Дебют четырех коней
Новички часто выбирают симметричные начала партии. Широко известным примером такой партии является дебют четырех коней. Это один из легких дебютов в шахматах, ловушки в дебюте четырех коней очень редки и сама игра начинается быстро и просто. Все идеи этого начала просты для понимания и сразу же схватываются начинающими игроками.
Начинается партия в этом дебюте следующей комбинацией ходов: 1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Kc3 Kf6. Таким образом черные и белые развивают по два своих коня и занимают пешками центральные поля e4 и e5, то есть кони развиваются раньше слонов. Этот классический дебют является очень интересным и может приводить к позиционной или атакующей игре.
Главная цель игры в дебюте четырех коней — это центр шахматной доски, поэтому соперники стремятся всеми силами занять его пешками и фигурами. Тот соперник, которому удастся взять центр под контроль, будет иметь пространственное преимущество в игре. Помимо ориентирования белых и черных на центральную игру, также каждый соперник ищет возможность для нанесения контратаки на флангах.
Хорошенько повеселиться
В самом начале важно не «перегрузить» ребенка правилами и терминами. Играйте и веселитесь! Например, ребенок может собирать с помощью фигурок конфеты на шахматной доске или играть в лабиринты, чтобы запоминать ход фигур. Вот еще парочка увлекательных методик:
Вот еще парочка увлекательных методик:
- Давай представим, что шахматная доска — это поле боя. Значит, у каждого «бойца» должна быть своя функция: пешки — это пехотинцы, король — генерал всей армии.
- Представь, что твой слон — это рыцарь, который через препятствия (фигуры соперника) должен добраться до замка королевы. Как это лучше сделать?
Фантазируйте вместе с ребенком и веселитесь в процессе!
Атака и защита фигур
Говорят, что кусок атака (или угрожать) фигуре соперника, если на следующем ходу он может взять эту фигуру. Говорят, что кусок защищать (или защищать) фигуру цвета защитника, если в случае, если защищаемая фигура была взята противником, защитник мог немедленно отбить ее. Обычно атакуют фигуру, но не всегда (см. Приносить в жертву ), вынуждает соперника ответить, если атакуемая фигура не защищена, или если атакующая фигура имеет меньшую ценность, чем атакованная.
Когда атакованная фигура — король, у игрока есть ровно три варианта:
- захватить атакующую фигуру;
- переместить короля на свободное поле;
- вставьте другую фигуру между ними (если атакующий не рыцарь и не находится в непосредственной близости от атакуемого короля).
Когда атакованная фигура не король, у игрока есть больше возможностей:
- захватить атакующую фигуру;
- переместить атакуемую фигуру на свободное или закрытое поле;
- переместите атакованную фигуру на другое атакуемое поле, чтобы вы могли выбрать место взятия;
- вставить другую фигуру между ними (если атакующий не конь и не находится непосредственно рядом с атакованной фигурой — атакующие короли и пешки всегда соседствуют);
- прикрыть атакованную фигуру, позволяя обмен равной, большей или меньшей стоимости;
- атакующая фигура, чтобы захват стал незаконным, убыточным или менее опасным;
- захватить другой кусок противника;
- позволить атакуемой фигуре быть взятой в жертву ради некоторого другого тактического преимущества; или для Темп
- нанять (создать встречную угрозу равного, большего или меньшего значения).
Четверные шахматы
Предназначены для одновременной игры четырех игроков. Наиболее распространенным вариантом являются четверные немецкие шахматы, для которых используется специальная доска, похожая на классическую доску для шахмат, дополненную с каждой стороны тремя дополнительными рядами по 8 клеток. Также для игры необходимы 4 комплекта фигур, имеющих разные цвета.
Четверные шахматы были известны еще во второй половине XVIII века, при дворе Екатерины II. Капитаном Чарльзом Верни в Англии в 1881 году были опубликованы официальные правила этой разновидности шахмат.
Поскольку игра ведется четырьмя игроками, пары, сидящие друг напротив друга, являются союзниками, целью которых является мат каждому из неприятельских королей.
Рекомендации для начинающих шахматистов
Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:
- при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
- можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
- на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
- обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.
Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.
Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.
Основные принципы шахматной стратегии
Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.
В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.
В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.
Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.
В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:
-
Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).
-
Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.
-
Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.
-
Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.
-
Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.
Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.
Важный вывод
Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.
К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:
-
Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).
-
Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.
-
Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.
-
Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).
Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.
Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:
-
Положение короля.
-
Активность фигур.
-
Перевес в пространстве.
-
Владение центром.
-
Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.
-
Владение важными полями и наличие слабых полей.
-
Владение открытыми линиями.
О дебютах в шахматах
Дебют представляет собой начальную стадию игры в шахматы, когда необходимо развивать шахматные фигуры из их исходной позиции. Последующими стадиями игры являются миттельшпиль, то есть середина шахматной игры, и эндшпиль или ее концовка. Определенные последовательности первых ходов в шахматах называются дебютами или защитами, каждая из которых получила свое название, например, испанский дебют, сицилианская защита или отклоненный ферзевой гамбит.
Дебют является фундаментальным элементом шахмат, поскольку он позволяет создать выгодную позицию в середине игры, и, наоборот, если шахматист слабо разыграл дебют, то очень трудно в дальнейшем компенсировать начальные ошибки.
Что касается лучших дебютов в шахматах для начинающих, то следует отметить, что более прямолинейные и простые начала намного полезнее для постановки правильной игры новичков, чем сложные начала. Целью игры в шахматы является победа над соперником быстрым и эффективным способом, а не разыгрывание дебютов со звучащими названиями. Ниже приводятся 5 дебютов в шахматах, которые будет полезно изучить каждому новичку.
Этот дебют в шахматах является одним из лучших для начинающих игроков. Его легко изучить, понять и играть. Кроме того, ходы итальянского дебюта являются очень простыми и логичными, что позволит новичку понять основные шахматные идеи.
Следующими ходами начинается итальянский дебют: 1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cc4 Cc5. Идея этого дебюта простая и заключается в развитии черных и белых фигур в центр доски. Белые, благодаря своему преимуществу ходить первыми, создают угрозу на два поля e5 и f7. Черные же защищаются, развивают фигуры и ищут возможность для контратаки.
Белые в этом дебюте стремятся усилить свое преимущество в центре путем жертвы пешки b с целью создания хорошего плацдарма для последующей атаки. Итальянский дебют обычно приводит к открытым позициям и к возможности свободной игры обоих соперников.
Удаление Защитника
Удаление защитника — это обычная шахматная тактика, используемая для выигрыша материала в шахматах. Ваша армия слишком ценна, чтобы оставлять её без защиты
Поэтому важно, чтобы ваши фигуры были защищены. Однако существуют способы удаления защитников вашего противника, которые оставляют другие фигуры открытыми для атаки
В шахматной игре вы можете:
- Удалить защитника фигуры
- Удалить защитника позиции
- Удалить защитника короля
Давайте посмотрим на несколько примеров.
Удаление защитника короля
Без своих защитных сил король часто попадает в серьёзные неприятности, и здесь это немедленно приводит к мату. Белый слон берёт защитника чёрного коня f6 с атакой на ферзя.
Играть в нарды с компьютером бесплатно и без регистрации на весь экран
Игра в нарды короткие предусматривает следующие тактики ведения боя:
- Быстрый бой. Данная тактика наиболее проста и незамысловата. Основная цель участника поединка как можно быстрее, сделав круг по доске, вернуть фигуры домой, а затем вывести их с поля. При этом нужно обходить блоки оппонента и стараться не попасть на бар.
- Блиц. Данная тактика хороша для начала партии, если у противника есть пункты с одним камнем, и в том случае, когда у игрока выпадают дубли. Стратегия заключается в том, чтобы отправить фигуру (-ы) соперника на бар и заблокировать треугольники у себя в доме, пока камни партнера биты.
- Удержание. Нужно держать по две фигуры в доме оппонента на одном треугольнике, пока не подвернется возможность отправить блот соперника на бар или, при выпадении дубля, подвести эту пару камней к дому. Тактика удержания поможет обойти партнера по шагам.
- В нарды, играя бесплатно во весь экран можно использовать стратегию блокировки. Для этого строится преграда в виде двух фишек в шести треугольниках подряд. Для того, чтобы воплотить данную тактику в жизнь, геймеру необходим как опыт, так и некий элемент везения. Начать лучше на старте поединка, когда на зарах выпали очки, позволяющие заблокировать седьмой пункт.
- Если, играя в нарды без регистрации, бесплатно и во весь экран с самого начала поединка у игрока что-то пошло не так, то ему необходимо удерживать по две фишки в одном или двух треугольниках в доме соперника и держать два и более пункта с подобным содержимым у себя дома. Данная тактика направлена на то, что соперник при выводе фигур с поля оставит хотя бы одну из них открытой. Задача игрока — отправить ее на бар и следовать в свой дом. Возвращение шашки на поле займет у противника много времени, так как максимальное количество треугольников в доме игрока будут заняты двумя камнями.
Далеко не всегда геймеру во время поединка удается довести стратегию до конца. Игра бывает настолько непредсказуемой, что участник иногда использует три, а то и четыре тактики в одной партии. Также геймеру нужно следить за действиями партнера. Анализируя ходы соперника, игрок может понять, какой стратегии тот придерживается и разрушить его планы.
Шахматы для детей школьного возраста (7 лет и старше)
Это возраст, когда, наконец, можно перейти к настоящему обучению. Можно обучать ребёнка тактическим приёмам (вилка, рокировка), вместе решать шахматные задачи, изучать интересные факты об этой настольной игре.
Существует общая методика, по которой лучше выстраивать обучение:
- На первом занятии расскажите о происхождении шахмат. Эту индийскую легенду лучше упростить под возраст юного шахматиста.
- Второе занятие можно посвятить шахматным правилам: доска – это поле боя, фигуры на ней – воины. Проведите параллель с войсками: пешки – пехота, слоны – войско на слонах, король – генерал. Расскажите, как ходит каждая из фигур.
- Последующие занятия можно посвятить по одному для каждой фигуры. В интересной игровой форме нужно показать, как перемещается по полю каждая из фигур. Например, превращение пешки в ферзя можно обыграть как историю о простом человеке, который преодолел трудности и добился успеха. В качестве игры можно охотиться за одной из фигур. Это поможет быстрее освоить, как перемещаются фигуры со сложным движением.
- На следующем занятии изучите, как правильно расставлять фигуры в начале боя. Расскажите, что такое шах, мат, сильный ход. Объясните, что здесь не всегда побеждает тот, у кого больше фигур.
- Когда все правила будут усвоены, можно попробовать сыграть партию. До этого момента можно играть партии только фигурами, чьи ходы дети усвоили.
Базовые термины
Шашки, фишки, камни — все эти слова служат для обозначения фигур.
Зары — кубики, с помощью которых определяют количество движений во время хода.
Пункт, поле, позиция, ячейка, лунка — так называют место на игровой доске, где располагаются фишки. Всего их 24, соответственно, каждая ячейка имеет свой номер от 1-го до 24-х.
Ход — этот термин вряд ли нужно объяснять. После броска зар игрок должен передвинуть шашку на количество пунктов в соответствии с выпавшим количеством точек на кубиках. Поскольку зар две, то перемещений (”движений”) может быть также два или даже 4, при выпадении дублей. Возможно от 1-го до 4-х движений за один ход, об этом вы узнаете, если начнете в нарды онлайн играть бесплатно с реальными людьми на нашем сайте.
Классификация ходов
полный — когда сделаны все возможные перемещения;
неполный — если фишки противника заблокировали ячейки, куда вы могла бы поставить свою фигуру и вы можете сделать, например, 3 из четырех возможных;
пропуск — походить нет возможности.
Дебют четырех коней
Новички часто выбирают симметричные начала партии. Широко известным примером такой партии является дебют четырех коней. Это один из легких дебютов в шахматах, ловушки в дебюте четырех коней очень редки и сама игра начинается быстро и просто. Все идеи этого начала просты для понимания и сразу же схватываются начинающими игроками.
Начинается партия в этом дебюте следующей комбинацией ходов: 1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Kc3 Kf6. Таким образом черные и белые развивают по два своих коня и занимают пешками центральные поля e4 и e5, то есть кони развиваются раньше слонов. Этот классический дебют является очень интересным и может приводить к позиционной или атакующей игре.
Главная цель игры в дебюте четырех коней — это центр шахматной доски, поэтому соперники стремятся всеми силами занять его пешками и фигурами. Тот соперник, которому удастся взять центр под контроль, будет иметь пространственное преимущество в игре. Помимо ориентирования белых и черных на центральную игру, также каждый соперник ищет возможность для нанесения контратаки на флангах.
Играть в нарды вдвоем — используй правильную тактику
Перечислим некоторые из используемых тактик:
Заполнение своей части поля. Эта тактика предусматривает создание максимально возможного количества занятых пунктов в своем доме. Рассматриваемая стратегия имеет несколько плюсов. Во-первых, наличие большого числа занятых пунктов на своей части доски затрудняет отход оппонента. Во-вторых, если игроку удалось выбить блот соперника, вернуть его обратно на поле будет очень сложно. В таком случае участник, который придерживается этой стратегии, получает полный контроль над ситуацией.
Отход
В этой тактике особое внимание уделяется отходу из дома оппонента. На домашней части поля противника находятся два камня игрока
Необходимо в ускоренном темпе их вывести, тем более, когда оппонент занят застройкой своей части доски. Чтобы это сделать, нужна комбинация 6-6 или 6-5. Все остальные сочетания костей приведут к образованию у игрока двух блотов.
В игре нарды на двоих также возможна комбинация отхода и застройки дома. Во время использования этой тактики при заполнении шашками своего дома необходимо постараться вывести два своих камня, находящихся в доме противника.
Осторожный бой. Здесь участнику необходимо свести число блотов к минимуму. Его задача заключается в создании как можно большего количества пунктов на поле и предотвращению атак соперника. Эту стратегию не назовешь выигрышной для того, кто ее применяет, а вот оппонент в этом случае имеет шансы на победу. Хороший дабл позволит сопернику ускользнуть, а изнурительный и долгий поединок не приведет участника, выбравшего осторожную игру, к победе.
Играя в режиме онлайн в нарды для двоих есть возможность применить рискованный ход поединка. Участник занимает выгодные позиции на поле, оставляя уязвимыми блоты. Эта тактика ведения игры может привести к выигрышу, но шансы потерпеть поражение в этом случае также велики. Также можно идти на риск, страхуясь, то есть защищать блоты, подставляя для боя оппоненту другие.
Обратная игра. Играя в онлайн нарды на двоих при выборе этой стратегии геймеру необходимо создавать якоря на части поля соперника. При этом противник, заводя шашки в дом, подставляет их под бой.
Мат на вертикалях G и H
Без преувеличения можно сказать, что могущественный ферзь даёт большинство матов. Если ваш оппонент сделал рокировку на королевский фланг, матовая атака вашего ферзя обычно будет запущена по линиям g или h, прямо в сторону вражеского короля.
Вы должны атаковать Чёрных на этих вертикалях. Чёрным легче защищать вертикаль «f», т.к. ладья уже защищает f7.
Мат по G и H-линии
Как видите, слон c2 обеспечивает поддержку ферзю, чтобы поставить мат. Без поддержки слона чёрный король мог забрать ферзя. Сейчас он не может его взять, потому что сам попадёт под шах.
Здесь чёрный конь отчаянно защищает своего короля, не давая белому ферзю поставить мат.
Мат вдоль G-линии
Теперь, когда защита по вертикали g снята, белый ферзь может поставить мат на Qxg7, а белая ладья на g3 обеспечивает жизненно важную поддержку.
Тактика «Жареной печени»
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Nf6 4.Ng5
Странное название этой тактики на самом деле происходит от итальянской поговорки: «мёртв, как жареная печень», которая прекрасно описывает летальный исход этого хода при правильном исполнении. Так же, как и мат в четыре хода, она использует слабое поле на f7.
Как получить атаку жареной печени?
Достичь Атаки «Жареной печени» действительно очень просто. Если вы играете белыми, вы начинаете с трёх разумных развивающихся ходов (e4, Nf3, Bc4). Если теперь чёрные сыграют Nf6, белые могут начать невероятную атаку «Жареная печень».
Очень важно, чтобы чёрные сыграли Nf6, иначе случится катастрофа, потому что чёрный ферзь может просто срубить вашего коня. После хода Ng5 белые угрожают ходом Nxf7, забрать пешку и поставить вилку на две основные фигуры чёрных — ферзя d8 и ладьи h8
Здесь часто возникает вопрос: «Почему бы не забрать на f7 слоном вместо коня, как показано на диаграмме ниже?» Некоторые люди берут эту пешку слоном только из-за того, что даётся шах. Однако, когда король уходит от шаха, ваша атака заканчивается, и вы выигрываете только пешку. Напротив, взятие конём приводит к выигрышу ладьи или ферзя. Что вы предпочтёте — лишнюю пешку или ладью?
У белых просто лишняя пешка
Советы, которые следует помнить о «Жареной печени»:
- Следите за возможностями использовать эту эффективную тактику
- Не запускайте «Жареную печень», если ваш противник не развил коня на
Защита от Атаки «Жареная печень»
Если вы играете чёрными, то у вас есть простая защита. После того, как белые сыграют Ng5, чёрные должны ответить d5. Обычно белые забирают её пешкой e4, после чего лучше всего сыграть Na5, чтобы вытеснить белого слона c4 с диагонали, где он ждёт, чтобы поддержать атакующего коня на g5.
Комбинация- Промежуточный ход
Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.
- Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
- Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.
По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.
Пример-
И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.
Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.
Ещё пример промежуточного хода. Ход белых. Если белые берут слона на И5, то чёрные так же хватают слона, это неинтересно. Но если сначала увести свою фигуру с линии огня… Сн5 шах королю и сделать это с темпом. с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, то чёрным нужно от этой угрозы избавляться, и пока они это делают, вторым ходом белые забирают слона. Выигрыш.
Ну и две позиции для самостоятельного решения. В обеих ход белых.
Обе решаются с помощью
промежуточного хода.
Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.