Практические советы по игре в шахматы

Основные комбинации и ловушки в шахматах

Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.

Перекрытие
.

Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:

Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.

Белые делают неожиданный ход:

На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.

Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.

2. Чёрные забирают ладью слоном.

В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.

Блокирование
.

Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.

Всё станет понятно на примере:

Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.

Ход белых:

Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.

Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:

Как выиграть в шахматы комбинации. Как выиграть в шахматы – 5 способов: инструкция для новичков и профи

Шахматы – непростая игра, требующая много времени и внимания. Изучение основных методик игры, комбинаций и стратегий может занять даже ни один год. Для того, чтобы понять, как выигрывать в шахматы всегда, не обязательно потратить много времени, достаточно изучить основную механику.

Самым главным советом станет попытка разгадать замыслы соперника, заранее предугадывать его шаги и соответственно эффективно выстраивать оборону.

Начальный уровень

Для шахматистов, которые находятся на этой стадии, не стоит разбираться в глубинах, чтобы понять, как выиграть в шахматы.

Здесь важно в первую очередь правильно оценивать значимость каждой отдельной фигуры и в соответствующей мере защищать ее. Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей».   Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы

Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти

  Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы. Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти

Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей».   Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы . Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн. >>Перейти на сайт онлайн-школы

Начальные ходы могут предопределить судьбу всей партии, так как именно на этом этапе вырисовывается основная стратегия. Если вас интересует игра и вы хотите понять как играть в шахматы чтобы выигрывать , тогда обязательно учтите следующие моменты.

Пешки лучше направить в центр поля, таким образом, получится освободить путь другим фигурам.

Тем, кто играет белыми – приготовьтесь вести активную борьбу, а для обладателей черных фигур – качественно организуйте оборону и выжидайте опрометчивый шаг соперника.

Не рекомендуется ходить одной фигурой несколько раз, кроме случаев, когда ей грозит опасность. Лучше ходить разными фигурами, перемещая их по всему полю, чтобы сопернику было сложнее продумать атаку.

Свои маневры лучше продумывать на несколько ходов вперед. Перед тем, как выиграть в шахматы у компьютера или реального соперника, с каждым ходом усложняйте свою атаку, чтобы сбить противника с толку и заставить запутаться. Очень часто в шахматной партии первый ход предопределяет дальнейшую расстановку сил на доске, давая возможность активно атаковать или отдавая части поля под ваши фигуры.  Для того, чтобы узнать как научиться выигрывать в шахматы практически у любого противника, следует запомнить хотя бы четыре дебюта;

1. Испанский вариант. Первый – испанский вариант, когда  нужно убрать слонов соперника.

2. Английский вариант. Второй вариант называется английским. Здесь надо походить пешкой на с2 и g2. Таким образом, вы предоставите свободу действий фигуре слона или коня.

3. Королевский гамбит. Третий вариант дебюта достаточно неординарный – Королевский гамбит. Теперь надо походить пешками на e2, f2 в течение первых ходов.

4. Ферзевый гамбит. И последний, однако, не менее действенный, – ферзевый гамбит. Белые фигуры начинают ход с d4 и с4. После этого вся атака концентрируется в середине поля.

Приложения для обучения игре в шахматы

Как научиться играть в шахматы начинающему? Нужно постоянно
практиковаться. Понять, что носить с собой доску и набор фигур повсюду не
получится. Потому мы рекомендуем установить специальные приложения. Среди
наиболее удобных есть такие, как:

  • «Шахматы-играй и учись». Количество пользователей – более 25 миллионов по всему миру. В приложении есть удобный самоучитель, возможность онлайн-игры с соперниками разного уровня. Максимум возможностей можно открыть в платной версии.
  • Chess Guess. Приложение появилось не так давно, интересно огромной библиотекой профессионально прокомментированных партий – их здесь более 400 и список пополняется. Также есть множество заданий по угадыванию ходов чемпионов. Среди дополнительных материалов – много интересных сведений про лучших мировых игроков, используемых ими тактиках.
  • Lichess. Удобная платформа для тренировки навыков в схватках с другими игроками. У каждого пользователя есть собственный рейтинг.
  • СТ-АРТ. Шахматные комбинации. Приложение создано на основе книги Максима Блоха. Пригодится тем, кто уже освоился с доской и фигурами.
  • DroidFish Chess. Удобное приложение для анализа сыгранной партии. Позволит вам понять свои ошибки и улучшить навыки.
  • ChessBase. Большая база партий для тех, кто собирается играть серьезно, разбирать примеры успешных поединков между игроками разного уровня, в том числе, с участием чемпионов.
  • «Шахматные головоломки». Удобное приложение, которое помогает «размять мозги», начать лучше ориентироваться в различных ситуациях.

Рекомендации по розыгрышу дебюта

1. Главное — вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.

2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.

3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения — это уже до конца партии.

4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.

Стратегия ставок на шахматы

Беспроигрышной стратегии в шахматах, как и в любом другом виде спорта, нет. Но есть и свои особенности, которые при правильной аналитике можно использовать в свою пользу.

1. Стратегия «догон» на шахматы

Узнать, что собой представляет стратегия «догон», можно в специальном разделе нашей Школы ставок. Именно эта стратегия наиболее подходит к шахматным турнирам. Шахматы — это один из немногих видов спорта, где крайне редко случаются любые затяжные серии игроков.

* Пример: если спортсмен проиграл 2–3 партии, то можно догнать ничью в 1–3 раза. Но стоит помнить, что стратегия «догон» — одна из самых рискованных.

2. Ставки на ничью

В шахматах ничья с участием гроссмейстеров случается намного чаще, чем исходы на победу одного из спортсменов. В этом случае хорошо работает подстраховка на одного из игроков с нулевой форой. Что такое нулевая фора, можно изучить в нашей школе ставок.

* Пример: в матче «Белые» против «Черных» вы взяли победу «Белых» с форой 0. Если матч закончится ничьей, то букмекерская контора рассчитает возврат ставки.

Играть

№ 1

в народном рейтинге

25000 ₽

новичкам

Играть

Основные принципы шахматной стратегии

Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.

В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.

В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.

Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.

В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:

  • Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).

  • Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.

  • Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.

  • Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.

  • Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.

Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.

Важный вывод
Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.

К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:

  • Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).

  • Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.

  • Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.

  • Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).

Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.

Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:

  1. Положение короля.

  2. Активность фигур.

  3. Перевес в пространстве.

  4. Владение центром.

  5. Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.

  6. Владение важными полями и наличие слабых полей.

  7. Владение открытыми линиями.

Инструкция, как победить в шахматах:

  • Стратегия защищенной проходной пешки – заключается в том, что вы заведомо можете выставить разнообразные фигуры на своей половине доски таким образом, чтобы сделать их выигрышными. Так, если использовать метод защищенной проходной пешки, можно открыть свободу действий для своего короля и защитить пешку от воздействия фигур соперника.
  • Стратегия подрыва — заключается в том, чтобы использовать пешки в противостоянии атаке короля соперника путем размешивания одной или нескольких из них с целью ослабить силу противника. Проще говоря, вы поддаетесь в некоторых случаях, открывая тем самым доступ к интересующим фигурам врага.
  • Стратегия патового убежища – применяется, когда на игровом поле уже осталось мало фигур. Ваши действия заключаются в том, чтобы защитить своего короля от противника с помощью пешек.
  • Стратегия полупат – заключается в том, что вы устанавливаете своего короля на край или в угловую часть игровой доски – в положение «полупата». Игру в этом случае ведем пешками, но усвойте такой урок – никогда не лишайте своего короля подвижности, в противном случае, можно проиграть игру.
  • Стратегия дополнительных темпов – заключается в том, что вы приобретаете резервные ходы, которые могут привести к выигрышу. Так, если использовать дополнительные ходы пешками, возможно провести отвлекающую атаку королем, которого направляют на вражеский королевский фланг.
  • Мат конем и пешкой – этот вариант возможен в случае, когда вражеский король неподвижен, так как находится в углу доски. Тогда можно попытаться поставить мат при помощи одного коня и пешки.

Как выиграть в шахматы у компьютера — стратегия

Ключ к победе над шахматной программой — опыт, умение решать задачи, анализировать ходы соперника, способность к нестандартному мышлению.

Помогут одержать победу:

  • анализ своих партий и игр именитых шахматистов;
  • тщательное продумывание ходов, особенностей расстановки фигур;
  • выбор приложений в зависимости от уровня игрока. «Мини» подойдет новичкам, chess titans — продвинутым пользователя. Скачать большинство программ можно бесплатно. Выбирая для себя оптимальный вариант, можно опробовать несколько.

Другой момент, на который хотелось бы обратить внимание — игрокам любого уровня следует помнить, что играют они с машиной. Она не способна творчески мыслить и правильно оценить некоторые ваши ходы. Не может программа предусмотреть, к примеру, что вы пожертвовали одной из фигур для того, чтобы в будущем одержать победу

Не может программа предусмотреть, к примеру, что вы пожертвовали одной из фигур для того, чтобы в будущем одержать победу.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»).

Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как выполнить взятие на проходе

Последнее правило, касающееся пешек, называется » «. Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.

Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии

Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило

Как выполнять рокировку

Ещё одно особое правило шахмат называется . Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой»

Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке, король передвигается только на два поля.

Примеры партий проигранных из-за невнимательности

Очень часто, шахматисты-любители, нарушают первое правило из перечисленных выше, т.е. попросту «забывают о противнике».

Chriselevator — Пупкин (1-0)

Партия для Пупкина развивалась благополучно — на королевский гамбит он ответил и в эндшпиле все шло к победе чёрных. Более того, времени у игроков оставалось более чем по 10 минут — спешить не было необходимости. Тем не менее, Пупкин поспешил и после своего последнего хода Bxf3 получил мат Rd8#.

1.d4 d5 2.c4 e5 3.dxe5 d4 4.e3 Nc6 5.Nf3 Bg4 6.Nbd2 Bb4 7.Be2 d3 8.a3 dxe2 9.Qxe2 Bxd2+ 10.Bxd2 Nxe5 11.c5 Nxf3+ 12.gxf3 Bh5 13.Qb5+ Qd7 14.Qxb7 Rd8 15.O-O-O Ne7 16.Bc3 Qc8 17.Rxd8+ Qxd8 18.Rd1 Qc8 19.Qxc8+ Nxc8 20.Bxg7 Rg8 21.Bf6 Bxf3 22.Rd8# 1-0

Чтобы избежать мата, чёрным необходимо сделать ход конем Ne7. При правильной игре, позиция чёрных абсолютно выигрышная 21… Ne7 22. Rd3 Bxf3 23. e4 Bh1 24. b4 Rg6 25. Be5 $17

Devi81 — Пупкин (1-0)

Если не делать правильных выводов, то шанс наступить на одни и те же грабли достаточно велик. В очередной раз Пупкин просмотрел западню и получил вполне заслуженный мат.

1.d4 d5 2.c4 e5 3.dxe5 d4 4.e3 Nc6 5.Nf3 Bb4+ 6.Bd2 dxe3 7.fxe3 Bg4 8.Be2 Nge7 9.O-O O-O 10.Bxb4 Nxb4 11.Qxd8 Raxd8 12.Nc3 Nc2 13.Rad1 Nxe3 14.Rxd8 Rxd8 15.Re1 N7f5 16.h3 Bxf3 17.Bxf3 h6 18.Bxb7 Rb8 19.Be4 Rxb2 20.Nd5 Nxd5 21.cxd5 Ng3 22.d6 cxd6 23.exd6 Rd2 24.Bb1 Rxd6 25.Re8# 1-0

Может показаться забавным то, что в очередной раз был применен контргамбит Альбина. Может это неудачный дебют за чёрных или просто элементарная невнимательность? Правильный ответ — невнимательность. Контргамбит Альбина — вполне приемлемый ответ на королевский гамбит, если вы играете с игроками невысокого уровня. Несколько удачных примеров применения этого дебюта, вы найдете в статье .

Заметим, что в двух, вышерассмотренных партиях, черные могли бы существенно обострить игру, если бы играли правильно. Четверным ходом необходимо было ходить не Nf3, а Bb4+.

Пупкин — Mustafghan (1-0)

На ход e4, черные ответили d5 — . Ошибки, как это и случается в партиях новичков, допускали оба игрока. Однако Mustafghan (США), через чур увлекся своей атакой и не уделил должного внимания угрозам возникшим со стороны белых.

1.e4 d5 2.exd5 e6 3.dxe6 Bxe6 4.Nf3 Bd6 5.Be2 Qe7 6.O-O Nc6 7.d4 O-O-O 8.c4 Bg4 9.Re1 h5 10.h3 Kb8 11.Be3 Qf6 12.Nbd2 Bxf3 13.Bxf3 g5 14.Qb3 Na5 15.Qb5 b6 16.c5 Bf4 17.cxb6 cxb6 18.b4 Nb7 19.Rac1 g4 20.Bxb7 Kxb7 21.Ne4 Qf5 22.Nc5+ Ka8 23.Qc6+ Kb8 24.Qb7# 1-0

Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Шахматы для начинающих видео

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка — вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют — первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить
достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Пример 8: Вашим фигурам нужно немного отдохнуть

Это связано с предыдущим примером.

Несмотря на то, что вам следует развивать свои фигуры, как только появляется возможность, не рекомендуется перемещать фигуры несколько раз в дебюте и фазе миттельшпиля.

Лучше всего переместить каждую фигуру только один раз, развить остальные фигуры и только потом снова переместить некоторые из ваших фигур.

Причина этого правила — завершить развитие нужно как можно скорее, без задержек.

В приведенном выше примере черные планируют несколько раз переместить коня, но никакие другие фигуры еще не развиты! Что за трата времени!

Избегайте подобных бессмысленных маневров. Развивайте свои фигуры естественно, и вы станете на шаг ближе к мастерству. Зачем вообще есть фигуры на доске, если ты не собираешься использовать их все !?

Как выигрывать в шахматы у новичка?

Существует огромное количество вариантов начала партии, которые можно разыграть против начинающего шахматиста. Этот вид игроков склонен совершенно не анализировать расстановку фигур на поле и бездумно их передвигать. Можно сказать, что практически любая партия, если ее правильно применить на доске, принесет победу.

Самой распространенной комбинацией против новичка является так называемый: «детский мат».

Приведем запись (за белые фигуры): 1. e4 2. Сс4 3. ФН5 4. Ф:f7×.

Суть данной стратегии проста: белые ферзь и слон атакуют поле f7. Как правило, такая партия заканчивается на четвертом ходу.

Рассмотрим еще одну запись, теперь играя за черные фигуры: 1. f3 e6 2. g4 ФН4x.

Если вам когда-то удастся реализовать данную партию, то вы сможете наблюдать странное противника, демонстрирующее различные эмоции.

К сожалению, ответить на данный вопрос достаточно сложно. Проведенные не так давно научные изыскания показали, что самые современные компьютеры человеческому разуму не по зубам. Действительно, как выигрывать в шахматы у машины, которая просчитывает все возможные варианты ходов на десятки шагов вперед?

Ответ на этот вопрос заключается в поиске уязвимых мест компьютерной программы. Не следует забывать, что любую программу пишет человек, а человеку свойственно ошибаться. Если заранее узнать слабое место алгоритма компьютерной логики, то ожидаемо можно воспользоваться дырой в программном коде, и выиграть у возомнившего себя богом компьютера.

Но несомненно, любую программу и железо может обыграть более качественно написанная программа и более мощное оборудование. Это правило касается и игры против человека, если оппонент явно вас сильней. Можно воспользоваться компьютерным симулятором игры (шахматы могут быть и нечестным противостоянием!), и передающим радиоустройством.

Многие гроссмейстеры использовали психологические приемы, которые едва ли можно счесть корректными. «МИР 24» вспомнил наиболее яркие случаи неспортивного поведения в шахматах.

Как психология относится к ошибкам

Психология может оказать большое влияние на вашу игру в шахматы. Например, интересное наблюдение состоит в том, что среди неопытных игроков часто случаются две или три ошибки подряд. Когда они совершают ошибку, они изо всех сил пытаются оправиться от разочарования и склонны повторять свою ошибку, делая еще одну.

Давид Бронштейн (претендент на первенство мира, двукратный чемпион СССР):

Если вы допустили ошибку или неточность, не нужно раздражаться и думать, что все потеряно. Вы должны быстро переориентироваться и найти новый план в новой ситуации.

— Давид Бронштейн —

Потратьте минуту, чтобы переориентироваться, если вам нужно. Быстро адаптируясь к новой ситуации, вы увеличиваете свои шансы вернуться в игру. (Конечно, это зависит от серьезности допущенной вами ошибки).

Как шахматисту очень важно оставаться объективным и не позволять своим субъективным чувствам влиять на ваше решение. Это нелегко сделать, но это важный навык сам по себе

Александр Котов (чемпион СССР по шахматам, участник турниров претендентов):

Нет никаких сомнений в том, что причиной моей ужасной оплошности была чрезмерная самоуверенность, которая подорвала мое чувство опасности. Так вот где искать причину дурных промахов — в ликующем чувстве самовосхваления.

— Александр Котов —

Как шахматист вы, вероятно, сталкивались с такой ситуацией:

Вы играете против противника с более высоким рейтингом. Ваша позиция прочна. Вы играете хорошо, и уверенность растет. И тогда вы совершаете неловкую ошибку, которая ведет к немедленному проигрышу. Это расстраивает.

Уверенность может вдохновить вас играть лучше, но чрезмерная уверенность — враг объективности. Требуется терпение, чтобы довести игру до конца, оставаясь при этом клинически объективным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: