С какого возраста можно учить играть
Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года
Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.
Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.
Правила игры для начинающих
Первое, с чем необходимо ознакомиться начинающему шахматисту, это как правильно расставляются фигуры на шахматной доске, и как ходит каждая фигура.
Расстановка фигур на доске.
Шахматные фигуры занимают 2 линии на доске — те, которые находятся ближе к игроку. На второй линии располагаются пешки в каждой клетке. На первой линии по краям ставятся ладьи, далее ближе к центру — кони, затем — слоны (офицеры), две оставшиеся клетки занимают король и ферзь (королева). Черная королева стоит на черной клеточке, а черный король, соответственно, на белой. Белая королева стоит на белой клеточке, а король — на черной. Существует поговорка о том, что королева любит свой цвет, именно поэтому фигуры так и располагаются.
Сбоку на доске с одной стороны написаны цифры, а с другой — буквы. Белые фигуры расставляются на 1 и 2 линию, а черные — на 7 и 8.
Как ходят фигуры.
Самое основное, что нужно знать, перед тем как начать играть – это как ходят все шахматные фигуры
Ходят они все по-разному, поэтому важно запомнить и не путать
Пешка
Чаще всего игра начинается с хода пешкой, так как все остальные фигуры закрыты пешками (возможен еще ход конем, но об этом позже). Пешка ходит по прямой и только вперед (назад ходить запрещено). Можно ходить на одну клетку или на 2 клетки вперед (то есть через одну). Если пешка уперлась в другую фигуру, то ходить она больше не может, пока не освободится место для хода. Взять (побить) пешка может любую фигуру за исключением короля. Взятие происходит по диагонали на одну клетку вперед.
Уникальное свойство пешки заключается в том, что она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Для этого ей нужно дойти до последнего ряда с противоположной стороны.
Слон
Слон по своему внешнему виду может запросто замаскироваться под пешку и сбить с толку неопытного игрока. Но слон похож с пешкой только внешне. Ходит данная фигура по диагонали в любую сторону. Взятие так же, как и у пешки, происходит по диагонали. Через фигуру ферзь перепрыгивать не может. Если на преграде ему становится чужая фигура, то он может ее убить, а если своя — то просто проход будет закрыт, и дальше слон двигаться не сможет.
У каждого игрока по два слона, один из них белый – это тот, который изначально стоит на белой клетке и контролирует белые диагонали. Второго слона, который стоит на черной клетке, называют черным, он контролирует черные диагонали. Если слон стоит в центре доски, то ему могут быть подконтрольны целых 13 клеток (в зависимости от загруженности фигурами).
Ладья
Располагается она на крайних клетках доски. Ходят ладьи по прямой по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток, которое позволяет пространство. Перепрыгивать через фигуры запрещено. Взятие тоже происходит по прямой, по вертикали или по горизонтали. По своим способностям ходить ладья очень напоминает слона.
Чаще всего первую часть игры ладья не принимает активное участие, так как находится за забором пешек. Свою силу фигура обретает, когда ей предоставлено пространство.
Конь
Это самая хитрая и коварная фигура в шахматах, особенно для новичков. Именно конем сложнее всего научиться ходить и замечать угрозу вражеского коня. Ходит данная фигура буквой «Г». Возможно несколько вариантов:
- Изначально на две клетки вперед затем на одну налево или же направо;
- Сразу на одну клетку вперед, затем на две клетки влево или же направо;
- На одну клетку назад, а затем на две клетки в сторону;
- Изначально на две клетки назад, а потом на одну влево или вправо.
Конь может перепрыгивать через фигуры как через свои, так и через чужие. Бить конь может только ту фигуру, которая стоит на клетке, где заканчивается его ход, все остальные фигуры, которые мешают его ходу, он просто перепрыгивает.
Король
Король уникален тем, что он не может исчезнуть с шахматной доски, его нельзя убить. Если король оказывается под боем, то он обязан уйти, или же его должна закрыть собой любая другая фигура. Если король не может скрыться от угрозы, объявляется мат и партия считается оконченной. Все фигуры, помимо того, что они должны как можно быстрее поставить мат противнику, не должны забывать о своем короле и его охране.
Ходить король может по горизонтали, по вертикали и по диагонали, но только лишь на одну клетку. Бить фигуры он также может по диагонали, по вертикали и по горизонтали, но только лишь в том случае, если фигура противника находится на расстоянии одной клетки от короля.
Ферзь
Ферзь считается самой ценной фигурой в шахматах. Ходить ферзь может на любое расстояние по диагонали, по вертикали и по горизонтали. Очень схож с возможными ходами короля, но с отличием дальности хода. Перепрыгивать через фигуры ферзь не может.
Полезные советы
Для того, чтобы ребёнок не потерял интерес к игре в шахматы, а также постоянно улучшал навыки и повышал мастерство, стоит воспользоваться рекомендациями от преподавателей шахматных клубов:
- Играть нужно периодически, чтобы постепенно развивать способности и навыки, а не от случая к случаю. Лучше отвести для этого определённые часы.
- Играющий в шахматы родитель — лучший пример для малыша.
- Если малыш сможет сделать нестандартный ход, выиграть или прикладывает много усилий, нужно обязательно похвалить за то, что он справился со сложной задачей.
- Не стоит часто поддаваться ребёнку и проигрывать ему. Может создаться впечатление, что не стоит дальше прикладывать усилия и обучаться. Но и постоянный проигрыш может отбить желание играть в шахматы.
- Желательно каждый ход обсуждать и отвечать на все возникшие вопросы, чтобы помочь лучше понять процесс игры.
- Не всегда стоит посещать шахматные турниры. Некоторые родители думают, что малыш живо научиться играть, глядя на остальных ребят. Но проигрыш часто травмирует детскую неокрепшую психику юного шахматиста. Большое скопление народа и волнение перед матчем могут вызвать перенапряжение нервной системы, которая приведёт к плохому сну и повышенной тревожности.
- Перед началом занятий смотрите вместе развлекательное видео с youtube, связанное с шахматами и настроиться на игру.
- Есть мнение, которого придерживается в том числе Борисов, что сладкое перевозбуждает нервную систему ребёнка и снижает концентрацию внимания. Не стоит давать сладости перед шахматной игрой.
Уметь играть в шахматы — значит, повысить шансы ребёнка на успешную будущую карьеру. Шахматы полезная игра для развития ребёнка. Она повышает умственные, интеллектуальные и волевые способности. К обучению приступают начиная с трёх лет. Сначала в игровой форме: знакомят с шахматными фигурами и их ходами, затем с правилами игры. Родители и ребёнок, играя в шахматы, укрепляют эмоциональную связь друг с другом.
Право на выбор
Детям непременно нужно предоставлять право выбора, но при этом выбор должен быть разумным и ограниченным. Как мы уже говорили, строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни. В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому. Например, одевая в детский сад, задайте ему вопрос: «Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?», за завтраком спросите: «Будешь кушать клубничный йогурт или абрикосовый?» Ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются. Вместе с тем выбор не должен быть слишком широк, лучше свести его к нескольким альтернативам. Если же вы спросите: «Что ты хочешь надеть сегодня утром?», вполне вероятно, что в середине зимы вы застанете вашего малыша одетым в летние шорты. Конечно, по мере взросления ребенка свобода выбирать должна увеличиваться.
Задействовать магию
Учителя физики и химии и правда немножко волшебники. Они могут заставить предметы левитировать или, например, создать настоящие ледяные усы. И эти трюки педагоги активно используют на уроках — чем больше восхищения у школьников, тем сильнее хочется узнать разгадку и приобщиться к опытам. Поле для учебных и творческих экспериментов здесь огромное.
Есть педагоги, которые не просто показывают «магию», но и одеваются соответственно — в мантии. Именно так поступает учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков. Он решил, что это хороший способ конкурировать с мобильными телефонами — мантия и классные фокусы действительно побеждают в нелёгкой борьбе.
Ещё больше интересных примеров использования магии (и хороших книг о ней) — в нашем материале.
Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?
Необязательно привлекать специалистов для того, чтобы обучить детей игре, вполне можно самостоятельно сделать это в домашних условиях, вооружившись доской с фигурами и некоторыми методическими знаниями, а также терпением.
Психологическая мотивация
Несмотря на то что по своей сути шахматы – серьезная тактическая игра, ее следует преподносить как вариант развлечения, ведь мотивация и настрой сыграют немаловажную роль в процессе обучения. Для того чтобы заинтересовать свое чадо можно использовать следующие приемы:
- личный пример, поскольку желание подражать и копировать – естественная манера развития детей;
- рассказ об истории шахмат и известных гроссмейстерах в доступной форме;
- увлечение в игру посредством семейного турнира или приглашения для этого друзей малыша, которые уже знакомы с ней;
- посещение шахматного кружка, где есть дети разного возраста, и царит атмосфера радости и интереса познания, дух соперничества.
На заметку!При обучении стоит иногда проигрывать, чтобы малыш чувствовал азарт и получал удовольствие, но не надо переусердствовать и давать ему побеждать постоянно.
Как объяснить, что такое шахматная доска и правила игры
Лучше всего для данной цели подойдет увлекательный рассказ, который можно найти на просторах интернета или придумать самому. Например, можно рассказать, что доска – это поле сражения двух королей, которые никак не могут поладить (причину ссоры желательно придумать самому)
Акцентировать внимание на двух цветах клеток и их принадлежности к каждому из соперников, а также озвучить основную цель – защитить короля, уничтожить всех соперников
На данном этапе главное – донести, что игра проходит между двумя соперниками и каждый имеет равные условия, не увлекаться деталями, которые перегружают восприятие и отвлекают.
Фигуры и их функции
Дальше следует обучать детей фигурам и специфике их использования. Желательно сначала просто выучить названия фигур, чтобы ребенок мог уверенно отличать их друг от друга и не путать. На помощь придут простые игры типа «Найди фигуру …», «Выбери … из 3-4 фигур» и т.п.
Лучше всего изучать по 1 шахматной фигуре в день и присваивать каждой из них ассоциативный ярлык, который поможет в будущем вспомнить и воспроизвести роль фигуры на доске. Специфику ходов также следует объяснять по одному и демонстрировать сразу, повторять и играть, не нарушая последовательность ходов и добавляя каждый раз новые фигуры.
Фигуры в шахматах
Необычные ходы и стимуляция интереса
Хорошо использовать нестандартные ходы и их комбинации в процессе обучения, чтобы показать малышу, какими разными и интересными могут быть шахматы, если подходить к ним обдуманно. Популярными вариантами доступных для детей ходов являются:
- мат ферзем;
- мат в три хода;
- сицилианская защита.
Обучение таким приемам пробудит познавательный интерес у малыша и даст ему толчок к усовершенствованию собственного стиля игры.
Первые уроки игры в шахматы
Советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». И это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, играющие в шахматы показывают более высокий уровень интеллектуального развития.
Игра в шахматы развивает:
способность рассуждать;
логику;
умение решать задачи;
усидчивость;
терпение;
внимание;
память.
Во время игры работают оба полушария головного мозга , что повышает умение нестандартно мыслить. Также следует отметить умение правильно проигрывать и стремление к победе.
Когда следует начинать обучать детей игре в шахматы?
Конечно же все зависит от ребёнка. Но, как показывает практика, ребёнок в четырёхлетнем возрасте уже спокойно может освоить правила этой игры.
Как заинтересовать малыша игрой?
Дети очень любят играть и у каждого ребёнка свои любимые игры. Предложите малышу новую игру. Если она его заинтересует, то замечательно. Если нет, то попробуйте предложить спустя какое-то время, когда малыш немного подрастёт.
Играйте между собой в присутствии малыша. Возможно, ребёнка заинтересует игра и он захочет попробовать.
