Правила игры в сёги

Доска сёги

Доска сёги
– 9×9 клеток, нумерующихся сверху вниз (по вертикали) и справа налево (по горизонтали). Клетки имеют прямоугольную форму (вертикаль длиннее горизонтали) и не различимы по цвету. Горизонтали доски в сёги нумеруются японскими цифрами от 1 до 9: 一, 二, 三, 四, 五, 六, 七, 八, 九, которые за пределами Японии часто заменяются буквами a, b, …, i. Вертикали нумеруются арабскими цифрами от 1 до 9. Фигуры противников в сёги не различаются по цвету. Хозяин каждой фигуры определяется направлением: каждая пятиугольная фигурка своим остриём направлена на противника. Чёрными и белыми игроки называются лишь условно, для различения. Линии a, b, c – лагерь белых; Линии g, h, i – лагерь чёрных. Первыми в сёги ходят чёрные
, следующий ход делают белые, поэтому их в Японии называют, соответственно, сентэ
(先手) и готэ
(後手).

Чемпионы мира по шахматам

С 1927 года слава страны лучших шахматистов в мире перешла к Советскому Союзу, а после ее унаследовала Россия. Ведь с этого года вплоть до 2006-го чемпионами мира по очереди становились 9 отечественных шахматистов. Это были Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник.

Эту цепочку советских побед нарушили лишь двое чемпионов. В 1935 году голландский шахматист Макс Эйве победил Алехина и перенял у него титул. Следующим был Бобби Фишер: он обыграл Спасского в 1972 году и пробыл чемпионом мира по шахматам следующие 3 года, пока не передал этот пост Анатолию Карпову в 1975-м.

Сегодня статус чемпиона мира по шахматам принадлежит Магнусу Карлсену, норвежскому гроссмейстеру. Он завоевал это звание в 2013 году после победы над 15-м чемпионом Вишванатаном Анандом и с тех пор считается лучшим шахматистом мира. Ему же принадлежит и рекорд в шахматном рейтинге — 2 889 баллов Эло.

Интересный факт о шахматах ♟️
Магнус Карлсен не только великий шахматист, но и активный общественный деятель. В 2019 году он записал социальное видео против расизма, в котором черная фигура сделала ход первой и открыла партию.

Шахматы — одна из древнейших игр в мире. Надеемся, эта статья раскрыла ее для вас с новой, неизвестной стороны и помогла разобраться в истории возникновения шахмат. Если ваш ребенок увлекается этим спортом или хотел бы познакомиться с ним, советуем начать с уроков с тренером.

Заниматься на онлайн-курсе по шахматам для дошкольников в Skysmart можно с любого уровня. На онлайн-уроках для новичков преподаватель расскажет об истории шахмат и о том, какая страна была их родиной. После он познакомит учеников с доской, фигурами и несложными приемами. Юных шахматистов, которые хотят подготовиться к турниру, ждут более серьезные задания. Тренер научит их сложным техникам и комбинациям на примере известных партий чемпионов мира. А закрепить все это можно будет в ходе ярких игр во время занятий.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник — Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства
и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия),
выигравший этот матч.

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года.
В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание.
На конец 2009 или начало 2010 года намечено проведение очередного матча, в котором примут участие Ананд и Веселин Топалов.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона,
четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом.
Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам,
гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения
финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат.
Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией
случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив
дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины
заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать
предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат — кингчесс или боевые шахматы.
Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

Сбросы

Любую съеденную у противника фигуру вы можете выставить на любое свободное поле как свою. Такое действие называется сбросом (хотя лично мне больше нравится слово «космодесант», которое впервые в данном контексте применил Андрей Васнецов).

Правда при сбросе есть несколько ограничений, но они довольно просты:

  • Все фигуры сбрасываются неперевёрнутыми;
  • Если вы сбрасываете фигуру в зону переворота, то перевернуться она сможет только после того, как сделает ход;
  • Нельзя сбрасывать пешку на вертикаль, где уже есть твоя пешка (токин при этом пешкой не считается);
  • Нельзя сбрасывать пешку на последнюю горизонталь;
  • Нельзя сбрасывать пешку с матом.

Фигуры

В начале партии фигуры расставляются по свои лагерям.

Всего в сражении на доске учувствует 40 фигур, по 20 с каждой стороны. На каждую фигуру нанесены иероглифы кандзи обозначающие их имена. Обычно фигуры обозначаются двумя иероглифами, но нередко обозначение сокращают до одного иероглифа. О превращениях фигур поговорим чуть позже.

В сёги 8 видов основных фигур и 6 перевёрнутых, которые в итоге дают 10 различных по возможностям фигур. Рассмотрим их все подробнее:

Осё (王将 ) и Гёкусё (玉将) 

Королевский генерал или Осё — это аналог короля в европейских шахматах. Ходит также, на одну клетку в любом направлении.

Гекусё в переводе с японского — драгоценный генерал. Ходит он также как и осё.

На поле обе фигуры ведут себя одинаково. Не переворачиваются. Внешне отличаются лишь одной небольшой чёрточкой справа от иероглифа 王 (玉)

Всё дело в том, что для японцев сёги — это не просто игра. Для них это также в некотором роде ритуал.

Осё — фигура для более опытного или старшего по возрасту или титулу игрока. Гёкусё — фигура для младших или менее опытных игроков. Таким образом японцы проявляют уважение.

Так например, если играют отец и сын, то король осё достанется отцу. Аналогичная ситуация с хозяином дома и его гостями, осё — для хозяина.

Исключения могут возникнуть при наличии у одного из игроков профессионального разряда.

Хися (Летающая колесница)

Хися — одна из сильнейших фигур в сёги. Ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. Точно также, как и шахматная ладья.

Размещается над правым конём. При перевороте получает имя рюю.

Рюю (королевский дракон)

После переворота король-дракон сохраняет возможность ходить по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, а также обретает способность ходить в любую сторону на одну клетку (как король).

Какугё (слон)

Какуге наравне с летающей колесницей, считается ещё одной из сильнейших фигур. Ходит какуге аналогично слону в шахматах — на любое число клеток по диагоналям.

Располагается над левым конём. При перевороте какугё превращается в рюма, 竜馬

После переворота слон может ходить по диагоналям на любое число клеток, а также в любую сторону на одну клетку.

Кинсё (золотой генерал)

Сокращённо кинсё также называют просто золото. Золотые генералы — это личные телохранители короля. На доске у каждого игрока по 2 золота. При начальной расстановке фигур они находятся слева и справа от короля.

Кинсё ходит почти также как и король, но не может отступать назад по диагонали.

Также как и король, золото не переворачивается. Его обратная сторона пуста.

Гинсё (серебряный генерал)

Сокращённо эту фигуру называют гин или серебро. По рангу серебро чуть слабее золота. Ходит на одну клетку во все стороны, но не ходит назад и по бокам.

На доске у каждого игрока по 2 серебряных генерала. Изначально на сёгибане серебро находится сбоку от золота.

Превращается в нари-гин.

Перевёрнутое серебро ходит как золото.

Кэйма (конь)

Конь в сёги имеет меньше возможностей, чем его европейски собрат. Кейма может ходить на 2 поля вперёд, а потом направо или налево. Крайне уязвимая фигура. Не может отступать.

У каждого игрока по 2 коня. Начальная позиция сбоку от серебряного генерала.

Превращается в нари-кей.

Перевёрнутый конь теряет свои способности и становится золотым генералом, приобретая всю его мощь.

Кёся (копьё)

При дословном переводе с японского название этой фигуры «пахнущая колесница», но также у неё есть кличка — яра. Яра с японского это стрелка или копьё.

Чаще эту фигуру называют стрелка, но копьё мне нравится больше. Ведь эта фигура подобно копью пронизывает все клетки перед собой.

Полезные, но крайне уязвимые фигуры. Не могут отступать до переворота.

В начале игры у каждого игрока по 2 копья. Их стартовые позиции левый и правый край первой горизонтали. Превращается в нари-кё

После переворота нари-кё теряет возможности обычного копья и ходит в точности как золотой генерал.

Фухё (пехотинец)

Пешки самые слабая фигура на сёгибане, но не стоит их недооценивать. Умелый командир способен превратить их в грозную силу и нанести поражение противнику.

Фухё самые многочисленные фигуры на сёгибане. Всего у каждого игрока по 9 пешек. Располагаются они все на третьей горизонтали. Превращаются в токин.

Токин (превращённая пешка)

Попав во вражеский лагерь, пешка может стать золотым генералом. Если переводить дословно токин= «как золото» и ходит эта фигура также как золото.

Eclipse. Второй рассвет галактики

Верхняя позиция хит-парада «Че за игра?» в моих сторис. Что любит простой русский мужик? Слоняться по галактике, качая экономику с наукой, строить флот, рамсить с инопланетянами — романтика. Игр с подобным набором развлечений полно, но чтоб они были реализованы как в «Эклипсе» — органично и без нагромождений — большая редкость.

Фото — Antti Koo/BoardGameGeek

Остроумная и логичная механика, зрелищные бои, динамичный ход игры, сбалансированность и, вместе с тем, разнохарактерность рас, идеальная продолжительность партии — клянусь, оно того стоит. Написал так, будто хочу вам ее продать.

И еще! В «Эклипсе» самые удобные планшеты из тех, что я когда-либо заливал пивом, и самые красивые игровые компоненты из тех, что я когда-либо терял.

Превращение фигур

Проникнув в лагерь противника, то есть на три последние горизонтали, фигуры могут (но не обязаны) превращаться. При этом дощечка переворачивается. На ее обратной стороне нанесен иероглиф фигуры, в которую превратилась старая фигура.

Серебряный генерал, конь, копье и пешка превращаются в золотого генерала. Ладья превращается в короля-дракона, который сочетает ходы короля и ладьи. Слон превращается в коня-дракона, который сочетает ходы короля и слона. Король и золотой генерал не обладают способностью превращаться.

Превращение может происходить в момент, когда фигура входит в лагерь противника, перемещается по этому лагерю или выходит из него.

Фигуры сёги; правила ходов

Первыми в сёги ходят чёрные
. Игроки ходят по очереди, пропускать ходы запрещено. Каждый ход каждого противника в сёги считается за один: все нечётные ходы принадлежат чёрным, а все чётные – белым (исключение – форовые игры: в них первыми ходят дающие фору белые). Все (и даже пешки) как ходят, так и едят.

1. Король (王): ходит как шахматный король, на любое из 8 соседних полей.
2. Ладья (飛): ходит, как шахматная ладья: на любое число полей по горизонтали и вертикали. Это самая сильная из фигур.
3. Слон (角): ходит, как шахматный слон: на любое число полей по диагонали.
4. Пешка (歩): ходит всегда ровно на одно поле прямо вперёд (и точно так же ест).
5. Копьё (香): ходит лишь прямо вперёд, на любое число полей.
6. Конь (桂): ходит на 2 поля вперёд, и далее на 1 поле вправо или влево (то есть «буквой Г»). Лишь он может перепрыгивать через другие фигуры.
7. Серебро (銀): ходит на любое соседнее поле по диагонали, а также прямо вперёд.
8. Золото (金): может пойти на любое соседнее поле кроме полей, стоящих от него сзади по диагонали.

Jeweled
General
(King)

Silver
General

Honoured
Horse
(Knight)

Lance

Flying
Chariot
(Rook)

Angle
Goer
(Bishop)

Soldier
(Pawn)

Gyoku

shoO

sho

Gin

sho

Kei

ma

YariKyo

sha

Hi

sha

Kaku

gyo

Fu

hyo

Gold
General

Promoted
Silver
General

Promoted
Horse

Promoted
Lance

Dragon
King
(Pr. Rook)

Dragon
Horse
(Pr. Bishop)

Promoted
Soldier

Kin

sho

Narigin

Narikei

Narikyo

Ryu

o

Ryu
uma

Tokin

Перевороты

Наверняка вы заметили, что среди есть фигур есть «перевёрнутые дубли», которые чаще всего сильнее оригинала. Принцип усиления в сёги похож на шахматный, но, если в шахматах, превращается только пешка, и превращается она в произвольную фигуру, то в сёги переворачиваются все фигуры, кроме золота и короля. Чтобы добиться переворота необходимо начать или закончить ход на последней горизонтали противника. В общем случае переворот является произвольным: т.е. вы можете дойти ладьёй до последней горизонтали, но не перевернуть её, а следующим ходом вернуться в свой лагерь уже с переворотом (т.к. ход вы начали на последней диагонали). Естественно, пешка обязана перевернуться, если она достигла зоны переворота.

Как шахматы стали мировым достоянием

Трудно сказать, что в XVII веке шахматы развивались стремительно. В это время появлялись мастера, шахматные кафе, выходили учебные материалы о новых правилах. Но практически по всему свету шахматы распространились в XVIII веке. Все началось с книги «Анализ игры в шахматы» Франсуа-Андре Филидора, которую он опубликовал в 1749 году. В ней мастер шахмат рассказал о новых идеях в дебюте и защите, которую до сих пор так и называют — защита Филидора. В этой книге мир впервые прочел знаменитое «Пешка — душа шахмат».

С этого момента популярность шахмат начала расти. Матчи между мастерами шахмат из разных стран проходили все чаще. Сильнее всего шахматную игру популяризировал знаменитый матч между Луи Лабурдонне и Александром Макдоннеллом в 1831 году. В его рамках состоялось больше 80 партий. Позже, в 1836 году, Лабурдонне начал издавать первый шахматный журнал — Le Palamède. Следом за ним стали выпускать и другие: Chess Player’s Chronicle в Англии и Deutsche Schachzeitung в Германии.

В то же время шахматисты начали объединяться вокруг своего увлечения игрой и создавать клубы. Первой в истории стала «Берлинская плеяда» — шахматный кружок, в который входили семеро шахматистов. В России же первый клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры — открылся через 10 лет после «Берлинской плеяды».

Рэндзю

Если сёги – самая популярная настольная игра в Японии, то рэндзю, пожалуй, самая популярная японская настольная игра в мире. Под различными названиями и незначительными модификациями рэндзю распространилось не только благодаря своей невероятной увлекательности, но и во многом из-за своей неприхотливости – для игры достаточно карандаша и листка в клетку.

японская игра рэндзю

Как и многие другие японские логические игры рэндзю имеет китайское происхождение. В Японию игра попала в середине первого тысячелетия н.э., где ее стали называть «гомоку» («пять камней») или «гомокунарабэ» («пять камней в ряд»). Возможно из-за того, что в течение многих веков игра пользовалась широкой популярностью не только в аристократической среде, но среди простолюдинов, сёгуны ее не только не поддерживали, но даже запрещали. Лишь после Реставрации Мэйдзи в 1868 году игра приобрела «законный» статус и получила дальнейшее развитие – начали издаваться книги, совершенствовалась теория, сформировалась профессиональная лига (после Второй мировой войны не восстановилась).

Название игры «гомоку» сохранилось и используется до сих пор, название же «рэндзю» («нитка жемчуга») появилось лишь в 1899 году и сегодня применяется для обозначения игры с измененными современными правилами. Дело в том, что с развитием теории игры пришло понимание того, что чёрные, начинающие игру первыми, имеют преимущество, достаточное для победы при точной игре независимо от защиты белых. Чтобы нивелировать его для чёрных были введены фолы (запрещённые ходы: вилки 3-3, 4-4, постановка ряда из 6 и более камней в ряд, вилки кратностью более двух), а также дополнительные дебютные ограничения.

Распространился в мире и упрощенный вариант японской игры нинуки-рэндзю – особого варианта рэндзю с элементами го. Играется на доске 19×19. Ряд из двух камней, закрытый с двух сторон камнями противника, становится «добычей» и снимается с доски. Второй ход чёрных делается за пределы центрального квадрата 5х5. Выигрывает тот, кто первым построил ряд из 5 или более камней, либо первым захватил 5 добыч.

Ходы фигур

  1. Король.
    Передвигается на одно поле по вертикали, горизонтали и диагонали.
  2. Золотой генерал.
    Способен ходить на одно поле по вертикали и горизонтали, а также на одно поле по диагонали, но только вперед.
  3. Серебряный генерал.
    Фигуру можно перемещать на одно поле по диагонали, а также на одно поле по вертикали, но только вперед.
  4. Конь.
    За один ход перемещается на два поля вперед и на одно поле вправо или влево.
  5. Копье.
    Может двигаться на любое количество полей по вертикали только вперед.
  6. Ладья.
    Ходит на любое количество полей по вертикали и горизонтали.
  7. Слон.
    Передвигается на любое количество полей по диагонали.
  8. Пешка.
    Перемещается на одно поле по вертикали вперед.

Все фигуры бьют так же, как ходят.

Основные правила шахмат сёги

Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.

В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.

Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).

Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: