Настольная игра «коварный лис»: обзор правил и преимуществ

Введение

Во второй половине 2020 года я увидел анонс настольной игры «Индустрия» от Hobby World и нашего родного геймдизайнера Ивана Лашина, создателя очень популярной за рубежом «Корпорации Смартфон». Причем увидел в Инстаграме у зарубежного блоггера. Мне стало любопытно, как так вышло, что отечественная настолка сначала попала в Европу, а не к нам. Нам обещают аукцион, покупку предприятий и улучшение. Нам говорят о великолепном дизайне. Нас обнадеживают качественным карточным движком. «Наверное, она классная, хоть и не является моим любимым жанром», — подумал я. И при первой же возможности ее приобрел. Давайте разбираться, насколько верны выданные ей авансы.

Распаковка

Внутри коробки нас ждут по 5 стартовых карт предприятий и промышленников с уникальными свойствами, 36 игровых двухсторонних (базовых и модернизированных) карт предприятий, а также масса деревянных и картонных жетонов. Среди них личные маркированные аукционные диски (по 4 каждого цвета) и один дополнительный нейтральный, жетоны игроков, модернизации, угля, металла и нефти, двухкомпонентный счетчик раундов, множители, кубик, монеты. И, естественно, двуглавый орел — символ Российской империи. Ну и первого игрока тоже.

Карты с льняным тиснением, средней плотности, с выраженными скруглениями. Картонные жетоны толстые и прочные. К качеству этих компонентов претензий никаких нет. Деревянные же, наоборот, с заметными сколами и неровностями под краской. Конечно, на игровом процессе это не отражается, но настольные эстеты могут быть недовольны.

Основной компонент — карты предприятий — имеют не только две стороны, но и два разных эффекта. Вверху находится эффект компенсации. Он пригодится в первой фазе аукциона, когда игроки будут получать репарацию, то есть выплату за проигрыш. Нижний эффект — производство, разыгрывается во второй фазе. Его действие зависит от того, модернизирована или нет карта предприятия. На неулучшенных картах присутствует только один эффект — он обозначен цветным схематичным рисунком ресурсов и действий с ними. Под ним расположен другой, контурный, который позволяет понять, что конкретно будет доступно игроку после модернизации. Простая и понятная инфографика в действии.

Вместо послесловия

Скажу честно — пока я готовил эту статью, успел наиграть порядка 10 партий разным составом. Мне хотелось попробовать все вариации, посмотреть карты, изучить комбинации. Так вот, на протяжении всего времени владения мое мнение колебалось между «это отличная настолка» и «вау, я в восторге». В ней нет провалов, откровенных ляпов и косяков. Это действительно достойная игра. Я почти уверен, что текущий рейтинг на BGG (а он, напомню, 7.7 — норма для новых настолок) вырастет, равно как и место в топе.

Но все же как ее оценить, чтобы всем было понятно? Я пришел к выводу, что все зависит от состава игроков. И на мой взгляд — трое тут оптимально. Причем именно трое живых людей, без агента в качестве добавки. Такой состав поможет максимально сбалансировано вести партию, держать требуемый уровень напряжения и оптимально подобрать работающий движок без риска утонуть в комбинациях. Именно в этом случае «Индустрия» будет до предела лаконична в механиках, принесет больше удовольствия. Это не значит, что при других составах станет хуже, нет. Просто риск что-то пропустить выше, отсюда и потенциальная недооценка.

Я очень прошу, не относитесь к «Индустрии» как к серьезной тематической игре. Она иная и преследует другие цели. И тем не менее, я советую вам ее попробовать. В качестве филлера, пускай и тяжеловесного, она просто бесподобна. Быстрая, умная, инновационная в каком-то смысле даже. В качестве гейтвея для желающих познакомиться с основами построения движка она тоже придется ко двору. Механики простые, процесс увлекательный. В качестве «a hard day’s boardgame», когда нет сил и возможностей на что-то большее? Хороший вариант!

Помните, выбор всегда за вами! И в настольном, и в реальном мире! А я пойду еще раз разложу «Индустрию» с друзьями. В конце концов, мы должны сделать лучшие мануфактуры Российской Империи!

Вам нравятся филлеры? Тогда я думаю вам будет интересна наша статья — Лучшие настольные игры по версии «Час Хобби». Филлеры.

Первое впечатление обманчиво

Действие начинается с того, что герой по фамилии Громов терпит авиакатастрофу. Его самолёт, пролетая над неизвестной землей, разбивается, но ему удаётся выжить. Очнувшись и отыскав топор, юноше остаётся одно – выжить, пока не подоспеет помощь.

Авиакатастрофа Громова

Вам сразу же советуют начать рубку деревьев, собрав бревна и ветки, затем поохотиться на живность, сняв шкуры, а после – развести костёр. На последнем, конечно же, можно готовить еду или получать из веток уголь.

Для пущей скуки разработчикам остаётся только объяснить вам, что Громова нужно подкармливать и отправлять спать, иначе он может подхватить болезнь или вовсе умереть.

Руби деревья

Но тут приходит поворотный момент, отделяющий Goliath от других рядовых «песочниц». Выясняется, что простак Громов, каким он может показаться невооруженному глазу, на самом деле не такой уж и простой — из ближайших предметов герой способен создавать механизированных голиафов, в чьих кабинах можно жить.

Вообще, благодаря этим роботам вы забудете о пропитании и болезнях – вся суть автоматически переключается на поиски второго пилота. Чтобы выбраться из этого места, вам предстоит исследовать этот раздробленный мир, встречаясь с его обитателями и работая на ту или иную фракцию.

Игровой процесс

Игровой процесс «Индустрии» состоит из четырех раундов, каждый из которых разделен на две фазы — аукцион и производство. Последовательно проходя их, вы сначала будете приобретать предприятия или получать за них компенсацию, после чего добывать, перерабатывать или продавать ресурсы.

Аукцион

Аукцион — первая фаза и, забегая вперед, главная фишка «Индустрии». По очереди игроки выкладывают на карты из ряда предприятий по одному диску любого размера и достоинства. Это сделано специально для удобства подсчета и исключения ошибок. Игрок может положить диск на ту карту, на которой еще нет диска соответствующего цвета или номинала. Проще говоря, к одинаковому цвету и номеру нельзя. Когда диски на руках кончились, начинается подведение итогов.

Игрок с наивысшей ставкой забирает себе предприятие. Остальные участники, поставившие на ту же карту, получают компенсацию из верхней части, помноженную на номинал диска. Идентичный принцип применим и для компенсаторных эффектов переработки. Чем выше проигравший аукцион диск, тем мощнее репарация.

Производство

Вторая фаза раунда, являющаяся, по сути, построением и активацией карточного движка. По очереди или одновременно игроки применяют действия из нижних половин своих карт. Вариантов тут 4. Первый — добыча ресурсов. На картах она представлена обычным обозначением угля, металла, нефти или жетона модернизации. Второй — переработка. Это изображение перехода из одного ресурса в другой при помощи стрелки вправо. Третий — продажа. То же самое, только от ресурса к деньгам. И четвертый — модернизация. Она есть только на стартовой карте. Но это не значит, что ее можно выполнить однократно. Над стрелкой расположен знак бесконечности. Вывод: имеете требуемый запас ресурсов — улучшайте сколько влезет.

За фазу производства карта активируется только один раз, если не сказано обратное. Задействованное предприятие можно отложить в сторону, повернуть, съесть. Хотя вот этого как раз не надо делать, все же у нас не легаси. Действия на карте выполняются строго сверху вниз. Да, вы вольны пропустить одно из них. Но вернуться к нему в данную фазу уже не получится. Так что внимательно выбирайте последовательность, чтобы ничего не упустить и получить максимальную выгоду.

По окончании производства верните свои предприятия в исходное положение. Сверху колоды аукциона снимите одну карту и заново сформируйте аукционный ряд. Это действие позволяет игрокам не видеть его первую карту, дабы не иметь преимущества в начале фазы. Затем переведите трекер раундов на следующее деление и начинайте все сначала. В конце четвертого раунда подсчитайте деньги, они же победные очки. Если значения равны, побеждает владелец наибольшего числа карт. Если и тут одинаково — то владелец максимального числа ресурсов. Опять равенство? Не знаю… До такого даже создатели игры не дошли.

Хороший, плохой, злой

Соответственно, и моральный выбор не предложит вам столько путей разрешения вопроса, сколько предлагают игры BioWare и Obsidian, однако Goliath пытается, и местами удачно.

В основном предлагаемые решения незамысловаты – плохой Громов и хороший Громов. Вы можете не помогать местным аборигенам, оставляя их наедине с собственными проблемами, или же, наоборот, оказывать помощь всем и вся.

Так, вы повстречаете сталевара, чей брат “приручил» болотное чудище. По ходу задания вам нужно покормить мерзкое создание, после чего оно сожрёт хозяина. Рассказать ли о случившемся брату умершего или продолжать вытягивать из него деньги по выдуманным причинам – дело ваше.

Охота на монстра

В диалогах же можно позволить себе дерзить, хитрить или просто оскорблять местных. На некоторых жителей даже можно напасть, чтобы прибрать их добро, но тогда ваша репутация упадёт. Примерно в середине прохождения меж фракциями вспыхнет война, и тогда вам окончательно придётся встать на одну из сторон.

Подготовка

Итак, перейдем к подготовке. Она проста и незатейлива. Случайным образом выдаем каждому игроку по одной карте промышленника и стартового предприятия, а также ресурсы, указанные сверху на последней из них. Участники выбирают цвет своего жетона и соответствующие диски аукциона. Оставшиеся карты и аксессуары убираем, в игре они не понадобятся.

Стартовые карты (сверху) и карты предприятий (снизу)

Двухсторонние карты предприятия раскладываем базовой стороной вверх, перемешиваем и выкладываем на стол 6/7/8 карт (в зависимости от числа игроков). Это аукционный ряд, за который вы будете вести борьбу в первой фазе раунда. Рядом с ним кладем счетчик, ставим в верхний паз жетон цифрой «1» внутрь. А сверху располагаем колоду предприятий. Выбираем первого игрока и вперед!

Механическое буйство

Что же до геймплейного разнообразия, то поначалу оно не может похвастаться широким предложением. Вы будете рубить, колоть, срывать и собирать, а потом перемалывать полученные булыжники, дрова, меха, уголь, металлы и прочие ягоды-грибы на непосредственно создание, ремонт или модернизацию голиафов.

Ремонт и модернизация Голиафа

Для открытия новых улучшений необходимо воздвигнуть на базе профильные здания: лабораторию, в которой можно варить зелья, гараж, где стоят голиафы, и оружейную, что разблокирует новые мечи и арбалеты.

Лаборратория

А вот с битвами всё несколько сложнее. Перво-наперво у вас будет только деревянный робот, и тогда не ждите большого урона и крепкого здоровья. Постепенно голиафа можно улучшать до каменного, железного, а затем и кристаллического.

Помимо обычных характеристик, они различаются способностями и специализациями. Железный голиаф, к примеру, наносит самый большой урон, но устойчив к воде (во время дождя может получить удар молнии); кристаллический же плох в ближнем бою, но зато хорош в дальнем (орудует шаровыми молниями).

Впечатления

«Индустрия» — современный экономический «тяжелый» филлер с очень хорошо реализованной механикой аукциона. При этом весь процесс представляет собой построение игрового движка. Это, на самом деле, здорово. Достаточно интересная механика, которая встречается в более дорогих и весомых настолках, тут также выходит на первый план. А это означает, что за вполне подъемную сумму вы получаете хорошую возможность с удовольствием напрячь свой мозг.

В первую очередь импонирует время партии и даунтайм. Аукцион проходит достаточно бодро, без лишних провалов. При игре максимальным составом вы, конечно, можете потерять несколько минут. Но никто же не мешает в эти самые минуты просчитать свою следующую ставку. И, естественно, возможность одновременного отыгрыша фазы производства. Если вы доверяете своим оппонентам, вторая часть раунда может занять в два раза меньше времени. Естественно, это личный выбор каждого. Хотите за всех пересчитывать прибыль, значит в вас умер бухгалтер или финансист. Хотя, может в жизни вы и есть бухгалтер. Тогда это объяснимо.

Также хочется вспомнить про порог вхождения. Признаюсь честно, когда я впервые узнал про игру, мне она показалась крайне сложной. Но любопытство перевесило, коробка куплена и распакована. Даже первая партия была отыграна на стриме, почти не зная правил. И я вам скажу, что все очень легко и понятно. Нам с супругой потребовался один раунд (один!!!), чтобы все понять и пуститься во все тяжкие аукционно-производственного дела. Вы с легкостью можете подарить ее начинающим настольщикам, взять себе в коллекцию в качестве «a hard day’s boardgame». Порог вхождения тут минимальный.

А вот что достойно не просто упоминания, а восхищения, так это работа иллюстраторов. Великолепная акварель на каждой карте! Вот честно, мне сразу вспомнились работы наших лучших мастеров — Сурикова, Левитана, Серова, Бенуа. Да, иллюстрации больше напоминают так называемые ведуты — архитектурные зарисовки. Однако, они не менее прекрасны, чем классические пейзажи XIX века. И, будто усиливая эффект, на двухсторонних картах обычное и модернизированное предприятия настолько же отличаются визуально, как здания до и после реставрации. Мелочь, казалось бы, но визуальный эффект шикарный. Даже просто рассматривать эти картины приятно.

Из явных минусов могу выделить два. Во-первых, это качество деревянных компонентов. Понятное дело, что маленькие жетоны тяжело поддаются шлифовке и обработке, но, в конце концов, что делать со сколами? Это дерево, скажете вы. Да, это дерево. И с ним тоже можно и нужно работать. Не скажу причину — материал, косяк производства, халатность — но факт неприятный. Безусловно, на процесс он не влияет никаким образом. И все же в настолке за почти 2 000 рублей не хотелось бы видеть такие огрехи.

Во-вторых, малое количество компонентов. Я говорю исключительно про сердце «Индустрии» — карты. Прошу прощения, мне их не хватает. Если рассматривать игру только как филлер, то этого числа вам хватит. Ведь раскладывать ее вы будете от силы пару раз в месяц. Не успеете заиграть и выучить все. А если вы хотите играть много и большой компанией, повторов не избежать. В комплекте 36 предприятий. С учетом того, что в фазе аукциона на четырех участников вы будете выкладывать в ряд 8 карт, получится общее число в 32 за всю партию9напомню, из 36). Не, ну вот честно, этого мало. Добавлю сюда только 5 персонажей. Как итог — реиграбельность падает. Я согласен, что комбинации карт могут отличаться от партии к партии. Так ведь и эффекты предприятий повторяются. В общем, хочется больше.

Крупицы безумия

Таким вот мановением руки Goliath превращается из пустого «выживастика» в настоящую action/RPG, где мало того, что есть глубокий крафт и прокачка героя, так ещё присутствуют динамичные битвы, интересные задания (с диалогами) и даже моральный выбор.

Самолет развалился

Нашлось место и юмору, который закрепляется мультяшной графикой по типу Borderlands и забавными племенами, с кем наш герой и будет контактировать.

Будут и безумные – секта роботов-фанатиков, поклоняющихся Создателю Механизмов. Как вы уже догадались, именно Громова, благодаря его голиафам, они объявят эдаким мессией.

Лесное братство

Ваша задача – завершить цепочки квестов каждой из фракций и завоевать их доверие. А задания в Goliath очень забавные: в одной миссии вы будете работать под прикрытием на банду крысолюдов, в который каждый из её членов считает себя боссом; в другой – упрашивать лису-наркомана отдать вам рецепт; в третьей – обучать алкоголиков и футболистов языку троллей.

Конечно, до мастодонтов жанра пародии (South Park: The Stick of Truth, Penny Arcade Adventures) ей далеко, но вызвать улыбку на вашем лице у неё не раз получится.

Нюансы игры

В чем особенность рассуждения юных сыщиков?

  • В Коварном лисе они могут увидеть очки, часы, цветок, зонтик и другие изображения. Именно на эти вещи указали свидетели совершенного преступления. Ищем эти предметы на подозреваемых.
  • К примеру, на подсказке выпала шляпа, и дешифратор показал красный кружок. Значит, подозреваемый был в шляпе. Исключаем тех, на ком этого предмета гардероба нет.

Сыщикам во время игры нужно будет рассмотреть множество улик и проверить, есть ли эти предметы у Лиса. Как только все полученные сведения сопоставлены, команда может назвать имя похитителя пирога.

Открываем дешифратор. Если названное имя и надпись на карточке совпадают, вор отправляется за решетку, а пирог возвращается владельцу.

Кому подходит игра

Коварный лис – игра, рассчитана на детей в возрасте 4 – 6 лет. Она развивает внимательность, способность рассуждать логически, работать в команде. Процесс игры увлекает ребенка. Особый интерес вызывает выбрасывание кубиков и работа с дешифратором. Красная коробочка интригует и веселит детей и даже взрослых.

Как только юные сыщики научатся справляться с задачками, игру можно усложнить. Коварный лис может стать хитрее и проворнее. Он начнет передвигаться не на 3, а на 5 или даже 6 клеточек.  Игрокам придется соображать быстрее, чтобы преступник не успел скрыться в своей норе и съесть праздничный пирог.

Машина смерти своими руками

Подтипы голиафов – это вторая, не менее важная особенность, связанная непосредственно с этими роботами. Голиафы собираются из запчастей (есть отдельные модули: голова, тело, руки и ноги), совмещать которые можно в любом направлении.

Если деревянный может вспыхнуть на солнце, а в воде восстановить здоровье, то огненный зачахнет в снежных локациях, а на жаре получит частичную неуязвимость.

Огненный робот

Такие фишки позволяют вам подстраиваться под каждый бой, благо, что менять голиафов можно прямо в сражении. Особо усердные могут создать целую армию мехов, которая в автономном режиме будет следовать за вами и вырезать неприятелей.

Механические телохранители

Как итог, Goliath – великолепная игра в своем жанре, которую все-таки угораздило споткнуться на технической реализации. Едва появившись в Steam, она «подарила» игрокам кучу вылетов, пропадание звука и другие проблемы, которые разработчики фиксят до сих пор.

Так или иначе, они вскоре исправят этот единственный минус Goliath, а пока мы имеем интересную, большую и сочную игру с хорошим юмором и увлекательным геймплеем. И мультиплеером.

ДОСТОИНСТВА:

  • Уникальный подход к жанру

  • Частично нелинейные задания с шутками и моральным выбором

  • Разнотипный крафт и динамичные сражения

НЕДОСТАТКИ:

  • Баги на старте

  • Спорное управление на ПК, с джойстиком играется проще

  • Геймплей к середине приедается

ВЕРДИКТ

Goliath – это прямое подтверждение, что российские разработчики могут творить и в других жанрах, помимо пресловутого MMO и проектов мобильной индустрии. Небольшая цена, средняя продолжительность и максимальное удовольствие – вот, что вы отыщите на просторах мира Goliath.

наша оценка8.0

ВЕРДИКТ

Goliath – это прямое подтверждение, что российские разработчики могут творить и в других жанрах, помимо пресловутого MMO и проектов мобильной индустрии. Небольшая цена, средняя продолжительность и максимальное удовольствие – вот, что вы отыщите на просторах мира Goliath.

наша оценка8.0

Сохранить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: