Основные правила шахмат
Подходит для начинающих, поверхностно знающих правила игры. Многие ошибочно считают, что зная ход фигур и их расстановку можно сразу приступать к изучению стратегии. На самом деле, перед началом обучения необходимо освежить в голове все нюансы. Быстро вспомнить и усвоить базовые принципы игры позволит короткое 7-минутное видео. В ролике рассказывается о рокировке, изменении ценности фигур, правилах превращения пешки в сильную фигуру. Объясняют особенности игры в определённых игровых ситуациях, приводится отдельный разбор лёгких (конь и слон) и тяжёлых (ладья, ферзь) фигур
Особое внимание уделено королю.
Лучшие вопросы о шахматных дебютах для начинающих
Обязательно ли учить лучшие шахматные дебюты наизусть?
Краткий ответ – да. Новички, как правило, играют наугад. Возможно, они и выучили правила движения фигур, но этого недостаточно. Нужно видеть закономерности, которые влияют на позиции, применять алгоритмы и контролировать доску.
Эта интеллектуальная игра популярна уже много десятилетий: основные успешные стратегии давно открыты. Изучайте то, что уже наработано, и не делайте тех же самых ошибок.
Назовите самый эффективный дебют за белых для начинающих?
Дебют Руи Лопеса заслуживает особого внимания. Это простая, но эффективная стратегия, которую довольно легко выучить. Если она вам понравится, вы можете найти другие вариации стратегии. Они также помогут вам перевесить преимущество в вашу пользу.
Какие открытые дебюты стоит выучить в первую очередь?
Присмотритесь к Итальянской партии: она позволяет создать трудности для противника в самом начале. А дебют Четырех коней – это красивая и многообещающая для вас комбинация. Она открывает множество возможностей для дальнейших ходов. Главное, не сделать ошибку и не отдать инициативу оппоненту.
С какой книги лучше начать изучение шахмат?
Начните изучать дебюты для начинающих. Калиниченко Н. написал книгу для тех, кто только начинает свое путешествие в мир шахмат. Ее можно найти в электронном формате, купить в книжном магазине или заказать онлайн. Например, через Ozon.
Как научиться играть в шахматы с нуля?
Если вы ничего не знаете об этой игре, начните постигать дебют для начинающих. Обучение направит вас на правильный путь и позволит избежать основных ошибок. Изучайте по книгам, смотрите видеоуроки и применяйте полученные знания на практике (много играйте).
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Дальше — интереснее!
Шахматы остаются довольно популярными даже среди многочисленного появления компьютерных игрушек. На первый взгляд, кажется, что игра проста и нет ничего сложного, чтобы сдвигать фигуры, но на самом деле, чтобы играть в шахматы не достаточно знать, как передвигаются фигуры.
Здесь огромное значение имеет тактика, совместно с расчетом комбинаций. Именно поэтому древнейшую Индийскую настольную игру считают спортивной, где есть профессионалы и любители. Большинство людей говорят, что мы учимся играть в шахматы в свое удовольствие!
Не многие стремятся стать великими гроссмейстерами, а если вы раньше ни разу не сталкивались с этой игрой у вас встанет вопрос, как обучиться шахматам?
Шахматная доска представляет собой квадратное поле с последовательным порядком черных и белых клеток, где всего их 64. Черные и белые фигуры по 16 штук с каждой стороны: король, ферзь, две туры, два офицера, два коня и восемь пешек. Каждая фигура ходит по своему и первое что нужно для новичка, это запомнить, как правильно их двигать, расположить на доске и запомнить название.
Только потом можно продолжать дальнейшее обучение шахматам, где предстоит узнать о рокировке, о специальных ходах, о возможных ситуациях в игре, об этапах и других нюансах. Главное не торопиться и изучить всю информацию, которую можно найти в интернете или попросить знающего человека научить вас основным приемам.
Обучение шахматам самостоятельно
Конечно, для игры вам нужен соперник, ведь одному научиться, просто невозможно. Лучше если это будет соперник способный объяснять вам в процессе правильность комбинаций. С такой задачей отлично справится самоучитель игры в шахматы.
Можно играть и с компьютером, но удовольствия от игры вы получите меньше, поэтому найдите шахматный клуб у себя в районе, если среди знакомых никто не умеет играть. Однако для успешной практики, вам придется регулярно посещать клуб, зато вы обзаведетесь новыми знакомыми.
Но не стоит отчаиваться, если такого клуба не будет поблизости, множество современных компьютерных программ с подсказками решат проблему, хотя с живым человеком играть интересней во много раз. Главное хорошенько вникнуть в теорию игры, и процесс обучения тогда станет интересным и понятным.
Предупреждения
- Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
- Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
- Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
- Не рискуйте ферзем — это самая ценная фигура на доске!
Число Шеннона April 18th, 2015
Каждый раз, когда мы садимся играть в шахматы, игра идет по-новому и практически никогда не повторяется. И она действительно никогда не повторяется – это доказал американский математик Клод Шеннон. Он вычислил минимальное количество неповторяющихся шахматных партий.
Это число равняется …
… десять в сто двадцатой степени и оно названо в честь своего первооткрывателя «число Шеннона».
Клод Елвуд Шеннон (1916-2001) – известный инженер и математик, является „отцом теории информации”. Он был очарован шахматами и является первым, кто пересчитал с большой точностью комплексное дерево игры, т.е. число возможных шахматных партий. Основой его вычислений является теория, что любая партия содержит в среднем 40 ходов и на каждом ходу игроки выбирают из приблизительно 30 возможностей. Это равно приблизительно 10120 возможных партий. В конце концов оказывается, что примерное количество не повторяющихся шахматных партий и составляет эти десять в сто двадцатой степени. Это – больше общего количества атомов в наблюдаемой Вселенной:
Это число известно как число Шеннона.
Шеннон вычислил и количество возможных позиций на шахматной доске – оно составляет десять в сорок третьей степени.
К такому же заключению пришел и Петерсон в 1996. Интересным сравнением с числом Шеннона, является, что общее число атомов во вселенной – 10 в 81 степени. Но Петерсон ставит границы вычислениям и определяет реальные ходы в шахматах на 1050.
Все эти вычисления изменятся после того, когда начнут применять новые правила шахмат как, например Софийское правило. Числа достаточно близки до реальных, чтобы показать глубокий смысл и многообразие шахмат.
И еще десяток интересностей про шахматы:
Самые хитрые ходы в шахматах. В чем загвоздка?
В том, что вопрос заголовке статьи не имеет однозначного ответа, за исключением того, который дан выше. Надеюсь, не слишком разочаровал.
Шахматы игра не азартная. В том плане, что они не относятся к азартным играм типа карточных игр или на игровых автоматах.
Причина очень проста. Элемент удачи, везения, — в шахматах сведен к минимуму. Игра, к примеру, на автоматах – чисто в расчете на везение.
Игра в покер, — требует определенного мастерства, однако элемент везения также велик. За счет того, что вы изначально можете получить карты, вероятность выигрыша с которыми 80% против любого соперника (например два туза).
В шахматах все иначе. Это игра с полной информацией . У обоих соперников одинаковый комплект фигур и «скрытые карты». Если начинающий игрок садится за доску против мастера, его шансы «унести ноги» практически равны нулю.
Полагаю, для шахматиста с опытом, пусть даже небольшим, вопрос, поставленный в заголовке статьи, выглядит достаточно наивно. Он знает ответ. Чтобы выиграть , надо:
- Хорошо играть в шахматы
- Хорошо играть в данной конкретной партии
- Хорошо играть в данной конкретной партии против данного конкретного соперника.
Шахматы игра мастерства. И все же ограничиться этим утверждением, — было бы неправильно.
Есть несколько советов , которые можно дать начинающим шахматистам, ставящим перед собой вопрос из заголовка статьи.
Как играть в шахматы для начинающих: изучаем фигуры
Основные шахматные фигуры
Чтобы понять, как правильно играть в шахматы, всегда нужно
начинать с доски и фигур. Практика показывает, что новички часто неправильно
устанавливают доску. Она должна располагаться так, чтобы в правом нижнем углу
был белый квадрат.
Партия ведется набором белых и черных фигур. Белые всегда
начинают игру – за ними остается правило первого хода.
Вся игра основывается на понимании особенностей поведения каждой конкретной фигуры, использование ее сильных и слабых сторон. Потому обучение нужно начинать именно с умения отличить ладью от пешки.
Основные шахматные фигуры:
- Пешка. На шахматной доске пешки выстраиваются вторым рядом фигур. Их больше всего по сравнению с другими «участниками сражения». Пешка может перемещаться только в одном направлении – вперед. Предел перемещения – одна клетка за ход. Поражать вражеские фигуры можно только по диагонали.
- Конь. Перемещается на два поля в одном направлении и еще на одно под углом 90 градусов. В результате получается буква «Г». Одна из особенностей коня заключается в том, что во время движения конь может перепрыгивать через другие фигуры. Часто это можно использовать для получения дополнительного преимущества во время игры.
- Слон. Передвигается по диагонали. При этом ограничения на число полей нет – можете ходить так далеко, как только захотите. При этом слон перемещается исключительно по одноцветным клеткам. Так как этих фигур на поле по две у каждого игрока, это открывает большой простор для построения собственной стратегии.
- Ладья. По принципу перемещения напоминает слона, но ходит не по диагонали, а по прямой линии без ограничения на длительность. Ходы возможны вперед, назад и в бок.
- Ферзь. Самая полезная фигура на доске. Количество полей при движении не ограничивается, направление – тоже. Ферзь не способен перепрыгнуть через другую фигуру.
- Король. Если ферзь самая полезная фигура, то король – самая важная. Даже если ее возьмет пешка противника, партия считается законченной и признается поражение. Перемещение при этом возможно в любом направлении.
Как играть в шахматы для начинающих? Нужно первоначально
расставить фигуры на доске, посмотреть, как они перемещаются, привыкнуть к
тому, как проходит игра.
Смысл партии заключается в том, чтобы захватить вражеского короля, либо поставить противника в безвыходное положение. При этом выбор стратегии и используемых методов остается только за вами.
Решительность
В достижении цели часто сличается, так что человек выполняет какую-либо работу и приближается к своей мечте до тех пор, пока у него не произойдет какая-нибудь неудача или работа пойдет не по плану, или он просто окажется в тупике. То есть дела не идут в верх, но при этом и хуже ситуация не становится. В данном случае выкарабкаться, помогут такие инструменты как вера в себя и решительность
В это время важно чтобы человек осознал, что неудачи рано или поздно происходит со всеми людьми. Не бывает их только у тех, кто ничего не делает
Неудачи на пути к мечте свидетельствуют лишь о том, что план действий, возможно, нужно немножко поменять. Подумайте, возможно, существуют другие способы осуществить мечту.
Поймите, что менять план достижения цели по ситуации – это нормально. Ведь по пути у вас могут появляться как некоторые ограничения, так и наоборот – новые возможности.
Если вы остановитесь на пути к достижению цели – то у вас в подсознании останется только опыт неудач. В то же время, если вы будете дальше бороться за свое счастье – вы получите более важный опыт – опыт действий.
Стоит отметить, что этот опыт имеет гораздо большее значение, нежели даже опыт достижения. Еще Наполеон говорил, что в мире гораздо больше сдавшихся людей, нежели действительно побежденных.
Р
Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры
на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.).
В свое время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте
(с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов).
Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того,
каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или черных), чья очередь хода и т. п.
Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг,
при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля
на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.
Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями,
занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути
(то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь,
на которых тяжёлые фигуры могут «полакомиться» пешками.
Особые ходы в шахматах. Ша. Изучите особые правила шахмат
В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.
Как превратить пешку в шахматах
У пешки есть одна замечательная особенность – если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется “превращением пешки”).
Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.
Как выполнить взятие на проходе
Последнее правило, касающееся пешек, называется ” взятие на проходе “. Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.
Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии
Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило
Как выполнять рокировку
Ещё одно особое правило шахмат называется рокировкой . Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:
- до рокировки король ни разу не ходил
- до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
- между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
- король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника
Испанский дебют
Еще одним основным дебютом в шахматах для новичков является испанский дебют. Это начало является очень популярным и его легко играть. Чтобы научиться всем тонкостям испанского дебюта, не нужно проводить целые дни и недели для его изучения, а достаточно будет всего нескольких минут.
Испанский дебют начинается со следующих ходов: 1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5. Здесь белые стремятся разменять своего белого слона на коня, находящегося на поле c6, ослабив при этом пешечную структуру черных. Затем белые будут стараться разменять фигуры и обратить более плотную структуру своих пешек в весомое преимущество в конце партии. Черные, в свою очередь, будут стараться сохранить свои пешки и использовать пару слонов для укрепления центра и развития атаки.
Испанский дебют может приводить как к спокойным и позиционным партиям, так и к острым атакующим комбинациям в зависимости от дальнейших ходов игроков в шахматном дебюте.
Что великие шахматисты говорят об ошибках
Ценность обучения на ошибках становится очень очевидной, если мы вспомним, что говорили об этом великие мастера игры.
Евгений Зноско-Боровский (русский шахматист, шахматный теоретик и литератор):
Избегание ошибок — это начало, как и конец, мастерства в шахматах.
— Евгений Зноско-Боровский —
Ход, который кажется безопасным для любителя, может оказаться роковой ошибкой в глазах мастера
Независимо от вашего уровня игры, вы всегда будете сталкиваться с этой истиной: избегать распространенных ошибок в шахматах должно быть так же важно для новичка, как и для мастера
Если вы регулярно играете в шахматы, велики шансы, что вы хотя бы раз проиграли игроку, который в значительной степени основывал свою стратегию на избегании ошибок. Они просто делают уверенные ходы и ждут, когда вы совершите ошибку. Потом они этим пользуются. Это раздражает, но эффективно.
Чемпион мира Магнус Карлсен:
У меня нет никаких иллюзий, что я прекрасно разбираюсь в шахматах или что-то в этом роде. Просто мне приходится работать над относительно простыми ошибками. Я делаю их на каждом турнире. Когда я смогу снизить процент таких ошибок, все станет намного лучше.
— Магнус Карлсен —
Я не мог не заметить, что он специально упомянул «простые ошибки». Ошибка, простая для Карлсена, не будет такой простой для любителя, но суть ясна – независимо от вашего уровня, вы должны стараться избегать ошибок, простых на вашем уровне.
Примерно то же самое говорят и многие другие мастера шахмат.
Анатолий Карпов (двенадцатый чемпион мира):
В общем, надо научиться не проигрывать, и тогда победы придут сами собой.
— Анатолий Карпов —
По словам Карпова, нужно научиться не проигрывать. Научиться не проигрывать не так просто, как может показаться. На самом деле, есть удивительно много факторов, которые могут заставить вас совершать ошибки. Изучение этого также улучшит ваше общее понимание игры.
Гарри Каспаров (тринадцатый чемпион мира):
Техническая фаза может быть скучной, потому что там мало возможностей для творчества, для искусства. Скука ведет к самодовольству и ошибкам.
— Гарри Каспаров —
Техническая фаза в основном относится к эндшпилю – на доске стало меньше фигур и большая часть напряженности в миттельшпиле снята. Однако самоуспокоенность делает эндшпиль очень опасной территорией. Напомните себе, что многие шахматисты совершали зевки в, казалось бы, простой позиции в эндшпиле.
Моя любовь к динамическим осложнениям часто заставляла меня избегать простоты, когда, возможно, это был самый мудрый выбор.
— Гарри Каспаров —
Представьте себе: вы недавно потратили много времени на изучение тактики. Ваши тактические навыки улучшились, и вы стремитесь продемонстрировать свои новые способности. Тактическая возможность, кажется, есть на доске – но это довольно сложно. Не позволяйте желанию продемонстрировать свое тактическое мастерство затуманить вашу объективность!
Может быть, вы пропустили встречную тактику прямо в конце ваших расчетов? Если вы не уверены, не рискуйте. Самое неприятное в тактике, которая не сработала, заключается в том, что вашему противнику не нужно было делать ничего особенного, чтобы победить вас. Лучше играть в пределах своих ограничений. (Исключение, конечно, когда ваша позиция уже объективно проиграна – в таком случае имеет смысл вводить осложнения).