8-ми часовая программа подготовки шахматистоввозраст обучающихся 9–14 лет

«Шахматы», Яков Рохлин

class=»img-responsive»>К книге советского тренера и педагога Якова Рохлина нужно приступать уже после получения первоначальных знаний о шахматах. Пособие рассказывает об истории игры и её стратегии. Это полноценный учебник, а не просто сборник известных партий. 
Пособие Рохлина ознакомит читателя со стратегией игры и даст возможность понять механизм игры. Без «чувства доски» стать хорошим шахматистом невозможно.
Несмотря на высокий уровень предлагаемого материала, автор книги «Шахматы» ставит перед собой скромную задачу: обучить лишь основам стратегии. Анализ всех стадий игры невозможно вместить в один учебник. 
 

Чтобы лучше разобраться в стратегии шахмат, нужно ознакомиться с пособиями, посвящёнными отдельным стадиям шахматной партии.
 

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.

Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».

Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Приложение 7

Титульный лист

__________________________________________________________________________

(наименование учебного заведения)

кафедра______________________________________

наименование кафедры)

Экз.№___________

только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения семинарского занятия

по________________________________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Автор_____________________________________________________________________

        (ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы)

«Утверждаю»

________________________

(звание, подпись, фамилия)

«_____» __________200___г.

Обсуждено на заседании кафедры

(методической секции)

«_____» _______________200__г.

Протокол №_________________

Санкт-Петербург

200 __ г

1.  Учебные и воспитательные цели:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П. Расчет учебного времени:

Содержание занятия

Время (мин)

Вступительная часть

Заслушивание реферата (доклада, сообщения).

Учебные вопросы:

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

Заключительная часть.

Ш. Учебно-материальное обеспечение:

__________________________________________________________________________________________________________________________________

1У. Методические рекомендации руководителя по подготовке и проведению семинарского занятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

У. Литература для подготовки преподавателя к семинарскому занятию:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

У1. Приложения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения преподавателя по совершенствованию содержания и методики проведения семинарского занятия ____________________________________________________________________

Организация, методика, анализ и обобщение опытно-экспериментального исследования

Приступая к изучению познавательных мотивов на уроках шахмат, мы руководствовались следующим значением понятий «мотивы» и «мотивация».

Мотивы, в нашем понимании, — это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей» {107, С. 99], а мотивация — побуждение к действию определенным мотивом . Поскольку мотивы тесно связаны с направленностью личности, ее целеустремленностью, то, следовательно, «направленность влияет на возникновение мотивов» .

Подобное толкование понятий мотива и мотивации подвело нас к мысли: а можно ли управлять возникновением мотивов вообще и на уроках шахмат, в частности, и таким образом активно формировать направленность личности?

Исследуя проблему познавательных мотивов в процессе экспериментального ведения уроков шахмат в общеобразовательной школе, мы за основу взяли понятие «педагогика мотивации» (руководство мотивацией).

Поскольку понятия «мотив» и «мотивация» — термины психологический и биологический, в части словосочетания «педагогика мотивации» на первый взгляд вступают между собой в противоречие. Но оно чисто внешнее. По нашему мнению, в мотиве и мотивации педагогический аспект не менее важен, чем психологический. Лежащий, пусть и во внешних слоя, он тем не менее обладает достаточной глубиной, широтой и многообразием, на основании изучения которых можно составить определенные суждения, имеющие научную и практическую ценность. Выдвинутое нами понятие «педагогика мотивации» призвано помочь учителю научиться руководить мотивацией.

Если в науке психологические явления можно рассматривать как самостоятельные, в чистом виде, то, на наш взгляд, чисто педагогических яв 89 лений, существующих вне психологии, не бывает. Педагогика тесно увязана с психическими проявлениями личности как обучаемого, так и учителя. И потому отношение к педагогике так или иначе должно преломляться через призму этой науки.

Под педагогикой мотивации мы имели ввиду такой угол зрения на проблему, в результате применения которого высвечивались бы мотиваци-онные компоненты (формы выражения) мотива (в нашем случае познавательных), составляющих его ядро. При этом анализу подвергались больше воспитательная и образовательная стороны аспекта. Неразрывно связанные с психологией, они (стороны), как правило, являются следствием психических проявлений личности и воспринимаются как побочные

Для нашего исследования наибольшую важность представляют именно они

Воспитание и обучение через психологию (а не психология через воспитание и обучение) побудили нас к выдвижению термина «педагогика мотивации» и к поиску методов исследования проблемы, носящей частный характер {применительно к шахматным урокам), но тем не менее обладающей вероятностью характера общего. На первый план, таким образом, выступают педагогические проблемы мотивации.

Выдвигая во главу угла педагогический аспект, мы использовали такие методы исследования, которые, на наш взгляд, обеспечивали наибольшую достоверность педагогических и психологических характеристик объекта: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов воспитательного и учебного процессов, частные методики. Исследование проблемы велось на протяжении всего естественного эксперимента.

Выявление мотивационных компонентов познавательных мотивов на уроках шахмат нами осуществлялось на основе анализа и синтеза полученных в ходе естественного эксперимента результатов, в частности, анкетирования

При конструировании анкет принималось во внимание нх комплексность, небольшой объем, четкая формулировка вопросов, как прямых (о качествах личности, важных для себя, для шахматиста; чем руководству 90 ется на данном этапе занятий шахматами), так и косвенных (об умении родителей играть в шахматы, об оценках, увлечениях, игре в шахматы вне школы)

В период разработки методики проводился контрольный опрос нескольких классов (второго, четвертого, пятого). В целях повышения надежности результатов исследования применялось дублирование и сочетание различных приемов анкетирования с беседой, наблюдением. Это позволило повысить объективность исследования. Валидность (0,71) определялась путем расчета коэффициента корреляции разных дублей с интервалом 10 дней.

В ходе эксперимента был определен мотивационный балл. Среднеарифметическую оценку по шахматам (шахматные тесты) и общей познавательной активности (по чтению, русскому языку и математике) мы трансформировали в оценку балла мотивации путем уменьшения на один балл , которая оказалась следующей.

Топ очных курсов

Найти очные курсы переподготовки для тренеров по шахматам не так просто. В педагогических и классических вузах их очень мало, поэтому приходится обращаться в спортивные университеты. Там готовят тренеров по самым разным видам спорта, в т.ч. и по шахматам. Остановимся на ведущих вузах, реализующих программы, направленные на популяризацию и продвижение шахматной игры.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы Стоимость обучения
В университете на базе Института дополнительного образования проводят переподготовку по программе «Спортивная подготовка по виду спорта (группе видов спорта)» трудоемкостью от 250 академических часов. Среди перечня есть и шахматы. Обучение проводят преподаватели кафедры теории и методики неолимпийских видов спорта. После каждой дисциплины слушатели сдают зачет или экзамен. Бесплатно
В вузе есть интересная программа профпереподготовки «Педагогика и психология шахматного образования» трудоемкостью 288 академических часов, которую проводят в очно-заочном формате без отрыва от производства. Высококвалифицированный преподавательский состав ВГПУ дает своим слушателям только самые современные и актуальные знания, адаптированные под практическое применение. 13100 рублей
Программа переподготовки «Тренер-преподаватель по избранному виду спорта», реализуемая в университете, носит универсальный характер. Первая часть учебного плана посвящена общим вопросам, необходимым каждому тренеру, а вторая дает знания по отдельным видам спорта, в т.ч. шахматам. Трудоемкость курса 1020 часов, его можно пройти очно или очно-заочно за 18 месяцев, но есть и возможность ускоренного обучения за 9 месяцев. 135000 рублей, можно платить поэтапно

Как правило, к проведению занятий привлекают опытных преподавателей. Часто это бывают мастера спорта, победители ранговых турниров, некоторые мастер-классы проводят даже гроссмейстеры. Все это создает необходимую атмосферу для профессионального роста специалиста.

«Моя система», Арон Нимцович

class=»img-responsive»>Шахматы – это не только стратегия и математический расчёт. У игры есть свой дух и своя философия. 
Арон Нимцович так и не стал чемпионом мира, но в шахматной теории он обошёл и Капабланку,  и Алехина

Нимцовичу было важно сохранить игру как искусство мысли, а не просто сухую математику. Теоретик пропагандировал сложную и рискованную игру

Ведь именно в этом случае в шахматах сохраняется место для творчества и соревновательных дух.
Книга «Моя система» учит широкому пониманию стратегии шахматной игры. Пособие достаточно сложное. Приступать к его изучению можно только после приобретения серьёзного практического опыта. Зато книга даст настолько широкие познания, что их может хватить для побед в любительских и полупрофессиональных турнирах.

23 октября 2022

2020 год

  • 100 шахматных партий с авторскими комментариями, Алехин А.А., 2020
  • 725 учебных матовых задач, Калиниченко Н.М., 2020
  • Вместе с Мамедьяровым, Кузьмин А.И., 2020
  • Играйте по правилам, Ткачев А.В., 2020
  • Как выиграть в дебюте, Вопросы несовременной шахматной теории, Одесский И.Б., 2020
  • Краткий курс дебютов для начинающих, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Завлечение, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Завоевание поля, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Матовые комбинации, Двойной удар, Связка, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Матовые комбинации, Двойной удар, Связка, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Отвлечение, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Отвлечение, Калиниченко Н.М., 2020
  • Практикум по шахматной тактике, Перекрытие, Освобождение, Открытие линий, Калиниченко Н.М., 2020
  • Программа подготовки шахматистов юношеских и 3 взрослого разрядов, Голенищев В., 2020
  • Система Цукерторта, Дебют ферзевых пешек, Богданович Г., 2020
  • Стратегические и тактические идеи современных шахмат, Гулько Б.Ф., 2020
  • Тактика и динамика современных шахмат, специальная редакция Дворецкого М., Гулько Б.Ф., Снид Дж., 2020
  • Таран Ботвинника, Вечнозеленая классика шахмат, Кряквин Д.В., 2020
  • Учитесь побеждать красиво, эффектные комбинации и этюды для практиков, книга вторая, Афек Й., 2020
  • Учитесь побеждать красиво, эффектные комбинации и этюды для практиков, книга первая, Афек Й., 2020
  • Эндшпиль, Курс молодого бойца, Шерешевский М., Винокуров К., 2020

2021 год

  • Гроссмейстер экспериментирует, Четверик М., 2021
  • Магнус, берегись, Решебник по партиям чемпиона мира по шахматам, Костров В.В., 2021
  • Практикум по шахматной стратегии-1, Типичные приемы и маневры, Отдельные фигуры, Хакобо К., 2021
  • Роберт Фишер учит тактике, Решебник по партиям чемпиона мира, Часть 1, Костров В.В., 2021
  • Роберт Фишер учит тактике, Решебник по партиям чемпиона мира, Часть 2, Костров В.В., 2021
  • Середина игры в шахматах, Ройбен Ф., 2021
  • Учебник шахматной тактики, Форсированный мат, Геллер Я.В., 2021
  • Шахматная школа Иоганна Цукерторта, Библиотечка шахматиста, Цукерторт И., 2021
  • Шахматная школа Иоганна Цукерторта, Цукерторт И., 2021
  • Шахматное творчество Боголюбова через призму теории, Богданович Г., 2021

Приложение 10

Бланк наблюдений на практическом занятии

Преподаватель _______________________________________________________

   ФИО, учёная степень, должность, стаж работы в вузе

Факультет ________ Курс ______________ Дата __________

Дисциплина ___________________________

Соответствие тематическому плануДа, Нет

Оцените (обведите балл) деятельности педагога по указанным пунктам, пользуясь шкалой:  2 вполне удовлетворяет требованиям

 1 удовлетворяет требованиям

 0 не удовлетворяет требованиям

(Пункты 1 — 6 анализируйте по модели деятельности лектора и заполненному бланку наблюдений)

1. Представление информации        2 1 0

2. Организация практической деятельности      2 1 0

3. Активизация познавательной деятельности обучаемых    2 1 0

4. Организация контроля         2 1 0

5. Регуляция эмоционального настроя и поведения     2 1 0

6. Использование средств наглядности       2 1 0

7.Соответствие построения занятия его цели, функции

(2 соответствует, 1 отчасти, 0 нет)        2 1 0

8.Активность обучаемых (2работают все,  

1работает приблизительно половина, 0 работает меньшинство)   2 1 0

9. Общая оценка речи преподавателя (дикция, грамотность, убедительность, эмоциональность)           2 1 0

10. Умение использовать доску (графика, размещение и качество записей)  2 1 0

11. Качество записей в тетрадях обучаемых      2 1 0

12.Ориентация в материале (ответы на вопросы, решение, пояснение,

понимание позиции обучаемых)        2 1 0

13. Достижение цели (2достигнута, 1отчасти, 0нет):

— по мнению преподавателя         2 1 0

— по мнению наблюдающего (входит в общую оценку)     2 1 0

Общая оценка по девяти пунктам в соответствии с указанной выше шкалой________

Виды деят.

Интервалынаблюдений в мин.

Содержание деятельности

10

20

30

40

50

60

70

80

90

1

Объявление темы

Постановка цели и задачи

Анализ текущих результатов

Обобщение, выделение главного, выводы

Монолог преподавателя

Высказывание собственного отношения к информации

Использование материалов из других предметов

Повторение сказанного

Запись на доске необходимой информации

Обсуждение плана практической деятельности

Выдача готовой инструкции к работе

Ответы на вопросы обучаемых

2

Выполнение заданий у доски

Выполнение фронтальных заданий

Выполнение индивидуальных заданий

Выполнение групповых заданий

Использование обучающих программ (в т.ч. на ЭВМ)

3

Выполнение контрольных заданий у доски

Выполнение индивидуальных контрольных заданий

Выполнение фронтальных контрольных заданий

Выполнение контрольных заданий группой

Самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль

Использование контрольных программ (на ЭВМ)

Обсуждение результатов контроля

4

Проблемная ситуация, анализ ситуации

Активизирующий вопрос

Диалог, дискуссия

Подчеркивание приемов познавательной деятельности

Игровая ситуация, соревнование

Размышление вслух

Целенаправленная ошибка

Проверка домашних заданий

Выдача домашних заданий

Подчеркивание практической значимости задач

Пауза

Изменение интонации

5

Отступление

Эпитеты, сравнения

Жесты, мимика, улыбка

Раздражение, неудовольствие

Одобрение, похвала

Проявление доверия

Смех, оживление

Нерабочий шум, посторонние дела

Замечания отдельным обучаемым

Замечания аудитории

Оценка личности обучаемого

6

Использование доски

Использование наглядных средств

Использование машинных ТСИ и ТСК

Другие замечания ______________________

Уровни образования

Для тех, кто решает проблему, на каком уровне образования (высшего или среднего специального) остановить свой выбор для получения педагогической квалификации, следует учесть, что уровень образования влияет на оплату труда. Но не стоит отчаиваться, если не удастся сразу после школы поступить в вуз, можно повторить попытку, окончив колледж или училище. Существует система непрерывного педагогического образования: колледж-вуз. Если ты планируешь глубоко и основательно изучить педагогическую область знания, имеешь склонность к научно-педагогической деятельности, мечтаешь стать ученым, преподавать в вузе или техникуме, тебе необходимо получить высшее образование 1-й и 2-й ступеней, включая магистратуру, затем желательно закончить аспирантуру и защитить диссертацию.

Дисциплины, которые предстоит изучать:

социально-гуманитарные дисциплины (философия, история, социология, экономическая теория и др.), освоить цикл естественнонаучных дисциплин (основы современного естествознания, основы экологии и энергосбережения, основы информационных технологий и др.).

Конечно же, основное учебное время будет ориентированно на освоение общепрофессиональных и специальных дисциплин (педагогика, культура речи, охрана труда, общая психология и др.).

Специфика

Советская, а затем и российская шахматная школа заслуженно занимает одно из ведущих мест в мире. Всем известны такие чемпионы, как Михаил Таль, Борис Спасский, Гарри Каспаров или Владимир Крамник. В СССР была построена мощная комплексная система: миллионы любителей создавали массовость этому виду спорта, а на вершине были гроссмейстеры мирового уровня. Шахматные клубы действовали по всей стране, их можно было найти в столице и отдаленных селах, на предприятиях и в воинских частях. Кроме того, при Дворцах пионеров открывались шахматные секции для школьников.

В развитии этого вида спорта очень велика роль тренера. При работе с начинающими не нужно быть именитым специалистом с массой регалий, достаточно и перворазрядника, который понимает детскую психологию, умеет заинтересовать ребенка и доступно донести ему необходимые знания, начиная с азов. Если ученик демонстрирует успехи, то с ним нужно уже заниматься иначе, настраивая на максимальный результат и достижение турнирных успехов.

Можно сказать, что преподаватель по шахматам учит своих воспитанников думать, анализировать, оценивать позицию, выбирать правильное решение из нескольких вариантов

Также важно, чтобы знания ученика были универсальными: он должен мыслить критично и творчески, храня в памяти не отдельные ходы или партии, а планы и методы, на основании которых будет разыграна комбинация. Большая роль уделяется способности к самообучению

Даже если ученик не будет профессионально заниматься шахматами, полученные навыки пригодятся ему в жизни.

2019 год

  • 365 способов быстро выигрывать в шахматы, Солтис Э., 2019
  • 365 способов быстро выигрывать в шахматы, Солтис Э., Ионов В.Э., 2019
  • Актёры шахматной доски, Этюды об этюдах, Лебедев В.Г., 2019
  • Александра Горячкина, маленькие шаги в большие шахматы, Кряквин Д., Овечкин Р., 2019
  • Борьба стратегических планов, 75 современных партий, Четверик М., 2019
  • Виктор Купрейчик, Иду на вы, Жизнь и творчество первого гроссмейстера Беларуси, Барский В.Л., Сорокина А.В., 2019
  • Вместе с претендентами, Будапешт 1950 — Берлин 2018, Кузьмин А.И., 2019
  • Выигрыш материала и защита в дебюте, Сухин И.Г., Сухин И.Г., 2019
  • Гроссмейстер Иван Букавшин, Геллер Я.В., 2019
  • Заклинатель шахматных фигур, 100 этюдов чемпиона мира Олега Первакова, Ткаченко С., 2019
  • Мат в два хода, Сухин И.Г., 2019
  • Мат в один ход в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, Сухин И.Г., 2019
  • Методика составления тестовых заданий, Мамай С.П., 2001
  • Начальная тактика, 1 год обучения, Гогаев Б., Ержанов А., Ерофеев А., Умаралиев К., 2019
  • План в шахматной партии, Юдович М.М., 2019
  • Победный дебютный репертуар для юных чемпионов, Полный курс, Калиниченко Н.М., 2019
  • Простой мат в один ход, Сухин И.Г., 2019
  • Простые эндшпили, Сухин И.Г., 2019
  • Самоучитель для шахматистов высокой квалификации, Волокитин А.А., Грабинский В.А., 2019
  • Секреты практических шахмат, Нанн Д., 2019
  • Стратегические приёмы, Бронзник В., Терёхин А., 2019
  • Тактические приёмы в атаке и защите, Сухин И.Г., 2019
  • Типовые жертвы в сицилианской защите, Эбер Ж., 2019
  • Уроки с начинающими, Ласкер Э., 2019
  • Уроки шахмат, Котов А.А., 2019
  • Учебник Эндшпиля, Дворецкий М., 2019
  • Ход, нападение и взятие, Сухин И.Г., 2019
  • Шахматная школа Владимира Крамника, Гулиев С., 2019
  • Шахматы в начальной школе, Задачник, Сухин И., 2019
  • Шахматы для всей семьи, Калиниченко Н.М., 2019
  • Шахматы, Большой самоучитель для детей, Сухин И.Г., 2017
  • Шахматы, От самообладания к победе, Шахматы глазами врача и психолога, Вайзман Н.П., 2019
  • Эндшпиль, классический задачник для шахматистов уровня II-I разряда, Глотов М.И., 2019
  • Эндшпиль, классический задачник для шахматистов уровня III-II разряда, Глотов М.И., 2019

2017 год

  • Борис Спасский, шахматные лекции, Калиниченко Н., Кузнецов К., 2017
  • Искусство староиндийской защиты, Гуфельд Э.Е., Стецко О.В., 2017
  • Научите меня играть в шахматы, Литманович М., 2017
  • Огонь на шахматной доске, том 2, Широв А.Д., 2017
  • Правила вида спорта «шахматы», 2017
  • Психология шахматной борьбы, Ошеров М.Е., 2017
  • Система Зайцева в Испанской партии, Кузьмин А., 2017
  • Тигрёнок в шахматном королевстве, Учебник, Степановая Т.Ю., 2017
  • Учебник шахматных окончаний, Гулиев С., 2017
  • Учимся побеждать чемпионов, Калиниченко Н., 2017
  • Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова, Первая ступень, Карпов А.Е., 2017
  • Шахматный учебник для детей и родителей, часть I, Костров В.В., Давлетов Д.А., 2017
  • Шахматы в школе, Второй год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Методические рекомендации, Второй год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Методические рекомендации, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Методические рекомендации, Третий год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Методические рекомендации, Четвертый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Второй год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Второй год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Прудникова Е.А., Волкова Е.И., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Первый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Третий год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Третий год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Прудникова Е.А., Волкова Е.И., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Четвертый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочая тетрадь, Четвертый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Прудникова Е.А., Волкова Е.И., 2017
  • Шахматы в школе, Рабочие программы, 1-4 годы обучения, Прудникова Е.А., Волкова Е.И., 2017
  • Шахматы в школе, Третий год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы в школе, Четвёртый год обучения, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017
  • Шахматы, Как улучшить позиционное понимание, Хансен К., 2017
  • Шахматы, Магистрали атаки, Яковлев Н.Г., 2017
  • Шахматы, Смирнов Д.С., 2017
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: