Как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»)

Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Польза шахмат для детей

Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.

Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:

  • развивает мыслительный процесс;
  • малыш становится усидчивым и внимательным;
  • дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
  • развивает логическое мышление;
  • учит нестандартно думать;
  • учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Правила обучения

Смотрите обучающие видео и программы, играйте на компьютере или смартфоне, читайте соответствующие книги

В процессе обращайте внимание, какими способностями обладает кроха. И уже на основании этого составьте приблизительный план обучения

Первые занятия должны быть непродолжительными и составлять до десяти минут. Иначе ребенок переутомится, а игра наскучит крохе. Используйте игровую форму занятий и знакомьтесь с правилами постепенно. Постепенно увеличивайте продолжительность занятий до 30-60 минут в день. В школьном возрасте можно уже играть и по два часа. Но как только видите, что ребенок заскучал или устал, прекращайте игру.

Не ругайте ребенка, если у того что-то не получается. Спокойно объясняйте ошибку и обязательно хвалите. Отмечайте, что в этот раз он играл лучше, чем в предыдущем. Не заставляйте заниматься насильно, иначе это отобьет любовь к шахматам.

Не давите на результат и не ругайтесь, если малыш проиграл. Наоборот, поддержите и похвалите ребенка. Выявите ошибки и причины проигрыша

Важно сформировать правильное отношение к проигрышам, иначе это отрицательно скажется на детской психике

Как правильно мотивировать ребёнка

Обычно дети дошкольного возраста живо интересуются каждым новым занятием, но через некоторое время это желание проходит, и ребенок начинает переключатся на что-то другое. В основе шахмат лежат такие понятия как терпение и усидчивость, большинство детей не наделены такими качествами характера, в силу их возраста.

Приведем несколько приемов для мотивации малыша:

  • Дети стараются походить на тех, кого считают для себя авторитетом. Прежде всего это конечно же родители или бабушка с дедушкой. Таким образом если малыш будет видеть, как папа играет в шахматы, то у него появится желание сыграть с ним;
  • Купите красивую шахматную доску с необычными шахматными фигурами. Для мальчика пусть это будут две армии рыцарей или других персонажей, которые ему в данный момент по душе. Для девочки это могут быть элегантные фигуры с бала из сказки про золушку и т.п.

  • Можно организовать небольшой семейный турнир по шахматам. Если у вас, к примеру, мама не умеет играть в шахматы, можно дать юному шахматисту задание научить ее играть. В процессе обучения он будет тренироваться и больше понимать игру. При этом ребенок повысит свой статус и будет стараться поддерживать его. В турнирах он будет занимать не последнее место, за счёт не умеющей мамы или бабушки, и будет стараться продвигаться по турнирной таблице, чтобы выйти на первое место;
  • Следующий этап по мотивации юного шахматиста, а также этап развития, нужно посетить шахматный клуб или секцию. Лучше это сделать, когда у них будет проходить турнир, этот процесс еще больше заинтересует малыша и он захочет посещать шахматный кружок.

Напоследок несколько советов от Фиксиков:

Медицинские противопоказания

Занятия шахматами для детей не требуют интенсивных физических нагрузок. При этом приходится долго сидеть, много думать и анализировать. Поэтому у шахмат свои особенные противопоказания:

Вопрос от подписчика

Ребенок устает к середине турнира, игра становится слабее. Как с этим справиться?

  • нервно-психические заболевания;
  • эпилепсия;
  • сколиоз;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • деформация костей таза в последних стадиях;
  • травмы головного мозга.

При поступлении в секцию шахмат могут потребовать справку от педиатра. Поэтому готовьтесь к визиту к детскому врачу.

Диспансеризация детей: зачем, когда и как часто.Что развивают шахматы у детей 3-6 лет?

Обучающие YouTube каналы по шахматам

YouTube – это еще одно место, где взрослый человек может научиться играть в шахматы. Список каналов с которых можно начать:

  • Шахматные уроки для новичков (RUS), Дмитрий Соседов – название канала говорит само за себя.
  • Обучение шахматам, Олег Кислицын – наглядно, практично, разбирается техника на виртуальной шахматной доске.
  • Игорь Немцев мастер ФИДЕ тренер высшей категории.
  • Школа Шахмат ChessMaster – обзоры новостей, техник, стратегий, фатальных ошибок и матчей чемпионов, все из мира шахмат (270 тыс. подписчиков).

На самом деле YouTube каналов про шахматы огромное множество, как и отдельных видео. Будет полезно посмотреть матчи чемпионов, чтобы понять уровень игры профессионалов.

Книга «Приключения в шахматной стране»

Это не учебник, цель книги — привить детям интерес к древней игре. Главный герой книги — мальчик Юра, который путешествует по Шахматной стране, знакомится с миром шахмат, последовательно узнает, как ходят фигуры, изучает правила игры.

Книга состоит из 14 небольших глав, после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки» (наша любимая!). Задания совсем несложные, для детей 5-7 лет, выполняются почти все легко и с большим интересом. Здесь надо признаться, что нашего старшего малыша не заставишь заниматься задачками по математике, а вот задачки «по шахматам» — совсем другое дело, сам просится!

Причина №6. Игра в шахматы развивает память и внимательность

В игре в шахматы простые правила, но тактических приемов и стратегий — десятки. Чем выше будет расти уровень ребенка как игрока, тем лучше он сможет сочетать приемы на доске. Чтобы делать это грамотно, придется:

  • бороться с детской неусидчивостью;

  • учиться внимательно следить за ситуацией на доске;

  • отслеживать ходы противника и разгадывать его стратегию.

Допустив пару ошибок, ребенок быстро поймет, что одна упущенная деталь может стоить ему победы. Это поможет ему вырасти внимательным к мелочам взрослым с хорошей памятью, который умеет применять знания на практике. Это один из вариантов, для чего полезны занятия шахматами детям.

Все о шахматах для детей. Что рассказать ребёнку о шахматах?

Шахматы (от персидского «шах» — властитель и арабского «мат» – умер) – старинная мудрая и прекрасная игра. Историю ее возникновения относят к V – VI векам н. э.; родиной шахмат принято считать Индию. Тогда называлась игра Чатуранга , т.е. «четырехсоставный» — так как в те времена были четыре рода войск в Древней Индии: колесницы, конница, слоны, пехота и в нее играли четыре человека. В дальнейшем игра совершенствовалась. В нее были внесены новые правила и играли в нее только двое. И игра стала называться «шатрандж». В Западную Европу шахматная игра в виде шатранджа проникла примерно в 9 веке н.э. Вначале игру заимствовали у арабов Испания и Италия, позднее (в10 — 12 веках) игра распространилась на территориях других европейских государств. На Русь игру завезли с Востока в VIII – IX веках н.э. Правила игры постепенно изменялись, а к середине XVI века игра приняла современный вид.

Шахматы – это интеллектуальная настольная игра, которая играется фигурами на доске, размеченной на 64 клетки. В игре принимают участие два игрока. Даже  ребенок 5 лет  может освоить основные правила игры в шахматы, если ему станет интересно. Задача родителей — заинтересовать игрой.

У каждого игрока своя армия, состоящая из короля, ферзя, по 2 ладьи, 2 коня и 2 слона, а также по 8 пехотинцев – пешек.

Каждая фигура перемещается по определенным правилам. Например:

— ладья ходит (бьет фигуры противника) по горизонталям и вертикалям в любую сторону на любое доступное для нее расстояние;

— слон ходит (бьет фигуры) по диагоналям в любую сторону на любое доступное для него расстояние;

— ферзь ходит (бьет фигуры) по горизонталям, вертикалям и по диагоналям;

— король ходит (бьет фигуры) на любой соседней с ним клетке;

— конь ходит (бьет фигуры) в любую сторону по диагонали прямоугольника 3х2, т.е. с одного углового поля воображаемого прямоугольника на противоположное;

— пешка ходит только вперед и только на одну клетку за исключением того когда из начального положения ей можно прыгать через одну клетку, бьет фигуры наискосок на соседней клетке;

Существует еще понятие «рокировка» — из своего начального положения при отсутствии других фигур король первым переставляется по отношению к ладье через одно поле, а ладья переносится через него на другую сторону и ставится рядом.

Начинает игру обладатель белых фигур. Затем следует ответ черных фигур. Ходы производятся поочередно. Главная цель игры: поставить мат королю соперника, т.е. произвести нападение на короля, при котором у него не найдется защиты. Игра может закончиться победой одной из сторон или вничью. Сыгранная один раз игра называется партией.

Среди игроков проводятся соревнования: турниры (несколько игроков играют по одной партии между собой) и матчи (два игрока играют между собой несколько партий). Так проводятся региональные и континентальные чемпионаты.

Уровень мастерства игры в шахматы классифицируют так:

с 4 –го (нижнего) разряда по 1 – й разряд присваивается при выполнении нормативов в квалификационных турнирах и выполнения тестов;

Кандидат в мастера спорта, Мастер спорта, Международный мастер спорта, Гроссмейстер, Международный гроссмейстер — присваиваются эти звания в результате выполнения нормативов и достижения определенных рейтингов в турнирах.

Сколько стоят занятия

Шахматами можно заниматься в школьных секциях, в бюджетных спортивных учреждениях или нанять персонального инструктора. Ориентируйтесь на вашу цель и финансовые возможности. В бюджетных учреждениях занятия скорее всего будут бесплатными. Персональный тренер в Москве обойдется в среднем в 2 000 рублей за час занятий. Если вы выберете занятия с персональным инструктором, то весь инвентарь придется покупать самостоятельно. Вам понадобятся:

  • Шахматная доска. В зависимости от материала, размера может стоить как 500 — 1500 рублей, так и 40 000 — 50 000 рублей.
  • Шахматные фигуры. Стоят от 400 до 10 000 рублей.
  • Шахматные часы: 1 500 — 5 000 рублей.

Инвентарь можно купить на долгое время. А вот расходы на соревнования: проезд, проживание и в некоторых случаях сборы за участие в чемпионатах (могут варьироваться от 300 до 8 000 рублей), будут постоянными.

Шаг 3. Оттачивайте мастерство

Один из сильнейших гроссмейстеров начала XX века Савелий Тартаковер однажды остроумно заметил: «Только действительно сильный шахматист знает, насколько слабо он играет».

Важно не останавливаться на базовых приёмах и прокачивать свои знания дальше. В этом вам поможет специализированная литература и вездесущий YouTube

Полезные книги по шахматам:

  • «Сборник шахматных комбинаций», С. Д. Иващенко;
  • «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланки;
  • «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха.  
  • «Моя система», А. И. Нимцович;
  • «Стратегические приёмы в шахматах», А. И. Терехин;
  • «По следам дебютных катастроф», Я. И. Нейштадт;
  • «Переход в эндшпиль», Ю. Разуваев, Г. Несис.

YouTube-каналы, посвящённые шахматам:

  • The Chess Website — канал, объясняющий базовые и сложные вещи. Автор поясняет как первые ходы для новичков, так и сложнейшие партии чемпионов. Можно научиться играть в шахматы с нуля и оттачивать своё мастерство. 
  • iChess.net — канал, который делает шахматы понятными, добавляет азарта и вдохновляет на новые свершения.
  • «ШахМатКанал» — канал, который специализируется на проведении видеотурниров между блогерами и всеми желающими, после чего детально анализирует ошибки и успехи игроков.

Лучше поздно, чем никогда

Как и в любом другом виде спорта, в шахматах начинают с первого этапа – профессиональные тренеры не берут готовить ребенка с нуля. Им это неинтересно. Обычно они берут уже более-менее готовый «продукт», кем-то подготовленного ребенка-шахматиста, который хочет расти как профессионал и заинтересован в своем прогрессе. Или чьи родители хотят, чтобы он рос и заинтересованы в его профессиональном прогрессе.

Часто школы шахмат работают в связке. Одни набирают начинающих и работают с детьми от 5-ти лет (как моя шахматная школа, «Яблоко Ньютона»). Мы находим тех, у кого есть явный талант к этой игре (так как предрасположенность все равно у каждого ребенка индивидуальна) и передаем интересных, с точки зрения именно профессионального роста, ребят уже в другую школу, которая специализируется на подготовке спортсменов-шахматистов.

Стадия «передачи» может быть разная. Сейчас шахматы заметно омолодились. Лично я склоняюсь к мнению, что для всего есть определенные сензитивные периоды (периоды, наиболее благоприятные для развития) и слишком рано начинать не имеет особого смысла, в принципе шахматами я рекомендую начинать заниматься от 4,5-5 лет, не раньше. Не переживайте, что якобы упустите время, когда нужно было «вступать». В шахматах начинать никогда не поздно.

Ни разу за 17 лет карьеры в качестве детского тренера по шахматам я не встречала ребенка, которого было невозможно научить (я сейчас не беру какие-то специфические отклонения в развитии).

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля

Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:

  • балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
  • установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
  • демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
  • обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
  • хвалите достижения крохи;
  • купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
  • не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.

Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.

Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.

Игры для обучения детей шахматам, направленные на запоминание начальной расстановки фигур

Расставляете фигуры на доске в начальной позиции, ребенок уже должен наблюдать за тем, как вы это делаете. Объясняете , что партия в шахматы начинается из такой позиции. Убираете все фигуры с доски и расставляете фигуры вместе, вы один цвет, ребенок фигуры другого цвета.

9) Где ты живешь. Вы берете в руку две фигуры и спрашиваете, стоят ли они рядом в начальной позиции. Если они стоят не рядом, то какая или какие фигуры их разделяют. Когда он будет уже хорошо ориентироваться в начальной расстановке, то можно попробовать следующее. Расставив фигуры, две из них поменяйте местами и спросите, правильно ли вы расставили.

Развивает память.

10) Шахматный мяч. Вообще, это игра подойдет для проверки знаний по любым пройденным шахматным урокам. Вы произносите любое утверждение, касаемо шахмат и бросаете мячик ребенку, если ваше утверждение верно, то он должен поймать мячик, если ложно, то не ловить его. Например, вы говорите: «Ферзь может ходить, как конь» и бросаете мячик, ребенок не должен его ловить. Потом ребенок кидает вам мяч, придумывая аналогичное утверждение.

Развивает реакцию и память.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»)

Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: