«Белые каски» против «злых русских». Русское ТВ уже разносит новую Call of Duty
Разработчики уже предупреждали, что новая Modern Warfare будет очень провокационной, ведь в ней показываются самые разные стороны конфликтов, списанных с войн сегодняшнего дня. При этом авторы обещают не делить действующих лиц на героев и злодеев, а игроку предстоит управлять и повстанцами, и военными, и спецназом.
Спустя 10 лет после релиза Modern Warfare 2 не изменилось ничего: игру все еще предвзято оценивают федеральные СМИ, а разработчики все так же лишь хотят честно показать ужасы войны, не забывая о том, что это все-таки видеоигра – а значит, она должна увлекать. Высказывание создателя серии Modern Warfare Винса Зампеллы об идее оригинальной игры звучит как никогда актуально:
«Мне нравится оружие. И вертолеты. И пушки. Они прекрасны. Но, в конце концов, на войне умирают люди, о чем нельзя забывать. Наши игры пытаются рассказать честную и серьезную историю».
* * *
Судьба новой Call of Duty в России пока находится в подвешенном состоянии – Activision говорит, что вопрос выхода игры для PS4 сейчас «решается», а версий для PC и Xbox One произошедшее пока не затронуло. При этом розничные торговые сети до сих пор не открыли предзаказ на физические копии игры, хотя ее мировой релиз состоится уже 25 октября.
5-е место. Call of Duty: Infinite Warfare
На релизе Call of Duty: Infinite Warfare разнесли. Трейлер бил рекорды по дизлайкам, а геймеры ставили на Metacritic низкие оценки – даже злодей в исполнении Кита Харингтона не помог. Из-за отзывов я запускал игру без энтузиазма, но Infinite Warfare быстро доказала, что с ней все в порядке.
События разворачиваются в далеком будущем. Люди построили базы на далеких планетах и поссорились с колонизаторами Марса. Казалось бы, злым повстанцам не победить благородных героев, но уже во втором задании расстановка сил меняется.
Во время важного праздника земляне собирают флот и проводят парад. Тогда марсиане наносят удар и уничтожают почти все космические корабли
Уцелело только судно героя – но этого хватит, чтобы дать врагу отпор.
Эпическое начало удивляло, а ведь самые крутые миссии оставили на потом. Герой участвовал в космических сражениях в духе «Звездных войн», защищал важные объекты, брал корабли на абордаж. Но в лучшем задании он воевал на астероиде, где день и ночь сменялись за пару минут.
При этом солнце испепеляло каждого, кто не спрятался, и заряжало энергией агрессивных роботов. В итоге ночью солдат ходил свободно, а днем прятался в тени и отбивался от толпы ботов.
Мультиплеер Infinite Warfare выделялся мобильностью. Герои бегали по стенам, летали и даже убивали врага, сбив его при беге. А еще в арсенале была пушка, стреляющая черными дырами. Круто ведь!
Call of Duty: Modern Warfare обвиняют в русофобии. С сюжетом все действительно так плохо?
Более того, уже тогда он призвал запретить Modern Warfare на территории РФ. В комментарии для «России-24» Мэддисон повторил свою позицию:
«Пусть разбираются те, кто проверяют эту игру на экстремизм, допустим. Если запретят – то пусть запрещают, если там найдут что-то. На мой взгляд, там перебор очевидный. Но, в целом, я считаю, что сами игроки должны бойкотировать, должны проявить уважение к себе, к своей родине».
Кроме того, Илья, судя по всему, уже принял участие в готовящемся репортаже для «Первого канала»:
Такая активность Мэддисона не случайна: в переписке с менеджером по продвижению игр от «1С» в РФ и игровым журналистом Виктором Зуевом, он сообщил, что собирается сделать игру про военные преступления США. Деньги на финансирование (3 миллиона долларов) Илья собирается запросить у министра культуры РФ Владимира Мединского:
Федеральные телеканалы обратились еще к нескольким людям, тесно связанным с игровой индустрией. Бывший главный редактор журнала «Страна игр» Константин Говорун и Виктор Зуев им отказали:
И назвали основную причину:
Тем временем западные СМИ тоже пишут о представлении русских в новой Modern Warfare. Главная тема – то же «Шоссе смерти», вдруг ставшее военным преступлением России, а не США.
Игру пытались запретить в России – безуспешно
13 января 2010 года на заседании Государственной думы подняли обсуждение все той же миссии. Используя ее в качестве аргумента, депутат от ЛДПР Валерий Селезнев предложил внести игру в Федеральный список экстремистских материалов за «пропаганду экстремизма и насилия». О существовании миссии, по его словам, он узнал от сына. В феврале того же года Селезнев публично приравнял продажу Call of Duty: Modern Warfare 2 к торговли наркотиками и распространению порнографии, призвав запретить продажу игры и изъять доходы ее местного издателя 1С в пользу государства. По его мнению, сам факт выпуска ограниченной версии игры без скандального уровня означает, что она «противоречит моральным, этическим и правовым нормам, принятым в российском государстве».
1С позже опубликовала пресс-релиз, в котором разгромила «абсурдные» претензии депутата и объяснила, что игра рассказывает как раз-таки о борьбе с терроризмом и экстремизмом – не говоря уже о том, что предназначена исключительно для взрослой аудитории. К тому же непонятно, каким образом сын Селезнева прошел уровень, отсутствующий во всех лицензионных копиях Modern Warfare 2, продающихся на территории России. Наконец, компания опубликовала акт экспертного психологического исследования, проведенного НИЦСЭиК: в игре не обнаружили экстремистских призывов.
3-е место. Call of Duty: Modern Warfare (2019)
Modern Warfare преобразила серию в 2007 году и повторила то же самое в 2019-м. Разработчики сменили движок, прокачали визуал и, главное, сделали стрельбу реалистичнее. Палить по врагам еще никогда не было так приятно: каждый ствол уникален, отдача убедительная, а негодяи клево реагируют на попадание.
Задумка с «серой» моралью тоже удалась. В одном из заданий герой выбивает информацию из подозреваемого. И ведь стандартные угрозы и избиение не работают, эффективнее навести ствол на его жену и ребенка. Такая драма впечатляла сильнее взрывов и перестрелок.
А ведь главное достоинство Modern Warfare – мультиплеер. Обилие режимов, десятки пушек, обвесов и перков, удобные карты, новые фишки вроде ускоренного бега и выглядывания из-за укрытия. Неудивительно, что геймеры зависли в сетевых сражениях на сотни часов.
Генерал Барков
В 2019 году на ПК и консолях вышел перезапуск Call of Duty: Modern Warfare — новая игра всё так же рассказывала о современной войне, но уже с поправкой на события, которые произошли в мире за 10 лет. Тейлор Куросаки, занимавший тогда пост нарративного директора в студии-разработчике Infinity Ward, заявлял, что в игре не будет чёткого разделения на хороших и плохих и в ходе кампании игрок узнает историю о войне и серой морали.
Сюжетный трейлер перезапуска Call of Duty: Modern Warfare
Правда, после релиза оказалось, что явный злодей в Call of Duty: Modern Warfare 2019 года всё-таки есть — и это российский генерал Барков, возглавивший группу наёмников. Ситуацию усугубил и кооперативный режим, который отсылал к конфликту на территории Украины.
Впрочем, названия некоторых городов и стран, появившихся в игре, были выдуманными, но реальные прототипы без проблем узнавались, а улицы Санкт-Петербурга, на которых происходила часть игровых событий, и вовсе претерпели минимальные изменения. Наёмников генерала Баркова почему-то иногда называли спецназом, который к тому же был оснащён авиацией и бронетехникой.
Помимо российских мясников, бравых американцев и храбрых британцев, в новой Modern Warfare была ещё одна сторона — боевики, которые действовали в вымышленной стране Урзыкстан, отсылающей к конфликту в Сирии. Не забыли разработчики и про отсылки к скандальным «белым каскам» — организации, членов которой подозревают в постановках и провокациях в адрес российских военных, действующих в Сирии.
«Приступая к разработке Modern Warfare, мы понимали: если говорить о современной войне прямо, то в кадре будет война, которая ведётся не одними лишь обученными войсками, не только профессиональными армиями, но и ополченцами, простыми людьми, которые берутся за оружие и сражаются за то, во что верят.
Нас вдохновляли не только голливудские фильмы вроде «Повелителя бури», „Снайпера“ и „Цели номер один“, но также документальные ленты, такие как „Белые каски“ и „Последние люди Алеппо“. Истории в них сосредоточены на жизни людей в горячих точках», — сказал Джейкоб Минкофф, занимавший пост дизайн-директора Infinity Ward.
Скриншот: игра Call of Duty: Modern Warfare (2019) / Activision
Как отмечало издание BBC, хоть игроки и сталкивались с российскими солдатами в качестве противников в прошлых частях Call of Duty, перезапуск Modern Warfare впервые в истории серии показал такое количество бессмысленной жестокости со стороны русских.
В предыдущих играх столкновения с российскими военными объяснялись государственным переворотом и приходом к власти ультранационалистов или же действиями отдельных радикальных группировок, в то время как генерал Барков и его формирование уж слишком сильно напоминают кадровых военных Российской Федерации. Впрочем, разработчики ставили целью показать другой образ.
«То, что вы видите, — это часть одного конкретного генерала-изгоя, которого следует представить себе как полковника Курца из „Апокалипсиса сегодня“. Запад работает с русскими, чтобы избавиться от него: Барков — проблема для всех. И для ЦРУ, и для ФСБ. И часть игры мы посвятили этому непростому союзу между русскими и американцами», — говорил Джейкоб Минкофф.
Несмотря на то что российские наёмники показаны с негативной стороны, сценаристы всё же попытались остаться в рамках серой морали — далеко не всегда даже у главных героев есть возможность поступить правильно. Как, скажем, в сцене, где британскому спецназовцу, которым управляет игрок, приходится застрелить женщину с оружием, защищающую своего ребёнка. И тем не менее центральных персонажей часто представляют в лучшем свете, чем военных, терроризирующих мирных жителей.
Один из самых известных эпизодов игры — вторжение российского наёмника в дом одного из главных персонажей, Фары Карим. Пока боевые товарищи вояки из армии Баркова зачищают урзыкстанское поселение с помощью химического оружия, боевик со зверской жестокостью расправляется с отцом героини. Девушке приходится убить солдата подручными средствами и сбежать, спасая младшего брата.
Уровень вызвал споры – и не только в России
Видео с прохождением скандальной миссии утекло в сеть 27 октября 2009 года, почти за месяц до релиза игры. Тогда зарубежная пресса высказывала противоположные мнения. Одни журналисты назвали миссию смелым шагом и лишним доказательством того, что видеоигры – настоящий вид искусства, а Call of Duty не боится поднимать взрослые темы. Другие признали задумку, но раскритиковали исполнение: автор The Daily Telegraph Том Хоггинс увидел в возможности бросить гранату в толпу гражданских аналогию с игрой в боулинг. Игроки, в свою очередь, отнеслись к увиденному скорее негативно: комментарии к новостям о миссии заполнились фразами вроде «Activision зашла слишком далеко», «Это отвратительно», «Не желаю в это играть».
Call of Duty: Modern Warfare 2 получила крайне хвалебные отзывы в прессе, став самой высокооцененной (наравне с первой Modern Warfare) частью серии на Metacritic – ее средний балл составил 94 из 100. А миссию No Russian часто называют самым скандальным уровнем в истории видеоигр.
В России основное обсуждение игры произошло уже после ее релиза.
Миссия «Ни слова по-русски» показывает террористический акт изнутри
По сюжету четвертого уровня Modern Warfare 2 агент ЦРУ Джозеф Аллен, которым управляет игрок, внедряется в террористическую группировку антагониста Владимира Макарова. Находящемуся под прикрытием игроку необходимо заслужить доверие Макарова, приняв участие в крупном терракте на территории вымышленного московского аэропорта имени Имрана Захаева (напоминающего реальный Шереметьево-3). Вооруженные автоматами персонажи поднимаются на лифте, Макаров отдает приказ «Помните: ни слова по-русски» (теракт должен выглядеть как нападение американцев), выводит группу из лифта и начинает расстрел сотен беззащитных людей. События миссии приводят к началу Третьей мировой войны.
https://youtube.com/watch?v=xYBE9C-EqOo
Хотя по контексту подразумевается, что игрок должен расстреливать гражданских, ни в одной версии игры это не является обязательным условием прохождения
Задача формулируется как «Следовать за Макаровым»: достаточно лишь не отставать от группы (иначе антагонист назовет игрока трусом и расстреляет) и не стрелять по террористам (тогда главного героя тоже застрелят) – в остальном бандиты Макарова самостоятельно убивают людей, не обращая внимание на возможное бездействие игрока. В этой миссии стрелять нужно только в конце, когда к аэропорту приезжают бойцы ФСБ и открывают огонь по террористам, включая игрока
После окончания задания террористы уезжают на машине скорой помощи, а Макаров убивает Аллена. Он знал, что игрок был агентом ЦРУ – а труп персонажа позже считают доказательством, что теракт в аэропорте устроили американцы.
Весь уровень сделан так, чтобы максимально впечатлить игрока. Здесь люди умирают не сразу – после получения тяжелого ранения они ползают по полу, истекая кровью. Повсюду слышны крики ужаса и отчаяния. Авторы рассказали, что уровень даже сделали менее травмирующим, чем планировалось – отказавшись добавлять в толпу детей или семьи, зовущие друг друга по имени.
Идея миссии была утверждена на раннем этапе разработки игры. «Ни слова по-русски» должна была показать образ мышления и методы, которыми действуют современные террористы, а также заставить игрока почувствовать себя неудобно. Один из ключевых авторов эпизода сценарист Джесс Стерн рассказал, что людям инстинктивно интересно узнать, что чувствуют те, кто оказался в такой ситуации. Наконец, миссия ярко представляла игроку Владимира Макарова, провоцируя желание остановить его всю оставшуюся кампанию. По словам Стерна, «Ни слова по-русски» – это не попытка политической провокации, а лишь способ развить сюжет игры.
«Ни слова по-русски»
Первый громкий скандал, связанный с играми серии Call of Duty, начался в конце 2009 года, когда на ПК и консолях вышла Call of Duty: Modern Warfare 2. В одной из миссий — «Ни слова по-русски» — предлагается сыграть за агента ЦРУ под прикрытием, который находится в составе террористической группировки, когда та устраивает теракт в российском аэропорту. Игроку предлагали самому выбрать — стрелять по мирным гражданам или нет, результаты миссии от этого не зависели. Кроме того, была возможность и вовсе пропустить упомянутый эпизод, но в этом случае проблематично было понять ключевые сюжетные события.
Уровень «Ни слова по-русски» вызвал резонанс во всём мире. Журналист The Telegraph Том Хоггинс хоть и оценил замысел разработчиков шокировать аудиторию, но раскритиковал исполнение, задавшись вопросом, не побуждает ли студия Infinity Ward относиться к беззащитным людям как к живым кеглям для боулинга.
Публицист издания The Guardian Кит Стюарт, в свою очередь, отметил, что миссия отражает трудности морального плана и глубже погружает игрока в происходящие события, но раскритиковал разработчика за возможность её пропустить.
В Германии, где игры цензурируют и за меньшее, уровень нельзя было пройти, если игрок открывал огонь по гражданским. То же самое было и в японской версии игры. И во всех версиях перед началом сюжетной кампании всплывало окно с предупреждением о шокирующем контенте.
Миссия «Ни слова по-русски» в ремастере Call of Duty: Modern Warfare 2
Всё это не помешало Call of Duty: Modern Warfare 2 попасть в Книгу рекордов Гиннесса как игре с самым успешным запуском в истории — в первый день после релиза шутер заработал 400 миллионов долларов, побив рекорд Grand Theft Auto 4, которая ранее собрала на 90 миллионов меньше.
Российские власти отреагировали на игру позднее западных журналистов: депутат Госдумы Валерий Селезнёв лишь спустя три месяца после релиза предложил внести Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов, также призвав ФСБ и прокуратуру проверить деятельность российского дистрибьютора «1С‑СофтКлаб».
Депутат также написал открытое письмо, в котором предложил изъять у российской компании вырученные с продаж игры деньги: «Я убеждён, что деньги, полученные от продажи игры компанией „1С‑СофтКлаб“, должны быть изъяты государством, а сама игра — навсегда исчезнуть из России».
Селезнёв был возмущён тем, что игра содержит в себе сцены убийства и насилия над российскими гражданами. Также депутат заявил, что игра «собрала более трёх миллиардов долларов менее чем за полгода после своего выхода», хотя реальные продажи были ниже — немногим больше миллиарда.
