Плюсы и минусы игры на вилках в букмекерских конторах
Главный плюс «вилкования», как уже говорилось, заключается в прибыли игрока при любом исходе спортивного события. Однако есть и минус, о котором необходимо знать, прежде чем решиться на поиск вилки в букмекерских конторах.
«Вилкование» категорически запрещено всеми букмекерами. Игрок, использующий вилки, рискует остаться ни с чем. Для предотвращения нечестного заработка со стороны игроков в букмекерских конторах существуют целые группы специалистов, которые следят за активностью аккаунтов. В случае возникновения хотя бы малейшего подозрения в том, что игрок играет на вилках, счет моментально блокируется до выяснения обстоятельств. В большинстве своем букмекерские конторы попросту режут максимальные суммы для ставок и аннулируют выигрыш.
Материал подготовлен:
Александр Носков Редактор Школы ставок
Поиск вилок в букмекерских конторах
Когда «вилкование» набирало обороты, люди вручную выискивали разницу в коэффициентах, подсчитывая суммы для ставок на простом калькуляторе. Сегодня найти вилку можно как самостоятельно, так и с помощью специальных сервисов. Понять, вилка перед вами или нет, можно с помощью формулы.
КФ1 — коэффициент на первый исход
КФ2 — коэффициент на второй исход
В — значение вилки, должно быть меньше 1
Если значение В меньше единицы (В<1), то перед нами букмекерская вилка. Если значение В больше единицы (В>1), то нет.
На примере рассмотрим коэффициенты на теннисное событие на предмет наличия букмекерской вилки. Допустим, на победу Джоковича в матче против Надаля предложен коэффициент 2.43. Другой букмекер оценивает вероятность успеха Надаля котировкой 1.84. Подставляем значения в формулу:
В = 0,95, это меньше единицы, значит, перед нами значение, позволяющее «вилковать».
Впрочем, сегодня активно используются калькуляторы букмекерских вилок и другие сервисы, позволяющие определить и значение вилки, и необходимые суммы для обеих ставок без самостоятельного использования формул.
Поиск вилок в букмекерских конторах можно провести также с помощью специальных программ, автоматически сканирующих сайты букмекеров.
Примеры игр
Тиссир против Дреева, 2004 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 33.Qe5 – f4
Этот пример взят из первого раунда конкурса Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 2004 г. между Мохамед Тиссир и Алексей Дреев. После
- 33 … Nf2 + 34. Kg1 Nd3
белый подал в отставку. В финальной позиции черный конь раздваивает ферзя и ладью белых; после того, как ферзь уйдет, черные выиграют обмен.
Гильермо Соппе — Фернандо Брага, 1998 год
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 33.Qe5 – f4
Этот пример взят из девятого раунда финала Clarin GP между Гильермо Соппе и Фернандо Брага. После
- 40 … Qh1 +
белый подал в отставку. Единственный ход — Ke2, который дает возможность королевской вилки с Nc3 с выигрышем ферзя.
Как использовать двойной удар в различных ситуациях
Двойной удар — это мощное оружие, которое способно привести к материальному перевесу на любой стадии шахматной партии. К тому же он часто используется в сочетании с другими тактическими приемами, о которых мы поговорим чуть позже.
Какие фигуры попадают под прицел
Как использовать двойной удар в дебюте, мы уже разобрали. Но что насчет миттельшпиля и эндшпиля? Как разобраться, на что нападать?
Один из ключевых навыков сильного шахматиста — умение видеть всю шахматную доску и следить за всеми фигурами. Но сперва можно научиться замечать незащищенные или плохо защищенные фигуры соперника. Задавайте себе простые вопросы:
Как расставить шахматы на доске
В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.
Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.
Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»
У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)
Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.
Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.
Как ходит король в шахматах
Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.
Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.
Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.
Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.
Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.
Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:
- Оба участника еще ни разу не успели походить.
- Между ними нет лишних фигур.
- Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.
Кусок вилки
Тип вилки назван в честь типа вилки. Например, рыцарская вилка это ход коня, который атакует две или более вражеских фигур одновременно. Любой тип изделия может быть вилкой, включая король — и любой кусок можно раздвоить. Вилка наиболее эффективна, когда она , например, когда ставят короля проверить.
Конь — типичная фигура разветвления; фактически, в некоторых источниках термин «вилка» используется только тогда, когда атакующим является конь, а если атакующим является другая фигура, то тактика называется или похожие. Рыцарская вилка имеет несколько преимуществ. Уникальный L-образный ход фигуры позволяет ей атаковать любой другой тип фигуры без угрозы со стороны целей в семи разных направлениях (восемь минус пространство, из которого она переместилась). Еще одно преимущество коня в разветвлении — возможность свободно перепрыгивать через любую фигуру.
Ферзь также часто используется для вилки, но, поскольку ферзь обычно более ценен, чем фигуры, которые он атакует, материал обычно получает только тогда, когда атакованные фигуры не защищены или если одна из них является королем, а другая незащищена. Возможность форка ферзя представляет собой очень реальную угрозу, когда ферзь открыт, как это часто бывает в эндшпиль. Если игрок хочет заставить обмен ферзей может быть полезно разветвление вражеского ферзя и короля (или незащищенной фигуры) защищенным ферзем.
Пешки кроме ладейных пешек (на a- и h-) также можно использовать для развилки, атакуя две фигуры противника по диагонали — одну слева, а другую справа.
Вилки, сделанные королем, являются важным фактором в эндшпиле, где способность короля атаковать сразу несколько фигур влияет на то, где (например) можно безопасно разместить защитников пешки.
Прочие условия
Если король — одна из атакуемой фигуры, термин абсолютная вилка иногда используется. Вилка, не вовлекающая вражеского короля, в отличие от относительная вилка.
Вилка короля и королевы, вилка с максимальным накоплением материала, иногда называется вилкой. королевская вилка. Вилку вражеского короля, ферзя и одной (или обеих) ладей иногда называют большая вилка. Рыцарская вилка вражеского короля, королевы и, возможно, других фигур иногда называется семейная вилка или же семейный чек.
Какие фигуры могут поставить двойной удар
Двойной удар — это тактический прием, который доступен каждой фигуре в шахматах! Да-да, и даже королю. Ведь каждая шахматная фигура может нападать на вражеские фигуры и съедать их, а значит, двойной удар способен сделать каждый воин шахматного королевства.
Двойной удар королем
Король не та фигура, которая стремится перейти в атаку в начале игры. Однако, когда фигур становится немного и партия переходит в эндшпиль, король ведет себя как настоящий полководец и бежит на поле сражения.
Пример двойного удара королем по черному коню и слону:
А теперь давайте немного попрактикуемся: попробуйте найти двойной удар королем. Ход черных.
Двойной удар пешкой
Пешка кажется не самым опасным воином шахматного королевства, однако не спешите судить об этой фигуре только по ее цене. Даже пешка может наносить колкие двойные удары!
Пример двойного удара пешкой по черному ферзю и ладье:
И еще одна задача на отработку двойного удара в шахматах. Ход черных. Приведите одну из своих боевых пешек в движение и нанесите ей опасный двойной удар.
Двойной удар легкими фигурами
Часто именно легкие фигуры и пешки могут наносить первые двойные удары
Важно помнить о том, что фигуры должны помогать друг другу. Например, двойные удары конем в дебюте нередко проходят не без помощи слона
Вот вам пара хороших примеров работы коня и слона:
-
Конь пробирается в лагерь соперника и наносит двойной удар по королю и ладье, в то время как слон его защищает.
-
Обратная ситуация: слон под защитой коня во вражеском лагере.
Шахматный факт
Двойной удар конем и пешкой в шахматах называется вилкой.
А теперь — время практики! Везде ход белых. Попробуйте найти двойные удары легкими фигурами в позициях ниже:
Двойной удар тяжелыми фигурами
Двойной удар ладьей в шахматах прост в исполнении. Чтобы ладья показала свою силу в этом приеме, она должна пробраться к двум вражеским фигурам по открытой линии.
Примеры двойного удара ладьей:
А вот самые хитрые и неожиданные двойные удары может наносить ферзь. Это неудивительно, ведь он может нападать во все стороны издалека. Более того, ферзь способен на тройные (а то и больше) удары!
Посмотрите на картинку ниже и попробуйте ответить на вопрос: какой это удар? Двойной? Тройной? А может быть, шестерной?
А вот и разгадка: всего-то и нужно мысленно провести прямые линии от ферзя к каждой фигуре. Если вы умудрились найти здесь шестерной удар ферзем, вы большие молодцы!
Но давайте перейдем к реальным примерам двойного удара ферзем. Поверьте, они будут не менее удивительны.
Вот пример двойного удара ферзем в дебюте. Открытый король и незащищенная фигура могут стать легкой мишенью для ферзя. Именно белый король и слон попали под прицел черного ферзя.
Даже чемпионы мира могут недоглядеть и пропустить двойной удар! Предлагаю вам поймать в ловушку самого Анатолия Карпова и поставить ему двойной удар ферзем:
Правила перемещения пешек, их действия
Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.
Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.
Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях “лоб в лоб”. Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.
Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.
Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:
- белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
- на клетке a4 стоит черная пешка;
- черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.
Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.
Шахматные комбинации. Двойной удар. 27-ой шахматный урок.
Урок двадцать седьмой. Комбинации. Двойной удар.
Создано 10.08.2012 12:43
На этом занятии мы поговорим о шахматных комбинациях. Чтобы добиться победы над противником, мало переставлять фигуры. Необходимо знать и уметь применять различные шахматные приёмы, которые помогут быстро поставить мат сопернику, достичь большого материального и позиционного перевеса.
Шахматные комбинации
Что такое шахматные комбинации? Это боевые операции на шахматной доске, приводящие к успеху. Обычно комбинации сопровождаются жертвой фигуры. Посеяли бурю на шахматном поле и вскоре собираете урожай. Чаще всего из комбинаций встречается двойной удар.
Шахматный двойной удар
Познакомим тебя с этим приёмом. Во время партии ты постоянно нападаешь своими фигурами на фигуры и пешки противника. Фигура может отойти. Но гораздо опаснее, если ты нападаешь одновременно на две или три фигуры. Из-под боя сможет уйти лишь одна, а вторая погибает. Любая из фигур может совершить нападение на две или несколько фигур противника.
Двойным ударом называется нападение одной фигуры на две фигуры соперника.
Иногда вторым объектом атаки является не фигура, а какая-либо угроза. В позициях на диаграмме белые и чёрные сочетают нападение на фигуру с угрозой мата. Особенно эффективен двойной удар, если одним из объектов нападения является король.
Целью двойного удара может быть и просто поле на которое стремиться атакующая фигура. Чёрная ладья напала на коня и на мат (поле d1).
Двойной удар, который наносят пешка или конь, называется «вилкой».
Красивую комбинацию проводит гроссмейстер Симагин против Толуша. Он жертвует ферзя, завлекая короля противника на поле g1, и наносит двойной удар (делает «вилку») конём.
1. … Фd4–g1+!!2. Kpf1:g1 Kf4:e2+!3. Kpg1–f2 Ke2:c1Победа чёрных.
Кажется, что дела белых очень плохи, так как им грозит мат.
Нельзя ни уйти королем, ни поставить нового ферзя:
1. а7 – а8Ф Фе7 : с7#;1. с7 – с8Ф Фе7 : а7#; 1. Крb8 – а8 Фе7 – е8+ 2. с7 – с8Ф Фе8 : с8#.
Но белые даже смогли выиграть партию, превратив пешку в коня!
1. c7 – c8К+ Крb6 – c52. Кc8 : e7 Крc5 – d63. a7 – a8Ф.
У черных огромное преимущество. Но белые дважды(!) наносят двойной удар.
1. c4–c5+ Крd6:c52. Кc3–a4+ Крc5–b53. Кa4:b6.
Не спасало чёрных и взятие ферзем.
1. . . . Фb6 : c52. Кc3 – e4+ Крd6 – d53. Кe4 : c5
Белые перешли в выигранное пешечное окончание. Отметим, что двойной удар конем стал возможен после того, как белая пешка завлекла главные фигуры чёрных на нужные поля.
Двойной удар особенно эффективен, если из объектом атаки является король.
Гроссмейстер Крогиус в партии с Сергиевским неожиданно сыграл 1. Ke5 – g6!! . . .Конь идёт под три удара, к тому же белые открывают своего ферзя. Но на самом деле это двойной удар. Белый конь напал на ладью, ферзь на ферзя. После1. . . . Фd5:f5 белые наносят двойной удар2. Kg6 : e7+ Kpg8 – h83. Ke7 : f5.
Белому королю плохо на первой линии. А до чёрного короля добраться трудно, так как с фланга он надежно защищен.
Белые проводят комбинацию с жертвами ладьи и ферзя.
1. Лc2 – c8+ Лf8 : c82. Фb6 – a7+! Крb8 : a73. b7 : c8К+! Крa7 – b7 Слабое превращение!4. Кc8 : e7 Крb7 – c75. Кe7 – g6 Красивый этюд второго чемпиона мира Эммануила Ласкера.
Кусок вилки
Тип вилки назван в честь типа вилки. Например, рыцарская вилка это ход коня, который атакует две или более вражеских фигур одновременно. Любой тип изделия может быть вилкой, включая король — и любой кусок можно раздвоить. Вилка наиболее эффективна, когда она , например, когда ставят короля проверить.
Конь — типичная фигура разветвления; фактически, в некоторых источниках термин «вилка» используется только тогда, когда атакующим является конь, а если атакующим является другая фигура, то тактика называется или похожие. Рыцарская вилка имеет несколько преимуществ. Уникальный L-образный ход фигуры позволяет ей атаковать любой другой тип фигуры без угрозы со стороны целей в семи разных направлениях (восемь минус пространство, из которого она переместилась). Еще одно преимущество коня в разветвлении — возможность свободно перепрыгивать через любую фигуру.
Ферзь также часто используется для вилки, но, поскольку ферзь обычно более ценен, чем фигуры, которые он атакует, материал обычно получает только тогда, когда атакованные фигуры не защищены или если одна из них является королем, а другая незащищена. Возможность форка ферзя представляет собой очень реальную угрозу, когда ферзь открыт, как это часто бывает в эндшпиль. Если игрок хочет заставить обмен ферзей может быть полезно разветвление вражеского ферзя и короля (или незащищенной фигуры) защищенным ферзем.
Пешки кроме ладейных пешек (на a- и h-) также можно использовать для развилки, атакуя две фигуры противника по диагонали — одну слева, а другую справа.
Вилки, сделанные королем, являются важным фактором в эндшпиле, где способность короля атаковать сразу несколько фигур влияет на то, где (например) можно безопасно разместить защитников пешки.
Прочие условия
Если король — одна из атакуемой фигуры, термин абсолютная вилка иногда используется. Вилка, не вовлекающая вражеского короля, в отличие от относительная вилка.
Вилка короля и королевы, вилка с максимальным накоплением материала, иногда называется вилкой. королевская вилка. Вилку вражеского короля, ферзя и одной (или обеих) ладей иногда называют большая вилка. Рыцарская вилка вражеского короля, королевы и, возможно, других фигур иногда называется семейная вилка или же семейный чек.
Примеры игр
Тиссир против Дреева, 2004 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 33.Qe5 – f4
Этот пример взят из первого раунда конкурса Чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 2004 г. между Мохамед Тиссир и Алексей Дреев. После
- 33 … Nf2 + 34. Kg1 Nd3
белый подал в отставку. В финальной позиции черный конь раздваивает ферзя и ладью белых; после того, как ферзь уйдет, черные выиграют обмен.
Гильермо Соппе — Фернандо Брага, 1998 год
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 33.Qe5 – f4
Этот пример взят из девятого раунда финала Clarin GP между Гильермо Соппе и Фернандо Брага. После
- 40 … Qh1 +
белый подал в отставку. Единственный ход — Ke2, который дает возможность королевской вилки с Nc3 с выигрышем ферзя.
Как в шахматах ходит конь? Как бьет конь? Какие особенности фигуры?
Как по правилам игры в шахматах ходит конь? Как конь может бить другие фигуры? Какие особенности у фигуры? Где находится на шахматной доске во время начала игры?
Конь ходит буквой «Г». На картинке видно, что, находясь в центре, конь может ходить аж на 8 полей. Но если уместить коня в угол, то там он сможет сделать лишь 2 возможных хода. Отсюда вывод, который слышал любой начинающий: коня надо развивать к центру, на краю или в углу доски он весьма ограничен.
Ест конь как любая шахматная фигура: встаёт на поле, где стояла вражеская фигура, а съеденная фигура удаляется с доски.
Его особенность в том, что он может перепрыгивать через любые (и вражеские, и свои) фигуры. Также конь может исполнять забавный тактический трюк, называемый «вилка». Трюк заключается в том, что конь может одновременно нападать на несколько более сильных вражеских фигур, чем он сам. Например, на ладью и ферзя (конь = 3 пешки, ладья = 5 пешек, ферзь = 10 пешек). И фокус в том, что за 1 ход противнику, которому поставили вилку, не удастся защитить обе фигуры, и конь съест более сильную фигуру, чем он сам, тем самым создавая материальный перевес, который может быть просто решающим. На рисунке конь сделал вилку на 2 чёрные ладьи; одну из них он съест, после чего у белых будет большой перевес, так как ладья стоит 5 пешек, а конь — 3.
Слон — дальнобойная фигура — ценится выше, чем конь (за него принято давать 3.5 пешки), но в закрытых позициях (большинство пешек обоих сторон друг друга блокируют), где мало пространства для манёвров, конь ценится выше, чем слон.
Конь — самая необычная фигура в шахматах, ибо ходит совсем не так, как остальные фигуры.
Конь особенно силён в блице (молниеносной игре) за счёт своих «вилочных» тенденций. В блице считается, что даже если позиция открытая, то есть более выгодная для слонов, конь всё равно сильнее, ибо он коварен: раз, и вилка! Здесь классный фрагмент на тему.
В искусстве часто употребляется такое словосочетание, как «ход конём». Есть даже несколько фильмов с подобным названием. А в известном фильме Эльдара Рязанова «Джентльмены удачи» есть сцена, где главные герои, рецидивисты, играют в шахматы и у них возникает конфликт по поводу того, что надо было ходить конём («Лошадью ходи, век воли не видать!»). Тут можно посмотреть этот отрывок.
Тандем коня и ферзя называют «дьявольским тандемом», так как это сочетание фигур в атаке весьма опасно для защищающейся стороны.
Из начальной позиции в первую очередь после занятия центра пешками как правило нужно выводить коней, а потом уже всех остальных.
Обычно когда пешка доходит до последней горизонтали, она превращается в самую сильную фигуру — ферзя. Можно подумать, что на втором месте по частоте превращений стоит ладья, но это не так. На втором месте стоит конь, так как он обладает своими необычными свойствами.
Двойной удар
(Продолжение)
Теперь мы можем подвести некоторые итоги. Предлагаемое нами расширение понятия двойного удара позволяет ввести следующую чрезвычайно ёмкую его классификацию. Двойной удар охватывает следующие возможные случаи атаки:
1. Двойное нападение.
2. Сочетание нападения и двойного нападения.
3. Сочетание нападения и угрозы.
4. Сочетание двойного нападения и угрозы.
5. Сочетание двух угроз самых различных порядков.
Расширение понятия двойного удара позволяет мы также разобраться в существе многих тактических операций как простых, так и самых сложных, рельефно выявить действующий в них механизм.
Как мы знаем, угрозы имеют самые различные цели – можно создать угрозу пата или вечного шаха, можно создать угрозу занять важное поле или не пустить на подобное поле неприятельскую фигуру и т. д
Все эти угрозы также вполне могут сочетаться в двойном ударе.
Кстати, по ходу дела опровергнем ошибочное мнение. Принято считать, что тактика – в основном, удел середины игры, но оказывается, что двойной удар играет колоссальную роль и в эндшпиле. Это можно показать на трёх весьма характерных примерах.
№10. Перед нами финал старинного этюда E. Куча (1864). Как белым здесь задержать пешку? Они играют 1. Лb7+ Kрс8 2. Лb5 и на 2…с1Ф – 3. Лс5+ Ф:c5 с патом.
Нетрудно установить, что ход 2. Лb5 – типичный двойной удар. Таким путём белые создают сразу две угрозы: одну явную – задержать пешку ходом Лс5. Однако ход ладьей имеет и вторую, скрытую угрозу – жертвой ладьи создать патовую ситуацию.
№11. B этом положении, представляющем финал партии Шляге – Ауэс (Берлин, 1921), как в своё время указал И. Майзелис, белые могли выиграть ходом 1
Крd5! Таким путём белые не только приближались к пешке а7 (угроза нападения третьего порядка), но одновременно отталкивали короля противника, мешая ему попасть на жизненно важное поле с7. По существу возникшая ситуация также соответствует нашему понятию двойного удара
№12. Как хорошо известно из теории пешечного эндшпиля, для того чтобы провести пешку в ферзи, белым достаточно захватить королём одно из трёх ключевых полей перед пешкой – в данном случае b4, с4, d4. Сыграв королём на с3, белые одновременно грозят попасть им либо на b4, либо на d4. Легко видеть, что чёрные помешать этому не в состоянии.
Ясно, что ход 1. Крс3 – это типичный двойной удар, представляющий собой сочетание двух угроз.
Таким образом, нам удалось перекинуть мост от теории середины игры к теории эндшпиля. Можно сказать, что в борьбе на ключевые поля в эндшпиле двойной удар играет также важную роль.
Итак, нами было показано, что двойной удар в шахматах – наиболее эффективный и поистине универсальный приём атаки. Однако нужно отчётливо понимать разницу между двойным нападением, представляющим лишь частный случай двойного удара, и самим двойным ударом во всей его сложности. Если при двойном нападении все ясно – сами нападения видны невооружённым глазом, то в двойном ударе уже при сочетании нападения и угроз, особенно угроз высших порядков, возникает ситуация, напоминающая «айсберг» – нападение видно, а угрозы высших порядков как бы «под водой»‚ их ещё нужно уметь находить.
Следует также понимать, что двойной удар возникает не сразу, не внезапно – сначала должна появиться угроза, и только потом уже возникает сама ситуация двойного удара
Умение почувствовать, умение видеть эти угрозы – большое искусство, и оно составляет важное слагаемое в так называемом комбинационном зрении шахматиста
(Продолжение следует)
«Шахматы в СССР» №3 1980 г.
P.S. Шахматный курс по «ТЕОРИИ ТАКТИКИ» Юрия АВЕРБАХА: , , , , , , , .