История возникновения шахмат: из глубины веков до наших дней. где были изобретены шахматы

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Редкие правила для ничьи в шахматах

Мы рассмотрели самые популярные случаи, когда объявляется ничья. Однако есть редкие правила, которые тоже полезно знать.

Троекратное повторение

Должны соблюдаться два условия для окончания партии ничьей:

  • все повторения совершает один и тот же игрок.
  • возможные позиции фигур одинаковы, то есть, на одной и той же клетке оказывается одинаковый тип фигуры. Например, два коня поменялись местами, что тоже считается повторением позиции.

Ничья фиксируется по инициативе одного из шахматистов, который подпадает под эти условия. Прежде чем делать ход, приводящий к повторению, он предлагает сопернику закончить партию. Если по каким-то причинам тот не согласен, то разрешить ситуацию может судья поединка.

Если судья не соглашается с требованиями, то игра будет продолжаться, а противник прибавит к своему времени 2 минуты.

Объявляется вечный шах

Бывают ситуации, когда король не может выйти из-под удара несколько ходов. Каждый раз ему объявляется шах, он уходит, но из-за нового шаха возвращается на исходную позицию. Так может продолжаться бесконечно и, в конце концов, противники соглашаются на ничью. Вот пример — у черных большой материальный перевес, но их король не может уйти от преследования.

[FEN «7k/6p1/6Q1/8/4p3/5p2/3rqPPP/6K1 w — — 0 1»]

1. Qe8+ Kh7 2. Qh5+ Kg8 3. Qe8+ Kh7 4. Qh5+ Kg8 5. Qe8+ Kh7 { 1/2-1/2 Игра признана ничьей. } 1/2-1/2

Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

Правило пятидесяти ходов

Суть ситуации в следующем: за 50 ходов ситуация не развивается, не побита ни одна фигура, и пешки не сделали ни одного хода.

Сейчас правило 50 ходов принято без поправок. В 80-е годы были попытки изменить условия этого правила. Было разрешено увеличить ходы при сочетании некоторых фигур, например, против пешки борются 2 коня. В 1992 году все поправки были убраны и правило стало применяться, как было задумано изначально.

Умышленная затяжка времени

Бывает такая ситуация, что шахматист может просрочить время, а его противник не предпринимает никаких активных действий. Судья в этом случае может поступить по-разному:

  1. Фиксирует ничью.
  2. Выносит решение продолжить игру, анализирует ситуацию и завершает партию ничьей по истечении времени.
  3. Отклоняет ничью. При решении о ложности заявления шахматиста судья добавляет 2 минуты его сопернику, как компенсацию морального ущерба.

Чаще всего судьи принимают второй вариант из возможных решений.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону.
Расположенный
в середине доски, король держит под ударом
8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой
системе подсчета за победу насчитывается
1 очко,
з
а ничью 0,5 очка,
з
а поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии
– шахматным пешкам . Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры . На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения
по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

Развитие шахматной теории

К XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории.
В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют,
миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается
путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников,
прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми
наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется
позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную,
устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам
и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек.
По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком
зависит победа или поражение»

Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра
и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века.
Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Кто придумал шахматы: история происхождения

История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.

Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.

Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.

Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.

Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.

Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранги присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.

Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранги могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия

Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.

Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.

(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

Вторая версия

Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.

Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

Как сделать ничью в шахматах

Когда ваша позиция хуже, то важно знать, как сделать ничью, чтобы добыть хотя бы половину очка. Прежде всего, надо знать эндшпильные позиции и уметь их правильно оценивать

Описывать все ситуации нет смысла, их довольно много. Для начала советуем почитать наши статьи для начинающих про ладейные эндшпили и пешечные окончания.

Иногда по турнирной ситуации шахматиста вполне устраивает ничья и он начинает откровенно доводить партию до этого результат. Это очень рискованный процесс. Можно стать заложником стратегии и начать менять фигуры, пытаясь упростить позицию без должных оснований. Не следует так поступать. Лучше всегда играть по требования позиции и делать лучшие ходы, даже если они приводят к сложной борьбе.

Нельзя считать, что партия, окончившаяся ничьей, неинтересна. Иногда получается, что красивая ничья ценится больше, чем выигрыш в вялой, без острых моментов, игре. Вот одна из самых красивейших партий, окончившихся вничью:

История шахмат — History of chess

История шахмат насчитывает почти 1500 лет, хотя самые ранние корни шахмат неизвестны. Первый предшественник игры, вероятно, появился в Индии до 6 века нашей эры. Из Индии игра распространилась в Персию. Когда арабы завоевали Персию, шахматы были приняты в мусульманском мире, а затем распространились в Южной Европе. В Европе шахматы приобрели примерно нынешний вид в 15 веке.

«Романтические шахматы» были доминирующим стилем игры в шахматы с конца XV века до 1880-х годов.1 В шахматных партиях этого периода акцент делался на быстрых тактических маневрах, а не на долгосрочном стратегическом планировании. 1 За эпохой романтизма последовали эпохи науки, ультрамодернизма и нового динамизма. 1 Во второй половине 19 века началось развитие современных шахмат, а первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведен в 1886 году. 20 век принес большой скачок в шахматной теории и основание Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ). В 1997 году компьютер впервые победил чемпиона мира по шахматам в знаменитом матче Deep Blue против Гарри Каспарова, положив начало эре компьютерного доминирования

С тех пор компьютерный анализ, начавшийся в 1970-х годах, когда на рынке появились первые программируемые шахматные игры, внес значительный вклад в развитие шахматной теории и стал важной частью подготовки профессиональных шахматистов. Более поздние разработки в 21 веке использовали компьютерный анализ, который намного превосходил то, что мог предоставить публике человек-игрок

Онлайн-игры, которые впервые появились в середине 1990-х годов, очень популярны в 21 веке.

Шахматы и сегодня являются очень популярным хобби. Исследование 2012 года показало, что «шахматисты сегодня образуют одно из крупнейших сообществ в мире: 605 миллионов взрослых регулярно играют в шахматы». Хотя бы раз в год в шахматы играют 12% британцев, 15% американцев, 23% немцев, 43% русских и 70% индийцев в группе ABC1. 2

а б c d е ж Грамм Час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж Грамм Час

Шахматы в Восточной Азии

Шахматы распространились во многих странах Восточной и Северо-Восточной Азии, таких как Таиланд, Камбоджа, Китай, Япония, Монголия и Восточная Сибирь. Давайте посмотрим, как играли в шахматы в каждой стране и как игра распространилась в Восточной Азии.

Шахматы в Таиланде и Камбодже

Разновидность шахмат в Таиланде называлась Макрук, а в Камбодже — Оук Чатранг. Эти два варианта были ближайшими живыми родственниками Чатуранги. У них была та же шахматная доска без клетки, ограниченные метаморфозы, перемещенные короли и ходы слона.

Шахматы в Китае

В Китае считается, что игра сянци произошла от чатуранги (также известной как шахматы). Здесь фигуры располагались на пересечении линий, а не в квадратах, как мы знаем сегодня. Цель игры осталась той же, что и в чатуранге (сделать короля противника беспомощным).

Сянци отличалась от любой другой настольной игры. Центральная горизонтальная область представляла собой реку. Эта часть доски не была разделена на квадраты.

Шахматы в Японии

В Японии популярный вариант шахмат известен как сёги. Сначала он попал из Индии в Китай, а затем в Японию. Игра в сёги была совершенно уникальной. Вот как проходила игра:

  • Захваченные фигуры можно было повторно использовать взявшим их игроком.
  • Пешки съедали на одно поле впереди, а не по диагонали.
  • Размер шахматной доски 9 на 9. По бокам короля были золотые генералы, а не слоны, как в сегодняшних шахматах.

Со временем игра сёги превратилась в шахматную доску размером 15 на 15 квадратов, на которой появилось много новых фигур, включая ладью, слона и ферзя современных западных шахмат. Они стали известны как Дай Сёги. В Дай Сёги было много интересных игр. Например, пьяный слон может стать вторым королем, а сильная фигура льва может быть передвинута дважды или захвачена.

Однако в 15 веке игра эволюционировала и стала называться Чу Сёги. В этой превосходной игре размер доски уменьшился до 12 x 12, а слабые фигуры были удалены. Сё-сёги стало последним изменением в игре. Он был очень популярен, но считался менее известным.

Шахматы в Монголии

В настоящее время в Монголии в шахматы играют по единым правилам.

Известно, что шахматы впервые появились в Монголии в густонаселенных районах.

То, что в Монголии называли шахматными фигурами:
Король Король
Королева Собака (защитник)
Слон Верблюд
Рыцарь Лошадь
Ломбард Щенок

Их версия шахматной игры называлась Шатар и состояла из большой шахматной доски 10 x 10.

Эти фигуры не имели ничего общего с европейскими фигурами, из которых развилась шахматная традиция, зародившаяся в сибирских регионах.

Наше время: оцифровка офлайн-партий

Моду на офлайн-шахматы вернул сериал «Ход королевы» от Netflix в 2020 году. Спрос на шахматные наборы в России за месяц увеличился на 30% при годовом росте в 50%.

Однако популярность игры на аналоговых досках вовсе не означает отката в шахматных технологиях.

Например, компания Square Off выпускает умные шахматные доски, на которых искусственный интеллект сам двигает фигуры. При этом доска записывает и передаёт на компьютер все ходы и комбинации.

А для оцифровки и аналитики игры на обычных досках существует интеллектуальная платформа idChess. С помощью мобильного приложения сервис позволяет записать и сохранить сыгранные партии в виде шахматной нотации и диаграммы, а также поделиться ими с друзьями и тренером. В библиотеке партий шахматисты могут анализировать игры, проводить работу над ошибками и отслеживать свой прогресс.

Для организаторов шахматных турниров предусмотрена специальная версия, которая позволяет оцифровать и вывести на большой экран неограниченное количество шахматных досок. Смартфоны с приложением подключаются к административной панели и формируют турнирную сетку с онлайн-диаграммами досок игроков.

Работает idChess на базе технологий компьютерного зрения и машинного обучения. Распознавание ходов происходит из видеопотока через мобильное приложение в режиме реального времени. Для определения фигур на платформе реализовано несколько нейросетей. Алгоритм учитывает множество факторов, возникающих во время игры, — например, падение фигуры или перекрытие камеры рукой.


Фото: страница idChess во «ВКонтакте»
Фото: страница idChess во «ВКонтакте»
Фото: страница idChess во «ВКонтакте»
Фото: страница idChess во «ВКонтакте»

Технологии изменили игру в шахматы. Благодаря шахматным движкам и программам современные шахматисты играют значительно сильнее, чем их предшественники. Всего тридцать лет назад для подготовки игрокам требовалось пересматривать десятки книг и журналов, чтобы найти нужную информацию. Сейчас шахматная программа может меньше чем за минуту проанализировать любую позицию и выдать наилучший ход.

Тренировки к соревнованиям больше невозможно представить без шахматных программ. Действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен готовится с помощью нейронной сети AlphaZero. А Яну Непомнящему в подготовке к турниру претендентов ФИДЕ помогал суперкомпьютер «Жорес».

Искусственный интеллект прочно обосновался в шахматной жизни и не собирается сдавать позиции. Он встроился и в программы-тренеры, где игровые движки используются как ядро, и в технологии по оцифровке спорта, и в шахматные боты, которые могут подстраиваться под определённый стиль игры.

Развитие игры

В Азии

В VI-VII в. до нашей эры чатуранга начинает набирать популярность и распространяться по миру — её заимствует Арабский Восток, несколько преобразовав и приблизив к современному формату:

  • количество игроков сокращается до двух;
  • появляется ферзь;
  • перестают использоваться кости;
  • условие для победы — объявление «мата».

У арабов игра получила название «шатрандж», что впервые упоминается примерно в 550 году, а у персов — «шатранг». Название, максимально приближенное к русскому, настольная игра приобретает в таджикском языке, где её именуют «шахмат», что в переводе означает «властитель повержен». 847 год знаменуется выходом первой шахматной книги авторства Аль-Адли.

В страны Юго-Восточной Азии игра распространилась, сохранив некоторые особенности с древних времен, такие как отсутствие рокировок, а также приобретая новые специфические черты, не свойственные современному формату игры: изменённый размер доски и расположение фигур на пересечении клеток доски.

На Руси

На Руси шахматы появились в 820 году: по одной из версий — прямиком от персов, а по другой — от среднеазиатских народов. Забегая вперёд, стоит отметить, что при этом изменения в правилах, введённые европейцами, принимались на Руси с запозданием, и только в X—XI веках европейский вариант игры в шахматы укрепился и здесь, придя из Италии через Польшу. На Руси первые письменные упоминания о шахматах были официально зафиксированы в XIII веке в кормчей книге 1262 года, в позже в Новгородской кормчей книге 1280 года и и Софийском сборнике XIV века, где православная церковь нелестно высказывается об игре в шахматы, относя её категории азартных игр и категорически запрещая под угрозой отлучения от церкви.

Гонения продолжались вплоть до середины XVII века, но, даже несмотря на это, шахматы обретали всё большую популярность — в них с удовольствием играли князья, воины, купцы, женщины и дети, о чём свидетельствует множество письменных источников и археологических находок, а мастерством русских шахматистов восхищались во Франции.

В Европе

В VIII—IX веках, при завоевании арабами Испании, шахматы попали в Европу и стали стремительно распространяться по Португалии, Италии и Франции, а к XI веку уже завоевали популярность во всех европейских странах и Скандинавии. Постепенно правила всё больше приближались к современному стандарту, окончательно оформившись к XV веку.

Испанский священник Руи Лопес де Сегура стал одним из первых известных шахматистов, способных поразить своим невероятным мастерством и развитыми навыками логики. Кроме того, он вошёл в историю автором «Книги об изобретательности и искусстве игры в шахматы», опубликованной в 1561 году. Тогда ещё искусство шахмат и секреты игры не были столь распространёнными, поэтому Руи Лопес стал в каком-то роде новатором, поведавшим о некоторых любопытных стратегиях игры в шахматы и давшим определение терминам «эндшпиль», «миттельшпиль» и «дебют»

Лопес утверждал, что для победы в шахматах важно сесть так, чтобы солнце светило противнику в глаза, тем самым делая его менее сосредоточенным

Середина XIX века тоже считается важным периодом в истории развития шахмат, ведь именно тогда происходило приведение шахматных фигур к единой стандартной форме, принятой сегодня как классическая. До этого времени в игре использовались фигуры самого разнообразного вида. В 1849 году компанией «Джон Жак и сыновья» был выпущен комплект шахматных фигур нового образца, который поддержал известный в те времена своим мастерством шахматист Говард Стаунтон. Новый дизайн чрезвычайно быстро вошёл в обиход и заслужил расположение даже самых именитых любителей шахмат, а также стал активно использоваться в турнирах по всему миру.

Сейчас по всему миру проходят многочисленные шахматные турниры, где игроки могут посоревноваться друг с другом в мастерстве логики, а первый такой турнир прошёл в 819 г. при дворе халифа аль-Мамуна между тремя сильнейшими игроками того времени. Только в XIX веке начинают становиться популярными международные матчи и турниры, а в наше время широко известны следующие:

  • кубок мира по шахматам;
  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Таким образом, шахматы, пройдя долгий путь развития от неизвестной индийской игры до распространения по всему миру, стали значимой частью культуры и спорта, не ограничиваясь статусом только лишь очередной настольной игры. Сегодня шахматы — излюбленное занятие интеллектуалов и один из самых эффективных способов развить логическое мышление и умственные способности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: