Словарь шахматных терминов

13. О

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии  — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра  — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты  — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

Основные шахматные термины на английском и русском

Шахматы (chess)
— это настольная игра (board game), в которую играют два игрока (players) на специальной шахматной доске (chess board) фигурами (pieces) и пешками (pawns). Отмечу, что на русском языке пешки не принято называть фигурами. Фигуры — это король (king ♔, ♚), ферзь (queen ♕, ♛), слон (bishop ♗, ♝), конь (knight ♘, ♞), ладья (rook ♖, ♜), а пешки (pawns ♙, ♟) — это пешки. На английском и те, и другие называют pieces. Шахматная доска состоит из 8 вертикальных рядов (files) и 8 горизонтальных (ranks), которые образуют 64 поля (squares).

Партия делится на три этапа. На русском языке их традиционно называют немецкими терминами, а вот на английском — английскими.

  • Начало игры:
    дебют — opening. Дебют, в котором одна сторона жертвует пешку ради достижения преимущества называется гамбит (gambit), от итальянского gambetto
    — подножка.
  • Середина игры:
    миттельшпиль — middlegame.
  • Конец игры:
    эндшпиль — endgame.

Цель игры
— поставить королю соперника мат (checkmate), то есть нанести королю удар (шах — check), от которого нельзя защититься. Другим итогом игры может быть ничья (draw). Стороны могут согласиться на ничью (to agree the draw) либо ничейная позиция может возникнуть в процессе игры, например — пат (stalemate), ситуация, при которой одна сторона не может сделать ход, но ей не нанесено поражение, не поставлен мат.

Опрокинуть короля — жест, обозначающий сдачу партии. На практике так делают редко.

В большинстве случаев неизбежное поражение одной из сторон заметно уже за несколько ходов то того, как оно должно произойти. У шахматистов считается неприличным продолжать игру, если в этом нет смысла, поэтому проигрывающая сторона, как правило, сдается (to resign). По этой причине среди опытных игроков партии обычно заканчиваются сдачей одной из сторон или ничьей.

На соревнованиях в шахматы играют с ограничением времени. Если у игрока закончилось время, ему тоже засчитывают поражение. Ситуацию, когда у игрока остается мало времени называют «цейтнот» (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда), по английски: time pressure, time pressure
или тоже Zeitnot
.

Игра заключается в том, что стороны, их называют «белыми» (White) и «черными» (Black) делают ходы (moves). Большинство ходов заключаются в перемещении фигуры или пешки на другое поле либо во взятии фигуры или пешки противника (capture).

Также есть три нестандартных хода:

  • Рокировка (castling)
    — при определенных условиях король и ферзь могут одновременно сменить позиции. По сути это два хода в одном.
  • Взятие на проходе (en passent, от фр. «на проходе»)
    — когда пешка «прыгает» через поле, находящееся по ударом пешки противника, ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. На практике взятие на проходе случается довольно редко.
  • Превращение пешки (promotion)
    . Пешка, дойдя до восьмой горизонтали, может превратиться в любую фигуру по выбору. На практике ее превращают либо в ферзя, либо в коня, так как иногда в конце партии конь бывает нужнее, а ферзь не умеет ходить, как конь. На английском превращение пешки не в ферзя называют underpromotion.

Примечание: произношение слова ‘en passent’ приведено в видео в конце статьи.

В противоборстве двух шахматных «армий» игроки применяют различные тактические приемы (tactics), такие как вилка (fork), связка (pin), и придерживаются общей стратегии (strategy). Один из наиболее красивых вариантов развития игры — комбинация (combination). Комбинацией называют форсированный вариант с жертвой. Иначе говоря, игрок приносит жертву (sacrifice), то есть отдает фигуру, пешку, после чего проводит форсированный (от которого уже нельзя защититься) маневр, приносящий бОльшую выгоду, иногда даже победу.

16. С

  • Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.
  • Сеанс одновременной игры  — средство популяризации шахмат, мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.
  • Скахография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки).
  • «Слабое» превращение — превращение пешки не в ферзя, а в ладью или легкую фигуру.
  • «Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый зевок, ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
  • Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).

М Править

  •  — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
    •  — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    •  — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    •  — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

  • Шах
  • Мат
  • Пат
  • Ничья

Название шахматных фигур на английском

Разберём основные шахматные термины на английском. Они нужны не только для того, чтобы играть в шахматы на английском. Их можно встретить в книгах, сериалах и живой речи. 

Фигура Транскрипция Перевод
King король
Queen королева
Bishop слон
Knight конь
Rook / castle ладья
Pawn пешка

King (Король). Главная фигура на шахматной доске (chessboard). Король передвигается на одну клетку, или square. Главное его преимущество — в способности рокировки (castling). Когда же король повержен (king is captured), наступает конец игры. 

Queen (Ферзь) — самая versatile piece (универсальная фигура) и самая ценная после короля. Она используется для поддержки других фигур и forking (форсирования). Кроме того, Queen объединяет в себе силу слона (Bishop) и ладьи (Rook). 

Rook (Ладья) — выглядит как башня замка. Фигура двигается по горизонтали и вертикали (moves horizontally and vertically) на столько клеток, сколько доступно. 

Bishop (Слон) — по форме напоминает монаха в рясе, поэтому её и название на английском bishop — епископ. Считается, что появлению этой фигуры мы обязаны католическим священникам, которые сильно увлекались шахматами. 

Knight (Конь) — идеален для спонтанных атак из-за необычной схемы передвижения (pattern of movement). 

Paw (Пешка) — важная фигура, которая позволяет расставлять ловушки (trapping) оппоненту. А иногда пешка жертвует собой (sacrifice), чтобы захватить более ценную фигуру (valuable piece). В руках опытного игрока Paw даже может поставить мат королю (checkmate the King). 

В каких ситуациях следует закончить партию вничью

Все шахматное сражение проходит в борьбе за победу: нападение и защита фигур, различные ловушки. Тот, кто допустит в шахматной партии больше всего ошибок, от победы отдалится и, скорее всего, проиграет. Однако в сложной ситуации можно попробовать свести партию если не к выигрышу, то хотя бы к ничьей.

Значит, делать ничью в шахматах следует в том случае, если на доске возникло сложное положение: недостаточное количество фигур или опасная атака со стороны соперника.

Важно
Предлагать сопернику ничью, когда позиция проиграна, не очень красиво. Следует играть партию до конца, а если подвернется одна из типовых ничейных ситуаций — вцепиться в нее и не отступать

Попробуйте дать оценку позициям ниже и получить типовую ничейную позицию за слабейшую сторону:

Ничья — интересный результат партии. Этот результат может быть желанным, если ничью мы получили с большим трудом в сложной ситуации, или нежеланным, если допустили ее в выигранной позиции

Знать все ничейные ситуации важно и нужно, чтобы научиться принимать верные решения, которые могут напрямую повлиять на результат шахматной партии

Овладеть тонкостями шахматной игры, научиться распознавать ловушки соперника и отражать атаки можно на онлайн-курсах по шахматам для детей. Начать заниматься можно с 4 лет и любого уровня — у нас есть курсы как для начинающих, так и для экспертов.

Т[]

  • Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  • Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («Отвлечение», «Завлечение», «Уничтожение защиты» и пр.).
  • Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Шахматный словарь

Вы хотите помочь своему ребенку в освоении шахмат? Вы хотите говорить с ним «на одном языке»? Тогда вам следует ознакомиться с основными шахматными понятиями, названиями фигур, приемов, стадий шахматной игры. Предлагаем вашему вниманию словарь, который будет постоянно пополняться новыми шахматными терминами.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ

Миттельшпиль в переводе с немецкого языка означает «середина игры», т.е. часть шахматной партии после дебюта.

Все легкие фигуры уже заняли боевые позиции. Осталось ввести в бой тяжелые фигуры: Ладей и Ферзя. И тогда фигуры ринутся вперед – в атаку на Короля противника.

Правда, иногда атака не получается из-за размена Ферзей. Не беда! Кто первым нарубит больше вражеских фигур, тот сможет провести пешку и превратить ее в нового Ферзя!

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Для записи ходов  существует специальная азбука, которая называется «шахматная нотация». Каждая клетка на доске имеет свой «адрес», ведь она находится на пересечении вертикали и горизонтали. Вертикали обозначены латинскими буквами: a b c d e f g h. А каждая горизонталь имеет свой номер, от 1 до 8. Например, в начальной позиции белые ладьи стоят на полях «а1» и «h1», а белые пешки, как солдаты, выстроились в ряд по второй горизонтали.

Шахматную нотацию можно также использовать для записи ходов в партии. Каждая фигура обозначается «своей» буквой. Обычно это первая буква ее названия. Ладья обозначается буквой «Л», Слон – буквой  «С», Конь – «К», а у Короля самое длинное имя – «Кр». Когда шахматист делает ход на доске, он должен записать его, а также ответ соперника в блокнот или специальный бланк. Например: Фа4 или Лb1. Для обозначения шаха используют знак +, а мата – знак Х. Двоеточие обозначает взятие фигуры, например: Кр:b7 – это значит, что Король срубил пешку или фигуру на поле «b7».

Знать нотацию очень важно! Это помогает сохранять и анализировать свои партии,  решать шахматные задачи, изучать партии мастеров

ДЕБЮТ

Дебют – это начало шахматной партии. Существует множество разных дебютов. Часто они носят названия стран, где их впервые сыграли Например: Итальянская партия, Испанская партия, Сицилианская защита. А иногда дебют называют по фамилии шахматиста, создавшего его. Например: Дебют Рети, Защита Алехина, Вариант Стейница.

Почти все дебюты разыгрываются по определенным правилам. Правило первое: выводи пешки в центр. Правило второе: вначале развивай легкие фигуры. Правило третье: сделай рокировку.

От того, как шахматист разыграл дебют часто зависит судьба всей партии.

ПАТ

Случается так. что при своем ходе, шахматист не может пойти: все его фигуры уже сняты с доски или не могут сдвинуться с места.

К Править

  •  — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  •  — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  •  — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

2.1 Шахматы как упражнение для ума

«В этой благородной игре элемент случая не имеет никакой роли. Во всех других играх составляющий главный элемент — сила, а результат шахматных сражений целиком покоится на научных и логических основаниях. Обе стороны находятся в начале партии в совершенно равных условиях в отношении количества боевых сил и их ценности. Одни и те же правила определяют передвижения и действия шахматных армий. Следовательно, исход борьбы в шахматной партии решает соперничество умов. А бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматах, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть, и для развития логической и образной способностей ума» . Так высказался о пользе шахмат первый чемпион мира Вильгельм Стейниц. Безусловно, в шахматах нет физических нагрузок, которые могут положительно влиять на состояние здоровья. Но шахматы тренируют другие, очень важные качества: развитие интеллектуальных способностей, контроль эмоции в критических ситуациях, которого так часто не хватает в нынешней суровой действительности. Во время шахматной партии игрок испытывает колоссальные эмоциональные нагрузки, которые длятся порой несколько часов. Справиться с внутренним напряжением и с собой — первейшая и главная задача шахматиста для достижении желаемого результата.

Цейтнот. Что это такое?

Это слово слышали многие, но его значение правильно понимают не все. Те, кто играет в шахматы, знаком с понятием цейтнот. Что это такое, им не нужно объяснять. Это — ситуация, когда заканчивается время, отведённое на первые сорок ходов, когда флажок на шахматных часах вот-вот упадёт, а ты проиграешь не потому, что ты слабее, а потому, что не вписался в лимит времени. Цейтнот — это когда некогда думать, а нужно делать ход.

Это испытание на прочность

Цейтнот — что это, если не момент истины для шахматиста? Ведь нередко только в экстремальных условиях человек раскрывает полностью свой потенциал. Понятие это пришло из шахмат и стало общеупотребительным, а значение слова «цейтнот» давно уже вышло за пределы шахмат. Способность принимать единственно правильное решение в экстремальных обстоятельствах чрезвычайно важна в очень многих сферах профессиональной деятельности: от авиадиспетчера, контролирующего свою зону ответственности, до карманного вора в трамвае, схваченного за руку в самый неподходящий момент. Способность преодолеть цейтнот — что это: врождённый талант или приобретённое в результате долгих тренировок качество? Пожалуй, оба этих фактора имеют значение. Личные качества человека, доставшиеся ему, как говорится, от Бога, чрезвычайно важны. Но природные таланты могут быть развиты по специальным методикам тренинга.

Цейтнот. Что это понятие означает в теории менеджмента?

Особенно важны умения правильно действовать в сфере бизнеса и управления. Любая, даже самая продуманная и тщательно отстроенная стратегия ведения бизнеса может дать сбой. Это обычно случается при вмешательстве разного рода форс-мажорных обстоятельств. В этом случае лишь одно неверное решение может угробить результат большого труда и свести к потерям значительные средства, вложенные в проект.
Цейтнот — что это, если не катастрофа? Для очень многих, но не для всех. Существует целая категория своеобразно одарённых людей, которые никак особо себя не проявляют при размеренном течении жизни, когда всё идёт по плану. Но их талант раскрывается в кризисных обстоятельствах. Режим цейтнота может вывести из строя очень многих, даже весьма квалифицированных и компетентных специалистов. И в этот критический момент рычаги управления должен взять в руки кризисный менеджер, обладающий талантом принимать решения в условиях дефицита времени. Этот человек в серьёзной структуре всегда должен находиться в резерве при разумной кадровой корпоративной политике. Из людей, обладающих подобного рода дарованием, в условиях ведения боевых действий выходят великолепные командиры разведывательно-диверсионных подразделений. Да и самому обычному человеку, часть своей жизни проводящему за рулём автомобиля, навыки принятия решений в критических ситуациях могут оказаться весьма нелишними. Можно ли развить в себе такие способности? Да, можно. Для этого разработаны специальные методики. Да и всем известные классические шахматы могут оказаться очень полезными в этом направлении. Особенно если играть в них на ограниченном лимите времени.

Карточки с шахматными терминами на английском

Все термины, приведенные выше, а также некоторые другие можно выучить с помощью карточек ниже. Для удобства я разделил слова на две группы. В первой — названия фигур, общие термины. Во второй — все, что относится к шахматной партии, приемам.

chess шахматы
player игрок
board game настольная игра
chess board шахматная доска
piece фигура (или пешка)
ranks горизонтали
files вертикали
diagonals диагонали
square поле
White белые
Black черные
pawn пешка
king король
queen ферзь
rook ладья
knight конь
bishop слон
chess clock шахматные часы
chess notation шахматная нотация
move ход
check шах
mate мат
checkmate шах и мат
stalemate пат
resignation сдача партии
to resign сдаться
draw ничья
to offer the draw предложить ничью
to agree the draw согласиться на ничью
time pressure (time trouble) нехватка времени (цейтнот)
opening дебют
middlegame миттельшпиль
endgame эндшпиль
strategy стратегия
tactics тактика
position позиция
combination комбинация
promotion (underpromotion) превращение пешки
sacrifice жертва
exchange размен
castling рокировка
capture взятие
en passant взятие на проходе
fork вилка
pin связка
skewer сквозное нападение (линейный удар)
discovered attack вскрытый удар

Примечание: французский термин en passent принято произносить на французский манер. В карточках выше термин озвучен неправильно. Как произносит это слово носитель английского языка, вы можете узнать из этого видео:

Здравствуйте! Меня зовут Сергей Ним, я автор этого сайта, а также книг, курсов, видеоуроков по английскому языку.

Подпишитесь на мой, чтобы узнавать о новых видео, материалах по английскому языку.

У меня также есть канал на, где я регулярно публикую свои видео.

Шахматные термины

ААванпостАвтомат шахматныйАдванс (продвинутые шахматы)«Армагеддон»Атака АтакёрББатареяБаранкаБелопольникБелоцветчикБешеная фигураБлицБлицорБлокадаБлокерБомбаБыстрые шахматы (рапид)ВВертикальВечный шагВзятие на проходеШахматный вестникВилкаВисячие пешкиВскрытый шаг (вскрышка)Выжидательный ходВынести в одну калиткуГГамбитГардеГандикапГолый корольГоризонтальГроб (жбан, труба, безнадега, ящик)Гудини (Houdini)ДДальнобойная фигураДармовой заездДух слонов преимуществоДвижокДебютДемаркационная линияДиагональДетский матДоминацияДоплыватьДоска шахматнаяДраконДурацкий матДыраДлинная рокировкаДрова (дровишки)ЁЁжЖЖертваЖертва корректная Жертва некорректнаяЖертва позиционнаяЗЗадача шахматнаяЗаборЗадвижкаЗакрытая играЗакрыть (похоронить) вариантЗасадаЗаснутьЗвонЗевокЗрение комбинационноеИИгра вслепуюИгра на два результатаИгра на три результатаИграть рукамиИграть с листаИзоляторИнициативаИспанкаИспортить прическу ИтальянкаККапканКататьКачкаКитайская ничьяКачествоКвалификация шахматнаяКингчессКлассика КлиентКомбинацияКомбинатКомбинаторКомодоКоновалКонтргамбитКонтриграКонь КаспароваКонь ТаррашаКороль СтейницаКооперативный матКороткая рокировкаКрепость КруговикКриттер (Critter)ЛЛавированиеЛадейник «Ласкеровская компенсация» Легкая партияЛовушкаЛошадьММаленькое качествоМатМат ЛегаляМат линейныйМат спёртыйМат эполетныйМатешник (матец, композитор Матецкий) Матильда, Матильда ПетровнаМатовая сетьМатериалМатовалаМатчМельницаМиниатюраМиттельшпильМишеньННичьяНавесНасиловать позициюНачальное положениеНе выйти из дебютаНичья в карманеНовинкаНокаут-системаНотация шахматнаяО«Обезьянья игра» ОбдернутьсяОбжорный рядОгребание люлейОкучитьОтжаритьОткладывание партииОткрытая играОткрытая линияОткрытые дебютыОтравленная пешкаОтсталая пешкаППатПервая линияПешкаПешечникПлан игрыПластуныПлотный ходПоддавки (шахмат.) Подкрутить позициюПоднять ход (идею)ПозаПозицияПолтинник «Слабое» поле ПолуходПоплытьПохоронить вариантПревращениеПревращение «слабое»Прихватить соперника в дебютеПровисатьПромежутокПрограмма шахматнаяПромежутокПромежуточный ходПространствоПрофилактикаПроходимецПроходная пешкаПреимуществоРРазменРабота по деревуРаздача люлейРазноцвет РасписатьРассыпатьсяРейтингРентгенРетроградный анализРокадаРокировкаРяд Рубить флагРыбаРыбка (Rybka)ССвязкаСвязанные пешкиСдвоенные (строенные) пешкиСеанс одновременной игрыСкахография«Слабое» превращение«Слепота» шахматнаяСтратегия шахматнаяСамоходкиСбор урожаяСицилианка СкинутьСлавянкаСлона Горвица (HorwitzBishops) Слон ГуфельдаСлон ФишераСоскокСплавСтарушкаСтокфишСтолбикСтоятьСтрочкаСтучатьТТабия Тактика шахматнаяТемп Теория шахматнаяТопталкаТреугольникТураТуристыТурнирТурнирная таблица ТычокУУгрозаУконтрапутитьУрок волшебных шахматФФалангаФейерверкФианкетто (фианкетирование) Фишка (фига)ФлангКоролевский флангФерзевый флангФишеровские шахматыФорпост ФорсажФорсированиеФорточкаХХод ХвостЦЦейтнот ЦементироватьЦенность фигурЦентрЦугцванг (Цуг, цуцик)ЧЧасы шахматныеЧасы ФишераЧернопольникЧетырёхлошадник, куадрилья, квадригаШШахДвойной шахШайба ШарарамШахматная композицияШахматный щелкунШахматная фигураЛегкая фигураТяжёлая фигураШведкиШвейцаркаШвиндельШлепать ШпилерШтаныШреддерЭЭстетика шахмат«Эксцельсиор» Эндшпиль Этюд шахматный

Косвенное понятие

Постепенно спортивный термин перешел в повседневную жизнь, употребляясь в переносном значении. Переносное («попасть в цейтнот») значение следующее: когда человек вынужден действовать в какой-либо ситуации очень спешно, в авральном режиме, не имея возможности обдумать порядок своих действий и осознать последствия, из них вытекающие, попадая в эту ситуацию, скорее, из-за своей медлительности или непредусмотрительности и неумения эффективно распоряжаться предоставленным временем.

Эдвард Радзинский шутил, что его приятель-шахматист настолько долго обдумывал даже самый первый ход, что оказывался в цейтноте еще до начала основной игры. Поэтому термин этот следует употреблять именно с позиции нахождения в состоянии острой нехватки времени из-за своей собственной нерасторопности и недальновидности.

Мат ферзем

Один из двух первых этюдов для начинающих. Умеем ходить, выучили, как вести запись партий. Самое время поставить первый мат в тепличных условиях. А что, тренировка необходима. Тяжело в учении, легко в бою.

Внимательно рассматриваем композицию. Отличная комбинация для новичков. Решается элементарно, где бы фигуры не находились. Белый король стоит на А1, и следующим ходом черный ферзь атакует его, передвигаясь на А3. Можно закрыться или побить нападающего? А сбежать от удара? Сложная ситуация. Игра закончена, а проигравшему стоит разобрать партию по записи и проанализировать допущенные ошибки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: