Ходы в шахматах: правила игры, как ходят и бьют фигуры

Китайские шахматы – Сянци

Доска с одноцветными полями 8*8, посередине разделена горизонтальной полосой – великой (небесной) рекой. Фигуры располагаются на пересечениях линий, т.е. есть 9*10 пересечений. В начальной расстановке фигуры располагаются на первой и последней горизонталях, пешки – на четвертой горизонтали у красных и симметрично – у синих через одно пустое пересечение. Пушки расположены на первой и восьмой вертикалях непосредственно за пешками. Территория, образованная пересечениями первой-третьей горизонталей (у красных, у синих – аналогично) и четвертой-шестой вертикалей, называется дворцом или крепостью. Во дворце прочерчены две диагонали.

Фигуры в Сянци:

  • Король: красный – Шуай, синий – Цзян, высший генерал и полководец. Король не может покидать дворец, перемещается на одно поле по вертикали или горизонтали. Согласно правилу открытой вертикали, два короля не могут находиться на одной вертикали, не разделенные другими фигурами, т.е. короли могут атаковать и оттеснять друг друга.
  • У генерала есть два телохранителя-советника – Ши, которые тоже всегда находятся во дворце. Ходят они на одно пересечение по диагоналям.
  • Слева и справа от крепости дворца стоят слоны – Сян, они ходят по диагонали через одно свободное поле и не могут пересекать реку.
  • Дальше располагаются кони – Ма, ход их состоит из двух этапов: один шаг по прямой линии, затем один шаг по диагонали, в результате это похоже на обычный ход коня, но с одним отличием: промежуточное поле должно быть свободно. Если это поле занято, то ход коня в этом направлении блокируется, этим способом можно защитить от шаха генерала. Конь может пересекать реку.
  • На флангах располагаются ладьи, повозки-колесницы – Че, двигаются они аналогично классическим шахматам и так же могут пересекать реку.
  • Пешек-воинов у красных (Бин) и синих (Цзу) – по пять. До реки пешки движутся только вперед, а после реки – усиливаются и могут перемещаться вбок, но не назад. Превращения пешек в сянци нет.
  • Дополнительная фигура – пушка (Пао), изначально располагается позади пешек. Ходит пушка так же, как и колесница, но бить вражескую фигуру может только перепрыгивая через любую фигуру, стоящую на линии удара.

Нотация в игре часто используется западная: вертикали обозначаются от a до i, горизонтали – от 1 до 9, точка отсчета – в левом или правом нижнем углу. Однако Международной федерацией принята классическая китайская нотация. Любой ход записывается четырьмя иероглифами: обозначение фигуры, начальная вертикаль или положение относительно такой же фигуры на одной вертикали, направление движения («+»– вперед , «=» или «.» – по горизонтали, «-» – назад), конечная вертикаль или количество полей, на которое переместилась фигура. Горизонтали не нумеруются и отсчитываются от начальной.Пример: C3+2 – пушка с третьей вертикали на два поля перешла вперед, или: R+=3 – ладья, стоящая впереди (обе ладьи находятся на одной вертикали), перешла на третью вертикаль.

Правила сянци:

  • Победа достигается постановкой мата или пата.
  • Красные ходят первыми.
  • Вечный шах, повторенный четыре раза, гарантирует поражение шахующему.
  • Вечная угроза любой другой фигуре также запрещена. В случае четвертого повторения позиции засчитывается ничья.
  • Короли соперников не могут одновременно располагаться на одной открытой вертикали.
  • Ничья присуждается в случае невозможности создания мата или пата ни одной стороной.

О происхождении сянци нет единого мнения, аналоги шахматных игр существовали в Китае свыше 3500 лет назад, но и влияние Чатуранги сложно отрицать. Вероятнее всего,  сянци возникли на основе нескольких игр, сохранив древние традиции. Эта игра очень популярна в Азии, а в последнее время набирает обороты и на Западе. По количеству играющих – это самая популярная разновидность шахмат.

Соотношение стратегии и тактики в шахматах

Первым заговорил о роли стратегии в шахматах первый чемпион мира Вильгельм Стейниц

До него чаще обращали внимание только на тактику и красивые комбинации, а Вильгельм Стейниц создал свое позиционное учение, в котором обосновал важность соблюдения стратегических правил. Из советских и российских шахматистов главными мастерами стратегии считаются Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов

Подведем итог: к шахматной стратегии относится совокупность принципов, планов, маневров и действий, которые позволяют добиться позиционного преимущества

А когда позиция одного из игроков становится стратегически подавляющей, то в ней уже возникают возможности для проведения красивых комбинаций — здесь на помощь приходит тактика. Как гласит крылатое выражение, «тактика — на службе стратегии»

Подведем итог: к шахматной стратегии относится совокупность принципов, планов, маневров и действий, которые позволяют добиться позиционного преимущества. А когда позиция одного из игроков становится стратегически подавляющей, то в ней уже возникают возможности для проведения красивых комбинаций — здесь на помощь приходит тактика. Как гласит крылатое выражение, «тактика — на службе стратегии».

Важность начала партии

Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.

Термин Пример ходов Описание
Начало 1.е4, 1.g3 и другие Первый ход, совершаемый белыми
Дебют 1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича) Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске
Партия 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия) Третий ход белых, который определяет ответные действия черных
Защита 1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита) Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых
Гамбит 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит) Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества

Ходы в шахматах — частые вопросы начинающих игроков

Каковы 3 особых хода в шахматах?

Три специальных хода в игре — это превращение пешки, взятие ее на проходе и рокировка. Некоторые из этих правил более распространены, а какие-то совсем неизвестны тем, кто особо не играет.

Какой лучший начальный ход в шахматах?

Наиболее удачными открывающими ходами в шахматах считаются e4 и d4. Максимально перспективные фланговые варианты — это Кf3 и c4. Данные ходы составляют самые популярные из существующих дебютов, которые используются в игре на сегодняшний день.

Как называются шахматные ходы?

Сочетание нескольких последовательных ходов в шахматах называется комбинацией. Наиболее выигрышные из них в начале игры зафиксированы в шахматной литературе и зовутся дебютами (началами). Игрокам рекомендуется знать их наизусть, хотя бы самые известные.

Какой самый редкий ход в шахматах?

Существует множество редких ходов. Но если говорить именно об открывающем ходе, то можно привести в качестве примера g4. Он нечасто встречается среди игроков, при этом не являясь провальным. У него есть определенные преимущества.

Кроме того, он может привести к такому развитию игры, которое мало изучено. А значит, партия становится интереснее.

Можно ли поставить мат в 2 хода?

Можно, и это называется “дурацкий мат”. Суть его в том, игрок по невнимательности открывает диагональ, ведущую к его королю. Для этого нужно всего лишь сдвинуть пару пешек. Противник нападает ферзем.

Если вам удалось завершить игру таким матом, то, скорее всего, ваш соперник — новичок.

Некоторые твои друзья превратятся в таких взрослых, которых вы в юности презирали. Отпусти их

В 20 лет было непонятно, откуда берутся противные взрослые. Пристающие к тебе в метро мужики с сальными шутками, готовые за деньги на что угодно коррупционеры, начальники, продвигающие «своих», а не самых достойных, и просто вялотекущие на дно бездельники.

Я хотела бы, чтобы 10 лет назад меня предупредили, что армию этих людей пополнят романтики, горящие творческими идеями, борцы за правду и совесть — некоторые мои друзья. И что какие-то из их новых «достоинств» я почувствую на себе: они воспользуются своим положением, чтобы использовать мой энтузиазм, обманут меня и присвоят себе мои достижения или попортят мне кучу нервов, творя полную фигню.

Зачем Ницше сказал «падающего — толкни»? Что он имел в виду?

Ницше в своем учении продвигал идею о существовании естественного эволюционного механизма, не только биологического, но и исторического. Есть сильные, красивые, здоровые, которые находятся в сражении со слабыми, больными и глупыми.

Если переложить эту идею на повседневность, когда мы помогаем ближнему, мы влезаем на чужую территорию, потому что не знаем, в чем благо другого человека. Единственное, что мы можем сделать — это толкнуть его, чтобы он быстрее выбрался сам.

Казалось бы, можно просто остаться в стороне от чужих бед, но моральный идеал Ницше — человек, который живет, действует, а не просто аскетично наблюдает. Он должен оттолкнуть от себя человека с «неправильными» ценностями, чтобы не пропитаться ими сам.

Как ходит король в шахматах

Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.

Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.

Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.

Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.

Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.

Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Оба участника еще ни разу не успели походить.
  2. Между ними нет лишних фигур.
  3. Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.

Как научиться играть в шахматы с нуля?

В шахматном сообществе существует множество терминологии, уникальной для игроков.

Однако есть идеи, которые имеют актуальное значение. Три этапа всех шахматных игр это начало, середина игры и финал. Они тщательно изучаются, и книги часто пишутся только по одному из этих трех аспектов игры.

Большинству новичков рекомендуется тратить время на освоение устоявшихся шахматных дебютов, и это хорошая идея для тех, у кого от природы есть предрасположенность к обучению.

Средняя игра — самая сложная фаза, для которой нужно перечислить определенные правила игры. Лучше всего подходить к делу по-разному, но это часть игры, которая больше всего похожа на настоящую битву. Со временем сможете освоить тактику и стратегии, которые эффективны в различных комбинациях в зависимости от конкретного противника, условий на доске и других факторов, которые не можете предвидеть, пока не начнется игра.

Тактика – это конкретные действия, которые предпринимаете, а стратегии — это общие подходы. Например, можете решить, что стратегия — отбросить противника, поэтому тактикой могут быть случайные ходы с конем.

Научиться играть в шахматы с нуля

Как научиться хорошо играть в шахматы? В финале весь опыт со временем действительно окупится, потому что это настоящее испытание на терпение и  глубокое понимание роли и возможностей каждой из частей игры.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Правила движения слонов

Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:

  • у каждого игрока в начале игры по 2 слона;
  • фигуры перемещаются только по полям своего цвета, на которых устанавливаются перед игрой;
  • слон ходит в шахматах только по диагоналям на любое количество клеток;
  • он не перескакивает через фигуры.

Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.

Виды вариантов игры в шахматы

Игры в шахматах имеют свои названия. Их всего три вида:

В пуле каждому игроку дается по 1 минуте на всю игру. Представляете? 1 минута. Поэтому и пуля. Там некогда думать, там просто надо успевать переставлять фигуры, а додумывать уже после на ходу.

В блице игроку дается где-то 3-15 минут. Блиц еще называют – быстрые шахматы. Здесь есть время поразмышлять как сходить. Ладьей или лошадью. =))

Классика по времени идет от 20 минут и до нескольких часов. На официальных чемпионатах бывает и такое, что игрок сходил и пошел в кафе пить чай, пока другой игрок думает, как ему сходить. Времени вагон и можно даже вздремнуть в номере.

Есть такой тип игры, когда после своего же хода, часы автоматически прибавляют тебе 3-5 секунд к времени.

Правила ходов пешками

Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.

Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.

Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников. 

У пешки есть еще одна немаловажная цель – ей нужно дойти до противоположного края доски. Сделать это крайне сложно, так как на пути у нее очень много шансов быть «съеденной». К тому же этой фигурой часто жертвуют для защиты более важных единиц. Однако если такую задачу удастся выполнить, с пешкой происходит чудесное превращение, она может стать любой другой фигурой, нужной игроку в данный момент. В большинстве случаев она благополучно преобразуется в могущественную королеву. Но это необязательно, игрок может сделать выбор в пользу коня, туры или слона, если для победы ему нужны эти фигуры.

Шахматные фигуры

 

Шахматы
Картинки и изображения шахматных фигур для распечатывания. Названия: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешки.
Расстановка (расположение) фигур, описание, как ходят.

Эти фигуры подходят к вот этой классической шахматной доске.Скачать шахматную доску >>>

В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Всего в шахматах два набора фигур отличающихся по цвету: черные и белые. В каждом наборе 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым — ладья и ферзь, пешки фигурами называть не принято, и король из-за своей особой роли в партии ни к тяжелым ни к легким не относится.

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Король

King

  Король — самая важная фигура на поле, так как невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит к проигрышу. Ходит он только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке.

Ферзь

Queen

 
Ферзь — вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю

Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья

Rook

  Ходит на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни.

Слон

Bishop

  Ходит на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников (капюшона), что соответствует английскому названию «bishop» — «епископ».

Конь

Knight

  Ходит русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивал через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка

Pawn

  Ходит на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника ( взятие «энпассан»). У каждого игрока по восемь пешек, которые в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка шахматных фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй — пешки.
Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так:
Белые фигуры — Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
Черные фигуры — Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.
Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный — на черном.

Ссылки:Шахматы на ВикипедииРоссийский шахматный портал

Правила движения слонов

Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:

  • у каждого игрока в начале игры по 2 слона;
  • фигуры перемещаются только по полям своего цвета, на которых устанавливаются перед игрой;
  • слон ходит в шахматах только по диагоналям на любое количество клеток;
  • он не перескакивает через фигуры.

Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Как ходит пешка в шахматах

Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед

Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!

Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.

Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.

Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.

Линии на шахматной доске

На шахматной доске можно встретить три типа линий — вертикали, горизонтали и диагонали.

  • Вертикаль — это ряд клеток, расположенный снизу вверх (или сверху вниз). Вертикалей всего 8, каждой соответствует одна из букв.

  • Горизонталь — это ряд клеток, расположенный слева направо. Горизонталей также 8, каждой соответствует одна из цифр.

  • Диагональ — это ряд клеток одного цвета, расположенных наискосок. Самая короткая диагональ состоит из двух клеток (рядом с углами доски), самые длинные — из 8 клеток (две диагонали, расположенные от одного до другого угла доски).

На диаграмме можно увидеть пример вертикали (красный цвет), горизонтали (желтый цвет) и диагонали (зеленый цвет).

Мы упомянули о буквах и цифрах, которые обозначают линии шахматной доски. Сейчас мы обсудим, для чего они нужны и как с помощью этих букв и цифр говорить и писать на шахматном языке, который называется нотация.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Интересные шахматные факты

История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.

Крутые шахматные принты

Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.

Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно. 

А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.

Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов. 

Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:

  • XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
  • XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
  • В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти. 
  • Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
  • 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
  • 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками. 
  • На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках. 

Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.

Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло. 

А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.

И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!

Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!

Твой труд может и должен быть оплачен. Но деньги должны знать свое место

В 20 лет трудно было поверить, что мне могут вообще за что-то платить деньги. Казалось, что получение прибыли — это какая-то особая способность, генетически вшитая в достойных людей. А такие недоучки, недоумки и бездари, как я, должны осваивать искусство побираться и заваривать кипятком картон вместо чая.

Конечно, вопрос опыта, которого в 20 лет маловато, играет роль. Но сейчас я понимаю, что вокруг много людей, которые готовы заплатить тебе за то, что ты умеешь. Чтобы добраться до них, нужно только старательно работать при любом удобном случае. Поэтому «бесплатная» работа, которая позволяет реализовать свои способности — это не приговор навсегда, а отличный вариант продвинуться, особенно для тех, кто, как я, выбрал гуманитарную направленность и искусство. В целом участие в классных вдохновенных начинаниях из энтузиазма — хороший опыт для человека любой профессии, даже если там не водится денег.

Но найдутся люди, которые захотят воспользоваться вашей готовностью работать на будущее на одном энтузиазме (к сожалению, иногда это будут не только нечестные заказчики, а ваши друзья).

Лучший способ определить нижнюю границу цены на свои услуги — это в красках представить себе с одной стороны весь процесс работы, а с другой — сумму, и постепенно ее увеличивать. В тот момент, когда соотношение работа/сумма станет реально вдохновлять, вы нашли нужную цену.

Стыдиться желания получать деньги не стоит. В нашем мире это нормально.

Падающего подтолкни Ницше вся фраза

Привожу дословную цитату из Ницше “Так говорил Заратустра”

Эту проповедь разные люди трактовали по разному. Приведу несколько версий для широты обзора.

1. “Падающего – толкни” Ф. Ницше.

Это буквальный перевод, несущий ошибочную смысловую нагрузку.

Люди воспринимают часто как “слабого добей”.

Ницше очень глубокий философ.

Чтобы верно перевести, нужно его еще и понять.

На философию Ницше огромное влияние конечно оказал М. Лютер. “Вы будете спасены. Это не от вас -дар божий”. То есть человеку не дано знать, какой путь верен какой нет.

Потому трактовка этой знаменитой фразы будет примерно следующей. – “Вам не дано знать верен путь или нет, но даже если вам кажется что он ведет к погибели все равно помогите его пройти”.

Врач который испытывает на себе смертельный препарат. Его путь погибелен, но даже этого падающего, мы должны не “вразумить”, а дать завершить дело – “толкнуть”. А новое лекарство спасет миллионы жизней…

Путь космонавта, ученого, даже “мечтателя” Била Гейтса – путь “падающего”.

2. “Отсюда афоризм Ницше: “Падающего толкни!” , который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему – дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы этого состояния возродиться или погибнуть.”

3. Подтолкни падающего – значит дать возможность падающему быстрей достигнуть ДНА, познать ДНО и скорее выбраться оттуда!! ! Иначе …беда! Человеку надо дать возможность самому научиться решать свои проблемы.. . Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: