История шахмат

Шахматы в Европе

Шахматы были завезены в Европу и Россию в X – XII вв. В 15-16 вв. были разработаны новые правила, согласно которым игроки начинали и определяли ход несколько иначе. В окончательном виде правила и принципы игры были сформированы в 18 веке, с тех пор изменения были незначительными.

Регулярно проводились шахматные турниры, первым победителем, которым удерживал этот титул на протяжении 18 века, был композитор и игрок в шахматы Доминик Филидор. В 19 веке титул победителя турниров перешел к французу Луи Лабурдонне, а затем – к американцу Полу Морфи. Последний является единственным человеком в мире, который выиграл во всех соревнованиях, в которых принимал участие. Однако по причине смертельного заболевания он был вынужден отказаться от дальнейшей карьеры шахматиста.

Из российских шахматистов первым титулованным победителем был Александр Петров в начале 19 века. В 70-х годах ему на смену пришел Михаил Чигорин, который творил современную историю шахмат, участвуя в мировых чемпионатах по шахматам.

Самая известная легенда про шахматы и зерно

Эта легенда рассказывает о том, как изобретший шахматную игру брамин обхитрил царя.

Однажды брамин, проживающий в Индии, изобрел шахматы и наглядно продемонстрировал, как в них играть правящему царю, которому она очень понравилась. За это царь решил исполнить любое его желание. Тогда брамин попросил дать ему зерна, при этом сказал, что много не попросит. Надо только на первую клеточку положить одно зернышко, на вторую два, на третью четыре, на четвертую восемь и на каждую следующую клеточку удвоенное число зерен с предыдущей клетки.

Царь согласился, однако, когда начал выполнять обещанное, зерно его царства закончилось, а до конца доски оставалось еще много клеточек. Таким образом браним обхитрил царя.

Древние игры на досках

Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

  • 5 на 5;
  • 7 на 7;
  • 9 на 9.

Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

Распространение по миру

Считается, что несколько позже, веке в , игра распространилась на арабский мир, Китай и некоторые другие регионы Востока. Игра набирала популярность и приобретала национальные черты, характерные для этих народов.

Менялось и наименования, которые сохранились до сегодняшнего дня. Шатранг, шатранж, такие арабские и персидские названия непривычны для нас, современных шахматистов. В Японии – сёги, у китайцев – сянци, до сих пор занимают видное место в культурах этих народов.

Со временем арабский шатранж «проник» в Испанию. По мнению иториков, это случилось в веке.

В веке на очереди Франция, немногим позже «под напором» привлекательной игры не устояли и другие европейские нации.

В это же время, ввеке, шахматы появились и на Русской земле. Причем напрямую с Востока. Однако культурные связи с Европой сыграли свою роль. Постепенно шахматы на Руси приобретали европейский вид и к концу 10 века полностью «европеизировались».

Постепенно менялись и правила. В разных странах со своими особенностями

Любопытный факт:

Карпов, Каспаров, компьютеры и Карлсен

Анатолий Карпов стал 12-м чемпионом мира в 1975 году. Он играл в последовательном позиционном стиле, с отличной техникой и суеверным мышлением. Вишванатан Ананд говорил, что «Карпова интересует не столько собственный план, сколько подрыв плана соперника». Карпов был чемпионом мира в течение десяти лет и активно участвовал в турнирах до конца 1990-х годов, позже сосредоточившись на общественной и политической деятельности.

Карпов доминировал в шахматах в 1970-х и 1980-х годах, пока его не сменил на троне другой легендарный шахматист, Гари Каспаров. Исторические соперники сыграли 144 партии в пяти матчах на первенство мира с 1984 по 1990 год: 104 партии закончились вничью, 21 выиграл Каспаров и 19 — Карпов. За исключением первой партии, которая была аннулирована без определения победителя, Каспаров всегда оказывался сильнее, несмотря на почти равные результаты.

Каспаров сохранял титул чемпиона мира в течение 15 лет, в период бурного роста и развития шахмат, уступив его только Владимиру Крамнику в 2000 году. Каспаров оставался самым высококлассным шахматистом в мире до 2005 года. Он также стал первым шахматистом, превысившим 2 800 пунктов Эло.

Каспаров был первым шахматистом, который систематически использовал компьютеры для своих тренировок. В конце 1980-х и начале 1990-х годов он не раз обыгрывал сильнейшие шахматные программы. Наконец, в 1997 году он проиграл в игре против суперкомпьютера Deep Blue. Каспаров завершил свою спортивную карьеру, написав несколько книг о шахматах (в том числе многотомник «Мои великие предшественники») и активно занявшись политикой. Ниже приводится интервью, которое Каспаров дал нашему сайту в 2017 году:

К 2005 году даже последние скептики поняли, что суперкомпьютеры значительно превосходят человека по силе игры. В том же году суперкомпьютер Hydra победил Майкла Адамса (на тот момент седьмого шахматиста в мире с результатом 2737) на 5,5 очков в шестиочковом матче. Рост мощности компьютерных программ на этом не остановился. Самый мощный движок с открытым исходным кодом, Stockfish, занимает 3400-е место. В 2017 году шахматный мир был удивлен успехом нейросети AlphaZero, которая обыграла Stockfish в матче на 100 игроков. В начале 2018 года AlphaZero снова обыграла Stockfish — на этот раз в матче на 1 000 игр.

Люди также становятся сильнее, используя компьютеры для исследования, анализа и изучения теории открытия. Профессиональная подготовка к шахматным партиям уже невозможна без помощи компьютеров.

Уходящий чемпион мира Магнус Карлсен, обыгравший в 2013 году Вишванатана Ананда, остается сильнейшим шахматистом мира, заняв в 2019 году только первые места в сильнейших турнирах. В 2014 году он установил новый рекорд по количеству очков Эло в классике, набрав 2 876 очков Эло. Многие считают Карлсена сильнейшим шахматистом всех времен.

Преобразование фигур

Существующая, по легендам, со временем была преобразована в ладью. Связано это с тем, что Ислам запрещал делать изображение живых существ. Поэтому при появлении шахмат в арабских странах птица Рух была изменена, ей обрезали крылья: получились просто небольшие выступы на вершине четырехугольника. Так произошло преобразование птицы в ладью.

Таким образом, происхождение самой игры покрыто множеством легенд и небылиц, одно только известно точно, что родина шахмат — Индия.

Появившаяся в древние времена игра завоевала популярность по всему миру

Из военной она превратилась в познавательную, стимулирующую и развивающую память, логику, внимание, при этом требующая определенной усидчивости

История шахмат
насчитывает не менее полутора тысяч лет а возможно и больше. Изобретённые в Индии в -VI веке , шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Энциклопедичный YouTube

1
/
5

✪ 01. История возникновения шахмат

✪ ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ ШАХМАТ

✪ Урок № 9. Чатуранга. Шатрандж. Древняя история шахмат.

✪ Первая партия в истории современных шахмат

✪ Авербах о истории шахмат. Игра пришла в Европу. 2015

История появления турниров

По мере развития этого вида спорта люди начали объединяться в шахматные клубы и играли в них на деньги. Популярность игры так росла, что в 1575 году провели первый шахматный турнир. Это случилось при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Однако в игре участвовали лишь 4 игрока.

После этого важного события национальные турниры стали проводиться почти во всех странах Европы. В 1821 году турниры превратились в повсеместное явление

Тогда же мир узнал имя сильнейшего шахматиста Адольфа Андерсена.

Впоследствии агрессивную игру сменила позиционная. Эту технику привнес в шахматный мир Вильгельм Стейниц. Он выступал с жесткой критикой атакующего стиля и отдавал предпочтение расчетливой тактике. Стейниц в большей степени делал ставку на защиту. Он занимался укреплением позиций, маневрированием и достижением морального преимущества на доске. В 1886 году шахматист стал чемпионом мира.

Стейницу удавалось удерживать чемпионское звание вплоть до 1894 года. Именно тогда его победил Эмануил Ласкер. Спустя 3 года был проведен матч-реванш, который закончился еще более убедительно. Ласкер сохранял чемпионское звание в течение 27 лет – максимальный срок за всю историю развития игры.

Постепенно позиционные техники Стейница и Ласкера становились все популярнее. До двадцатых годов прошлого века бытовало мнение, что в начале партии соперникам требуется бороться за контроль пешками центральной части доски.

В современном виде турниры стали проводить значительно позже. В девятнадцатом веке были созданы шахматные часы. Их автором стал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это послужило причиной развития новых коротких партий, который назывались быстрыми и длились максимум 30 минут. Также появилось понятие «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Некоторые интересные факты из истории шахмат

В арабских шахматах, например, долгое время ферзь был второстепенной фигурой и мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Слона ограничивали в его перемещениях до трех клеток по диагонали, при этом слон мог перескакивать через фигуру. Ладья тоже когда-то передвигалась только на две клетки.
Со временем ферзь стал главной фигурой на шахматной доске (после короля).
Правила постепенно менялись – с целью ускорения темпа и придания остроты игре.

Куда же делась легендарная птица Рух? По какой причине она уступила место ладье? Виной всему, оказывается, арабы. Я порылась в папиных шахматных книгах и нашла такое объяснение.
Изначально в Индии в шахматах (вернее, в шатранге) фигурам придавалась форма, которая соответствовала их названиям. Слон был похож на слона, всадник – на всадника и т.д. Но во время своих масштабных мусульманских завоеваний, в числе прочих культурных богатств арабы познакомились и с шахматами. Конечно же, они переняли эту замечательную игру. По законам ислама изображение живых существ было запрещено. И от птицы Рух остались небольшие обрубки крыльев в виде выступов наверху четырехугольника. Это символическое изображение сказочной птицы и послужило прообразом современной ладьи.
На всякий случай напомню, что еще раньше – до птицы Рух – эти крайние клетки на шахматной доске занимали индийские колесницы (ратхи).
Так что, вот такая любопытная поэтапная трансформация: ратха – птица Рух – ладья.

А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я вычитала в большой толстой книге Ежи Гижицкого “С шахматами через века и страны”. Правда, это уже не про Индию, а про Россию, но факт показался уж очень любопытным.
В России в прошлые века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Придумали, что ферзь может ходить не только по прямым линиям, но и буквой Г, как конь. В этом случае ферзь назывался “ферзью всяческой”. И перед началом партии следовало заранее договориться, как будет вестись игра – “ферзью обыкновенной” или “ферзью всяческой”.

Легенда о братьях Гаве и Талханде

Одним из известных памятников древней персидской литературы является сказание поэта Фирдоуси. Оно гласит, что в Индии очень давно жила царица, у которой было 2 сына-близнеца. Звали мальчиков Гав и Талханд. Годы детства прошли, и они стали говорить матери о необходимости передачи власти им. Царица встала перед дилеммой: как выявить более достойного из сыновей-близнецов? Она одинаково любила каждого, потому не смогла выделить одного. Видя это, царевичи решили сами определить сильнейшего путем боя. Для него они отправились на берег моря. Там они создали площадку между кромкой воды и вырытым рвом, призванным отрезать путь к отступлению для побежденного. При этом братья изначально договаривались, что убивать друг друга не стремятся. Целью каждого была победа над войском другого.

По случайности во время сражения погиб близнец Талханд. Узнав об этом, мать сильно горевала и винила его брата — Гава — в его смерти. Как оказалось, тот не был напрямую виновен: смерть его брата была вызвана губительными ожогами солнца. Чтобы понять, что именно случилось на месте сражения, мать Гава попросила его в подробностях показать ей всю последовательность событий. Чтоб выполнить волю матери и снять с себя обвинения в гибели брата, Гав продемонстрировал все события битвы на деревянной доске. На нее он поместил фигурки обоих войск с царевичами во главе. Каждого их них сопровождала пехота, конница и советники. Это решение Гава положило начало игре с фигурками на доске, которая спустя столетия превратилась в шахматы.

Превращение шахмат в международный вид спорта

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо?льшую популярность.

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пауль Морфи (США), выигравший в 1858 году матч со счётом +7-2=2, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц, победив Иоганна Цукерторта в первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу.

Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использовать контроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре были изобретены специальные шахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот».

Что такое шахматы?

Как было сказано выше, шахматы являются особым видом спорта. Это настольная игра, где участвуют 2 игрока. Игра проходит на специальной шахматной доске с черно-белой разметкой и 64 клетками одинакового размера. Линия клеток размечена по горизонтали цифрами – от 1 до 8, по вертикали буквами – от a до h. Следующая важная составляющая игр – набор шахматных фигур. Они бывают белыми и черными, каждому игроку достается один из них. В набор шахматных фигур входят:

пешки – 8 штук;

слоны – 2 шт;

кони – 2 шт;

ладьи – 2 шт;

короли – 2шт;

ферзи – 2 шт.

В истории шахмат предусмотрен специальный раздел, посвященный возникновению фигур, а главное их названию.

По установленным правилам, игру начинает тот, кто обладает белым набором фигур. Далее все ходы осуществляются в порядке очереди. Суть игры состоит в том, что один игрок должен поразить своего противника, поставив ему мат. Мат – когда у противника нет возможности ходить, а его фигура короля находится под шахом соперника. Игра может быть прекращена при полном поражении противника и если будет ничья. На все ходы есть определенный лимит времени. Если лимит на игру превышен, а победителя нет – зачисляется технический выигрыш или ничья.

Популярные темы сообщений

  • Уход за зубами

    Зубы выполняют много функций. Прежде всего, зубами человек откусывает и пережевывает пищу. От этого зависит, насколько хорошо она будет усваиваться организмом, сколько полезных веществ он получит. Также зубы участвуют в произношении звуков и слов.

  • Дерево (Хвойное)

    Многим деревьям необходимо разное количество тепла. Хвойные деревья не требуют особого тепла. Они растут в северной холодной части и образуют хвойные леса, обозначающие тайга. Хвойные деревья называются так,

  • Эвоплоцефал

    Эвоплоцефал — это древнейший ящер заселявший нашу планету около семидесяти миллионов лет назад. Его останки были найдены еще в начале двадцатого века на территории Америки. Результаты исследований и раскопок подтверждают время

  • Храмы Кубани

    Кубань относится к южным регионам нашей страны. Сегодня в ее состав входят: 2 края Ставропольский и Краснодарский и 3 республики Абхазия, Адыгея и Карачаево-Черкесская.

  • Дерево (Сосна)

    Сосна лесная или сосна обыкновенная так называют дерево сосны. Сосна появилась сто пятьдесят миллионов лет назад. Это высокое, хвойное, древнее, вечнозеленое дерево. Сосна любят свет и считается неприхотливыми засухоустойчивыми деревом.

Игра на время: как в шахматах появились часы

Сложно представить, но до XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени, а одна партия могла затянуться на сутки. В 1851 году на международном турнире в Лондоне партию Вильямса — Маклоу пришлось остановить, так как противники заснули.

Всё изменилось в 1883 году, когда шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон сконструировал первые часы для ограничения времени партии. Это был механизм с парой циферблатов, установленных на разных концах балансира. На часах Брайта ещё не было кнопок и флажков — флажок, сигнализирующий о скором окончании времени, появится только в 1899 году.


Часы, изобретённые Томасом Брайтом, производства Fattorini & Sons, 1902–1914 гг. Фото: Luke Honey

А в 1988 году Бобби Фишер запатентовал часы, которыми шахматисты пользуются до сих пор. Механизм добавляет определённое количество секунд за каждый сделанный ход, и если игрок укладывается в этот лимит, то флажок на часах не падает.

Часы Фишера получили поддержку в Международной шахматной организации, ФИДЕ, и были впервые применены на матче между Фишером и Спасским в 1992 году. Электронные часы DGT FIDE появились в 1994 году.

Правила шахмат

Ходы на шахматной доске делаются поочередно, причем игрок с белыми фигурами делает первый ход. Право играть белыми фигурами определяется жребием.

В следующих случаях считается, что ход был сделан:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Помимо обычных ходов, в шахматах есть два специальных хода:

  • Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем игрок исправит одну или несколько фигур на доске, он должен указать на нее своему противнику. В противном случае, коснувшись фигуры, вы должны выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах — это ситуация, в которой король игрока захватывается фигурой противника. Чтобы захватить чек, необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Шах и мат — это когда королю ставят шах, но он не может его избежать.

Игра считается выигранной, если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Патовая ситуация — это ситуация, когда игрок, имеющий право хода, не может им воспользоваться, потому что все его фигуры не могут сделать ход. Король не должен быть под контролем.

Ничья также регистрируется в следующих ситуациях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные шахматные партии контролируются специальными шахматными часами. Игрок, чей ход наступил, нажимает кнопку на часах, которая останавливает его часы и запускает часы его противника.

Время игрока считается истекшим, когда флажок на его часах упал. Это касается только следующих случаев:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

3.1 Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

3.2 Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

3.3 Христианская церковь против шахмат

С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа

Вывод

Шахматная партия — это не только творческий, но и всегда соревновательный процесс. В многовековой истории шахмат изменялись правила игры, различные формы приобретали шахматные фигуры, но всегда во главу угла ставился вопрос — кто сильнее?!

Постоянно расширялся спектр шахматных состязаний. В прошлом веке, например, была распространена игра с гандикапом, когда более сильный соперник давал слабому фору — какую-либо шахматную фигуру. Но наиболее распространенными формами соревнований стали: турниры — состязания с участием нескольких шахматистов; матчи — с участием двух соперников; матч-турниры — с участием от 3 до 6 шахматистов, играющих между собой в несколько кругов.

Турниры (первый состоялся в 1575 в Мадриде с участием испанских и итальянских шахматистов) проводятся по различным системам. Самая распространенная — круговая, когда шахматист должен играть со всеми другими участниками. С начала 1970-х гг. одной из наиболее популярных становится швейцарская система, при которой в очередном туре встречаются между собой соперники, имеющие одинаковое количество очков. Кроме этого существуют: олимпийская система или «нокаут-система», то есть проигравший участник выбывает из состязания; схевенингенская система, при которой половина участников играет поочередно с другой половиной

Одна из наиболее традиционных форм шахматных соревнований — матчи. Уже более 100 лет именно в матчах (первый в 1886, Стейниц-Цукерторт) определяется сильнейший шахматист мира. Исключение составил матч-турнир на первенство мира 1948 с участием 5 шахматистов в 5 кругов, победителем которого вышел М. Ботвинник.

В 1883 на Лондонском международном турнире были впервые использованы механические шахматные часы (изобретатель — английский инженер Г. Уилсон). С тех пор они — непременный атрибут любого серьезного шахматного соревнования.

Список литературы

шахматы игра фигура

1. https://www.gambler.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82

2. К. Е. О происхождении шахмат //Шахматы в СССР. 1984, №1.

3. Калинин О. М., Черевко К.Е.Древнекитайская нумерология, протошахматы (ци) и генетический код // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1988. С.46-50.

4. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. — Л.:Лениздат, 1976. — 256 с.

5. Линдер И. М.Шахматы на Руси / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР В. Л. Янин.– Изд. 2-е, доп. и перераб.–М.:Наука, 1975.– 208, с.– (Из истории мировой культуры).– 150 000 экз. (обл.)

6. http://www.riddle.ru/?page=articles/chess/history

Размещено на Allbest.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: