Разработка игр (геймдев): общий обзор, основные направления, с чего начать новичку и какие курсы пройти

Как с помощью игры вычислить перспективного и неэффективного менеджеров

— Можете привести примеры удачного применения игр в корпоративной среде?

— C помощью игр можно выявить, например, соответствуют или не соответствуют люди тем позициям, которые они занимают в компании. Несоответствие некоторых управленцев их ролям — большая боль современных структур.

У менеджера может быть куча дипломов и сертификатов об обучении, но всё это не имеет значения, если по своим «софт-скиллам» человек не подходят для задач, которые обязан решать.

Если нет необходимых надпрофессиональных качеств (например, системного мышления), то сколько бы полезных знаний человек ни получил, он не сможет их применить должным образом.

— Зачем же такому человеку принимать участие в «диагностической» игре, от результатов которой зависит его карьера? Это ведь риск, а мы говорили о том, что в настоящей игре нет реальных рисков, поэтому она и привлекательна.

— Человек присоединяется к игре со своим личным интересом (индивидуальными задачами и целями), не зная, какие цели вложил в неё с подачи заказчика организатор

Я упомянула в начале нашей с вами беседы, что у заказчика игры могут быть свои долгосрочные (large) цели и задачи, а у участников — свои сиюминутные (smart), и разработчику важно учесть и реализовать те и другие. Ваш вопрос сейчас — как раз про такой случай.

Вообще, участники любой групповой игры — это обычные люди, которые на короткое время объединились для того, чтобы решить каждый свою эгоистичную задачу, находящуюся в рамках некой общей цели.

Представьте: компания-работодатель обращается к игропрактику, игротехнологу или геймификатору с неким запросом. Например, нужно выявить сотрудников с определённым типом личности или понять, кому из кандидатов предложить повышение. Специалист подбирает или разрабатывает специально для этих целей игру, но так, чтобы сотрудникам было искренне интересно в ней участвовать. Поэтому разработчик предварительно изучает ещё и их личные мотивы и актуальные для них мотиваторы. Для этого можно провести, например, небольшое предварительное игрофицированное тестирование.

И вот люди увлечённо играют, получают удовольствие и обретают новые компетенции, а игропрактик внимательно наблюдает за ними и делает выводы, отвечающие требованиям заказа.

— Это как в игре «Мультконтакт», про которую вы рассказали: студенты думают, что соревнуются в сообразительности (и для них действительно это так и есть), но не знают, что главная цель игры для преподавателя — вычислить лидера.

— Совершенно верно. Такие корпоративные игры проводятся обычно в приятной расслабляющей атмосфере, людям нравится процесс. Они выходят из игры довольными собой и обратной связью, которую получили от игропрактика: он раскрыл им про положительные стороны и перспективы личного развития. Заказчик тоже получает свои ответы.

Вот как такие игровые корпоративы организовывали в Европе в допандемическую эпоху: компания объявляла выезд членов команды — например, управленцев среднего звена или топ-менеджеров — в уютный загородный отель. Зачастую люди приезжали с семьями, это воспринималось как отдых. Проводился корпоратив, но не с обычными аниматорами, а с игропрактиками. И в процессе игры решалась та или иная корпоративная задача.

Популярные профессии в игровой индустрии

Список наиболее часто встречающихся профессий в геймдеве:

  • Программист на C++, C (крупные игры на UE). Обзор профессии;
  • Программист на JavaScript, PHP (браузерные игры). Обзор профессии PHP-разработчик;
  • Программист на C#, Java (игры на Unity). Обзор профессии C# и обзор Java разработчика;
  • Программист на Swift (игры для iOs); Обзор профессии;
  • Программист на Python (игры на PYGame, Panda 3D, Blender Game Engine). Обзор профессии;
  • Разработчик на Unreal Engine. Обзор профессии;
  • Разработчик на Unity. Обзор профессии;
  • VFX-художник. Обзор профессии;
  • 3D-аниматор. Обзор профессии;
  • Сценарист;
  • UI/UX Artist;
  • Дизайнер-уровней;
  • Геймдизайнер. Обзор профессии;
  • Тестировщик игр.

Как стать разработчиком игр и где учиться?

Освоить профессию можно на интернет-курсах. Например, такие программы есть в университете Нетология и Skillbox. Занятия проводятся онлайн, в формате вебинаров. Вы можете задавать вопросы и уточнять, что не понятно. Преподаватели – практикующие специалисты. Помимо теории, есть практические занятия.

Список курсов для обучения через интернет:

Курс в Skillbox. Вас научат создавать игры на движке Unity, включая его API, работать с пакетом Blender, программировать на С#. Программа включает более 150 уроков.

Второй курс в Skillbox. В нем изучают другой движок – Unreal Engine и язык программирования C++. Практика включает разработку нескольких проектов. При подготовке статьи о профессии это были арканоид, шутер и сетевая игра. Отдельный блок посвящен работе в команде.

Это курс в университете Нетология. Включает изучение Unity, языка C#, блок по разработке мобильных игр и RPG, основы геймдизайна. Помогают выпускникам с поиском вакансий и подготовкой резюме. Также предоставляют доступ в сообщество Gamedev-специалистов в Discord.

И всё‑таки: куда пойти учиться?

Ответ зависит от того, кем вы хотите стать. Наиболее простой путь — потому что понятный! — ждёт программистов. Им стоит присмотреться к самым престижным техническим вузам в своих регионах. Как правило, крупные государственные учреждения дают наиболее качественное образование — неудивительно, что опрошенные разработчики рекомендовали именно их. В их число входят:

  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
  • Санкт‑Петербургский Национальный исследовательский университет ИТМО;
  • Уральский федеральный университет в Екатеринбурге, а точнее — входящие в него Институт естественных наук и математики (ИЕНиМ) и Институт радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ (ИРИТ‑РТФ).

Однако именитый вуз не всегда означает качественное геймдев‑образование

Во‑первых, важно, чтобы заведение предлагало траектории развития. Так вы получите углублённые знания и поймёте, каким программистом хотите стать

Во‑вторых, необходимо узнать, привлекает ли заведение практикующих специалистов. Они дадут вам актуальные знания — а то и помогут попасть в индустрию. В‑третьих, поинтересуйтесь, каким языкам программирования учат в институте: C#, C++, Python, Java — это хорошо, а Windows Forms и Pascal — плохо. Точне, последние два могут присутствовать в учебном плане, но лишь как часть основ кодинга.

Будущие художники или композиторы получат необходимые знания в соответствующих школах, академиях и консерваториях. Так считает Анна Елькина из Targem Games:

«Если вы хотите попасть в геймдев и стать востребованным специалистом, обязательно нужно идти и получать профильную вышку. Надо уметь поддержать разговор на заданную тему, разбираться в терминах и трендах. Если речь идёт о художниках, то без базовых навыков академического рисунка и так далее невозможно расти. Плюс выпускникам профильных заведений проще найти работу. Мы, например, сотрудничаем со всеми интересными нам вузами в городе, даже вот с консерваторией подружились — звукорежиссёра там искали».

Та же логика работает с игровыми сценаристами и писателями. Им пригодится филологическое или журналистское образование. Так считает Мария Кочакова, директор «Нарраторики» и автор игры Message Quest:

«На филфаке или журфаке вас научат хорошо писать и вообще дадут подготовку, которой не хватает многим новичкам в индустрии. Я видела многих сценаристов или желающих стать ими, у которых слабая начитанность и которые пишут безграмотно. Чтобы вы понимали масштабы бедствия: лично я нашла первую работу просто потому, что смогла написать игровую новость без ошибок и правильно расставив запятые. Кроме того, в индустрии встречаются люди, которые не разбираются в мифологии. А ведь это те самые архетипы, на которых строится повествование. Классическое образование — оно на то и классическое, что даёт универсальные навыки. Везде нужны пишущие — и хорошо пишущие — люди».


Скриншот: игра Skyforge / Allods Team

Как видите, расписать подробный план действий для человека, который хочет выучиться и найти работу в геймдеве, едва ли возможно: единого пути для разработчика игр просто не существует. Сколько специализаций есть в игровой индустрии — столько и дорог для новичков. Михаил Шестеров рекомендует искать работу в геймдеве уже на этапе обучения — чтобы как можно раньше начать зарабатывать опыт и составлять портфолио.

Во время интервью

Вы включили камеру / зашли в здание, чтобы пройти заветное собеседование в геймдев. Что дальше?

Улыбайтесь! Интервьюер будет видеть, что вы нервничаете. Если это не стресс-собеседование, он постарается успокоить вас. Если вы не чувствуете уверенности и ощущаете себя дискомфортно, улыбка позволит смягчить ситуацию и расположить к себе собеседника.

«Везде важна золотая середина. Не обязательно много говорить, но и не нужно молчать. При этом не стоит воспринимать рекрутера как своего недруга или закадычного друга. Не относитесь к собеседнику явно негативно и настороженно или слишком фамильярно. Необходимо придерживаться делового общения и открыто говорить, что вы хотите, особенно если это рекрутер из агентства. У нас почти всегда есть несколько похожих вакансий у разных работодателей, и когда кандидаты говорят, какая бы мотивация для них была лучшей, мы можем направить его кандидатуру в подходящую компанию

Ещё важно читать про студию, в которую вы идёте, и задавать конкретные вопросы, а не выбирать пассивную позицию», — дополняет Лопатина

Следите за жестикуляцией и мимикой

Как при очном, так и при дистанционном интервью очень важно помнить о языке тела. Не стоит сутулиться в кресле, суетиться, перебирать что-либо в руках

Уверенно расположитесь в кресле, устанавливайте зрительный контакт с HR и показывайте свою вовлечённость.

Соблюдайте этикет. Ранее при первой встрече было принято приветствовать друг друга рукопожатием, однако во времена COVID-19 такой совет теряет свою актуальность. Многие всё ещё чувствуют влияние пандемии и стараются дистанцироваться от личных контактов. В таком случае стоит ограничиться вежливым приветствием.

Не бойтесь думать над ответами. Если вам задали вопрос, ответ на который вам сразу не пришёл в голову, спросите, если ли у вас минутка на раздумья. В случае отсутствия опыта в сфере, вопрос о которой вам задали, не спешите говорить злополучное «не знаю». Подумайте, с какой стороны вы можете подойти к этому вопросу и как бы поступили в такой ситуации. HR обязательно оценит вашу попытку. Если же вы совершенно точно не знаете, как ответить на поставленный вопрос, скажите об этом прямо, а не молчите.

«Отталкивают во время интервью кандидаты, которые врут про свой опыт, выставляют в портфолио чужие работы, гуглят ответы на вопросы. Поступая так, вы не набираете себе очков, такие действия, наоборот, производят неприятное впечатление на работодателя.

Зато кандидаты, которые могут трезво оценить себя, свои навыки и запросы, производят благоприятное впечатление

Также приятно наблюдать, когда потенциальный соискатель следит за ситуацией в геймдев-индустрии и интересуется новинками, неважно, новая ли это игра, обновление в движке или курсы для повышения квалификации», — рассказывает Тарникова

Будьте на позитиве. В целом люди любят позитив — и HR не исключение. Ваши интервьюеры хотят видеть энтузиазм и желание получить работу с вашей стороны.

Отвечайте на вопросы об опыте работы по системе STAR (ситуация, задание, действие, результат). Начните с описания ситуации, в которой вы оказались ранее, затем расскажите о задании, которое было вам поручено. После этого подробно опишите действия, которые вы предприняли, чтобы решить поставленную задачу, а в заключение расскажите об итоговом результате. Используйте реальные примеры, говорите о деталях и о том, какое влияние вы оказали на решение той или иной задачи.

Комьюнити-менеджер

Юлия Позова, Community manager Black Caviar Games, партнер проекта «Начни игру»

Задача комьюнити-менеджера — поддерживать связь между компанией и потребителями ее продукта, игроками. КМ поддерживает интерес сообщества к проектам студии, организовывает интерактивные мероприятия.

Главное поле реализации задач — группы и паблики в соцсетях (например, , каналы в Telegram и на YouTube). У каждой площадки своя аудитория, а у нее свои потребности и любимые форматы. Комьюнити-менеджер также координирует команду создателей контента: видеографов, фотографов, копирайтеров.

КМ должен уметь общаться и договариваться с разными людьми: коллегами, партнерами, игроками. Знать основы психологии, понимать потребности и мотивацию. Важна стрессоустойчивость и умение разрешать конфликты.

Хороший комьюнити-менеджер знает возможности социальных сетей и логику их работы. Ему необходимы базовые знания маркетинга, чтобы понимать рынок, на котором работает компания. Конечно, нужно пользоваться ее продуктами и хорошо их знать — играть в игры. Пригодятся знания менеджмента, так как нужно координировать работу других сотрудников и, конечно, развитые soft skills: коммуникабельность, креативность, гибкость

Кстати, чувство юмора тоже очень важно!

Профессия подойдет тем, кто умеет и любит общаться, а также делать яркий интересный контент. Хорошо, если человек экстраверт, но не обязательно. Здорово, если есть аналитические способности. Ведь комьюнити-менеджер не просто создает контент, но и оценивает его эффективность, влияние на аудиторию.

Начинающим специалистам будет полезно собирать портфолио с примерами созданного ими контента и сообществ, которые они вели. Если вы управляли фанатским сообществом игры и делали это хорошо, то справитесь с работой комьюнити-менеджера. Теперь вы будете представителем компании и бренда, а члены группы или подписчики аккаунта — клиентами.

Что нужно освоить, чтобы попасть в геймдев?

Вопрос на миллион. Всё зависит от должности, на которой вы хотите работать, и конкретной специализации. В одном из предыдущих материалов мы писали, что наиболее востребованные геймдев‑специалисты — программисты, поэтому постараемся ответить на вопрос в контексте этой должности.

Итак, чему необходимо научиться выпускникам или старшекурсникам, чтобы попасть в геймдев в качестве программиста?

«Так как у нас почти все отцы‑основатели — технари, в компании мы особо приветствуем геймдизайнеров с высшим математическим образованием. Если вы хотите быть дизайнером по физике — это редкий, но нужный кадр, — то неплохо бы знать физику. Если аналитиком, то вы должны знать статистику и матанализ. Необходимые дисциплины зависят от вашей специализации».

В геймдеве много специализаций и ещё больше требований к ним. Скажем, соискателю на должность младшего программиста со знанием Unity могут потребоваться знания физики, оптимизации, векторной алгебры, принципов устройства UI и ещё десятка вещей.

Словом, чтобы перечислить компетенции, необходимые для всех профессий в геймдеве, не хватит и толстой книги. Поэтому остановимся на общих требованиях к соискателям. Так, выпускникам‑программистам следует знать языки C# или C++. Анонимный разработчик игр на Unity по прозвищу Кибераслан поясняет:

«С# — язык программирования, который используется в Unity. И если вы уже знаете С#, разобраться в движке будет проще. То же самое касается С++ и Unreal Engine. Впрочем, знание языков — обязательное, но вовсе не единственное условие для того, чтобы освоить движок».

Поэтому, выбирая университет, обратите внимание на учебную программу — важно, чтобы в ней присутствовали уроки по С# или С++. Это азы, которые необходимо знать большинству программистов, желающих работать в игровой индустрии. Кроме того, существуют фронтенд‑ и бэкенд‑разработчики, которые используют в работе HTML, Java, PHP, Go, Python и другие инструменты

О них в подробностях рассказано в другом материале Skillbox Media.

Кроме того, существуют фронтенд‑ и бэкенд‑разработчики, которые используют в работе HTML, Java, PHP, Go, Python и другие инструменты. О них в подробностях рассказано в другом материале Skillbox Media.


Кадр: сериал «Кремниевая долина»

Если же говорить о софт‑скиллах, то работодатели обычно ждут от соискателей, что те будут стрессоустойчивыми и способными работать в команде. Кибераслан говорит:

«В геймдеве происходят кранчи и переработки — и ты должен их выдержать

Не менее важно умение работать в команде, воспринимать критику и адекватно критиковать. Так, чтобы это помогало рабочему процессу, а не препятствовало ему».

Все эти навыки можно получить в вузах. Особенно, в тех, где внедрили проектное обучение: это когда студентов объединяют в группы и предлагают поработать над тем или иным проектом, чтобы решить проблемы, с которыми можно столкнуться в реальности. В этом случае обучающиеся могут применить знания на практике и набраться опыта, которого так не хватает молодым специалистам.

Потому есть смысл присмотреться в первую очередь к заведениям, которые внедрили в свои программы проектное обучение. В их числе НИУ ВШЭ, Московский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет, Южный федеральный университет и Университет Лобачевского.

Проектная деятельность также учит мыслить не только как разработчик, но и как пользователь. «Это редкое качество, и его стоит прививать себе», — утверждает Иван Домашних, ответственный за проектное обучение на направлении «Фундаментальная информатика и информационные технологии» в УрФУ.

«Иначе вы обречены выпускать программы, которые чудесно написаны, но пользоваться ими невозможно. Когда ты думаешь как пользователь, это помогает создать, например, обучающий уровень в игре или подсказки, которые помогают игроку освоиться».

Соотнесите собственные навыки с зарплатными ожиданиями

Зарплата тестировщика зависит от множества факторов — в том числе и от того, насколько хорошо вы сможете подать себя на собеседовании. Не стоит рассчитывать на заработок выше 30 тысяч рублей, если вы выбираете для себя вакансию, рассчитанную на абсолютных новичков. Если же вы начинаете поиск работы, будучи уже теоретически подкованным и обладая профессиональными навыками даже на базовом уровне, но ещё не имея опыта работы тестировщиком, то можете претендовать на зарплату до 50 тысяч рублей, отметил Артём Димитров.

Есть также агрегаторы вакансий и статистики заработной платы, которые называют разные зарплаты по вакансиям начинающих тестировщиков. Так, «Фильтр Работ» говорит о заработной плате от  до  тысяч рублей в среднем по России — в зависимости от того, как сформулировать название вакансии. По мере роста опыта и профессиональных навыков кандидатура тестировщика будет становиться более привлекательной для работодателей, а с этим вырастет и возможная заработная плата.

Кроме того, очевидная перспектива — это карьерный рост. И речь идёт не только о росте от Junior до Middle, от Middle к Senior и так далее. Работая тестировщиком игр, можно получить навыки, которые помогут в дальнейшем освоить геймдизайн, стать scrum-мастером или дата-аналитиком, изучить выбранные языки программирования. Работа тестировщиком может стать входной точкой в IT и позволит освоить широкий спектр смежных специальностей.

Как начать карьеру с нуля: пошаговый план

 

1. Познакомьтесь с компьютерными системами и популярными консольными технологиями. Тестировщики играют на различных платформах, и их могут попросить установить или удалить оборудование или программное обеспечение в процессе работы. Компьютерная грамотность является абсолютной необходимостью!

2. Пробуйте как можно больше игр. Читайте тематические блоги и журналы; узнавайте жаргон и жанры. Многие геймеры придерживаются одного или двух жанров, но вы не сможете выбрать продукт, который будете тестить, поэтому должны быть знакомы со многими разновидностями. Чем больше, тем лучше.

3. Вызывайтесь добровольно участвовать в публичных бета-тестах игр. Понадобится быть внимательными и тщательными, продемонстрировать способность к тестированию бета-версий. Сделайте подробные заметки, если обнаружите какие-либо ошибки. Проигрывайте и воспроизводите все события, приводящие к ошибкам в ответах, и предоставляйте подробные отзывы о каждом баге, с которым сталкиваетесь.

4. Узнайте, как писать отчеты об ошибках. Найдите примеры в Интернете и потренируйтесь создавать собственные, которые включают три основных элемента: что произошло, что ожидалось, точные шаги, необходимые для повторения ситуации. Знание того, как написать отчет, будет огромным преимуществом, когда придет время подавать заявку на участие в тестировании.

5. Практикуйте эффективное письменное общение. Отчетность должна сообщать о проблемах игры достаточно четко, чтобы не требовать дополнительных вопросов.

6. Заведите собственный игровой блог. Грег Офф, президент компании Off Base Productions по маркетингу игр, советует людям, которые хотят проникнуть в игровую индустрию, создавать собственные геймерские ресурсы. Блог — отличное дополнение к резюме потенциального сотрудника – показывает высокий уровень увлеченности, а также служит платформой для общения с другими участниками отрасли.
 

7. Присоединяйтесь к социальной сети, ориентированной на видеоигры, и заводите друзей. Согласно недавней статье, опубликованной CNN, на самом деле рекламируется только около 20 процентов вакансий — остальные заполняются людьми, которые знают сотрудников, уже работающих в компаниях.

8. Участвуйте в конкурсах геймерского искусства или соревнованиях

Получение награды — отличный способ привлечь внимание студий, занимающихся разработкой.

9. Получите образование. Геймдизайн, информатика и коммуникации — предметы, которые позволят сделать карьеру в разработке игр.

10. Подайте заявку на стажировку

Возможность встречаться с людьми и налаживать связи даже более ценна, чем опыт работы.

11. Составьте резюме, в котором отражено образование, опыт бета-тестирования и коммуникативные навыки. Прикрепите сопроводительное письмо с подробным описанием конкретного интереса к позиции и укажите любые действия, которые демонстрируют вашу приверженность.

12. Отправьте резюме по электронной почте в каждую игровую компанию, находящуюся поблизости. Вы не сможете тестировать из дома, поэтому, если поблизости нет игровой компании, придется переехать. Алекс Джонс, продюсер Capcom, ворвался в индустрию, рассылая резюме направо и налево: «Я заглянул в конец каждого журнала по видеоиграм и разослал CV всем им в радиусе 50 миль».
 
 

Кто такой разработчик игр и что он делает?

Современные видеоигры часто создаются на движках, которые содержат готовые решения и позволяют выпускать проекты для ПК, консолей, мобильных устройств. Примеры таких платформ: Unity, Unreal Engine, CryEngine, GameSalad, HeroEngine и множество других.

Разработчики игр – это специалисты, которые работают с движками и создают с их помощью новые шутеры, квесты, аркады, головоломки и т.д.

Обычно в их обязанности входит:

  • Настройка визуальной составляющей: текстур, материалов, освещения, камеры и т.д.
  • Программирование уровней.
  • Интеграция персонажей и настройка их взаимодействий.
  • Внедрение анимации, моделей и различных эффектов.
  • Разработка игровых механик, то есть того, как игра должна функционировать, что в ней должно происходить и каким образом.
  • Внедрение сторонних плагинов и SDK, например, систем аналитики и рекламы.
  • Оптимизация кода, чтобы программы работали быстрее и требовали меньше ресурсов.
  • Создание дополнительных приложений, например, встроенного редактора уровней.

Для работы игровым программистом необходимо знать движки, понимать физику процессов, математику, владеть разными технологиями. Например, Unity разработчикам необходимо знать язык C# (Си шарп). Поскольку в процессе разработки требуется писать код именно на нем. Также пригодится знание С++, Python, Java и JavaScript.

Много ли учебных заведений готовят специалистов для геймдева?

Многие вузы и ссузы стремятся внедрить в свои образовательные программы проектное обучение. Но немногие уходят настолько вглубь разработки софта, чтобы открыть целые геймдев‑направления. Мария Кочакова, директор школы игровых сценаристов «Нарраторика», насчитала 19 бакалавриатов, 12 магистратур и 6 колледжей, посвящённых игровой тематике. Большинство из них находятся в Москве, но есть также учебные заведения из Санкт‑Петербурга, Владивостока, Калининграда, Красноярска, Магнитогорска, Челябинска, Казани, Ростова‑на‑Дону, Томска, Новосибирска и Иванова.


Фото: пресс-служба Университета ИТМО

Ещё больше заведений исследователи из Дальневосточного Федерального Университета. Помимо перечисленных выше мест для учёбы, туда попали вузы из Екатеринбурга, Архангельска и Воронежа.

Почему эти списки не совпадают? Виной тому особенности геймдев‑образования: некоторые заведения не имеют отдельной программы, посвящённой специальностям из игровой индустрии, но позволяют выбрать разработку игр как одно из направлений при обучении. Иван Домашних объяснил, как это работает, на примере ФИИТ в УрФУ:

Почему не всё, что называется игрой, — игра на самом деле

— Вы сказали: «Игропедагогика и то, что её подменяет». Что вы имеете в виду под подменой?

— Бывает, что за игру выдают квази-игру. Например, дидактические игры, столь любимые некоторыми педагогами, не являются играми в классическом смысле слова. Вот приходит ребёнок в детский сад или в школу, ему говорят: «Сейчас мы поиграем!», и он ждёт игры. Но вместо этого получает тест множественного выбора или контрольную работу с применением игровых механик — что угодно, но не настоящую игру. И чувствует себя обманутым.

— А почему забавный тест или «весёленькая» контрольная — не игра в классическом смысле?

— Задания, в которых есть единственно верный вариант решения (то есть надо выбирать между «правильно» и «неправильно») и за которые ставится оценка, — не игры. Они не помогают ребёнку, а делают его мышление стереотипным, ограничивают его всякими клише и прививают страх ошибки.

Настоящая игра поливариантна, в ней нет ошибок, всегда можно переиграть, — в этом её суть и привлекательность. И первый принцип игры, который назвал ещё Хёйзинга, — демократичность. Как только этот принцип из игры уходит, она становится неким обрядом, а игрой быть перестаёт.

— Почему в настоящей игре невозможно ошибиться? Я делаю неверный ход — и вылетаю.

— В игре перед вами бесконечный выбор вариантов, как поступить, при этом среди них нет единственно верного, а значит, нет и настоящей ошибки. Вы выбираете какой-то вариант и смотрите, что получилось. Если случилась неудача, это воспринимается не как трагедия, а как новый опыт, подсказка: «Ты сейчас пошёл не тем путём, но можно вернуться и переиграть». В игре никто не скажет: «Неправильно, двойка, сядь на место».

— В сфере корпоративного обучения часто создают игровую обстановку, чтобы обучить людей некому алгоритму действий, отработать его. Это игра?

— У меня к вам встречный вопрос: как вы считаете, когда физиолог Павлов включал собакам в лаборатории лампочки разного цвета и собаки привыкали к тому, что после лампочки одного цвета их ждёт еда, а после лампочки другого цвета — боль, он с ними играл?

— Нет, конечно.

— Вот и в вашем примере тоже не игра, а вариант автоматизации процесса. Возможно, это создание игровой среды путём использования игровых механик и приёмов — но не игра. По-настоящему же увлекает человека именно полноценное игровое действо.

— Какие функции настоящей игры делают её полезной для образования, обучения?

— Первичная функция игры — самопознание (для ребёнка на одном уровне, для взрослого — на другом), вторая функция — социализация (это тоже касается и детей, и взрослых), третья — эмоциональная включённость, четвёртая функция — развлечение.

Человек, играя, социализируется, получает эмоциональный заряд, удовольствие и в то же время некий важный жизненный опыт, то есть у игры есть ещё и практическая ориентированность. Ведь после игры мы выходим в реальность и должны применить освоенные навыки в повседневных ситуациях.

QA/QC

Специалисты, про которых часто забывают до этапа, когда нужно показывать игру людям и выясняется, что в ней очень много багов. В маленьких командах тестированием обычно занимаются все, но в большей степени — продюсер и геймдизайнер в свободное от основных тасков время. Если у вас есть возможность привлечь игроков из сообщества, это сэкономит вам много времени и денег.

Часто используется внешние QA или QC, есть достаточно много студий, которые на этом специализируется. Если у вас нет возможности держать человека в штате, вы можете воспользоваться услугами этих студий. Ценник у них не очень большой, а выловив и исправив все баги до релиза, вы точно сэкономите намного больше.

  • QA — превентивный процесс, задачей которого является обеспечение качества продукта в будущем. QA ориентирован на процесс. Охватывает все этапы разработки, включая эксплуатацию и релиз.
  • QA = Quality Control = Контроль качества.
  • QC — процесс нахождения ошибок в ПО с целью их устранения. Задача QC — поддержка качества продукта в текущий момент времени.
  • QC — это часть QA.

Средняя зарплата:

  • В Москве — 50 000 рублей
  • В регионах — 40 000 рублей

Разработчик приложений

Одной из перспективных профессий считается разработчик приложений. Геймер, заинтересовавшийся этой специальностью, может начинать работать самостоятельно, выбрав одну из подходящих платформ, или влиться в коллектив крупной компании. В его обязанности будет входить разработка программных приложений для смартфонов, планшетов, умных часов, GPS-навигаторов.

Профессия разработчика приложений высокооплачиваемая, от шестидесяти пяти тысяч рублей, востребована на рынке труда, предусматривает постоянное развитие и карьерный рост.

Несмотря на плюсы, в этой профессии есть и отрицательные стороны. Во-первых, сложность в обучении, во-вторых, излишняя придирчивость заказчиков. Несмотря на это, большинство геймеров, не раздумывая, отправляются на курсы, чтобы в будущем создавать игровые и не только приложения.

История[]

После перехода от настольных игр с миниатюрами к настольным ролевым играм стало ясно, что требуется посредник между игроками и происходящим в игре. Игроки больше не сражались друг против друга, ведя в бой банды или отряды. Они совместно выполняли общую задачу, в рамках чего каждый действовал от лица одного-единственного персонажа.

Посредником в противостоянии игроков и всех остальных стал мастер. Этот человек отвечал за расстановку сил в конфликтах, размещение ловушек, монстров и сокровищ на карте подземелья, зачастую за составление самой карты.

Впоследствии его роль расширилась. В играх, где упор делался на сюжет, мастер стал тем, кто отвечал за создание этого сюжета из заранее запланированных им ключевых сцен и событий, за направление игроков по наиболее интересной линии, ну и, разумеется, за козни врагов.

Обучение

Учиться можно как в вузе, так и в образовательных центрах (в том числе при больших университетах). В обоих случаях обучение может быть очным, заочным и (оптимальный вариант, чтобы сразу набираться практики) дистанционным. Сроки зависят от выбора специальности, программы и формы обучения.

Так, курсы можно окончить за 6–12 месяцев, правда, после них нужно будет поучиться дополнительно (самостоятельно или в рамках корпоративного образования, если работодатель такую возможность предоставит). Бакалавриат можно закончить за 4–4,5 года.

Бакалавриат

Обучение на программиста предлагают многие вузы Москвы. А вот специальность разработчика игр есть лишь у некоторых. Хорошую программу («Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности») предлагает университет «Синергия» на факультете информационных технологий.

Курс рассчитан на освоение навыков:

  • игромастера;
  • игропрактика;
  • тренера по майнд-фитнесу;
  • дизайнера виртуальных миров;
  • разработчика инструментов для обучения состояниям сознания.

Основные дисциплины: операционные системы, аппаратное обеспечение, архитектура информационных систем, программирование под iOS и Android, гейм-дизайн. За 4 года студенты изучают 2 движка (Unity, Unreal Engine) и 4 главных языка программирования (C++, Java, Python, JavaScript). Выпускники получают диплом гособразца. Работать можно уже с первого курса.

Talents in Games

«Talents in Games — платформа по поиску работы в русскоговорящей игровой индустрии, все предложения работодатели размещают напрямую. Преобладают вакансии художников, геймдизайнеров и разработчиков на движках Unity и Unreal Engine».

Марина Лопатина,
менеджер проектов Talents in Games

Платформа даёт рекомендации по составлению портфолио и резюме. Помогает в подготовке к собеседованию и даёт персональные советы по развитию карьеры. Партнёрская программа со Skillbox предоставляет выпускникам онлайн-университета дополнительное преимущество при поиске работы.

«По условиям партнёрской программы, ученики Skillbox, получившие письмо с волшебной ссылкой, могут выделить своё резюме на фоне других — оно автоматически создаётся со специальным лого, что отмечает его в общей базе соискателей».

Марина Лопатина,
менеджер проектов Talents in Games

На сайте представлены вакансии компаний: Playrix, MY.GAMES, ZiMAD, Genesis. Совместно с MyTONA и TapClap запущен проект по поиску стажировки — TIG Career Start. В программе могут участвовать ученики и выпускники профильных курсов Skillbox. Talents in Games проводит тестирование по запросу работодателя и высылает студии свои рекомендации.

Преимущества профессии игромастер

Конечно же, высокий уровень знаний игромастера или игропедагога – профессиональная обязанность. Но одновременно с этим это и преимущество для каждого человека, в совершенстве овладевшего специальностью. Знания – бесценный багаж, который всегда необходим в жизни. Учитель – уважаемая профессия во все времена.

Если морального удовлетворения не достаточно, или, по каким-то объективным причинам игроучитель решит попробовать свои силы в другом направлении, то полученные знания он сможет применить:

  • в разработке обучающих и развивающих игр, создании методик и рекомендаций, занимаясь только теоретическими вопросами;
  • как творческая личность, игромастер сможет найти применение своим знаниям в сфере шоу-бизнеса и, тем самым, существенно увеличить уровень своих доходов;
  • заняться индивидуальной деятельностью и оказывать услуги в сфере педагогики и психологии, разрабатывать собственные программы и игры, работая индивидуально;
  • знание IT-технологий и творческие способности – отличная база для овладения профессией художника-мультипликатора.

И это далеко не полный перечень, поскольку учитывая обширный круг знаний и навыков, сфер применения полученных знаний для игромастера вполне достаточно.

Нельзя также забывать о том, что специальность «игромастер» находится в списке профессий будущего. А это значит, что потребность в таких специалистах с каждым годом будет только возрастать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: