Шахматные движки

Протокол интерфейса

Общие движки Winboard будут включать Хитрый, ProDeo (на основе Мятежник ), Ченар, Зарьков и Фаланга.

В 1995 г. Шахматная база выпустили версию своей программы базы данных, включающую Фриц 4 как отдельный двигатель. Это было первое появление протокола Chessbase. Вскоре они добавили двигатели Младший и Шредер к их линейке продуктов, включая движки в протоколе CB как отдельные программы, которые могут быть установлены в Шахматная база программа или один из других графических интерфейсов в стиле Fritz. Fritz 1-14 выпускались только как движки Chessbase, а Hiarcs, Нимзо, Шахматный тигр и Хитрый были перенесены в формат Chessbase, даже если они были движками UCI или Winboard. Недавно Chessbase начал включать Универсальный шахматный интерфейс (UCI) в своих игровых программах, таких как Комодо, Гудини, Фриц 15–16 и Рыбка вместо того, чтобы преобразовывать их в движки Chessbase.

В 2000 г. Стефан Мейер-Кален и Франц Хубер выпустил Универсальный шахматный интерфейс, более подробный протокол, который представил более широкий набор функций. Шахматная база вскоре после этого прекратили поддержку движков Winboard и добавили поддержку UCI в графические интерфейсы движка и Шахматная база программы. В наши дни большинство ведущих двигателей — это UCI: Stockfish, Комодо, Лила Чесс Зеро, Гудини, Фриц 15-16, Рыбка, Шредер, Фрукты, Critter, Айвенго и Хулиган.

С 1998 года немецкая компания Millenium 2000 на короткое время перешла от специализированных шахматных компьютеров к рынку программного обеспечения, разработав протокол Millennium Chess System (MCS) для серии компакт-дисков, содержащих ChessGenius или же Шредер, но после 2001 перестал выпускать новое ПО. Более давний протокол движка используется голландской компанией Lokasoft, который в конечном итоге взял на себя маркетинг Эда Шредера Мятежник.

Заключительные Мысли По Поводу Спаррингов С Более Крупными Соперниками

В конце концов, учиться боксировать значит, что ты должен тренироваться в условиях, которые способствуют и благоприятствуют развитию всех боксерских навыков. Мое мнение, спарринги с более крупными соперниками разовьют больше твои навыки выживания, чем бойцовские навыки. При всех равных переменных, более крупный соперник будет иметь неоспоримое преимущество над тобой и вовлекать тебя в режим минимизации полученного урона, вместо максимизации наносимого тобой урона.

Мой любимый способ повысить свои навыки это драться с соперником, который меньше, но более опытным. Я могу понять как они меня перебоксируют, потому что их сила почти не доставляет мне беспокойств. Их лучшая скорость и координация вынуждают меня думать быстрее.

Те же боксерские навыки, которые побеждают крупного соперника должны побеждать и маленького соперника, так почему же не спарринговать с маленькими соперниками, где ты можешь больше фокусироваться на бое, а не на выживании? В конце концов, тренировки должны отражать обстановку реального боя и вероятнее всего всегда будешь выступать против боксеров своих габаритов. По этой причине и существуют весовые категории — подумай об этом.

Автошахматы

Auto Chess

Напряженная многопользовательская игра от компании Drodo, изначально разработанная на основе популярной вселенной DOTA, а позднее ставшая автономной игрой, известной как Auto Chess.

В матче участвуют 8 человек, которые расставляют полученных случайным образом героев на шахматной доске размером 8х8. Каждый раунд герои сражаются между собой или против мобов. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется единственный победитель. Проект вдохновил многих разработчиков на создание собственных игр в поджанре auto battler.

Dota Underlords

Автошахматы от Valve, ожидаемо основанные на все той же вселенной DOTA 2. Игроки соревнуются, используя в бою героев популярной франшизы, улучшая их и сражаясь до последнего выжившего. В проекте реализована система боевого пропуска, турниры и ранговые системы, кроссплатформенная и офлайн-игра. Кроме того, каждый сезон в игре меняется ротация героев и некоторых предметов.

Teamfight Tactics

Очаровательный auto battler, на сей раз принадлежащий Riot Games. Принцип остался неизменным — командные потасовки с персонажами и мобами из League of Legends, выполненные в соответствующей стилистике. Игроков здесь представляют милые аватары — маленькие легенды, которых впоследствии можно взять с собой в качестве декоративных партнеров в ARAM. TFT вышла на мобильных девайсах и доступна в клиенте Лиги Легенд на ПК.

Godsbane

Этот представитель автошахмат унаследовал элементы ККИ – приготовьтесь коллекционировать карты, на которых нарисованы различные юниты, а затем смешивать своих солдат и создавать удивительные комбинации. Проверить, работают они или нет, можно не только в любительской дуэли, но и в рейтинговых матчах, где за достижения присваиваются различные ранги.

Ограничение мощности двигателя

К концу 1990-х топ-движки стали настолько сильными, что у немногих игроков был шанс выиграть игру с ними. Чтобы дать игрокам больше шансов, движки начали включать настройки, позволяющие регулировать или ограничивать их силу. В 2000 году, когда Стефан Мейер-Кален и Франц Хубер выпустил Универсальный шахматный интерфейс протокол они включали параметры uci_limitstrength и uci_elo, позволяющие авторам движков предлагать различные уровни, оцененные в соответствии с Рейтинг Эло, как указано в одном из рейтинговых списков. Большинство графических интерфейсов для движков UCI позволяют пользователям устанавливать этот рейтинг Elo в меню. Даже двигатели, которые не приняли этот параметр, иногда будут иметь регулируемый параметр прочности (например, Stockfish 11). Двигатели, у которых есть параметр uci_elo, включают Гудини, Фриц 15–16, Рыбка, Шредер, Hiarcs, Младший, Заппа и Sjeng. GUI, такие как Шредер, Шахматный помощник, Аквариум Конвекта,Hiarcs Chess Explorer или Арена Мартина Блюма есть выпадающие меню для установки параметра uci_elo движка. Графический интерфейс семейства Фриц, Шахматный помощник и Aquarium также имеют независимые средства ограничения мощности двигателя, по-видимому, основанные на способности двигателя создавать ранжированные списки ходов (называемые multipv для «принципиальной вариации»).

= Фильмы =

А теперь несколько фильмов про шахматы для семейного просмотра.

«Шахматист» (2019 год, Франция, рейтинг – 7.3)

«Шахматист» (Fahim, 2019)
kinopoisk.ru

Этот фильм — биография Фахима Мухаммада, юного шахматного гения. Фахим родился в Бангладеше, в бедной семье, в 2000 году. Отец, видя талант мальчика в шахматах, принимает решение покинуть родину и нелегально перебраться вдвоем с сыном во Францию, чтобы у мальчика было безбедное и счастливое будущее.

Отец находит Фахиму тренера (в фильме его играет Жерар Депардье), сложного, но всей душой болеющего за своих учеников человека. Ссоры с тренером, которые были у Фахима в детстве, перенесены и в фильм. Но самое трудное были не ссоры, а борьба отца за право мальчика остаться и жить во Франции. Есть только один шанс, и мальчик, отец и тренер совершат невозможное — возьмут золото национального юношеского первенства, что убедит правительство оставить Фахима с его папой в стране.

«Королева Катве» (2016 год, США, рейтинг – 7.3)

«Королева из Катве» (Queen of Katwe, 2016)
kinopoisk.ru

Катве – самый бедный регион в Уганде. А Уганда одна из самых бедных стран в Африке. И именно оттуда смогла вырваться сама и вытащить из нищеты всю свою семью Фиона Мутези. Она не умела читать и писать, но ей повезло – в 9 лет она обнаружила невероятный шахматный талант. У нее есть инстинктивная способность просчитывать на много ходов вперед, зная, что неверный ход может означать смерть. Этот урок она усвоила, когда росла в Катве.

Её роль в постановке от Walt Disney Pictures и ESPN Films сыграла обладательница премии «Оскар», лауреат многочисленных премий и топ самых престижных рейтингов Лупита Нионго. Экранизированная история Фионы является правдивой от первого и до последнего кадра.

Ее шахматные победы, а также полученные от книги и фильма гонорары позволили ей стать весомой фигурой в своей стране: сейчас Мутези активно борется с бедностью в Уганде, выступает за то, чтобы у всех детей было право на образование.

«Рыцари Южного Бронкса» (2005 год, США, рейтинг – 7.3)

«Рыцари Южного Бронкса» (Knights of the South Bronx, 2005)
kinopoisk.ru

«Рыцари» сняты на реальных событиях – истории тренера школы № 70 из Бронкса, который со своими «орлами» в итоге выиграл командное школьное первенство Нью-Йорка и командное школьное первенство штата Нью-Йорк.

Будучи выдающимся шахматистом, тренер Ричард Мейсон сумел найти подход к испорченным детям Бронкса, вызвав неподдельный интерес к этой великолепной игре. Мейсон преподносит шахматы как увлекательное сражение, где интеллект является единственным оружием противников

А за столом все равны, неважно чёрный ты или белый, богатый или бедный, парень ты или девушка. Игра покажет, кто чего стоит

«Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» (1976 год, CCCР, рейтинг – 7.4)

Веселое сновидение, или Смех и слезы, 1976
kinopoisk.ru

Для совсем маленьких детей, не готовых смотреть драмы, есть интересный советский фильм о шахматах и мальчике Андрюше, который мечтает сыграть партию с чемпионом мира.

И не каким-то абстрактным, а с настоящим Анатолием Карповым (!), только что взошедшим на престол после сорвавшегося матча с Робертом Фишером. Но перед встречей Андрюше снится сон, в котором шахматы порабощены коварными картами!

«Выбор игры» (1993 год, США, рейтинг – 7.5)

«Выбор игры» (Searching for Bobby Fischer, 1993)
kinopoisk.ru

Картина имеет альтернативное название – «В поисках Бобби Фишера». Её главный герой – талантливый юниор Джошуа Вайцкин, который в 11 лет сумел сделать ничью в сеансе одновременной игры против чемпиона мира Гарри Каспарова. Отец Джошуа Фред при первых успехах сына, ставшего в 13 лет национальным американским мастером, сразу развил бурную деятельность: написал сценарий, который экранизировали в 1993 году.

В фильме показано детство вундеркинда, на экране появляются гроссмейстеры Роман Джинджихашвили, Джоэль Бенджамин, Пал Бенко и даже латвийский мастер Израэль Зильбер.

Ангелина Реймхе

Графические пользовательские интерфейсы

Xboard /Winboard был одним из первых графический пользовательский интерфейс (GUI). Тим Манн создал его, чтобы предоставить графический интерфейс для Шахматы GNU двигатель, но после этого другие двигатели, такие как Хитрый появился который использовал протокол Winboard. В итоге программа Шахматист включала возможность импортировать другие движки Winboard в дополнение к движку King, который был включен.

В 1995 г. Шахматная база начал предлагать Фриц Engine как отдельная программа в программе базы данных Chessbase и в графическом интерфейсе пользователя Fritz. Вскоре после этого они добавили Младший и Шредер Engine в свою линейку продуктов, упаковывая их в том же графическом интерфейсе, который использовался для Fritz. В конце 1990-х годов графический интерфейс Fritz мог запускать движки Winboard через адаптер, но после 2000 года Chessbase просто добавила поддержку движков UCI и больше не вкладывала много усилий в Winboard.

В 2000 г. Стефан Мейер-Кален начали продавать Шредер в отдельном UCI GUI собственной разработки, позволяющий импортировать в него движки UCI или Winboard.

Конвекта Шахматный помощник и ChessPartner от Lokasoft также добавили возможность импортировать движки Winboard и UCI в свои продукты. Шейн Хадсон разработал База данных шахмат Шейна, бесплатный графический интерфейс для Linux, Mac и Windows. Мартин Блюм разработал Arena, еще один бесплатный графический интерфейс для Linux и Windows. Лукас Монж вышел на поле с бесплатным графическим интерфейсом Lucas Chess. Все три могут работать как с двигателями UCI, так и с Winboard.

На Android Аарт Бик выпустил Chess для Android, еще один бесплатный графический интерфейс и шахматный мастер PGN Герхарда Калаба и рыба-дроид Питера Остерлунда также может служить графическим интерфейсом для движков.

В Computer Chess Wiki перечислены многие шахматные графические интерфейсы.

Поиск

Альфа-бета

альфа-бета

  1. PV-Nodes — узлы, оценка которых попала в окно (между альфой и бетой). Корень и самый левый узел всегда являются узлами этого типа.
  2. Cut-Nodes (или fail-high nodes) — узлы в которых произошло отсечение по бете.
  3. All-Nodes (или fail-low nodes) — узлы, в которых ни один ход не превысил альфу по оценке.

Выборочный поиск

Отсечения и сокращения

  • Дельта-отсечение — проверяем, может ли взятие улучшить текущую альфу. Для этого к оценке узла добавим ценность взятой фигуры и еще немного и посмотрим, больше ли получившееся значение, чем альфа. Например, если у белых не хватает ладьи, то взятие пешки вряд ли им поможет, с другой стороны, взятие слона может помочь.
  • Отсечение бесполезности — то же самое, только для не-взятий. Если текущая оценка настолько меньше альфы, что никакое позиционное преимущество не сможет это скомпенсировать, то такие узлы отсекаются. Обычно применяется на низкой глубине (1-2).
  • Историческое отсечение — для каждого хода мы храним, сколько раз данный ход спровоцировал отсечение, независимо от позиции. Ходы с высоким значением этой эвристики отсекаются. Обычно применяется начиная с определенной глубины и не применятся на PV узлы. Иногда объединяется с предыдущим методом.
  • Multi-Cut — если из первых M(например, 6) узлов хотя бы C(например, 3) являются Cut-node, то отсекаем все узлы.
  • Отсечение по null-ходу — если после null-хода (простая передача очереди хода сопернику) оценка все равно выше беты, то отсекаем узел. Проще говоря, если позиция настолько плоха, что даже сделав два хода подряд, игрок все равно не может ее улучшить, то нет смысла рассматривать эту позицию.

razoringкоэффициента ветвления ниже 2

практически одинаково

Тройка лидеров по состоянию на 2021 год

По состоянию на декабрь 2021 года самыми рейтинговыми и титулованными шахматистами мира являются: 

  1. Магнус Карлсен – действующий Чемпион мира. Впервые он сумел завоевать этот титул в 2010 года. Его балл в рейтинге ФИДЕ – 2882 является самым высоким в современной истории шахматной федерации. ТОП лучших он возглавил в восемнадцатилетнем возрасте, после блистательной победы над Вишванатаном Анандом.
  2. Алиреза Фирузджа – занимает вторую строчку рейтинга. Является самым молодым гроссмейстером, которому удалось преодолеть отметку в 2800 баллов рейтинга.
  3. Дин Лижэнь – в рейтинге ФИДЕ занимает третью строчку (2799 баллов). В году он сумел побить рекорд Таля, выиграв 95 партий подряд.

Почему для ИИ важны именно шахматы и как компьютер играет в них

В отличие от других игр, шахматную партию до сих пор невозможно просчитать до конца. Например, в игре «крестики-нолики» есть всего девять полей и два вида фигур. Вариативности не так много — партии может предсказать даже человек, и тем более компьютер.

Шахматы гораздо разнообразнее. Математик Клод Шеннон вычислил, что минимальное число неповторяющихся партий — около 10 в 120 степени. С текущими мощностями компьютер не может вычислить все возможные ходы соперника. Но из-за высоких требований игры именно на шахматах часто тестируют искусственный интеллект — например, методики оптимизации подбора или распознавания образов.

Есть две основные задачи, которые компьютеру нужно решать в шахматной партии.

  • Оценивать позицию фигур на доске после каждого хода. Самый простой способ — посчитать количество материала на доске. Обычно за единицу берут пешку как самую слабую фигуру и считают в «пешках» другие фигуры. Конь или слон эквивалентны трем пешкам, ферзь — девяти. У кого больше пешек, тот в лучшей позиции. Компьютер перебирает разные ходы и оценивает их по силе позиции. Преимущество такого алгоритма — в простоте, но она же приводит к поверхностной оценке. Например, можно забрать пешку противника, но открыть доступ к королю и проиграть. Первые компьютерные программы работали по такому алгоритму — их легко можно было обмануть. Алгоритм станет более точным, если добавить критериев оценки. Например, не только количество материала, но и количество полей, которое контролирует каждая фигура. Чем качественнее компьютер оценивает позицию на доске, тем сильнее он играет в шахматы.
  • Уменьшать дерево вариантов. Перебирать все возможные варианты ходов — слишком долго. Например, белые фигуры могут начать партию 20 разными способами. Черные фигуры могут ответить на этот ход тоже 20 вариантами. В итоге только после первого хода может быть 400 вариантов позиций на доске. Компьютерные алгоритмы обычно не считают максимальную глубину после каждого хода. Если направление развития событий по ходу ведет к победе, то останавливают перебор. Такие алгоритмы называются детерминированными — в них критерии выбора варианта известны. В одной и той же шахматной позиции такой алгоритм будет делать одинаковый ход в разных партиях.Но такая предсказуемость детерминированных алгоритмов может стать проблемой: например, компьютеры будут играть по критериям оценки, заложенным программистом. Эти критерии не всегда могут быть самыми лучшими. Это значит, что детерминированность ограничивает потенциал игры компьютера.

Бесплатные шахматные программы оболочки

Большинство шахматных движков не имеют собственного графического интерфейса пользователя (GUI). Но программы оболочки в своем составе могут содержать как минимум один движок.

Арена — бесплатный графический интерфейс пользователя (GUI) для шахмат. Арена поможет вам как в анализе игры, так и в самой игре, а также при тестировании шахматных движков. Arena работает и Linux, и в Windows. Арена совместима с протоколами Winboard и UCI. Скачать шахматную программу Арена можно на ее официальном сайте — http://www.playwitharena.com/

Преимущество оболочки «Arena» заключается в том, что вы можете использовать несколько шахматных движков и по своему вкусу можно подобрать дизайн, цвета интерфейса, уровень аналитики.

К недостаткам Арены можно причислить отсутствие русского языка в последней версии «из коробки».

WinBoard не менее популярная оболочка к шахматным движкам. Является портированной программой XBord на платформу Windows. Сама же XBoard есть не сто иное как графические шахматы для X Window System в Linux. Распространяется совершенно бесплатно, скачать шахматы бесплатно можно на форуме посвященному WinBoard

XBoard/WinBoard позволяет подключать несколько шахматных движков, дает возможность играть через серверы и проводить розыгрыши, знает классические шахматы, а также китайские, японские и другие.

BabasChess — это многоязычные шахматы для игры через интернет. Распространяются бесплатно, скачать можно на официальном сайте — http://www.babaschess.net/.

У BabasChess самый популярный интерфейс для шахматных серверов (FICS), есть гибкие возможности изменения доски, присутствует возможность компоновки окон и присутствует поддержка плагинов.

Отличительная особенность Lucas Chess в том, что уровень сложности подстраивается под игрока. С каждой победой (при ограниченном числе подсказок), программа повышает уровень сложности текущего движка, а когда уровень доходит до максимального, переключается на более сильный движок.

Если вы пока не готовы выиграть корону мирового шахматного чемпионата, Lucas Chess предлагает использовать встроенного шахматного тренера. Работает это так, когда вы играете на слабом движке, программа использует более сильный движок для того, чтобы подсказать вам возможные варианты ходов. Таким образом, вы получаете гроссмейстера себе в помощь.

Соперник выше

Сейчас разберем не длину рук-ног, а рост, который может стать проблемой для ударников: до головы просто сложнее достать, особенно если разница составляет ~10+ см.

Но у нас есть и преимущества. Если соперник выше вас, но находится в вашей весовой категории – значит, скорее всего, он худее и слабее физически. Поэтому тактика такая:

  • Выходим на ближнюю дистанцию (если только вы не ударник, который дерется против борца), и работаем по корпусу – не обязательно целить в голову;
  • С дальней и средней дистанции пробиваем лоукики – по более худым ногам они должны дать эффект быстрее;
  • Атакуем руки и плечи, чтобы отбить ему конечности.

Одна из самых больших сложностей – при разнице в росте сложнее контролировать все «этажи» соперника. Более низкому бойцу будет удобнее следить за чем-то одним: например, за корпусом или головой перед началом своей атаки. И так можно легко пропустить точный лоукик, или наоборот хайкик.

Из примеров можно привести грека Майка Замбидиса, олдскульные видео которого наверняка видели все. Хоть тот и выступал только как кикбоксер, но большинство его соперников были выше.

https://youtube.com/watch?v=wixw5wONHng

Медленный шахматный блиц

Slow Chess Blitz Джонатана Кройцера — это шахматный движок, соответствующий стандартам WinBoard и UCI и имеющий собственный графический интерфейс. Это сетевой шахматный движок.

Вы можете играть против компьютерной программы или настроить сервер и пригласить друзей присоединиться к вам. В медленный блиц могут играть все, от новичков до гроссмейстеров.

Вывод

Есть множество веских причин играть против лучших шахматных движков. Если вы подходите к шахматному движку с правильным мышлением, это может улучшить вашу игру в шахматы.

На этом мы подошли к концу нашего поста, который включает в себя лучшие шахматные движки с широкими возможностями обучения, руководствами для игроков и различными режимами игры. Эти шахматные движки не только обучат вас с нуля, но и поднимут вашу игру на новый уровень.

Увеличение силы

Шахматные двигатели с каждым годом становятся все сильнее. Частично это связано с увеличением вычислительной мощности, которая позволяет производить вычисления на все большую глубину за заданное время. Кроме того, были усовершенствованы методы программирования, позволяющие движкам быть более избирательными в строках, которые они анализируют, и лучше понимать позицию. Шахматный движок часто использует обширную ранее вычисленную дебютную «книгу», чтобы увеличить свою игровую силу в течение первых нескольких ходов, возможно, до 20 или более ходов в глубоко проанализированных линиях.[нужна цитата ]

Некоторые шахматные движки поддерживают базу данных шахматных позиций, наряду с ранее вычисленными оценками и лучшими ходами, по сути, своего рода «словарь» повторяющихся шахматных позиций. Поскольку эти позиции вычисляются заранее, движок просто выполняет одно из указанных движений в базе данных, тем самым экономя время вычислений, что приводит к более сильной и быстрой игре.

Некоторые шахматные движки используют финальные столы увеличить свою игровую силу во время эндшпиль. База эндшпиля включает все возможные эндшпильные позиции с небольшими группами материала. Каждая позиция окончательно определяется как победа, поражение или ничья для игрока, чья очередь делать ход, и количество ходов до конца с лучшей игрой обеих сторон. Tablebase определяет для каждой позиции ход, который быстрее всего выиграет против оптимальной защиты, или ход, который проиграет быстрее всего против оптимального нападения. Такие столовые базы доступны для всех шахматных эндшпилей с семью или менее фигурами (исключаются тривиальные позиции в эндшпиле, такие как шесть белых фигур против одиноких черных). король ).

Когда маневрирование в концовке для достижения необратимого улучшения требует большего количества ходов, чем горизонт вычислений шахматного движка, движок не гарантирует, что найдет лучший ход без использования таблицы эндшпиля, и во многих случаях может потерпеть неудачу. то правило пятидесяти ходов как результат. Многие двигатели используют постоянный мозг (продолжая вычислять во время хода противника) как метод увеличения их силы.

Распределенных вычислений также используется для улучшения программного кода шахматных движков. В 2013 году разработчики Stockfish программа для игры в шахматы начала использовать распределенные вычисления для улучшения программного кода. По состоянию на июнь 2017 г., в общей сложности более 745 лет процессорного времени было использовано для игры в более чем 485 миллионов шахматных партий, при этом результаты используются для небольших и постепенных улучшений программного обеспечения для игры в шахматы.

Chess Vision

Chess Vision — это потрясающий набор инструментов на основе ИИ для игры в шахматы. Состоит оно из трех частей, обычным пользователям с головой хватит расширения для браузера Chrome или Firefox.

После установки расширения Chess Vision оно сможет анализировать шахматные доски прямо с вашего монитора. Например, если вы ломаете голову над онлайн-партией или смотрите стрим шахматного матча, просто запустите расширение: за минуту-другую оно отсканирует доску и предложит лучшие ходы и комбинации. В общем, это отличный способ научиться анализировать собственные ошибки.

Вторая составляющая Chess Vision — это поисковик для YouTube, заточенный под шахматы. Фильтр поисковика включает начальные позиции, фазы игры, открытие позиций и структуру пешек. Можно проводить поиск по общим темам, вроде гамбитов пешкой и рокировкам. Просто укажите нужные параметры и сервис тут же выдаст список всех подходящих видео на YouTube.

Последняя часть — это ИИ-считыватель электронных книг, который превращает обычные шахматные учебники в интерактивные страницы: вы сможете сразу разыграть любую партию, которую найдете в книге. Данная функция имеет ограничения для бесплатных пользователей, так что для полного доступа придется доплатить.

Развитие игры

В Азии

В VI-VII в. до нашей эры чатуранга начинает набирать популярность и распространяться по миру — её заимствует Арабский Восток, несколько преобразовав и приблизив к современному формату:

  • количество игроков сокращается до двух;
  • появляется ферзь;
  • перестают использоваться кости;
  • условие для победы — объявление «мата».

У арабов игра получила название «шатрандж», что впервые упоминается примерно в 550 году, а у персов — «шатранг». Название, максимально приближенное к русскому, настольная игра приобретает в таджикском языке, где её именуют «шахмат», что в переводе означает «властитель повержен». 847 год знаменуется выходом первой шахматной книги авторства Аль-Адли.

В страны Юго-Восточной Азии игра распространилась, сохранив некоторые особенности с древних времен, такие как отсутствие рокировок, а также приобретая новые специфические черты, не свойственные современному формату игры: изменённый размер доски и расположение фигур на пересечении клеток доски.

На Руси

На Руси шахматы появились в 820 году: по одной из версий — прямиком от персов, а по другой — от среднеазиатских народов. Забегая вперёд, стоит отметить, что при этом изменения в правилах, введённые европейцами, принимались на Руси с запозданием, и только в X—XI веках европейский вариант игры в шахматы укрепился и здесь, придя из Италии через Польшу. На Руси первые письменные упоминания о шахматах были официально зафиксированы в XIII веке в кормчей книге 1262 года, в позже в Новгородской кормчей книге 1280 года и и Софийском сборнике XIV века, где православная церковь нелестно высказывается об игре в шахматы, относя её категории азартных игр и категорически запрещая под угрозой отлучения от церкви.

Гонения продолжались вплоть до середины XVII века, но, даже несмотря на это, шахматы обретали всё большую популярность — в них с удовольствием играли князья, воины, купцы, женщины и дети, о чём свидетельствует множество письменных источников и археологических находок, а мастерством русских шахматистов восхищались во Франции.

В Европе

В VIII—IX веках, при завоевании арабами Испании, шахматы попали в Европу и стали стремительно распространяться по Португалии, Италии и Франции, а к XI веку уже завоевали популярность во всех европейских странах и Скандинавии. Постепенно правила всё больше приближались к современному стандарту, окончательно оформившись к XV веку.

Испанский священник Руи Лопес де Сегура стал одним из первых известных шахматистов, способных поразить своим невероятным мастерством и развитыми навыками логики. Кроме того, он вошёл в историю автором «Книги об изобретательности и искусстве игры в шахматы», опубликованной в 1561 году. Тогда ещё искусство шахмат и секреты игры не были столь распространёнными, поэтому Руи Лопес стал в каком-то роде новатором, поведавшим о некоторых любопытных стратегиях игры в шахматы и давшим определение терминам «эндшпиль», «миттельшпиль» и «дебют»

Лопес утверждал, что для победы в шахматах важно сесть так, чтобы солнце светило противнику в глаза, тем самым делая его менее сосредоточенным

Середина XIX века тоже считается важным периодом в истории развития шахмат, ведь именно тогда происходило приведение шахматных фигур к единой стандартной форме, принятой сегодня как классическая. До этого времени в игре использовались фигуры самого разнообразного вида. В 1849 году компанией «Джон Жак и сыновья» был выпущен комплект шахматных фигур нового образца, который поддержал известный в те времена своим мастерством шахматист Говард Стаунтон. Новый дизайн чрезвычайно быстро вошёл в обиход и заслужил расположение даже самых именитых любителей шахмат, а также стал активно использоваться в турнирах по всему миру.

Сейчас по всему миру проходят многочисленные шахматные турниры, где игроки могут посоревноваться друг с другом в мастерстве логики, а первый такой турнир прошёл в 819 г. при дворе халифа аль-Мамуна между тремя сильнейшими игроками того времени. Только в XIX веке начинают становиться популярными международные матчи и турниры, а в наше время широко известны следующие:

  • кубок мира по шахматам;
  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Таким образом, шахматы, пройдя долгий путь развития от неизвестной индийской игры до распространения по всему миру, стали значимой частью культуры и спорта, не ограничиваясь статусом только лишь очередной настольной игры. Сегодня шахматы — излюбленное занятие интеллектуалов и один из самых эффективных способов развить логическое мышление и умственные способности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: