П
Пат — это положение, при котором у игрока не остается ходов, но при этом король не стоит под шахом. Подробнее о том, что такое пат, можно узнать из другого нашего материала.
Перегрузка — это ситуация в шахматах, когда фигура защищает сразу несколько других фигур и из-за этого не справляется со своими задачами.
Перекрытие — это прием в шахматах, при котором игрок перекрывает линии для атаки и защиты фигур соперника, чтобы нарушить их взаимодействие.
Пешечная вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой пешка атакует две фигуры противника и более.
Пешечная цепь — это пешки одного цвета, которые расположены по диагонали и защищают друг друга.
Пешечные гонки — это ситуация в шахматах, когда своя пешка и пешка соперника наперегонки идут к противоположному полю, чтобы стать ферзем.
Пешечный штурм — это наступление пешек на королевском фланге соперника с целью вскрыть вертикали для ладей и ферзя.
Пешка — это шахматная фигура, которая ходит на одно поле вперед по вертикали и берет другие фигуры при ходе на одно поле вперед по диагонали. Первый ход пешка может сделать на два поля. Также она может стать другой фигурой (кроме короля), если займет поле на последней горизонтали соперника.
Пешки-неберучки — это две пешки, которые не может взять король соперника.
Пешкоедство — это плохая привычка шахматиста забирать все пешки соперника, не думая о последствиях.
План — это несколько ходов в шахматах, которые связаны одной целью.
Плохой слон — это такой слон, которого блокируют собственные или вражеские пешки, отнимают у него поля и ограничивают его подвижность.
Позиционная игра — это ситуация, в которой игрок проводит планомерные маневры фигурами и пешками, чтобы улучшить свою позицию и ослабить позицию соперника.
Позиционное преимущество — это особенности расположения фигур и пешек на доске, которые позволяют игроку планировать ходы с учетом слабостей противника.
Позиция фигуры — любое положение фигуры на шахматной доске в любой период партии.
Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске.
Полуоткрытая линия — это вертикаль, на которой стоят пешки противника, но нет своих пешек.
Полуоткрытый дебют — это вид дебюта, при котором белые начинают с хода e4, а черные оставляют свою королевскую пешку на месте и делают в ответ любой ход, кроме e5.
Полупат — это позиция, в которой у короля нет ходов, но есть один ход другой фигурой.
Поля превращения — это шахматные поля восьмой горизонтали для белых пешек и первой горизонтали для черных пешек, встав на которые они могут превратиться в другую фигуру.
Превращение пешки — это ситуация во время шахматной партии, когда пешка доходит до противоположного поля на стороне соперника и превращается в фигуру большей ценности.
Преимущество двух слонов — ситуация, в которой у одного из игроков есть два слона, а у его противника — слон и конь либо два коня.
Промежуточный ход — это сильный и неожиданный ход, который помогает улучшить позицию.
Промежуточный шах — это неожиданный шах, который помогает разрушить планы соперника или получить преимущество.
Прорыв — это прием в шахматах, при котором игрок жертвует пешку, чтобы отвлечь пешку соперника и образовать свою проходную пешку.
Проходная пешка — это пешка, путь которой свободен от пешек соперника. При этом на соседних вертикалях либо нет вражеских пешек, либо они не атакуют поля, через которые должна пройти пешка.
Пуанта — это самый трудный, впечатляющий ход в маневре или комбинации.
Пуля — ускоренный вариант блица, при котором на обдумывание ходов игрокам дают не более двух минут.
Правила швейцарской системы
Первые соревнования по швейцарской системе были проведены в 1895 году во время турнира в Цюрихе, финансовой столице Швейцарии. Место соревнований дало название соревновательному формату.
Базовый принцип швейцарской системы — подбор соперников на основании равного количества набранных по ходу шахматного турнира очков. Формула применяется после партий первого тура. Победители стартовых поединков играют друг с другом. Аналогичным образом составляются пары из проигравших. Принцип используется до завершения турнира.
Швейцарская система не предполагает выбывания игроков из сетки соревнований. Все соперники проводят одинаковое количество партий. Формат применяет на состязаниях средней продолжительности — от 7 до 13 туров.
Рассматриваемый формат используется для турниров с большим количеством участников. Численность шахматистов на отдельных соревнованиях может достигать двух сотен. Ближайшей аналогией из мира спорта становится масс-старт в лыжных гонках, биатлоне или легкоатлетических состязаниях.
Швейцарская система может применяться как своеобразный фильтр при организации отборочных этапов крупных турниров. Именно так организована квалификация к чемпионату России по шахматам. Зональные соревнования позволяют выявить наиболее сильных претендентов из нескольких сотен игроков.
Проблемный
Чтобы определить победителя конкурса, самое справедливое и простое решение — противопоставить каждого участника всем остальным. Этот метод неприменим в течение разумного периода времени при большом количестве участников.
Формула кубка на выбывание — это способ определить победителя, ограничив количество встреч. Обратной стороной является досрочное или окончательное устранение кандидатов, которые могли претендовать на победу. Это неожиданная формула, и поэтому она слишком случайна для соревнований, направленных на поддержание регулярности.
Швейцарская система позволяет сохранить формулу чемпионата, ограничивая продолжительность соревнований: каждый игрок участвует в одинаковом количестве матчей, а выбранные критерии пар позволяют получить логическую классификацию с достаточно хорошей надежностью.
Процедура сопряжения
Во время всех, кроме первого раунда, участники распределяются по парам в зависимости от того, как они примерно выступили на данный момент. В первом раунде участники распределяются по парам либо случайным образом, либо в соответствии с некоторой схемой, которая, как было установлено, хорошо подходит для данной игры или вида спорта. Если желательно, чтобы участники с самым высоким рейтингом встретились в последних раундах, схема должна начинать их в разных скобках, точно так же, как это делается при посеве предварительно ранжированных игроков для одиночного турнира на выбывание. В последующих раундах участники сортируются в соответствии с их совокупными баллами, и им назначаются противники с таким же или подобным баллом до этого момента. Правила создания пар должны быть довольно сложными, так как они должны гарантировать, что никакие два игрока никогда не будут противостоять друг другу дважды, и не дать игроку некоторого преимущества в результате случайности.
Подробные правила составления пар различаются в разных вариантах швейцарской системы. Поскольку они довольно сложны, и нежелательно иметь длительную задержку между раундами для определения пар, организатор турниров часто использует компьютерную программу для создания пар.
В шахматах, когда используется термин «швейцарский», часто подразумевается определенное правило пар, которое ФИДЕ называет «голландской системой» . Система пар Монрад широко используется в шахматах в Дании и Норвегии, а также в других видах спорта по всему миру. Эти две системы описаны ниже.
Голландская система
Игроки делятся на группы в зависимости от их очков. Внутри каждой группы с одинаковым или похожим счетом игроки ранжируются на основе рейтинга или некоторых других критериев. В соответствии с другими правилами формирования пары верхняя половина затем соединяется с нижней половиной. Например, если в группе очков восемь игроков, номер 1 соединяется с номером 5, номер 2 соединяется с номером 6 и так далее. Затем вносятся изменения, чтобы участники не встречались друг с другом дважды, и чтобы сбалансировать цвета (в шахматах). Для того, чтобы этот метод работал, группы оценок не могут быть слишком маленькими, и, таким образом, для более мелких общих полей группы оценок не подходят.
Система Монрад
Игроки сначала ранжируются на основе их очков, а затем их стартового номера (который может быть случайным или основанным на посеве). Затем №1 встречается с №2, №3 встречается с №4 и т. Д., С изменениями, сделанными для обеспечения соблюдения других правил. Игроки сортируются по счету (не по группам) и исходному рангу, затем каждый игрок соединяется со следующим противником, как правило, без повторов. Это больше подходит для небольшого числа участников.
Система Монрада, используемая в шахматах в Дании, довольно проста: игроки изначально ранжируются случайным образом, а пары изменяются только для того, чтобы игроки не встречались друг с другом дважды. Норвежская система имеет дополнительную систему посева для пар первого раунда, а в рамках оценочной группы алгоритм создания пар стремится давать игрокам чередующиеся цвета.
Система сопряжения Monrad широко используется в Scrabble и известна как формат King Of The Hill. Считается, что она отличается от швейцарской парной системы.
Варианты шахмат
Оноре Домье, Шахматисты
Помимо общеизвестных классических шахмат, описанных в настоящей статье, существует большое количество других вариантов шахматной игры. Есть национальные варианты шахмат, например, упомянутые в разделе «История» сянци и сёги. Некоторые варианты используют дополнительные фигуры или необычные доски. Известны варианты на бо́льших по размеру досках, с дополнительными фигурами, объединяющими ходы коня и ладьи и/или коня и слона. Гексагональные шахматы играются на шестиугольной доске, состоящей из полей-шестиугольников.
Изобретением новых вариантов шахмат увлекались многие учёные, шахматисты-любители и профессионалы. Известны, например, шахматы Капабланки — на доске 10×8, с двумя новыми фигурами. В последнее время приобретают всё большую популярность шахматы Фишера — игра по классическим правилам, но со случайной начальной расстановкой фигур на последних горизонталях.
В части вариантов правила сохранились неизменными (или минимально изменёнными), а изменена лишь начальная расстановка фигур. Кроме уже упомянутых шахмат Фишера, таковыми являются кингчесс и боевые шахматы — другие варианты с неклассической начальной расстановкой и минимальными изменениями в правилах.
Порядок проведения турнира по швейцарской системе
Желательно, чтобы в турнире участвовало четное число игроков (иначе в каждом туре игрок снизу таблицы будет получать победу без игры – «плюс»).
В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Например, при 30 участниках первый (по рейтингу) играет с 16-м, второй с 17-м и т.д.
В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в ближайшую очковую группу для четности.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и черными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом.
Количество туров определяется количеством участников. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. Количество туров принимают равным округленному значению двоичного логарифма от количества участников плюс округленному значению двоичного логарифма от требуемого числа призовых мест минус один. Например, чтобы выявить четвертку сильнейших, нужно пять туров при 16 участниках.
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Участники, набравшие равное количество очков, распределяются по дополнительным показателям, обычно по коэффициенту Бухгольца. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или «коэффициент прогресса» – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).
Порядок проведения турнира по швейцарской системе
Желательно, чтобы в турнире участвовало четное число игроков (иначе в каждом туре игрок снизу таблицы будет получать победу без игры – “плюс”).
В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Например, при 30 участниках первый (по рейтингу) играет с 16-м, второй с 17-м и т.д.
В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в ближайшую очковую группу для четности.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и черными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом.
Количество туров определяется количеством участников. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. Количество туров принимают равным округленному значению двоичного логарифма от количества участников плюс округленному значению двоичного логарифма от требуемого числа призовых мест минус один. Например, чтобы выявить четвертку сильнейших, нужно пять туров при 16 участниках.
Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Участники, набравшие равное количество очков, распределяются по дополнительным показателям, обычно по коэффициенту Бухгольца. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или “коэффициент прогресса” – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).
Плей-офф (playoff)
Плей-оффПроведение турниров
- Необходимо количество участников, равное 2 в степени n, где n-предполагаемое число туров.
- Участники подают заявку на участие.
- Как только набрано необходимое количество участников регистрация заканчивается.
- Игры начинаются автоматически в заранее определенное время (Все участники выстраиваются в случайном порядке, Играет 1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.)
- Каждый следующий тур начинается после завершения всех партий текущего тура (Для суперблиц-турниров за 1 день проводится 1 тур).
- Каждая пара играет либо двойные партии, либо последовательные со сменой первого хода, либо всего одну партию.
- Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. В случае ничьей побеждает игрок с меньшим рейтингом.
- Во второй и последующие туры выходят только победители.
- Победителем турнира считается игрок, не проигравший ни одной игры.
Виды ставок на шахматы
В некоторых букмекерских конторах можно ставить на тотал числа ходов в партии, на то, закончится ли чемпионат специальными дополнительными партиями (быстрые шахматы, блицшахматы, армагеддон-шахматы).
Но более конкретные исходы в этом виде спорта присутствуют.
Победа белых или черных («П1» или «П2»). Традиционный вид пари на основные исходы соревнования характерен в том числе и для ставок на шахматы. Также к ставкам на основные исходы относится и вариант пари на ничью.
Двойной шанс («1х» или «2х»). Этот вариант любят более осторожные игроки, такие пари подразумевают, что конкретный соперник как минимум избежит поражения в партии, то есть, либо он одержит победу, либо партия закончится вничью.
Нулевая фора. Так как в шахматах нет счета в конкретной партии, букмекеры предлагают лишь один вариант форы
Важно отметить отличие такого вида ставки от предыдущего: ставка с форой (0) также подразумевает, что указанный участник соревнования как минимум избежит поражения (не проиграет), однако в случае ничьей ставка с нулевой форой рассчитывается возвратом, а ставка на двойной исход — выигрышем
Также некоторые букмекеры могут предлагать и долгосрочные ставки на шахматы, например, на победу определенного спортсмена не в конкретном поединке, а по итогам всего турнира.