Перебор игровых деревьев
Полный перебор игровых деревьев
Тут можно сделать небольшое отступление и заметить, что если в какой-то позиции у сенте есть преимущество в условных единиц, то готе в этой же позиции проигрывают условных единиц. Получается, что функция оценки позиции как со стороны сенте, так и со стороны готе даст одинаковый по модулю результат, а разница будет только в знаке.
Тогда оценка каждого хода для сенте может быть получена инвертированием оценки лучшего ответного хода для готе. А оценка лучшего хода для готе получается путём оценки лучшего ответного хода для сенте и т.д. Т.е. получается, что функция оценки хода по сути своей рекурсивна. Эти рекурсивные оценки позиции в идеале должны продолжаться до тех пор, пока в каждой ветви дерева игра не завершится матом. На рисунке ниже показана малая часть игрового дерева, возникающего при игре в сёги:
Перебор игровых деревьев с ограничением глубины рекурсии
Понятно, что данный алгоритм выдаёт не полную оценку позиции, а только оценку той позиции, которая возникнет через Depth ходов. Поэтому, если необходимо усилить игру программы, в первую очередь надо увеличивать глубину рекурсии, а это в свою очередь приводит к увеличению дерева, а значит и увеличению времени счёта.
Выставление фигур
Снятые с доски фигуры не выбывают из игры окончательно. Игрок, взявший фигуру противника, может в любое время выставить ее на доску вновь, но уже в качестве своей фигуры. Выставить фигуру можно на любое свободное поле. Выставление фигуры считается ходом.
Тайкёку-сёги — самые большие шахматы в мире. За всю историю раскопок было найдено только две гигантские доски для этой сложнейшей стратегии. Правила игры до нас не дошли — слишком мало людей достигло в ней мастерства.
Современную сёги, или игру генералов, любят миллионы людей во всем мире. Освоить японские шахматы не сложнее, чем обычные: у этих игр много одинаковых фигур, похожие правила и общий предок — индийская чатуранга (именно оттуда пошли короли, пешки, кони, слоны и колесницы-ладьи). Достичь высокого мастерства в сёги удается немногим, и опыт в европейских шахматах здесь не поможет. Чтобы побеждать в игре генералов, нужно мыслить по-восточному. Законы и культура сёги веками формировались в особых условиях: политическая изоляция, междоусобные войны, самобытные взгляды на жизнь, смерть и честь..
И конечно же, знаменитое японское внимание к мелочам
Сёги не просто игра — это церемония. Партия ведется на сёгибане — массивном низком столике, сделанном из древесины каи (торрея орехоносная). Фигуры представляют собой клиновидные плашки, на которых вырезаны или нарисованы тушью обозначения. На оборотной стороне тоже есть надписи, их наносят красной тушью или золотом. Традиционные деревянные фигурки изготавливают в . Для них используется древесина цугэ (самшит), огненного дерева (делоникс королевский), клена, китайской черной сосны, бука и других твердых пород. Ремесло местных резчиков и каллиграфов передается от отца к сыну.
Древесина важна потому, что при ударе фигуркой о сёгибан должен раздаваться звонкий щелчок. Это часть этикета: в сёги не позволяется вертеть фигуры в руках, передумывать и брать свой ход назад, отвлекая суетой соперника, поэтому каждое действие четко фиксируется уверенным ударом. В японских шахматах принято красиво проигрывать: нельзя разбрасывать в гневе фигуры, спорить или искать оправдание своим ошибкам. Участники играют, приняв традиционную формальную позу сэйдза: сидят на коленях с прямой спиной, бедра покоятся на тыльной стороне голеней, ягодицы — на пятках. Перед началом и по окончании партии соперники кланяются друг другу.
Впрочем, неукоснительного соблюдения этикета требуют только от участников профессиональных турниров. В семейном и дружеском кругу в сёги не зазорно сыграть и на простенькой походной доске из пластика. Близким можно простить ошибки и колебания, с родными не грех пошутить и подурачиться. И все же с ростом мастерства приходит и уважение к традициям. Когда часами выстраиваешь крепости под защитой генералов и драконов, спина сама собой выпрямляется, как в позиции сэйдза, ведь это поза сосредоточения и концентрации. А после напряженной и интересной партии хочется поблагодарить достойного противника поклоном.
Альфа-бета отсечение
На самом деле существует алгоритм, который позволяет перебирать далеко не всё дерево, а лишь малую его часть, и при этом выдавать оценки такой же точности, что и при полном переборе. Это алгоритм называется альфа-бета отсечением.
В основе алгоритма лежит идея, что некоторые ветви дерева могут быть признаны неэффективными ещё до того, как они будут полностью рассмотрены. Например, если оценивающая функция в каком-то узле будет гарантировано хуже чем в ранее рассмотренных ветвях, то рассмотрение этого узла можно прекратить досрочно.
Такая ситуация возникает в следующих случаях: пусть мы рассматриваем позицию за сенте, и, рассмотрев, какую-то ветвь получили оценку позиции. Потом в глубине дерева при рассмотрении другого возможного хода мы заметили, что оценка для белых стала больше или равна ранее полученному максимуму. Очевидно, что дальше рассматривать этот узел нет никакого смысла, и все ветви, выходящие из него не принесут никакого улучшения позиции.
Вы, возможно, уже заметили, что этот алгоритм позволяет отсекать ветви только в том случае, если ранее был рассмотрен более хороший ход. Если предположить, что при просмотре все ходы проверялись в последовательности от худшего к лучшему, то альфа-бета алгоритм не даст никакого выигрыша по сравнению с полным перебором. Если же в начале были рассмотрены самые хорошие ходы, то альфа-бета алгоритм вместо полного дерева из N узлов рассмотрит всего лишь корень из N узлов, при той же точности оценки.
Сортировка ходов
Основная проблема в том, что заранее невозможно определить, какие ходы на самом деле хорошими, а какие окажутся плохими. В этом случае приходится прибегать к эвристикам. Если при оценки позиции в расчёт берётся только материальный перевес, то имеет смысл первыми рассматривать ходы-взятия. Причём, есть смысл в первую очередь рассматривать те ходы, где лёгкой фигурой берётся тяжёлая. Кроме того в сёги огромную роль играют перевёрнутые фигуры, поэтому для ходов-переворотов тоже можно увеличивать предварительную эвристическую оценку.
Кстати, о переворотах
Важно понимать, что если переворот возможен, его не всегда надо делать. Например в конце игры серебро, умеющее отступать вбок, иногда оказывается эффективнее золота, которое гораздо менее манёвренно при отступлении
Но для пешек, ладей и слонов переворот выполняется всегда, т.к. переворот оставляет все исходные ходы и добавляет новые.
В итоге после того, как все ходы были сгенерированы и проведена их эвристическая оценка, необходимо их отсортировать по этой оценке, и подать на вход альфа-бета алгоритма, который выглядит примерно так:
Перебор игровых деревьев
Полный перебор игровых деревьев
Пусть мы играем в сёги и в какой-то момент на доске возникла интересная позиция, в которой нам необходимо найти лучший ход за сенте. Т.к. компьютер по сути своей — глупый исполнитель, мы можем приказать ему перебрать все возможные ходы и оценить их. Тогда лучшим ходом будет ход с наибольшей оценкой. Но нам по-прежнему неизвестно, как оценивать ходы.
Тут можно сделать небольшое отступление и заметить, что если в какой-то позиции у сенте есть преимущество в условных единиц, то готе в этой же позиции проигрывают условных единиц. Получается, что функция оценки позиции как со стороны сенте, так и со стороны готе даст одинаковый по модулю результат, а разница будет только в знаке.
Тогда оценка каждого хода для сенте может быть получена инвертированием оценки лучшего ответного хода для готе. А оценка лучшего хода для готе получается путём оценки лучшего ответного хода для сенте и т.д. Т.е. получается, что функция оценки хода по сути своей рекурсивна. Эти рекурсивные оценки позиции в идеале должны продолжаться до тех пор, пока в каждой ветви дерева игра не завершится матом. На рисунке ниже показана малая часть игрового дерева, возникающего при игре в сёги:
Перебор игровых деревьев с ограничением глубины рекурсии
Очевидно, что это дерево растёт чрезвычайно быстро. Даже для крестиков-ноликов, полное дерево будет содержать более четверти миллиона узлов, что уж говорить о шахматах и сёги. В реальных алгоритмах глубину рекурсии искусственно ограничивают, и если достигнута максимальная глубина рекурсии, то вызывается функция статической оценки позиции, которая, например, просто подсчитывает материальный перевес. Таким образом функция поиска лучшего хода может быть записана следующим образом:
Понятно, что данный алгоритм выдаёт не полную оценку позиции, а только оценку той позиции, которая возникнет через Depth ходов. Поэтому, если необходимо усилить игру программы, в первую очередь надо увеличивать глубину рекурсии, а это в свою очередь приводит к увеличению дерева, а значит и увеличению времени счёта.
4. Сёги как организованный вид спорта
Сегодня игра широко распространена в Японии (по некоторым оценкам, там в неё играют не менее 20 миллионов человек), опережая по популярности все прочие настольные игры, в том числе го и рэндзю.
Организация спортивных сёги очень близка к организации го — точно так же имеется профессиональная лига сёги, проводящая профессиональные турниры и присваивающая игрокам ранги, так же существует система рангов «кю-дан», обозначающих силу игрока, причём в двух вариантах — любительском и профессиональном. Низший ранг — 15 кю, при повышении уровня ранг кю уменьшается. После 1 кю следует 1 дан, при дальнейшем росте ранг дан увеличивается. Традиционный предел для любительских рангов — 7 дан.
Профессиональная лига сёги отбирает игроков по весьма жёстким критериям: войти в неё может только игрок не старше 20 лет, уже достигший уровня 5 любительского дана. Таким образом, в профессионалы попадают лишь те, кто с детства проявил выдающиеся способности и склонность к игре. При приёме в лигу игроку присваивается 5 профессиональный кю. При успешной игре профессионал достигает 1 кю, затем получает 1 профессиональный дан. Максимальный ранг для профессионала — 9 дан.
Ежегодно в Японии разыгрывается 7 профессиональных титулов по сёги: Рюо, Мэйдзин, Кисэй, Ои, Одза, Кио, Осё. Доходы профессионалов довольно велики — лучший японский игрок зарабатывает в год около 1 миллиона долларов, игроки первой десятки — около 250—300 тысяч, рядовые профессионалы — порядка 100 тысяч долларов.
В последние десятилетия сёги обрели популярность вне Японии, появились любительские лиги сёги в Европе и Америке. Развивается игра и в России. Однако уровень европейских и американских игроков существенно ниже, чем японских. До сих пор ни один иностранец не смог стать японским сёги-профессионалом.
Как шахматы распространялись по миру
Шахматы в Персии и арабских странах
Из Индии древний прообраз шахмат перекочевал в Персию, когда индийский народ подарил эту игру персидскому царю в VI веке. Позже, когда Персию завоевали арабы, они переняли и чатурангу. Только называли ее теперь «шатрандж» — так было проще произносить. Это еще один вариант того, как раньше назывались шахматы.
Фигуры в новых шахматах арабов стали более абстрактными. Это было связано с тем, что мусульманство запрещало реалистичные образы животных, т. к. считало это идолопоклонничеством. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а когда достигала последней горизонтали, могла превратиться только в ферзя.
Интересный факт о шахматах ♟️
Прообразом пешек была пехота. А пешие воины всегда сражались с щитами в руках. Чтобы попасть по врагу, пехотинец должен был целиться наискосок — в щель между стеной щитов. Отсюда и появилось правило, по которому пешка съедает фигуры по диагонали.
Шахматы в Азии
В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.
В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.
Шахматы в Европе
После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.
К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.
Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.
Интересный факт о шахматах ♟️
Первую складную доску для шахмат изобрел священник в 1125 году. Тогда церковь запрещала священнослужителям играть в азартные игры. Но играть хотелось, поэтому он пошел на хитрость: придумал доску, которая выглядела бы как корешки книг на полке. Так он и прятал свой шахматный набор.
Шахматы в России
В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении — в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, т. к. их писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы отразили и в «Домострое» протопопа Сильвестра, и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, население запрет игнорировало: о том, как распространена была эта игра, писали многие иностранные путешественники XVI века.
Основные правила шахмат сёги
Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.
В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.
Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).
Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.
Анализ
Крепость Ягура — известное в теории защитное построение, когда король плотно окружён фигурами
Фигуры в сёги ходят на короткие расстояния, поэтому партия длится обычно долго. Нередко десятки ходов оба соперника медленно перестраивают фигуры в своей зоне, прежде чем начать сближение.
Из-за наличия резерва в тактическом плане сёги больше похожи не на классические, а на шведские шахматы. Фигуры резерва намного сильнее, чем те же фигуры на доске, поскольку их подвижность существенно выше. Размены приводят не к разрядке позиции, а к её обострению, так как запасные фигуры могут быть выставлены на доску на любое поле, в частности, с непосредственной угрозой королю и даже с матом. Чем больше фигур находится в резерве, тем более опасную комбинацию с атакой короля можно осуществить.
Во многих дебютах на первых ходах производится размен слонов, что сразу же придаёт ситуации остроту.
Типичной тактикой является атака запасными фигурами, в которой сначала несколько фигур жертвуются, чтобы освободить место вокруг вражеского короля, а затем последняя ставит мат. Часто обе стороны пытаются провести такого рода комбинации одновременно, что приводит к разменам и ещё большему обострению ситуации. Тем не менее, возможна и относительно спокойная позиционная игра, если одна из сторон выберет «пассивную тактику», стараясь предельно защитить короля и не создавать острых ситуаций. В таких случаях партия может затянуться.
Поскольку фигуры никогда не выходят из игры, в ней нет ярко выраженного эндшпиля. Теоретически, партия может длиться бесконечно долго. Теория сёги рекомендует специальные построения («крепости»), когда король окружён большим количеством фигур, и штурм такой крепости крайне затруднителен.
Ничья
Большинство партий в сёги оканчиваются либо матом, либо признанием поражения одним из игроков, однако ничья также возможна.
-
Повторение. Пытаясь избежать проигрыша или ухудшения позиции, возможные как для одной, так и для другой стороны, игроки могут сознательно повторять ходы.
Ничья объявляется при четырёхкратном повторении одновременно следующих трёх условий:
- позиция на доске;
- фигуры «в руке»;
- очередность хода;
В турнирной практике такие партии, как правило, переигрываются (на оставшееся время с переменой цвета).
-
Безвыходное положение. Такая ситуация возникает крайне редко, при варианте, когда оба короля зашли в лагерь противника и нет возможности поставить мат.
В таком случае производится подсчёт фигур. ладья и слон считаются за 5 очков, остальные – за одно. Если оба игрока имеют в сумме более 24 очков, то присуждается ничья. Если у одного из игроков менее 24 очков – ему засчитывается проигрыш.
Вечный шах. В сёги нельзя форсировать ничью вечным шахом, как в шахматах. Если в результате серии шахов одного из соперников, позиция была повторена троекратно, то шахующий обязан изменить свой ход, иначе ему будет засчитано поражение.
| (13)
Превращение
Когда фигура достигает лагеря противника (зоны превращения) (см. у неё возникает возможность стать превращенной (исключение составляют лишь король и золотой генерал, которые превращаться не могут). Но превращение не является обязательным, оно может быть осуществлено при любом очередном ходе (сначала передвижение, затем превращение), но только если эта фигура по-прежнему находится в лагере противника. Фигура может быть также превращена за пределами зоны превращения – в момент выхода из нее. При превращении фигура переворачивается сразу после хода и приобретает свойства превращенной фигуры. Для большинства фигур это способности золотого генерала, ладья и слон превращаются соответственно в короля-дракона и коня-дракона (см. ). Обратное превращение не допускается.
Превращение обязательно для фигур, которые не могут продолжать игру со свойствами непревращенных фигур, такие случаи возможны для пешки, копья и коня.
Если превращенная фигура взята противником, то она теряет свои способности и приобретает первоначальные свойства.
Фигуры сёги; правила ходов
Первыми в сёги ходят чёрные. Игроки ходят по очереди, пропускать ходы запрещено. Каждый ход каждого противника в сёги считается за один: все нечётные ходы принадлежат чёрным, а все чётные – белым (исключение – форовые игры: в них первыми ходят дающие фору белые). Все фигуры в сёги (и даже пешки) как ходят, так и едят.
1. Король (王): ходит как шахматный король, на любое из 8 соседних полей.
2. Ладья (飛): ходит, как шахматная ладья: на любое число полей по горизонтали и вертикали. Это самая сильная из фигур.
3. Слон (角): ходит, как шахматный слон: на любое число полей по диагонали.
4. Пешка (歩): ходит всегда ровно на одно поле прямо вперёд (и точно так же ест).
5. Копьё (香): ходит лишь прямо вперёд, на любое число полей.
6. Конь (桂): ходит на 2 поля вперёд, и далее на 1 поле вправо или влево (то есть «буквой Г»). Лишь он может перепрыгивать через другие фигуры.
7. Серебро (銀): ходит на любое соседнее поле по диагонали, а также прямо вперёд.
8. Золото (金): может пойти на любое соседнее поле кроме полей, стоящих от него сзади по диагонали.
Jeweled General (King) |
Silver General |
Honoured Horse (Knight) |
Lance | Flying Chariot (Rook) |
Angle Goer (Bishop) |
Soldier (Pawn) |
GyokushoOsho | Ginsho | Keima | YariKyosha | Hisha | Kakugyo | Fuhyo |
Gold General |
Promoted Silver General |
Promoted Horse |
Promoted Lance |
Dragon King (Pr. Rook) |
Dragon Horse (Pr. Bishop) |
Promoted Soldier |
Kinsho | Narigin | Narikei | Narikyo | Ryuo | Ryuuma | Tokin |
История игры
интеллектуальная игра
Современный вид сёги приобрела лишь в XVI веке. Именно тогда практика игры приняла уникальную систему иэмото (наследуемого главенства), которая типична для японских школ традиционных искусств. Была учреждена должность сёги-докоро главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе постоянно проходивших чемпионатов. Только сёги-докоро имел право присваивать мастерские звания.
В XIX XX веках сёги стала активно развиваться. Были зафиксированы правила игры, создана Европейская федерация сеги (FESA).
Сейчас в сёги играют порядка 20 млн. человек. 100 тыс. постоянно принимают участие в турнирах. Лучшим игроком является Йосихару Хабу, с доходом от спонсорских и рекламных поступлений 1 млн. долларов в год.
Ценность фигур
В традиционных шахматах, есть известная формула ценности фигур: где за единицу измерения берётся пешка, и тогда конь и слон оцениваются в три, ладья – в пять, а ферзь – в девять пешек. И каждый шахматист в мире применяет эту формулу для определения материального преимущества, достижение которого – главная стратегическая задача в шахматной партии. В сёги материал не является таким же краеугольным камнем, как в шахматах.
Производя размены, всегда следует учитывать конкретную ситуацию на доске. В зависимости от степени укрепленности королевских крепостей, тактических возможностей и общего стратегического рисунка игры сила фигур в сёги может изменяться. Неоднозначность шкалы ценностей иллюстрируют и некоторые пословицы, сложенные об игре. Например: «Одна пешка ценнее тысячи золотых генералов», «Превращенный слон стоит трех генералов» или «В конце игры скорость важнее материала».
Тем не менее, несмотря на неоднозначность, материальный баланс является одним из важнейших критериев оценки позиции. Кодзи Танигава, 17-й Пожизненный Мейдзин, в книге «Как мыслить, чтобы выигрывать в сёги» предлагает следующую шкалу ценностей фигур:
Перебор игровых деревьев
Полный перебор игровых деревьев
Тут можно сделать небольшое отступление и заметить, что если в какой-то позиции у сенте есть преимущество в условных единиц, то готе в этой же позиции проигрывают условных единиц. Получается, что функция оценки позиции как со стороны сенте, так и со стороны готе даст одинаковый по модулю результат, а разница будет только в знаке.
Тогда оценка каждого хода для сенте может быть получена инвертированием оценки лучшего ответного хода для готе. А оценка лучшего хода для готе получается путём оценки лучшего ответного хода для сенте и т.д. Т.е. получается, что функция оценки хода по сути своей рекурсивна. Эти рекурсивные оценки позиции в идеале должны продолжаться до тех пор, пока в каждой ветви дерева игра не завершится матом. На рисунке ниже показана малая часть игрового дерева, возникающего при игре в сёги:
Перебор игровых деревьев с ограничением глубины рекурсии
максимальная глубина
Понятно, что данный алгоритм выдаёт не полную оценку позиции, а только оценку той позиции, которая возникнет через Depth ходов. Поэтому, если необходимо усилить игру программы, в первую очередь надо увеличивать глубину рекурсии, а это в свою очередь приводит к увеличению дерева, а значит и увеличению времени счёта.
Правила игры
Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.
Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.
Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.
Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.
Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).
Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.
Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.
Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.
В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые
Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.
В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.
В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.
Доска сёги
Доска сёги
– 9×9 клеток, нумерующихся сверху вниз (по вертикали) и справа налево (по горизонтали). Клетки имеют прямоугольную форму (вертикаль длиннее горизонтали) и не различимы по цвету. Горизонтали доски в сёги нумеруются японскими цифрами от 1 до 9: 一, 二, 三, 四, 五, 六, 七, 八, 九, которые за пределами Японии часто заменяются буквами a, b, …, i. Вертикали нумеруются арабскими цифрами от 1 до 9. Фигуры противников в сёги не различаются по цвету. Хозяин каждой фигуры определяется направлением: каждая пятиугольная фигурка своим остриём направлена на противника. Чёрными и белыми игроки называются лишь условно, для различения. Линии a, b, c – лагерь белых; Линии g, h, i – лагерь чёрных. Первыми в сёги ходят чёрные
, следующий ход делают белые, поэтому их в Японии называют, соответственно, сентэ
(先手) и готэ
(後手).
Шахматы и сёги
Сравнивая сёги и шахматы, можно сказать, что сёги – это игра:
- не для тех, кто склонен разменивать фигуры, переводя игру в скучный пешечный эндшпиль и по капле наращивать преимущество;
- для тех, что любит длинные тактические комбинации с неожиданными ходами (появлениями на доске фигур, сброшенных в нужное место);
- для тех, кто не любит ничейных шахматных исходов – в сёги невозможно сыграть по заказу в ничью.
Нельзя не упомянуть и о компьютерных сёги. По словам героя Японии и обладателя всех титулов профессиональных сёги Й.Хабу «в матовых задачах компьютер уже превосходит лучших игроков. Однако в нормальных играх компьютеру все еще далеко до профессионального уровня. Он играет в силу примерно 4 любительского дана» . В обычных шахматах ситуация несколько иная – компьютерные программы играют на уровне, а порой и сильнее лучших гроссмейстеров.
80-90-е годы прошлого столетия ознаменовались бурным ростом популярности сёги. Резко увеличилось количество играющих, были образованы федерации сёги в Америке и Европе, начался выпуск литературы. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди любителей. На сегодняшний день сёги, являющиеся наряду с чайной церемонией и икебаной органичной и неотъемлемой частью японской культуры, прочно вошли и в культуру мировую, не получив развития лишь в Африке.
Европейская федерация сёги (FESA) на данный момент объединяет 13 стран: Австрию, Беларусь, Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Россию, Украину, Францию, Чехию и Швецию. В Европе постоянно проводятся турниры серии Гран-При.
Белорусская ассоциация сёги вступила в ряды FESA в 2002 году. Несмотря на молодость нашей ассоциации, наши игроки успешно выступают в международных турнирах. Так, С.Корчицкий занял второе место на турнире серии Гран-При, проходившем в январе этого года в Москве, уступив победителю, игроку 2 дана, лишь по коэффициенту. В Минске проводятся турниры и постоянные встречи любителей этой игры.
Приятно отметить, что буквально несколько лет назад культурные контакты между сёги и шахматами заметно усилились. Вышеупомянутый Хабу буквально за два года увлечения шахматами выполнил норму международного мастера. Блестящую игру на 64 клетках показывает и другой топ-игрок в сёги – Мориучи
Великие представители мира шахматного также не обделяют сёги вниманием. Приведем высказывания сильнейших шахматистов планеты, посвященные японской логической игре
Г.Каспаров: «Сёги – уникальная игра. Я постараюсь поглубже изучить ее и поехать в Японию».
Р.Пономарев: «Я увлекаюсь еще и китайскими, и японскими шахматами, так что можно будет попробовать стать первым и в них».
Ж.Лотье: «Мир игроков в сёги произвел на меня глубокое впечатление. Известный лозунг FIDE «Gens Una Sumus» (мы все одна семья) абсолютно соответствует миру сёги. Я играю в сёги и получаю от этого большое удовольствие. Я всего лишь новичок (возможно любитель первого дана в своей лучшей форме), но я полюбил игру с самого начала, особенно идею десантирования (выставления – прим
автора статьи) фигур вблизи вражеского короля… Здесь есть два важных следствия, которые очень привлекательны для традиционного шахматиста: невозможно какое-либо упрощение, поскольку никакой материал не подлежит размену, и что более важно, в играх очень маленький процент ничьих»
В.Крамник: «За последние годы сёги стали хорошо известны среди шахматистов во всем мире. Я искренне желаю, чтобы между шахматным и сёги- сообществами продолжалась крепкая и плодотворная дружба».
Трудно сказать, какая из двух игр более сложна. Но если вас не оставили равнодушными слова таких высоких экспертов, то вы можете сами оценить достоинства и недостатки японских шахмат. Для этого нужно лишь сесть за доску и начать партию.