Потомство
Некоторые гроссмейстеры считают, что Морфи — величайший шахматист из когда-либо живших. Другие не согласны, учитывая, что невозможно сравнивать игроков из разных эпох, игра обязательно развивалась с течением времени.
Шахматная задача
в | б | против | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
в | б | против | d | е | ж | грамм | час |
Единственная проблема, приписываемая Морфи. Белые разыгрывают его и в два хода ставят мат.
Есть только одна известная шахматная задача, приписываемая Полу Морфи. Белые разыгрывают его и в два хода ставят мат.
Некоторые замечательные детали
(In) Джон Шультен ок. Пол Морфи, Новый Орлеан 1857, Королевский гамбит, Безумный гамбит, 0-1
- Эта часть против Джона Шультена впервые цитируется Эмануэлем Ласкером в его книге « Здравый смысл в шахматах» (Petite Bibliothèque Payot, 1994, ( ISBN 2-228-88757-9 ) ) в главах (7 и 8), посвященных атаке.
(ru) Луи Полсен против. Пол Морфи, Нью-Йорк 1857, Часть Четырех Всадников, 0-1
- Жертва дамы превращает позиционное давление Морфи в решающую атаку на короля Луи Полсена .
(in) Пол Морфи ок. Герцог Брауншвейгский и граф Изуар, Париж, 1858, Дефанс Филидор, 1-0
- Знаменитая Opera Party, дружеская игра Морфи против неопытных игроков, — одна из самых известных игр; она показывает свой атакующий талант, который раскрывается ясно и красиво. Эта часть часто используется в качестве примера, чтобы продемонстрировать, как использовать время для развития фигур и угроз оппоненту.
(in) Пол Морфи ок. Адольф Андерсен, Париж 1858, Королевский гамбит принят, 1-0
- Морфи нравились открытые позиции. В этой «товарищеской игре» против предыдущего неофициального «чемпиона мира» Морфи демонстрирует свою науку. В этом он возобновляет дебют, который сыграл его предыдущий противник, с перевернутыми цветами, Андерсен не успел изучить дебюты ; но на комбинаторном уровне Андерсен действительно уступает.
1 Адольф Андерсен Vs. Лайонел Кизерицкий (1851 г.)
Этот матч 1851 года – вторая партия в этом списке, в которой участвовал Адольф Андерссен. «романтическая эпоха» игры. Матч 1851 года также является еще одним матчем в этом списке с прозвищем, так как его обычно называют «бессмертной игрой».
Бессмертная игра популярна среди новичков из-за того, что она атакует, так как Адольф Андерсен не дает Кизерицкому времени передохнуть, настойчиво бомбардируя его атакой за атакой
Игра Андерсена действительно нарушает несколько ключевых принципов, в первую очередь из-за его собственной потребности переместить своего короля только на четвертом ходу, но с точки зрения обучения игроков важности всегда стараться быть в нападении, есть несколько лучшие примеры, чем «бессмертный» один
Коэффициенты Бухгольца и Бергера
Коэффициенты Бухгольца и Бергера
Первым такую систему подсчета очков при распределении мест предложил чехословацкий шахматный мастер Оскар Гелбфус (Oskar Gelbfuhs) в августе 1873 года.Коэффициент Бергера был первоначально разработан для круговыхшахматных турниров, где каждый участник играет с каждым. Позже этот метод стали применять и для соревнований по другим играм, например, Го.
На практике коэффициент Бергера впервые применили Уильям Зонненборн (William Sonneborn) и Иоганн Бергер (Johann Berger) на турнире в Ливерпуле в 1882 году. В 1886 году распределение мест по коэффициенту Бергера было введено в регулярную практику.Коэффициент Бергера определенного участника складывается из суммы всех очков противников, у которых данный участник выиграл, плюс половина суммы очков противников, с которыми данный участник сыграл вничью. Идея, на которой базируется коэффициент: из двух участников, равных по числу очков, сильнее тот, кто выиграл у более сильных противников, то есть у тех, кто набрал больше очков. Поэтому участнику, имеющему больший коэффициент Бергера, присуждается более высокое итоговое место в турнире.
Коэффициент Бергера придуман для круговых турниров, но может, при необходимости, применяться и в других схемах розыгрыша с равным числом партий, например, в турнирах по швейцарской системе (хотя традиционно там применяется коэффициент Бухгольца).
Коэффициент Бухгольца – способ определения мест (дополнительный коэффициент) в турнирах среди участников, набравших равное количество очков. Так же, как и коэффициент Бергера, применяется в играх, где за победу, ничью и поражение присуждается постоянное число очков. Однако, в отличие от коэффициента Бергера, который чаще всего применяется в круговых турнирах, коэффициент Бухгольца используется в турнирах, проводимых по швейцарской системе. В круговых турнирах система Бухгольца не применяется, т.к. в случае равенства очков в основном зачете, соперники будут иметь и равные коэффициенты.
Способ определения мест в соревнованиях среди участников, набравших равное количество очков, по коэффициенту Бухгольца был предложен в 1932 году и был назван по имени его изобретателя – шахматиста Бруно Бухгольца (Bruno Buchholz).
Коэффициент Бухгольца определенного участника складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними. Идея заключается в том, что Участнику, игравшему с более сильными соперниками (соперниками, набравшими в сумме больше очков), присуждается более высокое итоговое место.
Усеченный коэффициент Бухгольца
Если у двух или более участников оказываются равными и количество набранных очков, и коэффициенты Бухгольца, то из коэффициента Бухгольца каждого участника вычитают результат соперника с меньшим количеством очков. Если после такого вычитания коэффициенты Бухгольца (без результата соперника с меньшим количеством очков) остаются равными, то процедура повторяется, то есть вычитают результат следующего слабейшего соперника и т.д.
Коэффициенты Бухгольца и Бергера изначально применялись только в турнирах по шахматам, однако, затем широко распространились и на другие игры, в которых результат строго фиксирован по набранным очкам (победа, поражение или ничья).
Примечание. К вопросу о расчете коэффициентов при пропуске тура и неявке соперника.
Как правило, используется следующий подход.
Все несыгранные партии (пропуск тура, неявка или нехватка соперника, «плюс») в целях подсчета коэффициентов условно считаются ничейными:
- при неявке соперника партия условно счичается ничейной
- при отсуствии соперника (при нечетном числе участников в швейцарской системе) партия считается сыгранной вничью с самим собой
- при пропуске тура в начале турнира (при опоздании) или в конце турнира (при снятии) считается, что партии сыграны вничью с самим собой
Данные меры часто необходимы, чтобы сравнивать коэффициенты участников, сыгравших разное количество партий. В противном случае, возможен вариант, например, когда один из участников набирает 7 из 10 и занимает 1 место, а второй — 7 из 7, обыграв лидера, остается только на 2 месте. начав с 4 тура, он будет иметь заведомо более низкий коэффициент. При начислении бухгольца за пропущенные туры, игрок со 100% результатом, вероятно, выйдет на 1 место, что является более справедливым.
Источник
Д
Дальнобойная фигура — это шахматная фигура, которая может перемещаться на всю длину линии: ферзь, ладья, слон.
Двойной удар — это тактический прием в шахматах, при котором одна фигура атакует сразу две фигуры соперника.
Двойной шах — это ситуация в ходе приема «вскрытый шах», когда фигура, освобождая линию для шаха, тоже объявляет шах.
Дебют — это первая часть шахматной партии. Подробнее о шахматных дебютах вы можете узнать из нашей статьи.
Детский мат — это самая простая ловушка, которая чаще всего встречается в партиях начинающих. Один из вариантов ходов: 1. е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. Фf3 Кc6 4. Фxf7#. О том, как поставить детский мат, мы тоже уже рассказывали.
Диагональ — это ряд клеток одного цвета, которые идут по косой линии на шахматной доске.
Диагональная оппозиция — это ситуация, при которой короли расположены наискосок через одну клетку друг от друга.
Диаграмма — это графическое изображение позиции на шахматной доске, которое используют в журналах, книгах и т. д.
Доминация — это контроль игрока над группой полей.
Дурацкий мат — это мат, который ставят в результате самой короткой партии за 2 хода: 1. f4 е6 2. g4 Фh4#.
А как в других видах спорта
Шахматы – не только искусство, но и спорт. Как обстоят дела в других видах спорта? В футболе, теннисе и других видах тоже есть элемент творчества, и некоторые игры знатоки назовут “произведением искусства”. Тем не менее, авторских прав на конкретные игры, и их элементы (приемы, удары, голы и т.п.) не существует (хотя в 2000 году в Англии футболисты пытались провести закон, обязывающий телеканалы платить игрокам за показанные по ТВ голы, но инициатива была скорее пиар-акцией и закончилась ничем). Авторское право защищает трансляции и видеозаписи игр.
В командных видах (гонки формулы-1, хоккей, футбол, баскетбол) права на трансляцию, а значит, и доход от их продажи, принадлежат федерациям, командам, лигам, игроки отказываются от них при подписании контрактов. В боксе часть доходов от продажи прав на трансляцию получают боксеры, в теннисе же игроки не получают ничего, их основные доходы – это призовые и реклама.
В России на вопросах авторского права на результаты интеллектуальных игр пока поставлена жирная точка. Возможно, первые изменения появятся в международном законодательстве. В азиатском регионе шахматы развиваются стремительными темпами, и эти вопросы неизбежно возникнут и там. Партии го в Японии законодательно защищены, возможно, за ними последуют и партии шахматные?
Максим Наумов, июль 2009, GAMBITER.RU
Общие правила
Игроки должны придерживаться установленных правил.
Основные из них:
- шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
- белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
- начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
- ходят игроки по очереди;
- за 1 ход передвигается 1 фигура;
- если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
- к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
- если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
- необходимо контролировать время для раздумья;
- перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.
Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:
- 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
- белая и черная основные диагонали;
- 6 белых и 6 черных диагоналей;
- большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
- центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.
Расположение фигур на поле
Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:
- в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
- второй ряд занимают 8 пешек.
Тонкости нападения
Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.
Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.
В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.
В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.
Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов
При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой
Ход пешкой по диагонали
Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.
Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.
Атака пешки.
Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:
- пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
- белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
- соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.
Н
Нападение — ход шахматной фигуры, угрожающий фигуре соперника.
Начальная позиция — это положение фигур на доске, которое сохраняется до совершения первого хода.
Кстати…
Прочитайте нашу статью, если вы пока не знаете или забыли, как расставить шахматные фигуры на доске.
Неравноценный размен — это ситуация во время шахматной партии, когда при размене игрок получил одну или несколько фигур, которые не соответствуют по ценности отданной.
Ничья — мирное окончание шахматной партии, когда никто из соперников не выиграл и не проиграл.
Нотация — это запись ходов в течение шахматной партии с помощью специальных обозначений.
Расположение фигур на шахматной доске
Наверное, вы уже умеете правильно расставлять шахматные фигуры, но все же напомним верную расстановку еще раз.
Шахматные фигуры белых располагаются на первой горизонтали, черных — на восьмой.
Углы шахматной доски (поля а1, h1 для белых, а8, h8 для черных) занимают ладьи — сторожевые башни шахматного королевства. Рядом с ладьями (поля b1, g1 для белых, b8, g8 для черных) стоят кони. Рядом с конями в шахматном зоопарке (поля с1, f1 для белых, c8, f8 для черных) живут слоны. Посередине первой горизонтали (на полях d1 и е1) стоят главные фигуры белых — король и ферзь. А черные ферзь и король ставятся в центр восьмой горизонтали (на поля d8 и е8).
Начинающие шахматисты часто путают местами ферзя и короля, но есть одно простое правило: ферзь любит свой цвет! Иными словами, король уступает «королеве» (ферзю) клетку своего цвета. Белый ферзь стоит на белой клетке (d1), черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям достается вертикаль е.
Перед всеми фигурами располагается ряд из восьми пешек: белые пешки занимают всю вторую горизонталь, а черные пешки — всю седьмую горизонталь. Чаще всего партия начинается с ходов центральных пешек, после чего открываются дорожки для слонов.
Типы партий
В настоящее время существует достаточно большое количество различных типологий политических партий. В основе каждой типологии может лежать как один, так и несколько признаков. Партии различают по месту и роли в политической системе, по происхождению, по методам деятельности и внутренней структуре, по идеологии и социальной базе.
Наиболее успешной и общепризнанной является типология партий М. Дюверже, который разделил партии, исходя из их структуры и внутренней организации деятельности.
Типы партий по М. Дюверже:
- Массовые партии. Для них характерна сложная структура, множественные последователи, основной источник финансирования – членские взносы, центр партийной власти не отделен от самой партии.
- Кадровые партии. Немногочисленны, члены партии подчиняются деятелям, пользующимся безоговорочным авторитетом, членство аморфно, нет отработанного механизма приема в партию, отсутствуют фиксированные членские взносы. Такие партии действуют в период избирательных кампаний.
В зависимости от возникновения политическая партия может быть парламентско-электорального и внепарламентского происхождения. К партиям внепарламентского происхождения относятся, главным образом, коммунистические и социал-демократические партии.
Долгое время существовала типология партий согласно идейно-политическим позициям. В соответствии с этим критерием выделение партий соответствует следующим группам: правые, левые и центристские. В современном мире и правые и левые партии все больше тяготеют к центру. Поэтому правильней проводить деление партий по отношению к двум блокам: левоцентристский и правоцентристский.
Существуют внесистемные типы партий, выступающие за изменение политического режима неконституционными методами. К таким партиям относятся леворадикальные (к примеру, «красные бригады», Италия) и праворадикальные (к примеру, неофашистские) партии.
Расположение фигур на доске
С описанием и характеристиками фигур мы разобрались, однако на этом правила игры в шахматы не заканчиваются. Ещё один важный момент — это правильное их расположение на доске, которая представляет собой квадрат. Его вертикаль и горизонталь — по восемь клеточек, а площадь составляет 64 зоны, которые поочерёдно закрашены в белый и чёрный цвета. Горизонтальные зоны пронумерованы от 1 до 8, а у вертикальных полей есть буквенное описание от a до h. Соответственно, каждая клеточка доски номинально имеет свою собственную координату. Например, b6.
Перед стартом каждой партии все фигуры должны быть расположены на своих законных местах. Алгоритм их расстановки распишем ниже:
1. Первыми по краям доски ставятся ладьи, служащие сторожевыми башнями. У белых они имеют координаты a1 и h1, а у чёрных — a8 и h8.
2. Вслед за ладьями необходимо расположить шахматный зоопарк. Вблизи каждой ладьи необходимо поставить по коню: белые кони располагаются в клеточках b1 и g1, а чёрные — в b8 и g8.
3. Соседями коней, разумеется, являются слоны. Они стоят ближе к центу. Слоны белого цвета находят своё место в ячейках c1 и f1, а черные — в c8 и f8.
4. Центральные места в первых рядах занимают король и ферзь, являющиеся главными фигурами на доске. Бывают случаи, когда игроки путают, куда именно их нужно выставлять, однако достаточно выучить один нюанс: король позволяет ферзю расположиться на своём цвете. Получается, что белый ферзь занимает клетку d1, а его черный противник — d8. Королям же остаются столбцы под буквой «е»: белый стоит на e1, а черный — на e8.
5. Самое простое — расположение пешек. Их в коллекции каждого игрока по восемь штук, каждая из которых выстраивается непосредственно перед фигурами первого ряда. Все пешки белого цвета занимают ячейки с a2 по h2, а чёрные — с a7 по h7.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Расписание партий за звание чемпиона мира по шахматам 2021
Первая партия стартует 26 ноября, в пятницу, в 15:30 по московскому времени. Все партии в любой день будут начинаться именно в это время.
После двух или трех игровых дней подряд шахматисты будут получать дни отдыха. Последний – перед заключительной классической партией – 13 декабря.
Если победитель будет выявлен без тай-брейка, то 15 декабря пройдет церемония закрытия, если нет – то 15 декабря состоятся решающие быстрые битвы, а церемония закрытия состоится 16 декабря.
- 24 ноября: церемония открытия;
- 26 ноября: партия 1;
- 27 ноября: партия 2;
- 28 ноября: партия 3;
- 30 ноября: партия 4;
- 1 декабря: партия 5;
- 3 декабря: партия 6;
- 4 декабря: партия 7;
- 5 декабря: партия 8;
- 7 декабря: партия 9;
- 8 декабря: партия 10;
- 10 декабря: партия 11;
- 11 декабря: партия 12;
- 12 декабря: партия 13;
- 14 декабря: партия 14;
- 15 декабря: тай-брейк (при необходимости) или церемония закрытия.
Лучшие бонусы букмекеры для ставок на спортСм. все
Промокод:бонус10к
До окончания 307 дней
Эксклюзив
Pari повышает приветственный бонус до 10000 рублей
ЭксклюзивыЗа депозит
Подробнее
Получить промокод
До окончания 32 дня
«Бетсити» увеличивает приветственный бонус до 100 000 рублей
ПриветственныеЗа депозит
Подробнее
Получить бонус
Винлайн дарит фрибет до 10000 рублей без депозита за установку приложения
ПриветственныеБездепозитные
Подробнее
Получить бонус
Промокод:3ХNEWBONUS
До окончания 1 день
БК «Марафон» возвращает до 30000 рублей новым клиентам
ПриветственныеБез отыгрыша
Подробнее
Получить промокод
До окончания 1 день
«Лига ставок» дарит фрибет до 10000 рублей новым клиентам
ПриветственныеБездепозитные
Подробнее
Получить бонус
До окончания 307 дней
«Леон» предлагает получить до 25000 рублей фрибетами за регистрацию
ПриветственныеЗа депозит
Подробнее
Получить бонус
Больше бонусов
З
Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути
для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения,
задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
Закрытая игра — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется
преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п.
Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или
иных жертв материала.