Шаг 7. Играем как можно чаше
Как играть в варианты шахмат
Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами, или «варианты шахмат». У каждого варианта свои правила.
- Шахматы-960: в шахматах-960 (шахматах Фишера) начальная расстановка фигур выбирается случайным образом. Пешки расположены как и в обычных шахматах, а остальные фигуры за ними расставляются случайно.
- Царь горы: в этом варианте шахмат можно добиться победы, заняв своим королем одно из полей в центре шахматной доски, так называемую «вершину горы».
- Шведские шахматы: в эту игру играют парами. Когда один из игроков берет фигуру соперника, ее может использовать его напарник. Например, если я играю белыми, и мой напарник, играя черными, берет белого коня у своего соперника, то любым своим будущим ходом я могу выставить его на любое свободное поле доски.
- Крейзихаус: очень интересная игра, где вы можете использовать фигуры, взятые у соперника. Например, если я играю белыми и беру черную пешку, она превращается в белую пешку, которую я могу выставить на доску как свою фигуру любым своим будущим ходом.
- До трех шахов: в этой игре побеждает тот, кто первым даст три шаха королю соперника.
Наслаждайтесь этими удивительными вариантами шахмат.
Рекомендуем ->
Как играть в шахматы-960
Шахматы-960 используют стандартные правила, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где они размещаются любым из 960 возможных способов, выбранным случайно. Рокировка происходит как и в обычных шахматах: король и ладья встают на привычные поля (g1 и f1, или c1 и d1). Шахматы-960 отличаются от обычных только большим разнообразием в дебюте.
Рекомендуем->
Рекомендуем ->
Как играть по правилам шахматных турниров
Во многих турнирах применяются одинаковые правила. Они отличаются от Такие правила не применяются в партиях, которые играют дома или по сети, но вам, возможно, всё равно захочется их использовать.
- Тронул — ходи — Если шахматист касается своей фигуры, он обязан сделать ход этой фигурой, если он возможен. Если шахматист касается фигуры соперника, он обязан её взять. Шахматист, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав «поправляю».
- Шахматные часы — В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).
Пешие солдатики
Пешка — единственная фигура, которая никак не записывается и имеет такую значительную численность на игровом поле. «Аль-бейзак» в переводе с арабского языка — пехотинец. Совершать ходы пешка может только вперед на одну клетку.
Фигуры в шахматах, фото которых присутствуют в данной статье, помогут шире познакомиться с захватывающим шахматным миром.
Итак, на закуску у нас самое интересное.
.
Ферзь — самая сильная шахматная фигура. Номинальная стоимость 10 очков.
Как сказал кардинал Ришелье, играя в шахматы с Д’Артаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» — не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь». Но того требовал ход сюжета…
Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. НЕ может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже.
Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите, и в нападении, очень мобильный и сильный
Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигур черных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного ферзя. Если белый ферзь решит ударить кого-либо из них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого. И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства.
Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.
Король
.
Король — самая главная фигура. Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что король слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна.
С другой стороны, король также может передвигаться и бить фигуры соперника. В конце игры, когда фигур на доске на порядок меньше, и прямых угроз королю не так много, его сила оценивается примерно как сила легкой фигуры (коня или слона).
Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на одну клетку.
То есть, находясь в середине доски, король пробивает 8 полей.
Теперь Вы знаете, как ходят и наносят удары шахматные фигуры. Чтобы запомнить каждую, необходимо попрактиковаться. Для того, чтобы эта практика прошла быстро и весело и при этом эффективно, предлагаю поиграть в так называемый «Шахматный лабиринт»:
Сценарий следующий: белый король, это вы. Пешки, это стены вашего дома. Их двигать нельзя. Чёрный конь это гость, которого нужно встретить. Другими словами, надо королем дойти до коня. Как ходит король, думаю, вы помните.
В сущности все просто, король по одной клетке доходит до коня, но не совсем… У вас дома куча мебели, которая мешает добраться до гостя. Например, вот так:
Мебель необходимо отодвигать, чтобы расчистить себе дорогу. Благодаря этой игре, вы сможете быстро запомнить, как передвигается каждая единица этой «мебели»:)
Усложняйте себе задачу до тех пор, пока в вашем доме останется очень мало пространства. Например, вот так:
Чатуранга — первое название игры, которая сейчас известна как шахматы. Игра была придумана в Древней Индии. Играть одновременно могли 4 человека, ходы совершались поочередно, а их количество определялось бросанием костей. Цель Чатуранги заключалась в уничтожении «войска» противника, которое состояло из пехоты, слонов и коней.
Игра начала быстро распространяться по всему миру. В восьмом столетии она стала очень популярной в арабских странах, где получила новое название — шатрандж. Игра подверглась множеству изменений. Так, для победы надо было не побить все шахматные фигуры противника, а поставить мат. Количество игроков сократилось в два раза.
Испания стала первой страной Европы, где появились шахматы. Именно в Испании игра обрела внешний вид и правила, которыми пользуются и в наши дни.
Шахматные турниры считаются очень популярными и престижными соревнованиями. Победители подобных турниров получают мировую известность.
Возможности короля
Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.
В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:
- вперед или назад,
- влево или вправо,
- по всем диагоналям.
Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.
Как в шахматах ходит конь? Как бьет конь? Какие особенности фигуры?
Как по правилам игры в шахматах ходит конь? Как конь может бить другие фигуры? Какие особенности у фигуры? Где находится на шахматной доске во время начала игры?
Конь ходит буквой «Г». На картинке видно, что, находясь в центре, конь может ходить аж на 8 полей. Но если уместить коня в угол, то там он сможет сделать лишь 2 возможных хода. Отсюда вывод, который слышал любой начинающий: коня надо развивать к центру, на краю или в углу доски он весьма ограничен.
Ест конь как любая шахматная фигура: встаёт на поле, где стояла вражеская фигура, а съеденная фигура удаляется с доски.
Его особенность в том, что он может перепрыгивать через любые (и вражеские, и свои) фигуры. Также конь может исполнять забавный тактический трюк, называемый «вилка». Трюк заключается в том, что конь может одновременно нападать на несколько более сильных вражеских фигур, чем он сам. Например, на ладью и ферзя (конь = 3 пешки, ладья = 5 пешек, ферзь = 10 пешек). И фокус в том, что за 1 ход противнику, которому поставили вилку, не удастся защитить обе фигуры, и конь съест более сильную фигуру, чем он сам, тем самым создавая материальный перевес, который может быть просто решающим. На рисунке конь сделал вилку на 2 чёрные ладьи; одну из них он съест, после чего у белых будет большой перевес, так как ладья стоит 5 пешек, а конь — 3.
Слон — дальнобойная фигура — ценится выше, чем конь (за него принято давать 3.5 пешки), но в закрытых позициях (большинство пешек обоих сторон друг друга блокируют), где мало пространства для манёвров, конь ценится выше, чем слон.
Конь — самая необычная фигура в шахматах, ибо ходит совсем не так, как остальные фигуры.
Конь особенно силён в блице (молниеносной игре) за счёт своих «вилочных» тенденций. В блице считается, что даже если позиция открытая, то есть более выгодная для слонов, конь всё равно сильнее, ибо он коварен: раз, и вилка! Здесь классный фрагмент на тему.
В искусстве часто употребляется такое словосочетание, как «ход конём». Есть даже несколько фильмов с подобным названием. А в известном фильме Эльдара Рязанова «Джентльмены удачи» есть сцена, где главные герои, рецидивисты, играют в шахматы и у них возникает конфликт по поводу того, что надо было ходить конём («Лошадью ходи, век воли не видать!»). Тут можно посмотреть этот отрывок.
Тандем коня и ферзя называют «дьявольским тандемом», так как это сочетание фигур в атаке весьма опасно для защищающейся стороны.
Из начальной позиции в первую очередь после занятия центра пешками как правило нужно выводить коней, а потом уже всех остальных.
Обычно когда пешка доходит до последней горизонтали, она превращается в самую сильную фигуру — ферзя. Можно подумать, что на втором месте по частоте превращений стоит ладья, но это не так. На втором месте стоит конь, так как он обладает своими необычными свойствами.
Шаг 3. Изучите особые правила шахмат
В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.
Как превратить пешку в шахматах
У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»). Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.
Как сделать взятие на проходе в шахматах
Последнее правило относительно пешек называется «взятием на проходе». Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), у пешки соперника появляется возможность взять эту проскочившую пешку «на проходе». Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку «на проходе» будет нельзя
Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило
Как делать рокировку в шахматах
Ещё одно особое шахматное правило называется «рокировкой». Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:
- до рокировки король ни разу не ходил
- до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
- При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
- король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника
Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой»
Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на две клетки.
История шахмат
Игра в шахматы была придумана индийцами в VI веке до н. э. В глубоком прошлом шахматы назывались по-другому. Чатуранга — это значило «Четыре отряда войск».
Игра очень походила на современные шахматы, однако были определенные отличия. Доска, на которой происходила сама игра, также состояла их клеточек 8х8, но вот только цвет их был один. Разделили доску на два цвета намного позже, уже в Европе. Сколько фигур в шахматах в наше время, столько было и на тот момент.
Но главным отличием древних шахмат было количество участников игры. В игре принимали участие сразу четыре человека. Причем каждый выставлял отдельно свое «войско» в определенном углу на игровой доске. Вместо короля был Раджа, пешки были пехотой, конница, соответственно, состояла из коней, также в войско входили боевые слоны и колесница из ладьи. Фигуры имели четыре цвета: красный, желтый, зеленый и черный. Игроки по очереди бросали игральный кубик, который определял, какая фигура будет производить ход. Если выпадала единица — ход был пешкой, двойка — конь, цифра три означала ход ладьи, четыре — слон, пять и шесть означали ход короля. Королева, она же ферзь, в шахматах отсутствовала. Игра заканчивалась, когда все фигуры противника были ликвидированы.
Запись партии
Шахматная нотация нужна в первую очередь для того, чтобы можно было кратко записывать ходы в партии, а также называть нужные клетки.
Чтобы упростить запись, используются сокращения названия фигур. Большинство фигур записывается по своей первой букве: ферзь — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К. Чтобы не путать короля и коня, короля записывают двумя буквами: Кр. А когда ходит пешка, ее никак не обозначают, а записывают только клетку, на которую она делает ход.
До изобретения шахматного языка использовалась описательная нотация, например, говорили: чернопольный слон белых отправляется по диагонали на три клетки вверх до центрального поля. А сейчас мы просто скажем: слон идет на клетку е5. А в записи это будет выглядеть еще быстрее: Сe5.
Благодаря шахматной нотации любая партия может быть быстро и понятно записана. Для не знакомых с шахматами людей это может показаться сложным, но любой шахматист легко разберет этот шифр. Например, так выглядит запись одной из самых коротких партий на свете — детский мат:
-
e4 e5
-
Cc4 Кc6
-
Фh5 Кf6
-
Фf7 — мат.
Благодаря знанию шахматного языка возможно:
-
читать шахматные книги, разбирать самостоятельно по записи ходов все когда-либо сыгранные гроссмейстерами партии и учиться их идеям;
-
записывать свои собственные партии, показывать их затем родителям или тренеру, хвастаться удачными ходами, анализировать и находить ошибки;
-
общаться с тренером — если ученик владеет шахматной нотацией, то он может обсуждать задачи с наставником и решать их в уме, не передвигая фигуры, а называя ходы нотацией. Это отлично развивает абстрактное мышление, умение представлять доску в голове и просчитывать варианты.
Занятия шахматами в онлайн-школе Skysmart построены от простого к сложному: от того, сколько клеток на шахматной доске, до разбора партий гроссмейстеров и участия в турнирах. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков.
Передвижение ладьи
Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:
- цвет полей не имеет значение;
- передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
- количество клеток одного хода не ограничено;
- есть возможность использовать рокировку.
Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.
В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.
Ферзь | Энциклопедия шахмат | FANDOM powered by Wikia
Возможные ходы ферзя
Ферзь (перс. فرزین ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти пешкам. Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.
В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона. Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.
В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.
В старых русских шахматах ферзь, по предварительной договорённости, мог ходить ещё и как конь и назывался в этом случае «ферзь всяческая».
Ферзь в шахматной партии Править
Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 (у белых) и d8 (у черных). Поля, которые занимают ферзи в начальной расстановке фигур, того же цвета, что и сами фигуры. В связи с этим популярно выражение «ферзь любит свой цвет», используемое при обучении начинающих игроков в шахматы.
Считается, что в дебюте надо проявлять осторожность с развертыванием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится крайне уязвим для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле
Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают у короля и лёгкой фигуры, почти всегда ― у короля и ладьи, в большинстве случаев — у короля и двух лёгких фигур, а также у короля, ладьи и пешки.
Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является продвижение пешки в ферзи: удачное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей путём превращения в них пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.
При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно и в официальных правилах игры отсутствует.
Ферзь в шахматных задачах Править
Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений
Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.
Название «ферзь» происходит от перс. فرزین — «полководец», «визирь».
Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии:
- по одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во фр. vierge — «девственница, дева».
- по другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.
- ↑ Сила шахматных фигур
- ↑ Считается, что в большинстве случаев, при прочих равных условиях, две ладьи весомее, чем ферзь. Однако существует много позиций, где, наоборот, ферзь оказывается сильнее двух ладей. См., например: Шаблон:±. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 195. Партия № 53 Портиш — Фишер. — 272 с.
- ↑ см. «Толковый словарь живого великорусскаго языка» В. И. Даля, статью «Ферзь».
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Шаблон:Cite web
- ↑ Фасмер, Этимологический словарь
Как пешка может превратиться в ферзя
После того, как пешка доходит до наиболее отдаленной горизонтали от начальной позиции, игрок должен ее заменить на коня, ладью, слона или ферзя. Такая замена называется термином «превращение» и является составной частью этого хода. Чаще всего пешку превращают именно в ферзя, так как он обладает наибольшей силой
Для превращения неважно, сколько аналогичных фигур имеется на доске, так что если у игрока уже имеется один ферзь, после превращения их станет два
В этом примере пешка доходит до восьмой горизонтали и превращается в ферзя. Так как превращение является частью этого хода, белые ставят мат: (1.пd8(Ф)#).
Вам будет интересно: слабые превращения
В некоторые моменты игры пешку более выгодно превратить в отличную от ферзя фигуру (это называется «слабым превращением»). Вот эти ситуации:
- Так как конь может атаковать по недоступным ферзю направлениям, то с помощью превращения в коня появляется возможность создать «вилку» (подставить под удар сразу несколько вражеских фигур), поставить шах или мат.
- Превращение в ферзя создает патовую ситуацию (ничья), и тогда пешка становится ладьей или слоном.
Шахматные фигуры. Пешка
В начале партии у вас их 8 штук и пешка является самой слабой фигурой. Пешка ходит только вперед на одно поле, ест вперед наискосок и тоже только на одно поле. Из стартового расположения пешка первым ходом имеет право прыгнуть сразу на 2 клетки вперед. При этом прыжке на 2 хода, если вражеская пешка оказывается непосредственно сбоку от вашей, то соперник следующим ходом может взять вашу пешку, поставив свою не на место вашей а на 1 клетку ближе к вам — это называется взятие на проходе. Самая слабая фигура в процессе игры может стать самой сильной, так пешка, достигнув последней горизонтали, превращается в любую фигуру на усмотрение играющего, хоть в ферзя.
Мы описали как называются, выглядят и ходят шахматные фигуры. В следующей статье мы затронем слабые и сильные стороны и рекомендации, что с ними делать в той или иной позиции или стадии партии.
Чатуранга — первое название игры, которая сейчас известна как шахматы. Игра была придумана в Древней Индии. Играть одновременно могли 4 человека, ходы совершались поочередно, а их количество определялось бросанием костей. Цель Чатуранги заключалась в уничтожении «войска» противника, которое состояло из пехоты, слонов и коней.
Игра начала быстро распространяться по всему миру. В восьмом столетии она стала очень популярной в арабских странах, где получила новое название — шатрандж. Игра подверглась множеству изменений. Так, для победы надо было не побить все шахматные фигуры противника, а поставить мат. Количество игроков сократилось в два раза.
Испания стала первой страной Европы, где появились шахматы. Именно в Испании игра обрела внешний вид и правила, которыми пользуются и в наши дни.
Шахматные турниры считаются очень популярными и престижными соревнованиями. Победители подобных турниров получают мировую известность.
Правила шахмат
Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.
Ход считается сделанным в следующих случаях:
- рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
- при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
- при рокировке;
- при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.
Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:
- Рокировка — одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
- Взятие на проходе — специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.
Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.
Выигрыш в шахматах
Шах — ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:
- отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
- взять фигуру, которая угрожает королю;
- поставить другую свою фигуру под удар.
Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.
Партия считается выигранной если:
- один из игроков дал мат королю соперника;
- один из игроков признал поражение;
- у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
- техническая победа.
Ничья в шахматах
Пат — ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.
Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:
- никакая последовательность ходов не приводит к мату;
- троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
- оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
- обоюдное согласие на ничью;
- один из игроков просрочил время.
Контроль времени в шахматах
Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.
Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:
- на доске стоит мат;
- на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
- флажки упали у обоих игроков;
- у оппонента нет возможности поставить мат.
Шахматные соревнования
Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:
- швейцарская система;
- круговая система;
- нокаут-система;
- схевенингенская система.
К популярным международным шахматным турнирам относятся:
- чемпионат мира по шахматам;
- чемпионат Европы по шахматам;
- кубок мира;
- национальные чемпионаты;
- FIDE Grand Prix Series.
Шахматные структуры
Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) — организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.
Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Шахматы».
Многие проводят свое свободное время за игрой в шахматы. В эту игру увлеченно играют люди всех возрастов. При знании правил игры и составлении определенной стратегии ходов удовольствие от выигрыша не заставит себя долго ждать. Однако для начала необходимо ознакомиться с правилами, узнать название фигур в шахматах.
«Знакомство с шахматной фигурой. Ладья»
Шахматы 1класс
МКОУ «Погорельская СОШ»
Сколько клеток на шахматной доске? (64)
4.Сколько белых полей в каждой горизонтали? вертикали? (По 4.)
Сколько шахматных фигур всего? (32)
1. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? Справа на лево(Горизонталь.)
2. Какая шахматная дорожка тянется сверху вниз. Сверху вниз (вертикаль)
3. Что следует за белым полем на шахматной доске, за черным полем (черное поле, белое поле)
7
6
12
13
9
6
15
4
11
Обозначение Ладьи
В сравнительной силе ладья ценится – 5 пешек.
Относится к классу тяжелых фигур
Имеет следующие обозначения:
Местоположение ладьи в начальном положении
Белые ладьи a1 и h2
Черные ладьи а8 и h8
Ладьи очень храбрые, но не слишком хитрые. Они ходят только по линиям горизонтали и вертикали, на любое количество полей.
Местоположение ладьи
Как ходит ладья
Ход ладьи из начального положения
Ход Ладьи
Как ходит ладья?
Так вот, где бы ни стояла ладья, она может перейти на любую клетку своей линии.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!
Ладья ходит по горизонтали или по вертикали на любое число полей, если на её пути не стоят фигуры.
Ход Ладьи
Как ходит ладья? (по Гор. Верт.) Как рубит ладья? (также как и ходит)
Но если ладья при
движении упрётся в край
доски или другую фигуру
своего цвета, ей придётся
остановиться, а если на
фигуру противника то
может ее рубить.
Ладья берёт любую фигуру противника, стоящую на одной с ней линии.
Ход Ладьи
Задача : за 3 хода занять поле d7
Сколько существует возможностей попасть с трех ходов белой ладьей с поля h2 на поле d7
12
Как рубит ладья
Ладья рубит также как и ходит по горизонтали и вертикали
Ладья рубит также, как и ходит по горизонтали или по вертикали.
Какую фигуру ладья может рубить
Какую фигуру ладья
рубит без потерь
Конь на d5 находится под защитой пешки на с6
Пешка h5 находится под защитой ладьи на h7
Конь на f7 находится также под защитой ладьи на h7
Шахматная задача
Белая ладья должна попасть на другой конец длинной диагонали, но ей мешают часовые — чёрные ладьи. И пешки тоже, как назло, стоят на пути: им не давали приказа двигаться. Какие ходы нужно сделать белой ладье, чтобы добраться до цели?
Сколько надо сделать ходов?
Поля с синими
стрелками
охраняют
ладьи противника
Рефлексия
Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия. 1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим! 2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим! 3. У меня остались некоторые вопросы.
Отрази свое настроение смайликом.
Литература
И.Г. Сухин Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. 2012г.
2. Картинки и векторы фигур интернет ресурс
http://p1.pichost.me/i/22/1447074.jpg
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.chessgu.ru