Атака из России
Совсем недавно было опубликовано скандальное обращение гроссмейстера Сергея Карякина, в котором он разоблачал российскую шахматную элиту, упирая при этом на подписание ими в начале марта письма с просьбой остановить специальную военную операцию на Украине.
Сергей Карякин в начале 2014 года
Сергей Карякин в начале 2014 года, незадолго до присоединения Крыма. Фото: Галия Камалова / Wikimedia.org
Особенно подчёркивал Карякин именно роль Яна Непомнящего, утверждая, что именно это письмо позволило ему продолжить участие в соревнованиях, тогда как его, Карякина, за поддержку действий Владимира Путина дисквалифицировали на полгода. Это, к слову, стало второй персональной политической дисквалификацией в истории после денацификации 1945-46 годов, когда некоторых шахматистов не приглашали на соревнования во время расследования их деятельности в Германии и на оккупированных территориях (пострадали, в частности, Александр Алехин и Пауль Керес). Также по политическим причинам к соревнованиям в отдельные годы не допускались сборные отдельных стран, например ЮАР (апартеид) и Югославии/Сербии (гражданская война).
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно
«числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит, и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее или слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.
Где найти информацию?
Очень много обучающих пособий разных авторов можно попросту купить в магазине, либо поискать через интернет. Тут всё будет зависеть от формы подачи информации, какая более удобна для восприятия
Важно не спешить и досконально изучить все уроки, лишь после этого можно будет рассчитывать на высокий результат
Пройдя теорию и получив практические навыки с подобранным соперником, либо с шахматной программой, можно уже будет задаться вопросом – как выиграть в шахматы на более высоком уровне, участвуя в турнирах. Для кого-то это станет самоутверждением, кто-то захочет использовать своё мастерство с материальной выгодой. Мы же пока преследуем лишь спортивный интерес.
Что нужно сделать, чтобы выиграть?
Цель шахматной партии — поставить мат своему сопернику.
Мат получается, когда король атакован другой фигурой и у него нет возможности избежать нападения. На этом игра заканчивается. Однако для мата нужна подготовка.
Чтобы выиграть партию в шахматы, необходимо соблюдать следующие шесть правил:
1. Делайте Верные Ходы в Дебюте
Цель Ваших первых ходов — установить контроль над доской
Наиболее важной частью доски является центр. Если Ваши фигуры и пешки контролируют центр, Вы сможете диктовать направление игры
В позиции ниже, две пешки белых прекрасно контролируют центр доски, в то время как у чёрных нет никакого влияния.
2. Не Отдавайте Фигуры Просто Так
Размен фигур — обычное дело в шахматах, однако Вам следует обмениваться только фигурами равной ценности. Многие игроки проигрывают потому, что они просто отдают свои фигуры и пешки даром. При этом Вам нужно брать все фигуры, которые соперник отдаёт Вам даром (только остерегайтесь ловушек).
3. Выводите Фигуры на Активные Позиции
Прежде чем Вы сможете добраться до короля, Вам нужно поставить свои фигуры на позиции для атаки. Это означает, что при атаке Вам понадобятся активные фигуры, у которых много возможностей.
Пешки контролируют клетки. Кони любят стоять в центре. Слонам нравятся длинные диагонали. Ладьям нравится выкатываться в центр или занимать открытые линии. Ваш ферзь должен быть готов включиться в борьбу.
4. Координируйте Атаку на Короля
Обычно нельзя поставить мат одной фигурой. Для этого необходима совместная работа нескольких фигур. Чаще всего Вам понадобится фигура, которая объявит шах королю, и как минимум одна фигура, которая будет защищать Вашу атакующую фигуру, чтобы король не смог её взять. Иногда нужно даже пожертвовать несколько фигур, чтобы сломить оборону соперника.
5. Следите за Безопасностью Своего Короля
Иногда игроки настолько сосредоточены на короле соперника, что просто забывают о своём короле. Помните, что Ваш соперник тоже играет и тоже будет атаковать Вашего короля. Обязательно следите за теми угрозами, которые создаёт Ваш соперник, делая очередной ход. Один из лучших способов защитить своего короля — это поместить его за рядом из нескольких пешек, которые будут его защищать. В приведённой ниже позиции король белых расположен уютно и безопасно, а на короля чёрных можно легко напасть.
6. Всегда Будьте Вежливы
Независимо от того, выигрываете Вы или проигрываете, всегда поздравляйте или благодарите соперника за игру. Победы, как и поражения, являются частью игры. Даже лучшие в мире игроки часто проигрывают.
Поэтому будьте добрыми и благодарными даже при неудачной игре, а после игры просто подумайте над тем, как можно было бы сыграть лучше в следующий раз.
Чтобы получить ещё больше советов и узнать о том, как выигрывать в шахматах, зарегистрируйтесь на сайт. Это просто и бесплатно!
Играть в шахматы для начинающих — непростая задача. Чаще всего, шахматы для начинающих представляются как развлечение и приятное времяпрепровождение. Чтобы научиться играть действительно хорошо, нужно относиться к этому серьёзно. Необходимо потратить очень много времени как на изучение теории, так и на закреплении знаний на практике.
Так или иначе, общие понятия стратегии, тактики и основные комбинации должен знать каждый уважающий эту игру человек.
Защита
1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.
2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.
2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).
3. При запертом центре, кони сильнее слонов.
4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.
5. Лучший способ обороны — контратака. Главное — найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.
6. Лучшее возражение на фланговую атаку — контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.
Как выиграть в шахматы за несколько ходов. Как выиграть шахматную партию за несколько ходов, если вы не умеете играть.
Несомненно, шахматы — игра гениев. В том случае, если существуют олимпиады для мозга, то это и есть шахматные соревнования. Игра требует способности думать на несколько ходов вперёд. Чтобы достигнуть конечной цели — снять с доски короля противника — может потребоваться очень, очень много ходов.
Но существует несколько простых приёмов, и их можно использовать, чтобы произвести впечатление на начинающих игроков, то есть примерно на 99% людей, с которыми вы будете играть. В большинстве случаев тактика предусматривает победу за пару ходов, и это здорово не только потому, что играть придется недолго, но и потому, что любой новичок в итоге подумает, что вы — великий мастер, и не станет играть с вами снова.
Один из способов — знаменитый «Детский мат». Обычно его ставят белыми фигурами, потому что белые всегда ходят первыми. Первый ход — пешка на e4. Второй — слон на c4. Третий — ферзь на h5. Четвёртый — ферзь на f7. Суть в том, что ферзь атакует поле f7, а слон защищает его от фигур противника. Так белый ферзь оказывается на клетке по диагонали от чёрного короля (король стоит на клетке e8), который может сделать только один шаг вперёд. Он автоматически попадает под удар ферзя.
Таких комбинаций довольно много. Некоторые требуют несколько большего понимания игры, но легче запомнить их все, чем начать думать как гроссмейстер. В случае если вы им не являетесь.
Пример 5: Используйте свои ладьи
Ладьи отлично проявляют себя в эндшпиле, когда на доске мало фигур.
Тем не менее, вы можете максимально эффективно использовать ладьи в дебютной фазе и миттельшпиле, следуя некоторым несложным рекомендациям.
Например, если вертикаль открыта (это означает, что на пути нет пешек), одна из ваших ладей должна взять под контроль эту вертикаль.
Белая ладья сидит на поле е1, где она контролирует всю вертикаль е, оказывая дополнительное давление на позицию черных.
Еще одна хорошая идея — разместить ладьи на одной вертикали с ферзем и королем вашего оппонента.
Делая это, вы косвенно атакуете короля противника.
Основные понятия
На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:
- горизонталь;
- вертикаль;
- белая и чёрная диагональ;
- центр (состоит из четырёх полей);
- большой центр (16 полей).
Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.
Расположение фигур
Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера). Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету. Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.
Особенности нападений
Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.
Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.
Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут. Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории. Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.
Необычный ход пешкой
У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.
А как насчет гуманитариев?
Любой человек может научиться играть в шахматы.
Прежде всего нужно сделать следующее:
- Узнаем как ходят фигуры.
- Переходим на следующий ютуб-канал: «Шахматные уроки для новичков» — очень толковое объяснение основных дебютов, миттельшпиля и эндшпиля.
- Регистрируемся на сайте chess.com: приятный интерфейс, возможность дифференцирования игроков по рейтингу, есть виртуальные менторы.
- Ведем дневник своих игр — анализируем хорошие и плохие ходы.
- После 2 месяцев игр смотрим за своим прогрессом: «Что было — что стало», своеобразный success tracking. Таким образом Вы поймете, насколько возрос навык игры в эту замечательную игру.
Как человек, который научился играть в шахматы в 19 лет, могу посоветовать несколько вещей:
- Освойте основные правила, для начала игры можно знать только то, как ходят фигуры. Вы конечно можете их прочитать, а лучше попросите кого-нибудь наглядно продемонстрировать их Вам за игрой.
- Просто играйте, играйте много. Найти постоянного спарринг-партнёра довольно сложно, да и терпения на долгую игру с новичками не у всех найдётся. Поэтому, советую воспользоваться онлайн-площадками, их огромное множество, но самое оптимальная, как мне кажется, это lichess.org .
- Для начала не ставьте ограничений по времени или ставьте его прозапас, это называется «длинная партия».
- Не стоит сильно усердствовать с правилом «Чем сильнее противник, тем лучше ты становишься», т.к. партии с намного более сильными противниками будут значительно короче и мало чему могут научить. Выбирайте соперников с диапазоном рейтинга +50-100 очков ЭЛО, это ограничение можно ставить после регистрации практически на всех сайтах.
Вот, в принципе и всё, далее(а скорее раньше) Вы уже вольётесь и будете вполне закономерно прогрессировать.
Поделиться статьей с друзьями!
Магнус Карлсен: место в истории
Карлсен, который пришёл, казалось, всерьёз и надолго, ограничит своё чемпионство всего девятью годами. Это лишь шестое место в истории шахмат после Эмануила Ласкера (27 лет), Александра Алехина (17), Гарри Каспарова (15), Михаила Ботвинника (13) и Анатолия Карпова (10) – хотя нет сомнений, что при должной мотивации Карлсен мог бы выйти минимум на третье место. Но именно мотивации ему катастрофически не хватает – напомним равный счёт в основное время матчей с Сергеем Карякиным и Фабиано Каруаной, безусловно уступавшим чемпиону в классе. Создаётся впечатление, что норвежскому гению попросту скучно доминировать в мире – он человек разносторонних интересов, и неизбежная рутина шахматной работы лишь мешает ему жить полноценной жизнью.
Ян Непомнящий и Магнус Карлсен. Матч 2021 года завершился убедительной победой норвежца.
Ян Непомнящий и Магнус Карлсен. Матч 2021 года завершился убедительной победой норвежца. Фото: Владимир Барский / Wikimedia.org
Это проявлялось и до чемпионства. Карлсен вполне мог воцариться годом ранее, в 2012 году, но отказался играть матчи претендентов в Казани, которые неожиданно выиграл заслуженный ветеран Борис Гельфанд – Карлсену он уже тогда был явно по зубам, равно как и чемпион мира Вишванатан Ананд.
Шаг 1. Найдите доску и познакомьтесь с правилами
Обучение игре в шахматы с нуля начинается с изучения основ. В шахматах шесть разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Играют два соперника — один белыми, другой — чёрными. У каждого по 16 фигур. Шахматная доска поделена на равные квадратные клетки, её размер — 8х8. Вертикальные ряды полей обозначаются латинскими буквами от A до H слева направо, горизонтальные ряды — цифрами от 1 до 8 снизу вверх.
Прочитайте правила. Чтобы разобраться, в чём суть, потребуется не больше получаса, ведь в шахматы способны играть даже трёхлетние дети. Далее разберёмся подробнее, как научиться хорошо играть в шахматы.
DecodeChess.com
Иногда простого ответа бывает недостаточно. Помните как компьютер Deep Thought в фильме «Автостопом по Галактике» вычислил ответ на главный вопрос жизни и вселенной? Он ответил: 42. Проблема заключается в том, что «42» требует дальнейшего объяснения. И также с шахматными анализаторами.
DecodeChess не только показывает правильный ход, но и объясняет его человеческим языком (причем на русском языке), в отличие от других программ-конкурентов. Сервис основан на искусственном интеллекте который работает на движке Stockfish 12. На сайте вы можете не только анализировать партии, но и играть с ИИ который будет адаптироваться к вашему уровню игру, чтобы дать вам хоть какой-то шанс его обыграть.
Анализ позиции можно проводить прямо во время игры. Для каждой позиции DecodeChess показывает несколько областей, представляющих интерес при шахматном анализе: угрозы противника и то, что от них остается если сделать наилучший ход, показывает лучшие ходы в порядке убывания, раскрывает важные позиционные и тактические мотивы.
DecodeChess был создан для игроков, которые хотят понять причины каждого шахматного хода. Если вы шахматист с рейтингом ELO до 2000 и используете другие приложения для анализа партий, но не можете понять суть рекомендаций, то DecodeChess — это то, что нужно.
В бесплатном режиме доступно только 2 расшифровки в день. Если вам этого мало, то можно оплатить годовую подписку всего за 15 долларов, тогда количество доступных расшифровок увеличится до 60.
Интересные шахматные факты
История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.
Крутые шахматные принты
Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.
Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно.
А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.
Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов.
Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:
- XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
- XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
- В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти.
- Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
- 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
- 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками.
- На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках.
Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.
Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло.
А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.
И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!
Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!
Упражнения, которые помогут вам избежать ошибок
Ниже приведены 3 упражнения, иллюстрирующие типичные ошибки шахматистов. Их изучение поможет вам избежать подобных ошибок в собственных партиях.
Упражнение № 1
Примечание: цель этих упражнений не в том, чтобы бросить вам вызов их сложностью, легкой или трудной, а в том, чтобы обратить ваше внимание на типичные недостатки, которые присутствуют в нетренированном, бессистемном и непоследовательном мыслительном процессе. Ход черных
Почему намеченный ход черных d5 является грубой ошибкой?
Ход черных. Почему намеченный ход черных d5 является грубой ошибкой?
Прокрутите вниз, чтобы посмотреть решение.
Прежде чем коснуться пешки d, черные должны были понять, что ход этой пешки лишит их контроля над полем e5. Белые пользуются этим последствием и играют Сe5!, связывая черного ферзя. Внезапно, в свете потери ферзя, идея черных продвинуть проходную пешку по линии «d» становится неактуальной. Этот пример еще раз доказывает, что вы всегда должны думать о том, как ваш противник может воспользоваться вашим ходом, прежде чем вы его сделаете.
Упражнение № 2
Белые хотят сыграть Лc1 – с идеей оказать давление на пешку c7 черных, угрожая Фxc7. Но почему Лc1 было бы ошибкой?
Прокрутите вниз, чтобы посмотреть решение.
Размышляя над своей идеей (надавить на пешку с7), белые не подумали об угрозах противника. Черные угрожали Кe2+, вилка с нападением на короля и ферзя. Это служит напоминанием о том, что первым шагом в вашем процессе расчета должно быть выявление угроз вашего противника, прежде чем вы начнете думать о своих собственных ходах.
Упражнение № 3
Черные хотят нейтрализовать агрессивного слона белых на c3. Стратегия имеет смысл, но почему 1… Сf6 было бы тактической ошибкой?
Прокрутите вниз, чтобы посмотреть решение.
После 1… Cf6 черные не предвидели последствий 2.Cxf6 Лxf6 в том, что они уступят контроль над полем e7. Потеря контроля над полем e7 позволяет белым сделать разрушительный ход 3.Лe7, угрожая Лxc7 и Фxg7#. Важным аспектом визуализации является способность инстинктивно замечать тонкие последствия ваших действий и тактические идеи, которые становятся возможными в результате этих последствий. Это улучшается только при специальном обучении с течением времени.
Основные правила игры в шахматы
Шахматы — весьма специфическая игра, имеющая множество особенностей и нюансов. Рассказать в правилах о всех ситуациях, которые возможны во время игрового процесса, невозможно, однако ряд ключевых моментов непременно стоит запомнить. Например, существует сразу несколько пунктов, которые фиксируют ход в матче совершенным:
· если шахматист опустил фигуру на свободное поле;
· если шахматист «срубил» фигуру соперника, поставив на её место свою;
· после сделанной рокировки.
Кроме того, игрок обязан совершить ход фигурой, если он взял её в руку. В случае, когда появляется необходимость поправить что-либо на доске, об этом заранее нужно оповестить соперника, чтобы это касание не засчиталось в качестве хода.
Помимо классических шахматных действий у игроков есть возможность совершить два специальных хода. Рокировка — единственная возможность в игре задействовать сразу две фигуры за один шаг: король сдвигается на две клетки в сторону ладьи, а та передвигается в поле, находящееся между первоначальной и текущей позициями короля. Взятие на проходе — возможность собственной пешкой «срубить» сделавшую двойной прыжок пешку соперника, будто та сделала шаг только на одно поле.
Разумеется, все эти детали — это уже относительно сложные вещи, а правила шахмат для начинающих дают понять, что играют друг против друга два человека, они соперничают на шахматной доске, куда выстраиваются по 16 фигур с каждой стороны в определённом стандартизированном и общепринятом порядке, а целью противостояния является мат — отсутствие возможности у соперника спасти короля. Возможны случаи, когда по ходу партии мат не ставится:
1. Если один из игроков видит своё тяжелое положение, он может добровольно сдаться.
2. Пат — игровая ситуация, когда ни один из шахматистов не может довести дело до победы, приводит к ничейному исходу.
Почему ошибки присущи игре в шахматы
Шахматы сложны. Шахматы трудны. Мы люди. Люди будут совершать ошибки, особенно когда все становится трудным и сложным.
Но давайте продолжим, взглянув на более светлую сторону вещей. В конце концов, постоянная возможность ошибки любого из игроков придает игре большое волнение и предвкушение.
По словам «Волшебника из Риги» Михаила Таля:
Ошибки плохи для игры, но они неизбежны. Игра без ошибок — бесцветна.
— Михаил Таль —
Михаил Таль заметил, что ошибки придают цвет шахматной партии. Это соответствовало его стилю игры. Он часто выбирал осложнения как средство усилить давление на своих противников. Даже если его идеи не всегда были здравыми, давление часто приводило к тому, что его оппонент совершал ошибку. Это очень эффективная стратегия — окажите давление на противника и позвольте ему внести «цвет» в игру!
Глупые ошибки могут совершать даже гроссмейстеры. Владимир Крамник — четырнадцатый чемпион мира по шахматам, пользующийся большим уважением в шахматных кругах. В 2006 году он сыграл матч против Deep Fritz (лучший шахматный движок того времени).
В позиции ниже, играя черными, Крамник классно зевнул, сыграв 34… Фe3. Он совершенно упустил из виду, что белые угрожали 35.Фh7# (мат в один ход):
Крамник сыграл 34… Фe3?? позволив белым сыграть 35.Фh7#
Это было, конечно, исключением. Гроссмейстеры не часто ошибаются. Они научились минимизировать свои ошибки. Насколько известно, после этой партии Крамник не допустил еще одной ошибки мат в один ход.
Дебюты в шахматах для начинающих
Из-за такой проработанности требования к игре становятся очень серьёзными. Поэтому все начинающие игроки обязательно должны знать основные варианты дебютов. А профессионалу в наши дни невозможно играть без них. Он должен иметь огромный набор дебютов, плюс еще и тщательно их проработать. Из-за этого большинство шахматистов критично относятся к дебютам. Они считают, что начальная стадия партии «чудовищно закомпьютеризирована». Негодование вызвано тем, что в стадии дебюта почти нет места искусству шахмат. Считается, что тактики и стратегии — это не самая сложная вещь в шахматах. Большинство игроков, даже начинающих, благодаря знанию основных дебютов могут на одинаковом уровне сражаться с противником сильнее них. Шахматы Фишера называют способом ухода от проблем изучения тактики, так как в них невозможно заучивать варианты из-за случайной позиции фигур в начале игры.