Стратегия
Принятый ферзевый гамбит |
|
Гамбиты описываются как «предлагаемые» оппоненту, а затем это предложение считается либо «принятым», либо «отклоненным».
В современных шахматах типичный ответ на умеренно обоснованный гамбит – принять материал и вернуть его в выгодное время. Для менее звуковых гамбитов принимающий игрок с большей вероятностью попытается удержать свой лишний материал. Эмпирическое правило, часто встречающееся в различных учебниках по шахматам, предполагает, что игрок должен получить три хода (см. Темп ) для пожертвованной пешки, но неясно, насколько полезен этот общий принцип, поскольку часть компенсации «свободные ходы» почти никогда не бывает всего того, что выигрывает игрок. Часто гамбит может быть отклонен без ущерба.
Д
Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём,
либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать
их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску
на две равные половины.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок).
Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные).
Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством
шахматной доски в целом.
Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Рекомендации по розыгрышу дебюта
1. Главное — вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.
2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.
3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения — это уже до конца партии.
4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.
Что такое гамбит в шахматах
Гамбит в шахматах — это дебют, в котором жертвуется пешка или легкая фигура для получения различных выгод.
Широкую известность получил гамбит Морра, применяемый в Сицилианской защите: 1.e4 c5 2.d4 cd 3.c3. Белые отдают пешку ради быстрого развития позиции.
В качестве жертвы при розыгрыше гамбитного дебюта могут выступать одна или несколько фигур. Целью шахматиста, играющего гамбит, становится:
- получение инициативы,
- быстрое развитие позиции,
- расположение фигур в центре для обеспечения пространственного доминирования,
- розыгрыш ранее придуманной комбинации.
Жертва позволяет добиться преимущества по ходу партии. Пик востребованности гамбитов пришелся на 18 и 19 века. Дебюты с жертвой пешек или фигур оставались доминирующими на протяжении двух столетий. Развитие дебютной теории привело к постепенному отказу от обмена фигурами на первых ходах партий
Но гамбиты остаются важной частью изучения основ шахмат и формирования навыков счета ходов у юных игроков. Гамбитный стиль можно рассматривать как хорошо изученный и надежный способ для начала поединка между начинающими шахматистами
Разумность
Гамбит считается «правильным», если он позволяет добиться от противника адекватных уступок. Есть три основных критерия, по которым гамбит часто считается правильным:
- Выигрыш времени: игрок, принимающий гамбит, должен потратить время на то, чтобы добыть принесенный в жертву материал, и, возможно, должен потратить больше времени на реорганизацию своих фигур после того, как материал будет взят.
- Генерация дифференцированной активности: часто игрок, принимающий гамбит, децентрализует свои фигуры или пешки, а его плохо размещенные фигуры позволяют игроку разместить свои фигуры и пешки на полях, которые в противном случае были бы недоступны. Кроме того, слоны и ладьи могут активизироваться просто потому, что потеря пешек часто приводит к открытию. и . Бывший чемпион мира Михаил Таль однажды якобы сказал Михаил Ботвинник что он пожертвовал пешку, потому что она просто мешала.
- Генерация позиционных слабостей: наконец, принятие гамбита может привести к компрометации пешечная структура, дыры или другие позиционные недостатки.
Примером звукового гамбита является Скотч Гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Bc4. Здесь черные могут вынудить белых спекулятивно пожертвовать пешку с помощью 4 … Bb4 +, но белые получают очень хорошую компенсацию за одну пешку после 5.c3 dxc3 6.bxc3 или за две пешки после 6.0-0, приглашая 6 … cxb2 7 .Bxb2, благодаря преимуществу развития и атакующим шансам против черного короля. В результате черным часто советуют не пытаться удержать лишнюю пешку. Более сомнительный гамбит — так называемый Хеллоуинский гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6 4.Nxe5 Кxe5 5. d4. Здесь вложение (конь только на одну пешку) слишком велико для умеренного преимущества сильного центра.
Примеры
- Королевский гамбит: 1.e4 e5 2.f4
- Ферзевый гамбит: 1.d4 d5 2.c4
- Эванс Гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.b4
- Руссо Гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 f5
- Смит – Морра Гамбит: 1.e4 c5 2.d4 с намерением 2. ..cxd4 3.c3 dxc3 4.Nxc3
- Защита двух рыцарей: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nf6 4.Ng5 d5 с 5.exd5 Na5 6.Bb5 + c6 7.dxc6 bxc6 вероятно последует
- Блэкмар – Димер Гамбит (BDG): 1.d4 d5 2.e4 dxe4 3.Nc3 с последующим 4.f3
- From’s Gambit: 1.f4 e5
- Стонтон Гамбит: 1.d4 f5 2.e4
- Будапештский гамбит: 1.d4 Nf6 2.c4 e5
- Скотч Гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Bc4
- Латвийский гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 f5
- Датский гамбит: 1.e4 e5 2.d4 exd4 3. c3
- Блэкберн Шиллинг Гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nd4
- Это не настоящий гамбит черных, поскольку после 4.Nxe5 Фg5 Черные выигрывают материал. Белые могут (и из этой позиции должны) сами сыграть гамбит путем 5.Bxf7 +! Ke7 6.0-0! Qxe5 7.Bxg8 Rxg8 8.c3 Nc6 9.d4, когда две белые пешки и вращающийся центр пешки в сочетании с неуместным королем черных дают белым сильную компенсацию за принесенного слона.
- Слоновий гамбит: 1.e4 e5 2.Nf3 d5 !?
- Инглунд Гамбит: 1.d4 e5 ?!
- Итальянский гамбит: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Bc5 4. d4
- Атака жареной печени: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nf6 4. Ng5 d5 5. exd5 Nxd5 6. Nxf7 Kxf7
- Альбин Контргамбит: 1. d4 d5 2. c4 e5
- Бенко Гамбит: 1. d4 Nf6 2. c4 c5 3. d5 b5
- Милнер Барри Гамбит: 1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5 c5 4.c3 Nc6 5.Nf3 Qb6 6.Bd3 cxd4 7.cxd4 Bd7 8.Nc3 Nxd4 9.Nxd4 Qxd4
Примеры
- Королевский гамбит : 1.e4 e5 2.f4
- Ферзевый гамбит : 1.d4 d5 2.c4
- Гамбит Эванса : 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.b4
- Гамбит Руссо : 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 f5
- Гамбит Смита – Морра : 1.e4 c5 2.d4 с намерением 2. ..cxd4 3.c3 dxc3 4.Nxc3
- Защита двух коней: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nf6 4.Ng5 d5 с 5.exd5 Na5 6.Bb5 + c6 7.dxc6 bxc6, вероятно, последует
- Гамбит Блэкмара – Димера (BDG): 1.d4 d5 2.e4 dxe4 3.Nc3 с последующим 4.f3
- Гамбит От : 1.f4 e5
- Гамбит Стаунтона : 1.d4 f5 2.e4
- Будапештский гамбит : 1.d4 Nf6 2.c4 e5
- Шотландский гамбит : 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.Bc4
- Латвийский гамбит : 1.e4 e5 2.Nf3 f5
- Датский гамбит : 1.e4 e5 2.d4 exd4 3. c3
- Гамбит Шиллинга Блэкберна : 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nd4
- Это не настоящий гамбит черных, поскольку после 4.Nxe5 Qg5 Черные выигрывают материал. Белые могут (и из этой позиции должны) сами сыграть гамбит путем 5.Bxf7 +! Крe7 6.0-0! Qxe5 7.Bxg8 Rxg8 8.c3 Nc6 9.d4, когда две белые пешки и перекатывающийся центр пешки в сочетании с неуместным королем черных дают белым сильную компенсацию за принесенного слона.
- Слоновий гамбит : 1.e4 e5 2.Nf3 d5 !?
- Инглундский гамбит : 1.d4 e5 ?!
- Итальянский гамбит : 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Bc5 4. d4
- Атака жареной печени : 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nf6 4. Ng5 d5 5. exd5 Nxd5 6. Nxf7 Kxf7
- Контргамбит Альбина : 1. d4 d5 2. c4 e5
- Гамбит Бенко : 1. d4 Nf6 2. c4 c5 3. d5 b5
- Милнер Барри Гамбит : 1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5 c5 4.c3 Nc6 5.Nf3 Qb6 6.Bd3 cxd4 7.cxd4 Bd7 8.Nc3 Nxd4 9.Nxd4 Qxd4
П
Пат — это положение, при котором у игрока не остается ходов, но при этом король не стоит под шахом. Подробнее о том, что такое пат, можно узнать из другого нашего материала.
Перегрузка — это ситуация в шахматах, когда фигура защищает сразу несколько других фигур и из-за этого не справляется со своими задачами.
Перекрытие — это прием в шахматах, при котором игрок перекрывает линии для атаки и защиты фигур соперника, чтобы нарушить их взаимодействие.
Пешечная вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой пешка атакует две фигуры противника и более.
Пешечная цепь — это пешки одного цвета, которые расположены по диагонали и защищают друг друга.
Пешечные гонки — это ситуация в шахматах, когда своя пешка и пешка соперника наперегонки идут к противоположному полю, чтобы стать ферзем.
Пешечный штурм — это наступление пешек на королевском фланге соперника с целью вскрыть вертикали для ладей и ферзя.
Пешка — это шахматная фигура, которая ходит на одно поле вперед по вертикали и берет другие фигуры при ходе на одно поле вперед по диагонали. Первый ход пешка может сделать на два поля. Также она может стать другой фигурой (кроме короля), если займет поле на последней горизонтали соперника.
Пешки-неберучки — это две пешки, которые не может взять король соперника.
Пешкоедство — это плохая привычка шахматиста забирать все пешки соперника, не думая о последствиях.
План — это несколько ходов в шахматах, которые связаны одной целью.
Плохой слон — это такой слон, которого блокируют собственные или вражеские пешки, отнимают у него поля и ограничивают его подвижность.
Позиционная игра — это ситуация, в которой игрок проводит планомерные маневры фигурами и пешками, чтобы улучшить свою позицию и ослабить позицию соперника.
Позиционное преимущество — это особенности расположения фигур и пешек на доске, которые позволяют игроку планировать ходы с учетом слабостей противника.
Позиция фигуры — любое положение фигуры на шахматной доске в любой период партии.
Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске.
Полуоткрытая линия — это вертикаль, на которой стоят пешки противника, но нет своих пешек.
Полуоткрытый дебют — это вид дебюта, при котором белые начинают с хода e4, а черные оставляют свою королевскую пешку на месте и делают в ответ любой ход, кроме e5.
Полупат — это позиция, в которой у короля нет ходов, но есть один ход другой фигурой.
Поля превращения — это шахматные поля восьмой горизонтали для белых пешек и первой горизонтали для черных пешек, встав на которые они могут превратиться в другую фигуру.
Превращение пешки — это ситуация во время шахматной партии, когда пешка доходит до противоположного поля на стороне соперника и превращается в фигуру большей ценности.
Преимущество двух слонов — ситуация, в которой у одного из игроков есть два слона, а у его противника — слон и конь либо два коня.
Промежуточный ход — это сильный и неожиданный ход, который помогает улучшить позицию.
Промежуточный шах — это неожиданный шах, который помогает разрушить планы соперника или получить преимущество.
Прорыв — это прием в шахматах, при котором игрок жертвует пешку, чтобы отвлечь пешку соперника и образовать свою проходную пешку.
Проходная пешка — это пешка, путь которой свободен от пешек соперника. При этом на соседних вертикалях либо нет вражеских пешек, либо они не атакуют поля, через которые должна пройти пешка.
Пуанта — это самый трудный, впечатляющий ход в маневре или комбинации.
Пуля — ускоренный вариант блица, при котором на обдумывание ходов игрокам дают не более двух минут.
Королевский гамбит
Королевский гамбит принят
- Альгайерский гамбит – C39 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ng5
- Бертин (Три пешки) Гамбит – C35 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 Be7 4.Bc4 Bh4 + 5.g3 fxg3 6.0-0 gxh2 + 7.Kh1
- Слоновый гамбит – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Bc4
- Гамбит Блэкберна – C39 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ng5 h6 6.Nxf7 Kxf7 7.Nc3
- Гамбит Брейера – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Qf3
- Брайан (Кизерицкий) Контргамбита – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Bc4 b5
- Брайан Контргамбит – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Bc4 Qh4 + 4.Kf1 b5
- Гамбит Карреры (Басмана) – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Qe2
- Каннингемский гамбит – C35 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 Be7
- Двойной гамбит Муцио – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.0-0 gxf3 6.Qxf3 Qf6 7.e5 Qxe5 8.Bxf7 +
- Гулам Хасим Гамбит – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.d4
- Контрагамбит Джанутио – C34 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 f5
- Гамбит Ханштейна – C38 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 Bg7 5.0-0
- Гамбит Кереса – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nc3
- Кизерицкий гамбит – C39 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ne5
- Контргамбита Лопеса – Джанутио – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Bc4 f5
- Гамбит Макдоннелла – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.Nc3
- Муцио Гамбит – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.0-0
- Филидор Гамбит – C38 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 Bg7 5.h4
- Гамбит Полерио – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4
- Квадратный гамбит – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Nc3
- Рисовый гамбит – C39 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ne5 Nf6 6.Bc4 d5 7.exd5 Bd6 8.0-0
- Гамбит Розентретера – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.d4 g4
- Сальвио Гамбит – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.Ne5
- Гамбит Соренсена – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.d4 g4 5.Ne5
- Stamma Gambit – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.h4
- Гамбит Тартаковера (Малого слона) – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Be2
- Тройной гамбит Муцио – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.0-0 gxf3 6.Qxf3 Qf6 7.e5 Qxe5 8.Bxf7 + Kxf7 9.d4 Qxd4 + 10.Be3
- Гамбит Тамблвид – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Kf2
- Гамбит Виллемсона – C33 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.d4
- Дикий гамбит Муцио – C37 – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.Bxf7 +
Королевский гамбит отклонен
- Контрагамбит Аделаиды – C30 – 1.e4 e5 2.f4 Nc6 3.Nf3 f5
- Гамбит Чарусека – C32 – 1.e4 e5 2.f4 d5 3.exd5 e4 4.d3 Nf6 5.dxe4 Nxe4 6.Qe2
- Контрагамбит Фальбеера – C31 – 1.e4 e5 2.f4 d5
Изменение силы фигуры в процессе игры
Итак, нам известно, что гамбит – это такое начало игры, при котором выгодно принести в жертву легкий “материал”, ценность которого на момент первых ходов невелика. Однако сила фигур может меняться в зависимости от стадии партии и позиции, занимаемой одной из легких фигур, в частности, пешкой.
Помните мультфильм “38 попугаев”, в котором удава измеряли попугаями? Так вот, в шахматах сила фигуры измеряется в пешках, например, конь приблизительно равен трем пешкам; слон соответствует 3,5 пешкам; ладья равна пяти пешкам; ферзь приравнивается к 9,5 пешкам, а король в принципе бесценная фигура, и количество пешек может быть любым, которое допускает ваша фантазия.
Однако это еще не все: следует учитывать фазу партии, структуру комбинации и статус конкретных фигур, участвующих в ней. Поэтому фигура, стоящая в центре, может “обстрелять” гораздо больше потенциальных противников, чем та же, даже тяжелая фигура, но расположенная в угловой позиции. И это значит, что гамбит в данном случае не только возможен, но и необходим, поскольку выгоден.
А если перед вами стоит выбор: “слоном” или “конем” пожертвовать, то необходимо просчитать алгоритм действий на несколько шагов вперед, учитывая следующее.
- Конь примерно равен слону по силе.
- В ходе партии их сила зависит от композиции.
- Сила двух слонов выше, чем сила пары коней.
- Слон эффективнее, чем конь в поединке против пешек.
- Объединение слона и пешек результативнее против ладьи в сравнении с группой тех же пешек с конем.
- Пара “слон-ладья” эффективнее чем пара “конь-ладья”, но при объединении с ферзем конь будет гораздо сильнее ферзя со слоном.
- Король без защиты бессилен против двух слонов, но имеет шансы против двух коней.
- Неоспоримое преимущество коня в его праве перепрыгивать через фигуры, и потому он часто имеет возможность поставить шах королю.
Только после того как вы учли все нюансы, можно принимать решение о гамбите, и это будет шагом к победе в партии, поскольку вы: захватите инициативу; сможете пробиться к центру, сформировав долгосрочную стратегию.
Л
-
Лавирование
— маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений. -
Ладья
— тяжёлая шахматная фигура, по силе примерно равная пяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали или вертикали, а также участвовать в рокировке. В исходной позиции, у каждого из игроков по две ладьи, находящиеся по углам доски. -
«Ласкеровская компенсация »
— компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера , неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры. -
Лёгкая партия
— партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии). -
Ловушка
— один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
В
Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Вечный шах — ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая)не может избежать серии шахов, — партия при этом признается ничьей.
Взятие на проходе — Взятие пешкой пешки противника на поле, которое она пересекла, делая свой «двойной ход».
Возможно в том случае, когда пешка находится на 5-й (для белых пешек) или 4-й (для чёрных пешек) горизонтали и пешка противника,
делая двойной ход, пересекает поле, находящееся под боем у данной пешки и, при этом, только следующим за этим ходом.
Вилка — ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры противника.
Выжидательный ход — ход, ничего принципиально не меняющий в характере позиции и ставящий целью выяснить намерения противника,
передав ему очередь хода.
Что такое гамбит?
Шахматист предлагает гамбит, жертвуя фигуру или пешку за определенную компенсацию. Большинство гамбитов связано с жертвой одной или нескольких пешек, а в некоторых жертвуются и более ценные фигуры.
Когда шахматист предлагает гамбит, противник может принять его или отклонить. Принимая гамбит, он забирает пожертвованную фигуру, а отклоняя, не обращает внимания на пожертвованный материал.
1. Королевский гамбит
Конечно, стоит начать с главного романтического дебюта в шахматах — Королевского гамбита. В шахматной базе этот дебют впервые играли аж в 1560 году! Он начинается так: 1.e4 e5 2.f4:
Идея такая же, как и в Ферзевом гамбите — отвлечь центральную пешку фланговой. Разница в том, что теперь это происходит на королевском фланге, что сильно ослабляет белого короля. Но это не значит, что белые станут оборонительной стороной. Линия «f» будет открыта очень скоро, и поэтому белые нацелятся на чёрного короля. Похоже на начало блокбастера!
2. Гамбит Кохрена
Один из самых прочных и безопасных вариантов для чёрных — Русская Партия (защита Петрова). Этот дебют начинается с 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 d6 и имеет репутацию «ничейного».
Обычно белые отступают конём с е5 на f3, чёрные берут на е4 и вскоре уравнивают в спокойной симметричной позиции. Но агрессивным игрокам не нравится видеть это на доске, и они иногда выбирают гамбит Кохрена.
Вы не поверите, но здесь Гамбит Кохрена начинается с 4.Nxf7! Это один из самых безумно выглядящих шахматных гамбитов. Что ж, белые жертвуют всего коня в обмен на две центральные пешки и возможность атаковать открытого короля чёрных, что звучит неплохо. Но, с другой стороны, ни одна из фигур белых еще не развита, а чёрный король окружен множеством защитников. И тот факт, что Веселин Топалов сыграл гамбит Кохрена против Владимира Крамника в классической партии, еще больше ошеломляет.
3. Сицилианский Гамбит
Этот гамбит можно использовать как против Сицилианской защита, так и против Французской. В обоих случаях белые жертвуют пешку «b», чтобы занять центр и быстрее развиться.
И это очень опасное оружие, особенно если чёрные не знают точной теории. В Сицилианской защите он сразу начинается 1.e4 c5 2.b4:
На случай, если 2…cxb4 Обычно белые продолжают ходом 3.a3, а затем быстро играют d2-d4, Bf1-d3, и затем начинают атаку.
Во Французской защите белым следует сначала дождаться …c7-c5. После 1.e4 e6 2.Nf3 d5 3.e5 если чёрные сыграют 3…c5, то белые встретят это 4. b4.
Опять же, после того как чёрные принимают гамбит (4… cxb4), белые продолжают 5.a3, а затем d2-d4, Bf1-d3 с сильным центром и потенциальной атакой на королевском фланге.
4. Гамбит Нахмансона
Это один из тех гамбитов, где чёрным нужно знать, что им делать. В противном случае белые могут одержать легкую и красивую победу прямой атакой.
Все начинается с Шотландского гамбита, где после 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 Белые вместо того, чтобы забрать на d4, развивают белопольного слона на очень активную позицию посредством 4.Bc4.
Многие боковые гамбиты начинают с этой позиции, но мы считаем гамбит Нахмансона самым агрессивным и красивым.
Здесь после 4…Nf6, белые жертвуют еще одну центральную пешку 5.0-0. А после того, как чёрные берут 5…Nxe4, приходит потрясающий ход. 6.Nc3!
Пожертвовав две центральные пешки, белые также предлагают коня. Разве шахматные гамбиты не впечатляют?
Белые, не теряя времени, открывают позицию и вводят в игру все свои фигуры, несмотря ни на что. На практике чёрным очень сложно справиться с этой позицией; даже сильные гроссмейстеры легко могут пасть жертвой.
5. Гамбит Стаффорда
Этот гамбит разыгрывается за чёрных и объективно сомнительный. Но он полон ловушек и уловок, в которые очень легко попасть!
Гамбит начинается с Русской Партии, где после 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 чёрные вместо обычного 3… d6 (см. диаграмму из гамбита Кохрена выше) играют 3…Nc6. И если белые разменяют коней, появляется следующая позиция:
Чёрные пожертвовали центральную пешку, но все их фигуры готовы быстро включиться в игру. Слон встает на c5, конь на g4. Если белые сыграют Be2, чтобы остановить …Ng4, то чёрные могут сначала сыграть …h7-h5. Белым нужно защищаться именно так, чтобы не проиграть очень быстро
Шахматные гамбиты не только весело играть, но они помогают развивать атакующие способности, воображение и счёт позиции. Они учат играть в динамические шахматы и заставляет ценить инициативу больше, чем материал. Мы не стремились перечислить в этой статье все возможные шахматные гамбиты, а постарались выбрать пять самых популярных, ранних и агрессивных.
Надеемся, они вам понравились, и вы попробуете их в своих играх.
дальнейшее чтение
- Корчной Виктор ; Зак, В.Г. (1974). Королевский гамбит . Бэтсфорд . ISBN .
- Эстрин, Яков ; Глазков, И.Б. (1982). Сыграйте Королевский гамбит . ISBN 978-0080268736.
- Шиллер, Эрик (1989). Кто боится принятого королевского гамбита? . Мыслители Pr Inc / Chessco. ISBN 978-0931462900.
- Галлахер, Джо (1993). Победа с королевским гамбитом . Генри Холт. ISBN 978-0805026313.
- Макдональд, Нил (1998). Королевский гамбит . Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-8451-9.
- Йоханссон, Томас; Валлин, Мария (иллюстратор) (2005). Захватывающий королевский гамбит . Траффорд по запросу. ISBN .
- Шоу, Джон (2013). Королевский гамбит . Качественные шахматы. ISBN 978-1-906552-71-8.
Цена фигуры
Ввиду того, что слово «гамбит» означает принесение в жертву малоценного во имя получения преимущества в перспективе, то разберемся с ценностью фигур.
Шахматные фигуры подразделяются на:
- легкие, к которым относятся конь и слон;
- тяжелые, представленные ладьей и ферзем;
- фигуры особой ценности, которые представлены королем: он не является ни легкой, ни тяжелой фигурой;
- просто пешка, у которой также отсутствует категория.
Здесь имеется одна тонкость: в шахматах фигурой можно именовать все, кроме пешки, и когда при описании партии употребляют фразу «произошла потеря фигуры», то имеется в виду, что была сдана любая фигура из вышеперечисленных, но не пешка.