Про арт
Арт — очень важная характеристика, которая связана с качеством художественного оформления вашей игры. Некоторые западные игры настолько прекрасно оформлены, что люди покупают их просто как набор картинок, чтобы рассматривать. Да, это так. У меня был такой же опыт, когда я купил в магазине игру «Страшные сказки». Меня привлекла красивая картинка и низкая цена. Притащив домой игру, я сразу распаковал её, подивился размеру карт — они размером с Таро и очень красивые. Я внимательно всё рассмотрел, собрал обратно и положил на полочку. Стоит ли говорить, что в неё я не играл вообще? Увы, отечественный настольный геймдев страдает от весьма посредственного оформления. Красивым, качественным артом могут похвастаться единицы игр. К ним относится тот же самый Берсерк, для которого рисовали сотни художников. Там арт что надо. Нанимать же художников уровня Лео Хао или Елены Беспаловой совершенно невыгодно для разработчиков. Стоимость разработки такой игры будет космической, а значит её будет сложнее окупить. Поэтому большинство игр оформляется слабыми художниками по 500₽ за одну картинку, так как у профхудожника стоимость будет от 5000₽ до 30 000₽. За рубежом же вот как-то умудряются договариваться с крутыми художниками — тот же Bloоd Rage оформлен мегакрутым Адрианом Смитом, а Серп Якубом Розальски. Почему у нас так вот нельзя сделать — мне непонятно. Самиздатовские же разработчики бьются над этой проблемой головой о пол. Стоимость полного оформления настолочки может быть выше стоимости её печати! Но об этом тоже во второй части нашей истории.
Что в комплекте?
Нестандартная прямоугольная коробка «Cluedo» хранит в себе атмосферу тайны. Под крышкой игроки найдут:
- сложенное вчетверо игровое поле с планом особняка;
- блокнот для записей инспектора;
- брошюра с правилами игры;
- карточки специальных действий;
- карточки с уликами;
- фишки персонажей – 6 шт.;
- орудия убийства – 6 шт.;
- пару кубиков;
- загадочный желтый конверт.
Какие варианты игры бывают ещё?
- «Cluedo. Новое издание» содержит пластиковые, бумажные и железные компоненты высокого качества. Здесь фишки игроков размещаются на соответствующих клетках, отмеченных цветом, а орудия преступления распределяются по разным комнатам. Процедура помещения информации о месте, орудии убийства и преступнике аналогична описанной в статье модификации. Однако в игре «Cluedo» используются карты улик, которыми пользуются, когда на одном из кубиков выпала сторона с красной лупой. Эффект, прописанный на карточке, приходит в действие сразу. Комнаты по углам содержат тайные переходы в другую локацию, куда можно попасть, не бросая кубики. Остановившись в помещении, участник выказывает теорию, в которой используется именно то место преступления, где играющий находится.
- Российская версия игры «Cluedo». Бестселлер в игровой индустрии с 2009 года издается и в нашей стране. Действия происходят в поместье олигарха. Помимо того, что персонажи носят русские имена и являются современными личностями, к ним добавлены индивидуальные особенности. Так, например, Красновой Елизавете разрешено смотреть карту, которую раскрывает один участник другому, но единожды за партию. А Горчичников Дмитрий вправе совершить два перемещения раз за игру. В этом издании партия становится подвластной самим участникам.
- «Cluedo Junior» от издательства Hasbro – решение для детей, любящих детективные игры. Однако придется расследовать не убийство, а пропажу вкуснейшего торта. Три главных ответа, приводящих к победе – «Кто съел?», «Когда съел?» и «С каким напитком?». Здесь от маленьких сыщиков также потребуется наблюдательность.
- Дорожная версия игры «Cluedo» не отличается правилами от оригинала, однако поле по-другому оформлено – разработано специально для различных поездок. Для проведения партии игровое поле наклеивается на пластмассовую доску, после чего размещаются фишки на соответствующие ячейки поля. Для совершения преступления одному участнику следует скинуть в бассейн три карты, остальные раздать игрокам. И можно начинать расследование!
Обновлённая версия, отличия от классики
Есть карточки Интриг, с помощью которых можно менять базовые правила игры «Cluedo», но используются они по желанию. В классической версии игры их нет. Также обновлены особенности комнат, оружия, гостей. Если в предыдущей версии орудием злодеяния был топор, трофей, гантель, яд, бита, то теперь в арсенале убийцы гаечный ключ, нож, подсвечник и другое.
Составляющие настольной игры
Сеттинг — тут НИ поражают воображение. Здесь они не уступают КИ ни в коем случае, а даже и превосходят их. НИ могут быть и про космос, и про фэнтези, и реальные, и постапокалипсис, и нуар. В общем сеттинги могут быть как всем известные, так и совершенно безумные. Космос как сеттинг тоже немало популярен, как и в КИ. По сеттингам НИ написано немало статей. Я думаю, вы их легко найдёте, потому что, если их тут перечислять, то это будет ещё одна большая статья. Отдельно бы хотел выделить сеттинг по Лавкрафту — в НИ он очень популярен и игр про охотников за Ктулху очень много, в КИ же он практически мёртвый.
Количество компонентов и их разнообразие — как я уже писал выше, цена игры сильно зависит от количества и качества разнообразных компонентов. Тут хотелось бы сразу заявить, что в России с этим всё очень печально. Кроме нескольких крупных компаний у нас никто не умеет даже нормально карточки для игр вырубать. Про миниатюрки и что-то сложнее чем деревянная фишка можете забыть сразу. Именно поэтому, зарубежные игры, где всё это есть, так лихорадят наши умы. Вы только посмотрите, какие там настолочки — сотни миниатюр, которые являются произведениями искусства, в одной коробке, сочный, качественный арт знаменитых художников, идеально вырубленные жетоны и карточки. Сразу становится понятно, почему эти игры собирают миллионы долларов на кикстартере, и почему один комплект игры со всеми дополнениями может стоить около 30 000₽. И это покупают! Пусть и не всегда эти игры играбельны, они уже представляют из себя коллекционную ценность. Увы, у нас пока с этим всё плохо. Конечно, если задаться целью, влезть в долги и собрать лучших художников, скульпторов, печать заказать в Финляндии, а миниатюры в Германии, да, можно сделать игру своей мечты, но вспоминаем то, о чём я писал выше про авторов. Кто купит вашу игру с русской фамилией за 8 тысяч рублей? 1000 гиков? Будет ли стоить овчинка выделки? Однозначно, нет. Поэтому всё так как есть, но сподвижки в лучшую сторону намечаются, и я уверен, что скоро и у нас появится свой «рашентреш». Если вы идёте по пути самиздата, то среднее качество компонентов — это ваш удел. Вы уже понимаете, что при себестоимости коробки в 300 рублей, в ней не будет ни красивых минек, ни деревянных компонентов, ни переплётного картона, а про льняное покрытие коробки можете забыть ещё в типографии. А что же там будет? Ну, карточки будут, поля из простого картона, хорошо если их ещё ламинируют, жетоны из переплётного картона, обычная коробка, правила. Скорее всего, всё это будет плохо вырублено — жетоны могут быть с поехавшим изображением, карты вырублены неровно и махриться по краям. В общем, стандартный такой пакет начинающего издательства. Типография запросто может бракануть пару карточек из 140 и заменить их цифровой печатью. Да, это не будет так заметно, но горечь останется. Как мы боролись с этим, и что из этого вышло, я напишу во второй статье.
Аудитория — вот, добрались и до этого. Конечно, если вы просто делаете игру для себя и своих друзей, то вам плевать на аудиторию. Вы можете даже не знать, кто там сидит и кто покупает все эти НИ. Но если вы хотите зайти на рынок по-серьёзному, то знать своего покупателя вы обязаны. Тут всё так же, как и с миром КИ: все знают, кто играет в ХОГи, так вот и настольщики прекрасно осведомлены, кто играет в «Монополию» или «Мафию». Давайте неглубоко так посмотрим на покупателей.
Основные дополнения
Базовые версии доступны в виде обычного набора либо виртуальной настолки с партиями по сети. Во втором случае для Alias онлайн может и не потребоваться, если играть в мобильном приложении. Однако значительной разницы между стандартной и виртуальной версиями нет. А для разнообразия лучше использовать дополнения.
Основные дополнения «Элиас»:
«Вечеринка»
Версия для вечеринок, включающая большее количество карточек, смешные загадки и дополнительные условности;
«Гениальная»
Сложная вариация «Элиас», где изначально слова неизвестны, но их надо самостоятельно составить по особым правилам;
«Джуниор»
Детский вариант «Элиас» с простыми условиями, сокращенным количеством слов и яркими картинками, подойдет детям от 4 лет;
«Сумасшедшая»
Карточки из такого «Элиас» сразу указывают на способ подачи информации, зачастую он крайне нестандартный;
«Семейная»
Смешанная версия, где удачно сочетаются наборы карточек для взрослых и детей;
«Мужчины vs. женщины»
Набор подразумевает деление на две колоды, предназначенные для разных полов.
Также существуют другие версии «Элиас», которые пользуются меньшей популярностью. Однако такого количества вариаций достаточно, чтобы весело провести время в любой компании и не заскучать.
Отдельно выделяют специальную компактную вариацию «Элиас». Она не отличается от стандартной ничем, кроме размеров и удобства для использования в поездках.
Существует множество других настолок, напоминающих «Элиас» правилами или основными механиками. Например, в партиях «Альянса» игру отличает только сокращение до двух человек и немного измененные карточки. Схожим образом выделяются десятки других настолок, включая популярные.
«Элиас» – одна из самых динамичных настольных игр, которые заставляют много и быстро думать. Она всегда остается разнообразной. А в случаях, когда партии уже кажутся не такими веселыми, их всегда можно усложнить либо прибегнуть к помощи дополнений.
ТОП-1. Активити
Самая интересная игра!
- Средняя цена: 2965 руб.
- Страна: Австрия
- Рейтинг: 4.95
Самая лучшая настольная игра для вечеринки, на которой присутствуют люди, которые плохо знакомы друг с другом или вообще не знакомы. Ведь суть ее в том, чтобы зажечь искру дружбы и веселья между участниками. Количество участников может составлять от 3 до 16 человек. Если игроков много, то можно поделиться на команды. Суть настолки весьма проста – за 1 минуту нужно объяснить выпавшее слово при помощи жестов, слов или рисунка. Побеждает здесь тот, кому первому удастся достичь финиша. В игре присутствует 330 карточек, в которых образуется свыше 2500 слов разного уровня сложности. Еще в комплекте есть специальное поле, фишки и песочные часы. Покупатели отмечают, что эта игра не надоедает, даже если играть в нее каждый день, она постоянно дарит ощущение чего-то нового и интересного.
Подробная информация (цены, характеристики, плюсы и минусы) в первоисточнике.
«Я»
Правила этой игры крайне просты: компания садится в круг так, чтобы все участники могли хорошо видеть глаза друг друга. Первый человек произносит слово «Я», а за ним все повторяют это же слово по очереди.
Изначально это просто, но главное правило – не смеяться и не пропускать свою очередь. Вначале все просто и не смешно, но можно произносить слово «Я» разными интонациями и репликами, чтобы насмешить компанию.
Когда кто-либо засмеется или пропустит свою очередь вся компания выбирает название этому игроку и тогда он произносит не только «Я», но и то слово, которое ему назначили. Теперь будет сложнее не смеяться, ведь когда рядом сидит взрослый мужчина и писклявым голосом говорит: «Я цветочек», очень сложно не смеются и постепенно все гости будут иметь смешные прозвища.
За смех и за забытое слово вновь назначается кличка. Чем смешнее будут прозвища, тем быстрее все будут смеяться. Побеждает тот, кто закончит игру с самой маленькой кличкой.
Процесс настольной игры Концепт
Команда выбирает из имеющейся колоды карточку-понятие, а также выбирает определенное слово или, может быть, даже целое предложение из списка, а другие участники игры их отгадывают. В первых играх есть причина выбирать слова на самом простом уровне. Помните, что слова невероятного уровня требуют от игрока немалого опыта.
Приложите плитку к основному понятию, она определяет само слово, которое нужно отгадать. После всех этих манипуляций с плиткой расставьте кубики одного цвета, чтобы объяснить основную идею.
Если есть желание, можно добавить другие концепции, выкладывая фишки и соответствующие им кубики других цветов (ознакомьтесь с примерами). Игрок, начавший первым, может заработать 1 двойной жетон, если угадает слово (2 победных очка), а любой другой участник из команды, угадавшей слово, получит 1 одинарный жетон (1 победное очко). Далее по правилам игры следующая пара по часовой стрелке берет новую карту, уже новую. После этого вы должны угадать слово.
Цель игры
Тут все зависит от того, за какую сторону играет человек. В игре два участника и цель у каждого своя:
- Администрация действующего президента Никсона должна прилагать все усилия для укрепления его репутации до окончания срока полномочий. Необходимо всеми возможными способами тормозить ход расследования, сводить на нет усилия журналистов и создавать другие помехи, которые позволят скрыть факты и усложнить работу тем, кто на противоположной стороне.
- Второй игрок выступает в роли главного редактора влиятельной газеты «Вашингтон пост». Его главная задача – сбор улик, чтобы доказать причастность президента к противоправной деятельности. Для этого необходимо связать двух информаторов на игровом поле непосредственно с президентом через сплошную цепочку. У расследующей стороны есть козырь – таинственный разоблачитель, известный под прозвищем «Глубокая глотка», который может сильно влиять на хо всей игры и приносить быструю победу.
Изначально все кажется сложным, но на самом деле по ходу игры не составит труда разобраться в нюансах. Главное – мыслить на перспективу и принимать стратегически правильные решения.
Подготовка к созданию
Я принялся изучать мир НИ. С этим проблем не возникло. На улице уже 2013 год — у всех высокоскоростной интернет. Уже появились «настольные» клубы, магазины и гики! В целом, уже было понятно, что мир настольных игр — это сложившаяся индустрия развлечений, идущая параллельно с компьютерными играми. Оказалось, что там тоже есть выставки и даже конференция разработчиков настольных игр (появилась лишь в 2015 году), проходящая в Питере, что казалось мне вообще невероятным, но об этом позже. В итоге я быстро нашёл необходимые сайты и ознакомился с кучей документов по созданию настольных игр (далее НИ), если вам будет интересно, я прикреплю на них ссылки в конце следующей статьи. Именно тогда я и стал пристально сравнивать разработку НИ и КИ, с точки зрения дизайнера. Но для того чтобы сравнивать разработку, нужно сначала узнать о характеристиках НИ.
Целевая аудитория
Дети — сами дети себе настолки не покупают. Они им самим не особо нужны. Обычно им их дарят родители, потому что многие детские настолочки носят обучающий характер и способствуют общему образованию ребёнка. Обычно это простые логические игры и головоломки, или игры для тренировки памяти. Понятное дело, что их тьма-тьмущая, и это отдельный раздел рынка НИ.
Офисный планктон — да, НИ стали очень популярны в офисах и теперь почти в каждом лежит своя коробочка с «Мафией», «Дикситом» или «Манчкином». Такие игры часть покупают офис менеджеры — по несколько коробок сразу. Достают их на корпоративах и играют. Такие игры обычно обладают простыми правилами и носят, зачастую, развлекательный характер. Сюда относятся игры для компаний. В России большинство отечественных разработок бьют именно в эту нишу, хотя бы потому что она большая, сами офисники не притязательны и у них есть деньги.
Семьи — игры часто покупают для семьи, чтобы играть всем вместе — с детьми или с близкими друзьями. Такие люди в основном покупают то, что им рекомендует продавец и очень податливы к рекламе. Обычно они не следят за миром НИ и не знают, что там в тренде на Эссене. Пришёл, спросил — случайно купил. Это очень широкая прослойка населения и большинство игр подходят именно для них.
Среднее звено — сюда я отношу людей, которые неровно дышат к НИ, но подходят более тщательно, чем обычные смертные, однако им далеко до гиков. Возможно, я сам именно из среднего звена. Я не покупаю сложные игры типа «Серпа» или там «Десцента», но и «Манчкина» я не куплю тоже. Мне нужна игра среднего уровня с простыми и понятными правилами в определённом сеттинге. Именно поэтому я смотрю часовые летсплеи игр, которые мне интересны и лишь потом решаю, брать их или нет. По этой причине у меня очень маленькая коллекция игр.
Гики — настоящая элита любителей НИ. По факту это именно они сидят на всех бложиках, сайтах типа «Тесеры» и других. Это они обожают сложные огромные игры весом по 10 кило каждая. Это они придираются к качеству компонентов или капризничают, когда игра оформлена не так, как им нравится. Они — это высшее общество и голубая кровь, с презрением смотрящая на всех остальных любителей НИ, именно у них дома на полках лежит столько коробок, сколько нет в крупных магазинах Москвы. Это именно они покупают игры по 20 000 рублей за коробку на кикстартере и переигрывают в «Ужас Аркхэма» больше чем 3 раза. Блогеры, разработчики игр — это тоже всё они. Учитывая всё, что я писал выше, вы уже должны понимать, что сделать в России игру для этой аудитории в данный момент практически невозможно. Это самая искушённая аудитория, и если вы скажете, что сделали свою игру именно для них, то приготовьтесь к настоящему избиению.
Как выбирать настольные игры?
Существуют разные виды настольных игр, ознакомимся с ними более детально.
Таблица. Основные виды настольных игр.
Наименование
Краткое описание
Карточные игры
Играть в них легко, потребуется лишь колода карт. Правила зачастую простые, а продолжительность партии составляет 15-30 минут.
Словесные игры
Они по праву считаются самыми простыми, ведь здесь можно обойтись даже без карточек. Это, к примеру, «Контакт» или «Мафия».
Абстрактные логические игры
Активных действий в таких играх нет, равно как и споров, но подумать они все же заставляют.
Детские игры
Игры с простыми правилами на развитие памяти, логики, предназначенные для самых маленьких игроков
От игр на внимание до пазлов.
Пошаговые игры
Здесь обязательно есть игровое поле, по которому игроки постепенно перемещаются. Можно собирать артефакты, прокачивать карты персонажей, бороться с монстрами и друг с другом.
Варгеймы
Это глобальные тактические игры, в которых есть миниатюры, фигурки персонажей, специальное поле, множество действий и правил.
Игры для вечеринок
Рассчитаны на большие компании – в среднем, 6-8 человек
Можно соревноваться по отдельности или командами.
Файтинг
Подразумевается прямой конфликт между участниками, игровое поле или максимально простое, или вовсе отсутствует. Применяются карты перемещений, заклинаний, боя и т. д.
Выбор настольной игры
Курица или яйцо?
НИ обычно рождается из двух диаметрально противоположных подходов, которые весьма похожи и на создание КИ:
Подход 1 — Идейно-сюжетный. Ну, тут всё понятно, я сажусь и говорю, что моя НИ будет про дворников, которые метут дворы в мире паровых роботов. Идея задана, сеттинг тоже понятен. Дальше мы определяем условия победы и начинаем пилить механику.
Подход 2 — Механический. Сначала я придумываю какую-то клевую механику, или просто комбинирую несколько уже существующих, а потом обвешиваю всё это сеттингом про паровых дворников.
Подход 3 — Копирование. Да, такое тоже есть! В мире немало игр, которые называются по-разному, но по факту являются одинаковыми. В среде КИ, так это вообще самый распространённый подход — давайте сделаем свой Рояль Клэш оф Хирос!
Какой из этих подходов лучше — непонятно. Третий обычно самый прибыльный! В любом случае, получается НИ, но я лишь описал три общих грубых подхода, которые, на самом деле, зависят от кучи других факторов поменьше, давайте покопаемся и в них.
Допустим, у вас уже есть классная механика или идея, и вы в целом представляете, какая у вас получится игра, но этого мало…