Бесконечный цейтнот

В чем причины цейтнота?

Интерпретация каждого хода как чрезвычайно важного. Я полагаю, что основная причина, на фоне которой возникают все проблемы. Некоторые шахматисты уверены, что каждое принятое по ходу игры решение оказывает одинаковое влияние на итоговый результат

Но это не совсем так. Ходы, совершенные в критические моменты, важнее, чем действия в начале матча при наличии большого количества альтернатив и равенстве фигур.

Неуверенность в собственных силах. Часто мы двигаем фигуры интуитивно, поскольку позиция на доске располагает к этому. Но, опасаясь последствий, начинаем обдумывать найденный вариант и искать лучшие альтернативы. Секунды тают. Спустя некоторое количество времени мы совершаем тот самый очевидный ход. Минуты оказываются потраченными впустую.

Стремление играть в идеальные шахматы. Многие игроки хотят создать шедевры, яркие и запоминающиеся партии. Но такие матчи остаются редкостью. Соперничество на самом высоком уровне не лишено ошибок. Трата временных ресурсов на поиск идеальных ходов с самого начала поединка приведет вас к неминуемому краху из-за цейтнота.

Медлительность. Многие люди принимают важные решения в своей жизни под давлением внешних обстоятельств. Шахматисты часто переносят эту привычку на доску. Ходы совершаются медленно до тех пор, пока на игрока не начнет давить временной лимит.

Плохая подготовка к дебюту партии. Потери времени часто случаются из-за заминок после семи-восьми ходов ввиду неожиданных действий соперника, которые следовало изучить заранее. В результате вы оказываетесь под прессом, теряете много времени и проигрываете партию.

Недостаток концентрации. Типичная проблема юных шахматистов и некоторых зрелых игроков. Разум таких людей наполнен несвязанными с партией мыслями и идеями. Результатом становится потеря ценного ресурса — времени.

Таковы основные причины возникновения цейтнота в шахматах. Давайте разберемся в том, как решить озвученные выше проблемы.

Как шахматисты используют цейтнот

Много проблем контроль времени решил (нечестная игра, растянутые партии), но возникли иные – это уже упомянутый цейтнот, когда игроку не хватало времени на раздумья.

А с появлением правил, законов, запретов либо ограничений находятся и способы обойти их или использовать в собственных целях.

Внедрение контроля времени принесло серьезную проблему шахматистам – его нехватку.

Решалась она просто:

  1. тем, кто оказался в цейтноте, нужно делать неожиданные хода, чтобы соперник дольше раздумывал об ответной мере, и не совершать ходов через всё поле без крайней на это необходимости;
  2. если времени мало у соперника, то желательно совершать непредсказуемые ходы, чтобы тот не успевал понимать их сути.

В то время появилась «игра на флажок». Игрок с худшим положением на шахматной доске, но с хорошим запасом отведённого времени, тянул его, чтобы заставить соперника попасть в цейтнот, заставить нервничать, делать непросчитанные ходы, ошибаться.

Использовать собственный цейтнот научились некоторые шахматисты с развитой интуицией и отличающиеся быстрой реакцией на изменение ситуации на игровом поле. Такой игрок специально затягивает время в первой половине игры, чтобы оказаться в цейтноте.

Противник, видя его положение, делает непредсказуемые ходы, совершает их быстрее с целью не дать попавшему в цейтнот возможности достойно ответить. Однако, имея худшую интуицию и менее развитый навык быстрой игры, он сам начинает делать ошибки.

Значение слова

Понятие цейтнот было введено искусственно в шахматных турнирах, где изначально время никак не было ограничено. Это позволяло как следует обдумать свой ход, просчитать все комбинации, не находиться в состоянии стресса, но вместе с тем такие партии могли затягиваться на десятки часов – трудно становилось не только игрокам, но и судьям, зрители просто расходились.

Продуктивность такой игры была не всегда на высоте, поэтому время на обдумывание каждого хода стали ограничивать. Заметив схожесть ограниченности по времени с другими процессами понятие цейтнот перекочевало в распространённое употребление.

Чаще всего слово цейтнот времени используется в рабочей деятельности, когда обозначены сроки наступления определённого события – дедлайна (сдача отчёта, презентация готового продукта, выпуск журнала, сдача дипломной работы или партии выпуска деталей). Чем ближе окончательный срок, тем меньше времени и жёстче условия цейтнота, такая ситуация начинает требовать не только ускорения процесса без потери качества, но и возможно кардинального изменения первоначального курса. Подобная стрессовая ситуация часто приводит к активизации творческого мышления, где человек придумывает способы оптимизации, вспоминает старые нужные контакты и вообще перестаёт спать на рабочем месте.

Стоит отметить, что работать в состоянии цейтнота – лихорадочной суеты могут не все без потери качества. Наличие решительности, развитой интуиции, базового уровня спокойствия помогают находить творческие решения и не впадать в панику. Организованность, способность учитывать риски и уверенность в себе рождают новые стратегии не только решения проблем, но и взаимодействия. Именно так благодаря тому, что возник цейтнот, простой рабочий может перепрыгнуть иерархию и пойти напрямую к руководителю с предположением модернизации, а дизайнер, наконец, заявляет о своём личном проекте, лежащем в тумбочке. Кто-то может вспомнить о своих талантах, напрямую не связанных с деятельностью компании или позвать на помощь друзей также из другой сферы – это точка рождения нового взаимодействия и новой системы решения базовых задач.

Кроме плюсов цейтнот имеет и минусы, особенно для людей с неуравновешенной психикой, также он повышает возможное количество ошибок, поэтому если есть возможность избежать работы в таком режиме, то это необходимо делать. Существует несколько основных жизненных стратегий, пожирающих время и соответственно приводящих к цейтноту.

Перфекционизм в развитом виде помогает не только удивительно гениально сделать всю работу и исключить все недостатки, доведя до идеального состояния проект, но также заставляет человека несколько раз перепроверять уже сделанное, контролировать работу участников работы, вычитывать каждую букву. Возможность немного расслабиться, довериться команде и отсутствие страха перед небольшими замечаниями позволит работать в более расслабленной обстановке и в итоге с меньшими затратами времени.

Страх, как движущий фактор всегда приводит к поспешным выводам, суетливому поведению, постоянным изменениям уже сделанного. Опять же нервное напряжение, стресс может не давать сосредоточиться. Но не только такие эмоциональные черты поедают время, а вообще стиль жизни человека – чем больше он склонен к рассуждениям и чем меньше умеет действовать в непосредственной ситуации с частичной неопределённостью, тем выше вероятность цейтнота.

Важно понять к какому типу относитесь лично вы, чтобы дальше организовывать свою деятельность. Некоторые люди показывают максимальную эффективность только в условиях цейтнота и подсознательно специально создают себе такие условия – это те, кто пишет диплом за последнюю неделю, учит экзамен перед кабинетом, придумывает идею проекта перед презентацией, а спонсоров находит ночью, и что удивительно, именно такому человеку они отвечают

Для других подобные состояния могут быть крайне выматывающими, человек может быть конструктивным только, когда действует по чёткому плану и полностью теряется, если что-то выходит из-под контроля – они сдают всё чуть заранее, чтобы иметь возможность подправить, прежде чем публиковать статью много раз перепроверят исследование.

Важен вопрос эмоционального комфорта и личной эффективности, поэтому одним важно понять, как не допустить цейтнот и быстро из него выбраться с минимальными потерями, а другим, как лучше организовать себе такое пространство

Как ходят шахматные фигуры

Самой весомой и значимой шахматной фигурой является король. Возможные ходы фигуры: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона, так как может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур).

Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.

Слон может ходить по диагонали на любую клетку, если там нет других фигур. Бывают чернополые и белополые слоны (первые ходят по полям черного цвета, вторые – белого).

Конь – условная стоимость – 3 пешки. Возможный год – в форме буквы «Г». Это означает, что в начале хода он может перемешаться на две клетки в вертикальном направлении, после чего – на одну клетку в горизонтальном направлении. Также возможный ход коня – одно поле в вертикальном направлении и два – в боковом горизонтальном. Фигура коня имеет право «перепрыгивать» через другие фигуры.

Пешки имеют право ходить в вертикальном направлении, однако также могут бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побили. В ситуации, когда пешка расположена в первоначальной позиции, она может ходить через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

Ошибка 1: Царь-гуляка

В некотором царстве, в некотором государстве, в одной процветающей компании руководитель решил, что достиг он уже высшей власти, почета и уважения. А значит, самое время ему пришло оставить дела трудные, жить да радоваться.

Бывают, и очень часто, ситуации в жизни, когда, достигнув своей цели, человек расслабляется и решает, что он все сделал и теперь можно развлекаться, наслаждаться властью, не включаясь в процесс управления Компанией. Так и случилось на одной из наших игр.

В чем именно ошибка, казалось бы, определить легко, но на самом деле все гораздо интереснее. Немного погружу Вас в подробности произошедшего.

В роли Царя на игре выступал молодой юноша. И в этой роли он, в первую очередь, увидел возможность беззаботно наслаждаться жизнью и придаваться блаженной неге. В качестве бояр он быстро, не раздумывая, назначил себе двух милых особ и фактически передал им всю власть.

Девушки очень скоро смекнули, что Царь больше рассматривает картины на стенах и вздыхает о скуке положения монарха, нежели управляет государством, не вникает в процессы, происходящие в стране. Бояре быстро воспользовались ситуацией и обернули ее в свою сторону – набили карманы, прикрываясь указами Государя.

Знакомая ситуация? Конечно!

Очень часто такое происходит и в компании, и в стране, когда верховный главнокомандующий развлекается, а власть полностью доверяет своим заместителям, которые начинают разворачивать коррупцию, грабить казну, совершать нелегальные сделки для собственного обогащения, прикрываясь Главным. А руководитель и не знает, что происходит за его спиной и удивляется, когда народ или сотрудники устраивают революции, забастовки, бунты и т. п.

Так и в нашей игре, представление юноши о роли царя, как о самой скучной и легкой, были развеяны, когда обобранный до нитки народ был готов поднять государя на вилы. Хотя тот в свою очередь был убежден, что все в государстве прекрасно, и оно процветает.

Ошибки здесь вытекают одна из другой – первая, это конечно попустительство при управлении, неправильный выбор заместителей, не в меру развитое делегирование полномочий, отсутствие контроля и внимания к происходящим процессам. Выявлять подобные ситуации нужно заранее, до момента, когда все готово рухнуть. А помочь в этом может наш игровой тренинг «Князья и капуста».

Правила, регулирующие цейтнот

У ФИДЕ есть дополнительные правила в отношении игроков, попавших в цейтнот.

Первое правило касается . Игрок, у которого осталось менее пяти минут, в игре, в которой нет 30-секундного или более увеличения времени на каждый ход, не обязан вести счет, как обычно. Однако, если игрок устанавливает контроль времени, он должен обновить протокол перед тем, как сделать ход, как только упадет флажок, отмечая истечение первого, а теперь уже пройденного контроля времени. Если только один игрок находится в цейтноте и не записывает ходы, протокол соперника может быть использован для обновления счета. В случае взаимногоцейтнот, когда оба игрока перестали записывать ходы, директор турнира или помощник должны быть под рукой, чтобы записывать ходы по мере их исполнения, и их записи могут быть использованы для обновления протоколов после прохождения контроля времени. Если счет игры никем не записан в период цейтнота, игроки должны попытаться восстановить ходы игры под контролем директора турнира; если это невозможно, игра продолжается, и следующий ход считается первым ходом следующего контроля времени.

Второе правило касается возможности арбитра закончить игру как ничью из-за отсутствия у игрока усилий для победы в игре «обычными средствами». Иногда при внезапном контроле времени без приращений случается, что у игрока возникают проблемы с физическим выполнением неопределенной серии ходов в оставшееся время. Противник мог бы попытаться сыграть на этом и продолжать играть в надежде выиграть за счет потери времени, а не за счет выигрыша позиции на доске. Чтобы предотвратить это, ФИДЕ разрешает организаторам турниров применять правила, изложенные в статьях III.4 или III.5. Турнир, проводимый по статье III.4, позволяет игроку, у которого осталось менее двух минут, вызвать арбитра и потребовать введения пятисекундной прибавки. Использование III.4 представляет собой предложение ничьей, которое противник может принять. В противном случае, если арбитр соглашается ввести прибавку, противнику присуждается две минуты дополнительно к прибавке. В турнире, проводимом по статье III.5, игрок, имеющий менее двух минут, может вызвать арбитра и потребовать, чтобы партия была объявлена ​​вничью «на том основании, что его противник не может выиграть обычными средствами и/или что его противник делал никаких усилий, чтобы победить обычными средствами». Арбитр может принять претензию (что немедленно завершает игру как ничью), отклонить претензию (после чего игра продолжается, при этом противник получает две дополнительные минуты), или отложить решение. В этом случае сопернику могут быть предоставлены две дополнительные минуты, и игра продолжается до объявления арбитром или падения флага претендента, после чего арбитр принимает решение.

Правила, позволяющие арбитру объявлять партию вничью, не распространяются на блиц . Несколько блиц-турниров высокого уровня, таких как чемпионат мира по блицу 2009 года, проводятся с двухсекундным шагом, что дает игрокам время для выполнения ходов и препятствует попыткам выиграть вовремя в тривиальных ничьих позициях, таких как король и конь против короля и коня.

Версия для американских шахмат

Турниры проводятся по правилам Шахматной федерации США .есть правило, аналогичное рекомендациям ФИДЕ, которое можно использовать, если об этом варианте объявлено заранее, называемое правилом «недостаточных шансов на проигрыш». Игрок, у которого осталось менее двух минут без задержки или увеличения времени, может подать прошение директору турнира о ничьей на том основании, что у соперника нет разумных шансов выиграть позицию, если бы у обоих игроков было достаточно времени. В правилах US Chess это означало бы, что средний турнирный игрок (класс C) имеет менее 10% вероятности проиграть позицию против мастера, при этом оба игрока имеют достаточно времени. Директор турнира может принять претензию (завершив партию вничью), отклонить претензию и оштрафовать заявителя на одну минуту меньше времени или отложить решение. Если директор турнира откладывает решение, есть возможность заменить часы без задержки часами с задержкой, при этом оставшееся время заявителя будет сокращено вдвое. Поскольку правила недостаточного шанса проигрыша требуют усмотрения директора турнира, часы с функцией задержки или увеличения времени предпочтительнее, чем часы без них.

О

Обратный мат — это шахматная задача, при которой белые заставляют черных поставить мат в заданное число ходов.

Оппозиция — это положение, при котором между королями остается одна (короткая оппозиция) или 3–5 клеток (длинная оппозиция).

Отвлечение — это прием в шахматах, когда игрок выставляет фигуру-приманку, чтобы фигура соперника ушла с позиции защиты более важной фигуры. Отдаленная проходная пешка — это такая пешка, на вертикали которой не стоят пешки соперника, а также ее отделяет не менее двух вертикалей от других вражеских пешек

Обычно стоит близко к краю шахматной доски

Отдаленная проходная пешка — это такая пешка, на вертикали которой не стоят пешки соперника, а также ее отделяет не менее двух вертикалей от других вражеских пешек. Обычно стоит близко к краю шахматной доски.

Открытая линия — это вертикаль на шахматной доске, на которой нет пешек.

Открытый дебют — это дебют, который начинается с ходов e4 e5 белых и черных.

Открытое нападение — это нападение, при котором фигура или пешка уходит с линии действия другой нападающей фигуры.

Отложенная партия — это партия в шахматы, которую пришлось остановить и перенести на другой день.

Отсталая пешка — это пешка, которая не может продвигаться вперед, т. к. ей угрожает взятие, и при этом ее не могут защитить соседние пешки, которые уже продвинулись вперед или были разменяны.

Отталкивание плечом — это прием в шахматах, при котором игрок оттесняет вражеского короля, находящегося в квадрате пешки, чтобы не пропустить его на линию перед этой пешкой.

Освобождение поля — это тактический прием, с помощью которого игрок освобождает занятое своей фигурой поле, чтобы на него могла встать более сильная фигура.

Островки — это группы соединенных пешек, которые разделены вертикалями без пешек.

Кто подвержен цейтноту

Специалисты отмечают, что цейтноту чаще всего подвергаются: 

Ответственные, дисциплинированные люди. Такие люди отличаются обязательностью и исполнительностью

Им важно доведение процессов до конечного результата.  Карьеристы. В желании достичь вершины карьерной лестницы карьеристы зачастую прибегают к выполнению большего количества задач. Желание быть первым в своей профессиональной среде подстёгивает их

Карьеристы, как правило, любят свою работу и способны тратить на неё и своё личное время, работа заменяет им развлечения, отдых, общение с людьми не из их профессионального круга.  Люди, обладающие другими качествами. Например, азартные, испытывающие спортивный интерес, нуждающиеся в самоутверждении, перфекционисты и другие

Желание быть первым в своей профессиональной среде подстёгивает их. Карьеристы, как правило, любят свою работу и способны тратить на неё и своё личное время, работа заменяет им развлечения, отдых, общение с людьми не из их профессионального круга.  Люди, обладающие другими качествами. Например, азартные, испытывающие спортивный интерес, нуждающиеся в самоутверждении, перфекционисты и другие.

Трудоголики чаще всего встречаются с состоянием нехватки времени

История появления слова цейтнот

Слово имеет немецкое происхождение. Если его разделить на составные единицы, то получится два самостоятельных слова: «zeit» — «время» и «not» — «нужда».

В Германии термин применяется в шахматах, когда у игрока отмечается недостаток времени на тщательное обдумывание хода. Чтобы контролировать время, в шахматных турнирах сейчас используют часы с двумя циферблатами. В данном виде деятельности цейтнотом заменяется необходимость напоминать шахматистам о том, что время на размышление и прогнозирование развития событий на шахматной доске ограничено.

В России «цейтнот» в значении «катастрофическая нехватка времени» впервые был употреблен Д.Н. Ушаковым в начале 20 века.

Позднее в философских словарях этот термин трактовался как дефицит времени.

Цейтнот в разговоре

В повседневном общении значение слова «цейтнот» всегда связано с отсутствием времени на какие-то дела. Если человек говорит об этом товарищу, как правило, он сразу же предлагает изменить планы.

Например, девушка предлагает своей подруге зайти в кафе, чтобы поболтать за чашечкой кофе, но той скоро нужно забирать дочь из музыкальной школы, а еще она собиралась зайти в магазин. Поэтому она говорит давней знакомой о том, что времени мало, и предлагает вместе сходить в магазин, ведь по пути можно будет поболтать.

Люди, которые привыкли жить в скоростном ритме, могут ссылаться на цейтнот, когда не успевают навестить родственников.

Кто подвержен цейтноту

Проблема нехватки времени часто затрагивает людей разных должностей, поколений, социальных статусов. Кто подвержен этому больше всего:

Ответственные и дисциплинированные люди

Им важно доводить результаты труда до идеального состояния.
Карьеристы, трудоголики. Чтобы получить побольше денег или очередное повышение, такие люди берут на себя максимум рабочих задач и трудятся в условиях цейтнота

Хорошо, если человек любит свою работу и сознательно жертвует другими аспектами жизни. Без преданности делу сотруднику обеспечено профессиональное самовозгорание.
Люди, сознательно ставящие себя в условия цейтнота. Им интересно бросать себе вызов и выполнять максимум задач за минимальные сроки.
Неорганизованные люди, отказывающиеся распределять время рационально.
Молодые мамы в декрете. Особенно тяжело тем, кому не оказывают помощь мужья или родители. Ежедневно матери приходится решать много задач (покормить, погулять, приготовить, постирать, поиграть, уложить спать, навести порядок). И это минимальный список того, с чем им приходится сталкиваться ежедневно.

Базовая теория игры

Начнем с самого главного дорогой друг. В шахматы играют как правило 2 человека. Иногда конечно же играют парами или же командами, но официальные турниры, чемпионаты и соревнования – это борьба двух человек. Один играет белыми фигурами, другой черными.

Если мы говорим про игру во дворе или на кухне с соседом за кружечкой пива или чашечкой кофэ, то играть можно без часов и времени. Просто игроки ходят по очереди до победы одного из них или ничьи.

Ну а на соревнованиях, турнирах и чемпионатах, естественно игроки играют с шахматными часами где каждому игроку дается определенное количество времени на его раздумья. Время не дается на ход, время дается на всю игру.

Обычно это такая позиция, когда вы съели у противника больше фигур чем он у вас или же он понимает, что через несколько ходов ему будет мат.

Выиграть можно и по времени. Вот вроде бы у тебя съели кучу фигур и вот-вот тебе будет уже мат, но у противника кончается время, и он считается проигравшим, а вы победившим.

Давайте рассмотрим, что такое:

Шах
– позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он может уйти с поля боя, либо его может прикрыть своим телом другая фигура. То есть от шаха можно уйти.

Мат
– позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он НЕ может уйти от нападения. Любое поле куда бы он не ступил – битое. И ни какая его фигура не может закрыть его своим телом.

Пат
— позиция на шахматной доске, когда игрок вообще никак не может сходить. В таком случае – это ничья.

Подробнее о том, как выглядит шах, мат и пат на доске, будет далее. Вам все равно нужно сначала изучить как ходят фигуры, нападают на друг друга и едят.

Цейтнот – кто подвержен

Мы выяснили, что цейтнот – это острая нехватка времени. Психологи отмечают, что подобному состоянию чаще всего подвержены:

  1. Дисциплинированные и чересчур ответственные люди. Они обязательны, исполнительны, всегда доводят все дела до конечного результата.
  2. Карьеристы. Стремясь достичь вершины карьерного роста, такие личности порой взваливают на себя большое количество служебных задач. Их постоянно подстегивает желание первенства в профессии. Карьеристы любят свою работу и готовы отдавать ей все время, даже внеурочное. Любимая работа заменяет им все – друзей, развлечения, отдых, общение, хобби и пр.
  3. Люди с иными качествами вроде азарта, перфекционизма, спортивного интереса или необходимости в самоутверждении.

Перечисленные категории обывателей чаще остальных попадают под жернова цейтнота.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: