Как получить разряд по шахматам ребенку и взрослому
Сегодня, чтобы получить разряд по этому виду спорта, шахматист должен выполнить нормативы. Мы уже говорили о них раньше — это тот самый порог очков, который говорит о мастерстве игрока. Его величину считают по среднему рейтингу соперников и количеству игр шахматиста
Обратите внимание, что сыграть в турнире нужно минимум 7 партий
Для каждого разряда министерство спорта установило отдельный порог по очкам. В этой статье мы рассмотрим условия получения разрядов в индивидуальных и командных соревнованиях по шахматам. Но есть и другие: для быстрых шахмат и блица. Их можно посмотреть в приказе минспорта.
Что такое пулевые шахматы?
Bullet шахматы относится к играм с контролем времени, который короче 3 минут на игрока. Самыми популярными формами пулевых шахмат являются 1 | 0 (одна минута без приращения на игрока) или 2 | 1 (две минуты с приращением в одну секунду на игрока).
Сколько длится игра в шахматы? Bullet chess относится к играм, в которые играют с контролем времени быстрее, чем 3 минуты на игрока. Самые популярные формы буллет-шахмат: 1|0 (одна минута без приращения на игрока) или 2|1 (две минуты с добавлением одной секунды на каждого игрока).
Как вы попадаете на чемпионат мира по шахматам? Игроки проходят квалификацию на чемпионат мира по следующим путям: I. Действующий чемпион мира. II. Победитель, занявший второе место и еще два (2) полуфиналиста чемпионата мира ФИДЕ 2019. – четыре (4) игрока.
Насколько быстр блиц? Контроль времени в скоростных шахматах
Контроль времени в блице на Chess.com от 5 до XNUMX минут на игрока. Блиц — самая популярная игра с контролем времени на Chess.com, в которой ежедневно проводится более 3.5 миллионов блиц-партий. Самый популярный контроль времени для блица — 5|0 и 3|0, хотя 3|2 также очень популярен.
Шахматы: с какого возраста начинать обучение
Чаще всего детей начинают обучать игре в шахматы с 6-7 лет. В этом возрасте они уже способны усидеть некоторое время на одном месте и сосредоточиться на игре.
Но начать обучение можно и с 4 лет, если ребенок проявляет интерес. Уже в этом возрасте буквально за несколько месяцев можно достичь выдающихся результатов.
В 4 года ребенок способен легко выучить, как ходят фигуры, хотя еще может путаться с конем.
С 5 лет способен видеть, что происходит на доске более глобально, хотя чаще сосредотачивается на определенной зоне.
С 6 лет ребенок начинает строить цепочку из одного или двух шагов, может предугадывать нападение противника.
Skillbox
На онлайн-платформе Skillbox.ru обучают шахматной игре как любителей-новичков, так и мастеров. На тех, кто впервые садится за доску, ориентирован полуторамесячный курс, прохождение которого позволит год бесплатно играть на известнейшем сервисе FIDE Online Arena. Начинающих знакомят с правилами, базовыми стратегиями, а после отработки приемов на практике привлекают к участию в турнирах. Год использовать возможности упомянутой FIDE Online Arena смогут также слушатели 3-месячной программы «Chess middle», разработанной для шахматистов с опытом, и 4-месячного онлайн-курса PRO-уровня.
Тех, кто запишется на первый из комплексов занятий, научат мыслить схемами и мгновенно просчитывать оптимальные ходы, а учащихся, покоряющих профессиональные высоты, познакомят с эксклюзивными игровыми приемами. Отработка последних будет проходить под персональным наставничеством международного гроссмейстера.
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.
Шахматные нотации
Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.
На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.
Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:
Фигура |
Русское сокращение |
Английское сокращение |
Король |
Кр |
K (king) |
Ферзь |
Ф |
Q (queen) |
Ладья |
Л |
R (rook) |
Конь |
К |
N (kNight) |
Слон |
С |
B (bishop) |
Пешка |
п или ничего |
p (pawn) или ничего |
Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):
- Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
- Координаты стартового поля.
- Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
- Координаты поля на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
- Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
- Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
- Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.
Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.
Что, если вы не стали профессиональным шахматистом: личный опыт
Георгий Шванов, 22 года, выпускник психфака МГУ в Ташкенте:
«Познакомился с шахматами я в семь лет, в восемь начал заниматься с тренером. Вскоре выполнил на турнирах третий и второй разряд, и пришло понимание, что нужен тренер более высокого уровня. Не сразу, но моим родителям удалось такого найти, я стал стабильно побеждать на чемпионатах Ташкента, но результатов на республиканском уровне не было. Мешала слабая физическая подготовка, психологические трудности (боязнь сильных соперников, страх проиграть решающую партию). К тому же я был очень ленивым ребёнком и в то время, как мои сверстники занимались по четыре-шесть часов, тратил на шахматы от силы два часа в день. Вскоре к этому добавилось и то, что появилось уникальное поколение вундеркиндов, которые стали выигрывать турнир за турниром на детском уровне и показывать достойные результаты на взрослом уже в возрасте восьми-десяти лет.
В четырнадцать я стал заниматься с гроссмейстером, начал участвовать в международных соревнованиях за рубежом, через три года выиграл первую лигу чемпионата Узбекистана и стал серебряным призёром чемпионата республики до 18 лет. Тем не менее этого было мало — в моём возрасте многие уже давно получали высшее шахматное звание или показывали значительно превосходящие результаты. Плохо отыграв последний турнир, который позволял рассчитывать на перспективы, я понял, что продолжать серьёзно заниматься шахматами бессмысленно, и занялся поступлением в университет. Сейчас я учитель шахмат, мне нравится работать с детьми и помогать им прогрессировать, но не рассматриваю это как основу своей карьеры и ищу профессию, которая была бы больше по душе.
Жалею ли я, что не стал сильным шахматистом? Нет, поскольку понимаю, что для этого мне не хватало как таланта, так и вложенного труда. Я рад, что не зацикливался на шахматах в своём детстве, что позволило мне развиваться во множестве других интересов и получать больше удовольствия от жизни сейчас. С другой стороны, я рад, что в моей жизни был опыт больших достижений, поездок на турниры, знакомства со многими интересными людьми. Шахматы научили меня держать удары судьбы и достойно принимать как поражения, так и победы».
Яна Моделова, 22 года, журналистка:
«Я начала заниматься шахматами в пять лет. Меня привела бабушка, которая в молодости занимала призовые места на чемпионатах Сибири. Свой первый городской турнир я выиграла в шесть лет, поэтому многие пророчили мне карьеру хорошей шахматистки. Моим тренером вскоре стала моя бабушка, которая затем выстроила карьеру тренера начинающих спортсменов. Её ученики выигрывали республиканские соревнования, летали на международные турниры и становились кандидатами и мастерами спорта.
К сожалению, или, может быть, к счастью, профессиональной спортсменкой я сама так и не стала. До 13 лет периодически выступала на республиканских соревнованиях, но не занимала там призовых мест. Шахматы требуют предельной концентрации и не любят, когда их время отнимает что-то другое. Я знаю ребят, которые посвятили себя шахматам: они тренировались по шесть часов в день, не занимались в школе и готовились к турнирам. Более того, серьёзные шахматные турниры и чемпионаты требовали огромных денег: республиканская федерация никак не помогала шахматистам, и, если тебе нужно было куда-то лететь, ты организовывал всё за свой счёт. Мои родители такого позволить себе не могли.
Несколько моих соперниц-шахматисток в итоге стали выступать за иностранные федерации, которые готовы были обеспечить их всем необходимым.
На мой взгляд, конкуренция в шахматах местами сильнее, чем в других видах спорта. Тебе нужно не только тренировать собственное мастерство, но и периодически следить за тем, как играют твои соперники.
Тренировка памяти и концентрации внимания
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе
Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее
Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы)
Что дают шахматы
Прокачка умственных способностей и личностных качеств
Опытных шахматистов отличают высокая работоспособность, выдержка и умение сконцентрироваться на задаче в сложной ситуации. В кружок или секцию приходят разные ученики, но с годами у всех развивается усидчивость. Без этого трудно добиться успехов на соревнованиях. Как бы ни разворачивались события на доске, нужно сохранять спокойствие и играть партию до конца.
Серьёзные занятия шахматами развивают чувство времени, ведь за 2–4 часа нужно успеть обдумать больше полусотни ходов. Иногда, например, при игре в формате блиц, на партию даётся всего несколько минут.
Умение принимать решения в условиях ограниченного времени пригодится и на экзаменах, и на олимпиадах, и в жизни. Конечно, эти решения не всегда бывают правильными, но они не вызывают сильного стресса.
Даже на школьных уроках шахмат ученики многое получают от игры. На моих занятиях ученики начальных классов учатся проводить аналогии, оценивать обстоятельства, думать о последствиях своих действий. Главное для меня не уровень игры, а формирование полезных качеств и привычки анализировать ситуацию с разных сторон.
Тусовка интеллектуалов
Большая часть детей и взрослых воспринимают шахматы как искусство: для них важна красота игры и удовольствие от общения с шахматистами. Школьники, которые приходят в кружок в средних и старших классах, как правило, не ставят цели стать гроссмейстерами. Когда я только начинал работать в школе, ко мне пришли ребята из разных классов с четвёртого по десятый. Они понимали, что не достигнут профессионализма, однако их привлекала атмосфера шахматного клуба.
За несколько месяцев любители шахмат заразили интересом к игре своих сверстников. Дошло до того, что ребята садились за шахматы на переменах. Одних учителя с трудом загоняли на уроки, другие оставляли позицию, чтобы доиграть позже. Раньше мне не доводилось видеть, чтобы выпускники таким образом отдыхали на переменах. Страсть к шахматам поддерживали и учителя, например руководитель математического профиля с удовольствием играл со школьниками.
Спортивные достижения и награды
<<Параграф c цитатой>>
Шахматисты испытывают умственные и физические нагрузки, ведь турниры проходят на протяжении нескольких дней, а партия может длиться до шести часов.
Чтобы справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, необходимо тренировать выносливость и оттачивать мастерство игры.
Если для хобби или любительского клуба достаточно собираться раз в неделю на пару часов, то спортсмены занимаются почти каждый день. Поначалу я посещал кружок 2–3 раза в неделю, потом стал приходить 4–5 раз и помимо этого участвовал в турнирах.
Раньше соревнования по шахматам проводили девять дней подряд по одной партии в день. Сейчас стараются укорачивать продолжительность турниров, но увеличивать количество игр в день: например, проводят четыре партии за два выходных. В моём детстве было не так много разных шахматных соревнований, а теперь благодаря онлайну можно играть с соперниками своего уровня хоть каждый день
При этом важно не только участвовать в играх, но и анализировать партии вместе с тренером, находить и обсуждать свои ошибки
Чтобы заниматься шахматами профессионально, нужно входить в топ-100 игроков мира. В этом случае победы на открытых чемпионатах и международных турнирах будут приносить ощутимый доход. Большинство шахматистов совмещают спортивную карьеру и тренерство или судейство на соревнованиях. Лет десять назад я выиграл около 30 тысяч рублей — для студента это были неплохие деньги, но для спортсмена несерьёзно.
Интересно участвовать не только в индивидуальных, но и в командных турнирах. Они проводятся среди мужских, женских и смешанных команд. В команде игроки помогают друг другу подготовиться и настроиться на игру морально, сопереживают и радуются успехам. Например, российские соревнования «Белая ладья» объединяют школьников 1–7 классов.
В любых шахматных состязаниях женщины могут играть против мужчин, а мужчины на женские доски не допускаются. Так, например, венгерская шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только с мальчиками и завоевала титул гроссмейстера в возрасте 15 лет. Дело в том, что мужчин-шахматистов гораздо больше, поэтому и конкуренция, и уровень игры у них выше.
Совершенствует навыки решения проблем
Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.
Молитва для Троицкой поминальной субботы. Прочитайте ее 6 июня
Незнакомец помог матери-одиночке, у которой не было денег на ремонт машины
Женщина делает перекус на работу для мужа. Люди сказали, что она с ним нянчится
О чём говорят психологи
По мнению преподавателя филиала МГУ Кристины Родниной, наиболее благоприятный возраст для начала профессиональных занятий — возраст школьной зрелости, когда ребёнок уже готов более осознанно воспринимать необходимость соблюдения установленных норм и правил. «Шахматы, несомненно, положительно влияют на развитие мышления ребёнка, но, с другой стороны, есть множество занятий, которые дают аналогичный эффект — игра на музыкальных инструментах, сочинение сказок, детские игры и так далее. При этом ребёнок точно так же будет учиться соблюдать установленные правила, применять фантазию, преодолевать препятствия на своём пути. Это будет не менее эффективно способствовать развитию ребёнка и его учебе.
Шахматы, и ничего, кроме шахмат
Никита Хорошев, международный мастер и тренер одного из наших сильнейших молодых шахматистов — Нодирбека Яккубаева, считает, что при наличии хорошей памяти и трудоспособности вырасти в сильного шахматиста сможет каждый ребёнок. Он советует начать заниматься шахматами с пяти-шести лет или раньше при желании самого малыша. В день, по словам Никиты, нужно отдавать тренировкам от трёх до шести часов, в юности можно поменьше. При этом, если у ребёнка больше одного дополнительного занятия, кроме шахмат и школы, стать сильным шахматистом практически нет шансов. Никита считает, что занятия шахматами помогают структурировать мышление и быстрее решать задачи, что полезно в любых предметах.
С какого возраста лучше заниматься шахматами и почему
Нодирбек Яккубоев, гроссмейстер, чемпион Узбекистана в разных возрастных категориях, говорит, что начал заниматься шахматами с пяти лет. Сейчас он тренируется по пять-восемь часов в день. Помимо шахмат, любит играть в футбол и читать.
Наталья, мама Юлии Хегай, чемпионки Узбекистана и Азии в разных возрастах, рассказывает, что её дочка начала заниматься шахматами в пять лет
Им повезло сразу найти хорошего тренера, что крайне важно для развития шахматиста. При этом услуги такого тренера стоят дорого
Юля поначалу занималась шахматами до часу в день, потом стала тренироваться по три-четыре часа. Наталья считает, что лучше заниматься индивидуально, чем в группе.
«Шахматы влияют на общее развитие ребёнка только положительно — развивают мышление, делают более “интеллигентным”. Школе шахматы практически не мешали, наоборот, развитие мышления помогало на уроках.
Помимо шахмат, Юля любит заниматься танцами. Шахматы в семье не рассматривают как основную деятельность, они, скорее, просто хобби. Сейчас Юля готовится к поступлению в медицинский институт, ради чего сделала перерыв в занятиях шахматами».
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Сколько можно заработать на шахматах
В советское время при спортивных обществах «Динамо», «Труд», ЦСКА, «Буревестник» и «Трудовые резервы» работали шахматные секции. Они соперничали друг с другом и распределяли бюджетные деньги в зависимости от результатов спартакиад. В этих обществах мастера состояли на ставках — от них требовалось только играть или тренировать.
Сейчас зарплату платят лишь игрокам, которые входят в сборную России. Лучшие шахматисты страны получают надбавки за выступления сборной, а также стипендию от Департамента спорта Москвы и Минспорта России.
Обычно гроссмейстеры живут не за счет побед: они тренируют, пишут статьи, ведут платные вебинары, организуют турниры. Интерес к шахматам растет — мы находим способы заработать.
Большие деньги платят только в турнирах топ-уровня с участием лучших гроссмейстеров мира. Призовой фонд матча за звание чемпиона мира — 2 млн долларов. В супертурнирах, где играют спортсмены с высоким рейтингом, — десятки и сотни тысяч евро. Приз в суперфинале чемпионата России — 1 млн рублей и машина от спонсора. Мой максимальный разовый выигрыш — 250 000 Р, которые я получил за второе место на этапе Кубка России.
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
ChessOK
На ресурсе Chessok.net доступно не только безвозмездное обучение по текстовым и видеоурокам, но и скачивание программ и движков, которые позволят оттачивать новые теоретические познания на практике. Опубликовано огромное количество задач для решения онлайн. Есть возможность бесплатно помериться силами с компьютером.
Чтобы сыграть с воображаемым электронным соперником, предварительно выбирается уровень: 1-й — для игроков-новичков, 15-й — для профессионалов. Тем, кому любопытные не только игровые моменты, предлагается небольшой исторический экскурс — подборка кратких биографий всех чемпионов мира.
Как найти шахматного тренера для своего ребёнка
Что же делать? Не учить детей вообще шахматам? или положиться на школьных учителей, половина из которых в принципе не знает, как ходят фигуры? Или искать действительно увлечённых и талантливых педагогов? Думаю- третье.
Если Вы хотите спортивной карьеры для своего ребёнка, то идти надо к ним, адресно, и не портить детей работой с массовиками- затейниками, отрабатывающими свои деньги и ищущими в детях потенциальных звёзд, и легко и непринуждённо отсеивающих остальных, как шлак, как бесперспективных. (Вы знаете что происходит. В шахматные тренера записываются Физруки и Трудовики… Кто спорит, провести зарядку и выточить черенок для лопаты они могут, но ворочать мозгами, а тем более заставить детей этим заниматься, увольте, не верю. Да, исключения бывают, но это исключения. Человек, воспитывающий шахматистов, ОБЯЗАН понимать эту игру. ОБЯЗАН. А сейчас, смотрю. В библиотеке , в школе ведёт занятия физрук, в чиновничьей чьей-то кормушке под названием Центр ВЕГА, за шахматы отвечает физрук. Понятно, что эти бойкие ребята всё распилят и поделят, только где- тут развитие ДЕТЕЙ? Не верю таким, ни под каким соусом, ни под какой личиной )
Добавлю от себя. Шлака, в понимании тренеров спортшкол, среди детей нет. Почти все дети талантливы по своему, и, если им в наследство или благодаря генным мутациям достались хорошие мозги, то каждого такого ребёнка можно сделать чемпионом, по крайней мере на среднем уровне. Область, край, округ, республика. Не забывайте только, что возможно вашему сыну или дочери это возможно совсем и не нужно. Но это так, к слову.
Любому тренеру нужны ученики, и каждому педагогу спортшколы нужны ученики- звёзды. От них и почёт, и увеличенная зарплата, и все прочие радости, а от обычных учеников- только геморрой.
И это грубо, но нормально, что дети отсеиваются. Ненормально , если детей для собственной выгоды дрессируют, выжимая все соки, заставляя получать разряды и штамповать победы, жертвуя подчас здоровьем и временем ребёнка, и его маленькими человеческими радостями.
Дети должны быть умнее нас. Дети должны быть счастливее нас. И они должны жить лучше нас. Вот такая у нас, родителей- цель в жизни.
Наверно, я написал много лишнего, но я вот так думаю. Вот как думаю, так и написал.
Что касается меня лично, то буду и дальше тренировать, учить детей, пока хватает сил.
Подводим итог
Занятия шахматами положительно скажутся на интеллектуальном развитие ребенка. Научат его сдержанности, усидчивости, ответственности. Чтобы окончательно решить нужно ли вашему сыну или дочери серьезно заниматься шахматами, узнайте об их собственном желании. Для этого можно самостоятельно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о фигурах, попробовать поиграть с ним, а потом узнать хочется ли ему заниматься шахматами с профессионалом. Хорошо если в вашей семье есть традиция играть в шахматы, она может стать положительным примером и сподвигнуть ребенка учиться и добиваться успехов в этом виде спорта.
Полезно ознакомиться:
1. Порядок присвоения спортивных разрядов.2. Документы, подтверждающие разряд.3. Пакет документов для присвоения спортивного разряда, звания.