Шахматная фигура конь

Об этой статье

Соавтор(ы): :

Шахматный гроссмейстер

Соавтор(ы): . Сахадж Гровер — шахматный гроссмейстер, чемпион мира и тренер по шахматам. Завоевал титул гроссмейстера в возрасте 16 лет. Был бронзовым медалистом чемпионата мира среди юниоров, чемпионом мира в возрастной категории до 10 лет, выиграл Открытый чемпионат Южной Африки в 2017 и 2018 годах и Arnold Classic в 2018 и 2019 годах. Количество просмотров этой статьи: 364 815.

Категории: Настольные игры

English:Checkmate in 3 Moves in Chess

Español:hacer jaque mate en 3 movimientos en ajedrez

Italiano:Dare Scaccomatto in 3 Mosse

Deutsch:Jemanden in drei Zügen Schachmatt setzen

Português:Dar um Xeque‐mate em 3 Movimentos no Xadrez

Français:faire échec et mat en trois coups

Nederlands:Iemand schaakmat zetten in drie stappen

Bahasa Indonesia:Membuat Skak Mat dalam 3 Langkah

한국어:3수 안에 체크메이트 만드는 법

العربية:الوصول إلى كش ملك خلال ثلاث حركات بالشطرنج

中文:如何在国际象棋中3步将死对方

हिन्दी:शतरंज की तीन चालों में, शह और मात (checkmate) दें

Tiếng Việt:Chiếu hết cờ vua trong 3 nước

Печать

Примеры мата пешкой

Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.

Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:

1.b6-b7 мат

Просто, и со вкусом.

Мат со взятием

Это уже с небольшим выкрутасом.

Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат

Мат через битое поле

Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:

Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!

 1…g7-g5??

К сожалению для черных, их план оказывается утопией.

1.h5:g6 мат.

Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.

Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.

Мат одновременно с превращением

Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!

1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.

Три в одном

Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.

1…g7:а8ФХ

Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!

Довольно просто, красиво и эффективно.

Спертый мат пешкой

Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.

Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:

1.h6-h7X

Орден посмертно

«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.

В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.

1.g4-g5+!

1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат

Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.

Упражнение

В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.

И в заключение:

Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.

Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.

Примеры из игр

Ласкер против Горовица, 1946 год.

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Конечная позиция

Пример похожего задушенного товарища в мастер -уровневая игра — это игра Эдвард Ласкер –Исраэль Горовиц, Нью-Йорк 1946, куда пошли: 1. d4 Nf6 2. Nf3 d5 3. e3 c5 4. c4 cxd4 5. Nxd4 e5 6. Nf3 Nc6 7. Nc3 d4 8. exd4 exd4 9. Nb5 Bb4 + 10. Bd2 0-0 11. Bxb4 Nxb4 12. Nbxd4 Qa5 13. Nd2 Qe5 + 14. Ne2 Nd3 #.

Другой пример — игра Unzicker –Сарапу, Зиген Олимпиада 1970: 1. e4 c5 2. Nf3 Nf6 3. e5 Nd5 4. Nc3 e6 5. Nxd5 exd5 6. d4 Nc6 7. dxc5 Bxc5 8. Qxd5 Qb6 9. Bc4 Bxf2 + 10. Ke2 0-0 11. Rf1 Bc5 12. Ng5 Nd4 + 13. Kd1 Ne6 14. Ne4 d6 15. exd6 Bxd6 ?? 16. Nxd6 Rd8 17. Bf4! Кxf4? 18. Qxf7 + Kh8 19. Qg8 +! Сарапу сейчас подал в отставку в свете 19 … Rxg8 20.Nf7 #.

Д Править

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  •  — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  •  — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Слепое следование правилам

Интересно, что нейросеть AlphaZero, играющая в шахматы, рушит все привычные правила. Например, в игре с движком Stockfish она просчитывает ходы настолько далеко, что может пожертвовать ферзя — вторую по значимости фигуру на доске — чтобы поставить мат через несколько ходов.

Пример из шахмат

На десятой минуте показано, как AlphaZero разменивает материал (фигуры и пешки), чтобы в итоге выиграть партию. Как правило, шахматисты стараются не отдавать материал, но при понимании правил игры можно действовать иначе, чем говорит привычка.

Как это работает в жизни? Если вы когда-то усвоили какие-то правила жизни — не факт, что они окажутся рабочими в текущей ситуации. Например, в школе вам говорили, что главное слушаться взрослых и хорошо себя вести. Может быть, тогда это работало неплохо. Но если вы перенесете такое правило во взрослую жизнь, то рискуете превратиться в несамостоятельного человека, который не способен жить без чужого руководства. Владение стратегиями не только отличника, но и хорошиста и троечника наделяет вас большей адаптивностью, чем упорное повторение одних и тех же действий в надежде на новые результаты.

Биография

Мать — Нина Михайловна, отец — Сергей Сергеевич (по образованию инженер), старшая сестра — Татьяна.

Дреев научился играть в шахматы от своего отца в возрасте шести лет. С восьми лет он тренировался у шахматного мастера Владимира Сайгина, с 11 лет у Марка Дворецкого. С 1985 года постоянным тренером Дреева является международный мастер Александр Филипенко.

В 1983 и 1984 годах Дреев два раза подряд выиграл чемпионаты мира среди юношей до 16 лет. В 1984 году Дреев занял второе место в чемпионате мира среди юношей до 20 лет.

В турнире молодых советских мастеров, который проводился в 1986 году в Таллине, Дреев занял второе место вслед за Василием Иванчуком. В 1988 году Дреев вместе с Борисом Гельфандом завоевал звание чемпиона Европы среди юношей.

В 20 лет Дрееву присваивают звание международный гроссмейстер.

В 1990 году, во Львове, Алексей Дреев выиграл (совместно с Алексеем Шировым, Леонидом Юдасиным и Смбатом Лпутяном) зональный турнир к чемпионату мира. В межзональном турнире в Маниле Дреев занял пятое место и получил возможность играть в матчах претендентов.

В первом матче претендентов он встретился с Вишванатаном Анандом и проиграл 1½:4½ (+1-4=5).

Дреев участвовал в нокаут-чемпионатах мира ФИДЕ. В 1997 году в Гронингене Дреев дошёл до четвертьфинала, где проиграл Борису Гельфанду. В 1999 году в Лас-Вегасе Дреев дошёл до одной восьмой финала, где проиграл Майклу Адамсу. В 2000 году в Нью-Дели Дреев дошёл до одной восьмой финала, где проиграл Веселину Топалову. В 2001 году в Москве Дреев дошёл до одной восьмой финала, где проиграл Вишванатану Ананду. В 2004 году в Триполи Дреев дошёл до одной восьмой финала, где проиграл Домингесу, шахматисту из Кубы.

Дреев считается знатоком дебютов и обладает позиционным стилем игры.

Дреев постоянно играет за команду России. В составе команды России он участвовал в шахматных Олимпиадах в Москве (1994), в Ереване (1996) и в Кальвии (2004).

Наиболее значимые победы Дреева в турнирах были: в Биле (Швейцария) в 1995 году, в Вейк-ан-Зее (Нидерланды) (1995) и в Дос Эрманас (Испания) (2002 и 2003).

В чемпионате России 2004 года, Дреев занял третье место: 5½ из 10 (+3-2=5).

В декабре 2011 года стал Алексей Дреев стал серебряным призером чемпионата Европы по блицу.

Алексей Дреев на чемпионате Европы по блицу (Варшава, 17 декабря 2011)

В сентябре 2016 года получил звание старшего тренера ФИДЕ. 

В октябре 2017 выиграл главный турнир традиционного фестиваля Corsican Circuit 2017 – Corsica Masters, проходившего на острове Корсике (Франция), в городах Бастия и Аяччо. В финальном матче Дреев обыграл Гату Камского (США) со счетом 1,5:0,5.

Алексей Дреев и Гата Камский (Корсика, 29 октября 2017)

Алексей Дреев и Левон Аронян (Остов Мэн, 15 октября 2019)

М

Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов.

Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами
(схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x).
Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против
кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру,
просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами»)
(например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления
перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.

Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное
преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок
проигравшей стороны;
2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).

Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить
к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Ссылки

  1. «Biblioteca Virtual del Patrimonio Bibliográfico> Búsqueda › Repetición de amores y Arte de ajedrez. [Inc. San Roman» .
  2. Соня Мюссер Голладей (2007). Los Libros de Acedrex Dados E Tablas: исторические, художественные и метафизические аспекты «Книги игр» Альфонсо X . стр. 278–. ISBN 978-0-549-27434-6.
  3. «Тимман против Шорта» . Chessgames.com .
  4. «Ласкер против Горовица» . Chessgames.com .
  5. «Унзикер против Сарапу» . Chessgames.com .

Библиография

  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1994), «задушенный товарищ», The Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press , ISBN 0-19-866164-9
  • Голомбек, Гарри (1977), Шахматная энциклопедия Голомбека , Crown Publishing, ISBN 0-517-53146-1
  • «Задушенный помощник» Эдварда Винтера

Спертый мат в середине игры

1. Фе6+ Крh8 2. Kf7+ Kpg8 (или 2. … Л:f7 3. Фе8+) 3. Kh6++ (двойной шах) Крh8 4. Фg8+ Л:g8 5. Kf7Х.

Партия 7. Морфи – Джефферсон (Нью-Йорк, 1859)

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. b4 С:b4 5. c3 Сc5 6. 0-0 d6 7. d4 Сb6 8. de de 9. Фb3 Фf6 10. Сb5 Сe6 11. Фf4 Кge7 12. Сg5 Фg6 13. С:e7 Кр:e7 14. С:c6 bc 15. К:e5 Фf6 16. К:c6+ Крf8 17. e5 Фg5 18. h4 Фg4 19. Фa3+ Крg8 20. Кe7+ Крf8 21. Кg6++ Крg8 22. Фf8+ Л:f8 23. Кe7Х.

Известная партия .

Партия 8. Франклин Ноулс Янг – Л. Дор (Бостон, США)

1. e4 e5 2. d4 ed 3. c3 dc 4. Сc4 Кf6 5. Кf3 К:e4 6. 0-0 Кd6 7. К:c3 К:c4 8. Лe1+ Сe7 9. Кd5 Кc6 10. Сg5 f6 11. Лc1 b5 12. Л:c4 bc 13. Кe5 fg.

14. Фh5+ g6 15. Кf6+ С:f6 (15. … Крh8 16. Фh6Х) 16. К:g6+ Фe7 17. Л:e7 С:e7 18. Кe5+ Крd8 19. Кf7+ Крe8 20. Кd6++ Крd8 21. Фe8+ Л:e8 22. Кf7Х.

Примеры мата пешкой

Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.

Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:

1.b6-b7 мат

Просто, и со вкусом.

Мат со взятием

Это уже с небольшим выкрутасом.

Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат

Мат через битое поле

Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:

Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!

 1…g7-g5??

К сожалению для черных, их план оказывается утопией.

1.h5:g6 мат.

Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.

Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.

Мат одновременно с превращением

Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!

1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.

Три в одном

Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.

1…g7:а8ФХ

Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!

Довольно просто, красиво и эффективно.

Спертый мат пешкой

Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.

Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:

1.h6-h7X

Орден посмертно

«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.

В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.

1.g4-g5+!

1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат

Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.

Упражнение

В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.

И в заключение:

Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.

Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.

Классическая жертва слона на h7

Классическая жертва слона на h7 или Греческий дар — это шахматная жертва, которая часто бывает смертельной. Данная жертва относится к сказке о Трое, в которой Греческая армия оставила гигантского деревянного коня за воротами города Трои. Думая, что это дар богов, троянцы забрали коня в свой город, а затем греки внезапно напали.

Есть несколько шагов, чтобы успешно выполнить данную жертву.

Удаление защитника:Первой задачей белых является устранение защитника королевского фланга чёрных, коня f6. Обычно это делается с помощью пешки е5, после чего конь вынужден пойти на d5.

Предложить подарок:Теперь белые предлагают Греческий дар и жертвуют слона за пешку на h7 (Bxh7+). Как только чёрный король принимает подарок, начинается матовая гонка.

Поддерживайте атаку:У белых нет целого слона, поэтому им нужно действовать быстро и атаковать, прежде чем чёрный король осуществит свой план.

Чёрные отступают:Белые перемещают своего коня на g5, и чёрный король поспешно отступает за свои пешки, думая, что он будет в безопасности (Kg8).

Подключается Ферзь:Ферзь присоединяется к веселью (Qh5). Всего за несколько ходов позиция кардинально изменилась. Теперь белые угрожают матом Qh7, и чёрным приходится бороться, чтобы выжить.

Чёрные впадают в отчаянии:Стремясь остаться в игре, чёрные срубают белого коня g5 (Bxg5). Теперь у белых есть выбор из трёх вариантов Qxg5, hxg5 или Bxg5.

Подключение резервов:Белые забирают пешкой h (hxg5). Ладья h1 теперь поддерживает атаку ферзя на h7 и h8. Единственная надежда чёрных на выживание — это двинуть пешку f7 на f5, чтобы создать поле побега для своего короля.

Шах и мат:Чтобы заблокировать последний шанс чёрного короля на побег, белые продвигают пешку g на g6, и чёрные теперь бессильны предотвратить мат.

Мат на вертикалях G и H

Без преувеличения можно сказать, что могущественный ферзь даёт большинство матов. Если ваш оппонент сделал рокировку на королевский фланг, матовая атака вашего ферзя обычно будет запущена по линиям g или h, прямо в сторону вражеского короля.

Вы должны атаковать Чёрных на этих вертикалях. Чёрным легче защищать вертикаль «f», т.к. ладья уже защищает f7.

Мат по G и H-линии

Как видите, слон c2 обеспечивает поддержку ферзю, чтобы поставить мат. Без поддержки слона чёрный король мог забрать ферзя. Сейчас он не может его взять, потому что сам попадёт под шах.

Здесь чёрный конь отчаянно защищает своего короля, не давая белому ферзю поставить мат.

Мат вдоль G-линии

Теперь, когда защита по вертикали g снята, белый ферзь может поставить мат на Qxg7, а белая ладья на g3 обеспечивает жизненно важную поддержку.

Р Править

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  •  — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.

Жертва

Некоторые шахматные жертвы могут быть очень жестокими. Шахматную жертву можно описать как преднамеренную потерю материала в обмен на ожидаемое преимущество. Когда вы начинаете играть в шахматы, вы всегда знаете, сколько очков стоят ваши фигуры. Однако в некоторых очень специфических обстоятельствах в ваших интересах «пожертвовать» или отдать фигуру

Важно помнить, что в шахматах нужно поставить мат королю соперника, а не копить фигуры

Есть два основных типа шахматных жертв:

  • Позиционная жертва: Жертва фигуры ради долгосрочной перспективы позиционного преимущества.
  • Тактическая жертва: Жертва фигуры ради достижения чистой выигрышной позиции (материальной выгоды или мата)

Давайте посмотрим пример.

Дебютный гамбит (жертва пешек)

Датский гамбит (Северный гамбит) — широко известный дебют, который включает в себя жертву двух пешек. Это подпадало бы под категорию позиционной жертвы, поскольку белые нацелены на долгосрочную активность своих фигур. Главная линия Датского гамбита: 1.e4 e5 2.d4 exd4 3.c3 dxc3 4.Bc4 cxb2 5.Bxb2 Если вы дома разыграете эти ходы на доске, то получите следующую позицию:

Хотя белые отдали две пешки, они развили обоих слонов и хорошо контролируют центр доски, в то время как чёрные потеряли только одну пешку, а остальные их фигуры остаются на своих исходных полях.

Жертва ради мата (Спёртый мат)

Отличный пример такой жертвы это спёртый мат. Это такой мат, когда конь делает шах на короля, который полностью окружён своими фигурами. Чтобы поставить такой мат, мы часто отказываемся от Ферзя!

Стандартная комбинация Спёртого Мата начинается: 1.Qd5+ Kh8 2.Nf7+ Kg8. Далее следует двойной шах 3. Nh6+! Kh8 и теперь следует эффектная жертва Ферзя! 4.Qg8+ Rxg8 5.Nf7# (1…Kf8 2.Qf7#).

Это отличный пример матовой жертвы, и вы всегда должны помнить об этой тактике. Белые отдают ферзя, чтобы дать блестящий мат своей единственной оставшейся фигурой. Белые играют Qg8+, что вынуждает Rxg8.

Теперь, когда ферзь самопожертвованием отвлёк чёрную ладью, белый конь может спокойно поставить мат на f7.

Мат Анастасии (Жертва Ферзя)

Ещё одна матовая жертва известна как мат Анастасии. Здесь задействованы ферзь h5, конь e7 и ладья e4. Белые совершают дерзкую жертву Qxh7+. У чёрных остаётся только один выход — забрать ферзя своим королём. Далее Rh4+ — шах и мат, потому что король попал в ловушку ладьи и коня.

Ладья жизненно важна в данной схеме мата. Как только ферзь будет захвачен, она должна перейти на h4 и поставить мат королю противника.

Оборонительная жертва

Иногда шансы против вас, и умная оборонительная жертва — это всё, что вам нужно, чтобы избежать вражеской угрозы.

Ход чёрных. Здесь белые угрожают тремя разными матами: Qe7, Qf7 и Qh8#. Ситуация выглядит для чёрных безвыходной, но Rd6+ спасает игру! Если белый король берёт ладью, чёрный король будет не под шахом и у него не будет разрешённых ходов.

Это пат. Ход ладьи вынуждает белого короля взять её и закончить игру патом. Если белый король уйдёт от шаха, то чёрная ладья может с радостью забрать ферзя, и игра заканчивается вничью из-за недостаточности материала для мата.

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

crash вт, 05/26/2015 – 10:37

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?

1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.Крh6 – h7

2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).Сd3 – g6Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.

3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.Cd3 : a6Самый надёжный способ избавиться от шаха!Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.

Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.

Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.

Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.

Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.

У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.

Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.

Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.

Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.

В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.Мат – это шах, от которого нет защиты.Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.

Как записать, что случился шах или мат?ШАХ при записи обозначается знаком + .Кс3 – е4+. Конь с3 пошёл на е4 – ШАХ!МАТ при записи обозначается знаком Х .Фа4 : е8Х. Ферзь а4 бьёт е8 – МАТ!

Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.

Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.

Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.

Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.Patta – игра вничью. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: