Пат

Д[]

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

В каких случаях фиксируется ничья?

Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи.

Соглашение игроков

На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.

Оказывается, можно сделать ошибки при объявлении ничьи:

  • сделать предложение ничьей, не закончив свой ход.
  • остановить часы без словесного объявления. Это может быть квалифицировано как проигрыш.
  • рукопожатие без предварительного предложения ничьей.

По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.

В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.

Недостаток материала

Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.

Конечно, в этом случае может действовать правило 50 ходов. Но бывают ситуации, когда у одного из игроков заканчивается время, а у его противника недостаточно материала для того, чтобы поставить мат.

Есть спорные ситуации, когда при игре одним королем против нескольких фигур сохраняется возможность мата. Будет ли действовать правило недостаточности материала?

Ничья в этом случае самый упрощенный вариант окончания партии. С одной стороны, мат нельзя объявить, с другой стороны, игроку, у которого заканчивается время, надо показать ходами, что мат ему не поставят.

На доске стоит пат

Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.

При ходе черных на доске стоит пат

Это правило было установлено в XIX веке и внесено в свод правил ФИДЕ. В разное время и в некоторых странах пат мог означать победу патующего соперника. И это логично, ведь шахматист, загнавший в патовую ситуацию своего противника, показывает свое мастерство. Тем не менее правило, что пат – это ничья продолжает существовать без изменений.

Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.

Карточки с шахматными терминами на английском

Все термины, приведенные выше, а также некоторые другие можно выучить с помощью карточек ниже. Для удобства я разделил слова на две группы. В первой — названия фигур, общие термины. Во второй — все, что относится к шахматной партии, приемам.

chess шахматы
player игрок
board game настольная игра
chess board шахматная доска
piece фигура (или пешка)
ranks горизонтали
files вертикали
diagonals диагонали
square поле
White белые
Black черные
pawn пешка
king король
queen ферзь
rook ладья
knight конь
bishop слон
chess clock шахматные часы
chess notation шахматная нотация
move ход
check шах
mate мат
checkmate шах и мат
stalemate пат
resignation сдача партии
to resign сдаться
draw ничья
to offer the draw предложить ничью
to agree the draw согласиться на ничью
time pressure (time trouble) нехватка времени (цейтнот)
opening дебют
middlegame миттельшпиль
endgame эндшпиль
strategy стратегия
tactics тактика
position позиция
combination комбинация
promotion (underpromotion) превращение пешки
sacrifice жертва
exchange размен
castling рокировка
capture взятие
en passant взятие на проходе
fork вилка
pin связка
skewer сквозное нападение (линейный удар)
discovered attack вскрытый удар

Примечание: французский термин en passent принято произносить на французский манер. В карточках выше термин озвучен неправильно. Как произносит это слово носитель английского языка, вы можете узнать из этого видео:

Здравствуйте! Меня зовут Сергей Ним, я автор этого сайта, а также книг, курсов, видеоуроков по английскому языку.

Подпишитесь на мой, чтобы узнавать о новых видео, материалах по английскому языку.

У меня также есть канал на, где я регулярно публикую свои видео.

Р[]

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  • Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
  • Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
  • Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых могут «полакомиться» пешками.

Русская версия

Игру в шахматы в нашей стране воспринимали как действие, позволяющее создать модель проведения боя между двумя противниками. Поэтому название «чатранг», которое как раз относится как войскам, очень подходило.

Если говорить о русских высказываниях, то ранее вызов соперника на поединок обозначался словосочетанием «шаг на ты». Это сочетание очень созвучно с современным названием игры. Слово «шаг» могло стать основой шахматного действия «шах», которое означает, что королю угрожает опасность, нападение.

В пользу этой версии говорит еще и тот факт, что любое передвижение фигур в игре называют «ходом». Это тоже очень подходит к версии возникновения названия из военной практики. До сих пор в военном деле используются слова «противник совершил следующий ход» и тому подобные.

Изменение силы фигуры в процессе игры

Итак, нам известно, что гамбит — это такое начало игры, при котором выгодно принести в жертву легкий «материал», ценность которого на момент первых ходов невелика. Однако сила фигур может меняться в зависимости от стадии партии и позиции, занимаемой одной из легких фигур, в частности, пешкой.

Помните мультфильм «38 попугаев», в котором удава измеряли попугаями? Так вот, в шахматах сила фигуры измеряется в пешках, например, конь приблизительно равен трем пешкам; слон соответствует 3,5 пешкам; ладья равна пяти пешкам; ферзь приравнивается к 9,5 пешкам, а король в принципе бесценная фигура, и количество пешек может быть любым, которое допускает ваша фантазия.

Однако это еще не все: следует учитывать фазу партии, структуру комбинации и статус конкретных фигур, участвующих в ней. Поэтому фигура, стоящая в центре, может «обстрелять» гораздо больше потенциальных противников, чем та же, даже тяжелая фигура, но расположенная в угловой позиции. И это значит, что гамбит в данном случае не только возможен, но и необходим, поскольку выгоден.

А если перед вами стоит выбор: «слоном» или «конем» пожертвовать, то необходимо просчитать алгоритм действий на несколько шагов вперед, учитывая следующее.

  • Конь примерно равен слону по силе.
  • В ходе партии их сила зависит от композиции.
  • Сила двух слонов выше, чем сила пары коней.
  • Слон эффективнее, чем конь в поединке против пешек.
  • Объединение слона и пешек результативнее против ладьи в сравнении с группой тех же пешек с конем.
  • Пара «слон-ладья» эффективнее чем пара «конь-ладья», но при объединении с ферзем конь будет гораздо сильнее ферзя со слоном.
  • Король без защиты бессилен против двух слонов, но имеет шансы против двух коней.
  • Неоспоримое преимущество коня в его праве перепрыгивать через фигуры, и потому он часто имеет возможность поставить шах королю.

Только после того как вы учли все нюансы, можно принимать решение о гамбите, и это будет шагом к победе в партии, поскольку вы: захватите инициативу; сможете пробиться к центру, сформировав долгосрочную стратегию.

Ж[]

  • Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
    • Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
    • Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
    • Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.

Что такое цугундер. Значение слова &laquoцугундер»

ЦУГУ́НДЕР , -а, м. ◊

На цугундер брать (или тянуть и т. п.) ( шутл. ) — на расправу, к ответу привлекать. — К директору? — спросил он у меня. — По делу… тут дело есть у меня. — На цугундер потянули… Ха-ха! Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999; (электронная версия):

ЦУГУ’НДЕР . Только в выражении:

на цугундер (взять, тянуть и т. п.; разг.) — на расправу, к ответственности. — В должишках запутались? На цугундер тянут? А. Островский.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пождать (глагол), пожди:

Предложения со словом «цугундер»

  • Попробуйте заиграть или запеть — квартальный на цугундер потащит… Какой же альянс?..
  • Вот, всё-таки не перестаёшь удивляться нравам «тёмных веков»: какие-то «диспуты»… с евреями… Нет чтобы принять закон «о богохульстве» и всех сомневающихся упечь на цугундер !
  • Если случится так, что вас там всех возьмут за шкирку и отправят на цугундер , тогда мне придётся ломать этих ребят через колено.

Цитаты из русской классики со словом «цугундер»

  • Умираю!» – «Говори, подлец, где получил?» – «Там-то…» Ну и потянут опять на цугундер : суди меня судья неправедный!
  • Мамаев. А зачем же нанимали, коли не по средствам? Кто вас неволил? Что вас, за ворот, что ли, тянули, в шею толкали? Нанимай, нанимай! А вот теперь, чай, в должишках запутались? На цугундер тянут? Да уж конечно, конечно. Из большой-то квартиры да придется в одной комнатке жить; приятно это будет?
  • – Главная причина, – продолжал он, – коли-ежели без пользы читать, так от чтениев даже для рассудка не без ущерба бывает. День человек читает, другой читает – смотришь, по времени и мечтать начнет. И возмечтает неявленная и неудобьглаголемая. Отобьется от дела, почтение к старшим потеряет, начнет сквернословить. Вот его в ту пору сцарапают, раба божьего, – и на цугундер . Веди себя благородно, не мути, унылости на других не наводи. Так ли по-твоему, сударь?

Что такое пат в шахматах?

Пат в шахматах — это положение, при котором у одной из сторон при ее ходе заканчиваются какие-либо возможные по правилам ходы.

Важно!
В ситуации пата король в безопасности, то есть не находится под шахом.

А вот и первый пример, чтобы разобраться, что такое патовая ситуация в шахматах. Здесь белый король зажат в тиски тремя черными фигурами: они отбирают у него поля для отступления. Ни одна из этих фигур шах королю не ставит, а других фигур для хода у белых просто нет, поэтому получается пат.

Закрепим, что означает пат в шахматах, на еще одном примере

Обращаем внимание сначала на положение белого короля: шаха нет, возможных по правилам ходов также нет. Но в этом примере у белых есть две пешки и конь

Ни одна из этих фигур не может сделать ход по правилам, так как пешкам мешают черные фигуры, а коню — свои собственные пешки. Положение на шахматной доске патовое.

А что же будет, если в шахматной партии получится пат? Неужели нужно сдаваться? Или в этой ситуации соперник может сделать два хода подряд? Не переживайте, сейчас все подробно расскажу.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

К[]

  • «Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  • Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • «Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
  • Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
  • Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  • Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Закрытые дебюты

Наконец, перейдем к закрытым дебютам — где белые не начали игру ходами 1 и 4. Для закрытых дебютов характерен упор на позиционную борьбу, маневры фигур с закрытым центром.

Ферзевый гамбит

Начнем с дебюта, который стал известен всему миру после выхода серии «Queen’s Move» (в оригинальном ферзевом гамбите, буквально — ферзевый гамбит). Получается ходами 1.d4 d5 2.c4.

Варианты гамбита в закрытых дебютах отличаются от открытых: здесь пешка жертвуется, чтобы не атаковать короля, она быстро восстанавливается и очень часто черные отказываются ее есть (наиболее частый ответ 2 . e6, что приводит к ферзевому гамбиту отказался).

Персидско-арабская версия

Если заглянуть в этимологические словари, то почти все из них скажут, что слово шахматы произошло из арабского языка. В нем слова «шах» и «мат» буквально означают «король погиб».

Но эта версия подвергается сомнениям, если перейти от русскоязычных словарей к арабским или персидским. В них слова «мат» в значении «смерть, умер» не существует. Оно переводится как «владыка». Соответственно сочетания «шах мат» тоже нет, ведь это два практические аналогичных слова в персидском и арабском наречиях.

В арабском языке слово «шах» означает титул. Его можно сравнить с русскоязычными «царь», «государь» или словами из иных языков — «мандарин», «император», «хан». Если изучить нормы арабского языка, то выяснится, что фраза «владыка (шах) умер» будет звучать как «матааш шах», а не «шах мат». Соответственно, в русский язык слово шахматы не могло прийти из персидского или арабского языка, поскольку в тех регионах словосочетание «шах мат» просто никогда не употреблялось.

К тому же, сама игра в шахматы на арабском и персидском наречиях называется «чатранг». Но и оно не является производным этих языков. Это заимствование из санскрита. В Индии созвучное слово «чатуранга» означает «4 рода войск».

Цена фигуры

Ввиду того, что слово «гамбит» означает принесение в жертву малоценного во имя получения преимущества в перспективе, то разберемся с ценностью фигур.

Шахматные фигуры подразделяются на:

  • легкие, к которым относятся конь и слон;
  • тяжелые, представленные ладьей и ферзем;
  • фигуры особой ценности, которые представлены королем: он не является ни легкой, ни тяжелой фигурой;
  • просто пешка, у которой также отсутствует категория.

Здесь имеется одна тонкость: в шахматах фигурой можно именовать все, кроме пешки, и когда при описании партии употребляют фразу «произошла потеря фигуры», то имеется в виду, что была сдана любая фигура из вышеперечисленных, но не пешка.

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

Открытые дебюты

Чаще всего в играх начинающих шахматистов встречаются дебюты открытого типа. В них и белые, и черные полны решимости как можно скорее вывести свои фигуры в центр и сделать рокировку. Кроме того, в открытых дебютах легче начать атаку на короля в начале и в середине игры.

Итальянская партия

Самый популярный открытый дебют среди начинающих шахматистов — итальянская партия. Однако даже профессиональные игроки часто используют этот дебют.

Получается ходами:

1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3. Сс4 Сс5.

Кроме того, возможны несколько вариантов: белые могут сразу рокироваться или начать борьбу за центр ходом c3; также существуют варианты гамбита, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4.b4).

именно в открытых дебютах чаще всего встречаются ходы. Слово «гамбит» происходит от итальянского «дать гамбетто» — заменить подножку. Идея гамбитов состоит в том, чтобы пожертвовать некоторый материал (чаще всего пешку), чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.

Защита двух коней

Дебют очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защитой двух коней.

Из названия следует, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:

1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3. Cc4 Cf6.

Шахматистам-любителям, разыгрывающим этот вариант черными, следует быть готовым заманить в ловушку ход белых 4. Ng5 с угрозой поставить вилку ходом Nf7. Очевидно, что опытные шахматисты, использующие этот вариант, знают способ защиты: 4 . d5, блокируя белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5 и Ka5 6. Bb5 c6.

Однако в партиях начинающих шахматистов очень часто можно встретить то, что черные не находят такого способа защиты, на пятом ходу они берут вилку и теряют ладью. Чтобы этого не произошло, обязательно ознакомьтесь с ловушками того варианта, который вы используете, и остерегайтесь угроз вашего оппонента.

Испанская партия

Еще один очень популярный открытый дебют — испанская игра. Эта открытость чаще всего встречается в играх великих мастеров.

Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые ставят своего слона на поле b5:

1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3. Сиб5.

Этот дебют в меньшей степени направлен на быструю атаку, поскольку слон не атакует поле на f7, но белые полагаются на позиционное давление на пешку e5 и связку коня на c6. Варианты испанской партии анализируются вплоть до 20-30 ходов и часто сводятся к переходу в позднюю игру с небольшим преимуществом белых. Основоположником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.

Шотландская партия

Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия наглядно это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимум борьбы за миддлы уже на третьем ходу:

1.e4 and5
2. Cf3 Cc6
3.d4.

Белые уже заняли центр двумя пешками, и черные должны захватить пешку d4, прежде чем они уничтожат пешку e5 или захватят пространство d5. Основные ответвления дебюта появляются после 3 . и 4. Nd4. Размен коней на черных невыгоден, так как тогда белый ферзь займет центральное поле d4, откуда ее трудно гнать и откуда она будет давить на пешку g7, не давая слону развиваться.

Часто черные отвечают 4… Nf6 или 4… Nc5. Во многих вариантах шотландской игры белые предпочитают подолгу рокироваться и атаковать со стороны короля.

Т[]

  • Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  • Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («Отвлечение», «Завлечение», «Уничтожение защиты» и пр.).
  • Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Буддийская версия

Жители Индии называют игру на черно-белой доске «шаматхой». То есть, фундаментальное действо, сочетающее в себе ритуальные и созерцательные практики. Шаматха для сторонников буддизма — это способ развить в себе навыки понимания и глубокого видения (прозрения). Практика шаматха в буддизме — это некое ответвление медитации, направленное на освобождение разума, способ скинуть оковы бренного тела и освободить мысли, разрешив их свободный полет.

В древности индусы по окончанию игры произносили слово «шаматха», которое означало, то они достигли просветления и поняли ход мыслей соперника. И именно это слово перевели среднеазиатские лингвисты. Они уже слышали ранее слова «шах» и «мат» в странах Востока, поэтому неверно расставили буквы. Отсюда и пошло название «шахматы».

Шахматный дебют

Упоминая о гамбите, известный советский шахматист Давид Бронштейн давал этому дебютному приему не просто высокую, а исключительную оценку, признавая его определяющее значение для исхода партии. Поэтому разбор тонкостей этого приема будет не лишним.

Начнем с того, что гамбит в шахматах не означает одну-единственную классическую комбинацию. На протяжение многовековой истории этой игры мастерами открыто множество вариантов дебюта, которые сегодня носят имена как своих создателей, так и мест, где одна из комбинаций была впервые продемонстрирована. Существуют гамбиты Морра и Пирса, а также Сицилианский, Волжский, Будапештский и другие гамбиты.

Кроме того, в зависимости от пожертвованной фигуры или реакции противника на гамбитный прием, известны королевский, ферзевый, принятый и отказанный гамбиты, а также контр-гамбит.

История происхождения

Существительное «гамбит» относится к мужскому роду, является неодушевленным, склоняется по падежам как в единственном, так и во множественном числах. При морфологическом разборе выделяется корень «гамбит» и нулевое окончание. Ударение ставится на втором слоге на гласной букве «и». От слова «гамбит» происходит прилагательное «гамбитный».

Имеющееся французское слово gambit происходит, в свою очередь, от итальянского выражения dare il gambeto, что означает «подставить ногу». Имеет несколько переносных значений.

Первое относится к шахматам, а второе — к скачкам, в которых принимающие участие лошади несут нагрузку, прямо пропорциональную их выносливости.

Таким образом, если подвести итог, то гамбит — это жертва незначительным во имя планируемого выигрыша.

О[]

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: