Удаление Защитника
Удаление защитника — это обычная шахматная тактика, используемая для выигрыша материала в шахматах. Ваша армия слишком ценна, чтобы оставлять её без защиты
Поэтому важно, чтобы ваши фигуры были защищены. Однако существуют способы удаления защитников вашего противника, которые оставляют другие фигуры открытыми для атаки
В шахматной игре вы можете:
- Удалить защитника фигуры
- Удалить защитника позиции
- Удалить защитника короля
Давайте посмотрим на несколько примеров.
Удаление защитника короля
Без своих защитных сил король часто попадает в серьёзные неприятности, и здесь это немедленно приводит к мату. Белый слон берёт защитника чёрного коня f6 с атакой на ферзя.
Как правильно играть в шахматы?
Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.
Давайте рассмотрим пример:
В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.
Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной – короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» – x.
Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:
- Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход – одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
- Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу – возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.
При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру – ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход – не прикасайтесь к фигуре.
Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.
Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .
Тактика «Жареной печени»
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nf6 4.Ng5
Странное название этой тактики на самом деле происходит от итальянской поговорки: «мёртв, как жареная печень», которая прекрасно описывает летальный исход этого хода при правильном исполнении. Так же, как и мат в четыре хода, она использует слабое поле на f7.
Как получить атаку жареной печени?
Достичь Атаки «Жареной печени» действительно очень просто. Если вы играете белыми, вы начинаете с трёх разумных развивающихся ходов (e4, Nf3, Bc4). Если теперь чёрные сыграют Nf6, белые могут начать невероятную атаку «Жареная печень».
Очень важно, чтобы чёрные сыграли Nf6, иначе случится катастрофа, потому что чёрный ферзь может просто срубить вашего коня. После хода Ng5 белые угрожают ходом Nxf7, забрать пешку и поставить вилку на две основные фигуры чёрных — ферзя d8 и ладьи h8
Здесь часто возникает вопрос: «Почему бы не забрать на f7 слоном вместо коня, как показано на диаграмме ниже?» Некоторые люди берут эту пешку слоном только из-за того, что даётся шах. Однако, когда король уходит от шаха, ваша атака заканчивается, и вы выигрываете только пешку. Напротив, взятие конём приводит к выигрышу ладьи или ферзя. Что вы предпочтёте — лишнюю пешку или ладью?
У белых просто лишняя пешка
Советы, которые следует помнить о «Жареной печени»:
- Следите за возможностями использовать эту эффективную тактику
- Не запускайте «Жареную печень», если ваш противник не развил коня на
Защита от Атаки «Жареная печень»
Если вы играете чёрными, то у вас есть простая защита. После того, как белые сыграют Ng5, чёрные должны ответить d5. Обычно белые забирают её пешкой e4, после чего лучше всего сыграть Na5, чтобы вытеснить белого слона c4 с диагонали, где он ждёт, чтобы поддержать атакующего коня на g5.
10 безжалостных тактических приёмов для начинающих шахматистов
“Тактика процветает в превосходящей позиции”. Это слова великого Гарри Каспарова. Когда вы играете в шахматы, одним из ваших первых планов должно быть развитие ваших фигур к центру доски. Соблюдение этого шахматного принципа в свою очередь предоставит вам сильную позицию, чтобы начать несколько яростных атак и тактических комбинаций против вашего противника.
Чтобы провести любую тактическую комбинацию против соперника, ваши фигуры должны гармонировать друг с другом. Этого можно добиться за счёт правильного развития в дебюте.
Среднестатистическому шахматисту порой бывает трудно определить матовые схемы, угрозы и тактические идеи в шахматной игре. Вот почему мы составили список из 10 безжалостных тактических приемов, которые вы можете запомнить и применять в своих играх. Обязательно прочтите эту статью до конца, чтобы самому не попасться в эти шахматные ловушки.
Вот 10 лучших шахматных тактик для начинающих:
- Тактика «Жареной печени»
- Жертва Фигуры
- Отвлечение
- Мат на последней горизонтали
- Классическая жертва слона на h7
- Вскрытая Атака
- Удаление защитника
- Мат на вертикалях G и H
- Ладьи на седьмой горизонтали
- Завлечение
Примеры комбинаций для начинающих
Посмотрим примеры с различными целями и средствами исполнения.
Цель – мат
Нет более благородной цели для комбинации – чем заматовать короля соперника.
Смотрим на диаграмму:
Черные находят красивую возможность с помощью жертвы ладьи разрушить оборону белых, которая держится, что называется, «на соплях».
1…Лb1!!
Если ладью бьет ладья, — матует ферзь на g2. Если ладью бьет ферзь – мат ставит конь с поля f2.
Если же ладью не бить вообще – то мат ферзем на g2 следующим ходом.
Цель – пат
Спасти безнадежную партию – задача не менее благородная. Грамотно сыграть на пат и добиться ничьей часто даже приятнее, чем одержать легкую победу.
Пользуясь тем, что королю белых не куда ходить, он находится в патовом положении, — белые вначале жертвуют пешку. А потом превращают ладью в бешеную: начинают шаховать,
А когда черный король подходит к ладье, жертвуют и ее!
Король бьет ладью и на доске пат.
А если не бьет – ладья шахует до бесконечности и тоже ничья.
Достижение материального перевеса
При этом используются различные тактические приемы. Например, связка:
Ход белых. Как выиграть? У нас сильная проходная, но ее тормозит черная ладья.
Выход есть – связка!
1.g7 Лg5 2.Лh5!!
И после взятия ладьи – пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.
Мат на вертикалях G и H
Без преувеличения можно сказать, что могущественный ферзь даёт большинство матов. Если ваш оппонент сделал рокировку на королевский фланг, матовая атака вашего ферзя обычно будет запущена по линиям g или h, прямо в сторону вражеского короля.
Вы должны атаковать Чёрных на этих вертикалях. Чёрным легче защищать вертикаль «f», т.к. ладья уже защищает f7.
Мат по G и H-линии
Как видите, слон c2 обеспечивает поддержку ферзю, чтобы поставить мат. Без поддержки слона чёрный король мог забрать ферзя. Сейчас он не может его взять, потому что сам попадёт под шах.
Здесь чёрный конь отчаянно защищает своего короля, не давая белому ферзю поставить мат.
Мат вдоль G-линии
Теперь, когда защита по вертикали g снята, белый ферзь может поставить мат на Qxg7, а белая ладья на g3 обеспечивает жизненно важную поддержку.
Вскрытая Атака
Вскрытая атака — это обычная тактика, которая происходит, когда одна фигура уходит и обнажает атаку другой фигуры позади неё. В комбинациях уходящая фигура обычно приносится в жертву с шахом. Когда вы поражаете соперника вскрытой атакой, то это похоже на то, как если бы вы устроили ему засаду. Один из ваших солдат отпрыгивает в сторону, чтобы показать, что атакующая фигура ловко пряталась за ним всё это время.
Двойная вскрытая атака
Фигура, которая отскакивает с дороги, часто может сама по себе представлять угрозу. Здесь Bh6 обнажает почти смертельную атаку на позицию чёрных. Белые угрожают матом Qg7, и взятием чёрного ферзя ладьёй е2. Чёрные не могут остановить обе эти угрозы и должны либо потерять ферзя, либо партию.
Двойная вскрытая атака с шахом
Двойная вскрытая атака часто сопровождается вскрытым шахом. Слон на b5 делает вскрытый шах. Одновременно белый ферзь атакует чёрного. Чёрные должны защититься от шаха, после чего белые просто срубают ферзя. Будьте осторожны, следите за своими не защищёнными фигурами.
Русская партия — отличный шахматный дебют, иллюстрирующий эту тактическую идею.
Здесь чёрные скопировали первые два хода белых, но теперь всё идёт не так. Белый конь только что взял пешку e5 чёрных. Если чёрные продолжат «зеркалить» ходом Nxe4, их позиция развалится.
Чёрные сделали ход конём, и белые сыграли Qe2. Если чёрные снова скопируют и сыграют Qe7, белые могут забрать чёрного коня и защитить белого коня на e5. Если чёрный конь отступит на f6, то у белых есть фантастическая вскрытая атака, которая выигрывает чёрного ферзя.
Nc6+! Белые одновременно атакуют ферзя и делают шах на короля. Чёрные должны немедленно уйти из-под шаха, после чего их ферзь будет взят либо на d8, либо на e7, когда он заблокирует шах.
Примеры[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции чёрные не могут ходить конём с6, так как он на одной диагонали между чёрным королём и белым слоном b5. Это абсолютная связка. Белым же невыгодно ходить конём f3, потому что это ведёт к потере ферзя белых, но это неполная связка.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В следующей позиции белые поставили ловушку после ходов: 1.е2-е4 с7-с6 2.d2-d4 d7-d5 3.Kb1-c3 d5:e4 4.Kc3:e4 Kb8-d7 5.Фd1-e2!? (образовалась замаскированная связка) 5…Kg8-f6?? 6.Ke4-d6#! Взятие 6…e7:d6 невозможно, так как этот ход откроет вертикаль ферзю на е2. Пешка на е7 оказалась связанной.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На доске — мат связанным белым ферзём. Связывающий его чёрный ферзь d7 не может защититься от шаха, так как он сам связан слоном на g4, а чёрный король не может никуда уйти (Кf7 защищает поле d8).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции белый ферзь не может дать мат 1.Фс6#, как в предыдущем примере, так как он связан чёрным ферзём. Однако его связка относительная, и он может идти на d4 или d6 или дать мат 1.Ф:d7#
Леонид Куббель
2-й приз Sahovski glasnik, 1934
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На доске уже есть замаскированная связка чёрного ферзя по линии a7 — f7. Первым ходом белые создают ещё одну, теперь по линии a2 — f7:1.Фа2!Угроза 2.K:d6# — косвенное связывание чёрной ладьи d5.1…Фс7 2.e:d8K#1…Фd7 2.e8Ф# — косвенные связывания чёрного ферзя, использующие перекрытие им чёрных слонов. Дополнительные варианты: 1…Сс7 2.Фf2# 1…Ke6 2.Ch5#
Как расставить шахматы на доске
В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.
Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.
Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»
У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)
Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.
Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
В шахматной композиции[]
В шахматной композиции различают следующие способы связывания:
- Прямое, когда дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру (или пешку) другого цвета.
- Косвенное, когда с линии связки уходит фигура (или пешка) того же цвета, что и связывающая.
- Самосвязывание, когда связка создаётся ходом той стороны, чья фигура (или пешка) оказывается связанной.
Скрытая (замаскированная) связка — позиция, в которой связка образуется вследствие ухода с линии связки одной или нескольких фигур любого цвета.
Полусвязка — позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки) — частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.
Третьсвязка — позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся три фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любых двух из этих трёх фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки).
Какие фигуры могут поставить двойной удар
Двойной удар — это тактический прием, который доступен каждой фигуре в шахматах! Да-да, и даже королю. Ведь каждая шахматная фигура может нападать на вражеские фигуры и съедать их, а значит, двойной удар способен сделать каждый воин шахматного королевства.
Двойной удар королем
Король не та фигура, которая стремится перейти в атаку в начале игры. Однако, когда фигур становится немного и партия переходит в эндшпиль, король ведет себя как настоящий полководец и бежит на поле сражения.
Пример двойного удара королем по черному коню и слону:
А теперь давайте немного попрактикуемся: попробуйте найти двойной удар королем. Ход черных.
Двойной удар пешкой
Пешка кажется не самым опасным воином шахматного королевства, однако не спешите судить об этой фигуре только по ее цене. Даже пешка может наносить колкие двойные удары!
Пример двойного удара пешкой по черному ферзю и ладье:
И еще одна задача на отработку двойного удара в шахматах. Ход черных. Приведите одну из своих боевых пешек в движение и нанесите ей опасный двойной удар.
Двойной удар легкими фигурами
Часто именно легкие фигуры и пешки могут наносить первые двойные удары
Важно помнить о том, что фигуры должны помогать друг другу. Например, двойные удары конем в дебюте нередко проходят не без помощи слона
Вот вам пара хороших примеров работы коня и слона:
-
Конь пробирается в лагерь соперника и наносит двойной удар по королю и ладье, в то время как слон его защищает.
-
Обратная ситуация: слон под защитой коня во вражеском лагере.
Шахматный факт
Двойной удар конем и пешкой в шахматах называется вилкой.
А теперь — время практики! Везде ход белых. Попробуйте найти двойные удары легкими фигурами в позициях ниже:
Двойной удар тяжелыми фигурами
Двойной удар ладьей в шахматах прост в исполнении. Чтобы ладья показала свою силу в этом приеме, она должна пробраться к двум вражеским фигурам по открытой линии.
Примеры двойного удара ладьей:
А вот самые хитрые и неожиданные двойные удары может наносить ферзь. Это неудивительно, ведь он может нападать во все стороны издалека. Более того, ферзь способен на тройные (а то и больше) удары!
Посмотрите на картинку ниже и попробуйте ответить на вопрос: какой это удар? Двойной? Тройной? А может быть, шестерной?
А вот и разгадка: всего-то и нужно мысленно провести прямые линии от ферзя к каждой фигуре. Если вы умудрились найти здесь шестерной удар ферзем, вы большие молодцы!
Но давайте перейдем к реальным примерам двойного удара ферзем. Поверьте, они будут не менее удивительны.
Вот пример двойного удара ферзем в дебюте. Открытый король и незащищенная фигура могут стать легкой мишенью для ферзя. Именно белый король и слон попали под прицел черного ферзя.
Даже чемпионы мира могут недоглядеть и пропустить двойной удар! Предлагаю вам поймать в ловушку самого Анатолия Карпова и поставить ему двойной удар ферзем:
ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)
Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.
- Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
- Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.
ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K Ход белых- они выигрывают
Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь — https://chessiki.ru/chessboard
———————————————————————————————————-
r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1 Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры
_________________________________________
- 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.____________________________________________
-
8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1 1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1 Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3 Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4 1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1 1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R 1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________ 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3 Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар_______________________________________
5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1 Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья
__________________________________
В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.
_____________________________________________
Каменная стена за черных
Каменная стена может быть получена из варианта Ильина-Женевского с потерей темпа, если пешка dокажется на d5 после d6. Запутать таким образом соперника не выйдет, в его планах навряд ли что-то поменяется на раннем этапе, поэтому так играть не нужно, лучше провести d5 сразу. Каменная стена характеризуется расположением пешек c6-d5-e6-f5. Чернопольный слон в отсутствии пешки на d6 может быть расположен более перспективно на этом поле. Позиция на диаграмме была получена следующим образом:
1.d4 f5 2.c4 e6 3.g3 Кf6 4.Сg2 Сe7 5.Кf3 0-0 6.0-0 d5 7.b3 c6
rnbq1rk1/pp2b1pp/2p1pn2/3p1p2/2PP4/1P3NP1/P3PPBP/RNBQ1RK1 w – – 0 8
Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.
Выбранная черными пешечная структура усложняет белым атаку на ферзевом фланге. Белые должны стремиться к размену чернопольных слонов. Большую роль при игре в данном варианте играет расположение коней. Это справедливо и для варианта Ильина-Женевского. Актуальны планы сторон по захвату центральных полей вертикали eи прорывам по ней.
Пример партии:
1. d4 f5 2. g3 Nf6 3. Bg2 e6 4. c4 c6 5. Nf3 d5 6. O-O Bd6 7. b3 Qe7 8. Bb2 b6 9. Ne5 Bb7 10. Nd2 O-O 11. Rc1 a5 12. e3 Na6 13. Nb1 Bxe5 14. dxe5 Ne4 15. Qe2 a4 16. Nc3 axb3 17. axb3 Qb4 18. Nxe4 dxe4 19. Qc2 Nc5 20. Bc3 Qxb3 21. Qxb3 Nxb3 22. Rb1 Nc5 23. Rxb6 Na4 24. Rxb7 Nxc3 25. Re7 Rfe8 26. Rxe8+ Rxe8 27. Ra1 Rd8 28. Bf1 c5 29. Ra3 Nb1 30. Ra1 Nd2 31. Be2 Nf3+ 32. Bxf3 exf3 33. h3 h5 34. g4 fxg4 35. hxg4 h4 36. Kh2 Rd2 37. Kh3 g5 38. e4 Rd4 39. Ra8+ Kf7 40. Ra3 Rxc4 41. Rxf3+ Ke7 42. Re3 Rd4 43. f3 c4 44. Ra3 Rd3 45. Ra7+ Kd8 46. Kg2 c3 47. Ra4 c2 48. Rc4 Rd2+ 49. Kh3 Kd7 50. Rc5 Rf2 51. f4 Rf3+ 52. Kh2 Rxf4 0-1
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Слайд 5Лучшие стратегии для начинающихкогда вам удается выиграть у соперника
фигуру или пешку, то разумно будет стремиться к разменом. Чем
меньше материала останется на доске, тем легче вы реализуете свое преимущество;если соперник сделал рокировку, то вам следует надвигать пешки на том фланге, где он укрыл своего короля. Таким путем вы сможете вскрыть его укрытие и создать атаку;когда на шахматной доске образуются открытые вертикали, то их нужно занимать своими тяжелыми фигурами — ладьями и ферзями, чтобы через эти пути проникать в лагерь соперника.Это лишь базовые стратегии, которые с виду достаточно примитивны, но весьма эффективны против других неискушенных игроков. Главное, обдумывайте каждый свой ход и всегда задавайте себе вопрос — «с какой целью я хожу именно так».
ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)
Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.
- Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
- Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.
ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K Ход белых- они выигрывают
Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь — https://chessiki.ru/chessboard
———————————————————————————————————-
r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1 Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры
_________________________________________
- 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.____________________________________________
-
8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1 1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1 Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3 Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4 1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1 1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R 1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________ 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3 Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар_______________________________________
5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1 Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья
__________________________________
В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.
_____________________________________________