Плюсы
У шахмат есть свои очевидные плюсы. Среди них:
Гармоничное развитие мозга. Во время игры активно работают оба полушария. Благодаря этому ребенок развивает как логику, так и интуицию.
Благоприятное воздействие на нервную систему. Если у ребенка нет серьезных болезней нервной системы, то шахматы пойдут ему на пользу. Во время игры развивается и тренируется логика, концентрация, память, а также абстрактное мышление. Давно замечено, что дети, которые занимаются шахматами быстрее развиваются и демонстрируют показатели успеваемости выше чем у сверстников.
Положительные эмоции. Когда ребенок разберется в игре, он начнет получать от нее истинное удовольствие, а значит хорошее настроение ему обеспечено.
Дисциплина. Из-за того, что во время игры необходимо постоянно концентрироваться, обдумывать каждый ход, развивается выдержка и дисциплина. Благодаря этим качествам ребенок-шахматист вряд ли совершит необдуманный, опрометчивый поступок. Он вероятнее всего вырастет целеустремленным и взвешенным человеком.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Найти поддержку
Если ребенок изучил основы и хочет играть еще лучше — значит настал момент обратиться к специалисту по шахматам. Выбирайте тренера по его подходу, чтобы он не только развлекал, но и обучал тонкостям игры.
Мария Лапина, методолог по шахматам Skysmart |
«Некоторые дети еще не умеют читать и писать, но уже отлично играют в шахматы, пользуются шахматной нотацией, а главное — они мотивированы к обучению, готовы самостоятельно решать задачки, чтобы снова одержать победу. Грамотный тренер — отличная поддержка, как и в любом занятии. Он поможет ребенку не потерять интерес, радоваться победам и вдохновляться учиться еще усерднее, когда что-то идет не так. Роль родителей тоже важна. Когда они поддерживают интерес ребенка на всех этапах, замечают его успехи и помогают справиться с трудностями — ребенку гораздо проще развиваться». |
Погрузить в шахматную культуру
Расскажите ребенку, что шахматы — это не просто игра или спорт, а целая культура: люди ищут антикварные экспонаты, заказывают фигурки в специальных мастерских, передают доски по наследству. Для начала можно купить простенькую доску, а потом, например, подарить ребенку какого-то необычного «короля».
Купить шахматы — это пол дела
Чтобы удерживать внимание школьников, важно продолжать обучение. Делать это можно своими силами или записать ребенка в шахматную школу
В современной школе Skysmart обучение шахматам проходит на интерактивной платформе. Ученики играют на живой онлайн-доске, делают упражнения и физкультминутки. А еще вдохновляются занимательными фактами про шахматы.
У каждого ученика — своя программа. Начинающие знакомятся с правилами, дебютами и пешечными эндшпилями. Продолжающие — углубляются в тактику и стратегию, продумывают атаку и защиту и учатся бороться за центр. Запишите ребенка на бесплатный вводный урок и получите 3 урока в подарок от Skysmart.
Некоторые интересные факты из истории шахмат
В арабских шахматах, например, долгое время ферзь был второстепенной фигурой и мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Слона ограничивали в его перемещениях до трех клеток по диагонали, при этом слон мог перескакивать через фигуру. Ладья тоже когда-то передвигалась только на две клетки.
Со временем ферзь стал главной фигурой на шахматной доске (после короля).
Правила постепенно менялись – с целью ускорения темпа и придания остроты игре.
Куда же делась легендарная птица Рух? По какой причине она уступила место ладье? Виной всему, оказывается, арабы. Я порылась в папиных шахматных книгах и нашла такое объяснение.
Изначально в Индии в шахматах (вернее, в шатранге) фигурам придавалась форма, которая соответствовала их названиям. Слон был похож на слона, всадник – на всадника и т.д. Но во время своих масштабных мусульманских завоеваний, в числе прочих культурных богатств арабы познакомились и с шахматами. Конечно же, они переняли эту замечательную игру. По законам ислама изображение живых существ было запрещено. И от птицы Рух остались небольшие обрубки крыльев в виде выступов наверху четырехугольника. Это символическое изображение сказочной птицы и послужило прообразом современной ладьи.
На всякий случай напомню, что еще раньше – до птицы Рух – эти крайние клетки на шахматной доске занимали индийские колесницы (ратхи).
Так что, вот такая любопытная поэтапная трансформация: ратха – птица Рух – ладья.
А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я вычитала в большой толстой книге Ежи Гижицкого “С шахматами через века и страны”. Правда, это уже не про Индию, а про Россию, но факт показался уж очень любопытным.
В России в прошлые века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Придумали, что ферзь может ходить не только по прямым линиям, но и буквой Г, как конь. В этом случае ферзь назывался “ферзью всяческой”. И перед началом партии следовало заранее договориться, как будет вестись игра – “ферзью обыкновенной” или “ферзью всяческой”.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа)
Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи
Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.
Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.
Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс
Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить
Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур
Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.
Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым
Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки
Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться
Поскольку занимаясь с шахматами или шашками, дошкольник учится размышлять, принимать решения, то ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогает воспитатель тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).
После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.
Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.
Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.
Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат
Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки
Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.
Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур
Правила
Правил в шахматах не так уж много – главным образом они связаны с тем, как передвигаются фигуры. Если игрок твердо усвоил законы хождения, то половину шахматной науки он уже изучил.
Сама игра делится на три периода, каждый из которых имеет свое название:
- Дебют – самое начало матча, состоящее примерно из 10 ходов
- Миттельшпиль – середина игры, которая начинается сразу после дебюта. Разгар событий, так сказать – на шахматной доске разыгрывается настоящее сражение. Довольно часто миттельшпиль становится по существу конечной стадией игры, если одна из сторон провела какую-то мега-эффективную комбинацию
- Эндшпиль – завершающий этап, когда на доске остается минимум фигур
Итак, правило номер один: белые начинают игру. Всегда. Игрок, которому при жеребьевке досталась светлая фигурка, делает первый ход. Ход – это обычное движение выбранной фигуры в соответствии с ее «полномочиями».
Далее противник передвигает какую-то свою, например, пешку, в ответ. И так – пока не закончится игра.
Во время матча могут возникать ситуации, каждая из которых получила свое название:
Рокировка – перестановка короля и одной ладьи. Короля можно передвинуть на две клетки ближе к ладье. Ладья же занимает место где-то между начальной и конечной позициями короля. Там есть еще множество всяких нюансов – например, рокировку провести нельзя, если между этой парой уже есть другая фигура. Однако существует одно условие, которое должно обязательно соблюдаться: такое передвижение фигур возможно, только если король и ладья с начала игры еще ни разу не переходили на другие клетки.
Есть и еще одно правило: рокировку начинают с передвижения короля.
Взятие на проходе – поединок пешек. Если одна из них передвигается по «битому» полю (есть и такой термин в шахматах) через две клетки, то ее может атаковать вражеская пешка – та самая, под чьим ударом и находится сейчас поле.
Превращение пешки – уже упоминавшаяся комбинация, при которой дошедшую до последней горизонтали противника пешку игрок имеет право заменить на любую другую.
Чем сердце успокоится? Проигрышем, победой или ничьей. В шахматах они имеют собственные названия:
Шах – это когда король на волоске от взятия в плен. Игрок, чей король оказывается «под шахом» обязан сделать все, чтобы вывести свою главную фигуру из-под удара. Если это не удается, тогда – мат.
Мат – поражение одной из сторон, когда короля вывести из-под удара невозможно. Проигравший официально признает свое поражение и утирает слезы отчаяния, а победитель получает причитающиеся ему плюшки
Пат – «зависшая» партия, когда один из игроков и рад бы, да не может сделать свой очередной ход. Причина – отсутствие фигур на его стороне доски или невозможность продолжить передвижение по правилам
Важно: его король не должен быть в это время под шахом – иначе какой же это пат? Это – угроза поражения!
Чаще всего в патовой ситуации объявляют ничью. Ничью также могут объявить, если по результатам партии ни одному из королей невозможно поставить мат. Если игроки пять раз подряд вынужденно повторять одни и те же ходы, то исходом такой партии тоже становится ничья.
Есть еще несколько случаев, когда результат игры признается ничейным, – например, если одним из игроков просрочено время. Существует также интересное «правило 50 ходов»: это когда последние 50 ходов партии игроки выполняют без ходов пешкой и без взятия. С 2014 года партия также считается ничейной, если игроки сделали 75 таких ходов.
Ну и напоследок: чтобы стать чемпионом, вовсе не обязательно блистательно выиграть все или почти все партии. Иногда достаточно иметь дело с противником-раздолбаем – или с каким-нибудь принципиальным скандалистом вроде Бобби Фишера.
Не пришел на игру без уважительной причины, официально отказался играть, покинул зал без разрешения судьи, нарушил правила, пользовался запрещенными ходами – и все, твою возможную победу празднует твой противник. Помните историю с Карповым и Фишером?
Особенности проведения занятий для малышей
Первые шаги в освоении шахмат дошколятами имеют свои особенности. Начинать знакомство с игрой малышей нужно не с правил в ней действующих, а с фигурами, при помощи которых ведется сражение на полях доски.
Знакомство детей с шахматными фигурами
Знакомить маленьких детей с шахматными фигурами, их внешним видом, возможностями и особенностями использования в игре лучше всего в форме сказочного повествования, позволяющего одушевить игрушечное воинство.
На заметку!
Интересный сюжет увлекает детей, и они с большим энтузиазмом занимаются освоением ходов фигур, их взаимодействием на шахматной доске со своими фигурами и фигурами противника.
После того, как все фигуры будут освоены, можно приступать к настоящим шахматным баталиям.
Я играю в шахматы
Советы по обучению шахматам с нуля
Говоря о такой игре, как шахматы, обучение с нуля для детей начинается со знакомства с фигурами, шахматной доской. При этом осваивать материал нужно постепенно. Не выставлять на доску сразу все фигуры, а представлять каждую по отдельности. Про каждую можно рассказать увлекательную историю, а шахматные правила осваивать в интересной игровой форме.
Такой подход очень хорошо и подробно расписан в уже упоминаемой книге Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы». Это одно из лучших методических пособий на русском языке для обучения детей дошкольного возраста шахматам
Важно не перегружать ребенка сведениями. Занятия не должны превышать 20-30 минут и вестись с чередованием различных видов деятельности
Вкупе с современными компьютерными технологиями, специальным игровым программным обеспечением с оригинальными подсказками, онлайн курсами можно добиться максимальной результативности в обучении детей шахматам, начиная с 4-5 летнего и даже более раннего возраста.
Можно сделать однозначный вывод, что обучение детей игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться эффективно как на учебных занятиях, так и в рамках предметного кружка.
Подводим итог
Занятия шахматами положительно скажутся на интеллектуальном развитие ребенка. Научат его сдержанности, усидчивости, ответственности. Чтобы окончательно решить нужно ли вашему сыну или дочери серьезно заниматься шахматами, узнайте об их собственном желании. Для этого можно самостоятельно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о фигурах, попробовать поиграть с ним, а потом узнать хочется ли ему заниматься шахматами с профессионалом. Хорошо если в вашей семье есть традиция играть в шахматы, она может стать положительным примером и сподвигнуть ребенка учиться и добиваться успехов в этом виде спорта.
Полезно ознакомиться:
1. Порядок присвоения спортивных разрядов.2. Документы, подтверждающие разряд.3. Пакет документов для присвоения спортивного разряда, звания.