«Детский крэк»
Популярность «бессмысленных и беспощадных» роликов об анбоксинге (распаковке) игрушек не перестает озадачивать родителей трехлеток: «Даже дав своему сыну планшет с включенными „нормальными“ мультиками, я уже через пару минут наблюдаю, как он за два клика по рекомендациям опять находит эти чертовы шоколадные яйца и снова начинает в них залипать».
Распаковка киндер-сюрпризов — 67,3 миллиона просмотров. На этом канале 1,63 миллиона подписчиков
Коммерческая подоплека взрывного роста детского ютуба часто упоминается в СМИ. Большая часть популярных публикаций про анбоксинг описывают эти ролики как «детский крэк», на который детей подсаживают предприимчивые маркетологи. Например, психолог и директор австралийского дошкольного учреждения назвал эти видеоролики безумием, которое способствует потребительству, и призвал родителей «посмотреть, что законодатели могут сделать, чтобы остановить этот действительно вопиющий маркетинг, который так часто неуместен по отношению к нашим детям».
C другой стороны, западная и отечественная наука рассматривает феномен потребительской социализации детей довольно нейтрально, отмечая и негативные, и позитивные аспекты знакомства с брендами — это часть повседневной жизни, окружающей ребенка.
Название пластилина Play-Doh, например, содержится в 11 миллионах видео на ютубе. Здесь без алгоритмов уже не обойтись. Но прежде чем разобраться с алгоритмами, надо, наконец, заметить других важных участников процесса — видеоблогеров, которые создают контент.
Часто это родители, начавшие снимать своего ребенка или ролики для него. Например, индиец Винот Чандар как-то нарисовал во флеше девочку, похожую на его маленькую дочь Чу-Чу, и создал видеоклип с ней. Дочка одобрила. «Если ей это нравится, то понравится и детям по всему миру», — подумал Чандар. Так и вышло: канал ChuChu TV насчитывает почти 30 миллионов подписчиков и значительно обгоняет «Улицу Сезам» по количеству просмотров на ютубе. Секрет этих роликов очевиден: помимо яркой анимации, все песенки перепеты в завораживающей и нежной индийской (но не слишком) манере.
А вот русский топ-блогер Настя Радзинская. У ее канала Like Nastya около 37 миллионов подписчиков и 17,7 миллиарда просмотров. Три года назад ее родители целенаправленно решили начать бизнес на ютубе и нашли свою нишу — видео о посещениях магазинов и парков развлечений. Настя любит играть и кататься, многие малыши сначала смотрят ее ролики про какие-нибудь интересные карусельки, а потом находят такие же в парках развлечений. Это помогает им быстрее освоиться в новом шумном месте.
Поймать и не отпустить
Согласно данным обратного проектирования начало, конец и продолжительность сеанса — очень важные метрики:
- начало сеанса — сколько людей начинают просмотр с одного из ваших видео;
- продолжительность сеанса — как долго ваш контент удерживает людей на платформе;
- конец сеанса — как часто кто-то завершает сеанс ютуба во время или после просмотра одного из ваших видео. Это отрицательная метрика для алгоритма. Если на вашем видео пользователь ушел с платформы, оно будет понижено в выдаче.
Поэтому в руководствах по раскрутке детских каналов в первую очередь рекомендуют создавать плейлисты из своих видео, чтобы малыш как можно дольше не уходил с вашего канала.
Автор также показывает, как именно он проверяет качество своих видео с помощью подсказок алгоритма. По каждому ролику он может посмотреть график удержания пользователей по хронометражу:
«Тут видно, когда зрители убегают с ролика. Сразу становится ясно, что на этом моменте произошло. Например, если картинка кликбейтная, то люди уходят после первой минуты просмотра. Если подъем, то люди что-то пересматривают»
Маленькие дети будут уходить на новые видео из предлагаемых автоматически, выбирая по картинке, так как еще не умеют читать.
В аналитическом инструменте ютуба для создателей есть SEO-метрика, которая показывает, насколько часто выбирался данный ролик, когда его предлагали (то есть нажимали на картинку). Скажем, если его выбрали 15 раз из 100 возможных, это плохой результат и надо переделывать превью-картинку.
Если плейлиста нет, алгоритм автоматически подбрасывает похожие видео. Их похожесть определяется алгоритмически, а как именно — это самое интересное для производителей контента. Ведь даже у канала с малым числом подписчиков всегда есть шанс попасть в автоматическое воспроизведение после популярных видео, если алгоритм решит, что эти видео похожи. Поэтому в названиях и описаниях детских (и не только детских) роликов такое огромное количество странных слов, повторений и названий брендов.
YouTube сегодня
Согласно Alexa.com на сегодняшний день Youtube занял вторую позицию в рейтинге посещаемости сайтов.
Статистика, говорит, что:
- популярнейшим каналом является T-Series, насчитывающий 135 млн подписчиков
- за последние 3 месяца 2019 года суммарная рекламная выручка составила $4,72 млрд, а за год – $15,15 млрд
- каждый месяц сайт посещают 2 млрд человек
- согласно статистике на сегодняшний день площадка Youtube доступна для 95% населения планеты
- подавляющее число пользователей – люди в возрасте от 18 до 44 лет
- 70% времени пользователи просматривают контент YouTube через мобильное приложение
Как сайт для свиданий стал видеохостингом №1
Разработчики сайта Чад, Джавед и Стив хотели создать платформу для свиданий подобную Facebook. Но у пользователей сайта было своё видение. Они стали выкладывать видео из жизни, путешествий или короткие бессмысленные ролики. Свою популярность сайт получил в мае 2005 года. И именно в тот момент создатели решили сделать сайт видеохостингом. Работа заняла несколько месяцев.
В какой-то момент на платформу пришла аудитория с MySpace и Google Video. Пользователям нравился YouTube тем, что здесь можно было оценить видео, оставить свой комментарий, видео загружалось проще, а сам доступ был быстрее
Так сайт набирал свою популярность и вскоре на YouTube обратили внимание крупные инвесторы. Уже в ноябре 2005 года ребята основатели получили $3,5 млн на развитие платформы
Работа видеохостинга «кипела», а аудитория ежедневно росла.
И уже через полгода появились первые заметные результаты:
Младенцы заказывают видео
До недавнего времени малыши не могли самостоятельно выбирать, что посмотреть, но всё изменили тачпады.
Маленькие дети сейчас имеют доступ к интеллектуальным мобильным устройствам. В 2011 девайсами пользовались 38% детей, в 2013-м — 72%, а к 2017 году их число увеличилось до 84%. В 2016 году 10% просмотров на ютубе приходилось на контент, помеченный как Kids entertainment, а в некоторых странах этот показатель достигал 50% от всех просмотров на платформе. Сейчас родители начали давать планшеты и телефоны детям еще до года, и подавляющее число малышей имеют доступ к ним дома. Для таких детей уже есть специальный термин — диджитоддлеры (digitods). Например, в Швеции 67% двухлетних детей пользуются интернетом, а 32% заходят туда ежедневно.
«Для моей годовалой дочери журнал — это айпад, который не работает. Это останется с ней на всю жизнь. Джобс написал часть ее OS»
YouTube Kids запустили в 2015-м в ответ на беспокойство родителей о том, что дети смотрят слишком много контента для взрослых в более широкой сети ютуба. Родители могут выбрать возрастной диапазон и включить таймер, что помогает избежать споров и просьб «еще минуточку». Сервис предлагает самые популярные у других детей ролики и запоминает, что малыш выбирал сам. Другими словами, приложение YouTube Kids — это суммарное отражение детских желаний, в этом отношении оно открывает особую дверь в мир детской психики. Такого опыта в мире еще не было.
«Автобусы! Сырники готовы!»
В то же время есть исключения: когда опыт просмотра становится интерактивным (например, ребенок обсуждает увиденное с бабушкой), дети в возрасте до 3 лет начинают быстро учиться. Еще в 1980-х было показано, что малыши отлично обучаются с помощью имитации. Эта методика использовалась для развития памяти у детей в раннем возрасте. Младенцы легко учатся и воспроизводят новые последовательности действий, если их показал взрослый.
Действительно, маленькие дети могут копировать последовательности действий из медиа. В одном эксперименте малышам показывали видео о том, как сделать новую игрушку из подручных материалов, и они сделали ее быстрее, чем те, кто не видел ролика.
Есть отдельное исследование, согласно которому YouTube Kids положительно влияет на социальное поведение детей.
Но почему дети предпочитают не играть сами, а смотреть, как это делают другие? Журналистка Ли Александер спросила у нескольких родителей, что именно смотрят их дети: «Некоторые из них сказали, что их дети часто предпочитают смотреть видео с игрушечными персонажами, а не тот мультик, откуда эти персонажи. „Да, они смотрят видео со взрослыми, играющими с игрушками, больше, чем сами мультики, — соглашается другой родитель. — А это очень странно. Мы еле заставили их смотреть Big Hero 6, хотя они уже посмотрели массу роликов с игрушками оттуда. Они мне не верили, что им это понравится. Это было нереально“».
Это вполне объяснимо. Мультики слишком сложны и непонятны для малыша, а вот когда взрослый объясняет, что он сейчас делает, это гораздо интереснее. Дети лучше обучаются, если на видео есть повествование, состоящее из содержательных комментариев (например, «Я беру банку и мячики, чтобы сделать погремушку» и «Я взяла пластилин и сейчас леплю из него пончик»), причем увеличение повторений значительно улучшает имитацию у младенцев. «Малыши любят смотреть одно и то же снова и снова. Если сумеют, будут делать повтор видео, чтобы понять историю», — поясняет Сандра Калверт, директор Детского цифрового медиацентра в Университете Джорджтауна. Если ролик сопровождается объяснениями, дети лучше подражают даже сложным действиям, причем не имеет значения, дают ли пояснения родители или они содержатся в видео.
Взрослые играют с машинками и куклами: 41 миллион просмотров, у канала «Капуки Кануки» 2,6 миллиона подписчиков
Именно такого рода ролики особенно популярны в детском интернете. В русском сегменте есть всенародно любимая Маша Капуки Кануки, блогер и актриса с великолепной артикуляцией, которая помогает детям запоминать слова правильно. Она очень подробно рассказывает о том, например, как лепить из пластилина сырники для игрушечных автобусов (и сама лепит их).
Индонезийское исследование показало, что маленькие дети активно учатся английскому языку по серии однотипных роликов на родном и на английском языках. У ребенка, прослушавшего изрядное количество версий одной и той же песенки на разных языках, были фразы типа «Ни хао, с днем рожденья ту ю». Когда он еще только учился говорить, то нашел себе детские видеоуроки русского для иностранцев и прилежно пересматривал каждый урок по нескольку раз. Его родители рассказали об этом знакомому психологу, и та ответила, что в этом нет ничего удивительного: в бытовой речи люди не слишком четко произносят звуки, частично сглатывают окончания, а в учебном материале произношение самое понятное — оптимально для изучения!
Другая мама в этом интервью рассказала, что, насмотревшись распаковок, ее десятимесячная дочка стала играть с пластиковыми яйцами, пряча что-нибудь внутри для родителей, чтобы они открывали. Но ни один из родителей в этом материале не заявил, что фиксация их ребенка на видео привела к просьбам купить больше игрушек.
Яндекс.Дзен: «да» по пяти критериям из шести
Это площадка, где каждый может создать свой канал и загружать на него объемные статьи, короткие посты, видео (длительностью до 4 часов) и вести прямые трансляции (длительностью до 24 часов).
Загружать ролики на Дзен довольно просто. Нужно:
-
зайти в Дзен-студию в выпадающем меню под иконкой профиля;
-
в правом верхнем углу нажать на иконку плюсика;
-
выбрать, что хотите загрузить — пост, статью, видео или трансляцию.
Кстати, к видео можно добавить субтитры, загрузив их отдельным файлом в формате WEBVTT.
Мы не знаем наверняка, как работают рекомендательные алгоритмы Дзена и что конкретно нужно сделать, чтобы быть в топе органической выдачи. К тому же, когда поток пользователей, приходящих в Дзен с других площадок, начал стремительно расти, команда Дзена временно отключила рекомендательную ленту — то есть публикации каждого канала показываются только их подписчикам в ленте. Но Дзен нашел выход — теперь он рекомендует пользователям похожие публикации и персональные подборки каналов. То есть контент в любом случае находит свою аудиторию.
Что касается справки, тут всё отлично — она подробная и понятная, в ней есть поиск по ключевым словам и много ответов на популярные вопросы.
С аналитикой на площадке тоже всё хорошо: в Дзен-студии есть отдельная страница статистики с подробными данными по каждой публикации, которые можно отфильтровать по времени, формату поста, метрикам. Также в статистике есть отдельные вкладки в верхнем горизонтальном меню, в которых можно посмотреть данные по доходу, аудитории и рекламе.
Новости об изменениях на площадке Яндекс публикует сразу в нескольких источниках:
-
на своем в Дзене;
-
на своем канале в Telegram;
-
в справке Дзена.
Сейчас площадка адаптируется под новые реалии, но по сравнению с ВКонтакте выпускает меньше обновлений и программ поддержки новых авторов.
Недавно в Дзене изменилась схема монетизации — теперь доход пользователям начисляется за взаимодействие подписчиков с публикациями. При этом выплаты за подписчиков начисляются ежедневно.
У Дзена есть несколько отдельных программ монетизации для разных блогеров, в которых отличаются только условия — налоги, договора, частота выплат:
-
Для физических лиц. Пользователь заключает договор и постит контент. Когда пост проходит модерацию, реклама автоматически подгружается в публикации.
-
Для самозанятых. Пользователь должен сам контролировать налоговые отчисления — 6% с дохода. Но за счет этого он сможет больше заработать.
-
Для индивидуальных предпринимателей. Условия похожи на программу для самозанятых, только блогерам с ИП не нужно заключать дополнительные договоры с Рекламной сетью Яндекса — они напрямую работают с Дзеном.
-
Для юридических лиц. Вознаграждение раз в месяц выплачивается на расчетный счет юрлица.
Отдельный способ монетизации — это «Нативная реклама». Блогер договаривается о сотрудничестве с брендом и пишет полноценный уникальный материал, который рассказывает о продукте так, что пользователям хочется его купить.
В целом, блогерам, которые хотят зарабатывать в Дзене, есть из чего выбрать.
Подводим итог: 5 из 6.
Наличие в Дзене |
|
Легкая и быстрая загрузка роликов |
+ |
Прозрачная система органического продвижения роликов |
— |
Понятная справка |
+ |
Аналитика |
+ |
Регулярные новости об изменениях от площадки |
+ |
Понятная система монетизации контента |
+ |
История создания YouTube
История Youtube началась в январе 2005 года. Двое приятелей, Чад и Стив, отправились на вечеринку, а их товарищ Джавед не смог присоединиться. Они решили записать видео и отправить другу. Однако, размер файла был слишком велик и у них ничего не получилось.
Так у Чада Херли появилась идея создания собственного сайта, с помощью которого можно было бы легко поделиться каким-нибудь видео со своими друзьями. За основу была взята технология Flash Video, которая позволила сохранить высокое качество видео, при малом объеме передаваемых данных.
Первоначальная идея сайта – аналог Facebook. Предполагалось, что люди будут загружать свои видео-анкеты и фото. Однако, пользователи там так и не появились и идею проекта пришлось пересмотреть. Таким образом Чад стал дизайнером платформы YouTube, создал логотип и интерфейс. А Джавед и Стив работали над самой программой.
Сегодня YouTube – это шикарные офисы с большими окнами, а в 2005 году все начиналось в крохотном помещении. Впервые домен YouTube.com был зарегистрирован 14 февраля 2005 года. Название сайта – это каламбур, ведь самого слова YouTube в английском языке не существует. Это жаргон. И означает он «телек» или «ящик». Получается, что каждый зарегистрированный пользователь может создать своё ТВ, загружая собственные видео. Лозунг сайта – Broadcast Yourself, что означает, «транслируй себя». Так что здесь обычные люди могут транслировать свою повседневную жизнь.
Самое первое видео на сайте – «Me at the zoo». Его загрузил Джавед 23 апреля 2005 г. Это было 18-секундное видео из зоопарка. Качество его было низким, а сам ролик не нес никакой смысловой нагрузки. Но оно стало основой сайта, а сегодня платформа YouTube даже потеснила телевидение.
Ходят слухи, что в сериал вернётся персонаж Джейсона Момоа
Поклонники сериала «Игра престолов» ждут седьмого сезона с нетерпением: как известно, литературная первооснова телешоу всё ещё не опубликована писателем Джорджем Мартином, так что происходящее на экране должно стать абсолютным сюрпризом. Информацию о том, что же произойдёт в новых сериях, фанаты собирают по крупицам. Актёр Джейсон Момоа, исполнивший в первом сезоне роль кхала Дрого, подкинул интересный повод для слухов.
«Игра престолов»: Давно погибший персонаж вернётся в новом сезоне
Джейсон Момоа – активный пользователь соцсетей, и многие зрители «Игры престолов» подписаны на его крайне эмоциональный Инстаграм. Мимо них просто не могла пройти фотография, на которой исполнитель роли кхала Дрого, дотракийского воина, запечатлён с шоураннерами сериала – Дэвидом Бениоффом и Дэном Вайсом. Команда отдыхала в одном из ирландских баров – как известно, именно в Северной Ирландии сейчас начинаются съёмки новых эпизодов. Более того, к фотографии Момоа добавил подпись «ALOHA DROGO». Многие уверены: встреча в баре состоялась не только ради дегустации ирландского пива. Фотография из Инстаграма Джейсона Момоа
Кхал Дрого был мужем Дейенерис Таргариен (Эмилия Кларк): девушку выдали замуж против её воли, однако она с самого начала уверена, что это приведёт её к возвращению на трон, ведь дотракийцы – отличные конные войны. Однако вскоре она искренне полюбила своего супруга, как и он – её. Но их история закончилась слишком быстро и трагично: Дрого погиб из-за ранения и колдовства, умер и их новорожденный сын. Конечно, чудесные воскрешения для сериала – не новость: к жизни уже возвращались такие персонажи, как Берик Дондаррион, Григор «Гора» Клиган и, конечно же, Джон Сноу. Долгое время зрители считали погибшим и Сандора Клигана, однако он тоже вернулся на экраны, хоть и без всяких чудес. Однако физически воскрешение Дрого вряд ли возможно, так как Дейенерис сожгла его тело (именно благодаря этому на свет и появились драконы).
Дейенерис и умирающий Дрого
Вероятно, Джейсон Момоа появится в сериале лишь в качестве камео – как призрак, галлюцинация, сон или воспоминание Дейенерис. Так, например, кхал Дрого являлся Дейенерис в её видениях во время испытаний в Доме Бессмертных во втором сезоне (тогда же девушка видела и их маленького сына). Однако читатели цикла «Песнь льда и огня» могут помнить, что ведунья Мирри Маз Дуур, которая пыталась вылечить кхала, на вопрос Дени о том, когда Дрого станет прежним, ответила: «Когда солнце взойдет на западе и зайдет на востоке. Когда высохнут моря и ветер унесёт горы, как листья». Мир, в котором живут герои «Игры престолов», меняется, так что, вполне возможно, что нас ожидает множество чудес, одним из которых и станет воскрешение Дрого.
Видение Дейенерис в Доме Бессмертных
Дэвид Бениофф,
Джейсон Момоа,
Эмилия Кларк
Новинка
Субтитры не для глухих
С 2009 года ютуб автоматически генерирует слова и звук в закрытые субтитры для каждого загруженного видео. Первоначально они предназначались для глухих, но потом оказалось, что титры очень сильно улучшают поиск по видео. Это же масса ключевых слов!
Например, английские исследовательницы усматривают в поведении алгоритма дискриминацию низших слоев населения. Когда бьюти-блогер ведет обзор косметики на диалекте, автомат генерирует абсурдный текст субтитров без полезных ключевых слов.
Для России это не очень актуально, зато в детских роликах вдвойне важно ясное произношение. Ведь слов в детских видео обычно мало
Еще одну причину озвучил автор рекомендаций по раскрутке видео: «Обязательно любая текстовая информация должна быть дублирована голосом, ведь большая часть зрителей еще не умеет читать». Для оптимизации в поиске важно говорить обо всем, что есть в видео, и делать это четко. В руководстве ютуба по созданию детского контента этому посвящена отдельная страница.
Создателей детского контента также предупреждают, что нельзя использовать сленг. Это уж точно для алгоритма: возможно, детям разговорные слова были бы понятнее — но правильный русский тоже будет полезен. Так благодаря требованиям алгоритма речь в роликах из обычной становится алгоритмически распознаваемой.
В кольцах алгоритма
Если алгоритм считает, что ваш канал делает видео о слизи, любое отклонение от этой тематики может быть наказано понижением в выдаче. Рекомендуемые видеоролики выбираются по принципу «черного ящика». Ютуб мало объясняет свои алгоритмы.
В отличие от Netflix и Amazon, которые сами производят контент, ютуб позиционирует себя как платформа, где весь контент сделан пользователями. Однако благодаря использованию алгоритмов сайт сам формирует контент, а это даже лучше.
Он может продвигать и отбрасывать значительную часть своих каналов с помощью простых алгоритмических настроек, эта практика дешевле и более отзывчива, чем производство телевизионных шоу и фильмов. Чтобы облегчить соблюдение алгоритмов, платформа предоставляет создателям доступ к онлайн-студии Creator c удобной аналитикой. Блогеры пристально следят за результатами своих роликов — ведь платформа нужна создателю именно потому, что дает ему поток зрителей. А вдобавок платит. В аналитике в любой момент видно, сколько вы уже заработали от партнерской программы (это процент с трафика).
И структура, и цель алгоритмов скрыты от всех — создателей контента, бизнеса и исследователей. Кроме того, изменения внезапны: в 2012 году в алгоритме вдруг что-то поменяли, чтобы поощрить длинные и качественные видео, и тут же многие жизнеспособные каналы резко потеряли видимость.