва, чаятельно в этом мало упражняется, однако всегда весьма хорошо шахматы знает, надо думать, что и на память играет, едучи в дороге».
Не раз сражался «вслепую» с сильными шахматистами русский мастер А. Петров (1794—1867).
Играть, не глядя на доску, одну партию не так уж трудно. Значительно сложнее обстоит дело с сеансом одновременной игры «вслепую». Ясно представлять в уме, без зрительных ориентиров, ход событий одновременно на большом количестве досок на протяжении десятков ходов может оказаться непосильным даже для очень хорошего шахматиста.
Практика показывает, что сильные шахматисты в состоянии уверенно вести без доски по меньшей мере одну партию. Но далеко не всегда более сильный шахматист способен играть и большее число партий без доски — прямой пропорциональности здесь нет.
Чтобы проводить сеансы одновременной игры «вслепую», надо обладать громадной выносливостью, ярко выраженной способностью к абстрактному мышлению, обширной специфической памятью. Кроме того, подобные сеансы требуют специальной длительной подготовки.
Дающий сеанс обычно находится в отдельном помещении. Записывать партии он не имеет права. Секундант сообщает ему лишь номер доски и сделанный противником ход. Все участники сражения располагаются в зале, как и при обычных сеансах одновременной игры. Им дается определенное время для обдумывания ходов. Передвигать фигуры на доске для расчета вариантов воспрещается. За соблюдением всех правил следят специально выделенные секунданты.
Немецкий гроссмейстер Ф. Земиш проводил как-то сеанс одновременной игры «вслепую». Как и обычно, в таких сеансах, участники находились в одной комнате, а Земиш — в другой, куда ему сообщали ходы противников. Среди зрителей, наблюдавших за тем, как сражается гроссмейстер, была одна пожилая дама. Она долго смотрела на Земиша, затем взволнованно обратилась к организаторам сеанса: «Это же чистое жульничество,— заявила она,— какой он слепой, он все видит».
В середине XVIII века французский шахматист Филидор не раз играл одновременно три партии, и его искусство в этой области пользовалось общим признанием.
Достижения Филидора были превзойдены американцем П. Морфи, который, например, 27 сентября 1858 года в парижском кафе «Режанс» сыграл восемь партий и одержал шесть побед при двух ничьих.
Журналист, восхищенный его игрой, писал: «Морфи превзошел Цезаря, ибо пришел, не увидел и победил».
Схожі статті:
Кто изобрел стиральную машину
Линейка, потерянная в античности
Верхом на носу – история очков
История одного патента
История телевидения: от зарождения до наших дней
Картина в истории искусства
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Реконструкция позиции на гравюре 1865 года, сделанная Родольфо Поцци
Существует значительное количество копий картины Морица Ретча, созданных во II половине XIX века. На протяжении XIX века появились многочисленные гравюры, выполненные в различных техниках, детально копирующие этот офорт, но художник уже не имел к ним отношения. 6 мая 1837 года репродукция одной из версий офорта была напечатана в Saturday Magazine (англ.) (рус., в этой версии работа Ретча получила широкую известность в США.
Оригинальную версию картины представляет вариант с циферблатом часов, вмонтированным в верхнюю часть рамы, где доктор Фауст играет в шахматы на его душу с Мефистофелем. В этом варианте 1900 года глаза Мефистофеля приводятся в движение с помощью особого механизма. Эта картина находится в частной коллекции Томаса Томсена.
В середине XIX века, на пике своей карьеры в качестве скульптора Энтони У. Джонс (англ. Anthony W. Jones) создал работу «Игра на жизнь» (англ. «The Game of Life»), которая рассматривается критиками как его лучший бронзовый барельеф — скульптура молодого человека, играющего в шахматы с Дьяволом на свою душу, за которыми наблюдает грустный, но прекрасный ангел. Этот барельеф основан на картине Фридриха Августа Морица Ретцша.
Наиболее оригинальной версией данной картины является опубликованная в американском политическом журнале «Harper’s Weekly» от 3 июня 1865 года карикатура. Называлась она «Шах и мат», имела подзаголовком «Слегка изменённая „Игра на жизнь“ Ретча». Подпись под карикатурой — «A. L. Carrol fecit». Оригинальность этого варианта состоит в параллели с кровавым конфликтом в истории Соединенных Штатов — Гражданской войной 1861—1865 между Севером и Югом. Справа изображён Дядя Сэм — персонифицированный образ Соединённых Штатов Америки, который играет белыми фигурами; слева — Дьявол, представляющий Джефферсона Дэвиса, главу мятежной Конфедерации. Рядом с ним британский Лев, символизирующий в данном случае симпатии Великобритании к Югу. Две ладьи Дэвиса, уже вышедшие из игры, изображены с развевающимися белыми флагами (знак капитуляции) и надписями «Саванна» и «Ричмонд» (где были одержаны победы армии США). Белый ферзь размахивает флагом освобождения, на котором нанесено название округа Колумбия. Белые пешки изображены как рядовые идущие в атаку. Белые потеряли несколько фигур, три из них, голые и истощенные, находятся на краю стола, что указывает на безжалостность конфедератов к пленным.
У чёрных остаётся только один король (ему уже поставлен мат белым слоном, стоящим на g2), которому придано сходство с командующим армией Юга Робертом Эдвардом Ли. Среди белых фигур выделяются портретные изображения генерала Улисса Гранта, генералов Уильяма Текумсе Шермана, Филипа Шеридана. Дядя Сэм «спокоен, его лицо выражает триумф», а Дэвис потрясён, растерян и кусает пальцы. Ангел в этом варианте является олицетворением Свободы, на его голове — фригийский колпак, ставший символом Великой французской революции.
Картина Ретча использована в сюжете российского художественного кинофильма «Чемпион мира» (2021). В начале фильма Роберт Фишер после отказа защищать титул чемпиона мира по шахматам дарит копию картины своему преемнику Анатолию Карпову. Этим он хочет сказать молодому гроссмейстеру, впервые поднявшемуся на шахматный Олимп, что в шахматной карьере ему придётся бороться не только с фигурами и не только с соперниками, но и с искушением добиваться победы любой ценой. В конце фильма Анатолий Карпов, защитив чемпионский титул, передаёт картину побеждённому претенденту Виктору Корчному с запиской «Спасибо за игру!».
Пол Морфи
Шахматист исповедовал в игре атакующую тактику. Его считали сильнейшим гроссмейстером в пятидесятых годах XIX века и лучшим игроком своего столетия. К сожалению, в его времена официальных чемпионатов мира еще не проводилось. Поэтому получить его титул короля шахмат Пол Морфи никак не мог. Тем не менее, этот шахматист был на голову выше всех своих конкурентов. И это дало основание потомкам и экспертам чтить его достижения:
• Шахматист стал победителем американского шахматного конгресса в 1857 году.
• Он победил всех признанных шахматных лидеров мирового масштаба в Европе (1858).
• Его партия в опере изучается до сих пор. Один из сильнейших гроссмейстеров ХХ века Бобби Фишер включил Пола Морфи в десятку лучших шахматистов всех времен.
Тигран Вартанович Петросян — советский гроссмейстер мирового уровня
Тигран Петросян
Титул короля в шахматах гроссмейстер носил шесть лет (1963-1969). Не проиграв ни одной партии в 1962 году, он получил прозвище «Железный Тигран», с которым и вошел в историю.
Тактика гроссмейстера базировалась на оборонительном мастерстве и так называемых «жертвах качества».
Элитарный игрок с универсальным стилем, Петросян выиграл свой титул у Михаила Ботвинника, который подтвердил победой против Бориса Спасского.
Вишванатан Ананд — учись играть в шахматы у великих!
Вишванатан Ананд
Гроссмейстер был бесспорным чемпионом мира в течение пяти лет (с 2007-2013), чемпионом мира ФИДЕ (2000-2002) и остался в истории под №15 среди шахматных королей. На пути к своему успеху он проиграл в 1995 году Каспарову и в 1998 – Карпову. Но затем в 2007 году Вишванатан Ананд обошел ряд игроков мирового класса, в том числе, Крамника и получил официальный титул чемпиона.
Тем не менее, Вишванатан Ананд является лучшим индийским гроссмейстером всех времен. И его заслуги перед историей сложно переоценить – тысячи фанатов и последователей во всем мире говорят в пользу его достижений.
В игре занято по 16 фигур с каждой стороны — белой и черной. 8 фишек — это пешки. Остальные 8 фигур являются ладьями, конями, слонами, королем, ферзем
Как шахматы стали мировым достоянием
Трудно сказать, что в XVII веке шахматы развивались стремительно. В это время появлялись мастера, шахматные кафе, выходили учебные материалы о новых правилах. Но практически по всему свету шахматы распространились в XVIII веке. Все началось с книги «Анализ игры в шахматы» Франсуа-Андре Филидора, которую он опубликовал в 1749 году. В ней мастер шахмат рассказал о новых идеях в дебюте и защите, которую до сих пор так и называют — защита Филидора. В этой книге мир впервые прочел знаменитое «Пешка — душа шахмат».
С этого момента популярность шахмат начала расти. Матчи между мастерами шахмат из разных стран проходили все чаще. Сильнее всего шахматную игру популяризировал знаменитый матч между Луи Лабурдонне и Александром Макдоннеллом в 1831 году. В его рамках состоялось больше 80 партий. Позже, в 1836 году, Лабурдонне начал издавать первый шахматный журнал — Le Palamède. Следом за ним стали выпускать и другие: Chess Player’s Chronicle в Англии и Deutsche Schachzeitung в Германии.
В то же время шахматисты начали объединяться вокруг своего увлечения игрой и создавать клубы. Первой в истории стала «Берлинская плеяда» — шахматный кружок, в который входили семеро шахматистов. В России же первый клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры — открылся через 10 лет после «Берлинской плеяды».
История создания и судьба картины
Также существует офорт художника, созданный в 1831 году в Лейпциге (издательство Ernst Fleischer). Название отпечатано на трёх европейских языках — «Die Schachspieler — Les joueurs d’échecs — The Chess Players». Размер — 28 × 36,3 × 0,2 сантиметров. Наиболее известен отпечаток офорта, находящийся в коллекции музея Метрополитен. Инвентарный номер — 35.65.7. Однако шахматный коллекционер Джон Крумиллер пишет об отпечатке 1837 года, сделанном в Бостоне, как о самом раннем (13,5 на 9,75 сантиметров) В его случае название офорта иное — «The Game of Life or The Chess-Players» («Игра на жизнь в шахматы»).
В 1829 году английский художник Теодор фон Холст (1810—1844) посетил Германию и познакомился там в Дрездене с Морицем Ретчем. Существует мнение, высказанное, в частности в The People’s Journal (англ.) (рус., что рисунок Холста к гравюре «Сатана играет с человеком на его душу» (но издана она была только в 1847 году, уже после смерти художника) был создан раньше гравюры на это же сюжет Морица Ретча
Однако, Ретч впервые обратил внимание на данный сюжет ещё в 1827 году, а тот факт, что оба художники встречались в Дрездене в 1829 году даёт приоритет немецкому художнику. Холст также выставил несколько изображений с аналогичной темой в конце 1830 года, одно из них было показано на выставке Королевского общества британских художников (англ.) (рус
в 1838 году.
Мориц Ретч был очарован «Фаустом» Иоганна Вольфганга фон Гёте, выполнил большое количество иллюстраций к этой книге, но (по мнению большинства искусствоведов) книга Гёте присутствует на картине «Игроки в шахматы» только в скрытом виде, а не иллюстрирует её напрямую. Однако, анализируя «Шахматистов» Ретча, греческий искусствовед Николас Сфикас пишет о Мефистофеле, играющем с Фаустом на его душу, на этой картине.
1 Адольф Андерсен Vs. Лайонел Кизерицкий (1851 г.)
Этот матч 1851 года – вторая партия в этом списке, в которой участвовал Адольф Андерссен. «романтическая эпоха» игры. Матч 1851 года также является еще одним матчем в этом списке с прозвищем, так как его обычно называют «бессмертной игрой».
Бессмертная игра популярна среди новичков из-за того, что она атакует, так как Адольф Андерсен не дает Кизерицкому времени передохнуть, настойчиво бомбардируя его атакой за атакой
Игра Андерсена действительно нарушает несколько ключевых принципов, в первую очередь из-за его собственной потребности переместить своего короля только на четвертом ходу, но с точки зрения обучения игроков важности всегда стараться быть в нападении, есть несколько лучшие примеры, чем «бессмертный» один
Биография[]
Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э.Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.
С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 — выиграл партию у Э. Руссо — участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в лёгких партиях И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха достиг на Первом американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до трёх (в финале до пяти) выигрышей. Легко победив всех соперников — Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счётом: +3, −0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, −1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, −1, =2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США.
Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 — на «дачу вперёд» (см. Фора). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен (+1, −10, =3), Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая своё превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперёд любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счёте +0, —4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Х. Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, −0, =0. Он также провёл ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, −3, =2).
Файл:Die Schachspieler – Les joueurs d’échecs – The Chess Players1.png
Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины
Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, −1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1), провёл сеанс вслепую (+6, −0, =2) и сыграл ряд лёгких партий с ведущими мастерами — П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать впёред пешку f7 любому из современников, Ж. А. де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, −2, =2; см. Морфи — Андерсен матч), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Последний матч в Париже Морфи сыграл с О. Монгредиеном (+7, −0, =1). Перед отъездом в США Морфи провёл в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, −0, =8) и Сент-Джорджского (+5, −0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Бёрд, Лёвенталь, Ривьер): +2, −1, =2.
В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже.
К 1861 году относится эпизод с картиной «Шахматисты» немецкого художника Морица Ретча (созданной в 1830-е годы). Картина изображает Дьявола, играющего в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона в Ричмонде, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде проигранной. Он с успехом выполнил своё обещание.
В США Морфи ожидала восторженная встреча. Объявив о своей готовности дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьёзных выступлений: вызовы Паульсена (1859 и 1860) и И. Колиша (1861 и 1863) отклонил, ограничившись лёгкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд лёгких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства). С середины 1860-х гг. и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.