Все про шахматы для детей. Как заинтересовать ребёнка шахматами
Есть старый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё более старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Работает он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, нужно периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, играть с другими членами семьи и гостями дома.
На все его вопросы следует отвечать: да, это очень интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немного повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру повыше, чтобы ребёнок не имел возможности её достать
Важно непреклонно «держать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру
А через небольшое время (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой замечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и нужно познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры следует начинать со следующего занятия, на другой день.
Следующие занятия, кстати, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И маленькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в руки, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».
Дополнительно простимулировать интерес детей к старинной мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет найти в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».
Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ
Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.
Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)
Автор | Микрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия. | |||
Месяц | Темы | Количество занятий | Всегочасов | |
Теория | Практика | |||
Сентябрь |
|
111 | 1,5 | |
Октябрь | Игра «Русские шашки». | 4 | 2 | |
Ноябрь |
|
11 | 11 | 2 |
Декабрь |
|
1 | 21 | 2 |
Январь |
|
11 | 1 | 1,5 |
Февраль |
|
11 | 11 | 2 |
Март |
|
11 | 11 | 2 |
Апрель | Игра в шахматы. | 4 | 2 | |
Май | Шахматный турнир «Наш лучший шахматист». | 2 | 1 | |
Цит. по: http://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html |
Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.
Виды вариантов игры в шахматы
Игры в шахматах имеют свои названия. Их всего три вида:
В пуле каждому игроку дается по 1 минуте на всю игру. Представляете? 1 минута. Поэтому и пуля. Там некогда думать, там просто надо успевать переставлять фигуры, а додумывать уже после на ходу.
В блице игроку дается где-то 3-15 минут. Блиц еще называют – быстрые шахматы. Здесь есть время поразмышлять как сходить. Ладьей или лошадью. =))
Классика по времени идет от 20 минут и до нескольких часов. На официальных чемпионатах бывает и такое, что игрок сходил и пошел в кафе пить чай, пока другой игрок думает, как ему сходить. Времени вагон и можно даже вздремнуть в номере.
Есть такой тип игры, когда после своего же хода, часы автоматически прибавляют тебе 3-5 секунд к времени.
Как заинтересовать ребенка шахматами
Перед родителями часто возникает вопрос: «С какого возраста начинать учить ребенка шахматам». Однако психологи и тренеры не могут дать им единого ответа. Некоторые дети готовы начинать знакомиться с игрой в 3 года, а другие — приступить в начальной школе. Мозг ребенка в возрасте 3 лет очень пластичен и может легко воспринимать поступающую информацию. Шахматы для ребенка 3 лет принесут пользу только при наличии желания учиться.
Существует несколько способов заинтересовать ребенка 3-6 лет шахматами. Прежде всего, в эту игру должны играть близкие ему люди. Видя времяпрепровождение своих родных, малыш начинает активно интересоваться деревянными фигурами, передвигающимися на доске. При этом можно поддержать ребенка, научив его основным правилам игры. Также дошкольнику рекомендуется показать несколько нехитрых приемов, например, детский мат.
Книги и рассказы о древней игре вызовут интерес и эмоциональный отклик у детей. В частности, лучше использовать книги с большим количеством иллюстраций. Кроме того, можно найти мультфильмы, в которых главные герои играют в шахматы.
В чём польза шахмат
При первом знакомстве с игрой, вы ещё не заметите изменений в развитии вашего ребёнка. Однако, при регулярном обучении, когда игра войдёт в привычку, результаты будут заметны. Данная забава влияет на такие процессы в организме вашего карапуза:
Интеллектуальное развитие ребёнка.
Малыш учится анализировать каждый свой поступок.
Ребёнок регулярно совершенствует свои логические навыки и память.
Такая игра оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики карапуза.
Шахматы развивают в малыше терпеливость и усидчивость.
Данная игра благоприятно влияет на развитие образного мышления.
Шахматы помогают сблизить ребёнка и другого игрока. Между ними образовывается особая взаимосвязь
Вот почему так важно, чтоб первые занятия проходили именно с близкими людьми, членами семьи, друзьями.
Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля
Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:
- балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
- установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
- демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
- обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
- хвалите достижения крохи;
- купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
- не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.
Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.
Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.
Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях
Чтобы родители смогли донести до ребёнка суть игры, им понадобится и самим освежить знания, заглянув в пособия по обучению шахматам. Объяснять малышу принцип построения ходов нужно простым и понятным языком. Ясно, что не все взрослые рождены педагогами, но в этом случае придётся постараться. Главное, делать всё последовательно и не торопиться.
Занятия должны проводиться в спокойной, дружеской обстановке, без посторонних звуков и отвлекающих действий со стороны других домочадцев. Если игре обучается ребёнок в дошкольном возрасте, время занятий не должно превышать 30 минут. Более длительная учёба может вызвать усталость и даже нежелание продолжать обучение, поэтому необходимо делать небольшие перерывы, во время которых дети могут отвлечься, побегать или сделать лёгкую зарядку.
Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях, волнуются многие родители, а главное, с чего надо начинать занятия.
Прежде всего, ребёнку понадобится объяснить, что шахматная доска состоит из светлых и тёмных квадратиков, общим числом 64. Это поле, на котором сражаются белые и чёрные фигуры и во главе этих двух армий стоят белый и чёрный король. Всего у каждого игрока есть 16 фигурок, которые могут съедать своих противников, и тогда те удаляются с доски, в то время как победившие встают на их клетки.
Объяснить малышу назначение разных фигурок можно следующим образом:
Главная фигурка – это король. Несмотря на то, что это центральный персонаж, он может делать ходы только на один шаг и «есть» таким же способом
Малышу важно понять, что если погибает король, игра завершается.
Королева или ферзь – самая сильная фигура, которая может двигаться по прямым линиям и любым диагоналям.
У каждого игрока по две ладьи, которые ходят и «едят» по прямым линиям.
Слонов или офицеров тоже по два на каждого участника поединка. Эти фигурки двигаются только по диагонали
Получается, что у одного это только черные, а у другого только белые квадраты поля.
Два коня могут ходить в виде буквы «Г», благодаря чему они иногда перепрыгивают через другие фигурки.
Пешки – это пехота, в каждом лагере их по 8 штук. Это слабые персонажи игры, которые могут ходить только по прямой и на одно поле, за исключением первоначального хода – в этом случае разрешается продвижение пешки на две клетки.
Далее следует рассказать ребёнку о нестандартных ходах, например о рокировке короля и ладьи, возможной только однократно за партию, и взятии пешки на проходе.
Во время первого урока можно дать возможность ребёнку потренироваться в выставлении фигурок на шахматную доску. Также можно поиграть одними пешками, чтобы малыш понял принцип взятия вражеской фигуры.
Важно понятно донести до ребёнка цели, которые поставлены перед каждым игроком, а также значение шаха и мата, означающих для одной из сторон поражение. Порядок действий во время второго занятия:
Порядок действий во время второго занятия:
- Ребёнку предстоит самостоятельно расставить все фигуры. Если малыш что-то забыл, можно напомнить ему расстановку, а также указать на место королевы – она всегда ставится на клетку своего цвета.
- Можно ещё раз повторить основные правила игры и особенности движения шахматных персонажей.
- Если малыш всё запомнил, следует ему объяснить, что победа не зависит от того, у кого фигурок больше. Один удачный ход может стать выигрышным даже при минимуме фигур.
Во время третьего урока малыш должен сам рассказать обо всём, что знает про шахматы.
Пусть он снова расставит фигурки в боевом порядке, ведь если материал усвоен, можно, наконец, провести и настоящую партию. В ходе игры ребёнку можно помогать, напоминая, как ходят те или иные фигуры, пока он не станет двигать их уверенно.
Не надо поддаваться малышу, но обязательно давайте ему время тщательно обдумывать свои действия. Взрослому понадобится много терпения и дружеского участия, пока кроха учится думать и принимать решения. Не стоит забывать разбирать ошибки, которые стали причиной его поражения. Очень возможно, что он уже не допустит их при следующей игре.
Где купить шахматы?
У нас есть подарочные янтарные шахматы, для взрослых, с большими фигурами. Но играть с детьми на такой доске было не очень удобно, посмотрели на цены в детских магазинах, самым доступным оказался вот такой вариант из Спортмастера за 799 рублей (май 2016 года, без скидок, но мы покупали еще в 2015, кажется, дешевле):
Удобный размер, складная доска с замочком, натуральное дерево + комплект шашек. «Четверочку» за качество можно поставить, только внимательно проверяйте комплектность и отсутствие трещин. У некоторых фигурок есть непонятные пропилы (видимо особенности производства), пересмотрели несколько наборов — пропилы есть везде.
Можно поискать на Авито, иногда попадаются классные варианты — играть старинными шахматами даже интереснее! Есть шахматы и на AliExpress, и в Кораблике, и в других детских магазинах вашего города.
P.S. Вопрос для знатоков: а что это за дебют на последней фотографии пытался разыграть папа?
Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх
До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.
Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.
Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:
- Алладин – волшебные шахматы;
- Динозавры учат шахматам;
- Шахматная страна.
Шахматы: обучение с нуля
Научиться играть в шахматы с нуля может и ребенок, и взрослый человек. Для получения результата нужно изучить тонкости игры и регулярно тренироваться на практике.
Первые шаги для взрослых, начинающих обучение игре в шахматы:
- Купить хорошие шахматы – необязательно выбирать самые дорогие. Главное, чтобы фигуры были достаточно тяжелыми, устойчиво держались на доске и их легко было передвигать с клетки на клетку.
- Запомнить названия фигур и основные правила – для этого можно посмотреть обучающие видеоуроки.
Самостоятельное обучение или уроки шахмат для начинающих с тренером: что выбрать
Самостоятельное обучение игре в шахматы с нуля займет много времени. Тренер понятно объяснит правила, поможет научиться основам игры с помощью решения задач. Занятия с наставником позволят получить систематизированные знания от простых навыков к сложным техникам.
Можно выбрать частного тренера или записаться в школу – в образовательных учреждениях больше внимания уделяют квалификации тренерского состава. Для тренировки практических навыков полезны занятия в группах, индивидуальные уроки с преподавателем помогут повысить мастерство и выйти на новый уровень игры.
Нужны ли книги по обучению шахматам для начинающих
Читать тематическую литературу нужно для закрепления знаний. Получить базовую информацию помогут переиздания старых советских книг, по которым училось не одно поколение гроссмейстеров. Также есть современные учебные пособия, где представлена более актуальные данные.
Главное – регулярные занятия и тренировки
Не пропускайте занятия, если вы записались в шахматную школу. При обучении игре в шахматы с нуля большое значение имеет регулярность. Старайтесь не только посещать уроки, но и играть вне школьных стен, в свободное время. Например, решать шахматные задачи или устраивать дружеские соревнования с знакомыми. Также можно тренироваться в компьютерных играх, изучать видеоуроки, смотреть шахматные соревнования и анализировать партии профессионалов. Старайтесь закреплять на практике каждый полученный навык, так вы быстрее достигнете нового уровня мастерства.
Ищите тренера
В шахматах роль тренера критична, ведь именно от человека, которому вы доверите своего ребенка, зависит, полюбит ли он этот черно-белый мир фигур
Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, побывайте на занятии, обратите внимание, как тренер разговаривает с детьми, какой стиль использует
Часто можно встретить тренеров, которые читают настоящие лекции 7-8-летним детям, и те начинают зевать. Ищите таких, кто комбинирует теорию и игру, включает в свои занятия элементы соревнований, умеет шуткой поддержать, когда не получается, и не ругает за ошибки. К такому тренеру ребенок побежит!