При этом по решению издателя Activision игра распространялась в России только для ПК — и в этой версии скандальная миссия была вырезана. В версиях для консолей подвергнуть внутриигровой контент цензуре было невозможно, поэтому поставки консольных Modern Warfare 2 в Россию отозвали. Между тем миссия «Ни слова по-русски» уже была локализована — и её можно было пройти в версиях, которые попали на прилавки в Беларуси и Украине.
«В других странах есть официальные рейтинговые советы, с которыми мы регулярно работаем. Однако в России нет официального рейтингового агентства. В результате мы решили заблокировать сцену, обратившись за советом к местному юрисконсульту. Сообщения о том, что Call of Duty: Modern Warfare 2 запрещена в России, ошибочны. Activision выпустила в России только версию игры для ПК, которая поступила в продажу во вторник, 10 ноября », — говорилось в заявлении Activision.
Скриншот: игра Call of Duty: Modern Warfare 2 / Activision
Позднее стало известно, что Валерий Селезнёв узнал об игре от своего подрастающего сына. В опубликованном пресс-релизе «1С-СофтКлаб» не упустила возможность указать на этот момент, отметив, что игра маркирована для взрослой аудитории. В компании также предположили, что у ребёнка «в доступе оказалась нелицензионная копия, распространяемая на территории нашей страны незаконно».
Представитель «1С-СофтКлаб» отметил, что в ходе проведённого исследования Научно-исследовательский центр судебной экспертизы и криминалистики не выявил призывов к экстремистской деятельности или оправдания необходимости её осуществления.
Дальше разговоров дело не пошло — тема угасла, подкреплённая слабой поддержкой непрофильной прессы. В газете «Взгляд», например, и вовсе посчитали, что речь идёт про первую часть Call of Duty: Modern Warfare, а издание «Свободная пресса» переместилось в альтернативную реальность, где фанаты Call of Duty якобы не могут играть за американских спецназовцев, если их IP-адрес не находится в США.
«Дорога смерти»
В Call of Duty: Modern Warfare 2019 года есть ещё один уровень, подвергшийся критике. Речь идёт о миссии «Дорога смерти», где игроку необходимо в роли оперативника ЦРУ оборонять разрушенную деревню. При этом в брифинге этой миссии говорится, что окружающие декорации — результат бомбардировки российскими войсками бежавших из осаждённого города людей.
Между тем издание VG247 отмечает, что этот уровень вызывает ассоциации с «шоссе смерти». Так в реальности назвали один из финальных эпизодов войны в Персидском заливе в 1991 году, когда США и их союзники совершили массированные авианалёты на два шоссе между Эль-Кувейтом и иракской границей. Жертвами атаки стали сдавшиеся солдаты и гражданское население.
Кроме того, в мультиплеере Call of Duty: Modern Warfare 2019-го игрок может использовать в качестве награды за серию убийств бомбардировку белым фосфором. Этот момент также подвергся критике.
Журналист IGN, в прошлом морской пехотинец США, Джон Филлипс отмечал, что сцена применения белого фосфора и его последствия также показаны в Spec Ops: The Line, но там это сделано для демонстрации ужасного военного преступления капитана Мартина Уокера, в то время как в Modern Warfare бомбардировка этим веществом добавлена, чтобы развлечь игроков.
Скриншот: игра Call of Duty: Modern Warfare (2019) / Activision
Использование белого фосфора считается крайне негуманным: после попадания даже малой частицы на одежду и кожу вещество легко воспламеняется, смертельно опасен даже непрямой контакт — из-за риска поражения дыхательных путей и отказа внутренних органов.
По мнению Филлипса, у использования белого фосфора на реальной войне нет никакого оправдания, но и в играх к такому ходу нельзя относиться легкомысленно. Отметим, что Женевской конвенцией запрещено применение этого оружия, если есть риск поражения гражданских лиц, однако США и Израиль не подписали эти протоколы.
2-е место. Call of Duty: Black Ops II
Подсерия Black Ops всегда удивляла историей. В первой части сценаристы стерли грань между реальностью и фантазией, а третья сводила с ума сюрреализмом. Но именно в Black Ops II сюжет самый сбалансированный. Взять хотя бы систему выборов и последствий, от которой зависит концовка. Убьете цель или раните? Покончите со злодеем или возьмете в плен? Такие решения ведут к одному из шести финалов.
А еще в Black Ops II классный злодей. Рауль Менендес манипулировал героями, заманивал их в ловушки, заставлял убивать друг друга. При этом прошлое Менендеса и его мотивацию отлично раскрыли. По сути, игра рассказывает именно историю Рауля, а мы следим за ней глазами разных героев.
В плане геймплея тоже все отлично. В Black Ops II нет экзоскелетов и прочих фишек, зато баланс идеальный. Герой гоняет на БТР, прячется от вертолетов, любуется взрывами, отбивается от толп врагов, гонится за злодеями. Все это с классной режиссурой.
В мультиплеере не было ничего нового, но все механики вылизали до блеска. Если в новой Modern Warfare 2 есть неработающие обвесы, то в Black Ops II каждая мелочь важна. Все пушки полезны, имбовой снаряги нет, на каждой локации большой простор для тактики.
1-е место. Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009)
Call of Duty: Modern Warfare 2 ни на секунду не дает заскучать. Перестрелки на восточных улицах, которые прерывает ядерный взрыв. Проникновение во вражеский лагерь под покровом метели и отступление на снегоходах. Брутальная бойня в аэропорту. Масштабная война на пылающих улицах Америки. И ведь это только первая треть игры.
Еще и финал шокировал. Когда Шепард убил Гоуста и Роуча, геймеры рыдали. Этот эпизод не просто так называют одним из самых эмоциональных в истории игр. И как же приятно было настигнуть злодея и наказать!
Мультиплеер был потрясным еще в первой Modern Warfare, а в сиквеле он не сильно изменился. Только режимов стало больше, а карты сделали удобнее. Игрок всегда оставался в гуще сражения, но при этом мог обойти врага с фланга или заманить в ловушку. Приятная стрельба, разнообразие активности, механика с сериями убийств – эти фишки многих убедили оставить CS: Source и попробовать что-то новое.
* * *
4-е место. Call of Duty: Advanced Warfare
В Advanced Warfare мы играли за бойца ЧВК «Атлас», которой руководил персонаж Кевина Спейси. Босс вел себя благородно, заботился о бойцах и относился к герою, как к сыну. Служить харизматичному начальнику было приятно.
По его указу мы вытаскивали из передряги президента Нигерии, спасали мир от атомной катастрофы и гуляли по греческим улочкам. Но вскоре выяснилось, что глава ЧВК – злодей, создавший слишком опасное оружие.
Сюжет прикольный, но основная фишка в геймплее. Разработчики ввели в игру джетпаки и экзоскелеты. С футуристичными девайсами герой выше прыгал, быстрее бегал и даже становился невидимым. Именно за счет экзоскелетов проходить Advanced Warfare было так интересно.
В мультиплеере девайсы тоже раскрыли на полную. Полеты над ареной привнесли в Call of Duty вертикальность и приблизили серию к Quake и Titanfall.
В Call of Duty: Modern Warfare яркий злодей – русский генерал Барков
Чего в сюжете нет, так это важной оговорки: «злые русские» в игре преимущественно относятся к числу тех самых «людей Баркова». Роман Барков – преступный генерал-экстремист, считающий всех жителей ближневосточной страны Урзыкстан (вымышленный аналог Сирии) потенциальными террористами, заслуживающими истребления
Хотя в англоязычной версии русских солдат обычно обобщают, в сюжете нет никаких свидетельств, что деятельность Баркова поддерживает правительство России и законные военные. Более того, в игре есть положительные русские персонажи.
Журналисты РЕН ТВ также взяли комментарий у Антона Логвинова, которого назвали «главным российским игровым журналистом, который пишет про игры» (Антон – исключительно видеоблогер). Логвинов высказался об игре иначе: сказал, что она «выглядит смешно», а авторы недостаточно раскрыли поднятые темы, показав многие вещи слишком карикатурно.
Сюжет от «России-24» примерно такой же:
https://youtube.com/watch?v=Fk7t-zhmsfQ
Кроме основных тезисов, оба ролика объединяет комментарий от Ильи Мэддисона. Ранее блогер публично разорвал партнерское соглашение с Activision за полчаса до начала партнерского стрима Call of Duty: Modern Warfare. Причина: Илья увидел, что в кампании русских «показывают террористами» и оказался иметь какие-либо связи с игрой, назвав ее «откровенно преступной».